Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские умения / информация / цифровые ресурсы / исследовательская работа / младший школьник / занятия / research skills / information / digital resources / research work / junior schoolchild / classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А А. Кожурова, С Д. Яковлева

Статья посвящается проблеме развития исследовательских умений младших школьников посредством использования цифровых ресурсов. Целью исследования является экспериментальная проверка эффективности цифровых ресурсов в развитии исследовательских умений младших школьников. Для достижения цели была проведена диагностическая работа по определению уровня развитости исследовательских умений младших школьников, разработан и проведен комплекс занятий с использованием цифровых ресурсов. Предполагается, что процесс развития исследовательских умений детей будет эффективным, если сформировать умение работать с информацией, полученной из разнообразных источников; содействовать развитию коммуникативных навыков и умению работать в группе; расширить знания о цифровых образовательных ресурсах; в качестве образовательных средств применены образовательные электронные ресурсы платформы веб-квестов. Адреса ссылок могут быть полезны учителям начальных классов в проектировании занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А А. Кожурова, С Д. Яковлева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL RESOURCES AS A MEANS OF DEVELOPING RESEARCH SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is dedicated to a problem of developing research skills of younger schoolchildren through the use of digital resources. The aim of the study is to experimentally verify the effectiveness of digital resources in development of research skills of younger schoolchildren. To achieve this goal, the authors carry out a diagnostic work to determine the level of development of research skills of younger schoolchildren. A set of classes using digital resources was developed and conducted. It is assumed that the process of developing children’s research skills will be effective if: you develop the ability to work with information obtained from a variety of sources; you promote the development of communication skills and the ability to work in a group; you expand knowledge about digital educational resources; Web-quest platforms are used as educational tools; you apply educational electronic resources to some stages of classes. Link addresses can be useful for primary school teachers in designing classes.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 374.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastem Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: kozhurcva_2013@mail.ru

Yakovleva S.D., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: yasnezh99@mail.ru

DIGITAL RESOURCES AS A MEANS OF DEVELOPING RESEARCH SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article is dedicated to a problem of developing research skills of younger schoolchildren through the use of digital resources. The aim of the study is to experimentally verify the effectiveness of digital resources in development of research skills of younger schoolchildren. To achieve this goal, the authors carry out a diagnostic work to determine the level of development of research skills of younger schoolchildren. A set of classes using digital resources was developed and conducted. It is assumed that the process of developing children's research skills will be effective if: you develop the ability to work with information obtained from a variety of sources; you promote the development of communication skills and the ability to work in a group; you expand knowledge about digital educational resources; Web-quest platforms are used as educational tools; you apply educational electronic resources to some stages of classes. Link addresses can be useful for primary school teachers in designing classes.

Key words: research skills, information, digital resources, research work, junior schoolchild, classes

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

СД. Яковлева, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: yasnezh99@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящается проблеме развития исследовательских умений младших школьников посредством использования цифровых ресурсов. Целью исследования является экспериментальная проверка эффективности цифровых ресурсов в развитии исследовательских умений младших школьников. Для достижения цели была проведена диагностическая работа по определению уровня развитости исследовательских умений младших школьников, разработан и проведен комплекс занятий с использованием цифровых ресурсов. Предполагается, что процесс развития исследовательских умений детей будет эффективным, если сформировать умение работать с информацией, полученной из разнообразных источников; содействовать развитию коммуникативных навыков и умению работать в группе; расширить знания о цифровых образовательных ресурсах; в качестве образовательных средств применены образовательные электронные ресурсы платформы веб-квестов. Адреса ссылок могут быть полезны учителям начальных классов в проектировании занятий.

Ключевые слова: исследовательские умения, информация, цифровые ресурсы, исследовательская работа, младший школьник, занятия

Цифровые ресурсы появились и развивались в течение последних нескольких десятилетий, но их повсеместное внедрение и важность стали очевидны только в последние годы. На значительный рост в развитии цифровых ресурсов повлияла пандемия.

В условиях пандемии COVID-19 цифровые ресурсы играли решающую роль, ускоряя переход многих сфер деятельности в онлайн-режим. Рассмотрим ключевые аспекты этой взаимосвязи:

- образование. Пандемия привела к массовому переходу на дистанционное обучение. Учебные заведения начали активно использовать онлайн-плат-формы, такие как Zoom, Microsoft Teams и Google Classroom. Появились много образовательных ресурсов, включая онлайн-курсы, вебинары и виртуальные классы;

- трудовая сфера. Многие компании перешли на удаленный формат работы. Инструменты для видеоконференций, управления проектами и совместной работы, например Slack, Microsoft Teams, Zoom, виртуальные офисы Asana, Trello, стали стандартом для многих трудовых организаций;

- электронная коммерция. В условиях локдауна и карантинных ограничений на передвижение многие люди начали активно использовать онлайн-плат-формы для покупок, включая продукты питания, одежду и другие товары;

- здравоохранение: введение цифровых паспортов вакцинации, отслеживание контактов через мобильное приложение и удаленные медицинские осмотры и консультации;

- развлечение и медиа. Рост популярных стриминговых сервисов (Netflix, Disney+, Twitch) и онлайн-игр, виртуальные концерты и мероприятия стали альтернативой «живым» выступлениям;

- социальное взаимодействие. Социальные сети и мессенджеры стали еще более важными для поддержания связи. Виртуальные встречи и видеозвонки заменили традиционные собрания и встречи.

Пандемия послужила толчком для ускоенной цифровизации во многих сферах жизни, и ее влияние продолжило сказываться на обществе даже после ослабления карантинных мер [1].

В связи с большими изменениями в обществе интеграция информационных технологий стала ключевым направлением в развитии современного об-разованния. Особенно актуальным стало использованние цифровых образова-тельсных ресурсов (ЦОР). В отличии от традиционных ресурсов обучения, ЦОР представляет собой информацию в цифровом виде.

Как отмечают А.С. Обухов, М.В. Томилина, ЦОР - это любая информация, представленная в цифровой форме и предназначенная для использования в образовательных целях и в решениях педагогических задач. Другими словами, ЦОР - это цифровые материалы, которые учителя и учащиеся могут использовать в процессе обучения. Они включают в себя текстовые документы (учебники, рабочие тетради, справочники), мультимедийные материалы (аудиозаписи, видеоролики, фотографии) и объекты виртуальной реальности [2].

На просторах Интернета представлены разнообразные цифровые платформы, среди которых можно перечислить следующие: Joyteka, Учи.Ру, LearningApps.org, MyQuiz, SkySmart Класс, Wordwall, УДОБА, РЭШ и др.

ЦОР можно классифицировать по различным параметрам:

1. Интерактивные компоненты (интерактивые модели, виртуальные лаборатории, музеи и др., 3D-модель изображения или карты).

2. Демонстрационная графика (диаграммы, анимации, дизайны, иллюстрации, предназначенные для визуального представления информации).

3. Текстовые материалы (таблицы, тексты со звуковым сопровождением, предназначенные для ознакомления и изучения информации).

4. Материалы для учителей (разработанные уроки, конспекты занятий, документы и др.) [3].

Таким образом, актуальность проблемы характеризуется тенденцией цифрового современного образования все больше акцентировать внимание на развитии исследовательских умений учащихся в начальных классах. Проблемы развития исследовательских умений обучающихся изучали А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.П. Гладков, П.В. Середенко и др. [4]. Концепции развития цифровых образовательных ресурсов находим в работах А.С. Обухова, М.В. Томилина, М.Б. Лебедева, М.А. Горюнова, В.Г Закирова и др.

Цель исследования: экспериментально проверить эффективность цифровых ресурсов в развитии исследовательских умений младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- провести диагностическую работу по определению уровня развитости исследовательских умений у младших школьников;

- разработать и провести комплекс внеурочных занятий с использованием цифровых ресурсов.

Новизна исследования состоит в том, что в процесс обучения вводится реализация проектно-исследовательской деятельности с использованием цифровых ресурсов; выработка умения работать с информацией, полученной из различных электронных источников, умение работать в группе, делиться с нужными информационными ресурсами.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении информации о возможностях развития исследовательских умений младших школьников посредством цифровых ресурсов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс занятий с использованием цифровых ресурсов. Адреса ссылок могут быть полезны учителям начальных классов в проектировании занятий.

Предполагается, что процесс развития исследовательских умений детей будет эффективным, если выработать умение работать с информацией, полученной из разнообразных источников; содействовать развитию коммуникативных навыков и умению работать в группе; расширить знания о цифровых образовательных ресурсах; в качестве образовательных средств применены платформы веб-квестов; на некоторых этапах занятий используются образовательные электронные ресурсы: Joyteka, Wordwall, LearningApps.org, УДОБА, конструктор кве-стов и др.

Эксперимент проводился в Якутской городской национальной гимназии имени А.Г и Н.К. Чиряевых. В исследовании принимали участие обучающиеся 3 «Г» и 3 «В» классов: контрольная группа составила 19 испытуемых и экспериментальная - 23.

Исходя из полученных данных эксперимента, проведенного по методике А.И. Савенкова [5], мы пришли к выводу, что у учащихся слабо развиты отдель-

ные исследовательские умения. Данные замечания ярко выражены в экспериментальной группе: 11 учащихся из 23 не сумели решить задание - умение выдвигать гипотезу, 16 детей не смогли справиться с постановкой проблемы, также 12 обучающихся не умеют составлять план действий и работать с информацией.

В контрольной группе из 19 учащихся у 10 не сформированы умения видеть проблему и выдвигать гипотезу, 8 детей не умеют работать с информацией, также половина учащихся класса не смогли аргументировать свои ответы.

Основываясь на полученных результатах, разработан комплекс внеурочных занятий с использованием цифровых ресурсов, в основу которых лежат веб-квесты. Данные занятия позволят пробудить у детей интерес к исследовательской деятельности, повысить мотивированность учащихся, научат креативно мыслить, нестандартно подходить к решению проблем. Сроки реализации исследования (14 занятий): 5 недель, по 2 часа в неделю (табл. 1).

Таблица 1

План занятий с использованием цифровых ресурсов

Название Форма Использованные цифровые ресурсы Кол. ч

Вводное занятие. Знакомство с цифровыми ресурсами Беседа Jovteka (https://jovteka.com/ru) Wordwall (https://wordwall.net/ru) LeaminaApps.ora (https://learninaapps.ora/) УДОБА (https://udoba.ora/) Тесты братьев Мотовских (https:// motovskikh.ru/tests) Конструктор квестов «Квестодел» (http:// kvestodel.ru) 1

Раздел I. Что такое исследование?

Аналитические умения Индивидуальная Jovteka (https://jovteka.com/ru) Wordwall (https://wordwall.net/ru) LeaminaApps.ora (https://learninaapps.ora/) УДОБА (https://udoba.ora/) 1

Информационные умения Групповая Jovteka (https://jovteka.com/ru) Wordwall (https://wordwall.net/ru) LearninaApps.ora (https://learninaapps.ora/) УДОБА (https://udoba.ora/) Тесты Мотовских (https://motovskikh.ru/ tests) 1

Презентационные умения Индивидуальная Power point Word 1

Электронные библиотечные системы Беседа www.issl.dnttm.ru — журнал «Исследовательская работа школьника». www.abitu.ru/portfolio.1september.ru - фестиваль исследовательских работ http://temaaenerator.ru/ - Онлайн-кон-структор генерирует темы научных работ 1

Раздел II. Космос

Что такое космос? Индивидуальная, групповая Jovteka (https://joyteka.com/ru) Wordwall (https://wordwall.net/ru) LearninaApps.ora (https://learninaapps.ora/) УДОБА (https://udoba.ora/) Тесты братьев Мотовских (https:// motovskikh.ru/tests) Конструктор квестов «Квестодел» (http:// kvestodel.ru) 1

Проектно-ис-следовательская работа «Моя любимая планета» Индивидуальная https://aalaxv3d.ru Power Point 2

Планета Земля Групповая Виртуальная 3D-карта - Планеты Земля https://earth3dmap.com/3d-alobe/ Тесты братьев Мотовских (https:// motovskikh.ru/tests) 1

Раздел III. Что такое экология?

Знакомство с экологией Индивидуальная LearninaApps.ora (https://learninaapps.ora/) 1

Проектно-ис-следовательская работа «Берегите природу» Индивидуальная Мобильное приложение LaCanvas, интернет-ресурсы 2

Экологические проблемы Групповая LearninaApps.ora (https://learninaapps.ora/) 1

Мини-исследование «Экономим природные ресурсы» Индивидуальная «Квестодел» (http://kvestodel.ru) Joyteka (https://ioyteka.com/ru) 1

Общее количество часов: 14

Как видно из табл., все занятия были разработаны для стимулирования благоприятной среды с целью организации исследовательской деятельности. Учащиеся изучали формирование вселенной, солнечную систему, познакомились с историей освоения космоса, первыми космонавтами, рассматривали и изучали 3D-географические карты. Также была проектно-исследовательская работа на тему «Моя любимая планета», где дети осваивали и изучали 3D-модель солнечной планеты и создавали макет своей планеты по данной теме. Познакомились глобальными экологическими катастрофами, которые случались в реальном времени, выявили причины загрязнения природы и пути их решения, научились бережному отношению к природе. Создали экологические буклеты на тему «Берегите природу», которые предназначены для младших и средних классов. Провели исследовательскую работу на тему «Экономим природные ресурсы».

По результатам контрольной диагностики экспериментальной группы уровень развития исследовательских умений детей значительно вырос: из 23 детей у 16 наблюдается умение выдвигать гипотезу, работать с информацией - у 18, составлять план своих действий - у 19, также расширился кругозор знаний, творческие навыки, способность оценивать и анализировать свои результаты. В целом полученные данные изменились в благоприятную сторону.

Таким образом, резюмируя данную работу, отметим, что в ходе решения поставленных задач была выявлена динамика развития исследовательских умений младших школьников. Это говорит об эффективности занятий, направленных на развитие исследовательских умений, а именно: умение наблюдать, видеть проблему, формулировать и проверять гипотезу; поиск, сортировка, сравнение, анализ, обобщение, представление информации с презентацией и защита результатов исследовательской работы. Несмотря на положительные результаты, данное исследование не претендует на обоснование окончательного вывода по изучению развития исследовательских умений младших школьников. Но тем не менее мы продолжим работу в этом направлении, так как считаем, что исследовательские умения являются важнейшими составляющими научно-образовательного процесса. В дальнейшем планируем расширить выборку и инструментарий исследования для разработки и реализации комплекса внеурочных занятий с использованием цифровых ресурсов.

Библиографический список

1. Анисимов А.А. Менеджмент в сфере информационной безопасности. Москва: Интуит, 2016.

2. Обухов А.С. Развитие цифровых образовательных технологий в России до пандемии: история и особенности индустрии EdTech. Информатика и образование. 2021; № 8: 52-61.

3. Безрукова Н.П. Цифровые образовательные ресурсы в школе. Методика использования. Естествознание. Москва: Университетская книга, 2008.

4. Середенко П.В. Развитие исследовательских навыков и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2014.

5. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников. Школьный психолог. 2008; Выпуск 8: 92-106.

References

1. Anisimov A.A. Menedzhment vsfere informacionnojbezopasnosti. Moskva: Intuit, 2016.

2. Obuhov A.S. Razvitie cifrovyh obrazovatel'nyh tehnologij v Rossii do pandemii: istoriya i osobennosti industrii EdTech. Informatika i obrazovanie. 2021; № 8: 52-61.

3. Bezrukova N.P. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v shkole. Metodika ispol'zovaniya. Estestvoznanie. Moskva: Universitetskaya kniga, 2008.

4. Seredenko PV. Razvitie issledovatel'skih navykov i navykov mladshih shkol'nikov v usloviyah perehoda k obrazovatel'nym standartam novogo pokoleniya. Yuzhno-Sahalinsk: Izdatel'stvo SahGU, 2014.

5. Savenkov A.I. Razvitie issledovatel'skih umenij shkol'nikov. Shkol'nyjpsiholog. 2008; Vypusk 8: 92-106.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.