Научная статья на тему 'Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве'

Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
2872
494
Поделиться
Ключевые слова
фейковые новости / фейк / классификация фейковых новостей / новостные агрегаторы

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович

В статье предпринята попытка теоретического осмысления феномена создания и распространения «фейковых новостей» в современном медиапространстве. Раскрывается содержание понятия «фейк» в широком смысле слова. Понятие «фейковая новость» определяется как «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Представлена авторская классификация «фейковых новостей», в основание которой заложены такие классификационные критерии как соотношение достоверной и недостоверной информации; достоверность обстоятельств времени и места произошедшего события; состав лиц, упоминаемых в «новости»; цели создания и распространения «новости»; уровень восприятия достоверности «новости». Разновидности «фейковых новостей» проиллюстрированы конкретными примерами из российских и зарубежных СМИ и интернет-ресурсов. Представлена информация о мерах, предпринимаемых в целях нейтрализации воздействия «фейковых новостей». Изложены основные положения Закона «О новостных агрегаторах», направленные на предотвращение появления и распространения недостоверной информации в новостях.

THE PHENOMENON OF “FAKE NEWS” IN THE MODERN MEDIA SPACE

The article attempts to conceptualize the phenomenon of creating and disseminating fake news in the modern media. The general meaning of the concept ‘fake’ is articulated. Fake news is defined as a piece of news, which is stylistically written as real news but which is completely or partially false. The author has worked out his own fake news classification based on such classifying criteria as ratio of true and false information, authenticity of the place and time characteristics of an event, persons mentioned in the news, aims followed by the news creators and publishers, how authentic this news seems to the audience. Examples of fake news from Russian and foreign print and online media are given to illustrate the types of fake news described above. Ways of counteracting fake news are analyzed in the article. The basics of the Act “On News Aggregators” aimed at preventing fake news from being published are described.

Текст научной работы на тему «Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве»

УДК 070.16

А.П. Суходолов

ФЕНОМЕН «ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ

В статье предпринята попытка теоретического осмысления феномена создания и распространения «фейковых новостей» в современном медиапространстве. Раскрывается содержание понятия «фейк» в широком смысле слова. Понятие «фейковая новость» определяется как «сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично». Представлена авторская классификация «фейковых новостей», в основание которой заложены такие классификационные критерии как соотношение достоверной и недостоверной информации; достоверность обстоятельств времени и места произошедшего события; состав лиц, упоминаемых в «новости»; цели создания и распространения «новости»; уровень восприятия достоверности «новости». Разновидности «фейковых новостей» проиллюстрированы конкретными примерами из российских и зарубежных СМИ и интернет-ресурсов. Представлена информация о мерах, предпринимаемых в целях нейтрализации воздействия «фейковых новостей». Изложены основные положения Закона «О новостных агрегаторах», направленные на предотвращение появления и распространения недостоверной информации в новостях.

Ключевые слова: фейковые новости; фейк; классификация фейковых новостей; новостные агрегаторы.

A.P. Sukhodolov

THE PHENOMENON OF "FAKE NEWS" IN THE MODERN MEDIA SPACE

The article attempts to conceptualize the phenomenon of creating and disseminating fake news in the modern media. The general meaning of the concept 'fake' is articulated. Fake news is defined as a

piece of news, which is stylistically written as real news but which is completely or partially false. The author has worked out his own fake news classification based on such classifying criteria as ratio of true and false information, authenticity of the place and time characteristics of an event, persons mentioned in the news, aims followed by the news creators and publishers, how authentic this news seems to the audience. Examples of fake news from Russian and foreign print and online media are given to illustrate the types of fake news described above. Ways of counteracting fake news are analyzed in the article. The basics of the Act "On News Aggregators" aimed at preventing fake news from being published are described.

Keywords: fake news; fake; fake news classification; news aggregators.

«Фейковые новости» стали медиа-явлением, которое всё чаще упоминают лидеры мировых держав, и с которым сталкивается, наверное, едва ли не каждый житель нашей планеты. 11 января 2017 г. президент США Дональд Трамп написал в своем микро-блоге в Twitter ставшую знаменитой фразу: «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ - ТОТАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОХОТА НА ВЕДЬМ!»1. Американский президент назвал «информационной помойкой» издание Buzzfeed, опубликовавшее 35-страничный доклад о якобы имеющем место компромате на Трампа, собранном российскими спецслужбами, и отказался от диалога с корреспондентом CNN Джимом Акостой: «Я не дам вам возможность задать вопрос. Вы занимаетесь информационными фейками»2. Позднее CNN рассталась с сотрудниками, прямо или косвенно причастными к появлению на канале спорного материала [1].

Переизбыток фейковых новостей стал яркой отличительной особенностью не только последней американской предвыборной гонки. Если рассматривать «журналистику новостей» как разновидность журналистского жанра [2, с. 138; 3, с. 133; 4, с. 6], то

1 Trump D. Fake News - A Total Political Witch Hunt! URL: https://twitter.com/ realDonaldTrump/status/818990655418617856.

2 Первая пресс-конференция избранного президента США Дональда Трампа. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bOXfLB_GIC0&t=2556s.

в настоящее время можно с уверенностью заявить и о существовании «паражурналистики фейковых новостей». Обилие фальшивых сообщений, маскирующихся под новости, в последние годы достигло критической отметки, и это явление заслуживает серьезного научного анализа. К теоретическому осмыслению феномена «фейковых новостей» уже обращаются как отечественные [5; 6; 7; 8], так и зарубежные [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15] авторы.

Понятие «фейк» (от англ. fake - «подделка», «фальшивка», «обман») включает в себя ряд самых разнообразных явлений меди-асреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданной по заданию заказчика популярность личности, произведения, проекта (как правило, при помощи интернет-ботов и (или) тех же фальшивых аккаунтов, выставляющих «лайки» и постящих одобрительные комментарии) [16].

«... никто из нас толком не попытался определить - что такое fake news, как они отличаются от false information или desinformation? Нет четких критериев определения и методологии этого понятия», -заявил представитель департамента информации и печати МИД России Максим Буякевич, выступая на конференции ОБСЕ «Свобода СМИ в условиях нестабильности» [17]. Тем не менее, если исходить из того, что новость - это оперативное информационное сообщение о событиях, произошедших недавно или происходящих в текущий момент, представляющее политический, экономический или общественный интерес для аудитории в своей свежести, то «фейковая новость» - это сообщение, стилистически созданное как настоящая новость, но ложное полностью или частично.

Анализ значительного массива «фейковых новостей» [18, с. 146-151] позволяет выделить следующие их разновидности:

I. В зависимости от соотношения достоверной и недостоверной информации:

1. «Новость» представляет собой ложь от начала до конца, например: «Правительство Исландии приняло решение выплачивать по 5000 евро каждому иммигранту, который возьмет в жены местную девушку»1. Часто такие «фейковые новости» сообщают о

1 Данный фейк можно обнаружить, например, на русскоязычном сайте dictat. net (http://dictat.net/8652), на англоязычном ресурсе thespiritwhispers.com (http://www.

«смертях» знаменитостей, так журналист Томмаззо де Бенедетти, известный в Европе как создатель многих фейковых новостей и пранков провокационного характера, взял на себя ответственность за «новость о смерти» нобелевского лауреата Светланы Алексие-вич (ранее он же сообщил о «кончине» Михаила Горбачева и Ба-шара Асада) [19].

2. «Новость» содержит ложь на фоне в целом достоверной информации, представленной выборочно.

3. В основе «новости» лежит реальное событие, отдельные фрагменты которого искажены. Это могут быть, к примеру, измененные в нужном для фальсификаторов русле аудио- и видеозаписи, отредактированные фотографии; цитаты, вырванные из контекста или представленные в определенной последовательности и т. п.

II. В зависимости от достоверности обстоятельств времени и места произошедшего события:

1. «Новость» преподносит как новость правдивую информацию, имевшую место в прошлом.

2. «Новость» о событии, которое реально произошло в одном месте, преподносится как событие, произошедшее в другом.

III. В зависимости от состава лиц, упоминаемых в «новости»:

1. «Новость» содержит ссылку на якобы имевшее место высказывание публичного лица, размещенное от имени фейкового аккаунта. Так, в качестве официальной российской реакции на принятие региональным советом итальянской области Венето резолюции, призывающей признать фактический статус Крыма и отменить санкции против России, англоязычный сайт телеканала Euronews продемонстрировал скриншот «аккаунта министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Twitter». Как пояснила официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, у Лаврова нет аккаунта в Twitter. При этом русскоязычный сайт телеканала фейк не разместил. «Это даже не пропаганда, это дезинформация. Возможная цель - раскрутка фей-кового ресурса», - предположила М. Захарова, указав, что на сайте

thespiritwhispers.com). Опровержение: Fontaine, P. No, The Government Will Not Pay You To Marry An Icelander (http://grapevine.is/news/2016/07/01/no-the-government-will-not-pay-you-to-marry-an-icelander).

МИД России размещен полный перечень официальных аккаунтов его загранучреждений и руководства [20].

2. «Новость» выставляет второстепенного участника события в качестве главного действующего лица.

3. «Новость», основанная на непроверенных показаниях лиц, якобы являвшихся свидетелями каких-либо событий. Одним из ярких примеров подобной «новости» стала история о «распятом мальчике», рассказанная Первому каналу беженкой из Славянска1. Несмотря на допущение канала, что «рассказ несчастной плачущей беженки» мог быть «болезненной фантазией, страшнее которой оказалась реальная жизнь», отраженная в кадрах хроники этой войны2, оппозиционные СМИ получили возможность использовать выражение «распятый мальчик» для дискредитации темы о гибели мирного населения в ходе «антитеррористической операции».

IV. В зависимости от целей создания и распространения:

«Новости», создаваемые и распространяемые с целью развлечения потребителя. Современная медиасреда включает в себя отдельную нишу информационных ресурсов, созданных для производства фейковых новостей (медиапроект The Onion в США3, ресурсы FOGNEWS4, HOBOSTI5, FIBSTER6, NetLore7 и др.

«Новости», создаваемые и распространяемые в целях достижения политических преимуществ: дискредитации политических конкурентов (в том числе в ходе предвыборной борьбы), провоцирования уличных беспорядков, насильственной смены власти и т. д.

«Новости», создаваемые в целях дискриминации лиц по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Наглядным приме-

1 URL: https://www.1tv.ru/news/2014/07/12/37175-bezhenka_iz_slavyanska_vspominaet_ kak_pri_ney_kaznili_malenkogo_syna_i_zhenu_opolchentsa.

2 URL: https://www.1tv.ru/news/2014/12/21/31502-zhurnalisty_pervogo_otvechayut_ na_obvineniya_vo_lzhi_v_svyazi_s_syuzhetom_pro_ubiystvo_rebenka_v_slavyanske.

3 URL: http://www.theonion.com.

4 URL: http://fognews.ru.

5 URL: http://hobosti.ru.

6 URL: http://fibster.ru.

7 URL: http://www.netlore.ru

ром служат «новости информационных войн», которые ведутся параллельно с реальными боевыми действиями в горячих точках нашей планеты.

4. «Новости», создаваемые и распространяемые в целях повышения интернет-трафика. С многочисленными примерами подобных «новостей» постоянно сталкиваются пользователи социальных сетей, а также мессенджеров типа Viber, WatsApp и др. Информация о потерявшихся детях, домашних животных, срочно необходимой для спасения жизни редкой группы крови и т. п. распространяется по социальным сетям подобно вирусу, многократно умножая доходы мобильных операторов за счет увеличения интернет-трафика. В преддверии Нового года в социальных сетях по всей стране появилась новость следующего содержания: «Информация из нашей инфекционной больницы. 10 детей в реанимации, 2 погибли. Причина того - китайские мандарины с веточками!» «Информацию» непрерывно опровергали медики инфекционных больниц в различных населенных пунктах1 [21].

5. «Новости», создаваемые и распространяемые с целью мошеннического завладения денежными средствами и прочим имуществом потребителей. К разряду таких новостей нередко относятся новости о сборе денег на лечение тяжелобольных детей, которые на поверку оказываются недостоверными2.

6. «Новости», создаваемые в целях нанесения ущерба информации, хранящейся в компьютере пользователя. Так, под «новостью» о смерти знаменитого актера Бреда Питта, якобы исходящей от американского телеканала Fox News, был замаскирован вредоносный компьютерный вирус, который активировался при нажатии на это сообщение3.

7. «Новости», создаваемые и распространяемые с целью привлечения внимания к отдельной личности, компании, проекту или движению. К примеру, среди российских подростков так в конце

1 Слухи об отравлении детей мандаринами добрались до Тюмени URL: http:// www.naurfo.ru/news/38194.

2 Мошенники собрали рекордные пожертвования под реальные истории болезни нуждающихся в лечении детей. URL: http://pravo.ru/news/view/103023.

3 Бред Питт умер. Почему не стоит смотреть такую новость в интернете. URL: http://thejizn.com/2016/09/28/brad-pitt-death-hoax-facebook.

2015 г. был «раскручен» образ нового «кумира» - девочки, известной под интернет-мемом Рины «Ня.Пока» [22]. 23 ноября 2015 г. 16-летняя Рина легла на железнодорожное полотно в нескольких метрах от движущегося в ее направлении грузового поезда. Фото девочки с отрезанной головой почти мгновенно было выложено в Интернет. После ажиотажа, вызванного смертью Рины, в социальной сети «ВКонтакте» был запущен слух, что девочка состояла в одной из групп, проводящих с пользователями игру в так называемый суицидальный квест. В результате многократно возрос спровоцированный такой «новостью» интерес к «игре» с трагическими последствиями [23].

8. «Новости», создаваемые и распространяемые в целях манипуляции рынком или получения определенных преимуществ в экономической деятельности. Так, утром 14 июля 2017 г. на нью-йоркской бирже внезапно подорожали акции компании Twitter. Цена выросла на 8 процентов, что подняло капитализацию примерно на два миллиарда долларов. Рост капитализации был обусловлен распространением поддельной новости о предполагаемой покупке Twitter за 31 миллиард долларов. Фейк разместили на поддельном сайте bloomberg.market, дизайн которого скопировали с настоящего сайта агентства Bloomberg. В публикации отмечалось, что покупателем может выступить Google1.

V. В зависимости от уровня восприятия достоверности:

1. «Новости», носящие явно фейковый характер.

2. «Новости», способные вызвать сомнение относительно их «фейковости» и побудить потребителей проверить полученную информацию.

3. «Новости», сфальсифицированные столь убедительно, что сомнений в их «фейковости» практически не возникает.

В исследовании Trend Micro под названием «Машина фейко-вых новостей. Как пропагандисты занимаются злоупотреблениями в интернете и манипулируют общественностью» продемонстрировано, как просто и недорого заказчики и создатели фейковых но-

1 Фейковая новость подняла капитализацию Twitter на пару миллиардов долларов. URL: https://meduza.io/news/2015/07/14/feykovaya-novost-podnyala-kapitalizatsiyu-twitter-na-paru-milliardov-dollarov.

востей могут управлять общественным сознанием [24]. Основатель SpaceX и Tesla Илон Маск в выступлении на собрании Национальной ассоциации губернаторов США выступил с призывом действовать на опережение в регулировании сферы действия «искусственного интеллекта»: «Роботы могут начать войну, выпуская фейковые новости и пресс-релизы, подделывая учетные записи электронной почты и манипулируя информацией. Перо сильнее меча» [25].

Фейковые новости органично вписываются в концепцию «пост-правды». «Пост-правда», названная в 2016 году «словом года», согласно Оксфордскому словарю, «описывает или обозначает обстоятельства, при которых объективные факты являются менее важными при формировании общественного мнения, чем призывы к эмоциям и личным убеждениям»1.

Приведенный выше анализ возможных классификаций фей-ковых новостей наглядно демонстрирует опасность, которую представляет собой этот медиафеномен в современных условиях развития информационных технологий. Образно говоря, неконтролируемое распространение фейковых новостей способно провоцировать своего рода «информационные теракты» огромной разрушительной силы. Осознание негативных аспектов этого явления побуждает социальные и государственные институты к поиску механизмов фильтрации фейковых вбросов.

Социальные сети. Во время последней президентской кампании в США Facebook, Twitter и Google подверглись жесткой критике за активное распространение фейковых новостей о кандидатах Дональде Трампе и Хиллари Клинтон. Такие новости получали в Facebook больший охват, чем реальные новости The New York Times, The Washington Post, The Huffington Post и др. Цукерберг, который первоначально отверг упреки в том, что фальшивые новости в соцсети могли повлиять на исход выборов, указав, что таких новостей было очень мало, тем не менее, представил план борьбы Facebook с публикуемыми пользователями соцсети фальшивыми новостями. Десятки сотрудников Facebook были переведены из других проектов для срочного решения этой проблемы, решается вопрос об использовании искусственного интеллекта (artificial

1 URL: https://en.oxforddictionaries.com/word-of-the-year/word-of-the-year-2016.

intelligence, AI) для выявления фейковых новостей и сцен насилия в прямых видеотрансляциях1. Кроме того, Facebook решил привлечь к решению проблемы журналистов. Компания будет работать с новостными редакциями2 и организует целую кампанию по обучению пользователей тому, как отличить настоящие новости от фейков [27]. Среди мер - улучшение алгоритмов для определения достоверности новостей, облегчение информирования со стороны пользователей о недостоверной информации и обращение к третьим лицам и организациям за экспертной оценкой. Руководство Facebook приняло решение активировать специальную функцию, которая будет проверять подлинность новостей. Функция рекомендаций в новостной ленте пользователя будет дополнена возможностью сообщить о том, что предлагаемая информация является недостоверной или вводит в заблуждение. Сообщения, которые пользователи социальной сети сочтут «фейками», будут проходить не только автоматическую проверку, но и проверяться независимыми фактчекерами. Такой способ проверки и выявления недостоверной информации будет использоваться в США, во Франции, Германии и Нидерландах3. Аналогичная возможность появится в сети микроблогов Twitter [28].

Однако на практике в борьбе соцсетей с фейками происходят курьезы. Журналист Максим Кононенко написал на Facebook выдуманную новость о том, как американцы требуют убрать из романа «Унесенные ветром» Ретта Батлера, потому что он воевал за конфедератов (контекстом для создания «новости» послужили последние события в Шарлотсвилле). «Новость» собрала сотни лай-ков и десятки перепостов, однако практически никто не усомнился в ее правоте. Когда же журналист написал новый - объяснитель-

1 Цукерберг назвал безумными обвинения Facebook в помощи Трампу. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/11/11/664541-tsukerberg-bezumnimi.

2 При этом представители правых сил уже начали жаловаться, что Facebook договорился о фактчекинге с левыми организациями. В частности, главный редактор Daily Wire Бен Шапиро заявил, что фактчекерами стали Politifact, Factcheck.org, Snopes, ABC news и The Washington Post, все они имеют левый уклон, и это бедствие для новостей [26].

3 Facebook будет самостоятельно выявлять фейковые новости // Коммерсант. 2017. 3 авг.

ный - пост с извинениями, Facebook отказался публиковать его, посчитав фейком [29].

Поисковые ресурсы. Как и Facebook, Google1, больше не будет делиться рекламными доходами с сайтами, которые распространяют фейковые новости. Более того, в поисковике и новостном агрегаторе Google будут выдаваться результаты с пометкой fact check - статьи с проверкой фактов, связанных с запросом. Такую пометку получат статьи от изданий, авторизованных Google. Для этого издания должны использовать специальную разметку ClaimReview, разработанную schema.org, или виджет Share the Facts; при этом они должны быть «алгоритмически определены как авторитетное издание»2.

Сооснователь Wikipedia Джимбо Уэйлс объявил о создании нового интернет-ресурса Wikitribune, задачей которого будет борьба с фейковыми новостями3. Проект будет финансироваться методом краудфандинга, работать в нем будут профессиональные журналисты.

Интернет-браузеры. Компания Mozilla анонсировала проект под названием Mozilla Information Trust Initiative («Инициатива Mozilla по информационному доверию»), в рамках которого будет запущена борьба с поддельными новостями. Эксперты компании разрабатывают инструменты для браузера Firefox, способные проверять достоверность различных материалов. Кроме того, ведется сотрудничество со СМИ, учеными и специалистами4.

Технологии. Польский стартап Userfeeds привлек 0,8 млн дол. для разработки платформы дистрибуции контента, основанную на технологии блокчейн. Эта платформа поможет издателям и социальным сетям выявлять в том числе фейковые новости. Userfeeds предлагает применить принципы и методы блокчейна «для создания прозрачных и доступных для общественного аудита систем размещения и распространения контента [30].

1 Google сообщил, что запретит рекламировать в своей системе Google AdSense сайты, размещающие искаженную информацию и скрывающие имена своих владельцев.

2 Google добавил фактчек в новостной агрегатор и поисковик. URL: https:// meduza.io/news/2017/04/07/google-dobavil-faktchek-v-novostnoy-agregator-i-poiskovik.

3 URL: https://www.wikitribune.com.

4 URL: https://blog.mozilla.org/blog/2017/08/08/mozilla-information-trust-initia-tive-building-movement-fight-misinformation-online.

Глава SAP National Security Services Марк Тестони заявил, что в борьбе с фейками могут оказать помощь искусственный интеллект и алгоритмы, позволяющие отследить поведение человека в интернете. К таким алгоритмам М. Тестони относит, например, механизмы таргетинга, позволяющие рекламным агентствам точечно определять контент, который будет интересен конкретному пользователю, а также приводит в качестве позитивной аналогии технологию борьбы с кликбейтом, полагая, что «он из той же области, что и фейковые новости». При этом Тестони признает, что бороться с выдуманными новостями, и прежде всего с теми, кто их создает и распространяет, при помощи одних лишь технологий невозможно: определяющим фактором все равно остается бдительность самих читателей и читателей [31].

Медиаграмотность. В апреле 2017 г. Facebook начала кампанию по информированию пользователей и оказанию помощи в выявлении недостоверной информации. Подобную акцию Facebook проводит в европейских странах перед выборами: во Франции инструкция по выявлению фальшивых новостей была опубликована в таких газетах, как Le Monde, Les Echos, Liberation, Le Parisien, 20 Minute, в Германии в газетах Bild, Suddeutsche Zeitung, Die Welt. Перед парламентскими выборами в июне с.г. в Великобритании инструкция Facebook появилась на страницах The Guardian, The Daily Telegraph и The Times [32].

Организация экономического сотрудничества и развития намерена внести изменения в свою программу оценки знаний учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA), на основе которой составляется международный рейтинг образовательных систем. В будущем в тесте PISA появится часть, которая позволит оценить навыки школьников по ориентированию в цифровой среде и пониманию онлайн-документов [33].

Реакция власти. Команда президента Трампа начала создавать собственные новостные передачи и распространять их в соцсетях под брендом Real News [33]. Представитель МИД РФ Мария Захарова открыла на сайте ведомства раздел с разоблачением фейковых новостей, в котором собираются недостоверные, с позиции сотрудников МИД, сообщения ведущих западных СМИ и официальных

представителей разных стран1. В Британии назначен министр по борьбе с подрывной деятельностью, к которой власти отнесли, в том числе, и распространение фейковых новостей, а правительство Германии поддержало законопроект о введении штрафов для социальных сетей за разжигание ненависти и фейковые новости2.

В России в рамках борьбы с недостоверной информацией с 2017 г. вступил в силу Закон № 208-ФЗ, известный в прессе как Закон «О новостных агрегаторах»3. Этим нормативным актом в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» включена статья 10.4. («Особенности распространения информации новостным агрегатором»).

С принятием данного Закона владельцы новостных агрегато-ров обязаны среди прочего проверять достоверность распространяемых общественно значимых сведений до их распространения и незамедлительно прекратить их распространение на основании предписания уполномоченного органа; не допускать использование новостного агрегатора в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под видом достоверных сообщений.

Владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

В случае обнаружения на новостном агрегаторе фактов фальсификации общественно значимых сведений, распространения недостоверной общественно значимой новостной информации под

1 URL: http://www.mid.ru/ru/nedostovemie-publikacii.

2 Власти Германии намерены штрафовать соцсети за фейковые новости // Коммерсант. 2017. 5 апр.

3 О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ // Российская газета. 2016. 28 июня.

видом достоверных сообщений, а также распространения новостной информации с нарушением законодательства Российской Федерации уполномоченные государственные органы вправе обратиться в Роскомнадзор с приложением решения суда или решения указанного государственного органа с требованием принять меры по прекращению распространения такой информации. Роскомнад-зор в течение 24 часов с момента получения такого требования рассматривает его и направляет владельцу новостного агрегатора предписание о незамедлительном прекращении запрещенной для распространения информации.

Закон «О новостных агрегаторах» прежде всего затрагивает такие ресурсы, как «Яндекс.Новости»1 и «Новости Google», которые автоматически собирают новостную картину дня из публикаций избранных электронных изданий. Несмотря на резкую критику представителей интернет-бизнеса, уже побудившую Ро-скомнадзор выпустить «успокаивающие» разъяснения2, полагаем, что данный Закон, в принципе, является адекватной предупредительной мерой на пути вбросов фейковых новостей за пределами социальных сетей, где эта проблема пока все еще остается нерешенной. Тем не менее, практика показала, что СМИ не способны устоять перед искушением запустить «горячую» новость, привлекающую внимание пользователей. Так, 14 ноября на первом месте в топ-Яндекс попала новость о «разводе» четы Клинтон. Как выяснило позднее интернет-издание Meduza, первое сообщение об этом появилось 10 ноября 2016 г. на сайте фейковых заметок The Christian Times Newspaper. Через несколько дней «новость» добралась до российских СМИ: об этом сообщили BFM.ru и сайт государственного телеканала «Звезда», а затем похожие заметки появились в десятках федеральных и региональных изданий, включая «Газету.ру», Russia Today, «Эхо Москвы», «Российскую

1 Аудитория «Яндекс.Новостей» в среднем, составляет 6 млн. пользователей в сутки [Электронный ресурс]. URL: https://www.searchengines.ru/auditoriya-yandeks-novostej-v-srednem.html.

2 Разъяснения по вопросу распространения новостными агрегаторами информации, размещенной на сайтах, не являющихся СМИ [Электронный ресурс]. URL: https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news41987.htm.

газету» и «Москву-24»1. Этот пример наглядно демонстрирует, что человеческий фактор, по-прежнему, является основной причиной распространения фейков.

Подводя итог, обозначим назревшую необходимость в разработке комплекса мер, направленных на предупреждение распространения фейковых новостей и нейтрализацию последствий такого распространения. Журналистскому сообществу требуется не только адекватный подход к трансляции новостей со стороны социальных сетей, но и взыскательная читательская аудитория, овладевшая, как минимум, азами медиаграмотности. Эпидемия «фейковых новостей» ставит перед средствами массовой информации задачу возвращения доверия своей аудитории, которая все чаще предпочитает получать информацию через социальные сети. «Журналистика факта» должна решительно выступить против «паражурналистики фейка».

Список использованной литературы

1. Шестаков Е. Уволены - и это уже не фейк / Е. Шестаков // Российская газета. - 2017. - 27 июня.

2. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Корко-носенко. - СПб. : Знание, 2000. - 272 с.

3. Репкова Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе / Т. Репкова. - М. : ГИПП, 2001. - 468 с.

4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие / А. В. Колесниченко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 180 с.

5. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией / О. С. Иссерс // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. -С. 112-123.

6. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко // Известия Уральского

1 Фейковая новость про развод Клинтонов вышла в топ «Яндекса»: так много СМИ в нее поверили. URL: https://meduza.io/shapito/2016/11/14/feykovaya-novost-pro-razvod-klintonov-vyshla-v-top-yandeksa-tak-mnogo-smi-v-nee-poverili.

федерального университета. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 153, № 22-3. - С. 14-18.

7. Нигматуллина К. Р. Ценность информации как предмет аксиологии журналистики / К. Р. Нигматуллина // Медиа в современном мире. - 2016. - С. 154-156.

8. Джазоян А. Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети модернизируют журналистику / А. Е. Джазоян // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2014. - № 2. - С. 93-100.

9. The Stewart / Colbert effect: Essays on the real impacts of fake news / ed. A. Amarasingam. - NC : McFarland, 2011. - 197 p.

10. Borden S. L. The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously) / S. L. Borden, C. Tew // Journal of Mass Media Ethics. - 2007. - Vol. 22, no. 4. - P. 300-314.

11. McBeth M. K. Is the Fake News the Real News? The Significance of Stewart and Colbert on Democratic Discourse, Politics, and Policy [Electronic resource] / M. K. McBeth, R. S. Clemons. -2011. - Mode of access: https://works.bepress.com/mark_mcbeth/37/.

12. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity» / R. Marchi // Journal of Communication Inquiry. - 2012. - Vol. 36, no. 3. - P. 246-262.

13. Willingham E. A Scientific Approach To Distinguishing Real From Fake News / E. Willingham // Forbes magazine. - 2016. -November 28.

14. McEvers K. Stanford Study Finds Most Students Vulnerable To Fake News [Electronic resource] / K. McEvers - Mode of access: http://www.npr.org/2016/11/22/503052574/stanford-study-finds-most-students-vulnerable-to-fake-news

15. Jaramillo С. How to break it to your friends and family that they're sharing fake news / С. Jaramillo // The Dallas Morning News. -2016. - November 15.

16. Клишин И. Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне / И. Клишин // Ведомости. - 2014. - 12 февр.

17. Буякевич М. МИД РФ предлагает выработать в ОБСЕ четкое определение понятия «фейковые новости» [Электронный ресурс] / М. Буякевич. - Режим доступа: http://tass.ru/politika/4347718.

18. Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 143-169. - DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169.

19. Васильев А. Автором новости о "смерти" Алексиевич стал итальянский журналист / А. Васильев // Российская газета. - 2017. -18 мая.

20. Захарова М. МИД вновь упрекнул Euronews в неверной подаче информации [Электронный ресурс] / М. Захарова. - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/05/24/642163-mid-vnov.

21. Федосеенко В. Иркутяне отравились «мандаринами с веточками»? Минздрав отрицает [Электронный ресурс] / В. Федосе-енко. - Режим доступа: http://newsbabr.com/irk/?IDE=153827.

22. Кочегаров П. Н. Икона суицида [Электронный ресурс] / П. Кочегаров. - Режим доступа: https://life.ru/t/%D1%80%D0%B0%D1%81 %D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%8F/412546/nia_ikona_suitsida.

23. Мурсалиева Г. Группы смерти / Г. Мурсалиева // Новая газета. - 2016. - 16 мая.

24. Gu L. The Fake News Machine. How Propagandists Abuse the Internet and Manipulate the Public [Electronic resource] / L. Gu, V. Kropotov, F. Yarochkin. - Mode of access: https://documents.trendmicro.com/assets/white_papers/wp-fake-news-machine-how-propagandists-abuse-the-internet.pdf?_ ga=2.117063430.1073547711.1497355570-1028938869.1495462143 .

25. Сарханянц К. «Роботы могут начать войну, выпуская фей-ковые новости и пресс-релизы» / К. Сарханянц // Коммерсант. -2017. - 17 июля.

26. Райбман Н. Facebook начал борьбу с фейковыми новостями [Электронный ресурс] / Н. Райбман. - Режим доступа: http:// www.vedomosti.ru/technology/ articles/2016/12/16/669946-facebook-borbu.

27. Голицина А. Журналисты помогут Facebook бороться с фейками [Электронный ресурс] / А. Голицина. - Режим доступа:

http://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/01/11/672608-zhurnalisti-pomogut-facebook.

28. Dwoskin E. Twitter is looking for ways to let users flag fake news, offensive content / E. Dwoskin // The Washington Post. - 2017. -29 June.

29. Кононенко М. У каждого - свои фейки [Электронный ресурс] / М. Кононенко. - Режим доступа: http://radiovesti.ru/ brand/60944/episode/1534218.

30. Голицина А. Userfeeds создает блокчейн-платфор-му дистрибуции новостей [Электронный ресурс] / А. Голи-цина. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/05/03/688542-userfeeds-novostei.

31. Сарханянц К. Фальшивые сообщения узнают по повадкам / К. Сарханянц // Коммерсант. - 2016. - 24 дек.

32. Рождественская Я. Фейсбук предостерегает от фейковых новостей / Я. Рождественская // Коммерсант. - 2017. - 9 мая.

33. Халаф Р. Глобалист: школьники и фейки / Р. Халаф // Ведомости. - 2017. - 30 марта.

34. Акимова А., Черненко Е. Новости от первого лица / А. Акимова, Е. Черненко // Коммерсант. - 2017. - 9 авг.

References

1. Shestakov E. Fired - and It Is Not a Fake Any More. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazeta, 2017, June 27. (In Russian).

2. Korkonosenko S. G. (ed.) Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista [Basics of Creative Journalism]. Saint Petersburg, Znanie Publ., 2000. 272 p.

3. Repkova T. Novoe vremya: kak izdavat' professional'nuyu gazetu v demokraticheskom obshchestve [Modern Age: How To Publish A Professional Newspaper in a Democratic Society]. Moscow, GIPP Publ., 2001. 468 p.

4. Kolesnichenko A. V. Prakticheskaya zhurnalistika [Practical Journalism]. Moscow State University, 2008. 180 p.

5. Issers O. S. Mediafake: between truth and hoax. Kommunikativnye issledovaniya = Communicative Studies, 2014, no. 2, pp. 112-123. (In Russian).

6. Ilchenko S. N. Fake journalism as an element of the contemporary show-civilization. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury = Ural Federal University Journal. V.1, Issues in Education, Science and Culture, 2016, vol. 153, no. 22-3, pp. 14-18. (In Russian).

7. Nigmatullina K. R. The value of information as a subject of axiology of journalism. Vek informatsii = Information Age, 2016, no. 2, pp. 154. (In Russian).

8. Dzhazoyan A. E. The fifth estate illusion: how social networks influence on journalism practice. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filologiya, istoriya, vostokovedenie = Transbaikal State University Journal. V. Philology, History, Oriental Studies, 2014, no. 2, pp. 93-100. (In Russian)..

9. Amarasingam A. (ed.) The Stewart / Colbert effect: Essays on the real impacts of fake news. NC, McFarland, 2011. 197 p.

10. Borden S. L., Tew C. The role of journalist and the performance of journalism: Ethical lessons from «fake» news (seriously). Journal of Mass Media Ethics. 2007, vol. 22, no. 4, pp. 300-314.

11. McBeth M. K., Clemons R. S. Is the Fake News the Real News? The Significance of Stewart and Colbert on Democratic Discourse, Politics, and Policy. 2011. Available at: https://works.bepress.com/ mark_mcbeth/37/.

12. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity». Journal of Communication Inquiry, 2012, vol. 36, no. 3, pp. 246-262.

13. Willingham E. A Scientific Approach To Distinguishing Real From Fake News. Forbes magazine, 2016, November 28.

14. McEvers K. Stanford Study Finds Most Students Vulnerable To Fake News. Available at: http://www.npr.org/2016/11/22/503052574/ stanford-study-finds-most-students-vulnerable-to-fake-news.

15. Jaramillo C. How to break it to your friends and family that they're sharing fake news. The Dallas Morning News, 2016, November 15.

16. Klishin I. Most Retweeted News: a New Level of Fake Propaganda. Vedomosti, 2014, February 12. (In Russian).

17. Buyakevich M. MID RF predlagaet vyrabotat' v OBSE chetkoe opredelenie ponyatiya "feikovye novosti" [The Ministry of Foreign

Affairs of the Russian Federation Suggests Working out in the OSCE a Clear Definition of the Concept of "Fake News"]. Available at: http:// tass.ru/politika/4347718. (In Russian).

18. Sukhodolov A. P., Bychkova A. M. Fake news as a modern media phenomenon: definition, types, role of fake news and ways of taking measures against it. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 143-169. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169. (In Russian).

19. Vasil'ev A. An Italian Journalist Turned out to be the Author of the News about "Death" of Aleksievich. Rossiiskaya gazeta = Rossiyskaya Gazeta, 2017, May 18. (In Russian).

20. Zakharova M. MID vnov' upreknul Euronews v nevernoi podache informatsii [The Ministry of Foreign Affairs Newly Reproached Euronews for Misreporting Information]. Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/05/24/642163-mid-vnov. (In Russian).

21. Fedoseenko V. Irkutyane otravilis' «mandarinami s vetochkami»? Minzdrav otritsaet [Citizens of Irkutsk Got Poisoned by "Tangerine with Twigs"? The Ministry of Healthcare Denies]. Available at: http://newsbabr.com/irk/?IDE=153827. (In Russian).

22. Kochegarov P. N. Ikona suitsida [A Suicide Icon]. Available at: https://life.ru/t/%D1%80%D0%B0%D1%81 %D1%81%D0%BB%D0 %B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D 1%8F/412546/nia_ikona_suitsida. (In Russian).

23. Mursalieva G. Groups of Death. Novaya Gazeta, 2016, May 16. (In Russian).

24. Gu L., Kropotov V., Yarochkin F. The Fake News Machine. How Propagandists Abuse the Internet and Manipulate the Public. Available at: https://documents.trendmicro.com/assets/white_papers/ wp-fake-news-machine-how-propagandists-abuse-the-internet.pdf?_ ga=2.117063430.1073547711.1497355570-1028938869.1495462143 .

25. Sarkhanyants K. Robots Can Start a War Publishing Fake News and Press Releases. Kommersant = Kommersant, 2017, July 17. (In Russian).

26. Raibman N. Facebook nachal bor'bu s feikovymi novostyami [Facebook Started Fighting Fake News]. Available at: http://www.

vedomosti.ru/technology/ articles/2016/12/16/669946-facebook-borbu. (In Russian).

27. Golitsina A. Zhurnalisty pomogut Facebook borot'sya s feikami [Journalists Will Help Facebook Take Measures Against Fake News]. Available at: http://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/01/11/672608-zhurnalisti-pomogut-facebook. (In Russian).

28. Dwoskin E. Twitter is looking for ways to let users flag fake news, offensive content. The Washington Post, 2017, June 29.

29. Kononenko M. U kazhdogo - svoi feiki [Everyone Has Their Own Fakes]. Available at: http://radiovesti.ru/brand/60944/ episode/1534218. (In Russian).

30. Golitsina A. Userfeeds sozdaet blokchein-platformu distributsii novostei [Userfeeds Creates a Blockchain Platform of News Distribution]. Available at: https://www.vedomosti.ru/technology/ articles/2017/05/03/688542-userfeeds-novostei. (In Russian).

31. Sarkhanyants K. False Messages Are Detected Via Their Ways. Kommersant = Kommersant, 2016, Desember 24. (In Russian).

32. Rozhdestvenskaya Ya. Facebook Warns against Fake News. Kommersant = Kommersant, 2017, May 9. (In Russian).

33. Khalaf R. Globalist: Schoolchildren and Fakes. Vedomosti, 2017, March 30. (In Russian).

34. Akimova A., Chernenko E. First-Person News. Kommersant = Kommersant, 2017, August 9. (In Russian).

Информация об авторе

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: rector@bgu.ru.

Author

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: rector@bgu.ru.