УДК [811.111 '243:378.026.8]: 004.9 DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.018
Е. Н. Григорьева, Е. С. Семенова, В. П. Зайцева
ВЕБ-КВЕСТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Обучение письменной речи на иностранном языке является одной из задач иноязычного образования в силу растущей популярности данного вида речевой деятельности в ходе коммуникации, реализующейся в процессе профессионального и личного Интернет-общения в социальных сетях, по электронной почте.
Авторы статьи освещают основные теоретические и практические аспекты обучения письменной речи студентов языковых факультетов вуза посредством веб-квеста: особенности письма как вида речевой деятельности, систему упражнений для обучения письменной речи на английском языке.
В ходе исследования преподаватели анализируют основные платформы для создания веб-квеста, выявляют их преимущества и недостатки при работе над обучением иноязычной письменной речи.
В статье также приводятся практические результаты экспериментальной работы, проведенной со студентами языкового факультета вуза, в ходе которой был апробирован разработанный составителями комплекс упражнений для обучения письменной речи на английском языке на основе веб-квестов.
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, обучение англоязычной письменной речи, веб-квест, речевая деятельность, межкультурная коммуникация.
Е. N. Grigoryeva, Е. S. Semenova, V. P. Zaytseva
WEB QUEST AS A MEANS OF DEVELOPING LINGUISTICS STUDENTS' SKILLS AND ABILITIES OF ENGLISH-LANGUAGE WRITING
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. Teaching writing in a foreign language is one of the tasks of foreign language education because of the growing popularity of this type of speech activity in the course of foreign language communication, implemented through professional and personal Internet communication in social networks, e-mail.
The authors of the article cover the main theoretical and practical aspects of teaching writing with the help of web quest: peculiarities of writing as a type of speech activity, the system of exercises for teaching writing in English.
In the study the authors analyze the main platforms for creating a web quest, identify their advantages and disadvantages when working on teaching foreign language writing.
The article also presents the practical results of the experimental work, during which a set of exercises developed by the authors for teaching writing with the help of web quests was tested.
Keywords: teaching foreign languages, teaching English-language writing, web quest, speech activity, intercultural communication.
Введение. Одной из составляющих межкультурного общения является письменная речь. Практическая значимость письменной коммуникации не может недооцениваться в условиях таких современных коммуникативных средств, как электронная почта, социальные сети и т. п. Именно поэтому важно в обучении иностранному языку создавать наиболее подходящие условия и использовать эффективные методы и приемы для овладения умениями и навыками иноязычной письменной речи.
Одной из эффективных технологий обучения письму, на наш взгляд, является веб-
квест.
Цель данной работы - разработать и апробировать комплекс упражнений на развитие умений и навыков англоязычной письменной речи на основе технологии веб-квеста для студентов языковых факультетов вуза.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: системное и регулярное применение комплекса упражнений для обучения англоязычной письменной речи на основе веб-квестов позволит повысить уровень сформированное™ навыков и умений англоязычной письменной речи у студентов.
Достижение поставленной цели представляется нам возможным, если в ходе работы будут решены следующие задачи:
- исследовать методические основы обучения иноязычной письменной речи;
- рассмотреть особенности веб-квеста как технологии обучения письму;
- провести и описать экспериментальную работу по внедрению в учебный процесс веб-квеста как средства развития умений и навыков англоязычной письменной речи;
- провести анализ результатов экспериментальной работы по развитию умений и навыков письменной речи на основе веб-квестов.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблеме обучения письменной речи на иностранном языке посвящены работы Н. А. Аделыпиной, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. В. Горбуновой, Н. А. Султановой, А. И. Иванченко, Е. А. Ильиной [4], А. Р. Лурии, А. А. Паниной, Е. И. Пассова, Е. Н. Солововой [9], А. А. Леонтьева [5], А. Н. Щукина, А. А. Рыбкиной [8] и др.
В научной литературе также имеются труды о веб-квесте как педагогической технологии (работы Е. И. Багузиной [2], О. Н. Бобровских, Я. С. Быховского, С. В. Напалкова, М. Ю. Чернояровой [10] и др.), о методическом потенциале веб-квеста как средства обучения иностранным языкам (Е. С. Полещук, Ж. И. Садовской, Е. М. Шульгиной, Б. Додж, Н. Хокли). Однако проблема методики обучения англоязычной письменной речи средствами веб-квеста студентов языковых факультетов вуза, на наш взгляд, еще не нашла должного отражения в педагогической, методической и психологической литературе и является актуальной.
Материал и методы исследования. В ходе исследования нами был использован комплекс взаимодополняющих методов педагогического исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме применения веб-квеста как средства обучения англоязычному письму, анализ требований типовых образовательных программ по английскому языку, опрос преподавателей английского языка, анализ существующих Интернет-платформ для создания веб-квестов с целью определения наиболее оптимальной для формирующего этапа экспериментальной работы, методы статистической обработки информации, анализ результатов экспериментальной работы, обобщение и синтез.
Результаты исследования и их обсуждение. Овладение умениями и навыками письменной речи является важным компонентом изучения иностранных языков. Обучение письму является одной из целей обучения иностранным языкам на всех этапах получения иноязычного образования. Данный вид деятельности на языковых факультетах
в вузе предполагает, что студенты должны быть способны применять письменную речь в качестве средства для коммуникации.
А. Н. Щукин определяет письменную речь как вид речевой деятельности, основная цель которой заключается в передаче информации в письменной форме в зависимости от ситуации общения [11]. Основные особенности письменной речи, традиционно отмечаемые методистами, - организованность, нормативность, структурированность, информативность, автономность, отсутствие контакта с адресатом и мгновенной обратной связи [9].
Каждая ступень обучения иностранному языку предполагает способность овладения написанием определенных видов текстов.
Ю. Ю. Маркова выделяет следующие умения, которыми должны овладеть студенты к моменту завершения ООП (уровень бакалавриата направления подготовки «Лингвистика»): написание деловых писем, докладов и сообщений, рецензий, обзоров, разных видов эссе, коротких статей на профессиональные и социальные темы [6]. Иными словами, уровень владения навыками письменной речи студентов филологического профиля должен соответствовать уровням С1 и С2 по общеевропейской шкале [7].
Достижение этих программных требований на языковых факультетах возможно с помощью упражнений, направленных на обучение письму. Условно эти упражнения можно разделить на тренировочные и речевые. При выполнении студентами тренировочных упражнений происходит овладение языковым материалом в графике и орфографии, подготовка к выражению мыслей на письме. Они включают в себя задания на подстановку, трансформационные упражнения, упражнения на отбор, на конструирование, на комбинирование, на сокращение, на расширение, переводные упражнения и т. п.
Речевые упражнения направлены непосредственно на формирование и развитие у студентов умений и навыков письменного высказывания: грамотное изложение мыслей в письменной форме, аргументация собственной точки зрения, построение логически связного высказывания и т. д. Для этого выполняются такие задания, как написание эссе, сочинений, изложений, аннотаций, реферирование статей и т. п.
Оптимальной платформой для реализации традиционной поэтапной системы упражнений, посвященной обучению иноязычному письму, на наш взгляд, является веб-квест. Термин «квест» происходит от английского слова «quest» («поиск»). Прародителем квестов стала компьютерная игра «Colossal Cave Adventure» для ЭВМ программиста У. Кроутера, по сюжету которой персонаж игры должен был выполнять определенные задачи, находясь в огромной пещере.
На сегодняшний день в ряде исследований можно наблюдать различное толкование данного термина: под веб-квестом понимаются Интернет-сайты, которые посещают обучаемые для выполнения определенного задания [3], «проблемное (проектное) задание с некоторыми элементами ролевой игры, которое возможно выполнить с использованием информационных материалов сети-Интернет» [1] и др. Мы понимаем под веб-квестом образовательную технологию, которая заключается в отборе, систематизации и представлении обучаемым тематической информации с последующей системой заданий в активном применении данной информации. Представление веб-квеста в виде педагогической технологии, по нашему мнению, позволяет рассмотреть его как детально продуманную поэтапную модель коллективной или индивидуальной деятельности, позволяющей планировать, организовывать и реализовывать целенаправленный образовательный процесс, а также дать оценку итоговым результатам, которые были достигнуты студентами в ходе решения определенной проблемной задачи.
Обучение письменной речи средствами веб-квестов может происходить с использованием упражнений на развитие контролируемого, направляемого и свободного письма.
На констатирующем этапе экспериментальной работы мы провели опрос преподавателей иностранного языка вузов г. Чебоксары с целью выявления современного состояния проблемы исследования. В опросе участвовали 25 преподавателей Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. Было выявлено, что большинство педагогов (85 % респондентов) не удовлетворены количеством заданий для развития навыков и умений англоязычной письменной речи в применяемых ими УМК по иностранному языку. Веб-квест считают эффективным средством обучения письменной речи 90 % опрошенных преподавателей, при этом лишь 5 % респондентов используют его в учебном процессе. Остальные 95 % опрошенных назвали ряд причин, по которым они не используют эту технологию для обучения письму. Среди них такие причины, как нехватка времени (90 %), недостаточная техническая подготовка (75 %), отсутствие необходимой методической подготовки (40 %). Проведенный опрос преподавателей подтвердил актуальность проблемы применения веб-квеста в качестве средства обучения и наметил направление дальнейшей работы над данным вопросом.
В ходе экспериментальной работы нами был разработан и апробирован комплекс упражнений для обучения письменной речи студентов на основе веб-квестов. Для этого мы проанализировали различные существующие платформы для создания веб-квестов (Zunal, QuestGarden, Learnis, Googlesites, Jimdo, Padlet и др.) с целью определить наиболее оптимальную платформу для создания веб-квестов, направленных на обучение письменной речи. Основными критериями при выборе веб-сервиса для нас явились следующие: простота интерфейса, возможность размещения разнообразных письменных заданий, возможность контроля выполнений заданий студентами, отсутствие необходимости предварительной регистрации всех обучаемых, невзимание платы за пользование платформой. Проведенный на основе данных критериев анализ платформ показал, что наиболее оптимальным для нас будет сервис Padlet, на базе которого мы и решили разработать наши веб-квесты для обучения студентов англоязычной письменной речи. Мы предположили, что Padlet, являясь интерактивной онлайн-доской, может быть использован нами в качестве платформы для веб-квеста, т. к. он предоставляет возможность контроля выполнения учениками заданий, наблюдения за их прогрессом. Определяющим фактором при выборе указанного сервиса для нас оказалась возможность организации на данной платформе не только индивидуальной, но и коллективной деятельности студентов в режиме реального времени, а также тот факт, что обучаемые могут сами дополнять материал доски. Например, студенты могут совместно вести блог, работать над какой-то темой вместе, оставлять письменные заметки.
В экспериментальной работе по апробации разработанных нами веб-квестов, направленных на обучение иноязычной письменной речи, участвовали студенты Чувашского государственного педагогического университета г. Чебоксары. На констатирующем этапе эксперимента нами была проведена диагностика исходного уровня сформированности умений и навыков письменной речи, которая выявила примерно одинаковый исходный уровень владения письменной речью студентами экспериментальной и контрольной групп (3,1 балла и 3,2 балла соответственно).
На формирующем этапе экспериментальной работы мы разработали и апробировали комплекс упражнений по развитию навыков и умений письменной речи студентов языкового факультета с использованием технологии веб-квест. Мы внедрили в учебный процесс шесть веб-квестов по программным темам учебного семестра.
Работа с каждым веб-квестом включала следующие этапы: «Introduction (введение)», «Task (задание)», «Process (процесс)», «Evaluation (оценивание)» и «Conclusion (заключение)».
На этапе «Task (задание)» студентам было предложено выполнить небольшое задание в качестве подготовки к дальнейшему процессу: разгадать ребус и определить тему занятия; составить слово из представленных букв; составить предложение, опираясь на изображения. На этапе «Process (процесс)» мы размещали в веб-квестах задания на направляемое и свободное письмо: поставить указанные предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст по теме; составить таблицу; опираясь на следующие изображения, составить текст; написать небольшой текст, используя предложенные слова и выражения; написать письмо своему другу и др. На этапе «Evaluation (оценивание)» мы оценивали работу студентов, используя определенные критерии, которые обязательно заранее им сообщались в разделе «Introduction (введение)». На этапе «Conclusion (заключение)» подводились итоги работы с веб-квестом.
Веб-квесты содержали упражнения на развитие направляемого и свободного письма, при этом носили творческий характер и использовались как на аудиторных занятиях по английскому языку, так и в качестве домашних заданий.
Например, при изучении темы «Медицина» студентам для работы на дому был предложен веб-квест на тему «Healthy Food (Здоровое питание)», в котором была представлена система упражнений, направленная на обучение письменной речи. Учащиеся должны были выполнить творческие условно-речевые и речевые задания на свободное и направляемое письмо: определить индекс массы своего тела, опираясь на инструкцию; выбрать из предложенных в веб-квесте наиболее оптимальную для себя диету; составить ежедневный рацион питания на неделю, опираясь на таблицу калорийности блюд, и др. Представленные в веб-квестах задачи и ситуации являлись аутентичными и были заимствованы из реального межкультурного общения.
В целом апробация разработанного комплекса упражнений проходила успешно, однако встречались и некоторые трудности. В первую очередь, следует отметить сложности с оформлением письменных текстов по свободному и некоторым видам направляемого письма. У студентов часто не хватало лексического запаса, чтобы оформить свою речь в письменное высказывание. Для некоторых обучаемых было характерно отсутствие идей и способов их выражения. Также возникали некоторые трудности технического плана, связанные с доступом к Интернету во время проведения работы с веб-квестом на занятии. Но в целом, несмотря на указанные трудности, проводимая работа была эффективной.
Преимущества применения веб-квеста как средства обучения иноязычной письменной речи оказались очевидными для всех участников экспериментальной работы: студентов и преподавателей. Представление письменных заданий в формате веб-квеста, а не в форме традиционной работы с книгой или тетрадью, оказалось, по нашему мнению, очень удобным, и веб-квест предоставил преподавателю больше возможностей в выборе содержания учебных материалов и форм обучения по сравнению с другими технологиями формирования навыков письменной речи (блог, вики, скрэпбук и др.).
Преподаватель в веб-квесте может разместить сразу несколько ссылок на различные источники, необходимые в работе над изучаемой темой (аудиотексты, видеоматериалы, тексты для чтения и т. д.), в том числе ссылки на аутентичные учебные материалы.
Формат веб-квеста позволил нам разнообразить формы работы над письменной речью. Мы использовали индивидуальные, парные, коллективные формы обучения письму благодаря техническим возможностям веб-квеста (написание (ведение?) личных и коллабора-тивных блогов, сочинение личных писем друг другу, составление рекламных объявлений ит. д.). Применение веб-квестов способствовало развитию навыков самостоятельной работы у студентов, стимулировало интерес, повышая мотивацию к изучению языка в целом.
Результаты постэкспериментальной диагностики показали, что работа по обучению письменной речи средствами веб-квестов позволила повысить уровень навыков и умений
письменной речи в экспериментальной группе с 3,1 балла до 4,7 баллов, то есть положительная динамика в экспериментальной группе составила 1,6 балла, тогда как в контрольной группе - всего лишь 0,4 балла (с 3,2 балла до 3,6 баллов).
Выводы. Сравнительный анализ результатов обеих групп к концу апробации показывает, что динамика уровня сформированное™ навыков письменной речи в экспериментальной группе носит более ярко выраженный характер, чем в контрольной группе. Мы полагаем, что данный результат был получен благодаря внедрению в учебный процесс веб-квеста как средства обучения иноязычной письменной речи.
Результаты итоговой диагностики доказали эффективность разработанных нами веб-квестов. Гипотеза исследования была подтверждена в ходе экспериментальной работы: системное и регулярное применение комплекса упражнений для обучения англоязычной письменной речи на основе веб-квестов будет способствовать развитию навыков и умений данного аспекта обучения иностранным языкам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Багузина Е. И. Веб-квест технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности : дис. канд. ... пед. наук. : 13.00.01. -М.,2012. -238 с.
3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ito.cdu.rU/l 999ЛП/1/30015 .html.
4. Ильина Е. А. Развитие умений письменной речи учащихся средней школы на уроках английского языка // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - № 11(127). - С. 195-198.
5. Леонтьев А. А. Общая методика обучения иностранным языкам : хрестоматия. - М. : Русский язык, 1991.-338 с.
6. Маркова Ю. Ю. Методика развития умений письменной речи студентов на основе вики-технологии (английский язык, языковой вуз) : дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.02. - М. : МГТУ им. М.А. Шолохова, 2011. -197 с.
7. Мерзляков К. А. Метод рецензирования в методике обучения письменной речи на иностранном языке //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2016.-№3.-С. 38-48.
8. Рыбкина А. А. К вопросу обучения продуктивной письменной речи на иностранном языке студентов неязыковых вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 2(30). - С. 101-110.
9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций : пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 238 с.
10. Черноярова М. Ю., Сергеева Н. А., Михайлова Р. В. Квест как инновационная воспитательная технология в условиях современного вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2019. - № 2(102). - С. 230-235.
11. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам : Теория и практика : учебное пособие для преподавателей и студентов. - М. : Филоматис, 2006. - 480 с.
Статья поступила в редакцию 19.04.2021
REFERENCES
1. Azimov Е. G., Shchukin А. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M. : Izdatel'stvo IKAR, 2009. - 448 s.
2. Baguzina E. I. Veb-kvest tekhnologiya kak didakticheskoe sredstvo formirovaniya inoyazychnoj kommunikativ-noj kompetentnosti : dis. kand. ... ped. nauk. : 13.00.01. -M.,2012. -238 s.
3. Byhovskij Ya. S. Obrazovatel'nye veb-kvesty [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://ito.cdu.rU/l 999ЛП/1/30015 .html.
4. Il'ina E. A. Razvitie umenij pis'mennoj rechi uchashchihsya srednej shkoly na urokah anglijskogo yazyka // Vestnik Tambovskogo universiteta. - 2013. - № 11(127). - S. 195-198.
5. Leont'ev A. A. Obshchaya metodika obucheniya inostrannym yazykam : hrestomatiya. - M. : Russkij yazyk, 1991.-338 s.
6. Markova Yu. Yu. Metodika razvitiya umenij pis'mennoj rechi studentov na osnove viki-tekhnologii (an-glijskij yazyk, yazykovoj vuz): dis. ... kand. ped. nauk.: 13.00.02. -M.: MGGUim. M.A. Sholohova, 2011. - 197 s.
7. Merzlyakov K. A. Metod recenzirovaniya v metodike obucheniya pis'mennoj rechi na inostrannom yazyke // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. - 2016. - № 3. - S. 38^8.
8. Rybkina А. А. К voprosu obucheniya produktivnoj pis'mennoj rechi na inostrannom yazyke studentov ne-yazykovyh vuzov // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya : Psihologo-pedagogicheskie nauki.-2016.-№ 2(30).-S. 101-110.
9. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam : Bazovyj kurs lekcij : posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. - 2-е izd. - M. : Prosveshchenie, 2002. - 238 s.
10. Chernoyarova M. Yu., Sergeeva N. A., Mihajlova R. V. Kvest как innovacionnaya vospitatel'naya tekh-nologiya v usloviyah sovremennogo vuza // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2019. -№ 2(102). - S. 230-235.
11. Shchukin A. N. Obuchenie inostrannym yazykam : Teoriya i praktika : uchebnoe posobie dlya prepodava-telej i studentov. - M. : Filomatis, 2006. - 480 s.
The article was contributed on April 19, 2021
Сведения об авторах
Григорьева Елена Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Семенова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой английского языка Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Зайцева Вера Петровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры информатики и информационно-коммуникационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Grigoryeva, Elena Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of English Language, I. Yakovlev CHSPU, Russia; e-mail: [email protected]
Semenova, Elena Sergeevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of English Language, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Zaytseva, Vera Petrovna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Informatics and Information Communication Technologies, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]