УДК 518.65.65.756 Научная статья
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
МОЛОДЕЖИ
Бабулов Е.С., Мухамадеева И.А. Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова (г.Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. В статье рассматриваются формы и методы исторической грамотности, а также ее составляющие. Историческая грамотность способствует формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания молодежи, является непременным условием стабильности государства.
Ключевые слова: формы и методы исторической грамотности, формирование активной гражданской позиции, патриотическое сознание, эпоха цифровых технологий.
Для цитирования: Бабулов, Е.С. Формы и методы формирования исторической грамотности молодежи /Е.С. Бабулов, И.А. Мухамадеева //Наука и реальность. - 2023. -№ 4(16). - С. 75-78.
FORMATION OF HISTORICAL LITERACY OF YOUTH
Babulov E.S., Mukhamadeeva I.A. Abai Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau, Kazakhstan)
Abstract. The article examines the forms and methods of historical literacy, as well as its components. Historical literacy contributes to the formation of an active civic position and patriotic consciousness of young people, is an indispensable condition for the stability of the state.
Keywords: forms and methods of historical literacy, formation of an active civic position, patriotic consciousness, the era of digital technologies.
AHa?H3 KOHu,emya?bHbix n0,a,x0,a,0B k co,a,ep:aHHR hctophhêckoh rpaMOTHOCTH n03B0?aeT nepeÔTH k onpe^eneHHR ochobhoix HopM h MeT080B eë HopM<poBaHHa. HcTopHKecKaa rpaM0TH0CTb HopM<pyeTca 3a cneT 3aK0H0MepH0r0 h u,e?eHanpaB?eHHoro 8eHCTB<a onpe,a,e?eHHbix HopM h MeT080B b 06pa30BaTe?bH0-B0cn<TaTe?bH0M npou,ecce, K0T0pMH nepMaHeHTHo pa3B<BaeTca no Bocxo,am,eH.
H. A. ^arnoBa onpe,e?aeT npou,ecc 0B?a,eHHa HcT0p<KecK0H rpaM0TH0cT&R c?e,ayrom,HM 06pa30M: o6yKaRm,<eca onpe,e?aRT BpeMeHHoe paMKH H3ynaeMoro nepH0,a, coothocst ,aTo
с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории» [1].
Л.П. Малахова считает, что в «контексте исторической грамотности молодые люди должны обладать не только достоверными знаниями о прошлом своей родины, но и уметь самостоятельно ориентироваться в многочисленных информационных потоках, осуществлять критический анализ информации. Вопросы формирования исторической грамотности актуальны в условиях современной геополитической ситуации и нестабильной международной обстановки. Достоверно зная историческое прошлое своей страны, молодые люди будут способны осознанно воспринимать направления геополитики» [2].
В целом современные исследователи и ученые в области истории и педагогики считают, что повышение исторической грамотности способствует формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания молодежи, что является непременным условием стабильности государства.
Рассмотрим составляющие исторической грамотности, которые формируются первоначально в школьной среде.
События прошлого.
Знание и понимание исторических событий. В истории часто встречается путаница в использовании слова «факт». Само слово предполагает уровень бесспорности. История основана на «фактах» или событиях. Выбор оспариваемых фактов вокруг неоспоримого события являются субъективной практикой. По крайней мере, есть способ установление того, что событие имело место. В практическом плане событиями могут быть вспышка болезни, приход к власти политика, начало войны или начало мира и, не зная об этих событиях, учащиеся не могут дать полноценного повествования, в котором эти события играют определенную роль. Более того, неверное толкование событий представляет собой провал исторической оценки. О событиях необходимо сообщать точно и полно, а также их значение имело значение как часть повествования.
Развитие умения знакомиться не только с этими событиями, но и выделять оспариваемые и неоспоримые «факты» и понимать меняющуюся природу этих фактов и оценить значимость событий.
Исследования показывают, что понимание некоторых исторических событий часто связаны на семейных преданиях и посещениях музеев и объектов культурного наследия, а также их интерпретации в популярных телевизионных программах. Понимание истории на основе предварительных знаний, учащихся является особенно ценным методом. Итак, у многих учеников уже есть «факты» о некоторых событиях. Некоторые из этих «фактов» могут быть мифы или полусырые идеи, хотя некоторые из них могут быть достаточно точными. Целью истории является развитие у учащихся навыков различения разных видов «фактов» и демонстрации студенты, как факты оцениваются как часть доказательств. Это часть учащихся, развивающих критическое навыки исторической грамотности. В то же время очень важно, чтобы учащиеся понимали ход событий, чтобы они могли сделать выводы, могли представить обоснованное суждение. Комментирование, анализ и интерпретация должны основываться на точном знании событий [3].
Начиная с самого раннего этапа обучения учащегося, учителя могут опираться на это предшествующее историческое знание, знакомя их с ключевыми историческими событиями, предлагая учащимся собрать доказательства, используя факты и попросив их обсудить достоверность этих фактов как важных доказательств. Например, учащихся учат умению отличать факты от доказательств. В школах учащиеся начинают исследовать связь фактов и доказательств, рассматривая факты, мифы и легенды и связывать их с историей,
оценивая, что является проверяемыми фактами, а что — историями с небольшим количеством фактов или отсутствием доказательной базы.
Работа учителя истории в этом направлении школы состоит в том, чтобы убедить школьников в том, что события должны быть подвергнуты анализу, а историческое повествование должно включать оценку значения.
«История должна основываться на достоверном научном знании, а не на мифах, строиться на принципах комплексных междисциплинарных исследований, быть преемственной, объективной, использовать новые методологические основы» [4].
Установление связей между событиями в истории - следующий этап в формировании исторической грамотности. Учебная деятельность демонстрирует, как можно устанавливать связи между событиями, темами и пониманию их взаимосвязи. Знание и понимание исторических событий, использование предварительных знаний и осознание значения различных событий закономерный этап в формировании исторической грамотности.
Историческая грамотность - это больше, чем просто изучение прошлого; это путешествие открытий и просветления. Воспитывая историческую грамотность, не только получаем более глубокое понимание мира, но и становимся информированными гражданами мира, способными формировать лучшее будущее.
Историческая грамотность включает в себя способность анализировать и интерпретировать исторические события, а не просто запоминать факты. Это предполагает навыки критического мышления и понимание более широкого значения истории. С другой стороны, историческое знание относится к накоплению конкретных исторических фактов и информации.
Историческая грамотность позволяет обществу учиться на прошлых ошибках, способствуя более эффективному принятию решений и избегая повторения. Это также способствует сочувствию, пониманию и инклюзивности, знакомя людей с различными культурами и точками зрения
Историческую грамотность можно развивать различными способами, помимо формального образования. Широкое чтение, посещение музеев, участие в дискуссиях, просмотр документальных фильмов и культурное погружение — все это эффективные способы повышения исторической грамотности.
Историческая грамотность развивает критическое мышление, расширяет знания и поощряет обучение на протяжении всей жизни. Это помогает людям развить глобальное мышление и глубже понять себя и мир, в котором они живут.
Историческая грамотность как никогда актуальна в эпоху цифровых технологий. Благодаря огромному объему информации, доступной в Интернете, историческая грамотность дает людям навыки, необходимые для критической оценки источников и различия между достоверной и предвзятой информацией.
Библиографический список
1. Ляшова И. А. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках истории Древнего мира в 5 классе (из опыта работы) // Актуальные исследования. - 2023-. №17 (147). 4.11. - С. 44-50.
2. Малахова Л.П. Историческая грамотность молодежи как основа гражданской идентичности и патриотизма // Вестник Сургутского гос. Пед университета. 2018. - С. 159164.
3. Матаконис, Даг. Мало что знаю об истории. За пределами кольцевой дороги, 2010, http://www.outsidethebeltway.com/dont_know_much_about_history-
3/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+OTB+%28Outside+ The+Beltway+%7C+OTB%29&utm_content=Google+Reader
4. Историческое знание и национальное самосознание - Ш.Ш. Уэлиханов атындагы Тарих жэне этнология институты http://www.iie.kz
Бабулов Еламан Социалович, магистрант ОП «История», Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау Республика Казахстан).
: babulov-ela@mail.ru
Мухамадеева Ирина Александровна, кандидат исторических наук, профессор, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова (г. Кокшетау Республика Казахстан).
: irinam.69@mail.ru Дата поступления: 14.12.2023
© Бабулов Е. С., Мухамадеева И.А., 2023