Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
529
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батакова Евгения Леонидовна, Михлякова Елена Александровна, Ян Гуйюнь

Современная эпидемиологическая обстановка, формат дистанционного взаимодействия определяют важность включения цифровых технологий в формирование межкультурной компетенции. Актуальными являются проблемы получения практики устной иноязычной коммуникации, изучения норм сетевого этикета, правил этики, основ лексики и грамматики, механизмов словообразования. Цель исследования - выявить дидактические возможности мобильных приложений и целенаправленной работы с технологиями m-learning для формирования межкультурной компетенции. Методология основывается на анализе и обобщении научной литературы по вопросам m-learning, проблемам обучения в онлайн-формате. Положения коммуникативно-деятельностного подхода учтены при интеграции мобильных приложений в субъектно-субъектную схему межкультурной коммуникации. Использованы эмпирические методы (тестирование, анализ результатов работы с мобильными приложениями и MS Teams). Эффективность предлагаемого подхода подтверждена педагогическим экспериментом, в ходе которого была организована учебная деятельность с мобильными приложениями в рамках специально разработанного модуля. Выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню межкультурной компетентности. В эксперименте для обработки применен Т-критерий Вилкоксона. В качестве результатов исследования описаны дидактические возможности мобильных приложений для вовлечения обучающихся в активное групповое взаимодействие над проектом, учебную практику, профессиональную самопрезентацию и межкультурную иноязычную коммуникацию. В заключении обобщаются условия, при которых интеграция мобильных приложений в обучение будет максимально эффективна: целенаправленный характер работы с технологиями m-learning; коллаборация преподавателей различных дисциплин; осознанное участие студентов на всех стадиях выбора и применения мобильного приложения; создание кейсов мобильных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батакова Евгения Леонидовна, Михлякова Елена Александровна, Ян Гуйюнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC OPPORTUNITIES OF MOBILE APPLICATIONS IN THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS

The modern epidemiological situation and the format of remote interaction determine the importance of including digital technologies in the formation of intercultural competence. The problems of obtaining the practice of oral foreign language communication, studying the norms of network etiquette, the rules of ethics, the basics of vocabulary and grammar, and the mechanisms of word formation are relevant. The purpose of the study is to identify the didactic opportunities of mobile applications and purposeful work with m-learning technologies for the formation of intercultural competence. The methodology is based on the analysis and generalization of scientific literature on m-learning, problems of learning in an online format. The provisions of the communicative activity-oriented approach are taken into account when integrating mobile applications into the subject-subject scheme of intercultural communication. The study uses empirical methods (testing, analysis of the results of working with mobile applications and MS Teams). The effectiveness of the proposed approach is confirmed by a pedagogical experiment, during which cognitive activity with mobile applications was organized within a specially developed module framework. Statistically significant differences between the experimental and control groups in the level of intercultural competence were revealed. In the experiment, the T-test of Wilcoxon was used for processing. The results of the study described the didactic opportunities of mobile applications for involving students in active group interaction in a project, educational practice, professional self-presentation and intercultural foreign language communication. In conclusion, the conditions under which the integration of mobile applications in training will be most effective are summarized: the purposeful nature of work with m-learning technologies; collaboration of teachers of related disciplines; conscious participation of students at all stages of choosing and using a mobile application; creating mobile resource cases.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211032 2021, № 05 (май) УДК 371.68:004.9

Дидактические возможности мобильных приложений в формировании межкультурной компетенции обучающихся

Батакова Евгения Леонидовна1

Вятский государственный университет, Киров, Россия [email protected]

Михлякова Елена Александровна2

Вятский государственный университет, Киров, Россия [email protected]

Ян Гуйюнь3

Вятский государственный университет, Киров, Россия [email protected]

Аннотация. Современная эпидемиологическая обстановка, формат дистанционного взаимодействия определяют важность включения цифровых технологий в формирование межкультурной компетенции. Актуальными являются проблемы получения практики устной иноязычной коммуникации, изучения норм сетевого этикета, правил этики, основ лексики и грамматики, механизмов словообразования. Цель исследования - выявить дидактические возможности мобильных приложений и целенаправленной работы с технологиями m-learning для формирования межкультурной компетенции. Методология основывается на анализе и обобщении научной литературы по вопросам m-learning, проблемам обучения в онлайн-формате. Положения коммуникативно-деятельностного подхода учтены при интеграции мобильных приложений в субъектно-субъектную схему межкультурной коммуникации. Использованы эмпирические методы (тестирование, анализ результатов работы с мобильными приложениями и MS Teams). Эффективность предлагаемого подхода подтверждена педагогическим экспериментом, в ходе которого была организована учебная деятельность с мобильными приложениями в рамках специально разработанного модуля. Выявлены статистически достоверные различия между экспериментальной и контрольной группами по уровню межкультурной компетентности. В эксперименте для обработки применен Т-критерий Вилкоксона. В качестве результатов исследования описаны дидактические возможности мобильных приложений для вовлечения обучающихся в активное групповое взаимодействие над проектом, учебную практику, профессиональную самопрезентацию и межкультурную иноязычную коммуникацию. В заключении обобщаются условия, при которых интеграция мобильных приложений в обучение будет максимально эффективна: целенаправленный характер работы с технологиями m-learning; коллаборация преподавателей различных дисциплин; осознанное участие студентов на всех стадиях выбора и применения мобильного приложения; создание кейсов мобильных ресурсов.

Ключевые слова: цифровые технологии, мобильное обучение, взаимодействие, профессиональная компетентность, информационная коммуникация, образовательная среда.

Поступила в редакцию Received 25.03.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.04.21

Принята к публикации Accepted for publication 26.04.21 Опубликована Published 31.05.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Батакова Евгения Леонидовна, аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

2 Михлякова Елена Александровна, аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

3 Ян Гуйюнь, аспирант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

Введение

В современном мире с учётом глобализации возрастает потребность устанавливать информационное взаимодействие с представителями других стран. В этом контексте формированию межкультурной компетенции в цифровой образовательной среде отводится особое место: иноязычная коммуникация должна организовываться на всех факультетах и для всех направлений подготовки на достаточно высоком уровне. Это важное условие для того, чтобы выпускники имели возможность принимать активное участие в жизни международного научного сообщества. По мнению О. А. Обдаловой, О. В. Одеговой [1], включение обучающихся в иноязычное информационное взаимодействие более не является самоцелью. Язык другой страны, другая культура могут использоваться как средство обучения для семинаров и лекций. Кроме того, межкультурная коммуникация становится ведущим направлением деятельности современного учёного. Востребованным специалистам будущего требуется овладеть всеми средствами обмена информации с иностранными коллегами. Дж. Пикатосте, Л. Перес-Ортис, С. М. Руэсга-Бенито определяют, что ресурсы мобильных технологий необходимо интегрировать в традиционный процесс обучения [2]. Действительно, в настоящее время студенты вузов активно используют различные мобильные приложения, которые стали реальными инструментами для интерактивности и получения всех видов информации. Однако на практике интеграция мобильных приложений в межкультурную коммуникацию сопровождается множеством проблем:

- как определить и выбрать мобильное приложение, способствующее достижению образовательных целей, удовлетворяющее вызовам будущего, запросам цифрового общества, потребностям самих обучающихся;

- как максимально эффективно использовать мобильное приложение, т. е. сместить акцент при интеграции именно на его дидактический, а не развлекательный потенциал;

- как организовать обязательную проверку самостоятельных работ, соответствие уровня сложности материала учебной программе, подготовку и постепенное формирование навыков самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

- как сохранить ведущую роль педагога в передаче новых знаний, в воспитании личности, социализации и профессиональном самоопределении.

И наконец, новые реалии цифрового общества обусловливают необходимость трансформации образования [3]. В современном мире мобильные приложения занимают значительное место именно за счёт своих уникальных возможностей для передачи, поиска, обработки информации; управления информационными и социально-экономическими системами; организации интерактивности и взаимодействия. Текущая ситуация с COVID-19, временный переход на дистанционный режим работы только показывают их значимость в различных областях жизни и сферах деятельности, в том числе и для профессиональной иноязычной, межкультурной коммуникации. Итак, внедрение технологий мобильного обучения (ш-1еагт^), согласно П. Кабрера-Солано, А. Хи-нонес-Бельтран, П. Гонсалес-Торрес, С. Очоа-Куэва, Л. Кастильо-Куэста [4], способствует активизации профессиональной иноязычной, межкультурной коммуникации, интенсификации познания, дифференциации в обучении. Однако, как любые средства, по мнению К. С. Брат, А. Х. Брат, они имеют свои преимущества и недостатки [5]. Задача педагога заключается в их оптимальной интеграции в образовательный процесс и межкультурное взаимодействие. Таким образом, существует необходимость дополнительного изучения потенциала мобильных приложений именно в контексте новой эпидемиологической обстановки, развития дистанционного формата обучения [6].

Цель работы - выявить дидактические возможности мобильных приложений и определить эффективность целенаправленной работы с технологиями m-learning для формирования межкультурной компетенции.

Задачи исследования: определить потенциал m-learning в новой эпидемиологической обстановке и дистанционном взаимодействии; проанализировать опыт использования мобильных сервисов в обучении и выделить новые перспективные направления; описать этапы системной целенаправленной работы, позволяющей максимально эффективно применять мобильные приложения при формировании профессиональных и межкультурных компетенций студентов. Достижение указанной цели и задач становится возможным благодаря привлечению к выбору мобильных сервисов и платформ преподавателей смежных дисциплин (в частности, «Цифровые технологии в образовании», «Психолого-педагогические теории и технологии речевого развития детей», «Информационные технологии в образовании детей дошкольного возраста»), включению всех цифровых ресурсов и файлов в единое пространство MS Teams.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

В современной теории и практике интеграции мобильных приложений в обучение существуют следующие направления исследования: выделение особенностей, принципов, преимуществ использования технологий m-learning в образовательном процессе высшей школы; описание конкретных организационных форм и методов обучения для формирования различных компетенций.

M. Элфик рассматривает возможности мобильных технологий в аспекте повышения творческого потенциала студентов [7]. Д. Д. Клементьев и В. В. Клементьева подчеркивают целесообразность использования доступных мобильных приложений в образовании на конкретных примерах для оптимизации аудиторных занятий и самостоятельной работы [8]. Е. А. Комочкина, Л. В. Яроцкая обосновывают необходимость внедрения и использования мобильных технологий в системе высшего образования. Авторы подробно рассматривают мобильные приложения для осуществления систематического оценивания и контроля [9]. В частности, А. Андухар, М. С. Сала-берри-Рамиро, М. С. С. Мартинес выделяют следующие цели применения цифровых инструментов для изучения иностранного языка: повышение качества и эффективности усвоения теоретического материала; активизация познания и поддержка профессионального самоопределения; реализация межпредметных связей; увеличение объёма и оптимизация поиска необходимой информации; развитие коммуникативных навыков [10]. В работе Е. В. Тихоновой, А. С. Потаповой, А. В. Крайдер также раскрыты цели использования инновационных технологий для преподавания иностранного языка: предоставление возможности непрерывного обучения независимо от возраста, места и времени; создание единой информационно-образовательной среды [11]. Применение технологий m-learning, как отмечают Н. С. Петрищева, Т. Г. Рыбалко, позволяет «актуализировать имеющиеся у студентов знания, привлекать их к активному диалогу, учиться высказывать свою точку зрения, демонстрировать свои умения и вырабатывать определённые навыки» [12]. Указанное обстоятельство особенно важно для тренировки и практики решения будущих профессиональных задач, выхода на уровень профессиональной компетенции [13].

Применение мобильных приложений, как обосновывают Н. Н. Серостанова и Е. И. Чопорова, отвечает требованиям современных стандартов образования и при

соблюдении условий эффективной организации способствует активизации дидактического процесса [14]. О. Калугина, Н. Царевич доказывают, что в системе профессионально ориентированного образования наметились направления развития инновационных процессов: изменение в учебном процессе роли преподавателя; повышение автономности студента; диверсификация содержания обучения; усиление межпредметных связей между изучением иностранного языка и другими дисциплинами; изменение характера профилизации; повышение интереса к проектной и смешанным технологиям обучения [15]. Технологии m-learning существенно расширяют возможности осуществления процедуры оценки достижений студентов [16]. По коммуникативным характеристикам Д. Бартош, Н. Гальскова, М. Харламова, Е. Стоянова выделяют две модели взаимодействия на этапе систематизации и контроля: «обучающийся - мобильное приложение» и «обучающийся - мобильное приложение - педагог» [17]. Другая классификация предложена Н. В. Васильевым, В. В. Григорьевым-Голубевым, И. В. Евграфовым [18]. В работе рассмотрены две модели использования мобильных приложений: выбери своё устройство и принеси своё устройство.

Итак, мобильные технологии позволяют значительно расширять практику иноязычного общения с носителями языка и вступать в межкультурную коммуникацию [19]. Г. Э. Путраван, Б. Риади исследуют потенциал m-learning именно для современного образовательного пространства [20]. В новых санитарно-эпидемиологических условиях для мобильного обучения характерны следующие признаки: взаимодействие и проведение совместной работы в сети независимо от месторасположения студентов и преподавателя; использование мобильного устройства в качестве источника организационно-методических, справочных и учебных материалов; предоставление студентам возможности корректировки содержания; проведение исследований; обучение в своём собственном темпе на основе мультимедийного контента мобильных устройств [21]. О. Путистина также отмечает, что нужно отслеживать соответствие уровня сложности материала учебной программе, обеспечивать постепенное формирование навыков самоконтроля, учёт индивидуальных особенностей обучающихся [22]. Ещё одно важное для проводимого исследования положение представлено в работе Д. А. Иванченко [23]. Учёный заключает, что в высшем учебном заведении для эффективной коммуникации и дистанционного взаимодействия целесообразно использовать целостный комплекс таких мобильных приложений: универсальные мобильные сервисы, сервисы мобильной идентификации и аутентификации. Таким образом, несмотря на то, что работ, посвящённых m-learning и формированию их средствами межкультурной иноязычной коммуникации, достаточно, существуют два важных обстоятельства:

- в большинстве из них мобильные приложения используются только на одном этапе образования (актуализация, мотивация, новый материал, закрепление/систематизация, контроль или рефлексия);

- санитарно-эпидемиологическая обстановка и обучение на расстоянии требуют пересмотра методов и форм взаимодействия.

В связи с тем что формирование межкультурной компетентности высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста является приоритетом современного образовательного пространства [24], возникает объективная необходимость дополнительного изучения дидактического потенциала мобильных приложений именно в контексте новой эпидемиологической обстановки, развития дистанционного формата взаимодействия.

Методологическая база исследования

Методология исследования учитывает ключевые принципы task-based learning (далее - TBL). TBL является разновидностью коммуникативного метода [25]. Технология делает основной акцент на умения и компетенции. Основной принцип TBL: важно не только то, чему учить, но и почему именно таким образом. Выполнение заданий с использованием мобильных ресурсов включает следующие ступени: постановка проблемы (задания) - выбор мобильного приложения - планирование деятельности в пространстве MS Teams - выполнение - рефлексия (оценка самого решения и эффективности выбора сервиса). Второй принцип - отбор средств и методов для преодоления проблем общения [26]. Вся деятельность с мобильными приложениями подчинена цели развития навыков, требуемых для освоения любого языка (чтение, грамматика, устная речь, аудирование и письменная речь). Освоение требуемого материала в сжатые сроки и с достаточной эффективностью происходит благодаря тому, что ключевые выражения языка другой страны, грамматические структуры, лексика доносятся до обучающегося с помощью мобильного приложения, в условиях реальной и эмоционально окрашенной ситуации. Симуляция диалогов профессионального общения, межкультурной коммуникации в пространстве мобильного приложения позволяет обучающимся «пропустить ситуацию через себя», придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, так как наряду с интеллектом подключается эмоциональный фактор [27]. Задача преподавателя при интеграции мобильных технологий в изучение учебного материала состоит в создании ситуации, которая мотивирует студента к исследованию, поиску решений творческих вопросов, отработке в речи грамматических и лексических структур.

Для получения актуальных сведений об изменениях в уровне умений и навыков, составляющих сущность профессиональной иноязычной компетенции, применялись эмпирические методы (наблюдение, анализ результатов работы с мобильными приложениями и MS Teams). Интеграция мобильных приложений в обучение было реализована в рамках дисциплины «Иностранный язык» по направлению 44.03.05 Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (уровень подготовки - бакалавриат). Было разработано и проведено специальное тестирование, включающее 15 задач.

На подготовительном этапе эксперимента был изучен дидактический потенциал методов и средств m-learning для систематического профессионально ориентированного обучения студентов. Для оценки входных условий использовались материалы специально организованного тестирования. Максимально возможное количество баллов было равно 45.

1. Задание на понимание содержания текста с последующим выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Например, прочитайте текст и выберите один наиболее подходящий из трех предложенных вариантов завершения предложения.

2. Учебная ситуация: «Александр из 6 В класса поехал на осенние каникулы с родителями в столицу Великобритании. В первый день своего путешествия они решили посетить Вестминстерский дворец. Саша с родителями по пути к дворцу решили перекусить в ресторане "West Garden". Папа Саши в школе учил только немецкий язык, а мама из английских слов помнит только "window"». Помогите Саше заказать 3 порции картофельного пюре с сосиской и 3 чашки чая. Напишите предложение с заказом для официанта (3 servings of mashed potatoes with sausage and 3 cups of tea, please).

3. Учебная ситуация: «После вкусного обеда вся семья добралась до Вестминстерского дворца. Саша так увлекся экскурсией, что потерял из виду родителей. Телефон разрядился после

множества фотографий, тогда молодой человек решил пройти к выходу и ждать родителей там. В дворце довольно сложная проектировка». Помогите Саше спросить у сотрудника, как пройти к выходу из здания (Hello! Can you help me? What is the way to the exit?).

4. Учебная ситуация: «Когда Саша дождался родителей, то они вместе решили взять такси. Путешественники сели в знаменитый лондонский кэб, и водитель спросил их: "Where do you want to go?"» Помогите Саше сказать водителю, что их нужно отвезти к Metro Hotel на Main Street (Hello! Could you drive us to Metro hotel on Main street, please).

5. Учебная ситуация: «В отеле Саша познакомился с Мэри, которая приехала из Франции. У них завязался разговор. Мэри было очень интересно узнать: откуда приехал Саша, где находится это место, чем оно знаменито?» Помогите Саше рассказать про его родной город Киров. (Im from Kirov city. Its situated in central Russia. It is famous for Dymkovskaya toy.)

6. Прочитайте текст, обращая внимание на пропуски в нем, и подберите наиболее подходящее слово для каждого пропуска.

7. Задание на словообразование. Например, образуйте отглагольные существительные, прилагательные и наречия.

8. Прослушайте разговор директора школы с одним из родителей и заполните пропуски в предложениях.

9. Задание на понимание содержания текстов с выбором правильного ответа из предложенных. Например, прослушайте мини-диалоги и выберите один из трех ответов на вопрос.

10. Задание на соотнесение вопросов и дикторов. Например, послушайте мнения пятерых людей о том, что им не нравится, когда окружающие их люди пользуются мобильными телефонами, и соотнесите говорящего с тем, что он говорит.

11. Задание на реферативное сокращение до 50-100 слов текста психолого-педагогической тематики. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: какова основная идея текста?

12. Напишите эссе на тему «Жизнь без телевизора: за и против». Укажите преимущества, недостатки и выразите собственное мнение.

13. Интервью с экзаменатором о научной деятельности студента и его интересах. Устно ответьте на вопросы экзаменатора.

14. Монолог-описание картинки педагогической тематики. Например: «Опишите предложенное фото, в описании необходимо ответить на следующие вопросы...» Для каждого фото предлагается три вопроса.

15. Диалог с экзаменатором в продолжение обсуждения образовательного процесса, изображенного на картинке. Экзаменатор задает устные вопросы по фото.

Второй этап исследования был посвящен определению направлений целенаправленного включения в образовательный процесс вуза работы с мобильными приложениями и устройствами. Здесь же происходил выбор цифровой платформы, в которую можно будет интегрировать соответствующие ресурсы; создать эффективные условия для сознательного активного освоения терминологии, лексико-синтаксических и грамматических особенностей; для индивидуальной и групповой деятельности с устными и письменными текстами, симуляции ситуаций общения. Третий этап исследования охватывает опытное преподавание и применение мобильных приложений в обучении для формирования профессиональной межкультурной компетентности студентов.

Результаты исследования

Под мобильным обучением в рамках представленного исследования будем понимать обучение, поддержанное с помощью мобильных устройств. Дидактический процесс,

реализуемый средствами m-learning, раскрывает взаимосвязь между когнитивной деятельностью, информационной коммуникацией и межкультурной компетенцией [28].

Первой ключевой идеей для эффективного использования мобильных приложений в формировании межкультурной компетенции является именно целенаправленная интеграция в образовательный процесс вуза работы студентов с технологиями m-learning. Направления реализации ключевой идеи: выравнивание знаний и умений студентов в области использования мобильных приложений; организация практической деятельности в рамках различных модулей (дисциплин).

Раскроем особенности интеграции на материалах специально разработанного модуля «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн- и офлайн-обучения». В содержание включены группы мобильных приложений, которые можно использовать для формирования компетенций востребованных специалистов будущего: мессенджеры, мобильные версии социальных сетей, мобильные версии облачных сервисов; сканеры QR-кодов, дашборды.

На первом этапе студенты знакомятся с платформами дистанционного обучения, их функционалом и ограничениями. Названный модуль целесообразно включать в состав смежной дисциплины, например «Цифровые технологии в образовании». Именно в рамках этого модуля была обоснованно выбрана платформа MS Teams для интеграции различных ресурсов мобильного обучения: чат-боты, календари, Trello, Stream, OneNote, MindMeister, OpenLearning, Kahoot, Nearpod, Quizlet, и Flipgrid и др. Далее была организована учебная групповая деятельность непосредственно в рамках дисциплины «Иностранный язык». Группы были сформированы из студентов с разным уровнем владения мобильными приложениями. Чтобы студенты не отклонялись от основной задачи, состоящей в выравнивании знаний и умений по применению мобильных устройств для иноязычной коммуникации, группам было выдано задание. Оно состояло из двух частей. Первая часть обязательная. В ней перечислены мобильные приложения, которые надо изучить, и задания по иностранному языку, которые следовало выполнить с их помощью. Например, организовать групповое видеообсуждение ситуации профессионального общения, закрепить грамматические навыки, расширить словарный запас и отработать произношение. Вторая часть вариативная. Студенты сами выбирают приложение, которое осталось без внимания в основной части, или исследуют «новый» аспект его работы. Например, планирование путешествий, поиск онлайн-репетитора, составление меню для столовой и т. д.

На втором этапе включения работы с мобильными приложениями в образовательный процесс была организована публичная защита групповых проектов. В частности, одна из групп представила презентацию «Мои каникулы с Tripit». Этот англоязычный сервис позволил им создать маршрут, сохранить информацию о вылетах, отметить все нужные места на карте и указать предстоящие встречи. Также были предусмотрены уведомления об изменении статуса рейса, карты аэропортов и терминалов, отметки интересных мест.

Интеграция мобильных приложений на третьем этапе была реализована в дистанционном формате обучения иностранному языку для традиционного урока. На стадии актуализации было применено приложение Nearpod, для мотивации -CoachBot, при изучении нового материала - Trello, в систематизации - MindMeister, для закрепления - Quizlet, при контроле - сервис «Оценка».

Далее мобильные приложения были протестированы в различных видах учебной деятельности в онлайн- и офлайн-формате. Поиск информации на иностранном языке

был поддержан такими мобильными приложениями, как iTranslate, ABBY Lingvo, мобильные версии электронных библиотек. Подбор и краткое реферирование источников сопровождались работой с Coursera, Google Classroom, Moodle, Stepik. Участие в вебина-рах, курсах для совершенствования навыков иноязычной и межкультурной коммуникации проходило на самой платформе MS Teams. Групповое обсуждение задачи, проблемы, плана, результатов работы реализовано посредством Trello, мессенджеров.

Вторая ключевая идея исследования заключается в том, что студент является активным участником на стадии обоснованного выбора собственно мобильных приложений для поддержки изучения иностранного языка. Другими словами, результатом когнитивной деятельности обучающихся в модуле «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн- и офлайн-обучения» должен стать кейс мобильных приложений. Цели кейса: формирование компетентности студентов в области цифровых технологий; формирование базы для персонализированного обучения иностранному языку в ходе дальнейшей профессиональной деятельности будущих педагогов.

Студенты самостоятельно выбирают сервисы для выполнения того или иного задания в предложенных педагогом условиях учебной ситуации: например, с помощью какого мобильного приложения отправлять сообщения и объявления участникам взаимодействия; создавать тестовые задания/ открытого типа; планировать работу; обсуждать варианты решения проблемы; использовать виртуальные блокноты для обмена заметками, материалами и обратной связи, а также для сбора данных и обмена ими в процессе межкультурной коммуникации [29].

Четвёртый этап интеграции мобильных приложений в образовательный процесс вуза включает применение полученных знаний в ходе педагогической практики. На этом этапе студент сам выступал в роли наставника, но при необходимости мог обратиться за консультацией к преподавателю вуза. Такие обращения возникали, когда представители учебных заведений и родители школьников выражали сомнения по поводу целесообразности применения в коммуникации мобильных устройств [30]. Однако вынужденный дистанционный формат обучения снял многие вопросы в этом направлении. Другие сложности были связаны с организацией и управлением иноязычной коммуникацией в среде школьников с различным уровнем знаний грамматики и лексики. Мобильные приложения позволяют использовать игровую форму работы, что значительно снижает эмоциональное напряжение при изучении норм и правил, механизмов словообразования. Например, ресурс Duolingo стал доступным и для владельцев мобильных устройств, и в учебном процессе студенты использовали следующий функционал этого приложения: напоминания в виде градационной шкалы; специальные баллы - линготы для бесплатного получения дополнительных уроков; общение в удобном чате; сортировка материала под каждого пользователя.

Пятый этап интеграции заключается в самопрезентации студентов с помощью мобильных приложений перед потенциальными работодателями. Для этого были организованы онлайн-встречи, семинары и круглые столы, в рамках которых студенты проводили мастер-классы по возможностям технологии m-learning (ленты времени, планировщики, календари, анкеты и виртуальные стикерные доски). Обучающиеся контрольной группы изучали темы «Профессия учителя», «Обучающие технологии», «Путешествия» по рабочей программе дисциплины традиционным образом через цикл лекций и семинаров, при поддержке мультимедийных презентаций и информационных ресурсов сети Интернет.

После завершения этих пяти этапов проводилось ещё одно тестирование. Вопросы для теста были разработаны в соответствии с описанными ранее принципами.

Средний возраст респондентов составил 22 года (90% девушек и 10% юношей). Всего в эксперименте принимало участие 52 студента, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 26 обучающихся в каждой). Статистическая обработка результатов исследования выполнена при помощи Т-критерия Вилкоксона.

Были сформулированы гипотезы. H0: изменения в экспериментальной группе носят случайный характер и H1: изменения закономерны и различия в группах существенные. Проверка выполнена в среде Excel: подсчитаны значения сдвигов; из значения «после» вычтены значения «до»; определён абсолютный сдвиг с помощью формулы ABS(); рассчитан ранг абсолютного сдвига.

В экспериментальной группе было определено три нетипичных сдвига (отрицательных значения). Далее ранги нетипичных сдвигов были просуммированы: иэмп = 13 + 13 + 22,5 = 48,5. Критические значения для Т-критерия Вилкоксона определялись по соответствующим таблицам: икр(0,01) = 76 и икр(0,05) = 100. Получаем иэмп < икр(0,01) (или 48,5 < 76), т. е. верной является гипотеза, что качественные изменения в знаниях и навыках обучающихся, составляющих основу межкультурной компетенции, при целенаправленной интеграции мобильных приложений в обучение носят не случайный характер и значимы.

Выполним аналогичные рассуждения для контрольной группы, в которой было определено 11 нетипичных сдвигов. Ранги нетипичных сдвигов также просуммированы: "эмп = 17 + 19,5 + 22,5 + 18 + 25 + 22,5 + 22,5 + 13,5 + 19,5 + 22,5 + 13,5 = 216. Критические значения для Т-критерия Вилкоксона: икр(0,01) = 84 и икр(0,05) = 110. Получаем, что икр(0,01) < иэмп (или 84 < 216) и значение иэмп попадает в зону незначимости, т. е. верной является гипотеза, что качественные изменения в знаниях и навыках обучающихся, составляющих основу межкультурной компетенции, без включения мобильных приложений носят случайных характер и не являются существенными.

Отметим, что на подготовительном этапе (перед целенаправленной интеграцией мобильных приложений в образовательный процесс) необходимо организовать консультирование обучающихся по вопросам технического плана: общий порядок индивидуальной и коллективной деятельности с мобильными приложениями; работа в MS Teams и возможные проблемы сетевого взаимодействия; графический пользовательский интерфейс и основные инструменты; создание нового собрания и команды; регламент работы с выбранным мобильным приложением (назначение, функционал, применение в теории и практике); демонстрация и устное выступление в онлайн-формате.

Далее следует раскрыть общие организационные аспекты: цели и задачи использования мобильных приложений в данной теме, роль этой темы в структуре учебной дисциплины, практическая значимость применяемого мобильного приложения, сроки изучения, формы информационного взаимодействия, варианты консультирования и привлечения других специалистов. В ходе предоставления теоретического блока информации (лексика, грамматика), электронных ресурсов и ссылок на источники следует логично и последовательно излагать материал в соответствии со спецификой подготовки. В то же время использование мобильных приложений в преподавании иностранного языка не ставит перед педагогом задачи фундаментально изменить имеющиеся технологии обучения. Учёт описанных факторов необходим для корректировки дидактического процесса в соответствии с распространением COVID-19 и форматом онлайн-обучения.

Заключение

В ходе исследования были отмечены следующие дидактические возможности мобильных приложений для формирования межкультурной компетенции: активизация деятельности, познавательного интереса, персонализация, межкультурное сетевое взаимодействие, поддержка научной адаптации, профессиональное самоопределение и т. д. Однако были выявлены проблемы мобильного обучения: обоснование выбора мобильного приложения, соотнесения его с дидактическими целями и потребностями обучающихся, запросами потенциальных работодателей; организация систематической оценки и контроля; соблюдение баланса в принципах наглядности, научности и доступности.

Условиями эффективного применения дидактических возможностей мобильных приложений для формирования межкультурной компетенции являются:

- всестороннее изучение и анализ технологии m-learning для понимания сути, проблем и перспектив в обучении;

- в современной системе цифрового образования необходимо широко использовать такие дидактические возможности технологии m-learning, как активизация познания, персонализация, интенсификация, адаптация к профессиональным стремлениям каждого студента, интерактивность, возможность дистанционного взаимодействия;

- мобильные приложения следует использовать наряду с традиционными средствами обучения для формирования межкультурной компетенции.

Для эффективной интеграции мобильных приложений в обучение и формирование межкультурной компетенции авторами были выделены следующие педагогические условия: целенаправленный характер работы с технологиями m-learning; кол-лаборация преподавателей смежных дисциплин; активное участие студента на всех стадиях выбора и применения мобильного приложения; создание кейсов мобильных ресурсов для учебной деятельности, научного и межкультурного сотрудничества, иноязычной коммуникации, профессиональной самореализации. Предложенные идеи реализованы на следующих этапах интеграции: при определении содержания специально разработанного модуля «Мобильные технологии: возможности для поддержки онлайн- и офлайн-обучения»; в организации групповой работы и публичной защите проектов; в ходе проведения традиционного классно-урочного занятия; для применения полученных знаний в ходе учебной практики; для самопрезентации студента перед потенциальными работодателями.

В экспериментальной работе, благодаря мобильным приложениям, были отработаны навыки коммуникации, знания грамматики и лексики; организована комплексная подача учебного материала различного вида и в разном формате обучения. Другими словами, выполнена системная работа по формированию профессиональной иноязычной и межкультурной компетентности средствами m-learning. В качестве методических рекомендаций педагогам, планирующим включать технологию в процесс обучения, отметим: необходимость регламентирования времени использования мобильных приложений; чередование видов деятельности, традиционных методов и средств обучения с инновационными; проведение инструктажа обучающихся по работе с сервисами. Таким образом, важно не только сформировать профессиональную межкультурную коммуникативную компетентность, необходимо научить студентов объективной аналитике и оценке информации, поступающей к ним посредством мобильных приложений. Описанные факторы интеграции мобильных приложений позволяют широко использовать

технологию m-learning при обучении в вузе. Это способствует оптимизации образовательного процесса, информативно наполняет его, вовлекает в него студентов и эффективно влияет на профессиональную самореализацию.

Итак, мобильные приложения целесообразно использовать как вспомогательное средство для организации межкультурной коммуникации в режиме онлайн-взаимо-действия. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших прикладных исследований в области формирования межкультурной компетенции студентов средствами инновационных цифровых технологий.

Ссылки на источники

1. Обдалова О. А., Одегова О. В. Межкультурная и межъязыковая коммуникация как новая реальность в контексте глобализации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2018. - № 44. DOI: 10.17223/1998863X/44/7.

2. Picatoste J., Pérez-Ortiz L., Ruesga-Benito S. M. A new educational pattern in response to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for youth employability in the European Union // Telematics and Informatics. - 2018. - Vol. 35 (4). - P. 1031-1038. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tele.2017.09.014.

3. The Method of Design of Electronic Advanced Training Courses for the Development of Information Competence of the Teacher / S. Zenkina, T. Suvorova, O. Pankratova, L. Filimanyuk // Proceedings of SLET-2019 - International Scientific Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol -Dombay, Russia, 20-23 May 2019. - 2019. - P. 366-375. DOI: http:// ceur-ws.org/Vol-2494/paper_35.pdf.

4. Brata K. C., Brata A. H. User experience improvement of japanese language mobile learning application through mental model and A/B testing // International Journal of Electrical and Computer Engineering. - 2020. - Vol. 10(3). - P. 2659-2667. DOI: 10.11591/ijece.v10i3.pp2659-2667.

5. Cabrera-Solano P., Quinonez-Beltran A., Gonzalez-Torres P. et al. Enhancing EFL students' active learning by using 'formative' on mobile devices // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2020. - Vol. 15(13). -P. 252-263. DOI: 10.3991/ijet.v15i13.13975.

6. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы / Е. В. Соболева, Т. Н. Суворова, М. М. Ниматулаев, С. Ю. Новосёлова // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3 (45). - С. 441-458. DOI: 10.32744/pse.2020.3.32.

7. Elphick M. The Impact of Embedded iPad Use on Student Perceptions of Their Digital Capabilities // Education Sciences. - 2018. - Vol. 8 (3). - P. 102. DOI: https:// doi.org/10.3390/educsci8030102.

8. Климентьев Д. Д., Климентьева В. В. Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2018. - № 1. - С. 198-205.

9. Комочкина Е. А., Яроцкая Л. В. Интегративная стратегия обучения как эффективный способ развития навыков письма у студентов нелингвистического вуза // Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia). - 2020. - Т. 29. - № 5. - С. 64-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-64-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Andujar A., Salaberri-Ramiro M. S., Martínez M. S. C. Integrating flipped foreign language learning through mobile devices: Technology acceptance and flipped learning experience // Sustainability (Switzerland). - 2020. -Vol. 12(3). DOI: 10.3390/su12031110.

11. Тихонова Е. В., Потапова А. С., Крайдер А. В. Формирование иноязычной дискурсивной компетенции с предпринимательским треком посредством учебных видеофайлов в приложении Instagram // Язык и культура. -2018. - № 41. - С. 327-338 DOI: 10.17223/19996195/41/20.

12. Петрищева Н. С., Рыбалко Т. Г. Мобильные технологии как средство формирования лексической компетенции студентов в профессиональном лингвообразовании // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. -№ 1. - С. 123-127. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.1.22.

13. Соболева Е. В., Перевозчикова М. С. Особенности подготовки будущих учителей к разработке и применению мобильных игровых приложений с обучающим контентом // Перспективы науки и образования. - 2019. -№ 5 (41). - С. 428-440. DOI: 10.32744/pse.2019.5.30.

14. Серостанова Н. Н., Чопорова Е. И. Современные технологии преподавания иностранных языков в эпоху циф-ровизации образования // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - С. 10. DOI: 10.17513/spno.30254.

15. Kalugina O., Tarasevich N. Smart technology integration into EFL teaching at the non-linguistic higher school // XLinguae. - 2018. - Vol. 11. - P. 8-18. DOI: 10.18355/XL.2018.11.01XL.02.

16. Soboleva E. V., Karavaev N. L. Characteristics of the Project-Based Teamwork in the Case of Developing a Smart Application in a Digital Educational Environment // European Journal of Contemporary Education. - 2020. - Vol. 9. - Is. 2. - P. 417-433. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.417.

17. Цифровые средства в обучении иностранным языкам: отбор и типологизация / Д. Бартош, Н. Гальскова, М. Харламова, Е. Стоянова // Обучение иностранным языкам. - 2020. - Т. 47(4). - С. 340-351.

18. Васильева Н. В., Григорьев-Голубев В. В., Евграфова И. В. О повышении эффективности программного обеспечения для электронного (E-learing) и мобильного (M-learing) обучения // Морские интеллектуальные технологии. - 2017. - № 2-1. - С. 75-80.

19. Cavus N., Shukshina L. V., Chernova O. E. et al. Perceptions of foreign language teachers for M-learning // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2020. - Vol. 15(23). - P. 95-107. DOI: 10.3991/ijet.v15i23.18799.

20. Putrawan G. E., Riadi B. Technology and language learning: English as a foreign language learners' use of smartphones for online informal learning in indonesia. [Tecnologia e aprendizado de idiomas: O uso de smartphones pelos alunos do ingles como lingua estrangeira para a aprendizagem informal online na Indonesia] // Texto Livre. - 2020. - Vol. 13(3). - P. 103-120. DOI: 10.35699/1983-3652.2020.24657.

21. GQnday R., Qamlioglu y. T. Digital resources in foreign language teaching/learning // Synergies Turquie. - 2016. -№ 9. - p. 69-80. - URL: https:// www.researchgate.net/publication/316688030_Digital_resources_in_for-eign_language_teachinglearning.

22. Putistina O. Interaction in the Concept of Autonomous Language Learning // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2015. - Vol. 8. - P. 1919-1925. DOI: https:// doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-9-1919-1925.

23. Иванченко Д. А. Управление мобильными технологиями в информационном пространстве современного вуза // Высшее образование в России. - 2014. - № 7. - С. 93-100.

24. Nadeem M. U., Mohammed R., Dalib S. Retesting integrated model of intercultural communication competence (IMICC) on international students from the Asian context of Malaysia // International Journal of Intercultural Relations. - 2020. - Vol. 74. - P. 17-29. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.10.005.

25. Ли Ц., Московкин Л. В., Равданжамц У. О содержании понятия «межкультурная компетенция» // Русский язык как иностранный и методика его преподавания. - 2017. - № 28. - С. 134-139.

26. Khukhlaev O. E., Gritsenko V. V., Pavlova O. S. A. et al. Comprehensive model of intercultural competence: theoretical substantiation // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. - 2020. - Т. 17. - № 1. - С. 13-28.

27. Данилин Р. А. Развитие умений иноязычного межкультурного взаимодействия студентов в целях обучения иностранному языку в языковом вузе // Неофилология. - 2021. - Т. 7. - № 25. - С. 127-136.

28. Беседина Е. И., Кузьмич И. В., Шамина Е. А. К вопросу о базовых компонентах формирования поликультурной личности // Дискурс. - 2021. - Т. 7. - № 1. - С. 140-152.

29. Использование игровых платформ управления классом при онлайн-обучении для повышения качества образовательных результатов / Е. В. Соболева, Т. Н. Суворова, Н. Н. Векуа, А. В. Василенко // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 409-424. DOI: 10.32744/pse.2020.4.29.

30. Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 5. - № 1. - C. 41-45.

Evgenia L. Batakova,

Postgraduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russia

[email protected]

Elena A. Mikhlyakova,

Postgraduate Student, Vyatka State University, Kirov, Russia

[email protected]

Guiyun Yang,

Postgraduate student, Vyatka State University, Kirov, Russia [email protected]

Didactic opportunities of mobile applications in the formation of intercultural competence of students Abstract. The modern epidemiological situation and the format of remote interaction determine the importance of including digital technologies in the formation of intercultural competence. The problems of obtaining the practice of oral foreign language communication, studying the norms of network etiquette, the rules of ethics, the basics of vocabulary and grammar, and the mechanisms of word formation are relevant. The purpose of the study is to identify the didactic opportunities of mobile applications and purposeful work with m-learning technologies for the formation of intercultural competence. The methodology is based on the analysis and generalization of scientific literature on m-learning, problems of learning in an online format. The provisions of the communicative activity-oriented approach are

taken into account when integrating mobile applications into the subject-subject scheme of intercultural communication. The study uses empirical methods (testing, analysis of the results of working with mobile applications and MS Teams). The effectiveness of the proposed approach is confirmed by a pedagogical experiment, during which cognitive activity with mobile applications was organized within a specially developed module framework. Statistically significant differences between the experimental and control groups in the level of intercultural competence were revealed. In the experiment, the T-test of Wilcoxon was used for processing. The results of the study described the didactic opportunities of mobile applications for involving students in active group interaction in a project, educational practice, professional self-presentation and intercultural foreign language communication. In conclusion, the conditions under which the integration of mobile applications in training will be most effective are summarized: the purposeful nature of work with m-learning technologies; collaboration of teachers of related disciplines; conscious participation of students at all stages of choosing and using a mobile application; creating mobile resource cases.

Keywords: digital technologies, mobile learning, interaction, professional competence, information communication, educational environment. References

1. Obdalova, O. A. & Odegova, O. V. (2018). "Mezhkul'turnaya i mezh"yazykovaya kommunikaciya kak novaya real'nost' v kontekste globalizacii", Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya, № 44. DOI: 10.17223/1998863X/44/7 (in Russian).

2. Picatoste, J., Pérez-Ortiz L. & Ruesga-Benito, S. M. (2018). "A new educational pattern in response to new technologies and sustainable development. Enlightening ICT skills for youth employability in the European Union", Telematics and Informatics, vol. 35 (4), pp. 1031-1038. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tele.2017.09.014 (in English).

3. Zenkina, S. et al. (2019). "The Method of Design of Electronic Advanced Training Courses for the Development of Information Competence of the Teacher", Proceedings of SLET-2019 - International Scientific Innovative Approaches to the Application of Digital Technologies in Education and Research, Stavropol - Dombay, Russia, 20-23 May 2019, pp. 366-375. DOI: http:// ceur-ws.org/Vol-2494/paper_35.pdf (in English).

4. Brata, K. C. & Brata, A. H. (2020). "User experience improvement of japanese language mobile learning application through mental model and A/B testing", International Journal of Electrical and Computer Engineering, vol. 10(3), pp. 2659-2667. DOI: 10.11591/ijece.v10i3.pp2659-2667 (in English).

5. Cabrera-Solano, P. et al. (2020). "Enhancing EFL students' active learning by using 'formative' on mobile devices", International Journal of Emerging Technologies in Learning, vol. 15(13), pp. 252-263. DOI: 10.3991/ijet.v15i13.13975 (in English).

6. Soboleva, E. V. et al. (2020). "Vozmozhnosti interaktivnyh servisov dlya sovershenstvovaniya podgotovki budush-chih pedagogov cifrovoj shkoly", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 3 (45), pp. 441-458. DOI: 10.32744/pse.2020.3.32 (in Russian).

7. Elphick, M. (2018). "The Impact of Embedded iPad Use on Student Perceptions of Their Digital Capabilities", Education Sciences, vol. 8 (3), pp. 102. DOI: https:// doi.org/10.3390/educsci8030102 (in Russian).

8. Kliment'ev, D. D. & Kliment'eva, V. V. (2018). "Dostupnye mobil'nye prilozheniya v obrazovanii: besplatno, in-teresno, neslozhno i effektivno", Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1, pp. 198-205 (in Russian).

9. Komochkina, E. A. & Yarockaya, L. V. (2020). "Integrativnaya strategiya obucheniya kak effektivnyj sposob razvitiya navykov pis'ma u studentov nelingvisticheskogo vuza", Vysshee obrazovanie v Rossii (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia), t. 29, № 5, pp. 64-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-64-72 (in Russian).

10. Andujar, A. et al. (2020). "Integrating flipped foreign language learning through mobile devices: Technology acceptance and flipped learning experience", Sustainability (Switzerland), vol. 12(3). DOI: 10.3390/su12031110 (in English).

11. Tihonova, E. V., Potapova, A. S. & Krajder, A. V. (2018). "Formirovanie inoyazychnoj diskursivnoj kompetencii s pred-prinimatel'skim trekom posredstvom uchebnyh videofajlov v prilozhenii Instagram", Yazyk i kul'tura, № 41, pp. 327-338 DOI: 10.17223/19996195/41/20 (in Russian).

12. Petrishcheva, N. S. & Rybalko, T. G. (2020). "Mobil'nye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya leksicheskoj kompetencii studentov v professional'nom lingvoobrazovanii", Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki, t. 5, № 1, pp. 123127. DOI: 10.30853/pedagogy.2020.1.22 (in Russian).

13. Soboleva, E. V. & Perevozchikova, M. S. (2019). "Osobennosti podgotovki budushchih uchitelej k razrabotke i primeneniyu mobil'nyh igrovyh prilozhenij s obuchayushchim kontentom", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 5 (41), pp. 428-440. DOI: 10.32744/pse.2019.5.30 (in Russian).

14. Serostanova, N. N. & Choporova, E. I. (2020). "Sovremennye tekhnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov v epohu cifrovizacii obrazovaniya", Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, № 6, p. 10. DOI: 10.17513/spno.30254 (in Russian).

15. Kalugina, O. & Tarasevich, N. (2018). "Smart technology integration into EFL teaching at the non-linguistic higher school", XLinguae, vol. 11, pp. 8-18. DOI: 10.18355/XL.2018.11.01XL.02 (in English).

16. Soboleva, E.V. & Karavaev, N. L. (2020). "Characteristics of the Project-Based Teamwork in the Case of Developing a Smart Application in a Digital Educational Environment", European Journal of Contemporary Education, vol. 9, is. 2, pp. 417-433. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.417 (in English).

17. Bartosh, D. et al. (2020). "Cifrovye sredstva v obuchenii inostrannym yazykam: otbor i tipologizaciya", Obuchenie inostrannym yazykam, t. 47(4), pp. 340-351 (in Russian).

18. Vasil'eva, N. V., Grigor'ev-Golubev, V. V. & Evgrafova, I. V. (2017). "O povyshenii effektivnosti programmnogo obespecheniya dlya elektronnogo (E-learing) i mobil'nogo (M-learing) obucheniya", Morskie intellektual'nye tekhnologii, № 2-1, pp. 75-80 (in Russian).

19. Cavus, N. et al. (2020). "Perceptions of foreign language teachers for M-learning", International Journal of Emerging Technologies in Learning, vol. 15(23), pp. 95-107. DOI: 10.3991/ijet.v15i23.18799 (in English).

20. Putrawan, G. E. & Riadi, B. (2020). "Technology and language learning: English as a foreign language learners' use of smartphones for online informal learning in indonesia. [Tecnologia e aprendizado de idiomas: O uso de smartphones pelos alunos do inglês como lingua estrangeira para a aprendizagem informal online na Indonésia]", Texto Livre, vol. 13(3), pp. 103-120. DOI: 10.35699/1983-3652.2020.24657 (in English).

21. Gunday, R. & Çamlioglu, Y. T. (2016). "Digital resources in foreign language teaching/learning", Synergies Turquie, № 9, p. 69-80. Available at: https://www.researchgate.net/publication/316688030_Digital_resources_in_for-eign_language_teachinglearning (in English).

22. Putistina, O. (2015). "Interaction in the Concept of Autonomous Language Learning", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, vol. 8, pp. 1919-1925. DOI: https:// doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-9-1919-1925 (in English).

23. Ivanchenko, D. A. (2014). "Upravlenie mobil'nymi tekhnologiyami v informacionnom prostranstve sovremennogo vuza", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 7, pp. 93-100 (in Russian).

24. Nadeem, M. U., Mohammed, R. & Dalib, S. (2020). "Retesting integrated model of intercultural communication competence (IMICC) on international students from the Asian context of Malaysia", International Journal of Intercultural Relations, vol. 74, pp. 17-29. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.10.005 (in English).

25. Li, C., Moskovkin, L. V. & Ravdanzhamc, U. (2017). "O soderzhanii ponyatiya "mezhkul'turnaya kompetenciya", Russkij yazyk kak inostrannyj i metodika ego prepodavaniya, № 28, pp. 134-139 (in Russian).

26. Khukhlaev, O. E. et al. (2020). "Comprehensive model of intercultural competence: theoretical substantiation", RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, t. 17, № 1, pp. 13-28 (in English).

27. Danilin, R. A. (2021). "Razvitie umenij inoyazychnogo mezhkul'turnogo vzaimodejstviya studentov v celyah obucheniya inostrannomu yazyku v yazykovom vuze", Neofilologiya, t. 7, № 25, pp. 127-136 (in Russian).

28. Besedina, E. I., Kuz'mich, I. V. & Shamina, E. A. (2021). "K voprosu o bazovyh komponentah formirovaniya polikul'turnoj lichnosti", Diskurs, t. 7, № 1, pp. 140-152 (in Russian).

29. Soboleva, E. V. et al. (2020). "Ispol'zovanie igrovyh platform upravleniya klassom pri onlajn-obuchenii dlya pov-ysheniya kachestva obrazovatel'nyh rezul'tatov", Perspektivy nauki i obrazovaniya, № 4 (46), pp. 409-424. DOI: 10.32744/pse.2020.4.29 (in Russian).

30. Kuznecova, A. V. & Chernyshov, S. V. (2020). "Teoreticheskaya model' inoyazychnoj mezhkul'turnoj kompetencii starsheklassnikov", Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, t. 5, № 1, pp. 41-45 (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Батакова Е. Л., Михлякова Е. А., Ян Г. Дидактические возможности мобильных приложений в формировании межкультурной компетенции обучающихся//Научно-ме-тодический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 05 (май). - С. 70-83. - URL: http://e-kon cept. ru/2021/211032.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11032

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Батакова Е. Л., Михлякова Е. А., Ян Г., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.