Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЕКТОР В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЕКТОР В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / культурное наследие / онлайнресурсы / информационно-поисковые системы. / digital technologies / cultural heritage / online resources / information retrieval systems.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Жаксимбетова Бибиганым Ашимовна, Мухамадеев Тагир Тахирович

В статье рассматривается трансформация исторической науки в результате развития и применения цифровых технологий. Цифровой поворот меняет историческую науку и практику. При этом процесс оцифрованных исследований имеет как преимущества, так и недостатки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухамадеева Ирина Александровна, Жаксимбетова Бибиганым Ашимовна, Мухамадеев Тагир Тахирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A VECTOR IN THE STUDY OF HISTORY

The article examines the transformation of historical science as a result of the development and application of digital technologies. The digital turn is changing historical science and practice. At the same time, the process of digitized research has both advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЕКТОР В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

УДК 94 (574) Научная статья

Настоящее исследование финансируется Комитетом по науке Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № АР19676333). Средства выделены на реализацию проекта по грантовому финансированию по научным и (или) научно-техническим проектам на 2023-2025 годы.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВЕКТОР В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Мухамадеева И.А., Жаксимбетова Б.А., Мухамадеев Т.Т. Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. В статье рассматривается трансформация исторической науки в результате развития и применения цифровык технологий. Цифровой поворот меняет историческую науку и практику. При этом процесс оцифрованнык исследований имеет как преимущества, так и недостатки.

Ключевые слова: цифровые технологии, культурное наследие, онлайн-ресурсы, информационно-поисковые системы.

Для цитирования: Мухамадеева И.А., Жаксимбетова Б.А., Мухамадеев Т.Т. Цифровые технологии как вектор в изучении истории // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 11-14.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A VECTOR IN THE STUDY OF HISTORY

Mukhamadeeva I.A., Zhaksimbetova B.A., Mukhamadeev T.T.

Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. The article examines the transformation of historical science as a result of the development and application of digital technologies. The digital turn is changing historical science and practice. At the same time, the process of digitized research has both advantages and disadvantages.

Keywords: digital technologies, cultural heritage, online resources, information retrieval systems.

For citation: Mukhamadeeva I.A., Zhaksimbetova B.A., Mukhamadeev T.T. Digital technologies as a vector in the study of history // Science and Reality. no. 1 (17). pp. 11-14. (in Russian).

Если представить себе историка, проводящего исследование до начала 2000-х годов, то рисуется следующая картина. Историк сначала выбирал проект, изучал вторичную литературу, а затем находил первоисточники, представляющие интерес, изучая то, что цитировали другие ученые, или договариваясь об интервью с архивистами, специализирующимися на предметах. Он мог даже обратиться к массивным томам, в которых собраны доступные ресурсы и перечислены архивные хранилища. Затем историк отправлялся в архив, возможно, выполняя ксерокопирование, но в основном проводил исследования на месте: делал заметки на ноутбуке или в блокноте.

Далее архивная работа будет дополнена работой с микрофильмами, как в архиве, так и дома, благодаря межбиблиотечному абонементу катушек: день за днем прокручивание катушек с микрофильмами, кропотливая работа, которая, кстати, также знакомит историка с богатым историческим контекстом. В то время как то, что было микрофильмировано, отражало предубеждения предыдущего поколения, способ, которым историк вручную изучал документы, напоминал более ранние бумажные исследования.

Исторические исследования ранее были медленными и трудоемкими по сравнению с сегодняшним днем. Это стало возможным благодаря значительным затратам времени на навигацию по информации и специализированным экспертным знаниям для ее эффективной сортировки и поиска. Архивы были выбраны скупо, катушки с микрофильмами были тщательно отобраны, что отражало интенсивный труд, необходимый для изучения этих хранилищ информации. Архивы всегда различались по своей доступности (часы работы, местоположение), организационная острота (финансирование и полнота) и не только. Важно и то, что, изменения, произошедшие за последние два десятилетия, были разительными.

Способ, которым сейчас историк находит первичные архивные источники, сильно отличается: Google ищет архивы, обращается к архивным веб-сайтам и перемещается по обширным оцифрованным поисковым средствам. На всех этапах историк балансирует, что оцифровано, а что нет. То же самое можно сказать и о микрофильмах - о том, что было снято, а что нет, - но было микрофильмировано больше материала, чем в настоящее время оцифровано. Полностью отказаться в посещении архивов не удастся. К онлайн-ресурсам обращаются чаще, к неоцифрованным - меньше, историческое применение «эффекта Мэтью», когда оцифрованные становятся богаче (в цитатах), а неоцифрованные беднее.

Учитывая высокую стоимость цифровизации, этот процесс имеет тенденцию -некоторые проекты сознательно пытаются противостоять этой тенденции - отдавать предпочтение источникам, находящимся в архивных учреждениях, что сказывается на последующем разнообразии голосов и точек зрения в современных исследованиях [1].

Возможности, предоставляемые цифровыми источниками, вышли на первый план в умах многих историков во время затянувшейся пандемии COVID-19. В условиях закрытия читальных залов, ограничений на передвижение и прерывистого физического доступа к библиотекам во время различных волн локдаунов и ограничений, историки адаптировались, как могли. Благодаря цифровым медиа в целом исследования в большинстве случаев не остановились полностью.

Эти трансформационные силы ускоряются, особенно по мере того, как историки начинают использовать огромные массивы изначально цифровых источников (тех, которые начинают свою жизнь как цифровые объекты, такие как веб-сайт или документ Word), которые изменят ландшафт записей исторических тем.

Рассмотрим, как в настоящее время проходит трансформация исторической науки. С этой точки зрения архивы понимаются как передача историкам фактической информации из прошлого, на основе которых они пишут историю. Тем не менее, на историков, конечно, влияют условия их работы. Они могут читать документы на экране компьютера, могут

отправиться в архив. Могут проводить поиск в сети Интернет по ключевым словам. Они находятся в развивающемся мире и получают доступ к веб - сайтам.

Преимущества включают в себя быстрый доступ к источникам, быструю проверку фактов, возможность поиска исторических источников на протяжении десятилетий и континентов и, что немаловажно, возможность проводить больше времени с семьей, преподаванием и другими обязанностями и меньше времени в далеких архивах, строча в блокнотах. Точно так же историки могут использовать поиск по ключевым словам для накопления больших корпусов информации. В настоящее время они, как правило, оперируют новыми, более крупными массивами информации.

Тем не менее, потери есть. Примечательно, что историки могут потерять понимание исторического контекста, когда ищут ключевые слова непосредственно в предложениях или отдельных документах, вырванных из их более широкого контекста. Историки также используют непонятные информационно-поисковые системы, содержание которых, в свою очередь, формируется под влиянием предвзятости оцифровки. Точно так же этот новый масштаб оцифрованных исследований имеет свои преимущества и недостатки. Поиск приносит гораздо больше результатов, но при этом большинство продолжает оценивать исследовательские заявления на доцифровом уровне источников. По мере того, как историки систематически изучают тысячи статей с помощью цифровых алгоритмов, сокращается время исследования. Работа в поисковой сети лишает историков эмпирических ощущений, что является минусом такой работы, при этом сокращение временных параметров исследования являются явным плюсом [2].

В результате цифровизации исторически важных объектов становится возможным реализовать высокий потенциал культурной открытости Казахстана, путем создания виртуального хранилища с цифровой информацией памятников природного ландшафта и культурного наследия Казахстана [3, с. 33].

Несмотря на то, что многие из этих сдвигов основываются на доцифровых тенденциях, историческая информация всегда опосредована, будь то из-за выбора того, что снимать на микрофильмах, или из-за более широких архивных предубеждений. Когда историк посещает архив, его деятельность в читальном зале отличается от той, что была всего два десятилетия назад. Поездки проходят быстрее, когда ученый стоит над архивными фондами с цифровой камерой в руке, собирая тысячи фотографий. Большую часть фактического чтения и анализа историк проводит дома. То же самое верно и для других периодических изданий, газет и журналов: историки исследуют большие хранилища информации из онлайн источников, как JSTOR, ProQuest или HathiTrust, через призму постоянного поиска. Цифровой поворот меняет историческую науку и практику. Какой будет технологическая трансформация исторической науки и какими будут ее последствия, покажет время.

Список источников

1. Бу X. Цифровое будущее культурного наследия / X. Бу //. URL: https://amt-lab.Org/blog/2020/3/a-digital-future-for-cultural-heritage (дата обращения: 23.11.2023).

2. Буркальцева Д. Д., Османова Э. У., Андрющенко И. А., Бецков А.В., Киселев Р. О., Кравченко И. В., Яковлев А. Н. Цифровые технологии в деле охраны культурного наследия // Вопросы истории. - 2022. - № 12-1.- С. 124-141.

3. Мухамадеева Р.М., Мухамадеева И.А., Енглисова Г.Е., Кусаинова У.Б. Трехмерные технологии в археологических исследованиях // атериалы международной научно-практической конференции «Археологические исследования в Казахстане: история, тенденции, проблемы, перспективы», 5-6 октября 2023 года. - Петропавловск: РГКП

«Государственный историко-культурный музей-заповедник «Ботай» КК МКС РК, 2023. -

C.32-41.https://botaimuseum.kz/novosti/883-sbornik-dokladov-konferentsii-5-oktyabrya-2023-

goda

Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Mukhamadeeva Irina Aleksandrovna, Candidate of Historical Sciences, Professor, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University(Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

: irinam.69@mail.ru

Жаксимбетова Бибиганым Ашимовна, магистрант, ОП «История», Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Zhaksimbetova Bibiganym Ashimovna, master's student, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan).

: zhaksimbietova@mail.ru

Мухамадеев Тагир Тахирович, младший научный сотрудник, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Mukhamadeev Tagir Takhirovich, junior researcher, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

: myxtag@mail.ru Дата поступления: 14.01.2024

© Мухамадеева И.А., Жаксимбетова Б.А., Мухамадеев Т.Т., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.