Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПЛАТФОРМЫ CANVA'

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПЛАТФОРМЫ CANVA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова Кристина Юрьевна

[Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики] Одной из основных тенденций современного образования является активное внедрение информационных технологий. Для полноценного развития личности учащегося крайне важно использовать не только техническую составляющую информатизации, но и творческую. Эффективность обучения во многом зависит от того, какой наглядный материал используется педагогом. Презентации, игровые задания, интерактивные учебники, инфографика и многое другое требует яркого, качественного, понятного графического решения. Все эти возможности предоставляет созданный в 2012 г. в Австралии графический редактор CANVA. В рамках настоящей статьи будут рассмотрены возможности платформы CANVA в обучении монологической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майорова Кристина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING MONOLOGUE WITH CANVA'S MIND MAP AT EFL CLASSES

[Round table of the LPO Institute: Actual questions of modern linguistics] One of the main trends in modern education is the active introduction of information technology. For the full development of the student’s personality it is extremely important to use not only the technical component of informatization, but also the creative component. The e ectiveness of training depends largely on what visual material is used by the teacher. Presentations, game tasks, interactive textbooks, infographics, and much more require a bright, high-quality, understandable graphic solution. All these possibilities are provided by the graphic editor CANVA created in Australia in 2012. This article will review the possibilities of CANVA platform in teaching monological speech.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ПЛАТФОРМЫ CANVA»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 214—217.

Economic and Social Research. 2022. No. 2 (34). P. 214—217.

УДК 372.881.111.1

doi: 10.24151/2409-1073-2022-2-214-217

Обучение школьников иноязычной монологической речи с помощью интеллект-карт платформы CANVA

Кристина Юрьевна Майорова

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия kristina.mayorowa2017@yandex.ru

Аннотация. Одной из основных тенденций современного образования является активное внедрение информационных технологий. Для полноценного развития личности учащегося крайне важно использовать не только техническую составляющую информатизации, но и творческую. Эффективность обучения во многом зависит от того, какой наглядный материал используется педагогом. Презентации, игровые задания, интерактивные учебники, инфографика и многое другое требует яркого, качественного, понятного графического решения. Все эти возможности предоставляет созданный в 2012 г. в Австралии графический редактор CANVA. В рамках настоящей статьи будут рассмотрены возможности платформы CANVA в обучении монологической речи.

Ключевые слова: монологическая речь, интеллект-карта, иноязычная коммуникативная компетенция.

Для цитирования: Майорова К. Ю. Обучение школьников иноязычной монологической речи с помощью интеллект-карт платформы CANVA // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики]. 2022. № 2 (34). С. 214-217. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-214-217

Teaching monologue with CANVA's mind map at EFL classes Kristina Yurievna Maiorova

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia kristina.mayorowa2017@yandex.ru

Abstract: One of the main trends in modern education is the active introduction of information technology. For the full development of the student's personality it is extremely important to use not only the technical component of informatization, but also the creative component. The effectiveness of training depends largely on what visual material is used by the teacher. Presentations, game tasks, interactive textbooks, infographics, and much more require a bright, high-quality, understandable graphic solution. All these possibilities are provided by the graphic editor CANVA created in Australia in 2012. This article will review the possibilities of CANVA platform in teaching monological speech.

Keywords: monologue, mind map, foreign language communicative competence.

For citation: Maiorova K. Yu. Teaching monologue with CANVA's mind map at EFL classes. Economic and Social Research [Round table ofthe LPO Institute: Actual questions ofmodern linguistics], 2022, no. 2 (34), pp. 214-217. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-214-217

Одной из главных задач, решаемых на сегодняшний день образованием, является обеспечение условий, способствующих личностному развитию учащихся в процессе продуктивной учебной деятельности. Одним из условий достижения данной цели является формирование у школьников автономии [1], при этом интеллект-карты могут использоваться в качестве средства самоорганизации и самоконтроля, упорядочения мыслительного процесса при составлении монологического высказывания на иностранном языке.

В научно-исследовательской литературе монологическое высказывание рассматривается как вербальная форма продуктивной речевой деятельности, обращенная к собеседникам, характеризующаяся развернутостью или непрерывностью высказывания. Порождение высказывания является сложным процессом как на иностранном, так и на родном языке, так как предполагает активизацию в речи приобретенных ранее умений — «извлечение из памяти лексических и фразеологических единиц относительно обсуждаемого понятия, предметного и коммуникативного содержания» [2], соблюдение логики и непрерывности, смысловой законченности, коммуникативной направленности.

Обучение монологическому высказыванию базируется на навыках и умениях, сформированных на первоначальном этапе обучения, включающих описание, сообщение, рассказ, рассуждение в рамках бытовой, учебно-познавательной и социальных сфер деятельности человека.

Обучение школьников иноязычной монологической речи, как уже говорилось выше, достаточно сложный процесс. Трудности связаны с одной стороны, со слож-

ностью составления монологического высказывания — соблюдения логики, высказывания собственной точки зрения, приведения аргументации, иллюстративных примеров; с другой стороны, разным уровнем подготовки обучающихся одной группы, ограниченным набором языковых средств, неспособностью компенсировать их недостаток.

Одним из эффективных способов работы при формировании иноязычной коммуникативной компетенции является применение интеллект-карт, сочетающих в себе широкие возможности для обучения, развития и стимулирования мотивации к изучению английского языка. Ю. А. Власова считает, что навыки, приобретенные в результате использования интеллект-карт, помогут ученикам не только в усвоении материала, они станут тем фундаментом, на котором сформируется личность, способная мыслить творчески и созидать разумно.

Рассмотрим организацию работы по использованию интеллект-карт в процессе обучения говорению. Рассмотрим возможности использования интеллект-карт при знакомстве с новой темой Learning more about London [3].

На первом этапе педагог знакомит учащихся с темой урока и задает вопрос: "You know that the capital of England is London. What associations do you have with this city?". Все ответы учащихся должны фиксироваться учителем на доске. Так, ученики могут называть следующие слова, ассоциирующиеся у них с Лондоном: lord, rains, Sherlock Holmes, aristocrat. Associations for the word "London": England city capital of Great Britain Paris queen country tower rain English clock bridge big fog Britain Ben island English people language

Thames live prince bus people song Europe travel river flag palace beauty long tea Tower of Albion king. Параллельно с учителем ученики на своих местах, создают рисунок, используя платформу CANVA [4].

CANVA — это онлайн-сервис для создания элементов графического дизайна. Работа в этом сервисе основана на использовании готовых шаблонов в качестве «канвы» для создания собственного дизайна.

Ключевое преимущество данного редактора заключается в его простоте.

Второй этап работы включает разъяснение педагогом цели создания интеллект-карты — составить рассказ, опираясь на созданный рисунок.

Для проверки фоновых знаний обучающихся о столице Великобритании учитель задает вопрос:

What can you say about the capital of the UK?

Ученики генерируют свои идеи, учитель их записывает на доске:

It's very beautiful.

London is different to other cities.

London has different types of buildings.

Последующие ответвления, характеризующие аспекты Лондона, составляются подобным образом.

Таким образом, в результате вопросно-ответной игры рисуется интеллект-карта по теме London.

Последний этап является основным. Этот этап предполагает устное высказывание по созданной учениками интеллект-карте. Интеллект-карта в данном случае является опорой для ученика. Сильные учащиеся могут и не воспользоваться своей интеллект-картой, но слабые обучающиеся обязательно будут опираться на свою карту [5].

Чтобы повысить мотивацию к говорению, важно озвучить критерии оценивания [6]. Для этого можно дать право ученикам самим выделить критерии оценки. Обычно учащиеся предлагают такие критерии, как количество предложений в рассказе и ис-

пользование новой лексики. На этом этапе нельзя забывать о том, что основное внимание уделяется говорению, а не интеллект-карте, ведь она служит в качестве плана, вербальной опоры. В данном случае мы определяем интеллект-карту как статичную опору обучения монологу на английском языке, которая визуализирует ментальную организацию вербальных и невербальных элементов в смысловом пространстве разговорной темы в виде открытой разветвленной схемы.

В заключение можно сделать следующие выводы.

При использовании интеллект-карт для формирования навыков монологической речи, в зависимости от уровня владения иностранным языком, продолжительности выступления, для закрепления изучаемых языковых единиц обучающимся предлагается: коллективная разработка карты к первому тексту, составление сообщения по тексту на основе карты, составление индивидуальных карт к другому тексту; воспроизведение сообщения с опорой на интеллект-карту. Далее выполняются упражнения, нацеленные на создание собственного устного сообщения: выбор темы сообщения осуществляется в рамках изучаемого раздела дисциплины; формулируется идея сообщения, которой хотелось бы поделиться; продумывается структура высказывания (продумывается введение и заключение сообщения, побираются вводные фразы, составляются вопросы); формулируются 2-3 тезиса, раскрывающие идею; при необходимости составляется полный текст сообщения либо ментальная карта.

Критерии оценки монологического высказывания, заявляемые заранее, включают: выбор идеи, фонетическое, лексическое и грамматическое соответствие языковым нормам, наличие структуры сообщения, раскрытие тезисов, коммуникативные приемы работы с аудиторией, невербальное поведение, соблюдение временного лимита.

Преимущество использования созданных на платформе CANVA интеллект-карт

состоит в возможности их дальнейшего расширения и дополнения. Так, применительно к рассмотренному выше примеру на следующих уроках педагог дает задание по работе с текстом. Выполняя задание педагога, учащиеся могут открыть созданную на платформе CANVA интеллект-карту и продолжить вносить в нее новые слова и словосочетания. На этапе контроля говорения созданная интеллект-карта поможет учащимся.

Таким образом, создание интеллект-карт на платформе CANVA способствует повышению эффективности обучения школьников иноязычной монологической речи.

Список источников

1. Байдикова Н. Л. Характеристики продуктивной учебной деятельности студентов вузов // Наука и школа. 2017. № 6. С. 85-89.

2. Английский язык: Английский с удовольствием Enjoy English: учебник для 5 кл. общеобра-зоват. учр. / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. Обнинск: Титул, 2013. 208 с.

3. Власова Ю. А., Зайцева А. В. Мониторинг сформированности социально- коммуникативных компетенций с использованием метода интеллект-карт // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 6. С. 24—26.

4. CANVA [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.canva.com/ru_ru/ (дата обращения: 07.04.2022).

5. Захарова А. В. Организационно-педагогические условия применения интеллект-карт для обучения говорению на уроках иностранного языка // Психологическая и педагогическая основа современной образовательной среды: сб. ст. Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2019. С. 58—61.

6. Давиденко Е. С. Использование информационных карт для подготовки студентов к иноязычному профессиональному общению // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 12 (672). С. 124-132.

References

1. Bajdikova N. L. Harakteristiki produktivnoj uchebnoj dejatel'nosti studentov vuzov // Nauka i shkola. 2017. № 6. S. 85-89.

2. Anglijskij jazyk: Anglijskij s udovol'stviem Enjoy English: uchebnik dlja 5 kl. obshheobrazovat. uchrezh. / M. Z. Biboletova, O.A. Denisenko, N. N. Trubaneva. Obninsk: Titul, 2013. 208 s.

3. Vlasova Ju. A., Zajceva A. V. Monitoring sfor-mirovannosti social'no- kommunikativnyh kompe-tencij s ispol'zovaniem metoda intellekt-kart // Pro-fessional'noe obrazovanie i rynok truda. 2014. № 6. S. 24-26.

4. Canva [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.canva.com/ru_ru/ (data obrashhemja: 07.04.2022).

5. Zaharova A. V. Organizacionno-pedagogi-cheskie uslovja primenenja intellekt-kart dlja obu-chenjja govorenju na urokah inostrannogo jazyka // Psihologicheskaja i pedagogicheskaja osnova sovre-mennoj obrazovatel'noj sredy: sb. st. Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Ajeterna, 2019. S. 58-61.

6. Davidenko E. S. Ispol'zovanie informacionnyh kart dlja podgotovki studentov k inojazychnomu pro-fessional'nomu obshhenju // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. № 12 (672). S. 124-132.

Информация об участнике

Майорова Кристина Юрьевна — магистрант, Институт ЛПО, 2 курс, группа Л-22М, профиль «Инновационная лингводи-дактика», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, 1).

Information about participant

Kristina Yurievna Maiorova — master's student, LPO Institute, 2nd year, group L-22M, profile «Innovative Linguodidactics», National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию 04.05.2022.

The article was submitted 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.