Научная статья на тему 'МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ'

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загуменникова Н. В.

Рассматриваются проблемы применения мобильных технологий в обучении русскому языку как иностранному, которые связаны с отбором и классификацией мобильных приложений. Актуальность исследования определяется недостаточным методическим изучением возможностей мобильных технологий в преподавании русского языка как иностранного, несмотря на востребованность и широкое распространение мобильных приложений в учебном процессе. Цель статьи - классифицировать существующие мобильные приложения и изучить их методический потенциал в обучении русскому языку как иностранному в аудиторном и дистанционном формате. В статье предложена классификация мобильных приложений с точки зрения их исходного назначения и возможности использования для развития различных видов иноязычной компетенции. Мобильные приложения делятся на учебные, аутентичные, инструментальные. Описаны дидактические возможности представленных мобильных приложений. Выявлены достоинства и недостатки использования мобильного обучения в практике преподавания русского языка как иностранного. Материалом послужила научно-методическая литература по проблеме исследования, а также мобильные приложения, применимые в обучении русскому языку как иностранному. Исследование проводилось с помощью метода анализа теоретических и практических разработок проблем мобильного обучения и функционала мобильных приложений, аналитического и описательного метода, а также обобщения педагогического опыта практического использования мобильных приложений в обучении русскому языку как иностранному. В результате исследования выявлено, что мобильные технологии разной направленности могут быть эффективным средством обучения, способствующим освоению лексико-грамматических навыков и развитию иноязычной компетенции. Перспективы изучения применения мобильного обучения связаны с широкими дидактическими возможностями мобильных технологий как в аудиторном, так и в дистанционном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загуменникова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE LEARNING IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: CLASSIFICATION, OVERVIEW OF THE CAPABILITIES OF MOBILE APPLICATIONS

The article deals with the problems of using mobile technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL), which are associated with the selection and classification of mobile applications. The relevance of the research is determined by the insufficient methodological study of the possibilities of mobile technologies in RFL teaching, despite the demand for, and the widespread use of, mobile applications in the educational process. The aim of the article is to classify the existing mobile applications and study their methodological potential in RFL teaching in classroom and distance learning. The article offers a classification of mobile applications in terms of their original purpose and the possibility of using them to develop various types of foreign language competence. Mobile applications are divided into educational, authentic, and instrumental. The didactic possibilities of the presented mobile applications are described. The advantages and disadvantages of using mobile learning in the practice of RFL teaching were revealed. The material was the scientific and methodological literature on the problem of research, as well as mobile applications used in the RFL teaching. The study was conducted by analyzing the theoretical and practical developments in the problems of mobile learning and functionality of mobile applications, analytical and descriptive methods, as well as summarizing the pedagogical experience of the practical use of mobile applications in RFL teaching. The study revealed that mobile technologies of different orientations can be an effective teaching tool, contributing to the acquisition of lexical and grammatical skills and the development of foreign language competence. Prospects for studying the use of mobile learning are connected with wide didactic possibilities of mobile technologies both in classroom and distance learning formats.

Текст научной работы на тему «МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ»

УДК 372.881.161.1

DOI: 10.15593/2224-9389/2022.4.10

Научная статья

Н.В. Загуменникова

Пензенский государственный университет, Пенза, Российская Федерация

Поступила: 25.09.2022 Одобрена: 19.10.2022 Принята к печати: 28.12.2022

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: КЛАССИФИКАЦИЯ, ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Рассматриваются проблемы применения мобильных технологий в обучении русскому языку как иностранному, которые связаны с отбором и классификацией мобильных приложений. Актуальность исследования определяется недостаточным методическим изучением возможностей мобильных технологий в преподавании русского языка как иностранного, несмотря на востребованность и широкое распространение мобильных приложений в учебном процессе. Цель статьи - классифицировать существующие мобильные приложения и изучить их методический потенциал в обучении русскому языку как иностранному в аудиторном и дистанционном формате. В статье предложена классификация мобильных приложений с точки зрения их исходного назначения и возможности использования для развития различных видов иноязычной компетенции. Мобильные приложения делятся на учебные, аутентичные, инструментальные. Описаны дидактические возможности представленных мобильных приложений. Выявлены достоинства и недостатки использования мобильного обучения в практике преподавания русского языка как иностранного. Материалом послужила научно-методическая литература по проблеме исследования, а также мобильные приложения, применимые в обучении русскому языку как иностранному. Исследование проводилось с помощью метода анализа теоретических и практических разработок проблем мобильного обучения и функционала мобильных приложений, аналитического и описательного метода, а также обобщения педагогического опыта практического использования мобильных приложений в обучении русскому языку как иностранному. В результате исследования выявлено, что мобильные технологии разной направленности могут быть эффективным средством обучения, способствующим освоению лексико-грамматических навыков и развитию иноязычной компетенции. Перспективы изучения применения мобильного обучения связаны с широкими дидактическими возможностями мобильных технологий как в аудиторном, так и в дистанционном формате обучения.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, мобильное обучение, мобильные технологии, мобильное приложение, иноязычная коммуникативная компетенция, учебный материал.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

N.V. Zagumennikova Received: 25.09.2022

Accepted: 19.10.2022

Penza State University, Published: 28 122022

Penza, Russian Federation

MOBILE LEARNING IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: CLASSIFICATION, OVERVIEW OF THE CAPABILITIES OF MOBILE APPLICATIONS

The article deals with the problems of using mobile technologies in teaching Russian as a foreign language (RFL), which are associated with the selection and classification of mobile applications. The relevance of the research is determined by the insufficient methodological study of the possibilities of mobile technologies in RFL teaching, despite the demand for, and the widespread use of, mobile applications in the educational process. The aim of the article is to classify the existing mobile applications and study their methodological potential in RFL teaching in classroom and distance learning. The article offers a classification of mobile applications in terms of their original purpose and the possibility of using them to develop various types of foreign language competence. Mobile applications are divided into educational, authentic, and instrumental. The didactic possibilities of the presented mobile applications are described. The advantages and disadvantages of using mobile learning in the practice of RFL teaching were revealed. The material was the scientific and methodological literature on the problem of research, as well as mobile applications used in the RFL teaching. The study was conducted by analyzing the theoretical and practical developments in the problems of mobile learning and functionality of mobile applications, analytical and descriptive methods, as well as summarizing the pedagogical experience of the practical use of mobile applications in RFL teaching. The study revealed that mobile technologies of different orientations can be an effective teaching tool, contributing to the acquisition of lexical and grammatical skills and the development of foreign language competence. Prospects for studying the use of mobile learning are connected with wide didactic possibilities of mobile technologies both in classroom and distance learning formats.

Keywords: Russian as a foreign language, mobile learning, mobile technology, mobile application, foreign language communicative competence, learning material.

Введение

Мобильное обучение - относительно новое явление в преподавании иностранных языков, хотя концепция обучения, не зависимого от стационарного компьютера, возникает в 70-е годы ХХ века, когда А. Кей создает первое портативное устройство [1]. С развитием технологий образовательный потенциал мобильных телефонов начинает привлекать внимание ученых и преподавателей. Дж. Берстон, анализируя исследования в области мобильного обучения, отмечает, что в период с 1994 по 2012 год было опубликовано около 575 работ, касающихся мобильного обучения. Учеными рассматриваются технические характеристики мобильных устройств, педагогический дизайн, теория обучения, влияние на учебную мотивацию, подготовка и компетенция преподавателей [2].

В первых исследованиях встречаются различные трактовки мобильного обучения:

- обучение, реализуемое посредством портативного устройства;

- е-1еагши§, в котором применяются мобильные устройства и беспроводной Интернет;

- форма обучения, в котором цели, средства и технологии образования реализуются в сети [3].

В нашем исследовании мы придерживаемся определения, данного Ю.В. Трошиной и Н.О. Вербицкой применительно к методике обучения иностранному языку. «Мобильное обучение иностранному языку - это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи, с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время, и находясь в любом месте» [4]. Под мобильными технологиями (МТ) в обучении понимается комплекс технических и программных средств портативного устройства, позволяющий реализовывать образовательные цели.

Проблема становления системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании рассматривалась В.А. Куклевым в рамках диссертационного исследования [5]. Потенциал использования мобильных технологий как средства обучения иностранному языку был рассмотрен в работе К.В. Капранчиковой [6]. П.В. Сысоев выделяет методические функции мобильных технологий в обучении иностранным языкам и отмечает их возможности в формировании социокультурной и межкультурной компетенций обучающихся [7]. И.В. Нефёдов, К. А. Попова исследуют М-1еагш^ как инновационное средство в обучении русскому языку как иностранному [8]. С.В. Титова рассматривает дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в процесс обучения иностранным языкам [9]. Мобильное обучение, по мнению зарубежных исследователей, является одним из самых перспективных направлений в развитии современной педагогической науки [10].

Импульсом к внедрению мобильных телефонов в образовательный процесс стало стремительное развитие мобильных технологий, неотъемлемой частью которых при обучении иностранному языку становятся мобильные приложения (МП). Мобильное приложение - это тип прикладного программного обеспечения, предназначенного для работы на мобильном устройстве1.

Несмотря на активное внедрение МТ в процесс обучения русскому языку как иностранному (РКИ) и появление работ, описывающих опыт использования МП в практике преподавания иностранного языка, перед мето-

1 Mobile Application // Techopedia. - URL: https://www.techopedia.com/definition/ 2953/mobile-application-mobile-app (дата обращения: 03.09.2022).

дикой стоит ряд нерешенных вопросов: условий внедрения МТ, критериев отбора и классификации МП относительно целей и задач обучения РКИ.

Исследование проблемы использования МТ в преподавании РКИ позволило выявить противоречие, проявляющееся в несоответствии между большим разнообразием отечественных и зарубежных мобильных ресурсов для обучения и невысоким уровнем их фактического использования преподавателями РКИ. Цель исследования - классифицировать существующие МП, изучить их методический потенциал в обучении РКИ в аудиторном и дистанционном формате. Гипотеза исследования заключается в предположении, что комплексное изучение и классификация существующих МП будут способствовать их методически оправданному внедрению в практику преподавания РКИ, что позволит оптимизировать учебный процесс.

Методы и материалы

Для достижения поставленной цели используются методы:

- анализ научно-методической отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам мобильного обучения иностранному языку и РКИ;

- описательный метод, позволивший сопоставить свойства МП и классифицировать их с точки зрения дидактических возможностей в обучении РКИ;

- обобщение опыта автора статьи об использовании МП в преподавании РКИ.

Материалом для исследования послужила научно-методическая литература, в которой раскрывались вопросы внедрения мобильных технологий при обучении иностранным языкам и РКИ. В качестве материала для практического исследования использовались МП, представленные к моменту написания статьи в открытом доступе.

Результаты

1. Предложена классификация существующих МП с точки зрения их дидактических возможностей в обучении РКИ. Анализ МП показывает, эффективными средствами обучения РКИ являются не только учебные МП, созданные для освоения РКИ, но и аутентичные МП, а также инструментальные МП, наполняемые учебным материалом самим преподавателем.

2. Большинство учебных МП для обучения РКИ представлено для уровней А1-2. Для продвинутых уровней практически отсутствуют МП, но под руководством преподавателя можно использовать аутентичные МП для учебных целей.

3. МП следует рассматривать не как полноценное средство обучения (в первую очередь из-за отсутствия корректной обратной связи и индивиду-

альной траектории с учетом достижений и ошибок обучающегося), а как сопроводительный образовательный ресурс, используемый под руководством преподавателя РКИ.

Обсуждение

В настоящее время происходит становление инновационного обучения РКИ посредством цифровых технологий в онлайн-пространстве. Ведущую роль в этом процессе играют мобильные технологии. Задача преподавателя РКИ использовать современные устройства в качестве помощников в обучении русскому языку иностранных студентов. Вынужденный переход на дистанционное обучение весной 2020 года показал, насколько важно преподавателю владеть основами цифровой лингводидактики и уметь применять на практике различные достижения современных цифровых технологий. «Перед всей системой образования стоит важнейшая задача - обеспечение высокого качества образования в непредвиденной и неопределенной ситуации, требующей от современного преподавателя РКИ высокого профессионализма» [11, с. 89].

Использование МП повышает мотивацию студентов, позволяет сделать обучение более разнообразным и интересным для обучающихся. «Одной из основных тенденций мобильного обучения на современном этапе развития является его интеграция в систему традиционного образования, оптимизация процессов традиционного обучения с сохранением его базовых методических принципов» [12].

Методически обоснованное использование МТ повышает мотивацию студентов в изучении РКИ, так как студенты чувствуют успешность обучения за счет осознанного контроля и ощутимого результата процесса обучения в МП [13].

При внедрении мобильных технологий в обучение необходимо учитывать систему критериев для отбора качественных обучающих приложений: технические; организационно-финансовые; психолого-педагогические; эргономические. Указанные группы включают ряд критериев оценивания обучающих мобильных приложений: доступность в разных операционных системах, а также на стационарных и портативных устройствах; платность/бесплатность приложения; аудиальная и визуальная поддержка информации; интерактивность; доступность результатов выполнения заданий; унифицированность и дружественность интерфейса и др. [9].

На современном этапе развития методики преподавания РКИ перед специалистами стоит актуальная задача по тщательному анализу и отбору МП, чтобы среди всего их многообразия выбрать действительно качественные, способствующие реализации учебных целей при обучении РКИ и развитию самостоятельности студентов.

В исследовании проанализированы МП с точки зрения их исходного назначения и возможности использования для развития различных видов иноязычной компетенции, нами предложена классификация МП (рис. 1).

Рис. 1. Классификация мобильных приложений

Все рассматриваемые МП находятся в свободном доступе, при этом следует отметить, что существование МП крайне динамично: постоянно возникают новые, а некоторые старые приложения перестают поддерживаться разработчиками.

Учебные приложения

На март 2022 года в электронном магазине мобильных приложений Google Play представлено около 150 приложений для обучения РКИ. МП для РКИ направлены на комплексное изучение всех видов речевой («Учим русский», «Калинка», «Фиксики: Учим русский язык - учить весело!», «TALK2RUSSIA» и другие) или отдельных видов речевой деятельности («Learn Russian - Mondly», «Learn Russian - Listening And Speaking», «Учитесь писать русский язык»), аспектное изучение конкретных лексических и грамматических тем («Drops: Изучайте русский язык!», «Learn&Go», «Спряжение глаголов», «Склонение существительных», «Russian Verbs Pro»), подготовку к ТРКИ («TR», «SemesterRus - подготовка к ТРКИ», «Русский как иностранный. Онлайн-тренажер»).

Рассмотрим более подробно функционал некоторых МП.

МП «Русский как иностранный. Онлайн-тренажер». Приложение представлено для уровней А1 и А2 (рис. 2). Приложение содержит задания по типовым темам (Знакомство. Аэропорт. Моя семья. Мой дом и т.д.).

Урок начинается с озвученной анимации персонажей. Речь героев сопровождается субтитрами. Затем предлагается работа с новой лексикой и грамматикой (рис. 3).

По завершении уровня обучения обучающемуся предлагается пройти «Итоговый контроль». Среди достоинств приложения можно отметить разно-

образные и интересные упражнения, каждое слово и выражение грамотно и естественно озвучены. К недостаткам следует отнести отсутствие пояснений на другом языке.

РУССКИЙ ® Уровень А2 Q

ЯЗЫК

как иностранный

Рис. 2. Образ стартовой страницы МП «Русский как иностранный. Онлайн-тренажер»

<|) Послушай, прочитай и выбери, ф Привет! Меня зовут Рустам. Я хочу

▼ о себе. Я

В

& Узбекистане. Я всегда ^

стройтелем. В Ташкенте я окончил колледж. Недавно я ▼ ]. Я работаю

приехал

в стройтельной компании. Мы с мойми новыми друзьями сейчас |... бассейн. Мой подруга ...

2/12Изучает у I. Мы

Т плаванием, ходим в

▼ I вуниверситёте. ОнЗ

Рис. 3. Образ МП «Русский как иностранный. Онлайн-тренажер»

Считаем, что приложение не может быть эффективно использовано самостоятельно студентом, но может стать отличным дополнением к занятиям при совместной работе студента и преподавателя.

Аутентичные приложения

Использование аутентичных приложений на занятиях РКИ обеспечивает тесную связь обучения с реальной жизнью и положительно отражается на мотивации студентов. Рассмотрим возможности аутентичных приложений в обучении РКИ.

Продвинутый уровень владения русским языком позволяет преподавателю обращаться к приложениям, созданным для русских школьников и абитуриентов. Приложения для подготовки к ЕГЭ по русскому языку можно использовать для тренировки произношения, ударения, грамматических форм, норм употребления.

МП по поиску жилья позволят студентам отработать необходимый лексический и грамматический материал по теме «Дом», «Приглашение в гости». Аутентичные приложения для навигации («Яндекс.Карты», «Google.карты», «2ГИС») могут быть полезны на занятиях РКИ для создания учебно-речевых ситуаций.

МП для прослушивания различных радиостанций позволяют отрабатывать аудирование. С помощью МП сайта Arzamas.academy - Радио Arzamas можно слушать лекции, подкасты и аудиоматериалы, посвященные истории, литературе, искусству, антропологии и другим гуманитарным дисциплинам.

Развитию социокультурной компетенции также могут способствовать МП, посвященные истории и культуре России: «Даты по истории России», «Субъекты РФ: игра», «Банкноты России», «Правители России и СССР - тест по истории», «Культура.РФ», «Изучай картины и художников. Живопись и искусство».

Различные МП, содержащие головоломки, игры, викторины со словами, могут быть также использованы на занятиях РКИ со студентами, хорошо владеющими русским языком.

Инструментальные приложения

Большой популярностью пользуются такие инструментальные приложения, как «Anki», «Memrise», «Drops», «Nemo», «WordPower», «Quizlet», «Барабук», которые очень удобны для отработки лексики и грамматики. Преподаватель сам наполняет приложение материалом, а программа автоматически создает задания, «делая процесс обучения увлекательным и эффективным, а главное, приложение помогает преподавателю РКИ уменьшить время подготовки к занятиям, а студентам - запомнить и закрепить изучаемую лексику в короткий период» [14, с. 329]. К инструментальным МП можно отнести приложения для создания интеллект-карт («Mindomo», «XMind», «miMind», «Mindly», «Coggle»), которые являются современной альтернативой карандаша и бумаги при систематизации материала.

Таким образом, приведенный анализ учебных, аутентичных, инструментальных МП показал их широкие дидактические возможности при обучении РКИ. Актуальность МП в практике преподавания РКИ заключается в том, что их можно применять для развития различных видов речевой деятельности, совершенствования лингвострановедческой компетенции. Учебные приложения отлично подходят для отработки и автоматизации лексико-грамматических навыков, а аутентичные - для введения естественной языковой практики. Инструментальные МП позволяют проработать конкретный лингвистический материал, по-современному и ярко визуализируя его.

Заключение

Применение мобильного обучения позволяет моментально превратить обычную аудиторию в компьютеризированную со всеми вытекающими преимуществами использования современных цифровых технологий, а онлайн-и дистанционное обучение немыслимо без использования мобильных устройств. Мобильное приложение - эффективное средство обучения, повышающее результативность преподавания РКИ, но если «учебник РКИ структурирует подачу иноязычных знаний, организует процесс поэтапного формирования речевых навыков и умений во всех видах речевой деятельности» [15, с. 7], то мобильные приложения целесообразно использовать как дополнительный инструмент (весьма привлекательный и интересный для современных обучающихся), сопровождающий основной учебник. Перед рекомендацией студентам МП должны пройти методическую экспертизу преподавателя. Поэтому для внедрения мобильного обучения в практику преподавателю РКИ необходимо развивать цифровую компетенцию, владеть актуальной информацией о существующих МП и возможностях мобильного обучения в преподавании РКИ.

Список литературы

1. Kay A. Personal Dynamic Media // IEEE Computer. IEEE Computer Society. -N.Y., 1977. - Vol. 3. - No. 10. - P. 31-41.

2. Burston J. Mobile-assisted language learning: a selected annotated bibliography of implementation studies 1994-2012 // Language Learning & Technology. - 2013. -Vol. 17. - No. 3. - P. 157-225.

3. Laouris Y., Eteokleous N. We need an Educationally Relevant Definition of Mobile Learning [Электронный ресурс] // 4th World Conference on M-Learning. -2005. - URL: https://www.researchgate.net/publication/228739500_We_need_an_ educationally_relevant_definition_of_mobile_learning (дата обращения: 20.09.2022).

4. Трошина Ю.В., Вербицкая Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20164 (дата обращения: 20.09.2022).

5. Куклев В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Ульяновск, 2010. - 47 с.

6. Капранчикова К.В. Психолого-педагогические условия обучения студентов иностранному языку на основе мобильных технологий [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - 2014. - № 2 (130). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-na-osnove-mobil-nyh-tehnologiy (дата обращения: 20.09.2022).

7. Сысоев П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. - 2012. -№ 1 (17). - С. 120-133.

8. Нефёдов И.В., Попова К.А. M-learning как инновационное средство в обучении РКИ // Известия Южного федерал. ун-та. - 2016. - № 3. - С. 170-178.

9. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. - 2016. - № 7-8 (159-160). -С. 7-14. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-problemy-integratsii-mo-bilnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess (дата обращения: 20.09.2022).

10. Bransford M., Douglas J. How People Learn: Brain, mind, experience, and school. - Washington, DC: The National Academies Press, 2000. - 384 p.

11. Пашковская С.С. Как подставить плечо, а не подножку студентам во время онлайн-обучения русскому языку как иностранному [Электронный ресурс] // Русистика. - 2021. - № 1. - С. 85-101. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kak-podstavit-plecho-a-ne-podnozhku-studentam-vo-vremya-onlayn-obucheniya-russkomu-ya-zyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 20.09.2022).

12. Бисимбаева П.М., Илюшкина М.Ю. Мобильные приложения в обучении иностранному языку как компонент системы вузовского образования [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Studia Humanitatis». - 2020. - № 2. - URL: http://st-hum.ru/content/bisimbaeva-pm-ilyushkina-myu-mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-inostran-nomu-yazyku-kak (дата обращения: 20.09.2022).

13. Higgins D., Gomez A. Teaching English studies through blended learning [Электронный ресурс]. - URL: https://www.comscore.com/Insights/Presentations-and-Whitepapers/2019/Global-State-of-Mobile (дата обращения: 20.09.2022).

14. Загуменникова Н.В. Использование мобильных приложений при обучении русскому языку как иностранному // Буслаевские чтения: сб. науч. ст. по материалам VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Пенза, 20 апреля 2020 г.) - Пенза, 2020. - С. 326-329.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Пашковская С.С. Поиски «золотого ключика» (проблемы современного учебника русского языка как иностранного) [Электронный ресурс] // Русистика. -2019. - №1. - С. 7-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poiski-zolotogo-klyuchika-problemy-sovremennogo-uchebnika-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 20.09.2022).

References

1. Kay A. Personal dynamic media. IEEE Computer. IEEE Computer Society, N.Y, 1977, vol. 3, no. 10, pp. 31-41.

2. Burston J. Mobile-assisted language learning: A selected annotated bibliography of implementation studies 1994-2011. Language Learning & Technology, 2013, vol. 17, no. 3, pp. 157-225.

3. Laouris Y., Eteokleous N. We need an educationally relevant definition of mobile learning. 4th World Conference on M-Learning, 2005, available at: https://www.researchgate.net/publication/228739500_We_need_an_educationally_relevant _definition_of_mobile_learning (accessed 20.09.2022).

4. Troshina Iu.V., Verbitskaia N.O. Mobil'noe obuchenie inostrannomu iazyku: poniatie, funktsii, modeli [Mobile learning: Definition, functions, models]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20164 (accessed 20.09.2022).

5. Kuklev V.A. Stanovlenie sistemy mobil'nogo obucheniia v otkrytom distantsionnom obrazovania [The formation of a mobile learning system in open distance education]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Ulyanovsk, 2010, 47 p.

6. Kapranchikova K.V. Psikhologo-pedagogicheskie usloviia obucheniia studentov inostrannomu iazyku na osnove mobil'nykh tekhnologii [Psychological and pedagogical conditions of foreign language teaching based on mobile technologies]. Vestnik Tambovskogo universiteta, 2014, no. 2 (130), available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-studentov-inostrannomu-yazyku-na-osnove-mobilnyh-tehnologiy (accessed 20.09.2022).

7. Sysoev P.V. Sovremennye informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii: didakticheskie svoistva i funktsii [Modern information and communication technologies: Didactic characteristics and functions]. Iazyk i kul'tura, 2012, no. 1 (17), pp. 120-133.

8. Nefedov I.V., Popova K.A. M-learning kak innovatsionnoe sredstvo v obuchenii RKI [Traditional and innovativetechnologies and means of intensification of the learning process of Russian as a foreign language]. Izvestiia Iuzhnogo federal'nogo universiteta, 2016, no. 3, pp. 170-178.

9. Titova S.V. Didakticheskie problemy integratsii mobil'nykh prilozhenii v uchebnyi protsess [Didactic problems of mobile apps integration in educational process]. Vestnik Tambovskogo universiteta, 2016, no. 7-8 (159-160), pp. 7-14, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-problemy-integratsii-mobilnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess (accessed 20.09.2022).

10. Bransford M., Douglas J. How people learn: Brain, mind, experience, and school. Washington, DC, The National Academies Press, 2000, 384 p.

11. Pashkovskaia S.S. Kak podstavit' plecho, a ne podnozhku studentam vo vremia onlain-obucheniia russkomu iazyku kak inostrannomu [How to lend the shoulder, not to do harm during online learning Russian as a foreign language]. Rusistika, 2021, no. 1, pp. 85101, available at: https://cyberleninka.ru/article/nTkak-podstavit-plecho-a-ne-podnozhku-studentam-vo-vremya-onlayn-obucheniya-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (accessed 20.09.2022).

12. Bisimbaeva P.M., Iliushkina M.Iu. Mobil'nye prilozheniia v obuchenii inostrannomu iazyku kak komponent sistemy vuzovskogo obrazovaniia [Mobile applications in foreign language teaching in the higher education system]. Setevoe izdanie "Studia Humanitatis", 2020, no. 2, available at: http://st-hum.ru/content/bisimbaeva-pm-ilyushkina-myu-mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-kak (accessed 20.09.2022).

13. Higgins D., Gomez A. Teaching English studies through blended learning. Available at: https://www.comscore.com/Insights/Presentations-and-Whitepapers/2019/ Global-State-of-Mobile (accessed 20.09.2022).

14. Zagumennikova N.V. Ispol'zovanie mobil'nykh prilozhenii pri obuchenii russkomu iazyku kak inostrannomu [The use of mobile applications in teaching Russian as a foreign language]. Buslaevskie chteniia. Proc. 8th All-Russian Acad. Conf. (Penza, Apr. 20th, 2020). Penza, 2020, pp. 326-329.

15. Pashkovskaia S.S. Poiski "zolotogo kliuchika" (problemy sovremennogo uchebnika russkogo iazyka kak inostrannogo) [Searching for "the golden key" (problems of modern Russian as a foreign language textbooks)]. Rusistika, 2019, no. 1, pp. 7-28, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/poiski-zolotogo-klyuchika-problemy-sovremennogo-uchebnika-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (accessed 20.09.2022).

Сведения об авторе

ЗАГУМЕННИКОВА Наталия Васильевна

e-mail: [email protected]

Аспирантка кафедры русского языка как иностранного, Пензенский государственный университет (Пенза, Российская Федерация)

About the author

Natalia V. ZAGUMENNIKOVA

e-mail: [email protected]

PhD Student of the department Russian as a foreign language Penza State University (Penza, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора. 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Загуменникова, Н.В. Мобильное обучение в преподавании русского языка как иностранного: классификация, обзор возможностей мобильных приложений / Н.В. Загуменникова // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. -2022. - № 4. - С. 109-120.

Please cite this article in English as:

Zagumennikova N.V. Mobile learning in teaching Russian as a foreign language: classification, overview of the capabilities of mobile applications. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2022, no. 4, pp. 109-120 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.