Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / LMS / MOODLE / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глущенко Артем Владимирович

[Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики] Современная среда образования в Российской Федерации диктует новые условия, в которых приходится работать преподавателям и учиться студентам. За 2019-2021 гг. COVID-19 поощрял многие вузы переводить свои программы обучения в асинхронную онлайн-среду, что отражается на количестве аудиторных часов. Эффективная организация качественного урока по аудированию в цифровой среде - важная проблема в современном преподавании иностранных языков. Ее можно решить при помощи систем LMS (систем управления обучением), а именно Moodle - бесплатного, автономного и расширяемого продукта. В данной статье рассматривается потенциал использования Moodle для обучения аудированию иноязычного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глущенко Артем Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING LMS MOODLE TO DEVELOP FOREIGN LANGUAGE LISTENING SKILLS

[Round table of the LPO Institute: Actual questions of modern linguistics] The modern education environment in the Russian Federation has seen new conditions in which teachers and students need to work and study. During the COVID-19 pandemic of 2019-2021, many higher education institutions moved their curricula to an asynchronous online environment, which lowered the number of classroom hours. The issue of the effective organization of quality listening lessons in a digital environment is an important challenge in modern foreign language teaching. The research shows that the issue can be solved using LMS (Learning Management Systems), namely Moodle - a free, self-hosted, and extensible platform. This article explores the potential of using Moodle to teach listening at EFL classes.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ LMS MOODLE ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА»

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2022. № 2 (34). С. 198—201.

Economic and Social Research. 2022. No. 2 (34). P. 198—201.

УДК 372.881.111.1

doi: 10.24151/2409-1073-2022-2-198-201

Использование LMS Moodle для развития умений аудирования

иноязычного текста

Артем Владимирович Глущенко

Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия bleakgrey@gmail.com

Аннотация. Современная среда образования в Российской Федерации диктует новые условия, в которых приходится работать преподавателям и учиться студентам. За 2019— 2021 гг. COVID-19 поощрял многие вузы переводить свои программы обучения в асинхронную онлайн-среду, что отражается на количестве аудиторных часов. Эффективная организация качественного урока по аудированию в цифровой среде — важная проблема в современном преподавании иностранных языков. Ее можно решить при помощи систем LMS (систем управления обучением), а именно Moodle — бесплатного, автономного и расширяемого продукта. В данной статье рассматривается потенциал использования Moodle для обучения аудированию иноязычного текста.

Ключевые слова: аудирование, LMS, Moodle, иноязычная коммуникативная компетенция.

Для цитирования: Глущенко А. В. Использование LMS Moodle для развития умений аудирования иноязычного текста // Экономические и социально-гуманитарные исследования. [Круглый стол Института ЛПО: Актуальные вопросы современной лингвистики]. 2022. № 2 (34). С. 198-201. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-198-201

Using LMS Moodle to develop foreign language listening skills

Artem Vladimirovich Glushenko

National Research University of Electronic Technology, Moscow, Russia bleakgrey@gmail.com

Abstract: The modern education environment in the Russian Federation has seen new conditions in which teachers and students need to work and study. During the COVID-19 pandemic of 2019—2021, many higher education institutions moved their curricula to an asynchronous online environment, which lowered the number of classroom hours. The issue of the effective organization of quality listening lessons in a digital environment is an important challenge in modern foreign language teaching. The research shows that the issue can be solved using LMS (Learning Management Systems), namely Moodle - a free, self-hosted, and extensible platform. This article explores the potential of using Moodle to teach listening at EFL classes.

Keywords: listening, LMS, Moodle, foreign language communicative competence.

For citation: Glushenko A. V. Using LMS Moodle to develop foreign language listening skills. Economic and Social Research [Round table of the LPO Institute: Actual questions of modern linguistics] , 2022, no. 2 (34), pp. 198-201. (In Russian). https://doi.org/10.24151/2409-1073-2022-2-198-201

Современная образовательная среда в России стремительно изменяется из-за процессов глобализации, цифровизации, стремительного технического и экономического прогресса, а в образовательных программах отражаются тенденции личностно-деятель-ностной ориентации педагогики.

За последние годы (в особенности во время пандемии СШГО-19 в 2019-2021 гг.) для многих преподавателей стала очевидна проблема в этой сфере: учебные программы всё чаще делают акцент на самостоятельную работу студентов, что сокращает аудиторные часы при большом объеме необходимой для усвоения информации [1, с. 141—142].

Это многократно увеличивает когнитивную нагрузку не только на преподавателей, но и на студентов, которые ввиду изоляции и нерационального распределения времени хуже приобретают новые речевые навыки — компетенцию УК-4 стандарта ФГОС ВО 3++ для бакалавров по неязыковым направлениям, которая позволяет эффективно осуществлять коммуникативный процесс, в том числе и устное общение [2, с. 5].

Современная методика преподавания ИЯ утверждает, что устное общение имеет две стороны — экспрессивную и рецептивную [3, с. 9]. В этом свете рассматривается важность аудирования — рецептивной, сложной мыслительно-мнемической деятельности, связанной с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [4, с. 161]. Аудирование с полным пониманием содержания и смысла прослушанного текста, по утверждению П. К. Бабинской, — наиболее полезный и самый сложный вид аудирования, который ставит задачу как можно точнее уловить смысл текста и подразумевает

адаптированные под уровень учащихся (или немного выше этого показателя) тексты [5, с. 93]. Кроме аудирования с полным пониманием выделяются такие виды, как аудирование с пониманием частичной и основной информации.

Для обучения любому виду аудирования широко применяются как звукотехнические ТСО (мобильный телефон, диктофон, различные проигрыватели), так и средства программированного обучения (ПК, ноутбуки, микрокомпьютеры) [6, c. 238]. Сегодня одним из эффективных инструментов организации обучения является LMS (Learning Management System) — система управления обучением [7, с. 57—58].

Согласно компании iSpring, одного из поставщиков облачных решений LMS, их продукцией воспользовались по меньшей мере 59 000 клиентов: среди них есть как учебные организации, так и крупные компании, которые ищут решения для эффективного он-бординга (вводного обучения и инструктажей) своих работников. Исходя из определения и описания существующих на рынке LMS можно сделать вывод, что они предлагают решение следующих задач [8]:

• создание единого источника курсов и учебных материалов;

• отслеживание эффективности процесса обучения;

• управление и назначение заданий учащимся;

• выставление оценок, обработка статистики, аналитика.

Наиболее популярным выбором преподавателей стала платформа Google Classroom. Тем не менее она отличается низкой степенью гибкости: в ней существует лишь несколько типов заданий, и к тому же

созданный в ней контент зависит от смежных сервисов Google (Drive, Docs, GMail). Платформа Moodle представляет собой бесплатную альтернативу, которая отличается наличием возможности локальной установки без зависимости от сторонних сервисов, а также возможностью настроить среду для обучения «под ключ» [9].

Анализ научной литературы показывает, что многие вузы давно используют средства LMS для эффективного контроля обучения, но использование Moodle для целенаправленного обучения аудированию является перспективным направлением для обучения студентов в реалиях повсеместной самостоятельной работы и быстро устаревающих материалов как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве.

Moodle позволяет построить курс обучения из «курсов» — блоков активностей, которые развивают те или иные компетенции у учащихся. Курсы, в свою очередь, состоят из «ресурсов» — любой деятельности студентов, посредством взаимодействия с которыми они получают необходимые навыки. Для преподавателя доступно множество типов ресурсов: вики, база данных, анкета, журнал. Каждый тип по-своему полезен и представляет отдельную перспективную тему для исследований, но наиболее необходимую основу для развития навыков аудирования составляют «задания» — цифровая форма традиционных упражнений в методике преподавания ИЯ [10].

Задания могут содержать не только текст, но и медиаконтент (аудио, видео, прочие файлы). Moodle предоставляет множество способов организации упражнений, в том числе для достижения следующих целей [11, с. 5-6]:

• прогнозировать содержание материала из заголовка перед непосредственным прослушиванием текста;

• просматривать аутентичные видеоматериалы (TED-Ed, CNN, BBC);

• перечислять основные верные утверждения о тексте;

• отвечать на вопросы по содержанию текста;

• составлять план прослушанного текста.

Технические возможности Moodle позволяют создать множество языковых и речевых упражнений, а именно: множественный выбор, задания на соответствия, утверждения верно/неверно, а также «clozed», который может содержать в тексте комбинацию выпадающего списка, поля для ввода короткого ответа и (или) числового ответа.

При этом важно подбирать такие контрольные задания, которые будут адекватны объектам контроля аудирования — пониманию значения и пониманию смысла аудируемого текста [12, с. 83].

Таким образом, можно сделать вывод, что Moodle обладает прекрасным дидактическим потенциалом для обучения аудированию иноязычных текстов. Данный продукт бесплатен, автономен, а также предусматривает расширения функционала через «плагины», что оставляет огромный потенциал для будущих исследований на основе Moodle и технологий распознавания речи, антиплагиата и автоматической проверки заданий в свободной форме.

Список источников

1. Ларионова В. А., Семенова Т. В., Мурзахано-ва Е. М, Дайнеко Л. В. Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или какую цену заплатили вузы за дистант // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 141—142.

2. ФГОС ВО++ [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++ /Bak/090301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 08.04.2022).

3. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. 104 с.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2005. 336 с.

5. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учеб. пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013. 285 с.

6. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. М.: Филоматис, 2004. 224 с.

7. Горожанов А. И. LMS Moodle как инструмент разработки курсов иностранных языков -узлов обучающей виртуальной среды // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2016. № 17 (756). С. 55-64.

8. iSpring Home Page [Электронный ресурс]. URL: https://www.ispringsolutions.com/ (дата обращения: 08.04.2022).

9. Moodle Features [Электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org/311/en/Features (дата обращения: 08.04.2022).

10. Moodle Quiz Activity [Электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org/311/en/Quiz_activity (дата обращения: 08.04.2022).

11. Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Обучение аудированию студентов неязыковых специальностей // Преподаватель 21 век. 2019. № 3. С. 72-81.

12. Байдикова Н. Л. Мультидисциплинарный подход к определению объектов контроля аудирования иноязычного тескта // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 76-86.

References

1. Larionova V. A., Semenova T. V., Murzahano-va E. M., Dajneko L. V. Jekonomicheskie aspekty vynuzhdennogo perehoda na distancionnoe obuche-nie, ili kakuju cenu zaplatili vuzy za distant // Voprosy obrazovanija. 2021. №1. S. 141 - 142.

2. FGOS VO++ [Jelektronnyj resurs]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++ /Bak/090301_B_3_15062021.pdf (data obrashhenija: 08.04.2022).

3. Bredihina I. A. Metodika prepodavanija inos-trannyh jazykov: Obuchenie osnovnym vidam reche-voj dejatel'nosti: uchebnoe posobie. Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 2018. 104 s.

4. Gal'skova N. D., Gez N. I. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: Lingvodidaktika i metodika. M.: Akademija, 2005. 336 s.

5. Babinskaja P. K. Prakticheskij kurs metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov: Ucheb. Posobie. Minsk: TetraSistems, 2013. 285 s.

6. Shhukin A. N. Obuchenie inostrannym jazykam. M.: Filomatis, 2004. 224 s.

7. Gorozhanov A. I. LMS Moodle kak instrument razrabotki kursov inostrannyh jazykov - uzlov obucha-jushhej virtual'noj sredy // Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obshhest-vennye nauki. 2016. №17 (756). S. 55-64.

8. iSpring Home Page [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.ispringsolutions.com/ (data obrashhenija: 08.04.2022).

9. Moodle Features [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.moodle.org/311/en/Features (data obrashhenija: 08.04.2022).

10. Moodle Quiz Activity [Jelektronnyj resurs]. URL: https://docs.moodle.org/311/en/Quiz_activity (data obrashhenija: 08.04.2022).

11. Abramova I. E., Shishmolina E. P. Obuchenie audirovaniju studentov nejazykovyh special'nostej // Prepodavatel' 21 vek. 2019. №3. S. 72-81.

12. Bajdikova N. L. Mul'tidisciplinarnyj podhod k opredeleniju obyektov kontrolja audirovanija ino-jazychnogo teskta // Vestnik Vjatskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2020. № 2 (136). S. 76-86.

Информация об участнике

Глущенко Артем Владимирович — магистрант, Институт ЛПО, 2 курс, группа Л-22 М, профиль «Инновационная лингводидак-тика», Национальный исследовательский университет «МИЭТ» (Россия, 124498, г. Москва, пл. Шокина, 1).

Information about participant

Artem Vladimirovich Glushenko — master's student, LPO Institute, 2nd year, group L-22M, profile Innovative Linguodidactics, National Research University of Electronic Technology (Russia, Moscow, Shokin sq., 1).

Статья поступила в редакцию 04.05.2022.

The article was submitted 04.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.