Научная статья на тему 'ЭЛЕКТРОННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ'

ЭЛЕКТРОННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
русский язык как иностранный / электронное обучение / мобильные приложения в языковом образовании / Russian as a foreign language / e-learning / mobile applications in language education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лилиана Вячеславовна Воронова, Татьяна Алексеевна Жукова

В статье анализируются проблемы, связанные с переходом языкового образования в дистанционный формат, предлагаются пути решения обозначенных проблем. В качестве актуальных инновационных дидактических средств обучения русскому языку как иностранному в современных условиях рассматриваются возможности разработок и внедрения в учебный процесс мобильных приложений, в том числе с учётом регионального компонента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC LANGUAGE EDUCATION IS A CHALLENGE OF THE TIME

Th e article analyses the problems related to the transition of language education to a remote to a distance format, suggests ways to solve these problems. As relevant innovative didactic means of teaching Russian as a foreign language in modern conditions the possibilities of development and introduction of mobile applications into the educational process, including taking into account the regional component, are considered

Текст научной работы на тему «ЭЛЕКТРОННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ»



[методика преподавания русского языка]

Л. В. Воронова, DOI: 10.24411/1811-1629-2020-12100

Т. А. Жукова

ЭЛЕКТРОННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

LILIANA V. VORONOVA, TATIANA A. ZHUKOVA ELECTRONIC LANGUAGE EDUCATION IS A CHALLENGE OF THE TIME

Лилиана Вячеславовна Воронова

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка как иностранного

► voronova.lv@dvfu.ru

Татьяна Алексеевна Жукова

Кандидат филологических наук, доцент ► zhukova.ta@dvfu.ru

Дальневосточный федеральный университет

690922, Приморский край, г. Владивосток, кампус ДВФУ, о. Русский, п. Аякс, 10

Liliana V. Voronova, Tatiana A. Zhukova

Far Eastern Federal University

690922, FEFU Campus, 10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok, Russia

В статье анализируются проблемы, связанные с переходом языкового образования в дистанционный формат, предлагаются пути решения обозначенных проблем. В качестве актуальных инновационных дидактических средств обучения русскому языку как иностранному в современных условиях рассматриваются возможности разработок и внедрения в учебный процесс мобильных приложений, в том числе с учётом регионального компонента.

Ключевые слова: русский язык как иностранный; электронное обучение; мобильные приложения в языковом образовании.

The article analyses the problems related to the transition of language education to a remote to a distance format, suggests ways to solve these problems. As relevant innovative didactic means of teaching Russian as a foreign language in modern conditions the possibilities of development and introduction of mobile applications into the educational process, including taking into account the regional component, are considered.

Keywords: Russian as a foreign language; e-learning; mobile applications in language education.

Обстоятельства, сложившиеся в настоящее время в мировом социуме, привели к значительным изменениям в образовательной индустрии, в том числе языковой. Процесс обучения перешёл в дистанционный формат. Образование быстро отреагировало на вызов времени. Несмотря на то, что технологическое направление в методике преподавания русского языка как иностранного начало активно развиваться в начале XXI века (см. труды учёных-методистов - Э. Г. Азимова, С. А. Асановой, А. Н. Богомолова, А. Д. Гар-цова, Л. А. Дунаевой, О. И. Руденко-Моргун и др.), многие преподаватели РКИ оказались не готовы к преподаванию языковых дисциплин в удалённом режиме. При этом отчётливо стали понятны существующие проблемы в использовании преподавателями РКИ инфокоммуникационных технологий и проблемы адаптации преподавателей к работе в новых условиях. Естественно, снятию проблем в дальнейшем поможет качественная подготовка будущих преподавателей РКИ: знакомство с основами электронной лингводидак-тики, использование инновационных педагогических технологий на основе научных разработок по формированию эффективной цифровой образовательной среды для иностранных студентов, в том числе с созданием новых инструментов и ресурсов обучения, средств оценивания и т.д.

Современная ситуация потребовала переосмысления содержимого учебных планов и содержательного наполнения дисциплин, связанных с подготовкой преподавателей русского языка как иностранного к будущей профессиональной деятельности. В концепции магистерской про-

граммы «Русский язык как иностранный» (направление 45.04.01 «Филология»), которая реализуется в Восточном институте - Школе региональных и международных исследований ДВФУ, заложено практико ориентированное обучение: в процессе освоения любой дисциплины магистрант должен приобрести не только знания, но и навыки, умения, необходимые ему в дальнейшей профессиональной деятельности филолога - преподавателя РКИ, которая в настоящий момент уже невозможна без знаний современных цифровых технологий и умений решать дидактические задачи с помощью различных инновационных телекоммуникационных инструментов. На занятиях по дисциплине «Инновационные технологии в обучении русскому языку как иностранному» будущие преподаватели РКИ знакомятся с теми возможностями и разработками, которые предоставляет на современном этапе 1Т-отрасль. Магистранты учатся проводить видеоконференции, онлайн-уроки, вебинары; знакомятся с терминологией, которая помогает идентифицировать объект, относящийся к новой области знания; участвуют в создании проектных работ, в которых предлагаются пути решения различных лингводи-дактических задач в существующих форматах обучения - в смешанном, дистанционном и др.

Стандарт по направлению «Филология» (программа магистратуры) предполагает, что во время обучения у магистрантов должны быть сформированы три типа компетенций: общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. В учебном плане указан тот набор компетенций, которые должны быть приобретены в процессе изучения магистрантом дисциплины. Полагаем, что при использовании дистанционной формы обучения общепрофессиональная компетенция должна быть дополнена межпредметной, позволяющей будущему преподавателю РКИ осуществлять взаимодействие смежных дисциплин в электронном формате. А профессиональная компетенция - информационно-телекоммуникационной компетенцией, формирование которой даст возможность магистранту - будущему преподавателю РКИ чётко ориентироваться в новейших технологиях, которые предлагает компьютерная лингводидактика. Преподаватель русского языка как иностранного должен

быть готов к созданию инновационных дидактических и методических средств обучения русскому языку, которые характеризуются «высокой адаптивностью, целевой и функциональной направленностью учебных материалов, их вариативностью, гибкостью и т.д.» [Гарцов 2009: с. 13].

Одним из актуальных инновационных дидактических средств обучения русскому языку как иностранному в современных условиях могут стать мобильные приложения. Информационные технологии в настоящее время используются повсеместно, возможности смартфонов возрастают, а множество мультимедийных приложений для смартфонов способствует расширению образовательного потенциала этого устройства. Соответственно, студенты, осваивающие магистерскую программу «Русский язык как иностранный», должны не только иметь навык работы с образовательными мобильными приложениями, но также обязаны стремиться овладеть умением совместной (с программистами) разработки дидактических мобильных приложений в готовых шаблонах.

Мобильные приложения работают на разных операционных системах (Android, AppleiOS, Microsoft и др.), их можно загрузить через виртуальный магазин GooglePlay или AppStore. Бесспорно, образовательным потенциалом обладают не только специально разработанные для изучения русского языка приложения, но и различные бесплатные (или условно бесплатные) мобильные приложения. Такие приложения, как AccuWeather, GoogleMaps, Кинопоиск, Купибатон и др., можно успешно интегрировать в учебный процесс для активизации навыков всех видов речевой деятельности иностранных студентов. С помощью подобных мобильных приложений представляется возможным организовать самостоятельную работу студентов по освоению тем «Глаголы движения», «Прилагательные (характеристика предмета)», «Числительные» и др. Для студентов, обучающихся во Владивостоке, актуально приложение 2Гис https://2gis.ru/vladivostok, поскольку оно содержит названия и характеристики объектов, локализованных во Владивостоке и Приморском крае.

В отличие от мобильных приложений общего профиля, образовательные мобильные приложения направлены на специализированное изучение лек-

^^^ [методика преподавания русского языка]

сики и грамматики. Все образовательные мобильные приложения, по мнению Ж. Е. Ермолаевой [Ермолаева 2020], представлены пятью основными видами: 1) приложения для визуального изучения русского языка; 2) приложения, ориентированные на применение грамматики русского языка; 3) приложения для перевода (словари); 4) приложения-книги для чтения, 5) приложения для общения.

В настоящий момент существует большое разнообразие доступных мобильных приложений, внедрение которых в учебный процесс ведёт к повышению эффективности освоения русского языка как иностранного. Так, в качестве примера удобных бесплатных мобильных приложений для обучения на начальном этапе русскому языку как иностранному можно назвать следующие:

1) «Ьеап&Оо» (кроссплатформенное мобильное приложение для изучения глаголов движения на начальном этапе),

2) «КАЬШКА» (мобильное приложение для изучения русского языка на уровнях А1 и А2, интерактивный самоучитель),

3) «ТАЬК2КШ81А» (мобильное приложение по русскому языку как иностранному для начинающих изучать русский язык на уровнях А1 и А2),

4) «Говорить по-русски: Учить русский язык не в сети» (мобильное приложение для изучения русского языка на начальном уровне с возможностью выбора перевода слов на родном языке - спектр выбора родного языка для иностранного учащегося очень широк).

Данные приложения могут быть хорошим дополнением к аудиторным занятиям и традиционным учебникам. В настоящий момент в GooglePlay и АррЗШге насчитывается более ста эффективных программ для изучения русского языка как иностранного.

Тем не менее, наблюдается необходимость в разработке подобных мобильных приложений, имеющих региональную специфику. Так, на кафедре русского языка как иностранного Дальневосточного федерального университета разрабатывается мобильное приложение «Добро пожаловать во Владивосток». Это совместный проект магистрантов (направление подготовки «Филология» магистерская программа «Русский язык как иностранный»)

и бакалавров-программистов. Проект выполняется в рамках работы над исследовательской главой магистерской диссертации. Магистранты овладевают информационно-телекоммуникационной компетенцией, разрабатывая совместно с программистами web-приложение, снабжённое мобильной версией. Интерактивное учебное пособие «Добро пожаловать во Владивосток», сопровождающееся мобильной версией, будет обладать рядом ключевых свойств, важных для обучения русскому языку как иностранному:

1) мультимедийностью, 2) интерактивностью, 3) гиперсвязью, 4) педагогическим дизайном электронных средств обучения.

Основные разделы - это локации Владивостока: 1) Владивосток - столица Приморского края;

2) Аэропорт; 3) Железнодорожный вокзал; 4) Маяк на Токаревской кошке; 5) Океанариум; 6) Владивостокская крепость; 7) Мариинский театр. Приморская сцена; 7) Дальневосточный федеральный университет; 8) Собор Покрова Пресвятой Богородицы; 9) Золотой мост; 10) Фуникулёр.

Интерфейс web-приложения (и мобильного приложения) достаточно лаконичен (см. Рисунок 1).

Структура каждого раздела имеет следующие

части:

1. Текст: 1) файл с текстом; 2) словарь; 3) задания по тексту; 4) ответы на задания по тексту.

2. Видео/аудио: 1) аудио/видео файл; 2) текст видео; 3) тест по аудио/видео; 4) ответы к тесту по аудио/ видео.

Рис. 1. Интерфейс приложения (Локация «Аэропорт»)

3. Галерея (фото-сопровождение лексического минимума по всем локациям).

Web-приложение и мобильное приложение «Добро пожаловать во Владивосток» будет помогать студентам-иностранцам, приезжающим на обучение в Дальневосточный федеральный университет, не только совершенствовать русский язык на уровне В1, но и активизировать речевые навыки повседневного общения.

Мы рассматриваем данное дидактическое средство как дополнительное, прежде всего сопровождающее традиционные форматы, но необходимое в реалиях современной образовательной среды.

Многие современные исследователи (С. Э. Надха, А. М. Маслова, Е. О. Кузьмина и др.), изучая потенциал информационных технологий в обучении русскому языку как иностранному, квалифицируют образовательные мобильные приложения, прежде всего, как средство организации самостоятельной работы студентов. По их мнению, нельзя переоценивать возможности мобильных приложений, поскольку «пока рано говорить о полной замене традиционных средств обучения на инновационные, поскольку большинство мобильных приложений ограничивается рамками получения и развития грамматических и лексических знаний, но не даёт возможности совершенствовать коммуникативные навыки и умения, что является существенным недостатком» [Надха, Маслова, Кузьмина 2020: с. 339].

Тем не менее, доступность и удобство использования мобильных приложений привели к тому, что они стали уникальным дидактическим средством, которое способствует тому, что учебная коммуникация преподавателя и студентов приобретает новое качество. В случае использования в учебном процессе мобильных приложений обучающиеся могут успешно закреплять новые знания, осваивать большой объём информации и самостоятельно контролировать её запоминаемость.

Считаем, что главной задачей на современном этапе является подготовка преподавателя нового формата, способного успешно реализо-вывать свой технологический потенциал, гото-

вого качественно и эффективно исполнять свои профессиональные обязанности на русском языке, в том числе с использованием современных электронных средств обучения. Для результативной, творческой работы в формате дистанционного обучения современному преподавателю необходимо осваивать новые технологические решения, научиться самостоятельно разрабатывать онлайн-курсы, в том числе с учебным медиакон-тентом, а также уметь осуществлять техническую поддержку обучающихся в сфере использования мобильных образовательных приложений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарцов А. Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009. 398 с. С. 13.

2. Ермолаева Ж. Е. Мобильные приложения в обучении русскому языку как иностранному: обзор // EduNeo: актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. URL: https://www.eduneo.ru/mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-obzor/ (дата обращения: 14.05.2020).

3. Надха С. Э., Маслова А. М., Кузьмина Е. О. Мобильные приложения как средство обучения русскому языку как иностранному при организации самостоятельной работы иностранных студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Том 13. № 1. С. 339-340.

REFERENCES

1. Garcov A. D. (2009) Elektronnaya lingvodidaktika v sisteme innovacionnogo yazykovogo obrazovaniya [Electronic linguodidactics in the system of innovative language education]: (Doctor's thesis, Philology), Moscow, 2009 (in Russian).

2. Ermolaeva Zh. E. (2020) Mobilnye prilozheniya v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu: obzor [Mobile applications in teaching Russian as a foreign language: overview] In: EduNeo: aktualnye metodiki prepodavaniya, novye tehnologii i trendy v obrazovanii, prakticheskij pedagogicheskij opyt [EduNeo: current teaching methods, new technologies and trends in education, practical pedagogical experience]. URL: https://www.eduneo. ru/mobilnye-prilozheniya-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-obzor/ (data obrasheniya: 14.05.2020) (in Russian).

3. Nadha S. E., Maslova A. M., Kuzminoj E. O. (2020) Mobilnye prilozheniya kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu pri organizacii samostoyatelnoj raboty inostrannyh studentov [Mobile applications as a means of teaching Russian as a foreign language when organizing the independent work of foreign students] In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2020. V. 13. № 1, pp. 339-340 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.