Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ УГРОЗАХ ФЕЙКОВОЙ АКТИВНОСТИ'

ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ УГРОЗАХ ФЕЙКОВОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЙ САЙТ / ФЕЙКОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИШИНГ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов В. А., Привалов А. Н.

На основе анализа различных источников в статье показана актуальность повышения осведомленности об угрозах, детерминированных фейковой активностью. Представлены обучающие курсы системы дополнительного образования, затрагивающие вопросы защиты от фейковой активности. Проанализированы существующие интерактивные упражнения в цифровых сервисах, связанные с проверкой подлинности информационного контента. Приведены рекомендации для педагогов по созданию новых подобных интерактивных упражнений. Обоснована необходимость использования не только широко распространённых образовательных сервисов, но и специализированных ресурсов: реестров фейковых сайтов, сервисов для создания фейковых переписок в социальных сетях, интернет-ресурсов с сатирическими новостями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL SERVICES IN THE WORK OF A TEACHER AS A MEANS OF RAISING AWARENESS ABOUT THE THREATSOF FAKE ACTIVITY

Based on the analysis of various sources, the article shows the relevance of raising awareness of threats from fake activity. The types of fake activity considered in the framework of various courses of additional education are given. The existing interactive exercises in digital services related to the verification of information content are analyzed. Recommendations for teachers on creating new interactive exercises are given. At the same time, it is necessary to use not only widespread educational services, but also specialized resources: registers of fake sites, services for creating fake correspondence in social networks, Internet resources with satirical news.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ УГРОЗАХ ФЕЙКОВОЙ АКТИВНОСТИ»

| #Ученичество. 2022. Вып. 2 | #Apprenticeship. 2022. Issue 2

#Ученичество. 2022. Вып. 2. С. 88-98. #Apprenticeship. 2022. Issue 2. P. 88-98.

Научная статья УДК 371.39:004.056

ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ОБ УГРОЗАХ ФЕЙКОВОЙ

АКТИВНОСТИ8

аспирант кафедры математики, информатики и методики обучения Ивановский государственный университет Шуя, Россия e-mail: [email protected]

д-р техн. наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия

e-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа различных источников в статье показана актуальность повышения осведомленности об угрозах, детерминированных фейковой активностью. Представлены обучающие курсы системы дополнительного образования, затрагивающие вопросы защиты от фейковой активности. Проанализированы существующие интерактивные упражнения в цифровых сервисах, связанные с проверкой подлинности информационного контента. Приведены рекомендации для педагогов по созданию новых подобных интерактивных упражнений. Обоснована необходимость использования не только широко распространённых образовательных сервисов, но и специализированных ресурсов: реестров фейковых сайтов, сервисов для создания фейковых переписок в социальных сетях, интернет-ресурсов с сатирическими новостями.

Ключевые слова: фейковый сайт, фейковая активность, фишинг, интерактивные задания, онлайн-ресурсы, обучение информационной безопасности.

Scientific Article

UDC 371.39:004.056

DIGITAL SERVICES IN THE WORK OF A TEACHER AS A MEANS OF RAISING AWARENESS ABOUT THE THREATS OF FAKE ACTIVITY

V.A. Smirnov postgraduate student

Ivanovo State University

Shuya, Russia

doctor of technical sciences, professor A.N. Privalov Tula State Pedagogical University named after

L.N. Tolstoy, Tula, Russia

8 Исследование выполнено в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 073-03-2022-117/4 от 01.06.2022Министерства просвещения России по теме «Влияние цифровых инструментов обучения на образовательные результаты школьников».

В. А. Смирнов

А. Н. Привалов

Abstract. Based on the analysis of various sources, the article shows the relevance of raising awareness of threats from fake activity. The types of fake activity considered in the framework of various courses of additional education are given. The existing interactive exercises in digital services related to the verification of information content are analyzed. Recommendations for teachers on creating new interactive exercises are given. At the same time, it is necessary to use not only widespread educational services, but also specialized resources: registers of fake sites, services for creating fake correspondence in social networks, Internet resources with satirical news.

Keywords: fake site, fake activity, phishing, interactive tasks, online resources, information security training

© Смирнов В. А., Привалов А. Н., 2022 © Smirnov V.A., Privalov A.N.,2022

Введение. Подчеркивая важность развития у граждан навыков безопасного поведения в сети «Интернет», Министерство общественного развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, с компанией «Ростелеком-Солар» и АНО «Диалог Регионы» запустило трехлетнюю всероссийскую программу кибергигиены [10]. Эта программа реализуется в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика».

В контексте информационной безопасности граждан одним из наиболее важных аспектов является их защита от социальной инженерии, психологического манипулирования людьми с целью совершения ими определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Далее будем считать, что манипулирование пользователем, инициирующее совершение им определенных действий, является целью фейковой активности.

В работе А. Г. Куликова и В. В. Лазаревич представлен следующий перечень киберпреступлений, связанных с социальной инженерией: создание фишинговых сайтов, нежелательные sms или электронная корреспонденция, фальшивое программное обеспечение, фейковые аккаунты в социальных сетях, телефонное мошенничество [8].

М. Ю. Баучкина указывает на наличие проблем, связанных с распространением поддельных интернет-магазинов, deepfake, фальшивых объявлений о сборе средств на благотворительность, фейковых новостей. Рекомендации для обеспечения защиты от угроз сформулированы ею в виде набора следующих правил безопасного поведения в Интернете: «защита собственного компьютера с помощью антивирусной программы, создание резервных копий важных файлов, защита личности в Интернете при разглашении личной информации, соблюдение правил и законодательных норм» [3, с. 212].

Эффективным способом противодействия методам социальной инженерии является обучение основам информационной безопасности пользователей сети «Интернет». К примеру, в статьях Ю. А. Емельяновой и М. С. Мирзоева [5; 11] обусловливается необходимость обучения школьников основам кибербезопасности. При этом М. С. Мирзоев предложил структуру элективного курса «Информационная безопасность личности в сети "Интернет"» для внедрения за счет школьного компонента учебного плана образовательных учреждений. Помимо перечисленных выше киберпреступлений в теме «Социальная

инженерия» курса рассматриваются мошенничество с использованием брендов известных корпораций (в том числе фейковые сайты) и подложные лотереи.

Таким образом, проведенный анализ источников позволил выявить следующий набор трендов в области фейковой активности, актуальных для рассмотрения в рамках элективного курса:

• сайты;

• аккаунты в социальных сетях;

• новости;

• программное обеспечение (в том числе поддельные антивирусы);

• лотереи и розыгрыши призов;

• сообщения о сборе денежных средств;

• мультимедийные файлы (в том числе созданные при помощи технологии «deepfake»);

• личные сообщения и сообщения на электронную почту;

• телефонное мошенничество.

Объединив все вышеуказанные тренды в понятие «фейковая активность», будем понимать под этим вид вредоносной активности, включающей в себя создание фейковых аккаунтов в социальных сетях (с последующим созданием с них комментариев), распространение различными способами фейковых новостей, поддельных сообщений о сборе средств, несуществующих акциях или лотереях, создание и распространение фейкового программного обеспечения, создание фейковых сайтов с целью осуществления фишинговых атак.

Обучение школьников основам информационной безопасности требует наличия в образовательных организациях педагогов, готовых к созданию инфобезопасной среды, обладающих компетенциями в этой области. Методическая система для студентов педагогических вузов представлена в исследовании Ю. И. Богатыревой [4]. В. В. Иванов и В. А. Смирнов [7] отмечают необходимость регулярного повышения компетентности учителя информатики в области информационных угроз, выстраивания взаимодействия по вопросам информационной безопасности школьников с другими сотрудниками образовательного учреждения: школьным психологом, системным администратором, педагогом ОБЖ.

Важным аспектом данной проблемы является применение различных средств обучения на уроках по кибербезопасности. Современный урок не может быть построен без использования наглядного иллюстративного материала, мультимедийных технологий и др. В связи с этим мы осуществили анализ различных онлайн-ресурсов, применимых в рамках обучения по обнаружению и противодействию угрозам личности в условиях фейковой активности.

Осуществлялся поиск интерактивных тренажеров (в том числе в распространенных образовательных сервисах: «leamingapps», «wordwall», «ThingLink», «Удоба-org» и др.), инфографики и презентаций. Выбор интерактивных упражнений как средства обучения обусловлен с одной стороны тем, что подобные сервисы предоставляют большие возможности для самообучения, с другой - обеспечивают более высокое качество обучения по сравнению с традиционными способами [9].

Результаты исследования. В таблице 1 представлен перечень различных курсов, затрагивающих вопросы защиты от фейковой активности.

Таблица 1

Обучающие курсы системы дополнительного образования

URL-адрес курса Название Организация Стоимость / Объем

https://itsecurity.ru/c Фишинг: АНО ДПО «Учебный 15000 р. /

atalog/kp65/ предотвращение и центр 8 академ.

реагирование "Информзащита"» часов

https://itsecurity.ru/c Противодействие АНО ДПО «Учебный 9100 р. /

atalog/ebi2/ дистанционным центр 8 академ.

методам социальной "Информзащита"» часов

инженерии при

удалённой работе

сотрудников

компании в период

самоизоляции и

финансового кризиса

https://itsecurity.ru/c Антифрод и защита АНО ДПО «Учебный 39600 р. /

atalog/kp52/ банковских систем. центр 40 академ.

Фрод-мониторинг "Информзащита"» часов

https://www.infosyste Противодействие АНО ДПО ЦПК 22400 р. /

ms.ru/courses/psikhol социальной "Академия 16 академ.

ogiya_upravleniya/ES инженерии информационных часов

400/ систем"

https://dpo- Кибербезопасность и ФГАОУ ВО 20000 р. /

rtf.urfu.ru/soc- противодействие «Уральский 38 академ.

engineering социальной инженерии федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» часов

https://academyit.ru/c Социальная АНО ДПО 4900 р. /

ourses/ib_9i6/ инженерия «Академия АйТи» нет данных

Достаточно популярным является обучение сотрудников не в стороннем учебном центре, а организация образовательных мероприятий внутри фирмы. Для этого могут использоваться различные готовые решения, в том числе платформы «Антифишинг» [l], «StopPhish» [14], «Kaspersky ASAP» [21], электронный SCORM-курс Лабмедиа «Антифишинг» [2]. При этом подобные решения позволяют не только проводить обучение, но и проверять реакцию сотрудников на фейковую активность. Отдельным преимуществом таких платформ является эффект неожиданности: сотрудник не знает заранее, в какой момент времени ему стоит ожидать поступления фишингового сообщения.

Альтернативой подобной ситуации в обучении школьников могут служить интерактивные упражнения, где присутствуют как поддельные, так и подлинные сообщения. Один из сервисов, реализующих этот принцип, принадлежит компании «Google»: пользователь должен распознать фейковые сообщения, поступающие на электронную почту [20].

В аналогичных тестах от «GROUP-IB» [17], «Лайфхакер» [16] и Касперского [13] представлены не только сообщения с электронной почты, но и sms-сообщения и сообщения в мессенджерах.

Педагог может использовать уже имеющиеся интерактивные упражнения или создать свои собственные. Для систематической проверки сформированности навыков кибербезопасности недостаточно четырех сервисов, описанных выше. Возможно использование интерактивных упражнений, размещенных в распространенных образовательных сервисах. Результаты поиска заданий, посвященных тематике фейковой активности, показаны в таблице 2.

Таблица 2

Интерактивные упражнения, посвященные фейковой активности

Образовательный сервис Количество упражнений Из них на русском языке

https://learningapps.org/ 12 12

https://wordwall.net/ 9 0

https: //quizlet.com / 247 3

https://riddle.com/ 5 0

https://udoba.org/ 5 4

https://app.wizer.me/ 26 1

https://www.thinglink.com/ 24 2

Для поиска интерактивных заданий использовались встроенные возможности сервисов и функция «Поиск по сайту» систем «Яндекс» и «Google». Большинство проанализированных упражнений были направлены на проверку теоретических знаний, связанных с формулировкой основных определений (фишинг, вишинг и др.), и факторами, указывающими на подлинность сайта (в том числе наличие защищенного протокола). Практико-ориентированных заданий, сходных с заданиями крупных организаций, в данных сервисах практически нет.

Пример англоязычного практико-ориентированного интерактивного упражнения на сервисе «ThingLink» приведен на рисунке 1. Здесь на сообщении размещены маркеры с пояснениями, какой абзац должен вызвать подозрение у получателя и почему. На рисунке 2 приведен пример интерактивного практико-ориентированного упражнения с сервиса «LearningApps.org». В этом упражнении даны скриншоты сообщений, пользователь должен определить подлинность данного сообщения и отметить нужное действие, которое может быть выполнено при его получении.

Рис. 1. Изображение фишингового сообщения с пояснениями

Рис. 2. Тест с примерами фишинговых сообщений

Кроме того, нами были проанализированы материалы, расположенные на интернет-ресурсах для педагогов, которые могут быть использованы для тестирования или в качестве иллюстрации при разборе инцидентов информационной безопасности. Среди проанализированного контента в небольшом количестве присутствуют материалы с реальными примерами

фишинговых сообщений [12; 15], а основная его масса ограничивается теоретическим изучением фейковой активности. Небольшое количество дидактических материалов при высокой потребности в их использовании может говорить о недостаточной методической разработанности данной темы.

При создании практико-ориентированных упражнений педагогу необходимо найти или сделать скриншоты фейковых сайтов и/или сообщений. С целью поиска сайтов, на основе которых может быть получено изображение поддельного интернет-ресурса, педагог может обращаться к реестрам фейковых сайтов, к примеру: https://phishtank.org/, https://phishing.army/, https://www.scamwatcher.com/cat/phishing и др.

Для создания скриншотов переписки в социальных сетях могут использоваться многочисленные онлайн-сервисы, в том числе «FakeDetails» [19]. Одной из функций сервиса является возможность создать переписку в «WhatsApp»-чате с заданными настройками (см. рис. 3).

Рис. 3. Создание переписки с фейковым сообщением в «WhatsApp»

Одним из источников примеров фейковых новостей является сатирическое издание «Панорама» [6]. Педагог может составить проверочную работу, собрав новости из любого общеизвестного СМИ и с данного ресурса (или его аналога -издания «Вавилонская пчела» [18]). Задачей обучающихся будет обоснованное выявление фейковых новостей в предложенном списке. При этом рациональнее требовать от обучающегося осуществлять фактологическую проверку и обосновывать свое суждение о подлинности новости.

Аналогичная фактологическая проверка необходима и в отношении просматриваемых мультимедийных файлов. Стандартными рекомендациями по обнаружению признаков монтажа фотографии являются следующие: поиск

различий в контрасте, яркость, цвет на участках фото, проверка наличия границ монтажа на увеличенном фото, поиск посторонних или отсутствующих теней и световых эффектов. В некоторых случаях источник изображения для монтажа можно обнаружить при помощи функции поиска сходных изображений от поисковых систем «Яндекс» или «Google».

В то же время фейковые изображения, созданные с помощью технологий искусственного интеллекта, сейчас обладают высоким качеством, не позволяющим обнаружить подделку неподготовленному человеку. Разработчиками из компании «Adobe» и Мэрилендского университета в Колледж-Парке выполняется разработка методов, позволяющих выявлять следы подделки автоматизированно [22]. В дальнейшем изучение программного обеспечения, основанного на данных методах, может быть включено в элективный курс по кибербезопасности.

В коммерческих организациях при проведении киберучений на электронные почты сотрудников рассылаются спроектированные фишинговые сообщения. В эти сообщения внедряются элементы, позволяющие обнаружить открытие сообщения получателем. Фишинговая ссылка в сообщении содержит уникальный номер сотрудника, благодаря чему можно отследить переход по ссылке каждого из тестируемых. Введенные данные на стороннем сайте сохраняются в базе данных, доступной организации. Таким образом, коммерческая организация может оценивать количество: а) открытий фишингового сообщения, б) переходов по ссылке, в) скомпрометированных учетных записей, г) сообщений, отправленных сотрудниками об инциденте в ИТ-отдел организации.

Подобная модель может быть использована и в образовательной организации, поскольку является наилучшим способом проверки уровня осведомленности тестируемых об угрозах в условиях фейковой активности. Если педагоги ввиду различных препятствий (в том числе вызванных недостаточным уровнем материально-технического сопровождения образовательного процесса) будут вынуждены ограничиться интерактивными упражнениями, созданными при помощи вышеописанных сервисов, то они могут использовать их как в процессе формирования навыков обнаружения угроз вследствие фейковой активности, так и для оценки уровня развития этих навыков. При этом может оцениваться количество правильных ответов обучающегося относительно подлинности предложенного интернет-ресурса или сообщения, аргументация обучающихся при фронтальном опросе, заполнении тестовых форм с развернутым ответом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При рассмотрении темы «Фейковое программное обеспечение» нет необходимости создавать практико-ориентированные интерактивные упражнения. Обучающийся должен соблюдать определенные правила при загрузке нового программного обеспечения, а именно: проверять установочный файл при помощи сервиса «virustotal.com», устанавливать программы не на операционную систему непосредственно, а в изолированную виртуальную среду. Такая среда может быть создана при помощи отдельных программ («DeepFreeze» или «ShadowDefender») либо встроенными средствами популярных защитных программных комплексов («KasperskySandbox», «Dr.WebvxCube» и др.).

В целом наиболее перспективной рекомендацией, которая может быть дана обучающимся, является указание загружать приложения только из официальных источников. В то же время нужно учитывать, что и эти источники могут быть скомпрометированы, в связи с чем нужно следить за состоянием официального сайта и последними инцидентами, опубликованными на нем. Аналогично участие

в акциях о сборе средств должно быть только в случаях, когда сам участник благотворительной деятельности знает автора сообщения лично и может связаться с ним, либо когда подобные сообщения опубликованы благотворительным фондом, заслужившим положительную репутацию в течение долгого времени работы.

Сложность атак увеличивающейся фейковой активности с течением времени растет. Поэтому педагог должен постоянно актуализировать материал своего курса, опираясь на проверенные источники информации. Такими источниками являются:

• сообщества «ВКонтакте»: «Безопасность» (инфографика, доступ по ссылке https://vk.com/security), «Антивирус Dr.Web» (инфографика и текстовые новости, доступ по ссылке https://vk.com/drwebuser);

• материалы с официальных сайтов профильных ведомств: МВД, ФСТЭК, ФСБ и др. и их региональных подразделений;

• каналы «Youtube»: «Ростелеком-Солар» (https://www.youtube.com/channel/UCgtO2PvtsY9IjPrU-4Pk8hg), «Kaspersky Russia»

https://www.youtube.com/channel/UCiFPvAzHdUXchHHKb8YDb3Q);

• Telegram-каналы: «ITsecNEWS» (текстовые новости, доступ по ссылке https://t.me/s/itsec news), «Утечки информации» (текстовые новости, доступ по ссылке https://t.me/s/dataleak), «SocialEngineering» (текстовые новости, доступ по ссылке https://t.me/s/social engineering), «SecAtor» (текстовые новости, доступ по ссылке https://t.me/true secator).

Кроме этих источников информации можно использовать любые источники, принадлежащие профильным крупным организациям, если в такой организации выделено должностное лицо, ответственное за ведение социальных сетей. То есть сторонние пользователи не должны иметь возможности оказывать на контент существенного влияния.

Остаются дискуссионными следующие вопросы. В рамках какого учебного предмета в школе должна изучаться информационная безопасность и, в частности, методы противодействия фейковой активности? Должен ли педагог создавать собственные интерактивные упражнения и видеоматериалы к своим учебным занятиям? Нужно ли информировать обучающихся о наличии онлайн-сервисов для генерации фейковых переписок? Достаточно ли применение пользователями сети «Интернет» существующих технических средств защиты от угроз со стороны фейковой активности?

Заключение. Национальная программа «Цифровая экономика» ставит перед учителем информатики или ОБЖ задачи обеспечения высокого качества образовательного процесса в области кибербезопасности. Повышению уровня осведомленности обучающихся об угрозах со стороны фейковой активности может способствовать разработка и внедрение интерактивных практико-ориентированных упражнений. Использование представленных в работе онлайн-сервисов позволит упростить работу педагога по созданию заданий такого типа.

Дальнейшим направлением исследований в данной области может стать создание и внедрение интерактивных упражнений с учетом соображений, описанных в статье. Кроме того, необходимо проведение мониторинга качества

сформированное™ навыков обнаружения угроз в условиях фейковой активности

путем проведения педагогического эксперимента.

Литература и электронные источники

1. Антифишинг: платформа для формирования навыков противодействия всем видам цифровых атак на людей / ООО «Антифишинг». Тверь, 2022. URL: https://antiphish.ru/ (дата обращения: 18.11.2022).

2. Антифишинг: электронные SCORM-курсы «Лабмедиа» // Лабмедиа : офиц. сайт. URL: https://labmedia.su/library/courses/antifishing/ (дата обращения: 18.11.2022).

3. Баучкина М. Ю. Интернет-безопасность детей // Детство - территория безопасности : сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 8 октября 2021 г.) / МГПУ. Саратов: Саратов. источник, 2022. С. 209-212.

4. Богатырева Ю. И. Методическая система подготовки будущих педагогов к обеспечению информационной безопасности школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 37.

5. Емельянова Ю. А. Проблема обучения школьников среднего звена основам собственной кибербезопасности // Категория «социального» в современной педагогике и психологии : матер. 7-й всерос. науч.-практ. конф. с дистанц. и междунар. участием (Ульяновск, 20-21 июня 2019 г.) / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра,

2019. с. 36-39.

6. Панорама: сатирическое издание : [офиц. сайт информ. агентства] / гл. ред. Б. Гонтермахер. URL: https://panorama.pub/ (дата обращения: 19.11.2022).

7. Иванов В. В., Смирнов В. А. Подготовка будущего учителя информатики к обеспечению информационно-технологической безопасности обучающихся // Наука и образование в современном вузе: вектор развития : сб. матер. науч.-практ. конф. (Шуя, 13 мая 2020 г.). Шуя: Шуйск. филиал Иванов. гос. ун-та, 2020. С. 65-68.

8. Куликов А. Г., Лазаревич В. В. О понятии и классификации способов совершения цифровых преступлений // Научный дайджест Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (15). С. 68-79.

9. Макарова С. М., Макарова А. Г. Использование интерактивного тренажера для отработки умений и рефлексии на уроках алгебры // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75, ч. 2. С. 210-213.

10. Минцифры повышает киберграмотность россиян // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/41771/. Дата публикации: 01.08.2022.

11. Мирзоев М. С. Информационная безопасность школьников в информационно-сетевой среде // Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в цифровой информационно-образовательной среде : сб. науч. ст. М.: Рос. гос. ун-т нефти и газа (нац. исследоват. ун-т) им. И. М. Губкина, 2021. С. 296-305.

12. Пиликина Н. И. Классный час «Финансовая грамотность: фишинг и спам» // Мультиурок : сайт. URL: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-finansovaia-gramotnost-fishing-i-spa.html. Дата публикации: 24.02.2022.

13. Кочеткова Е. Тест: как не стать жертвой новогоднего фишинга // Kaspersky daily : [блог Касперского]. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/new-year-phishing-quiz/13845/. Дата публикации: 23.12.2016.

14. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021611576. Российская Федерация. StopPhishDashboard: № 2021610478: заявл. 15.01.2021: опубл. 01.02.2021 / Ю. С. Другач; заявитель ООО «СИ КЬЮР».

| #Ученичество. 2022. Вып. 2

| #Apprenticeship. 2022. Issue 2

15. Фишинг : тест по информатике для 7-го класса // Videouroki.net : сайт. URL: https://videouroki.net/tests/fishingh.html. Дата публикации: 04.02.2022.

16. Копылова Н. Фишинг или нет? Проверьте, способны ли вы вычислить интернет-мошенника: [онлайн-тест] // Лайфхакер : [электронное издание]. URL: https://lifehacker.ru/test-fishing/ (дата обращения: 19.11.2022).

17. Фишинг или нет: легко ли вас обмануть?: [онлайн-тест] // Group-IB : сайт. URL: https://www.group-ib.ru/landing/phishing-test.html (дата обращения: 19.11.2022).

18. Fake News You Can Trust // The Babylon Bee: site. URL: https://babylonbee.com (date of request: 19.11.2022).

19. Get Whole New Fake Person Identity Generator! // Fake Details: Online Generator. URL: https://fakedetail.com/ (date of request: 19.11.2022).

20. Можете ли вы распознать фишинговую атаку? : [онлайн-тест] / / Jigsaw / Google. URL: https://phishingquiz.withgoogle.com/ (date of request: 19.11.2022).

21. Kaspersky Automated Security Awareness Platform: Платформа Kaspersky ASAP // Kaspersky : офиц. сайт / АО «Лаборатория Касперского». URL: https://www.kaspersky.ru/small-to-medium-business-security/security-awareness-platform (дата обращения: 18.11.2022).

22. Learning Rich Features for Image Manipulation Detection / P. Zhou, X. Han, V. I. Morariu, L. S. Davis // Proceedings of the IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (CVPR). 2018. Р. 1053-1061. URL: https://openaccess.thecvf.com/content cvpr 2018/papers/Zhou Learning Rich Feature s CVPR 2018 paper.pdf (date of request: 19.11.2022).

Статья поступила в редакцию: 14.12.2022 Одобрена после рецензирования: 23.12.2022 Принята к публикации: 30.12.2022

The article was submitted: : 14.12.2022 Approved after reviewing: 23.12.2022 Accepted for publication: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.