Научная статья на тему 'Цифровые технологии на службе у финансового сектора: проблемы и риски. (Обзор)'

Цифровые технологии на службе у финансового сектора: проблемы и риски. (Обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РЫНОК ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКИ / ФИНТЕХИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии на службе у финансового сектора: проблемы и риски. (Обзор)»

ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ

2018.01.012. СЕМЕКО Г.В. ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ У ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ. (Обзор).

Ключевые слова: цифровая революция; рынок финансовых услуг; традиционные банки; финтехи; государственное регулирование финансовой деятельности.

В обзоре анализируются проблемы развития сектора финансовых услуг в условиях цифровой революции, возможности и риски, связанные с появлением высокотехнологичных нетрадиционных финансовых посредников - так называемых финтехов (НпТе^)1, а также вопрос об адаптации системы государственного регулирования, учитывающей происходящие изменения.

Внедрение цифровых технологий, указывает глава банка Франции Ф. Виллеруа де Гало, ведет к изменению бизнес-модели кредитно-финансовых учреждений, которая отныне все больше сосредоточивается на интересах клиентов, а не на предложении новых продуктов (7). Кроме того, появляются инновационные финансовые продукты и радикально меняются способы их потребления. В конечном счете, считает Виллеруа де Гало, цифровые технологии окажут влияние не только на деятельность традиционных финансовых посредников, но и на поведение потребителей.

В сфере розничных банковских платежей цифровые инновации способствовали развитию широкой гаммы альтернативных платежных систем, работающих в качестве поставщиков платеж-

1 FinTech - неологизм от соединения двух слов «financial» и «technology». Обычно так называют компании, которые используют новейшие технологии в сфере финансов, такие как технологии мобильных платежей, онлайн-кредитова-ния, цифровых моментальных денежных переводов и др. В широком понимании финтех включает в себя абсолютно все - от банкоматов до программного обеспечения для управления спот-позициями на фондовом рынке. - Прим. автора.

ных услуг в онлайн-режиме1. В конце 2015 г. во Франции насчитывалось 24 таких учреждения против трех в конце 2010 г.). Однако объем платежей, проходящих через этих новых посредников, остается небольшим (25 млрд евро в 2014 г.) в сравнении с соответствующим показателем основной системы розничных платежей (CORE), созданной пятью ведущими французскими банками (более 5 трлн евро в 2014 г.) (7, с. 8-9).

Цифровые технологии расширили предложение услуг финансирования, в частности мелких, средних и самых маленьких предприятий, благодаря развитию интернет-платформ партисипативного (коллективного) финансирования (краудфандинга, краудлендинга). В начале 2016 г. во Франции насчитывалось 86 платформ парсити-пативного финансирования, а собранные ими денежные средства за 2015 г. достигли 297 млн евро (это вдвое больше, чем годом ранее) (7, с. 9).

Финтехи выступают катализатором глубоких изменений в финансовом бизнесе, обусловленных переходом на новые, цифровые технологии, считают сотрудники Банка Франции, хотя на них в настоящее время приходится пока незначительная доля оборота рынка финансовых услуг (1). Они отличаются от возникших на волне интернет-революции онлайн-банков, которые так или иначе противостоят универсальным банкам, и являются ответом на некоторые «провалы» рынка традиционных финансовых услуг (фрикции, не занятые рыночные ниши и т.д.). Отличия финтехов от традиционных финансовых посредников касаются не столько конечного продукта или услуги, сколько процесса коммерциализации, способа предоставления услуг и бизнес-модели.

Большая часть инвестиций в финтехи сосредоточена в США. Однако в последние годы в странах Европы и Азии наблюдается быстрая экспансия этих участников финансового рынка. Вообще говоря, финтехи быстрее развиваются в регионах мира с высокими темпами экономического роста (например, в Юго-Восточной Азии). Здесь они эффективно используют новые технологии для захвата части рынка, которая еще не охвачена традиционными финансовыми посредниками. По состоянию на конец 2015 г. в мире

1 В соответствии с директивой ЕС от 2007 г. (n°2007/64/CE) для этой категории поставщиков платежных услуг был утвержден особый статус «платежные учреждения» (les établissements de paiement). - Прим. автора.

насчитывалось 1362 финтеха в 54 странах. Суммарные инвестиции в финтехи в мире за 2010-2015 гг. составили 49,7 млрд евро, а в Европе в 2010-2015 гг. - 4,4 млрд евро (6).

По использованию цифровых технологий в сфере банковских услуг ведущее место в Европе занимает Франция. Объем инвестиций в финтехи во Франции вырос с 19 в 2014 г. до 167 млн евро в 2015 г., а численность занятых в этом секторе увеличилась на 31%.

По объему инвестиций в альтернативные финансовые структуры (319 млн евро в 2015 г., что на 318% выше уровня 2013 г.) Франция опережает Германию (249 млн), страны Северной Европы (104 млн) и Центральной и Восточной Европы (89 млн) (6).

Наиболее активно финтехи работают в сфере бесконтактных платежей. Их регулированию посвящены две директивы ЕС - от 2007 (Directive 2007/64/CE) и 2009 г. (Directive 2009/110/CE), которые разрешают таким нефинансовым посредникам осуществлять текущие платежные операции и переводы, обслуживать счета и банковские карты через мобильные приложения и веб-сайты.

Во Франции финтехи активно расширяют свою деятельность, в частности предлагая услуги финансового консультирования, ведения бухгалтерского учета, многоцелевого посредничества и др. Они также проявляют интерес к инвестиционным услугам и страхованию. Участвуя в различных операциях на рынке финансирования, финтехи отдают предпочтение посредничеству и организации прямой связи (через интернет-платформу) между людьми, нуждающимися в деньгах, и потенциальными инвесторами. Развитию этого направления способствовало утверждение в 2014 г. юридических рамок партисипативного финансирования на базе интернет-платформ (т.е. краудфандинга).

Развитие финтехов во Франции поддерживается технологическими факторами, в частности использованием Интернета и мобильной телефонии, технологий облачных вычислений и массивов данных. Вместе с тем доля финтехов на французском рынке финансовых услуг остается низкой: менее 1% суммы новых кредитов и менее 1% объема платежей (1, с. 41). Некоторые финтехи пока не достигли минимальной рентабельности. Однако такая ситуация не должна приводить к преуменьшению значения финтехов как авангарда цифровой революции. С одной стороны, как и Интернет в свое время, цифровые технологии ведут к расширению междуна-

родной экспансии при снижении затрат на нее. С другой - в силу высокой инновационной способности финтехи создают мощный стимул для «цифрового обновления» всего сектора финансовых услуг. Осознавая преимущества использования цифровых технологий, другие финансовые посредники также начинают переосмысливать свою стратегию, расширять инновации и усиливают взаимодействие с финтехами.

По мнению руководителя одного из главных ведомств государственного финансового надзора во Франции Управления по пруденциальному контролю и разрешению конфликтов (Autorité de contrôle prudentiel et de resolution, ACPR) П. Бьянвеню (P. Bienvenu), финтехи прямо и косвенно влияют на трансформацию деятельности банков и страховых компаний (5). По мнению экспертов, появление финтехов и стремление традиционных банков конкурировать с ними будет способствовать улучшению качества финансовых продуктов и услуг и снижению цен на них. Кроме того, новые технологии позволят финансовым учреждениям привести свою деятельность в соответствие с нормативными требованиями.

Главный риск для традиционных банков, считает А. Кло (A. Clot), в прошлом один из руководителей французского банка «Société Générale», а в настоящее время частный венчурный инвестор (бизнес-ангел), участвующий во многих стартапах, и президент ассоциации «FranceFintech»1, - это потеря наиболее рентабельных направлений деятельности; второй риск - потеря значительной части связей с клиентами, а третий - разрушение имиджа (4). К тому же издержки банков, в том числе онлайн-бан-ков, по привлечению новых клиентов регулярно растут: многие вынуждены тратить деньги не только на рекламу и маркетинг, но и на подарки новым клиентам и другие формы их поощрения. Несмотря на все ухищрения, уровень «приверженности своему банку» снижается, а практика использования услуг нескольких финансовых посредников, напротив, расширяется. Согласно опросу «Syntec odoxa numérique» (профсоюза компаний, занятых в сфере цифро-

1 Создана в 2015 г. и объединяет 36 финтехов. Задачи ассоциации - содействовать развитию финтехов во Франции и их продвижению за рубежом, представлять интересы финтехов в государственных инстанциях, СМИ, научных центрах и т.д., распространять знания, компетенции, информацию среди финтехов и др. - Прим. авт.

вых технологий), в 2015 г. 14% французов уже обслуживаются в финтехах, а 40% готовы это сделать (4).

Отношение французов к «своему банку», услугами которого они обычно пользовались, меняется, а из-за сокращения посещений клиентов банки закрывают свои отделения. По плотности сети банковских отделений Франция занимает второе место в Европе, где с 2008 г. было закрыто более 20 тыс. банковских отделений. Во Франции этот процесс получил менее широкий размах, чем в других европейских странах (4).

Банки осознали риски экспансии финтехов и стремятся мобилизовать свои силы. По мнению Ж. Дермина, профессора французской бизнес-школы Г^ЕАЭ (Фонтенбло, Франция), традиционные банки имеют возможности для успешной адаптации к новым технологиям и смогут противостоять конкуренции финтехов в сфере оказания ряда финансовых услуг (3). В прошлом банки смогли успешно это сделать, и, по его мнению, нет никаких оснований полагать, что сейчас банки этого сделать не смогут. Традиционные финансовые учреждения обладают серьезными преимуществами, которых нет у финтехов, - это их знания и компетенции, а также обширные сети отделений, которые обеспечивают поддержание связей с клиентами.

Дермин подразделяет банковские услуги на три категории в зависимости от того, связаны они с электронной обработкой данных, анализом данных или структурой банковского баланса.

Услуги, связанные с электронной обработкой данных (платежи, электронные деньги, брокерские операции, управление финансовыми активами, потребительские кредиты), требуют опыта и знаний прежде всего в области информационных технологий, а не в области банковского дела. Именно поэтому они притягивают новых игроков, растущая численность которых свидетельствует о серьезности угрозы традиционным банкам.

Услуги, связанные с анализом электронных данных (кредиты мелким и средним предприятиям, консультации, управление активами), в отличие от первой категории услуг, предполагают наличие опыта и знаний не только в области технологий, но и в банковском деле. Это особые знания, и специалисты в области электронного анализа данных вряд ли могут легко их освоить.

Третья категория услуг, связанных с банковским балансом (депозиты, кредитные линии), также требует особых знаний в области банковского дела и бухгалтерского учета, а потому высокотехнологичные компании не стремятся внедряться в эту сферу.

Таким образом, наибольшей опасности подвергаются банковские услуги, связанные с обработкой данных; они стали основной «добычей» операторов телефонной связи и интернет-провайдеров. Наиболее рискованные кредитные операции, считает Дермин, останутся на балансе традиционных банков, менее рискованные - станут объектом секьюритизации, а операции с низким риском и надежными активами могут постепенно в значительной части перейти в руки высокотехнологичных компаний, предлагающих услуги партисипа-тивного финансирования на своих интернет-платформах. Энергично внедряясь на рынок платежных услуг, новые игроки могут разрушить связи банков с клиентами и систему одновременной продажи разных продуктов (cross selling). Однако Дермин не уверен в том, что они смогут быстро приобрести опыт и знания банков в области управления активами и консультирования предприятий.

Существует и еще одна возможность, которую могут и уже начали использовать банки и страховые компании, для адаптации к цифровой экономике. Речь идет о развитии сотрудничества с их главными конкурентами - финтехами. Согласно опросу французской компании «Cabinet PwC», входящей в международную сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита «PricewaterhouseCoopers International Ltd», 82% традиционных игроков рынка финансовых услуг (банков и страховых компаний) во Франции планируют в течение ближайших трех-пяти лет установить партнерские отношения с финтехами (2). Такая стратегия носит скорее оборонительный, чем наступательный характер, так как большинство традиционных финансовых учреждений (88%) боятся, что будут вытеснены новыми игроками.

В 2017 г. 45% традиционных финансовых посредников указали, что установили связи с финтехами в качестве клиентов или поставщиков продуктов и услуг. В частности, 31% опрошенных покупают услуги финтехов для улучшения собственной операционной деятельности, а 17% из них продают финтехам свои продукты и услуги. Развитие такого партнерства в дальнейшем будет проходить достаточно интенсивно. 77% традиционных финансовых

посредников планируют до 2020 г. включить в свою производственную модель технологию блокчейн1, а 80% намерены это сделать уже до 2018 г. (2).

Первостепенное значение для эволюции сектора финансовых услуг имеют связи с клиентами и их меняющиеся ожидания, считают эксперты Банка Франции (1). Важно правильно оценить склонность клиентов осваивать новые способы приобретения и потребления финансовых продуктов и услуг. Переход на цифровые технологии может привести к еще большей индивидуализации ожиданий клиентов и предоставляемых им услуг.

Авторы выделяют пять базовых сценариев перестройки традиционного финансового сектора в условиях цифровой революции.

1. Сценарий успешной трансформации (наилучший сценарий) предполагает, что финансовые посредники скорее нацелены на сохранение своих бизнес-моделей за счет внедрения цифровых технологий и внешних инноваций.

2. Сценарий обновления: учитывая очень быстрые технологические изменения, может случиться, что некоторые финансовые посредники потерпят неудачу в бизнесе и будут вытеснены новыми игроками, пришедшими из других секторов экономики (например, телекоммуникаций).

3. Сценарий фрагментации финансовых услуг: вместо того, чтобы вытеснять с рынка традиционные универсальные банки, финтехи сделают ставку на еще большую специализацию, концентрируясь на специфических продуктах и услугах и ограниченных группах потребителей.

4. Сценарий реструктуризации системы посредничества (более прорывной): возникновение интерфейсов и платформ, на которых будут базироваться различные финансовые технологии (такие как робо-эдвайзеры2, чат-боты3, сервисы финансового

1 Блокчейн (ЫосксИат) - программное обеспечение, которое поддерживает работу биткоина. Этот термин более известен как технология распределенных реестров. - Прим. авт.

2 Робо-эдвайзеры (гоЪо-а(1у18оге) - финансовые консультанты, предоставляемые с использованием компьютерных алгоритмов. - Прим. авт.

3

Чат-бот (сЬа1;Ьо1;) - автоматизированная интеллектуальная система общения с пользователями: виртуальный собеседник встраивается в мессенджеры и помогает бизнесу быть ближе к клиентам. - Прим. авт.

коучинга1 и т.п.), приведет к формированию нового слоя посредников между клиентами и финансовыми акторами.

5. Самый революционный сценарий: появление новых технологий соединения клиентов и финансовых акторов (таких как блокчейн) приведет к ослаблению реальных связей между ними. Однако такой сценарий специалистам представляется маловероятным, поскольку он связан с неизбежными изменениями в рисках, а также с провалами рынка и технологическими ограничениями.

Хотя внедрение цифровых технологий позволяет выстроить более эффективные отношения с потребителями и инвесторами, повышает производительность финансовых посредников и благоприятно влияет на конкурентоспособность экономики, оно сопряжено с появлением дополнительных рисков для финансовой стабильности. Эксперты указывают на риски снижения безопасности операций, расширения киберпреступности, отмывания капитала и финансирования терроризма, а также на возможность усиления классических рисков - кредитного риска и риска ликвидности. Высокая скорость использования информации, обеспечиваемая современными технологиями, повышает волатильность рынков и передачу вируса неустойчивости между рынками финансовых инструментов разных классов (7).

Снижению безопасности финансовых операций способствует появление новых нефинансовых игроков и способов платежей, в том числе дистанционных - онлайновых и через мобильный телефон, не только банковской картой, но и с помощью других инструментов (электронный кошелек, электронные деньги и т.д.).

Вступление сферы финансов в киберпространство обусловливает и увеличение киберпреступности, т.е. количества правонарушений, совершенных с помощью информационных технологий с целью получения информации или проникновения в базы данных компаний и учреждений. Для защиты от этого риска у традиционных финансовых посредников уже существуют (в соответствии с действующими правовыми нормами) «подушки безопасности». Однако у новых высокотехнологичных игроков на рынке финансо-

1 Финансовый коучинг (coaching financier) - это новый способ управления личным денежным потоком с помощью консалтинга и тренинга. Он помогает определить цели, исходя из индивидуальных приоритетов и ценностей, составить план действий и выбрать подходящие методы управления. - Прим. авт.

вых услуг, которые находятся вне зоны госрегулирования, такого ограничителя рисков нет. Для них киберриски имеют более серьезное значение, чем для традиционных финансовых посредников.

В связи с этим очень актуальным является вопрос о распространении финансового регулирования на финтехи. Пропорциональная адаптация регулирующих норм и регламентаций к развитию финтехов нацелена на то, чтобы гарантировать защиту клиентов этих компаний и предотвратить негативные последствия их деятельности для финансовой стабильности. Вместе с тем она не должна подавлять инновации, которые создают прямые и косвенные выгоды для потребителей и экономики в целом. При этом надзор и контроль над финтехами должен учитывать специфику этих учреждений и осуществляться с гибкостью и неослабным вниманием (7).

В рамках своей миссии надзора за безопасностью платежных средств Банк Франции поддерживает инновационные платежные проекты, продемонстрировавшие свою эффективность и надежность, а также принимает меры к тому, чтобы выход новых игроков на рынок финансовых услуг и внедрение новых платежных средств не приводили к снижению уровня безопасности. В этом же направлении действует и ревизия регламентаций и норм ЕС в области платежных услуг и рынков финансовых инструментов.

Соблюдение правовых норм и правил не только позволяет снизить риски, но и открывает финтехам двери на рынки зарубежных стран. Чтобы помочь финтехам разобраться в действующих нормах, регулирующих финансовый сектор, во Франции при двух главных структурах государственного финансового контроля -ACPR и Управлении по финансовым рынкам (Autorité des marchés financiers, AMF) - созданы специальные подразделения. Кроме того, по инициативе ACPR и AMF с 2016 г. ежегодно в январе проводится международная конференция - Форум финтехов (Forum Fintech) - для налаживания диалога между финтехами, их партнерами и государственными ведомствами.

Высокая скорость технологических изменений обусловливает противоречие между ожидаемой всеми рыночными игроками стабильностью финансового регулирования и потребностью в гибком реагировании контролирующих органов на новые возможности и риски. В этих условиях регулирование должно основываться не столько на нормах и правилах, сколько на принципах, т.е. учи-

тывать особенности конкретного бизнеса (размеры компании, масштабы его деятельности, специфику рисков и т.д.).

Список литературы

1. Les enjeux de régulation et de supervision liés aux fintechs et à la rupture digitale / Beaudemoulin N., Bienvenu P., Lawniczak A.-S., Warzee D. // Bull. de la Banque de France. - P., 2017. - N 212, juillet-août. - Р. 39-46.

2. Garnier L. Les fintechs, bouée de sauvetage des banques et assureurs. - Mode of access: http://www.lerevenu.com/finances-privees/banque/les-fintechs-bouee-de-sauvetage-des-banques-et-assureurs

3. Dermine J. Banque numérique et désorganisation du marché: un sentiment de déjà vu? // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. - Avril. - P. 19-28.

4. Fauvarque A. Les fintechs vont-elles remplacer les banques? - Mode of access: http://www.lerevenu.com/finances-privees/banque/les-fintechs-vont-elles-rempla cer-les-banques

5. FinTech: interview de Pierre Bienvenu, Secrétariat général de l'Autorité de contrôle prudentiel et de résolution. - Mode of access: http://blogs.economie.gouv.fr/les-cafes-economiques-de-bercy/fintech-pierre-bienvenu-acpr/

6. La Fintech, le numérique au service du secteur financier. - Mode of access: http s://www. economie.gouv.fr/entreprise s/fintech-innovation-finance

7. Villeroy de Galhau F. Construire le triangle de compatibilité de la finance numérique: Innovations, stabilité, régulation // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. - Avril. - P. 7-18.

2018.01.013. ПЕХТЕРЕВА Е.А. РАБОТА РОССИЙСКИХ БАНКОВ И АГЕНТСТВА ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ В КРЫМУ. (Обзор).

Ключевые слова: Крым; Украина; банки; страхование вкладов; Агентство по страхованию вкладов.

В обзоре рассматриваются проблемы развития банковского сектора на территории Крыма после ухода с полуострова украинских банков.

До возвращения Крыма в состав России в 2014 г. на полуострове функционировали более 20 украинских банков и более 1000 их отделений с капиталом порядка 1,7-1,9 млрд долл. (20-22 млрд гривен) (11). Согласно российскому законодательству, в стране не могут работать филиалы иностранных банков, какими стали украинские банки на территории Крыма, и по решению Банка России их деятельность на территории Крыма была прекращена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.