Научная статья на тему '2017.01.021. ДЕРМИН Ж. ЦИФРОВОЙ БАНК И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА: ОЩУЩЕНИЕ ДЕЖАВЮ. DERMINE J. BANQUE NUMéRIQUE ET DéSORGANISATION DU MARCHé: UN SENTIMENT DE DéJà-VU? // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2016. - AVRIL. - P. 19-28'

2017.01.021. ДЕРМИН Ж. ЦИФРОВОЙ БАНК И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА: ОЩУЩЕНИЕ ДЕЖАВЮ. DERMINE J. BANQUE NUMéRIQUE ET DéSORGANISATION DU MARCHé: UN SENTIMENT DE DéJà-VU? // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2016. - AVRIL. - P. 19-28 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ БАНКИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАНКОВСКИЕ ИННОВАЦИИ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ КОМПАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.021. ДЕРМИН Ж. ЦИФРОВОЙ БАНК И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА: ОЩУЩЕНИЕ ДЕЖАВЮ. DERMINE J. BANQUE NUMéRIQUE ET DéSORGANISATION DU MARCHé: UN SENTIMENT DE DéJà-VU? // REV. DE LA STABILITé FINANCIèRE. - P., 2016. - AVRIL. - P. 19-28»

стиционные банки, а также частные), в наибольшей степени заинтересованы в более либеральном доступе на рынок ЕС. Рассматривая факторы, которые могут способствовать этому, автор отмечает феномен «брекзита», так как модели взаимоотношений с ЕС у Великобритании и Швейцарии схожи. Большое значение будут иметь результаты переговоров Великобритании об условиях выхода и последующей конфигурации отношений с Евросоюзом. Если этой стране удастся добиться от ЕС определенных преференций в период после «брекзита», то третьи страны, включая Швейцарию, смогут извлечь из этого выгоду.

Е.Е. Луцкая

2017.01.021. ДЕРМИН Ж. ЦИФРОВОЙ БАНК И ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА: ОЩУЩЕНИЕ ДЕЖАВЮ.

DERMINE J. Banque numérique et désorganisation du marché: un sentiment de déjà-vu? // Rev. de la stabilité financière. - P., 2016. -Avril. - P. 19-28.

Ключевые слова: традиционные банки; цифровые технологии; банковские инновации; высокотехнологичные финансовые компании.

Автор, профессор французской бизнес-школы INSEAD (Фонтенбло, Франция), рассматривает угрозы, которые возникают из-за внедрения цифровых технологий в банковское дело.

В последние годы энергичный выход на рынок банковских услуг высокотехнологичных компаний (так называемых fintechs) породил волну апокалипсических предсказаний о скором исчезновении традиционных банков. Нынешние обсуждения влияния цифровых технологий на банки создают ощущение дежавю, указывает автор. В последние 35 лет подобные предсказания возникали не раз. В частности, в 1980-е годы, когда появилась возможность обслуживания клиентов по телефону, многие опасались, что телефонные операторы вытеснят традиционных финансовых посредников; в 1990-е годы в связи с дерегулированием рынков облигаций и акций думали, что на смену финансированию через посредников придет прямое финансирование; в начале 2000-х годов казалось, что проникновение Интернета в банковский сектор приведет к отказу клиентов от посещения банковских отделений в пользу об-

служивания онлайн. Недавно большие опасения возникли из-за смартфонов, фактически карманных компьютеров. Во всех приведенных случаях опасения не оправдались, так как банки успешно адаптировались к новым технологиям.

Чтобы оценить влияние цифровых технологий на банковскую деятельность, автор выделяет шесть функций банков: проведение подписки и размещение ценных бумаг (облигаций и акций); управление портфелями финансовых активов; платежные услуги; услуги финансового сопровождения и информирования заемщиков; страхование рисков и консультационные услуги. Далее он анализирует влияние на эти функции следующих технологических инноваций: электронная обработка данных; «банк по телефону» (телефонный банк); Интернет; смартфоны и облачные технологии хранения и передачи данных (cloud computing).

Электронная обработка данных. Переход от ручной записи дебетовых и кредитных операций к электронным платежам является главным технологическим прорывом, который оказал существенное влияние на платежные системы. В этой области банки не располагают конкурентными преимуществами перед высокотехнологичными компаниями, такими как операторы телефонной связи или интернет-провайдеры. Это ведет к появлению большого числа новых платежных систем (например, M-Pesa, PayPal, Apple Pay, Samsung Pay, Alipay).

Телефонный банк (minitel). Его основная задача - обеспечить доступ к банковской информации и возможность осуществления банковских операций вне банковского офиса.

Интернет позволил миллионам пользователей легко получать данные онлайн и облегчил обработку транзакций. Кроме того, использование математических алгоритмов обеспечило снижение затрат на операции с ценными бумагами, что стимулировало появление онлайновых брокерских компаний и компаний по управлению активами («Boursorama» и «Cortal» во Франции, «Banco BIC» в Португалии, «Binckbank» в Нидерландах, Бельгии и Франции). Совсем недавно, благодаря комбинированию интернет-технологий и математических алгоритмов, была создана возможность прямых связей между инвесторами и заемщиками. Примером является платформа равноправного кредитования (peer-to-peer, Р2 Р) компании «Lending Club» в США.

Смартфоны с доступом в Интернет (с ОР8-навигатором) позволяют осуществлять банковские операции в любом месте и в любое время, а также они способны накапливать данные о потребительских привычках и анализировать их.

Облачные технологии внесли важные изменения в хранение и передачу данных, позволили объединять данные и компьютеры в единое пространство. Это сильно повлияло на систему ценностей банков: отпала потребность во внутреннем хранении 1Т-ресурсов, они могут находиться вне банков - в «облаке», что экономит средства и объемы хранения на компьютерах самого банка.

Чтобы понять степень и направление влияния указанных технологических инноваций на банковский рынок, автор подразделяет банковские услуги на три категории в зависимости от того, с какими операциями они связаны: с электронной обработкой данных, анализом этих данных или анализом структуры банковского баланса.

Оказываемые банковские услуги, связанные с электронной обработкой данных (платежи, операции с электронными деньгами, брокерские операции, управление финансовыми активами, обслуживание потребительских кредитов), требуют от их операторов прежде всего опыта и знаний в области информационных технологий, а не в области банковского дела. Именно поэтому они притягивают новых игроков, растущая численность которых свидетельствует о серьезности угрозы традиционным банкам.

Услуги, связанные с анализом электронных данных (кредиты мелким и средним предприятиям, консультации, управление активами), в отличие от первой категории услуг, предполагают наличие опыта и знаний не только в области компьютерных технологий, но и непосредственно в банковском деле. Для кредитования недостаточно только располагать денежными средствами; необходимо уметь управлять рисками, реструктурировать кредиты и знать, как их вернуть назад. Это особые знания, и специалисты в области электронного анализа данных вряд ли могут легко их освоить.

Третья категория услуг, связанных с банковским балансом (депозиты, кредитные линии), также требует особых знаний в области банковского дела и бухгалтерского учета, а потому высокотехнологичные компании не стремятся внедряться в эту сферу.

Таким образом, считает автор, наибольшей опасности подвергаются банковские услуги, связанные с обработкой данных; они стали серьезной «добычей» операторов телефонной связи и интернет-провайдеров. Основной вопрос для традиционных банков здесь состоит в том, насколько сильно они пострадают от потерь на рынке электронных платежных услуг и ослабления онлайн-связей с клиентами.

Деятельность банков по кредитованию экономики имеет для них фундаментальное значение. Важно осознавать, что она не ограничивается только установлением контакта между заемщиками и инвесторами, а включает также контроль рисков после заключения договора, операции купли-продажи ценных бумаг и управление сомнительными активами. Учитывая комплексность и сложность деятельности по кредитованию, автор предлагает подразделять соответствующие операции по уровню кредитного риска.

При высоком риске существует необходимость постоянного мониторинга ситуации и, вероятно, управления сомнительными активами. Кроме того, когда кредитный риск сопровождается асимметрией информации между владельцем актива и потенциальным покупателем, то последний может проявлять сверхосторожность из опасения купить то, что может ничего не стоить, или то, что будет сложно реализовать. Такие «чувствительные к информации» активы становятся неликвидными в период рецессии, т.е. именно тогда, когда ликвидность особенно нужна. Банки, используя различные методы управления ликвидностью и балансирования срочности долговых обязательств, способны решить эту проблему. В отличие от них новые игроки кредитного рынка, такие как «Lending Club», не обладают достаточными знаниями для таких операций.

При низком риске (например, при ипотечном кредитовании) активы «не чувствительны к информации», а потому ликвидны. В этом случае кредитование может быть выгодно для высокотехнологичных брокерских компаний, которые не несут серьезного кредитного риска и способны предложить недорогие инструменты финансирования.

Автор приходит к выводу, что наиболее рискованные кредитные операции останутся на балансе традиционных банков, менее рискованные - станут объектом секьюритизации, а операции с

2017.01.022-023

низким риском и надежными активами могут постепенно в значительной степени перейти в руки высокотехнологичных компаний, предлагающих услуги так называемого равноправного кредитования на своих интернет-платформах. Энергично внедряясь на рынок финансовых услуг, небанковские финансовые организации могут разрушить традиционные связи банков с их клиентами и отработанную систему перекрестных продаж клиенту банковских услуг (cross selling)1. Однако автор не уверен в том, что эти новые игроки смогут в скором времени приобрести (по разумной цене) опыт и знания банков в области управления активами и консультирования предприятий. В прошлом банки смогли успешно адаптироваться к новым технологиям, и нет никаких оснований полагать, что сейчас им не удастся это сделать, заключает автор.

Г. В. Семеко

2017.01.022-023. ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ «ВЕРТОЛЕТНЫХ ДЕНЕГ»? (Сводный реферат).

2017.01.022. TURNER A. Demystifying monetary finance // Project syndicate. - 2016. - 10.08. - Mode of access: http://prosyn.org/fkEyzcO

2017.01.023. DERVISK K. Time for helicopter money? // Project syndicate. - 2016. - 03.03. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/coordinated-monetary-policy-revive-growth-by-kemal-dervis-2016-03

Ключевые слова: «вертолетные деньги»; прямое финансирование; отрицательные ставки; центральные банки; экономический рост; инфляция.

А. Тернер (022), бывший член Комитета финансовой политики Великобритании, председатель Института нового экономического мышления, и К. Дервиск (023), бывший министр экономики Турции, обсуждают возможность реализации концепции так называемых «вертолетных денег» (helicopter money).

После кризиса 2008 г. правительства и центральные банки промышленно развитых стран, несмотря на все разработанные

1 Метод перекрестных продаж (cross-selling), или пакетирование банковских услуг, означает предложение банком дополнительных услуг клиентам с целью повышения качества обслуживания и увеличения объемов продаж. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.