УДК 94(574)
КАЗАХСТАН В ГОДЫ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ (НЕКОТОРЫЕ
АСПЕКТЫ)
Буктугутова Р. С., Курманжан Д., Конырова Р. Ж.
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)
Аннотация. Авторы статьи пытались проследить как в ходе новой экономической политики принимались меры по улучшению жизни населения, каким способом большевики удерживали власть в своих руках, почему наступил кризис НЭПа, как эта политика отразилась на жизни простого народа, в частности, в Казахстане.
Ключевые слова: военные действия, посевные площади, заработная плата, экономика, реформирование, налоги, товаро-денежные отношения
KAZAKHSTAN IN THE YEARS OF NEW ECONOMIC POLICY (SOME ASPECTS)
Buktugutova R.S., Kurmanzhan D., Konyrova R. Zh.
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Republic of Kazakhstan
Annotation. The authors of the article tried to trace how, in the course of the new economic policy, measures were taken to improve the life of the population, how the Bolsheviks held power in their hands, why the NEP crisis came, how this policy affected the life of the common people, in particular, in Kazakhstan.
Keywords: military action, sown area, wages, economics, reform, taxes, commodity-money relations
Новая экономическая политика является одной из проблем, постоянно привлекающих внимание исследователей и лиц, изучающих историю России и Казахстана. НЭП занимает в экономической истории этих стран важное место. Это обусловлено, прежде всего, тем, что НЭП представляет собой пример эффективного проведения комплексного реформирования экономики. В этом смысле изучение опыта НЭПа очень актуально в настоящее время как для анализа результатов современного реформирования российской экономики, так и для определения путей экономической политики.
Актуальность темы исследования заключается также в том, что на современном этапе развития общества, когда формируются рыночные отношения, когда важным становится понимание новой системы ценностей, которая касается товарно-денежных отношений, становится целесообразно проследить, какие этапы развития прошло наше государство в XX веке. Последнее столетие было насыщено различными преобразованиями, которые коснулись всех сторон жизни. Интересным становится тот факт, что в течение ХХ века отношение к экономической сфере изменилось кардинальным образом: от тотального огосударствления до свободных рыночных отношений.
Территория КАССР в 1920 году представляла собой около 2 млн. кв. км. В административно-территориальном отношении республика делилась на губернии: Уральскую, Оренбургскую, Кустанайскую, Актюбинскую (последние три были созданы на базе Оренбургско-Тургайской губернии), Букеевскую, Акмолинскую, Семипалатинскую (Акмолинская и Семипалатинская вошли в состав КАССР весной 1921 года) и Адаевский район.
Военные действия, неурожаи и джуты, особенно 1920 года, разрушение ирригационных сооружений, ослабление заинтересованности крестьянства в росте посевов и поголовья скота, а отсюда и значительное падение производительности труда - все это отрицательно влияло на состояние сельского хозяйства Казахстана. Так, посевные площади сократились в крае с 3.6 млн. десятин в 1917 году до 1.6 млн. десятин в 1922 году. Урожайность упала соответственно с 38.7 пудов с десятины до 18.7 в 1921 году. Валовой сбор зерна уменьшился за этот период более чем в три раза. С 1914 года по 1922 год численность крупного рогатого скота уменьшилась на 2.1 млн., лошадей - на 2 млн., мелкого рогатого скота на 6.5 млн., верблюдов на 0.3 млн. голов [1].
В необычайно трудном положении находилась промышленность Казахстана. Из 307 национализированных предприятий Казахстана 205 бездействовали. По сравнению с 1913 годом добыча нефти сократилась в 4 раза, угля в 5 раз, добыча медной руды прекратилась совсем. Были разграблены нефтепромыслы и выпущено в море более 400 тыс. пудов нефти, полностью выведены из строя Риддерские рудники, Экибастузские угольные копи и Спасская обогатительная фабрика. Доля промышленности в валовой продукции края составила в 1920 году 6.3 %[2]. Производились главным образом средства потребления и только менее одной пятой части промышленных предприятий изготовляли средства производства.
Переход к НЭПу в Казахстане был сопряжен с немалыми трудностями. Значительную часть республики летом 1921 года поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило треть населения республики, около 2 млн. 300 тыс. человек [3].
Правительство приняло меры помощи. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. Около 60% посевной площади в 1922 году было засеяно семенами, отпущенными из государственных резервов. Тогда же Совнарком РСФСР издал декрет «О натуральном мясном налоге», по которому кочевое и полукочевое крестьянство освобождалось от мясного налога. В августе 1922 года вышло постановление, по которому КАССР выделялось 25 млн. рублей для закупки сельскохозяйственных машин. Руку помощи протянул Туркестан, около 3 млн. пудов хлеба передали трудящиеся Туркестана голодающим Казахстана, приняли 20 тыс. голодающих на жительство в край [4].
Руководствуясь постановлениями 10 съезда РКП(б) и декретами ВЦИК о замене разверстки налогом, ЦИК КАССР принял решение о переходе к продналогу. Крестьянство Казахстана получило налоговые льготы. Неурожайные в 1921 году губернии облагались в размере 50-70% обычной нормы. Как в земледельческих, так и в скотоводческих районах налог имел классовую направленность. В скотоводческих хозяйствах он начислялся по количеству скота. Снижению социальной напряженности способствовало и введение в ноябре 1922 года второго Кодекса законов о труде, была восстановлена существовавшая в России с 1912 года система социального страхования для работающих по найму во всех видах экономики (напомним, что с введением НЭПа прежде всего была отменена всеобщая национализация мелкой и кустарной промышленности). Одновременно были сняты запреты на торговлю [5].
Широкое развитие в Казахстане получили Крестьянские комитеты общественной взаимопомощи - союзы «Кошчи» (с 1923 года «Кедей»). Общество помогало крестьянам в обработке полей, приобретении и сбыте сельхозпродуктов, приобретении в собственность сельхозмашин, а также мелких предприятий - мельниц, пекарен, столовых, маслобоек, кирпичных заводов и т.д. Государство оказывало помощь крестьянству в форме кредита на приобретение сельхозмашин. В 1924 году в республику было завезено 415 тракторов, которые приобрели кооперативы и коммуны. В результате всех этих мер посевная площадь в КАССР возросла с 2.4 млн. га в 1924 году до 4 млн. га в 1928 году и почти достигла уровня 1913 года. Еще более высокими темпами развивалось животноводство. Поголовье скота возросло в 1924-28 гг. с 24.8 млн. голов до 41млн.голов [6].
Значительное развитие получила кооперация. К середине 20-х годов на территории Казахстана насчитывалось 900 потребительских обществ, в том числе 832 аульно-сельских. Широкий размах приобрела торговля. К 1926 году на территории республики действовало 128 ярмарок [7]. Наиболее известными были ежегодные Уильская, Куяндинская, Темирская,
Атбасарская и др. На базе экономического подъема происходило дальнейшее расслоение крестьян: в два раза сократился процент батрацко-бедняцких хозяйств. Три четверых аула и деревни составляли середняки. Более чем в два раза выросло число зажиточных хозяйств.
Существенные сдвиги произошли и в промышленности. В республике были созданы тресты союзного значения -«Эмбанефть», «Алтайполиметалл», «Атбасцветмет». Большую помощь в восстановлении промышленности оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов был переведен в Казахстан ряд промышленных предприятий. Так, в Оренбурге стала работать переведенная из Центральной России текстильная фабрика, в Кустанае - суконная фабрика. Налаживалась работа кожевенных заводов, рыбных промыслов. Досрочно был сдан в эксплуатацию Ридерский свинцовый завод, который в 1923 году стал давать 40% общесоюзной добычи свинца [8].
Перевод казахского, как и других - ранее отсталых в своем развитии народов, к социализму, совпал по времени и по содержанию с переходом к новой экономической политике, которая по своей сути была призвана обеспечить постепенный, планомерный в известной мере ускоренный переход казахского народа к социализму, сократить его разрыв в экономическом и культурном развитии по сравнению с ушедшими вперед народами.
Вместе с тем, утверждение идеологической нетерпимости, ущемление прав человека, имевшее место в массовом порядке в процессе установления советской власти, стремление к унификации культур народов, сложившееся негативное отношение к культурному наследию прошлого, постепенное сползание на тоталитарные методы руководства приводило к деформации первоначального замысла.
Как известно, функции государства в стране взяла на себя партия. Образование КАССР, задачи социалистического строительства требовали создания единой партийной организации. В июне 1921 года состоялась 1-я Казахстанская конференция РКП(б), которая завершила объединение партийных организаций республики. Одним из первых мероприятий в социально-экономической области новой власти стало решение земельного вопроса.
В конце 1920 года при ЦИК КАССР была создана земельная комиссия. В начале 1921 года было опубликовано временное положение о землепользовании в КАССР, согласно которому вся земля была объявлена государственной, была запрещены захваты, покупка и сдача земли в аренду.
В феврале 1921 года ЦИК КАССР принял декрет, который серьезно изменил ситуацию в регионе, а именно декрет о возвращении казахским трудящимся участков, отмежеванных переселенческим управлением, но незанятых к февралю 1917 года, а также участков, «принадлежащих помещикам и капиталистам и незаконно захваченных кулаками сверх трудовой нормы». За безземельными крестьянами, осевшими на землях, изъятых переселенческим управлением, сохранялось право на наделы
В апреле 1921 года ЦИК Каз. ССР издал декрет о передаче казахским трудящимся земель, отчужденных царским правительством в собственность Уральского (левобережье реки Урал) и Сибирского (девятиверстная полоса по реке Иртыш) казачьих войск. Все казачьи и крестьянские хозяйства, находившиеся на этой территории к моменту выхода декрета, сохраняли право на полевые наделы в пределах норм, обычных для этого района.
По этому декрету казахские крестьяне получили в Прииртышской полосе более 177 тыс. десятин земли и по левому берегу Урала свыше 208 тыс. десятин земли [9]. В рамках социальной политики важное решение имело решение языковой проблемы. В 1921 году Совнарком КАССР принял декрет о порядке употребления казахского и русского языка в государственных учреждениях, обязывающий их все свои решения издавать на двух языках, а в районах, где преобладало казахское население, вести делопроизводство и переписку на родном языке. В ноябре 1923 года ЦИК КАССР издал новый декрет о ведении делопроизводства на казахском языке. Советский государственный аппарат пополнялся представителями трудового казахского народа [10].
Таким образом, НЭП по своему экономическому содержанию выявился как система серьезных реформ по отношению к предшествующей политике "военного коммунизма". Тогдашнее ленинское руководство понимало, что выживание режима и его стабильность
невозможно без реформы экономической жизни страны, и, что одними политическими мероприятиями страну из кризиса не вывести. Именно эта реформа повлекла за собой процессы самоорганизации новой социальности и политики.
Библиографический список
1. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век. / Ж.Б. Абылхожин. — Алма-Аты: Университет «Туран», 1997. — С.36
2. Там же. С.79
3. Там же. С.124
4. Бордюгов Г. И. , Козлов В. М. История 20-30 годов и современная общественная мысль. Сб. «Вождь. Хозяин. Диктатор». - М.: Патриот, 1990. - С.57
5. Борисов Ю. С. Эти трудные 20-30-е годы. Страницы истории советского общества. - М. Политизат, 1989. - С.47
6. Булдаков В.П., Кабанов В.В. "Военный коммунизм": идеология и общественное развитие. /Вопросы истории.-1990. -№3. С. 40-58.
7. Абылхожин Ж.Б. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век. / Ж.Б. Абылхожин. — Алма-Аты: Университет «Туран», 1997. — С.136
8. Центральный государственный архив Республики Казахстан- Ф.64. Оп.1. Д.125.- Л.2.
9. Государственный архив Омской области.- Ф. 8. Оп. 1. Д. 1. Л.- 38-39.
10. Борисов Ю. С. Эти трудные 20-30-е годы. Страницы истории советского общества. - М. Политизат, 1989. - С.107
Буктугутова Роза Сабыровна, доктор исторических наук, доцент, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Курманжан Дарига, старший преподаватель, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Конырова Раиса Жаскайратовна, магистрант 2 курса, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (Республика Казахстан, г. Кокшетау)
Buktugutova R.S., Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Republic of Kazakhstan)
Kurmanzhan Dariga Senior Lecturer, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Konyrova Raisa Zhaskairatovna, 2nd year master's student, Abay Myrzakhmetov Kokshetau University Republic of Kazakhstan
Дата поступления статьи: 19.12.2020
© Р.С.Буктугутова, Курманжан Д., Р.Ж. Конырова