Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ'

ФЕНОМЕН ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
933
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ / МАСС-МЕДИА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богословская Виолетта Руслановна, Шарков Феликс Изосимович

В работе представлен обзорный анализ различных вариантов дефиниции фейковых новостей, предлагаемых современными зарубежными и отечественными учеными. Термин фейковые новости ускользает от отчетов, изображений и видео, которые используются для целенаправленного распространения дезинформации, то есть информации, которая фактически неверна. Такие новости могут сначала казаться подлинными и пытаться привлечь внимание, шокировать. Фейковые новости могут быть созданы отдельными лицами или группами, которые действуют в своих интересах или интересах третьих лиц. Создание дезинформации обычно мотивируется личными, политическими или экономическими целями. Обмен сфабрикованными новостями для формирования общественного мнения по определенным темам не является новым явлением. Сенсационные заголовки или политические статьи, используемые для распространения лжи и пропаганды, существуют с момента появления печатных СМИ. Во времена цифрового обмена информацией фейковые новости стали более онлайн-явлением, которое трудно контролировать. Фейковые новости могут достичь высокого уровня видимости за короткий промежуток времени, потому что ими легко делиться через социальные сети и социальных ботов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Богословская Виолетта Руслановна, Шарков Феликс Изосимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF FAKE NEWS: A REVIEW OF RECENT RESEARCH

The paper presents an overview analysis of various options for the definition of fake news offered by modern foreign and domestic scientists. The term fake news eludes reports, images and videos that are used to purposefully spread disinformation, that is, information that is factually incorrect. Such news may seem genuine at first and try to attract attention, shock. Fake news can be created by individuals or groups who act in their own interests or in the interests of third parties. The creation of disinformation is usually motivated by personal, political or economic goals. The exchange of fabricated news to form public opinion on certain topics is №t a new phenomen. Sensational headlines or political articles used to spread lies and propaganda have existed since the advent of print media. In times of digital information exchange, fake news has become more of an online phenomen that is difficult to control. Fake news can achieve a high level of visibility in a short period of time because it is easy to share it through social networks and social bots

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ»

■ ■ ■ Феномен фейковых новостей: обзор исследований последних лет

Богословская В.Р., Шарков Ф.И.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация.

Аннотация. В работе представлен обзорный анализ различных вариантов дефиниции фейковых новостей, предлагаемых современными зарубежными и отечественными учеными.

Термин фейковые новости ускользает от отчетов, изображений и видео, которые используются для целенаправленного распространения дезинформации, то есть информации, которая фактически неверна. Такие новости могут сначала казаться подлинными и пытаться привлечь внимание, шокировать. Фейковые новости могут быть созданы отдельными лицами или группами, которые действуют в своих интересах или интересах третьих лиц. Создание дезинформации обычно мотивируется личными, политическими или экономическими целями.

Обмен сфабрикованными новостями для формирования общественного мнения по определенным темам не является новым явлением. Сенсационные заголовки или политические статьи, используемые для распространения лжи и пропаганды, существуют с момента появления печатных СМИ. Во времена цифрового обмена информацией фейковые новости стали более онлайн-явлением, которое трудно контролировать. Фейковые новости могут достичь высокого уровня видимости за короткий промежуток времени, потому что ими легко делиться через социальные сети и социальных ботов.

Ключевые слова: фейковые новости, массмедиа, глобальная коммуникация.

Для цитирования: Богословская В.Р., Шарков Ф.И. Феномен фейковых новостей: обзор исследований последних лет // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. Том 6. № 3. C. 111-118.

Сведениия об авторах: Богословская Виолетта Руслановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики ИГСУ РАНХиГС; Шарков Феликс Изосимович, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119454, Москва, пр-т Вернадского, д. 76, корпус В.. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию : 22.07.2021. Принята к печати: 29.09.2021.

Введение

Фейковые новости в основном используются для манипулирования общественным мнением в политических или коммерческих целях. Но ложные сообщения также регулярно используются как часть сенсационных заголовков в форме сНскЪай (кликбейт), целью которого является привлечение людей для перехода на связанные веб-сайты и получения дохода от рекламы. Фишинг также использует имитированную информацию и злоупотребляет доверием пользователей Интернета. Для создания фейковых новостей применяются также и кражи личных данных. Другими распространенными явлениями являются обманы, которые угрожают получателям проблемами в случае, если они не смогут поделиться электронной почтой.

Приведем четыре наиболее распространенных типа фейковых новостей:

Целевая дезинформация: фиктивная часть информации, распространяемая в корыстных интересах. Целевая дезинформация часто направлена на группы, которые наиболее восприимчивы к получению такого типа информации и легко принимают и обмениваются поляризационным контентом без проверки его подлинности.

Поддельные заголовки: заголовки, изображающие вымышленные факты, чтобы привлечь внимание. Они регулярно используются менее заслуживающими доверия публикациями, такими как бульварные газеты. Читатели часто быстро понимают, что содержание статьи не соответствует заголовку. Их названия называются «заголовками кликбейта».

Вирусные сообщения: в социальных сетях множество новых статей и контента. Как следствие, пользователи часто не тратят время на аутентификацию сообщений. Поскольку крупные социальные сети предпочитают акции, лайки и подписчиков, популярные сообщения чаще отображаются в профиле пользователя, даже если это поддельные новости.

Сатира: сатирические новости поднимают текущие дела и новости и смешивают их с вымышленными и часто абсурдными событиями. Сатира часто используется для повышения осведомленности о социальных проблемах или критики политических правонарушений. Но всегда есть опасность, что юмористические компоненты остаются незамеченными, и куски считаются правдой.

Дефиниции понятия «фейковые новости»

Генезис и источники, социально-психологические аспекты воздействия и конкретные коммуникативные технологии, последние тенденции развития и методы противодействии распространению фейковых новостей - все это в последние пять лет представляет особый

интерес не только для ученых, представляющих разные отрасли знания, но фактически для всех, кто вовлечен в глобальную коммуникацию. При этом наблюдается устойчивая тенденция к употреблению в научном обиходе вместо калькированного прилагательного «фальшивый» англицизма «фейковый» для определения этого продукта массмедиа (разговорный вариант - «фейк»). В то же время даже проблема дефиниции понятия «фейковые новости» еще не решена. В данной работе мы попробуем проанализировать основные варианты дефиниции фейковых новостей, сложившиеся в современной зарубежной и отечественной науке.

Самое общее определение фейковых новостей мы находим у Дональда Барклая: это «любая неверная информация, намеренно созданная под видом факта» [Barclay 2018]. При таком подходе фейковые новости оказываются продуктом фрагментации информации в СМИ и фактуализации медиапространства и не представляют собой ничего нового. Похожее определение дают А.П. Суходолов и А.М. Бычкова: «фейковая новость» - это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично» [Суходолов, Бычкова 2017: 156]. Странно, что при таком подходе у российских ученых возникает вопрос, «имеет ли значение для отнесения новости к фейкам заведомое знание создателя новости о ее недостоверности». Это приводит их к выдвижению тезиса, отчасти опровергающего их же определение: «недостоверная новость является фейковой с момента ее создания независимо от того, умышленно, по причине халатного отношения или в силу добросовестного заблуждения возникла ее дефектность» [Суходолов, Бычкова 2017: 156].

Типы фейков

Самый распространенный подход к классификации интересующего нас явления демонстрирует Клэр Уордл, рассматривающая понятия «фейковые новости» как синонимическое понятию «дезинформация» и выделяющая 7 типов фейков:

1. Сатира или пародия.

2. Вводящий в заблуждение контент.

3. Самозваный контент.

4. Сфабрикованный контент.

5. Ложная связь.

6. Ложный контекст.

7. Манипулированный контент (см.: Wardle, 2017).

Хант Олкотт и Мэтью Генцкоу, определяющие фейковые новости как «новостные сообщения, которые намеренно и проверяемо ложны», выделяют 5 их типов:

1. Сплетни.

2. Теории заговора.

3. Сатирические статьи, которые ошибочно рассматриваются как несатирические.

4. Политическая ложь.

5. Информация, которая является частично ложной, не полностью не соответствует действительности [см.: Allcott, Gentzkow 2017].

Фейковые новости как разновидность медиафактов

Как видим, налицо попытки реализации широкого подхода к интересующему нас явлению. Однако в последнее время все чаще встречаются примеры узкого, одностороннего анализа фейков в контексте смежных проблем гуманитарного знания. Так, к примеру, в своей работе «Фактуализация реальности в медиадискурсе: характеристики, типы, способы выражения» (под таким названием, как ни странно, вышли в свет и монография, и диссертация) отечественный исследователь Н.А. Пром рассматривает фейковые новости как разновидность медиафактов, искажающих действительность: «Фальсификация фактов порождает сенсационную, заведомо лживую информацию, целью которой является получение выгоды. После реализации запрограммированного эффекта медиафакты рано или поздно верифицируются и признаются фейками [Пром 2000: 33]. Ученый утверждает, что разработанная ею «лингвистическая модель описания фейков включает следующие пункты:

1) степень актуальности сообщения в текущей ситуации действительности;

2) его релевантность потребностям аудитории; 3) речевые маркеры шуточной тональности, позволяющие добиться удивления аудитории, удержания ее внимания и развлекательного эффекта. Фейки представляют собой синтез факта и вымысла, из которых первый вызывает доверие, а второй - приятные эмоции и интерес, поэтому они не расцениваются как ложь, а лишь оказывают развлекательное действие» [Пром 2000: 34].

Как видно, такой подход, с одной стороны, сближает позицию Н.А. Пром со сложившейся в западной науке традицией интерпретации фейковых новостей как заведомо, осознанно и намеренно фальшивых. С другой стороны, совершенно очевидное низведение автором феномена фейковых новостей к языковой игре, к развлекательному аспекту коммуникации, вряд ли даст возможность учесть все аспекты реализации потенциала фейковых новостей при анализе смежных явлений.

Таким образом, основное расхождение в дефиниции понятия «фейковые новости» между отечественными и зарубежными учеными состоит в характеристике намеренности или ненамеренности информационной подделки. Если российские ученые допускают непреднамеренный характер создания и распространения фейковых новостей, то зарубежные ученые сходятся во мнении, что фейковые новости носят преднамеренный характер, что называется, по определению (fake - ложь, фальшивка, обман, имитация).

Любая попытка дефиниции феномена полезна, так как приближает нас к его пониманию. Без понимания каждого аспекта производства и распространения фейковых новостей противодействие глобальной лжи в современных информационных войнах не будет эффективным. Это тем более важно, так как проведенный нами обзорный анализ свидетельствует о том, что в сознании российских ученных произошел опасный этический сдвиг, в результате которого вместо оценочных номинаций «подделка», «фальшивка», «дезинформация», «ложь» используется глобализм «фейк» (и его производные), не имеющий ярко выраженной негативной коннотации. Сходный сдвиг, очевидно, уже происходит и в профессиональном сознании деятелей массмедиа, и в массовом сознании. Такое некритичное восприятие фейковых новостей в глобальном информационном взаимодействии может повлечь за собой весьма печальные последствия.

Примеры успешного масштабного применения фейковых новостей

Три примера «успешных» фейковых новостей, которые повлияли на общественное мнение во всем мире:

Заговор со СПИДом: Еще до цифровизации информации слепое доверие СМИ использовалось для распространения неправомерной информации. От имени спецслужб ГДР и Советского Союза западногерманские СМИ в 1980-х годах распространили новость о том, что вирус СПИДа был создан секретной службой США ЦРУ. Это называется кампанией дезинформации.

Мошенничество с бититкойнами:

Поскольку криптовалюты приобрели популярность в последние годы, количество мошенников и мошеннических практик увеличилось. Предполагаемые торговые платформы биткойнов рекламировали свои услуги, используя вымышленные отзывы известных людей, чтобы повысить общественное доверие.

Поддельные новости об иммиграционном кризисе: Во время иммиграционного кризиса многие поддельные новости распространялись для поляризации европейской общественности. Например, в феврале 2017 года британская газета «Daily Express» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Германия надеется привлечь 12 миллионов мигрантов. Позже это было выявлено неправдой немецким отделом расследований correctiv.org.

Заключение (борьба с фейковыми новостями)

Все больше и больше каналов социальных сетей реагируют на требования об улучшении мер контроля, когда дело доходит до распространения поддельных новостей. Однако каждая платформа имеет

дело с поддельными новостями по-разному. Например, в мае 2020 года Twitter проанализировал твит президента США Дональда Трампа, который поделился неподтвержденными заявлениями о почтовых голосах в США.

В связи с кризисом коронавируса и появлением многих видеороликов теории заговора в Интернете YouTube скорректировал свои рекомендации сообщества. Они позволяют платформе удалять видео с сфабрикованным контентом.

Facebook работает примерно с 50 независимыми организациями по проверке фактов, такими как Пулитцеровский центр, Американский проект журналистики или Всемирная ассоциация издателей новостей. Сообщения, которые признаны поддельными в соответствии с критериями Facebook, помечаются и становятся менее заметными в ленте новостей, а также проверяются и проверяются сообщения и объявления политиков.

В июне 2020 года Комиссия ЕС выпустила новые руководящие принципы по борьбе с дезинформацией через социальные сети. В рамках этого руководства социальные сети должны делиться ежемесячными отчетами о содержании и охвате поддельных сообщений и поддельных учетных записей пользователей. Платформы социальных сетей поощряются к активной борьбе с дезинформацией путем проверки фактов.

Источники:

Пром Н.А. (2020). Фактуализация реальности в медиадискурсе: характеристики, типы, способы выражения / автореф дисс. .. .д-ра филол. наук. М.

Суходолов А.П., Бычкова А.М. (2017). «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. T. 6. № 2. С. 143-169.

Шарков Ф.И., Комарова Л.В. (2014). Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии // Коммуникология.. Т. 6. № 4. С. 13-26.

Силкин В.В., Шарков Ф.И. (2021). Деградация классических СМИ и зарождение современной социологии медиакоммуникации // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 6. № 2. C.79-97.

Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social Media and Fake News in the 2016 Election // Journal of Eco№mic Perspectives. Vol. 31, Number 2, Spring.

Aspen Institute Commission on Information Disorder Final Report (2021).

Barclay D.A. (2018). Fake news, propaganda, and plain old lies: how to find trustworthy information in the digital age, Lanham, Maryland, The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc.

Brazil Bolsonaro (2021). Facebook told to block accounts of president's supporters. BBC News. August 1.

Facebook, Twitter prohibit video of Brazilian president endorsing unproven antiviral drug. NBC News. Retrieved May 12, 2021.

Handler Thornton and Rodrigo Pedroso (May 12, 2021). Facebook shuts down fake accounts tied to Bolsonaro staffers. CNN. Retrieved

Higdon, №lan (August 15, 2020). The anatomy of fake news: A critical news literacy education. University of California Press. ISBN 9780520347878. Retrieved September 12.

Nagar, Itisha and Gill, Simran, Head is Where the Herd is: Fake News and Effect of Online Social Conformity on Islamophobia in Indians. SSHO-D-20-00611, Available at SSRN: or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3651297

Schumacher, Elizabeth. (January 4, 2018). Fake news 'casts wide net but has little effect. Deutsche Welle.

Sirota, David. (February 9, 2022). The Real Fake News Crisis in America Comes From Corporate Media. Jacobin.

Wardle C. (2017). Fake news. It's complicated/ In: First Draft, 2017. https://medium.com/1st-draft/fake-news-its-complicated-d0f773766c79.

The phenomenon of fake news: a review of recent research

Bogoslovskaya V.R., Sharkov F.I.

Russian Presidential Academy of National Eco№my and Public Administration, Moscow, Russian Federation.

Abstract. The paper presents an overview analysis of various options for the definition of fake news offered by modern foreign and domestic scientists. The term fake news eludes reports, images and videos that are used to purposefully spread disinformation, that is, information that is factually incorrect. Such news may seem genuine at first and try to attract attention, shock. Fake news can be created by individuals or groups who act in their own interests or in the interests of third parties. The creation of disinformation is usually motivated by personal, political or eco№mic goals.

The exchange of fabricated news to form public opinion on certain topics is №t a new phe№me№n. Sensational headlines or political articles used to spread lies and propaganda have existed since the advent of print media. In times of digital information exchange, fake news has become more of an online phe№me№n that is difficult to control. Fake news can achieve a high level of visibility in a short period of time because it is easy to share it through social networks and social bots.

Keywords: fake news, mass media, global communication.

For citation: Bogoslovskaya V.R., Sharkov F.I. The phe№me№n of fake news: a review of recent research// Communicology: Electronic Scientific Journal. 2021. Vol. 6. № 3, pp. 111-118.

Inf. about the authors: Bogoslovskaya Violetta Rusla№vna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relations and Media Policy of IGSU RANEPA; Sharkov Felix Izosimovich, Doctor of Sociological Sciences, Professor, Ho№red Scientist of the Russian Federation, Head of the Department of Public Relations and Media Policy of the Faculty of Journalism of IGSU RANEPA. Address: 76 Vernadsky Ave., building B. Moscow, 119454. E-mail: [email protected]

Received: 07.22.2021. Accepted: 09.29.2021. References

Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social Media and Fake News in the 2016 Election // Journal of Eco№mic Perspectives, Vol. 31, Number 2, Spring.

Aspen Institute Commission on Information Disorder Final Report (2021).

Barclay D.A. (2018). Fake news, propaganda, and plain old lies: how to find trustworthy information in the digital age, Lanham, Maryland, The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc.

Brazil Bolsonaro (2021). Facebook told to block accounts of president's supporters. BBC News. August 1.

Facebook, Twitter prohibit video of Brazilian president endorsing unproven antiviral drug. NBC News. Retrieved May 12, 2021.

Handler Thornton and Rodrigo Pedroso (May 12, 2021). Facebook shuts down fake accounts tied to Bolsonaro staffers. CNN. Retrieved^

Higdon, №lan (August 15, 2020). The anatomy of fake news: A critical news literacy education. University of California Press. ISBN 9780520347878. Retrieved September 12.

Nagar, Itisha and Gill, Simran, Head is Where the Herd is: Fake News and Effect of Online Social Conformity on Islamophobia in Indians. SSH0-D-20-00611, Available at SSRN: or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3651297

Prom N.A. (2020). Actualization of reality in the media discourse: characteristics, types, ways of expression / abstract of the dissertation of the Doctor of Philology. M. (In Rus.).

Schumacher, Elizabeth (January 4, 2018). Fake news 'casts wide net but has little effect. Deutsche Welle.

Sharkov F.I., Komarova L.V. (2014). Communication: business communication, communication techniques and tech№logies. In: Communicology. Vol. 6. № 4, pp. 13-26. (In Rus.).

Silkin V.V., Sharkov F.I. (2021). Degradation of classical media and the emergence of modern sociology of media communication. In: Communicology: electronic scientific journal. Vol. 6. № 2, pp.79-97. (In Rus.).

Sirota, David (February 9, 2022). The Real Fake News Crisis in America Comes From Corporate Media. Jacobin.

Sukhodolov A.P., Bychkova A.M. (2017). "Fake news" as a phe№me№n of modern media space: concept, types, purpose, counteraction measures. In: Questions of theory and practice of journalism. T. 6. № 2, pp. 143-169. (In Rus.).

Wardle C. (2017). Fake news. It's complicated/ In: First Draft, 2017. https://medium.com/1st-draft/fake-news-its-complicated-d0f773766c79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.