Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / ЦИФРОВЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ГИПЕРТЕКСТОВОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загуменникова Наталия Васильевна

Статья посвящена комплексному анализу современных цифровых технологий в педагогической практике. Цель статьи - выявить дидактические возможности и свойства цифровых технологий в обучении русскому языку как иностранному, которые позволят оптимизировать работу над развитием иноязычной коммуникативной компетенции. В исследовании предложены актуальные, продолжающие работать в сложившихся условиях цифровые сервисы с интуитивно понятным интерфейсом. Автором статьи описаны широкие возможности применения цифровых технологий на этапе презентации, отработки и контроля фонетического, лексико-грамматического материала. Представлены авторские цифровые задания и рабочие материалы, которые могут быть использованы преподавателями в качестве примеров и шаблонов для создания собственных. Научная новизна исследования заключается в выделении возможностей в учебной деятельности широкого спектра цифровых технологий, а также в раскрытии дидактических свойств цифровых технологий (визуализации, интерактивности, гипертекстовости, мультимедийности, персонализации), учет которых поможет преподавателю оптимизировать обучение русскому языку как иностранному. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением возможностей цифровых технологий в развитии коммуникативной иноязычной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загуменникова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO OPTIMIZE TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article deals with a comprehensive analysis of modern digital technologies in pedagogical practice. The aim of the article is to identify didactic capabilities and properties of digital technologies in teaching Russian as a foreign language, which will allow to optimize the work on the development of foreign language communicative competence. The study offers relevant, ongoing digital services with an intuitive interface. The author of the article describes the wide possibilities of using digital technologies at the stage of presenting, practicing and controlling phonetic and lexical-grammatical material. Author’s digital tasks and work materials that can be used by teachers as examples and templates to create their own are presented. The scienti fic novelty of the study involves identifying opportunities in educational activities of a wide range of digital technologies, as well as revealing didactic properties of digital technologies (visualization, interactivity, hypertext, multimedia, personalization), consideration of which will help teachers to optimize the teaching of Russian as a foreign language. Prospects for the research involve further study of the capabilities of digital technology in the development of communicative foreign language competence.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ»

УДК 372.881.161.1 DOI: 10.31862/2073-9613-2023-1-165-178

ББК 81.2

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

I Н.В. Загуменникова

Аннотация. Статья посвящена комплексному анализу современных цифровых технологий в педагогической практике. Цель статьи — выявить дидактические возможности и свойства цифровых технологий в обучении русскому языку как иностранному, которые позволят оптимизировать работу над развитием иноязычной коммуникативной компетенции. В исследовании предложены актуальные, продолжающие работать в сложившихся условиях цифровые сервисы с интуитивно понятным интерфейсом. Автором статьи описаны широкие возможности применения цифровых технологий на этапе презентации, отработки и контроля фонетического, лексико-грамматического материала. Представлены авторские цифровые задания и рабочие материалы, которые могут быть использованы преподавателями в качестве примеров и шаблонов для создания собственных. Научная новизна исследования заключается в выделении возможностей в учебной деятельности широкого спектра цифровых технологий, а также в раскрытии дидактических свойств цифровых технологий (визуализации, интерактивности, гипертекстовости, мультимедийности, персонализа-ции), учет которых поможет преподавателю оптимизировать обучение русскому языку как иностранному. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением возможностей цифровых технологий в развитии коммуникативной иноязычной компетенции.

165

Для цитирования: Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. 2023. № 1. Часть 1. С. 165-178. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-1-165-178

Ключевые слова: русский язык как иностранный, цифровые технологии, цифровые сервисы, цифровые учебные материалы, визуализация, интерактивность, гипертекстовость, мультимедийность, персонализация.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A WAY TO OPTIMIZE TEACHING OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

I N.V. Zagumennikova

Abstract. The article deals with a comprehensive analysis of modern digital technologies in pedagogical practice. The aim of the article is to identify didactic capabilities and properties of digital technologies in teaching Russian as a foreign language, which will allow to optimize the work on the development of foreign language

© Загуменникова Н.В., 2023

l/j^i Q I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

communicative competence. The study offers relevant, ongoing digital services with an intuitive interface. The author of the article describes the wide possibilities of using digital technologies at the stage of presenting, practicing and controlling phonetic and lexical-grammatical material. Author's digital tasks and work materials that can be used by teachers as examples and templates to create their own are presented. The scientific novelty of the study involves identifying opportunities in educational activities of a wide range of digital technologies, as well as revealing didactic properties of digital technologies (visualization, interactivity, hypertext, multimedia, personalization), consideration of which will help teachers to optimize the teaching of Russian as a foreign language. Prospects for the research involve further study of the capabilities of digital technology in the development of communicative foreign language competence.

Keywords: Russian as a Foreign Language, digital technologies, digital services, digital educational materials, visualization, interactivity, hypertext, multimedia, personalization.

Cite as: Zagumennikova N.V. Digital Technologies as a Way to Optimize Teaching Russian as a Foreign Language. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2023, No. 1, part 1, pp. 165-178. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-1-165-178

Введение

Современный этап методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) характеризуется использованием многообразных цифровых технологий (ЦТ), различных по направленности, функционалу, реализуемым лингводидак-тическим задачам, этапу использования и др. Актуальность исследования определили такие факторы, как возрастающий 166 интерес со стороны преподавателей к возможностям ЦТ; регулярное использование ЦТ студентами в повседневной жизни; рост возможностей ЦТ для работы над различными видами иноязычной компетенции, а также повышение доступности и дружелюбности интерфейса.

Достижения технологий используются в аудиторном, смешанном, дистанционном обучении, а непосредственное воплощение получили в онлайн-обучении, реализуемом с помощью цифровых технологий. На основе научных публикаций последних 2-х лет, посвященных реализации онлайн-обучения, можно выделить 3 этапа:

1) инновационный опыт отдельных преподавателей и ученых (до 2020 г.);

2) массовый переход на дистанционное онлайн-обучение (2020-2021 гг.);

3) анализ возможностей и особенностей онлайн-обучения (2021-2022 гг.). Данный этап отличается глубиной и аналитичностью исследований [1, с. 9].

Анализ работ последних 2-х лет показал, что авторы анализируют в целом возможности цифровых технологий в преподавании РКИ [2-9], а также уделяют внимание отдельным аспектам, таким как использование платформ для обучения [10]; особенности интерактивных упражнений [11; 12]; применение образовательного веб-квеста [13; 14]; особенности визуализации дидактических материалов [15; 16]; мультимедийность онлайн-ре-сурсов [17].

Несмотря на столь пристальное внимание исследователей к указанным выше вопросам, преподавателям РКИ сложно ориентироваться в современных технологиях по ряду причин: стремительного изменения цифровых технологий, появления новых; недостаточного комплексного научного исследования дидактических возможностей разнообразных цифровых технологий в преподавании РКИ.

Указанные факторы препятствуют повсеместному грамотному внедрению цифровых ресурсов в учебный процесс. Несмотря на существующие простые технологические решения, преподаватели-практики РКИ не всегда имеют четкое представление, какие цифровые ресурсы можно использовать для реализации тех или иных учебных целей.

Цель данной статьи — выявить дидактические возможности и свойства ЦТ в обучении РКИ, которые позволят оптимизировать работу над развитием иноязычной коммуникативной компетенции.

Заявленная цель достигалась с помощью методов:

• теоретического анализа современных научных и учебно-методических исследований по использованию цифровых технологий в обучении РКИ;

• аналитического метода оценки качества цифровых сервисов, которые могут быть использованы в обучении РКИ;

• обобщения автором статьи своего практического опыта применения цифровых технологий для развития различных компонентов иноязычной компетенции.

Научная новизна исследования заключается в выделении дидактических возможностей в учебной деятельности широкого спектра ЦТ, а также в раскрытии дидактических свойств ЦТ: визуализации, интерактивности, гипертекстовости,

мультимедийности, персонализации, учет которых поможет преподавателю оптимизировать обучение РКИ.

Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением возможностей цифровых технологий в обучении коммуникативной иноязычной компетенции.

Возможности цифровых сервисов в обучении РКИ

Современные цифровые сервисы постоянно обновляются и расширяются, поэтому перед преподавателем стоит задача не столько использовать одновременно все существующие цифровые сервисы, сколько «научиться ориентироваться во всем многообразии цифровых инструментов и онлайн-сервисов, определять их функциональные возможности в зависимости от желаемых результатов» [18, с. 5]. В нашем исследовании проанализированы цифровые сервисы, позволяющие оптимизировать обучение РКИ. В таблице представлены сервисы и выделены их возможности, которые могут быть полезны в деятельности преподавателя РКИ.

Широкие возможности представленных цифровых сервисов позволяют оптимизи- 167 ровать работу преподавателя, разнообразить учебную деятельность студентов, организовать продуктивную самостоятельную работу обучающихся, учитывать отдельные когнитивные особенности за

Возможности цифровых сервисов в обучении РКИ

Таблица

Общее назначение Цифровой сервис Возможности в обучении РКИ

Облачные хранилища Google Диск, Яндекс Диск Быстрый доступ к рабочим и учебным материалам с любого устройства.

Коллекция изображений Freepik, Free Images Иллюстрация учебного материала качественным изображением без нарушения авторских прав.

Графические редакторы для обработки изображений Supa, Pixlr Реализация любых идей по визуализации учебных материалов: карточек, интерактивных рабочих листов, презентаций, иллюстраций к сайту и странице в социальной сети.

Окончание таблицы

168

Создание диаграмм и схем (интеллект-карт) Mindomo, Draw.io Схематичная презентация грамматического и лексического материала. Систематизация пройденного учебного материала. Развитие у студентов навыков критического мышления. Организация группового обсуждения проблемы.

Создание скриншотов LightShot, Monosnap Быстрая отправка обучающимся фрагмента рабочего материала (текста, изображения). Работа с фотографией обучающегося с помощью графического редактора.

Создание инфографики Easelly, Piktochart Презентация емкого лингвострановедческого материала в сжатом виде.

Создание презентаций Google Презентации, Prezi Линейная и нелинейная презентация любого учебного материала. Интерактивные упражнения.

Озвучивание текста Zvukogram, Apihost.ru Фонетические упражнения.

Создание индивидуальных прописей Print-Net.ru, Tobemum Упражнения на развитие письма.

Создание комиксов Bitmoji, Wittycomics Упражнения на развитие говорения. Создание персонажей, которые сопровождают весь процесс обучения.

Создание интерактивных рабочих листов Wizer.me, Formative Комплексные интерактивные, мультимедийные задания на отработку определенных лексико-грамматических тем. Организация самостоятельной работы студентов с автоматической проверкой упражнений.

Создание упражнений Google Формы, Wordwall, LearningApps.org Авторские упражнения на основе разнообразных шаблонов. Автоматическая проверка. Геймификация.

Создание «облака» слов Wordscloud, WordArt Визуализация тематических групп слов, упражнения на их отработку. Работа с текстом: выделение ключевых слов, составление предложений и др.

Онлайн-доска (виртуальная доска) Jamboard, Miro Аналог аудиторной доски с возможностью использования мультимедийных материалов. Совместная работа одновременно всех участников учебного процесса.

Создание интерактивного видео Joyteka, PlayPosit Включение вопросов, заданий, тестов в процесс проигрывания видеоматериала. Организация самостоятельной работы.

Монтаж видео 123apps, Hippo Video Изменение исходного видеофрагмента в соответствии с возможностями и целью урока: сокращение длительности, объединение аудио-, фото- и видеоматериала, добавление текста и др.

Совместная работа пользователей Kami, Trello, Google Приложения Совместная одновременная работа с файлом различного формата. Быстрая обратная связь. Успешная реализация многих педагогических технологий (проектное обучение, «мозговой штурм», интерактивное обучение, обучение в сотрудничестве, игровое обучение).

Создание QR-кода QR-Coder.ru, Генератор QR-кода Быстрый доступ к учебным сайтам, электронным пособиям, собственным мультимедийным упражнениям, аудио- и видеофайлам для различной работы с ними, материалам на облачных хранилищах.

Создание видеоконференций Google Meet, Skype Организация синхронного занятия в цифровом пространстве.

Сервисы для управления обучением Google Класс, Canvas Структурирование авторского учебного материала, быстрая отправка и получение заданий.

счет различного формата представления учебного материала и последующей работы с ним.

Дидактические свойства цифровых технологий

Разнообразные возможности цифровых технологий, повышающие эффективность обучения РКИ, реализуются за счет дидактических свойств цифровых технологий: визуализации, интерактивности, гипертекстовости, мультимедийности, пер-сонализации.

Визуализация. «Визуализация (от лат. visualis — зрительный) — представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия» [19, с. 38].

Использование визуализации в изучении иностранного языка позволяет упростить восприятие новых языковых явлений, грамматических правил.

ЦТ позволяют преподавателю визуализировать любой учебный материал с помощью сервисов для создания изображений, презентаций, инфографики (см. рис. 1), схем, интерактивного и анимационного видео, «облака» слов, комиксов, ленты времени (см. рис. 2).

Визуализация может быть использована не только преподавателем, но и студентом в качестве домашнего задания. Например, можно предложить студентам зафиксировать список однонаправленных и разнонаправленных глаголов в виде «облака» слов. Задание выполняется в

Рис. 1. Пример инфографики, созданной в сервисе Piktochart

течение одной минуты с помощью сервиса Wordsdoud, на занятии обучающиеся обмениваются полученными результатами, делятся впечатлениями от своих «облаков» (см. рис. 3).

Стоит отметить, что особенно актуально использование визуализации для студентов с иероглифическим типом письменности, т. к. она позволяет учащимся двигаться «от образа к слову, с опорой на зрительную и эмоциональную сферы» [20, с. 28].

Интерактивность. «Современная цифровая среда по определению интерактивна: 169 она предполагает взаимодействие пользователя с объектами на экране» [3, с. 30]. Интерактивность при обучении РКИ предполагает активный диалог обучающегося с преподавателем, другими студентами, текстом, цифровым учебным материалом.

При проведении синхронного онлайн-занятия взаимодействие между всеми

ЧИТАЮ

Сейчас я читаю книгу

май июн и юл аиг сент окг ноя _д ЕЖ_ ^_

2023

ЧИТАЛ В мае я читал книгу БУДУ ЧИТАТЬ В ноябре я буду читать книгу

Рис. 2. Пример задания по типу «Лента времени», созданного в сервисе Time.graphics

Рис. 3. Пример задания, созданного в сервисе Wordsdoud, «Глаголы движения»

участниками учебного процесса происходит с помощью веб-камеры и микрофона, а также чата видеоконференции. Кроме того, для оценки восприятия нового материала преподаватель может воспользоваться сервисами для организации быстрого опроса (Online Test Pad, Google Форма), которые автоматически проверяют ответы и создают статистику.

Некоторые исследователи определяют интерактивность как свойство, присущее любому тексту независимо от его формата за счет диалогичности, дискурса тек-170 ста, а также системе заданий, «нацеленных на раскрытие его интерактивного потенциала» [21, с. 81]. Являясь основной единицей коммуникации, которой человек пользуется в процессе речевого общения, текст составляет структурное ядро обучения РКИ как в традиционной методике, так и в цифровом пространстве. Благодаря широким возможностям цифровых сервисов «интерактивность, присущая тексту в бумажном формате, в цифровой среде реализуется шире» [там же, с. 82]. Наиболее подходящими для работы с текстом являются, с нашей точки зрения, сервисы Kami и Google Документы, в которых возможна совместная работа одновременно нескольких участников. Так как все файлы сохраняются в

«облаке», преподавателю и студентам не надо скачивать их на свое устройство и отправлять друг другу копии, что значительно упрощает учебный процесс. Сервис Kami, специально созданный для образования, позволяет работать с текстом в формате PDF: выделять, рисовать, писать, комментировать, добавлять голосовые заметки и многое другое. С помощью Google Документов можно редактировать исходный текст, совершая с ним различные действия, а также добавлять гиперссылки на другие тексты. Дополнительно установленное расширение Kaizena дает возможность преподавателю и студентам оставлять голосовые примечания к любому фрагменту текста в Google Документе. Этот инструмент можно использовать и для обратной связи, и для дополнительных заданий к тексту.

Цифровые сервисы обладают широкими возможностями для создания разнообразных интерактивных заданий. С помощью инструментов сервиса Joyteka можно создать задания в форме веб-квеста. На основе шаблонов преподаватель вносит вопросы, после чего автоматически создается веб-квест. Например, чтобы открыть дверь в виртуальной комнате, студенту необходимо найти подсказки, а затем верно ответить на вопросы.

В сервисе Joyteka можно создать интерактивное видео. Преподаватель загружает видео по определенной тематике, затем создает вопросы, на которые впоследствии студент отвечает во время просмотра видеоролика.

Разнообразные интерактивные задания и игры по РКИ можно разработать на основе 21 шаблона сервиса LeamingApps. org. Например, шаблон Пазл «Угадай-ка» позволяет создать интерактивное упраже-ние «Род притяжательных местоимений» (см. рис. 4).

Кроме того, для создания интерактивных заданий в педагогической практике востребованы онлайн-доски (Jamboard, Miro). В зависимости от функционала конкретной онлайн-доски доступны различные инструменты: работа с ручкой и ластиком; добавление картинок, цветных стикеров; прикрепление документов, учебных пособий (целиком) или отдельных страниц из книг, видео; создание различных схем, таблиц, написание текста, комментариев. На основе указанных инструментов можно организовать разнообразное взаимодействие с учебным материалом и создавать репродуктивные и продуктивные упражнения [22, с. 31]. Перечисленные цифровые сервисы позволяют создать интерактивную среду обучения, где все студенты будут активно включены в учебный процесс.

Гипертекстовость. Гипертекст представляет собой особый способ организации информации в виде смысловых связей, благодаря чему читатель может осваивать данную информацию нелинейно [23, с. 27]. Взаимосвязанные узлы реализуются за счет гиперссылок на другие источники, благодаря чему расширяются границы единого текста. Эти возможности позволяют преподавателю структурировать учебный материал в отдельные фрагменты для постепенного их усвоения. По такому принципу устроены, например, электронные словари. В то же время разрозненность информации может негативно сказаться на уровне восприятия, поэтому важно не перегружать исходный цифровой текст гиперссылками. Большинство презентационных, тренировочных материалов в цифровой среде определяются гипертекстовостью.

Презентации, созданные с помощью сервиса Prezi, позволяют представить учебную информацию нелинейно в бесконечном двухмерном пространстве и анимировать это виртуальное пространство с помощью панорамирования и масштабирования, обеспечивая возможность 171 показать взаимосвязь общей картины и отдельных её деталей. Студенты могут переместиться к той теме, которая заинтересовала их больше всего, пропустив некоторые слайды.

Рис. 4. Пример задания «Род притяжательных местоимений», созданного в сервисе LearningApps.org

Гипертекстовость лежит в основе интерактивного рабочего листа, который представляет собой комплекс цифрового учебного материала. Задания объединены общей лексико-грамматической темой и рассчитаны на выполнение за одно занятие. Для работы с упражнением необходимо воспользоваться кнопкой-гиперссылкой на дополнительный текст, аудио-, видеоматериал. Цифровые сервисы Wizer. me, Formative позволяют преподавателю РКИ создать интерактивный рабочий лист с использованием гиперссылок на различные источники информации.

Таким образом, гипертекстовость позволяет не просто представить информацию, но и дает возможность быть активным участником обучения, контролировать последовательность и результат обучения.

Мультимедийность. Мультимедиа — совокупность различных видов информации в виде графики, текстов, фотографий, аудио-, видео- и анимационных элементов [19, с. 149].

Применение мультимедийных техно -логий способствует эффективному формированию коммуникативной иноязыч-172 ной компетенции [24, с. 8]. Повышение результативности обучения при использовании мультимедиа достигается за счет образного восприятия информации обучающимся и эмоционального воздействия на него. Обращение к мультимедийной наглядности в процессе обучения иностранным языкам «активизирует основные виды речевой деятельности» [25, с. 2063].

При этом, с нашей точки зрения, стоит отметить сложности при внедрении мультимедиа в обучение РКИ:

1) поиск и отбор качественного мультимедиа, соответствующего конкретным задачам обучения РКИ;

2) эмоциональные перегрузки, к которым может привести несбалансирован-

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

ность использования мультимедиа в учебных материалах;

3) подбор мультимедиа в соответствии с когнитивными предпочтениями обучающихся.

В настоящий момент существует множество ресурсов с готовыми мультимедийными материалами и цифровых сервисов для создания собственных, например, видеохостинг YouTube.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мультимедийность цифровых учебных материалов может быть использована как на этапе презентации, так и тренировки при изучении определенной лексико-грам-матической темы. Современные программы для презентаций позволяют добавлять на слайд изображения, анимации, аудио- и видеоматериалы. «Отличительной особенностью современного этапа преподавания РКИ являются широкие возможности для творчества преподавателя в цифровой среде» [9, с. 47]. Цифровые сервисы дают возможность создавать собственные учебные мультимедийные материалы. Так, с помощью графических редакторов (например, https://supa.ru) можно создать разнообразные изображения, а также анимации или короткие видеоролики.

В сервисах ММото, Draw.io в графические схемы можно добавлять сторонний мультимедийный материал и записывать аудио к определенной «ветви» схемы (см. рис. 5).

Широкие возможности мультимедиа для создания упражнений легли в основу интерактивных рабочих листов, отличительной особенностью которых являются разнообразие заданий и учебных действий обучающегося, включение не только текста, но и других источников (изображения, аудио- и видеоматериалов), причем комплекс заданий, объединенных одной темой, размещается на одном цифровом листе. Обучающиеся могут обратиться к мультимедийному материалу

1 /2023

Ш О А % В ■■

" гкст и ссылка "Ц Q оо

мультимедиа ЕЛ @ © б

Central topic ^

Рис. 5. Пример настроек сервиса Mindomo

неограниченное количество раз. Цифровые сервисы Wizer.me, Formative позволяют создавать задания для развития всех видов речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий.

Мультимедийные технологии могут быть использованы при выполнении студентами творческих заданий: создавать собственные видео по определенной тематике, писать цифровые рассказы.

Персонализация. Персонализация в обучении — индивидуальная образовательная траектория на основе учета особенностей и потребностей конкретного человека. Возможность выбора обучения в различном формате (очно в аудитории или онлайн с помощью цифровых технологий) способствует персонализации обучения. Современные психологические онлайн-тесты с автоматической обработкой результатов помогают преподавателю определить когнитивный стиль обучающегося и в соответствии с ним построить индивидуальную траекторию обучения.

Коммуникативно-деятельностный подход подразумевает обучение общению на основе коммуникативно-речевых ситуаций, наиболее приближенных к естественным условиям. Богатая библиотека цифровых ресурсов позволяет подобрать учебный материал, максимально соответствующий лингвистическим потребностям, профессиональным и жизненным интересам

обучающихся. Разнообразие цифровых инструментов и сервисов позволяет преподавателю создавать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей. Данные материалы могут быть использованы в презентации и при отработке новых лексико-грамматических тем. Возможность просмотра видеозаписей занятий и разнообразные задания для самостоятельной работы позволяют обучающемуся самому определять темп обучения. Автоматическая проверка заданий помогает преподавателю скорректировать курс обучения с учетом типовых ошибок, а обучающиеся могут самостоятельно оценить собственные достижения. Гибкость и широкие возможности при работе с цифровым учебным материалом с использованием разнообразных текстов, изображений, аудио-, видеоматериала делает обучение персонифицированным.

Все перечисленные свойства тесно взаимосвязаны. Так, взаимодействие с учебным материалом — интерактивность — реализуется через переходы на другие ресурсы, т. е. с помощью гиперссылок. Гипертекст максимально персонализирован, т. к. отдельные фрагменты заданий комплектуются в соответствии с потребностями конкретного обучающегося. Визуализация учебного материала реализуется на основе мультимедийности, а выбор вида мультимедийного материала на основе когнитивных предпочтений

173

обучающихся (реализация персонализа-ции). Техническая возможность разных вариантов действий с мультимедиа (изображением, аудио, видео) — проявление интерактивности. Все обозначенные свойства осуществляются с помощью цифровых технологий в цифровой среде.

Заключение

Анализ цифровых сервисов показал широкие возможности их применения в практике РКИ. Цифровые технологии могут быть использованы на этапе презентации, отработки и контроля фонетического, лексико-грамматического материала.

Приведенные цифровые учебные материалы могут быть использованы преподавателями в качестве примеров и шаблонов для создания собственных. Рассмотренные в статье цифровые сервисы отличаются интуитивно понятным интерфейсом, бесплатным или условно-бесплатным доступом, шаблонами и простыми технологическими решениями для создания авторского учебного контента.

Учет выделенных дидактических свойств ЦТ (визуализация, интерактивность, гипертекстовость, мультимедий-ность, персонализация) позволит оптимизировать обучение РКИ. Для многих заданий, созданных с помощью рассмотренных ЦТ, свойственна автоматическая их проверка, позволяющая сэкономить время преподавателя; включение игровых технологий повышает вовлеченность и мотивацию студентов.

Рассмотренные в статье цифровые сервисы могут быть использованы не только преподавателями РКИ для создания презентационного учебного материала и интерактивных заданий, но и иностранными студентами для выполнения творческих проектов и организации самостоятельной работы для обучения РКИ.

Выделенные возможности ЦТ позволяют организовать полноценное онлайн-об-учение в цифровой среде, могут быть успешно использованы в аудиторном и смешанном обучении.

174

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марьянчик, В.А., Попова, Л.В. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образова-ния: подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 год) // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. С. 8-19.

2. Дзюба, Е.В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 24-34.

3. Лебедева, М.Ю., Куваева, А.С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 2 (279). С. 27-33.

4. Пригожина, К.Б., Муратова, О.А. Использование современных онлайн-ресурсов как инструмента в преодолении трудностей межкультурного взаимодействия // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. № 1 (842). С. 62-69.

5. Пикалова, Е.В. Влияние цифровых технологий на формирование коммуникативной компетенции в преподавании русского языка как иностранного // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 90. № 1. С. 183-187.

6. Пашковская, С.С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 85-101.

7. Стрельчук, Е.Н. Перспективы онлайн-обучения русскому языку как иностранному в вузах РФ // Русистика. 2021. Т. 19. № 1. С. 102-115.

8. Асонова, Г.А. Возможности цифровой образовательной среды при обучении видам глагола русского языка как иностранного // Наука и школа. 2022. № 3. С. 186-196.

9. Загуменникова, Н.В. Особенности преподавания русского языка как иностранного в цифровой среде // Вопросы преподавания русского языка и специальных дисциплин иностранным гражданам на предвузовском этапе обучения в современных условиях: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. В.В. Шмельковой. Пенза, 2021. С. 45-49.

10. Подкорытова, А.В. Особенности разработки и использования электронного курса по русскому языку как иностранному на довузовском этапе подготовки (на базе МооШе) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 141-143.

11. Урванцева, Н.Г. Использование сервиса LearningApps.org для формирования лингвострано-ведческой компетенции на онлайн-занятиях русского языка с китайскими студентами // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3 (35). С. 1-15.

12. Самчик, Н.Н. Интерактивность дистанционного обучения русскому языку как иностранному // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 1 (34). С. 240-242.

13. Антипова, И.А., Сидорова, О.Ю. Применение образовательного квеста как формы контроля на занятиях по русскому языку как иностранному // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 1. С. 31-37.

14. Писарь, Н.В., Ремболович, Ж.В., Юрасюк, Н.В. Веб-квест как средство повышения мотивации иностранных слушателей к изучению русского языка (на примере веб-квеста «Таинственный текст Главреда») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 3. С. 447-454.

15. Данилевская, Т.А. Визуальные средства обучения на уроках русского языка как иностранного: новые технологии для нового поколения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (45). С. 56-59.

16. Титова, С.В., Замковая, А.В. Визуализация дидактических материалов для развития иноязычных продуктивных умений критического мышления у обучающихся // Педагогика и психология образования. 2022. № 1. С. 114-129.

17. Павловская, О.Е., Сахно, О.С. Влияние мультимедийных онлайн-ресурсов на коммуникативную компетенцию при изучении русского языка как иностранного // Преподаватель XXI век. 2022. № 2. Ч. 1. С. 185-196.

18. Ломовцева, Н.В. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики / Н.В. Ломовцева, К.М. Заречнева, О.В. Ушакова, С.Ю. Ярина. Екатеринбург: РГППУ: Ажур, 2021. 84 с.

19. Азимов, Э.Г., Щукин, А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Издательство Икар, 2009. 448 с.

20. Шантурова, Г.А. Этноориентированный комплекс упражнений как фактор успешности обучения РКИ китайских стажеров // Русский язык за рубежом. 2017. № 2 (261). С. 18-21.

21. Веселовская, Т.С., Купрещенко, О.Ф. Интерактивность как свойство цифрового учебного текста и ее дидактический потенциал // Мир русского слова. 2021. № 2. С. 80-87.

22. Загуменникова, Н.В. Использование цифровых технологий в практике преподавания русского языка как иностранного (на примере онлайн-доски) // Вестник Пензенского государственного университета. 2022. № 3. С. 28-32.

175

23. Nelson, T.H. Literary Machines: The Report on, And of, Project Xanadu, Concerning Word Processing, Electronic Publishing, Hypertext, Thinkertoys, Tomorrow's Intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education and Freedom. Sausalito: Mindful Press, 1992. 123 p.

24. Eghtesad, S. Authentic Online Resources for Learning French // 12th National and the 6th International Conference on e-Learning and e-Teaching. ICeLeT, 2018. P. 7-12.

25. Семерджиди, В.Н. Дидактический потенциал мультимедийной наглядности при изучении иностранного языка в аудиторных условиях и самостоятельно (на материале комплексного учебника "Cutting Edge") // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. № 6. С. 2062-2066.

REFERENCES

176

1. Marjanchik, V.A., Popova, L.V. Russkij yazyk kak inostrannyj v ramkah onlajn-obrazovaniya: podhody i mneniya (po materialam nauchnyh publikacij za 2021 god) [Russian as a Foreign Language in the Framework of Online Education: Approaches and Opinions (Based on Scientific Publications of 2021], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia, 2022, No. 1, pp. 8-19. (in Russ.)

2. Dzjuba, E.V. Elektronnye obrazovatelnye resursy v strukture uroka russkogo yazyka kak inostrannogo [Digital Educational Resources in a Russian as a Foreign Language Lesson Plan], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Educationin Russia, 2021, No. 6, pp. 24-34. (in Russ.)

3. Lebedeva, M.Yu., Kuvaeva, A.S. Sinhronnyj onlajn-urok po RKI kak osobaya forma obucheniya v cifrovoj srede [Synchronous Online Lesson on RCT as a Special Form of Learning in a Digital Environment], Russkij jazyk za rubezhom = Russian Language Abroad, 2020, No. 2 (279), pp. 2733. (in Russ.)

4. Prigozhina, K.B., Muratova, O.A. Ispolzovanie sovremennyh onlajn-resursov kak instrumenta v preodolenii trudnostej mezhkulturnogo vzaimodejstviya [Modern Online Learning Resources as a Tool for Managing Intercultural Communication Difficulties], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2022, No. 1 (842), pp. 62-69. (in Russ.)

5. Pikalova, E.V. Vlijanie cifrovyh tehnologij na formirovanie kommunikativnoj kompetencii v prepodavanii russkogo jazyka kak inostrannogo [Influence of Digital Technologies on the Formation of Communicative Competence in Teaching Russian as a Foreign Language], Gumanitarnye i socialnye nauki = The Humanities and Social Sciences, 2022, vol. 90, No. 1, pp. 183-187. (in Russ.)

6. Pashkovskaja, S.S. Kak podstavit plecho, a ne podnozhku studentam vo vremya onlajn-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [How to Lend the Shoulder, Not to Do Harm During Online Learning Russian as a Foreign Language], Rusistika = Russian Language Studies, 2021, vol. 19, No. 1, pp. 85-101. (in Russ.)

7. Strelchuk, E.N. Perspektivy onlajn-obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu v vuzah RF [Prospects of Russian as a Foreign Language Online Learning in Russian Universities], Rusistika = Russian Language Studies, 2021, vol. 19, No. 1, pp. 102-115. (in Russ.)

8. Asonova, G.A. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatelnoj sredy pri obuchenii vidam glagola russkogo jazyka kak inostrannogo [Digital Educational Environment Potential in Teaching Aspects of the

Verb in Russian as a Foreign Language], Nauka i shkola = Science and School, 2022, No. 3, pp. 186-196. (in Russ.)

9. Zagumennikova, N.V. Osobennosti prepodavaniya russkogo jazyka kak inostrannogo v cifrovoj srede [Features of Teaching Russian as a Foreign Language in the Digital Environment]. In: Voprosy prepodavaniya russkogo jazyka i specialnyh discipline inostrannym grazhdanam na predvuzovskom etape obucheniya v sovremennyh usloviyah [Issues of Teaching the Russian Language and Special Disciplines to Foreign Citizens at the Pre-University Stage of Education in Modern Conditions: A Collection of Articles Based on the Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation], ed. by V.V. Shmelkova. Penza, 2021, pp. 45-49. (in Russ.)

10. Podkorytova, A.V. Osobennosti razrabotki i ispolzovaniya elektronnogo kursa po russkomu jazyku kak inostrannomu na dovuzovskom etape podgotovki (na baze Moodle) [Peculiarities of Development and Use of an Electronic Course on in RAF at Pre-University Stage (Based on the Moodle E-Platform)], Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya = Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Studies, 2021, No. 1 (30), pp. 141-143. (in Russ.)

11. Urvanceva, N.G. Ispolzovanie servisa LearningApps.org dlya formirovaniya lingvostranovedcheskoj kompetencii na onlajn-zanyatiyah russkogo jazyka s kitajskimi studentami [Using the LearningApps.org Service for the Formation of Linguistic and Local Studies Competence in Online Lessons of the Russian Language with Chinese Students], Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek = Lifelong Education: The XXI Century, 2021, No. 3 (35), pp. 1-15. (in Russ.)

12. Samchik, N.N. Interaktivnost distancionnogo obucheniya russkomu jazyku kak inostrannomu [Interactivity in Distant Classes Russian as Foreign], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal = Baltic Humanitarian Journal, 2021, No. 1 (34), pp. 240-242. (in Russ.)

13. Antipova, I.A., Sidorova, O.Yu. Primenenie obrazovatelnogo kvesta kak formy kontrolya na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu [Using the Educational Quest as a Form of Control during Russian as a Foreign Language Classes], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Questions of Theory and Practice, 2022, vol. 7, No. 1, pp. 31-37. (in Russ.) 177

14. Pisar, N.V., Rembolovich, Zh.V., Yurasyuk, N.V. Veb-kvest kak sredstvo povysheniya motivacii inostrannyh slushatelej k izucheniyu russkogo yazyka (na primere veb-kvesta "Tainstvennyj tekst Glavreda") [Web Quest as a Means of Increasing the Motivation of Foreign Listeners to Learn Russian (Using the Example of the Web Quest "The Mysterious Text of the Editor-in-Chief")], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Pedagogy. Questions of Theory and Practice, 2021, vol. 6, No. 3, pp. 447-454. (in Russ.)

15. Danilevskaya, T.A. Vizualnye sredstva obucheniya na urokah russkogo yazyka kak inostrannogo: novye tekhnologii dlya novogo pokoleniya [Visual Teaching Aids During the Lessons of Russian as a Foreign Language: New Technologies for a New Generation], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of Theory and Practice, 2015, No. 3-3 (45), pp. 56-59. (in Russ.)

16. Titova, S.V., Zamkovaya, A.V. Vizualizaciya didakticheskih materialov dlya razvitiya inoyazychnyh produktivnyh umenij kriticheskogo myshleniya u obuchayushchihsya [Visualization of Learning Materials for Developing Students' Foreign Language and Critical Skills], Pedagogika ipsihologiya obrazovaniya = Pedagogy and Psychology of Education, 2022, No. 1, pp. 114-129. (in Russ.)

17. Pavlovskaya, O.E., Sahno, O.S. Vliyanie multimedijnyh onlajn-resursov na kommunikativnuyu kompetenciyu pri izuchenii russkogo yazyka kak inostrannogo [The Impact of Multimedia Online

178

Resources on Communicative Competence when Learning Russian as a Foreign Language], Prepodavatel XXI vek = Russian Journal of Education, 2022, No. 2, part 1, pp. 185-196. (in Russ.)

18. Lomovceva, N.V., Zarechneva, K.M., Ushakova, O.V., Yarina, S.Yu. Slovar terminov i ponyatij cifrovoj didaktiki [A Dictionary of Terms and Concepts of Digital Didactics]. Ekaterinburg, Rossijskij gosudarstvennyj professionalno-pedagogicheskij universitet, Azhur, 2021, 84 p. (in Russ.)

19. Azimov, E.G., Shchukin, A.N. Novyj slovar metodicheskih terminov i ponyatij [A New Dictionary of Methodological Terms and Concepts]. Moscow, Ikar, 2009, 448 p. (in Russ.)

20. Shanturova, G.A. Etnoorientirovannyj kompleks uprazhnenij kak faktor uspeshnosti obucheniya RKI kitajskih stazherov [Ethno-Oriented Complex of Exercises as a Factor of Successful Teaching of Russian as a Foreign Language to Chinese Students], Russkij jazyk za rubezhom = Russian Language Abroad, 2017, No. 2 (261), pp. 18-21. (in Russ.)

21. Veselovskaya, T.S., Kupreshchenko, O.F. Interaktivnost kak svojstvo cifrovogo uchebnogo teksta i ee didakticheskij potencial [Interactivity as a Property of a Digital Educational Text and Its Didactic Potential], Mir russkogo slova = The World of Russian Word, 2021, No. 2, pp. 80-87. (in Russ.)

22. Zagumennikova, N.V. Ispolzovanie cifrovyh tekhnologij v praktike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo (na primere onlajn-doski) [The Use of Digital Technologies in the Practice of Teaching Russian as a Foreign Language (On the Example of an Online Board)], Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Penza State University, 2022, No. 3, pp. 28-32. (in Russ.)

23. Nelson, T.H. Literary Machines: The Report on, And of, Project Xanadu, Concerning Word Processing, Electronic Publishing, Hypertext, Thinkertoys, Tomorrow's Intellectual Revolution, And Certain Other Topics Including Knowledge, Education and Freedom. Sausalito, Mindful Press, 1992, 123 p.

24. Eghtesad, S. Authentic Online Resources for Learning French. 12th National and the 6th International Conference on e-Learning and e-Teaching. ICeLeT, 2018, pp. 7-12.

25. Semerdzhidi, V.N. Didakticheskij potencial multimedijnoj naglyadnosti pri izuchenii inostrannogo yazyka v auditornyh usloviyah i samostoyatelno (na materiale kompleksnogo uchebnika "Cutting Edge") [Didactic Potential of Using Multimedia Visual Aids When Learning a Foreign Language in the Classroom and Independently (By the Material of the Multilevel Textbook "Cutting Edge")], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki = Philological Sciences. Questions of Theory and Practice, 2022, vol. 15, No. 6, pp. 2062-2066. (in Russ.)

Загуменникова Наталия Васильевна, соискатель, кафедра русского языка как иностранного,

Пензенский государственный университет, masterklasse@mail.ru Nataliya V. Zagumennikova, Applicant, Russian as a Foreign Language Department, Penza State University, masterklasse@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.11.2022. Принята к публикации 23.12.2022 The paper was submitted 21.11.2022. Accepted for publication 23.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.