Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕРОПРИЯТИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАРОДОВЛАСТИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Грищенко Ольга Владимировна, Петренко Елена Геннадьевна, Спектор Людмила Александровна, Чешин Андрей Владимирович

Настоящая статья посвящена анализу цифровых технологий как инструменту повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля. В работе исследуется роль и место института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Авторами обосновывает необходимость и неизбежность использования цифровых технологий в процессах организации и функционирования субъектов общественного контроля, а также проводимых ими его мероприятий. В работе проводится анализ основных проблем, препятствующих оптимальному использованию цифровых технологий в общественном контроле в целях повышения экономической эффективности его проводимых мероприятий. Авторами формализована и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем. В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; методы интерполяции и экстраполяции. Целью исследования выступает разработка и обоснование основных направлений оптимизации использования цифровых технологий в общественном контроле в целях повышения экономической эффективности его проводимых мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гончаров Виталий Викторович, Грищенко Ольга Владимировна, Петренко Елена Геннадьевна, Спектор Людмила Александровна, Чешин Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR INCREASING THE ECONOMIC EFFICIENCY OF PUBLIC CONTROL MEASURES IN RUSSIA

This article is devoted to the analysis of digital technologies as a tool for improving the economic efficiency of public control measures. The paper examines the role and place of the institution of public control in the system of legal guarantees for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The authors substantiate the necessity and inevitability of using digital technologies in the processes of organization and functioning of subjects of public control, as well as its activities carried out by them. The paper analyzes the main problems that hinder the optimal use of digital technologies in public control in order to increase the economic efficiency of its activities. The authors formalized and justified a system of measures to resolve these problems. The paper uses a number of methods of scientific research, in particular: formal-logical; comparative-legal; historical-legal; statistical; sociological; methods of interpolation and extrapolation. The purpose of the study is to develop and substantiate the main directions of optimizing the use of digital technologies in public control in order to increase the economic efficiency of its activities.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_196 УДК 342

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВОДИМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ DIGITAL TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR IMPROVING ECONOMIC EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES CARRIED OUT PUBLIC CONTROL IN RUSSIA

ГОНЧАРОВ Виталий Викторович,

кандидат юридических наук, доцент, декан факультета высшего образования

Политехнического института (филиала) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Таганроге. 347904, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Петровская, 109 а. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ГРИЩЕНКО Ольга Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и предпринимательства Таганрогского института им. А.П. Чехова (филиала)

ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ). 347936, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, ул. Инициативная, 48. ORCID: 0009-0000-5364-3470. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ПЕТРЕНКО Елена Геннадьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и международного права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина». 350044, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Калинина, 13. ORCID: 0000-0002-7591-0768. E-mail: niipg2010@mail.ru;

СПЕКТОР Людмила Александровна,

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой "Теория государства и права", Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал), Донской государственный технический университет» в г. Шахты. 346500, Россия, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147. E-mail: niipg2010@mail.ru;

ЧЕШИН Андрей Владимирович,

кандидат экономических наук, преподаватель Орского гуманитарно-технологического института (филиала)

Оренбургского государственного университета.

462419, Россия, Оренбургская обл., г. Орск, пр. Мира, 15А.

ORCID 0009-0000-7572-3076.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

Goncharov Vitaly Viktorovich,

Dean of the Faculty of Higher Education of the Polytechnic Institute (branch) of the Don State Technical University in Taganrog, Candidate of Law, Associate Professor. 347904, Russia, Rostov region, Taganrog, Petrovskaya str., 109 a, E-mail: niipg2010@mail.ru;

Grishchenko Olga Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Economics and Entrepreneurship of the A. P. Chekhov

Taganrog Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education

"Rostov State University of Economics" (RINH).

48 Initiative Street, Taganrog, Rostov Region, 347936, Russia.

ORCID: 0009-0000-5364-3470.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

Petrenko Elena Gennadievna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of State and International Law

of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin". 350044, Russia, Krasnodar Territory, Krasnodar, Kalinina str., 13. E-mail: niipg2010@mail.ru;

Spector Lyudmila A.,

Head of the Department «Theory of State and Law», Candidate of Law, Institute of Service and Entrepreneurship (branch),

Don State Technical University in Shakhty.

346500, Russia, Rostov region, Shakhty, ul. Shevchenko, 147.

E-mail: niipg2010@mail.ru;

Cheshin Andrey V.,

Lecturer at the Orsk Humanitarian and Technological Institute (branch) Orenburg State University, Candidate of Economic Sciences. 15A Mira Ave., Orsk, Orenburg region, Russia, 462419. E-mail: niipg2010@mail.ru

Краткая аннотация. Настоящая статья посвящена анализу цифровых технологий как инструменту повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля. В работе исследуется роль и место института общественного кон-

троля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства. Авторами обосновывает необходимость и неизбежность использования цифровых технологий в процессах организации и функционирования субъектов общественного контроля, а также проводимых ими его мероприятий. В работе проводится анализ основных проблем, препятствующих оптимальному использованию цифровых технологий в общественном контроле в целях повышения экономической эффективности его проводимых мероприятий. Авторами формализована и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем. В работе использован ряд методов научного исследования, в частности: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; методы интерполяции и экстраполяции. Целью исследования выступает разработка и обоснование основных направлений оптимизации использования цифровых технологий в общественном контроле в целях повышения экономической эффективности его проводимых мероприятий.

Abstract. This article is devoted to the analysis of digital technologies as a tool for improving the economic efficiency of public control measures. The paper examines the role and place of the institution of public control in the system of legal guarantees for the implementation, protection and protection of the constitutional principles of democracy and the participation of society in the management of state affairs. The authors substantiate the necessity and inevitability of using digital technologies in the processes of organization and functioning of subjects of public control, as well as its activities carried out by them. The paper analyzes the main problems that hinder the optimal use of digital technologies in public control in order to increase the economic efficiency of its activities. The authors formalized and justified a system of measures to resolve these problems. The paper uses a number of methods of scientific research, in particular: formal-logical; comparative-legal; historical-legal; statistical; sociological; methods of interpolation and extrapolation. The purpose of the study is to develop and substantiate the main directions of optimizing the use of digital technologies in public control in order to increase the economic efficiency of its activities.

Ключевые слова: цифровые технологии; инструмент повышения; экономическая эффективность; мероприятия; общественный контроль; народовластие; Российская Федерация; конституционные принципы; оптимизация; развитие.

Keywords: digital technologies; enhancement tool; economic efficiency; measures; public control; democracy; Russian Federation; constitutional principles; optimization; development.

Для цитирования: Гончаров В.В., Грищенко О.В., Петренко Е.Г., Спектор Л.А., Чешин А.В. Цифровые технологии как инструмент повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля в России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 196-200. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_196.

For citation: Goncharov V.V., Grishchenko O.V., Petrenko E.G., Spector L.A., Cheshin A.V. Digital technologies as a tool for improving economic efficiency of the activities carried out public control in Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 196-200. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_196.

Статья поступила в редакцию: 18.07.2023

Введение.

Проблематике использования цифровых технологии в процессах организации и функционирования общественного контроля посвящены работы О. В. Гавриленко, [1, с. 145-163] Д. В. Грибанова, [5, с. 14-22] О. В. Ерохиной, [6, с. 49-54] С. М. Зубарева, [7, с. 28-37; 8] Н. С. Лисиной, [10, с. 32-40] Я. Ю. Реент, [11, с. 75-84] С. В. Сабаевой, [12, с. 55-62] Л. А. Соколова, [13, с. 103-107] а также многих иных авторов. Однако, большинство ученых исследует возможности и пределы применения указанных технологий с точки зрения увеличения охвата объектов общественного контроля его мероприятиями, облегчения процессов обработки информации, полученной по результатам проведения указанных мероприятий. Целью же настоящего научного исследования выступает разработка и обоснование основных направлений оптимизации использования цифровых технологий в общественном контроле в целях повышения экономической эффективности его проводимых мероприятий. Данное обстоятельство представляет особый научно-теоретический и практический интерес в связи с сжатием доходной части российского консолидированного бюджета и необходимостью оптимизации его расходной части, из которой преимущественно и осуществляется финансирование как субъектов общественного контроля, так и проводимых ими его мероприятий.

Основной текст.

Российская Конституция 1993 года закрепила правовой статус многонационального народа страны как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране, который может реализовывать своих властные полномочия через систему прямых и опосредованных форм народовластия. Однако, делегируемые народом органам публичной власти полномочия нуждаются в постоянном контроле со стороны гражданского общества для того, чтобы не допустить их незаконного присвоения или удержания какими-либо органами государственной власти, органами местного самоуправления, либо их должностными лицами. Таким образом, институт общественного контроля выступает важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства.

Однако, процессы организации и функционирования системы общественного контроля в Российской Федерации должны быть эффективными. При этом, под подобной эффективностью следует понимать достижение целей и решение задач данного института гражданского общества, закрепленных в законодательстве об общественном контроле, с наименьшими денежными расходами (как по их совокупному объему за определенный промежуток времени, так и в части соотношения затрат на проведение мероприятий общественного контроля к их количеству, а также к суммам денежных средств, выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий, которые составляют ущерб от нарушений законодательства объектами общественного контроля), и оптимальным охватом мероприятиями общественного контроля его объектов (с увеличением в их числе доли тех объектов, действия, акты и решения которых нарушали законодательство).

Чем же важны исследования экономической эффективности мероприятий общественного контроля?

Прежде всего, как мы отмечали ранее в данной работе, консолидированный российский бюджет (в частности, в долларовом эквиваленте) в 2023 и последующих годах будет уменьшаться, что привело уже в настоящее время к секвестрованию большинства статей расходной части бюджетов всех уровней (федерального, региональных, местных). Подобный секвестр, вероятно, коснется и денежных сумм, запланированных на финансирование расходов, связанных с организацией и деятельностью субъектов общественного контроля в нашей стране.

Кроме того, повышение экономической эффективности мероприятий общественного контроля позволит, несмотря на уменьшение рас-

ходов на их организацию и проведение, увеличить как охват данными мероприятиями системы объектов общественного контроля, так и количество выявленных нарушений законодательства.

Использование критерия эффективности в качестве основы оптимизации организации и деятельности субъектов общественного контроля позволит выявить наиболее эффективные способы, виды и формы мероприятий общественного контроля с тем, чтобы, с одной стороны, масштабировать их применение по всей стране, а с другой стороны, использовать данный опыт при организации и осуществлении государственного контроля.

При этом, повышение эффективности общественного контроля повлечет и повышение эффективности деятельности органов публичной власти, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, реализующих на основании федеральных законов отдельные публичные полномочия, что выступает согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ЗФ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» одной из важнейших задач общественного контроля в России.

Какими способами можно повысить экономическую эффективность проводимых мероприятий общественного контроля?

Прежде всего, ее росту будет способствовать рост профессионального уровня и улучшение морально-нравственного облика представителей субъектов общественного контроля. Высокий профессионализм позволит уменьшить трудовые затраты как на единицу проводимых мероприятий общественного контроля, так и на единицу денежных средств, причиненных нарушениями законодательства, совершенных объектами общественного контроля, выявленных в ходе проведения указанных мероприятий. В свою очередь, улучшение морально-нравственного облика представителей субъектов общественного контроля скажется на уменьшении коррупционной составляющей в процессах организации и проведения мероприятий общественного контроля, а также числа случаев конфликта интересов.

Кроме того, экономическая эффективность общественного контроля будет повышаться в случае применения субъектами общественного контроля новых технологий, связанных как с организацией и проведением мероприятий общественного контроля, так и с оценкой из результативности.

При этом, эффективность реализации обоих вышеназванных способов базируется в значительной мере на степени использования современных цифровых технологий.

Так, например, профессионализм представителей общественного контроля напрямую зависит от их способности использовать в своей работе современные цифровые технологии выявления, обработки, анализа широких массивов данных, которые они получают в ходе проводимых мероприятий общественного контроля. Как справедливо отмечает в этой связи Д. В. Грибанов, «использование технологии блокчейн при осуществлении общественного контроля обладает рядом преимуществ: наличие специальной процедуры валидации; невозможность подделки или уничтожения данных, единожды внесенных в систему распределенного хранения данных; абсолютная прозрачность последовательности действий при осуществлении властных полномочий; возможность автоматизированного выполнения повторяющихся операций». [5, с. 14]

Соблюдение представителями общественного контроля правил этического поведения и не допущение конфликта интересов также легко обеспечиваются с помощью широкого применения современных цифровых технологий, препятствующих утаиванию подобной информации. В частности, О. В. Гавриленко отмечает, что «для развития современных умных городов и цифровизации социальных практик необходимы актуальные и корректные данные, поэтому неизбежно придется идти на компромисс между правами граждан на неприкосновенность частной жизни и быстрым развитием новых смарт-технологий». [1, с. 160] То есть, современные цифровые технологии позволят обеспечить своеобразную прозрачность личности общественных контролеров, которые должны обладать безупречной репутацией, на которой и основывается их моральное право осуществлять мероприятия общественного контроля.

Однако, как отмечает ряд авторов, [3, с. 3-9; 4, с. 3-13] использование современных цифровых технологий в процессах организации и деятельности общественного контроля в Российской Федерации связаны с многочисленными проблемами.

Во-первых, действующее законодательство об общественном контроле, в частности, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ не содержит обязанности субъектов общественного контроля по применению в своей организации и деятельности современных цифровых технологий. В частности, вышеназванный Федеральный закон в статье 7 (информационное обеспечение общественного контроля) содержит лишь упоминание о возможности создания субъектами общественного контроля специальных сайтов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, это не является их обязанностью. Они в качестве альтернативного варианта могут воспользоваться соответствующими площадками органов публичной власти, что само по себе абсурдно, так как получается, что для организации и осуществления общественного контроля за органами публичной власти будут использоваться принадлежащие им же специальные сайты.

В этой связи, представляется необходимым, разработать и принять на федеральном уровне Федеральную программу, посвященную процессам развития современных цифровых технологий, а также их применения в процессе организации и осуществления мероприятий общественного контроля.

Данная Федеральная программа должна предусмотреть, в частности: а) разработку Общественной палатой Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации типового сайта субъекта общественного контроля; б) финансирование процессов его настройки, адаптации под конкретный субъект общественного контроля; в) финансирование его обслуживания специализированными организациями, отбираемыми на конкурсной основе; г) создание единого сайта системы общественного контроля с возможностью подключения к нему всех субъектов и объектов общественного контроля (модерация данного сайта должна осуществляться силами Аппарата Общественной палаты Российской Федерации); д) вышеназванные сайты должны содержать техническую возможность

многосторонней связи между субъектами общественного контроля, его объектами, рядовыми гражданами России для того, чтобы они могли осуществлять оперативную коммуникацию друг с другом, а также вносить предложения по усовершенствованию процессов организации и проведения мероприятий общественного контроля.

Во-вторых, крупнейшей проблемой в использовании современных цифровых технологий как условия повышения экономической эффективности организации и осуществления мероприятий общественного контроля выступает то обстоятельство, что в России в значительной мере производство как «софта» (программного обеспечения), так и «железа» (самих электронно-вычислительных устройств, оптоволоконных кабелей и т.п.) для информационно-коммуникационных систем не осуществляется, либо осуществляется, но без обеспечения должного уровня информационной безопасности. Большинство указанных технологий разработаны, зарегистрированы (лицензированы) за пределами Российской Федерации. Это создает угрозу утечки информации о ходе и результатах проводимых мероприятий общественного контроля за рубеж с последующим определением точек воздействия на нарушителей законодательства в целях изменения их поведения в интересах зарубежных субъектов. В этой связи, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации следует усилить работы по организации создания суверенной информационно-коммуникационной сети (аналога сети «Интернет»). Как вариант, на промежуточном этапе следует разработать систему технологий по контролю и безопасности использования имеющейся сети «Интернет» российскими пользователями, аналогичную системе «Великий китайский файрвол», которая позволяет осуществлять фильтрацию содержимого интернета в КНР. [9] Лишь в случае обеспечения безопасности информационно-коммуникационной сети, в рамках которой будут взаимодействовать объекты и субъекты общественного контроля, граждане, а также правоохранительные органы, которые уполномочены на рассмотрение обращение субъектов общественного контроля по результатам проведенных мероприятий общественного контроля, как справедливо отмечает Д. В. Грибанов, «пятикратная валида-ция обеспечит одновременный контроль осуществления властной деятельности со стороны гражданского общества, субъектов общественного контроля и Российской Федерации как единого государства, обладающего суверенитетом на всей своей территории». [5, с. 14]

Кроме того, Минцифре РФ совместно с Общественной палатой страны и Министерством науки и высшего образования РФ следует разработать систему мероприятий по подготовке бакалавров, специалистов и магистров для обеспечения субъектов общественного контроля сотрудниками, обладающими соответствующими навыками и компетенциями по организации и поддержанию работы специализированных сайтов субъектов общественного контроля.

Во-третьих, важнейшей проблемой в использовании современных цифровых технологий как условия повышения экономической эффективности организации и осуществления мероприятий общественного контроля выступает то обстоятельство, что финансирование данных процессов осуществляется в настоящее время явно в недостаточных объемах.

Разрешением указанной проблемы возможно несколькими способами. Прежде всего, следует, как мы отмечали ранее, сделать упор на разработку модельных сайтов субъектов общественного контроля, и типового программного обеспечения. Кроме того, указанные работы должны проводиться специализированными организациями по результатам конкурсных процедур с целью удешевления их стоимости.

В-четвертых, значительной проблемой, препятствующей использованию современных цифровых технологий в качестве условия повышения экономической эффективности организации и осуществления мероприятий общественного контроля, является и отсутствие централизованного управления за процессами развития технического обеспечения организации и деятельности субъектов общественного контроля. В этой связи, представляется необходимым внести в Федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» изменения и дополнения в части формирования единой системы общественного контроля в России. Координацию работы данной системы следует поручить Общественной палате Российской Федерации.

В-пятых, крупнейшей проблемой в использовании современных цифровых технологий как условия повышения экономической эффективности организации и осуществления мероприятий общественного контроля является отсутствие разработки и закрепления в законодательстве об общественном контроле системы количественных и качественных критериев оценки эффективности и результативности организации и деятельности субъектов общественного контроля, а также проводимых ими мероприятий общественного контроля. Данная проблематика слабо исследована и в научной и учебной литературе об общественном контроле. Хотя, нами была разработана и обоснована система указанных критериев, коэффициентов и формул в ранее проведенных исследованиях. [2, с. 202-211]

Заключение.

В ходе проведенного научного исследования нами был сделан ряд выводов, в числе которых можно выделить следующие:

1. Институт общественного контроля является важнейшей юридической гарантией реализации, охраны и защиты не только конституционных принципов народовластия и участия общества в управлении делами государства, но и всей системы прав, свобод и законных интересов граждан России, а также общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Организация и проведение мероприятий общественного контроля в России в условиях бюджетного дефицита и его секвестра на всех уровнях бюджетной системы страны требует повышения экономической эффективности указанных мероприятий.

3. Важнейшим инструментом повышения экономической эффективности организации и осуществления мероприятий общественного контроля выступают современные цифровые технологии, позволяющие оптимизировать применение имеющихся ресурсов субъектами общественного контроля.

4. Однако, применение указанных цифровых технологий сопряжено с рядом проблем, обусловленных как слабым суверенитетом РФ в области информационно-коммуникационных технологий, так и необходимостью усовершенствования законодательства об общественном кон-

троле в данной области.

5. Разрешение указанных проблем потребует осуществления системы мероприятий, в том числе, путем разработки и принятия ряда федеральных программ в области развития как информационно-коммуникационных технологий, так и их использования в организации и деятельности субъектов общественного контроля.

Библиография:

1. Гавриленко О. В. Цифровые технологии социального контроля: перспективы и социальные последствия их внедрения // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2022. Т. 28. № 1. С. 145-163.

2. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. 256 с.

3. Гончаров В. В. Использование цифровых технологий в качестве средства обеспечения эффективности организации и осуществления общественного контроля // Право. Экономика. Психология. 2023. № 1 (29). С. 3-9.

4. Гриб В. В. Актуальные проблемы правового развития института общественного контроля в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 11. С. 3-13.

5. Грибанов Д. В. Деятельность субъектов общественного контроля и развитие систем распределенных вычислений и распределенного хранения данных // Право и управление. XXI век. 2018. № 1 (46). С. 14-22.

6. Ерохина О. В. Инфокоммуникационные технологии для управления общественным мнением // Власть. 2021. Т. 29. № 4. С. 49-54.

7. Зубарев С. М. О единой системе правового регулирования цифровых технологий государственного и общественного контроля // Законы России: опыт, анализ, практика. 2021. № 11. С. 28-37.

8. Зубарев С.М., Лебедева Е.А., Сабаева С.В., Сладкова А.В. Цифровые технологии в системе государственного и общественного контроля: теоретико-правовые аспекты: монография. М.: «Издательство ООО «Проспект», 2023. 184 с.

9. Ковачич Л. Как устроен великий китайский файрвол. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/04/25/767754-kak-ustroen-faeirvol (дата обращения: 16.07.2023).

10. Лисина Н. С. Цифровая трансформация и общественный контроль: перспективы влияния // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 6 (139). С. 32-40.

11. Реент Я. Ю. Перспективы цифровизации общественного контроля в пенитенциарной сфере // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31. № 1. С. 7584.

12. Сабаева С. В. Опыт правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 7. С. 55-62.

13. Соколов Л. А. Цифровые технологии управления и контроль - возможности и вызовы // Фундаментальные исследования. 2021. № 3. С. 103-107.

References:

1. Gavrilenko O. V. Digital technologies of social control: prospects and social consequences of their implementation // Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science. 2022. Vol. 28. No. 1. pp. 145-163.

2. Goncharov V. V. Constitutional and legal foundations of public control in the Russian Federation. Moscow: Alicegroup, 2019. 256 p.

3. Goncharov V. V. The use of digital technologies as a means of ensuring the effectiveness of the organization and implementation of public control // Right. Economy. Psychology. 2023. No. 1 (29). pp. 3-9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Grib V. V. Actual problems of legal development of the institute of public control in the Russian Federation // Constitutional and municipal law. 2015. No. 11. pp. 3-13.

5. Gribanov D. V. Activity of subjects of public control and development of systems of distributed computing and distributed data storage // Law and management. XXI century. 2018. No. 1 (46). pp. 14-22.

6. Erokhina 0. V. Infocommunication technologies for public opinion management // Power. 2021. Vol. 29. No. 4. pp. 49-54.

7. Zubarev S. M. On the unified system of legal regulation of digital technologies of state and public control // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2021. No. 11. pp. 28-37.

8. Zubarev S.M., Lebedeva E.A., Sabaeva S.V., Sladkova A.V. Digital technologies in the system of state and public control: theoretical and legal aspects: monograph. M.: "Publishing House LLC "Prospect", 2023. 184 p.

9. Kovacic L. How the great Chinese firewall works. [electronic resource]. Access mode: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2018/04/25/767754-kak-ustroen-faeirvol (accessed: 07/16/2023).

10. Lisina N. S. Digital transformation and public control: prospects for influence // Actual problems of Russian law. 2022. Vol. 17. No. 6 (139). pp. 32-40.

11. Reent Ya. Yu. Prospects of digitalization of public control in the penitentiary sphere // Man: crime and punishment. 2023. Vol. 31. No. 1. pp. 75-84.

12. Sabaeva S. V. Experience of legal regulation of relations related to the use of digital technologies of public control in the subjects of the Russian Federation // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2020. No. 7. pp. 55-62.

13. Sokolov L. A. Digital control technologies and control - opportunities and challenges // Fundamental Research. 2021. No. 3. pp. 103-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.