Научная статья на тему 'ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ»'

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«FAKE NEWS» / «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ» / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ / МАРКИРОВКА «FAKE NEWS» / ТЕХНОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ» / ИСТОЧНИКИ «ФЕЙКОВ» / ПОИСК ПЕРВОИСТОЧНИКА В МЕССЕНДЖЕРАХ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соколов Алексей Вячеславович

В статье рассматривается значение и этимология термин «fake news» его история и применение в современном мире. Современная реальность непосредственна связана с фейковыми новостями, как с инструментами информационной войны. Многочисленные исследования проведенные за последние годы указывают на то, что аудитория каналов массовой коммуникации Телевидения, Интернета не защищена от воздействия «fake news». Издательства специально создающие фейки в развлекательных целях в огромном потоке информации не всегда идентифицируемы для журналистов. Ретрансляция фейковой информации происходит для повышения охвата аудитории и создание «сенсационности» материала. Все источники поступающей информации необходимо перепроверять, в связи с тем, что «fake news» присутствует во все средствах массовой информации. Развитие медиаграмотности необходимо для снижения воздействия «фейковых новостей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS AND EVOLUTION OF THE «FAKE NEWS» CATEGORY

The article uses the meaning of this term “fake news”, its history and application in the wider world. Modern reality is directly manifested by fake news, as with the tools of an open war. Numerous studies conducted in recent years indicate that the audience of security gateways Television, the Internet are not protected from the impact of “fake news”. Publishing houses that deliberately create fakes for entertainment purposes in a huge flow of information are not always identifiable to journalists. Retransmission of fake information occurs to visit the exhibition and create a “sensational” material. All sources of incoming information must be checked, due to the fact that “fake news” is found in all media. The development of media literacy is necessary for the appearance of “fake news”.

Текст научной работы на тему «ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ КАТЕГОРИИ «ФЕЙКОВЫЕ НОВОСТИ»»

Генезис и эволюция категории «фейковые новости»

Соколов Алексей Вячеславович,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: Sokol096@mail.ru

В статье рассматривается значение и этимология термин «fake news» его история и применение в современном мире. Современная реальность непосредственна связана с фейко-выми новостями, как с инструментами информационной войны. Многочисленные исследования проведенные за последние годы указывают на то, что аудитория каналов массовой коммуникации Телевидения, Интернета не защищена от воздействия «fake news». Издательства специально создающие фей-ки в развлекательных целях в огромном потоке информации не всегда идентифицируемы для журналистов. Ретрансляция фейковой информации происходит для повышения охвата аудитории и создание «сенсационности» материала. Все источники поступающей информации необходимо перепроверять, в связи с тем, что «fake news» присутствует во все средствах массовой информации. Развитие медиаграмотности необходимо для снижения воздействия «фейковых новостей».

Ключевые слова: «fake news», «фейковые новости», медиа-грамотность, Средства массовой информации, инструменты информационной войны, маркировка «fake news», технология определения «фейковых новостей», источники «фейков», поиск первоисточника в мессенджерах.

Fake от английского слово подделка, стало часто употребляться в повседневном лексиконе людей. Ситуацию, сложившуюся в современной реальности, можно охарактеризовать, мягко говоря, как напряженную, если говорить как есть, то в мире ведется информационная война, где с одной стороны представлена Российская Федерация и ее немногочисленные союзники, с другой стороны мировые державы в лице США, Великобритании, Германии, и другие страны, входящие в НАТО. Военные действия на Украине, начавшиеся в 2014 году послужили тому, что сейчас в 2022 году мы видим, как информационная война и ее один главных инструментов fake news влияет на массовое сознание. Для чего нужна медиа-грамотность и как отличить фейковую новость, чтобы не быть дезинформированным?

Цифровизация общества достигла глобальных масштабов, в связи с этим средства массовой информации стали играть одну из решающих ролей во влиянии на массовое сознание. Этимология слова «фейк» от английского слова подделка, обозначает поддельное, сфабрикованное, специально созданное, чтобы выдать это за настоящее, достоверное, реальное с целью ввести в заблуждение [1]. Обсуждение термина «fake news» состоялось в 2018 году в Комиссии Общественной палаты РФ, при обсуждении выработалась данная версия определения «fake news»: «под жаргонным термином «фейк-ньюз» понимать общепринятое определение - это информационная мистификация или намеренное распространение дезинформации в социальных медиа и традиционных СМИ с целью введения в заблуждение, для того чтобы получить финансовую или политическую выгоду» [2]. В 2017 году составители «Collins English Dictionary» объявили фразой года словосочетание «fake news», частота употребления фразы выросла на 365%.[3]

В августе 2022 года Левада-Центр опубликовал результаты исследования, как россияне относятся к принятому закону о фейках в Средствах массовой информации, доверяют ли они полученной информации в контексте проводимой Специальной военной операции в Украине Формулировки исследования были составлены совместно с интернет-изданием «Спектр». [4] 79% россиян, которые можно охарактеризовать как большинство поддерживат принятие закона об уголовной ответственности за распространение «фейков», а государственные СМИ остаются источником информации с наибольшим кредитом доверия. Одновременно, полностью доверяет государственным источникам информации около 31% опрошенных. Уровень доверия дифференцируется в зависимости от возраста и политических взглядов.

Новостная интернет медиа-компания BuzzFeed провела исследование в 2016 году и согласно опросу международной исследовательской компании «Ipsos» для BuzzFeed и сделала выводы, что фейковые заголовки новостей обманывали американских взрослых в 75% случаев. [5] После президентских выборов США в 2016 году исследование в журнале «Экономические перспективы» было опубликовано исследование, показавшее, что 62% процента людей старше 18 лет мониторят новости в социальных сетях. Наиболее популярные «фейковые новости» были распространены в социальной сети Facebook, в данный момент запрещенной на территории РФ, мно-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

u

CM

гие пользователи, даже предполагая, что новость является фейковой, все равно верят в нее.[6]

«Fake news»/«фейковые новости» как явление существуют с давних времен, считается, что самый первый фейк датирован 1776 годом, в статье во французской «Земледельческой газете» рассказывалось об способе ловли диких уток при помощи, отмоченных в специальном отваре желудей. Это была одна из многочисленных версий, после которого «фейки» в СМИ называют «газетными утками».

Источники информации могут быть различными это могут быть государственные СМИ, частные СМИ, социальные сети, мессенджеры - ни один из них нельзя считаться достоверным источником информации, необходимо подвергать полученные новости тщательной проверке. Сообщения в прессе печатной и электронной, также должны подвергаться проверке, из-за того, что сами журналисты в силу человеческого фактора/намеренно публикуют «фейковые новости». Пример данной ситуации: исходный материал взят с сайта ИА «Панорамы»: «Чубайс предложил ограничить бесплатное школьное образование тремя классами».[7] Данный фейк был опубликован интернет-ресурсами, в том числе «Московским комсомольцем».[8] Заголовок в МК: «Чубайс предложил ввести бесплатное образование только до третьего класса». «Московский комсомолец» в своей публикации использовал материалы ИА «Ореанда-новости», а данный портал, в свою очередь, заимствовал этот материал с сайта ИА «Панорама». Если читатель достаточно грамотен, что перепроверить данную новость, он мог обратить внимание на трансформацию текста, «Московский комсомолец» лексика стало «сниженной» Артем Кожедуб автор статьи написал короткий и осуждающий материал, где акцент с того что сейчас в стране молодёжь имеет слишком много «развращающих» возможностей учиться бесплатно», написано в официально-деловом стиле вперемешку с публицистической лексикой (за исключением «цитаты» Чубайса, имеющей яркую разговорную окраску). Смещается акцент со «слишком много возможностей учиться бесплатно» на «нынешняя молодежь слишком развращена». Сама публикация в источнике ИА Панорама (источник специально выпускает «фейко-вые новости») написана в нейтральном стиле, в материале «Московского комсомольца наоборот используются наиболее резкие высказывания Чубайса для того, чтобы в отрыве от контекста они выглядели более достоверно. Фактическая основа: конференция с подобным названием никогда не проводилась ни в Екатеринбурге, ни вообще в России. Цели создания: если целью оригинального материала ИА Панорама стала пародия на Чубайса, его мнения и высказывания, то главные цели «новости» «Московского Комсомольца» - стимулирование интереса к автору или платформе и увеличение охвата аудитории, создание сенсационности материала. [9]

Государственные СМИ имеют различные каналы коммуникации это может быть и телевидение, и официальные аккаунты в социальных сетях. В представлении среднестатистического пользователя сети государственные СМИ освещают деятельность госорганов, но государственные органы власти могут использовать свои каналы коммуникации, как инструмент пропаганды для достижения политических целей. Ложью средств массовой информации можно считать не только «фейковые новости», но и замалчивание и не упоминания событий негативных для имиджа государства.

Частные СМИ могут противопоставлять себя государственным СМИ, но из-за наличия инвестора/владельца также не претендуют на объективность, отражая выгодную для спонсора, данного СМИ точку зрения.

Информация всегда нуждается в перепроверке и подтверждении. Понятие медиаграмотности развернуто указывает Википедия: Медиаграмотность- совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах медиа, жанрах и формах.[10] Медиаграмотность нужна для того, чтобы понимать цепочку: «кто, как и для чего?» создает, размещает и рассылает новость, установить первоисточник, определить владельца/инвестора СМИ, в чем его выгода от публикаций в СМИ. Медиагра-мотного потребителя информации тяжелее всего ввести в заблуждение и манипулировать его сознанием.

Социальные сети и мессенджеры являются одним из основных источников «fake news», поскольку тяжело установить первоисточник. Влияние источника сообщения является важным, поскольку сообщения в мессен-джерах могут отправлять близкие родственники, не имея умысла ввести в заблуждение, но чаще всего такие новостные сообщения не проверяются самим источником.

Использование фейковых аккаунтов и ботов в социальных сетях, актуально для современной ситуации в условиях информационной войны, происходящей на вопросах в Интернет-пространстве. Различие между ботом и фейковым аккаунтом, бот является автоматически сгенерированным пользователем, фейковые аккаунты управляются реальными людьми. Использование фейковых аккаунтов реальными людьми, в связи с «работой» реального человека имеет больше шансов ввести аудиторию в заблуждение. В цепочке, где человек получает и распространяет информацию, владелец фейкового аккаунта специально ее искажает, тем самым продолжая движение «fake news» по новостной артерии. Создание постов политической направленности, в поддержку или наоборот против действий власти, направленные на убеждение аудитории социальной сети, являются красным флагом для пользователей, особенно, когда у нескольких блогеров или аккаунтов в социальных сетях схожие речевые обороты и схожая риторика. Примером может являться, когда Сторонники мобилизации, поддерживающие СВО в Украине запустили флешмоб #Безпаники. Блогеры в социальной сети "ВКонтакте" публиковали однотипные посты, якобы объясняющие, что 300 тысяч резервистов - это всего лишь 1% от мобилизационного ресурса. И сравнивают людей с мармеладками и картошкой фри. Последующее высмеивание в интернет-пространстве посты блогеров не только высмеяли в сети, но и превратили в мем. Люди обыгрывают моменты с 1%, мармеладками и картошкой фри. А оригинальный текст про мармеладки уже стал копипа-стой (текстом-шаблоном, на основе которого создаётся новый текст, пересылаемый дальше) и, которую пародируют. В связи с этим не все флешмобы в Интернет-пространстве можно назвать удачными. Блогеры, могут оказаться не только фейком, но за деньги давать заведомо ложную информацию.

Использование троллинговых ферм, в современной реальности является инструментом ведения информационной войны. Ботофермы программируются на определенное задание, чаще всего связанное с формированием определенных мнений, дискредитаций оппонентов и трансляцию дезинформации различной формы. Бото-ферма представляет из себя компьютер с установленным специализированным программным обеспечением. Данный софт позволяет в режиме онлайн принимать и переадресовывать все смс в автоматическом режиме в социальную сеть и т.д.

Вырабатывание навыка анализа информации и не сразу верить всем, новостям является одним важнейшим для противодействия фейкам. Сообщения, по-

лучаемые адресантом в течение дня могут быть из различных источников: Телевидение, мессенджеры, социальные сети. Сообщения из социальных сетей и мессен-джеров, необходимо несколько раз перепроверять из-за сложности установки первоисточника сообщения, подозрительные аккаунты в социальных сетях с малым количеством «друзей», личной информации и личных фотографий также должны настораживать пользователя, читающего сообщения/комментарии от данного пользователя. В мессенджерах особенно в Whatsapp, скрыт пользователь, создавший сообщение, соответственно, когда его пересылают, другие пользователи не видят, кто автор первого сообщения. Первоначального автора сообщения не видно, в связи с этим авторство могут приписать кому угодно. При пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово погибло 60 человек, но из-за двух аудиосообщений и одной фотографии, пересылаемой в мессенджерах количество погибших, исчислялось от 350 до 600. «По мобильным приложениям разошлись два звуковых файла, на одном из которых мужчина, а на другом - женщина рассказывают своим друзьям историю про горы сгоревших трупов. Никаких имен и должностей не звучит, все анонимно. Ссылались на то, что сообщения от знакомых своих знакомых, которые, работают в секретных службах и под страхом увольнения не могут говорить с прессой». Указание ложного источника информации является движущей силой «фейков», как уже было сказано в статье с невозможностью установить первоисточник.

Каждодневные «фейки»/«fake news» влияют на массовое сознание в негативном ключе: «информационный мусор», заполонивший информационное пространство может воздействовать на сознание пользователей сети Интернет, телевидения. Из-за количества контента/новостей/информации в эпоху диджитализации человеку сложно постоянно фильтровать поступающую информацию. Для этого необходимо уделять время для того, чтобы разобраться и распознать «fake news». Сфокусировать внимание необходимо на данных маркерах и определенных действиях для верификации/фактчекинга/про-верки на истинность новости. Сформулировав следующие вопросы и проанализировав ответы на них, можно понять насколько новость правдива.

1. Проверить источник откуда новость?

2. Вызывает ли материал эмоции и кажется ли это подозрительным?

3. Прочитать новость дальше заголовка.

4. Проверить дату публикации материала.[11 ] Проверка источника информации является основополагающим и главным действием для проверки новости. Откуда получена информация, на кого ссылается автор новости? В социальных сетях, мессенджерах в частности в Telegram нужно обращать внимание на источник сообщения. Название канала и количество его подписчиков не всегда дают точную оценку для читателя, поскольку ведение каналов в большинстве случаев является анонимным, понять кто стоит за авторством канала доверять такому типу источников на 100% не стоит. На просторах мессенджера Telegram встречаются информационные каналы с внушительным объемом аудитории. Важно понимать, что СМИ представленные в различных социальных сетях, обычно имеют отличительный знак, проведенной верификации - чаще всего это «галочка в голубом обрамлении». В связи с этим миллионные аудитории каналов/аккаунтов имеют понимание что перед ними официальный источник СМИ в социальной сети/мессенджере. Присутствие иностранных агентов в Интернет-пространстве также помечается в связи с законодательством РФ [12]: «Иностранным агентом может

быть признано российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, общественное объединение, действующее без образования юридического лица, иное объединение лиц, иностранная структура без образования юридического лица, а также физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового (далее - лица)». [13Данный факт, позволяет пользователю самому принимать решение об источнике информации, он может не доверять иностранным агентам, а может рассматривать как противоположную государственным СМИ точку зрения. Некачественные источники -это новостные каналы с малым числом подписчиков или специально созданные сатирические издания такие, как ИА Панорама в России, OnionNews в США, могут вводить в заблуждение пользователей социальных сетей и аудиторию СМИ, но выработанный опыт и дальнейшие действия по идентификации fake news помогут решить данную проблему.

Материал, вызывающий резкие эмоции, написанный в публицистическом стиле и подача материала эмоционально, также является маркером, что материал нацелен вывести аудиторию из равновесия, что уже является подозрительным.

После того как прочитан заголовок, необходимо прочитать всю новость полностью и проанализировать насколько заголовок соответствует содержанию статьи. Важно понять от кого ведется повествование в материале, поскольку формат, когда у эксперта в определенной области спрашивают прогноз о дальнейшей ситуации, можно перепутать прогноз с реальной ситуацией, неверно интерпретировав слова эксперта. После того, как материал отфильтрован по 3 параметрам: источник, эмоциональность и подача материала, полностью прочитан материал, необходимо обратить внимание на дату публикации материала, ситуации, когда прошлые интервью политиков и их заявления спустя годы приводили к неправильному восприятию новостей в реальности. Чтение различных источников информации позволяет с одной стороны установить мнение о проблеме, основываясь на нескольких, зачастую противоположных точках зрения, но также ведут к тому, что уровень доверия к источникам у ищущего информацию будет падать, если он примет одну из точек зрения, как единственно верную.

Подводя итоги статьи сформулировать выводы. Fake news встречаются повседневно и повсеместно, защититься от их воздействия возможно, но для этого необходимо проделать работу. Фальсификации, связанные с новостями, могут быть намеренными, чтобы воздействовать на аудиторию с определенной целью, издательства, занимающиеся намеренным производством фей-ков для развлечения, как отмечают И.Б. Архангельская и А.С. Архангельская, с одной стороны, следует отличать фейки, созданные именно для получения каких-либо выгод, от тех, которые имеют открыто сатирический или развлекательный характер. Но, с другой стороны, даже в последнем случае они могут нанести вред, искажая картину мира в сознании реципиентов, если их публикация не сопровождается прямым указанием на их недостоверность.^] Не всегда по заголовку можно определить перед нами «fake news» или нет. Инструментами производства и доведения фейков до масс являются фейковые аккаунты/блоги в социальных сетях, ботофер-мы, использующие специальное программное обеспечение, блогеры, производящие проплаченный контент, каналы в социальных сетях также могут быть созданы для создания и трансляции fake news. Медиаграмот-ность - навык, вырабатываемый за счет усилий и опыта, может помочь отфильтровать новостной поток, но защи-

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

тить от «фейковых новостей». Определение источника, определение стиля повествования и эмоциональности сообщения, анализ всего материла, а не только заголовка, определение реальной даты публикации - данные действия в совокупности помогают определить настоящая или сфальсифицированная новость представлена перед потребителем контента. Невозможно полностью отгородить потребителя от новостей, но возможно сформировать осознанное потребление новостного контента для понимания, какой контент представлен перед потребителем.

Литература

словарь

7

со

I_

U

см

Шагалова Е. Самый новейший толковый русского языка XXI века. - Litres, 2022. В Общественной палате РФ обсудили распространение фейковой информации // РАЕК [эл. ресурс]: https://raec.ru/live/branch/10393/ (дата обращения: 29.10.2022)

Прошина, М.В. Fake news как новый тренд в политических коммуникациях / М.В. Прошина. - Текст: непосредственный // Дискурс-Пи. - 2019. - № 3 (36). -С. 164-171. - DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10311 Белоконев С. Ю., Левина Е.В. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ //Гражданин. Выборы. Власть. - 2022. - № . 1. - С. 93-103 Silverman C., Singer-Vine J. (2016). Most Americans who see fake news believe it, new survey says // Buzz-Feed News

Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. Vol. 31. № . 2. P. 211-236 Гонтермахер Б. Чубайс предложил ограничить бесплатное школьное образование тремя классами. Панорама. 2019. URL: https://panorama. pub/19561-chubajspredlozhil-ogranichit.html (дата обращения 26.10.2022)

8. Кожедубов А. Чубайс предложил ввести бесплатное образование только до третьего класса. Московский комсомолец. 2019. URL: https://www.mk.ru/ so-cial/2020/08/13/chubays-predlozhil-vvesti-besplatnoe-obrazovanie-tolko-do-tretego-klassa.html (дата обращения 26.10.2022)

9. Фотиева И.В. FAKE NEWS В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ: ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ // МНКО. 2022. № 2 (93). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/fake-news-v-sovremennom-rossiyskom-mediaprostranstve-tseli-sozdaniya-funktsii-mehanizmy-translyatsii (дата обращения: 27.10.2022).

10. Khidirova M. WORLD EXPERIENCE IN IMPROVING THE LEVEL OF MEDIA LITERACY //Science and innovation. - 2022. - Т. 1. - № . B6. - С. 404-408.

11. Fake news: как распознать и проверить?» Youtube-канал Высшей школы экономики. Дата публикации 20.12.2020 URL: https://www.youtube.com/ watch?v=Si5HZk3j79w (дата обращения:25.10.2022)

12. Стручковская Ю. С. СМИ-ИНОАГЕНТ: ОТЛИЧИЯ ТРАКТОВКИ СТАТУСА В РОССИИ И США //Журналистика в глобальном мире. - 2022. - С. 407-410.

13. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием.

14. Архангельская И.Б., Архангельская А.С. Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020; № 3 (37): c. 95-104

GENESIS AND EVOLUTION OF THE «FAKE NEWS» CATEGORY

Sokolov A.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article uses the meaning of this term "fake news", its history and application in the wider world. Modern reality is directly manifested by fake news, as with the tools of an open war. Numerous studies conducted in recent years indicate that the audience of security gateways Television, the Internet are not protected from the impact of "fake news". Publishing houses that deliberately create fakes for entertainment purposes in a huge flow of information are not always identifiable to journalists. Retransmission of fake information occurs to visit the exhibition and create a "sensational" material. All sources of incoming information must be checked, due to the fact that "fake news" is found in all media. The development of media literacy is necessary for the appearance of "fake news".

Keywords: "fake news", "fake news", media literacy, mass media, information warfare tools, labeling "fake news", technology for identifying "fake news", sources of "fake news", search for the primary source in instant messengers.

References

1. Shagalova E. The latest explanatory dictionary of the Russian language of the XXI century. - Literes, 2022.

2. Dissemination of fake information was discussed in the Civic Chamber of the Russian Federation // RAEK [el. resource]: https://raec.ru/live/branch/10393/ (date of access: 10/29/2022)

3. Proshina, M.V. Fake news as a new trend in political communications / M.V. Proshina. - Text: direct // Discourse-Pi. - 2019. -No. 3 (36). - S. 164-171. - DOI: 10.24411/1817-9568-201910311

4. Belokonev S. Yu., Levina E.V. INFORMATION-ANALYTICAL TECHNOLOGIES OF STUDYING THE LEVEL OF TRUST IN AUTHORITIES // Citizen. Elections. Power. - 2022. - no. 1. - S. 93-103

5. Silverman C., Singer-Vine J. (2016). Most Americans who see fake news believe it, new survey says // BuzzFeed News

6. Allcott H., Gentzkow M. (2017). Social media and fake news in the 2016 election // Journal of Economic Perspectives. Vol. 31. no. 2. P. 211-236

7. Gontermakher B. Chubais proposed to limit free school education to three classes. Panorama. 2019. URL: https://pano-rama.pub/19561 -chubajspredlozhil-ogranichit.html (Accessed 10/26/2022)

8. Kozhedubov A. Chubais proposed to introduce free education only up to the third grade. Moscow's comsomolets. 2019. URL: https://www.mk.ru/social/2020/08/13/chubays-predlozhil-vvesti-besplatnoe-obrazovanie-tolko-do-tretego-klassa.html (accessed 26.10.2022)

9. Fotieva I.V. FAKE NEWS IN MODERN RUSSIAN MEDIA SPACE: OBJECTIVES OF CREATION, FUNCTIONS, MECHANISMS OF BROADCASTING // MNKO. 2022. No. 2 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fake-news-v-sovremennom-rossiyskom-mediaprostranstve-tseli-sozdaniya-funktsii-mehanizmy-translyatsii (Date of access: 10/27/2022).

10. Khidirova M. WORLD EXPERIENCE IN IMPROVING THE LEVEL OF MEDIA LITERACY //Science and innovation. - 2022. -Vol. 1. - No. B6. - S. 404-408.

11. Fake news: how to recognize and verify? Youtube channel of the Higher School of Economics. Publication date 12/20/2020 URL: https://www.youtube.com/watch?v=Si5HZk3j79w (accessed 10/25/2022)

12. Struchkovskaya Yu.S. Media-Foreign Agent: DIFFERENCES IN THE INTERPRETATION OF STATUS IN RUSSIA AND THE USA //Journalism in the global world. - 2022. - S. 407-410.

13. Federal Law of July 14, 2022 N 255-FZ "On control over the activities of persons under foreign influence.

14. Arkhangelskaya I.B., Arkhangelskaya A.S. Fake news in the pre-digital and digital eras. Sign: problematic field of media education. 2020; No. 3 (37): c. 95-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.