Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / навыки XXI века / критическое мышление / квест-технология / этнокультурный компонент / математика / начальное образование / junior high school student / skills of 21st century / critical thinking / quest technology / ethnocultural component / mathematics / primary education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А П. Бугаева, О В. Попова

Статья посвящена проблеме развития критического мышления младших школьников на уроках математики. В современном мире, где информации становится все больше, умение мыслить критически – жизненно необходимый ключевой навык. Критическое мышление необходимо развивать активно в младшем школьном возрасте, так как данный возраст является наиболее благоприятным в формировании данного навыка. Учителя начальных классов должны целенаправленно в процессе осуществления обучения предметным областям вкраплять приемы развития критического мышления у обучающихся с помощью различных современных методик. Большим потенциалом обладает квест-технология с использованием этнокультурного компонента на уроках математики. Внедрение этнокультурного компонента требует необходимости разрабатывать «задания из жизни», что не только способствует развитию критического мышления, но и обеспечивает усиление воспитывающей функции предмета «Математика», формирует математическую грамотность. Цель статьи: обосновать эффективность использования квест-технологии с использованием этнокультурного компонента на уроках математики в развитии критического мышления учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А П. Бугаева, О В. Попова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CRITICAL THINKING THROUGH QUEST TECHNOLOGY USING AN ETHNOCULTURAL COMPONENT IN MATHEMATICS LESSONS

The article raises a problem of developing critical thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons. In today’s world, where there is more and more information, the ability to think critically is a vital key skill. Critical thinking needs to be actively developed at primary school age, since this age is the most favorable in the development of this skill. Primary school teachers should purposefully incorporate techniques for developing students’ critical thinking using various modern techniques in the process of teaching subject areas. Quest technology with the use of an ethnocultural component in mathematics lessons has great potential. The introduction of an ethnocultural component requires the need to develop “tasks from life,” which contributes not only to the development of critical thinking, but also ensures the strengthening of the educational function of the subject of mathematics, forms mathematical literacy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Использование сервиса СоигеаЫе для генерации персонализированных курсов на основе искусственного интеллекта открывает широкие возможности для непрерывного профессионального развития педагогов в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями и траекториями.

При этом успешность применения сгенерированных искусственным интеллектом курсов обеспечивается за счет учета в них индивидуальных потребностей учителя, их адаптированности под его уровень подготовки, содержания качественной и достоверной информации, мотивированности и вовлеченности учителя, развития у него критического мышления и саморегуляции, совместимо-

Библиографический список

сти с базовым университетским курсом по методологии научно-педагогического исследования.

Реализация предложенных рекомендаций по внедрению технологии искусственного интеллекта в образовании позволит продуктивно внедрить ее в процесс подготовки педагогических кадров, повысить качество и результативность обучения, а также подготовить будущих учителей к использованию нейросетей в своей профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований в развитии темы определяются анализом успешности использования сгенерированных искусственным интеллектом курсов в различных областях знаний.

1. Лях Ю.А. Модель организации персонализированного обучения школьников. Ярославский педагогический вестник. 2019; № 3: 16-20.

2. Шерайзина РМ., Савинова Н.А. Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся современной школы. Человек и образование. 2020; № 4 (65): 29-35.

3. Шобонов Н.А., Булаева М.Н., Зиновьева С.А. Искусственный интеллект в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2023; № 79-4: 288-290.

4. Дорошев Д.В. Искусственный интеллект в персонализированном обучении. Мировая наука. 2023; № 11 (80): 36-39.

5. Старостенко И.Н., Хромых А.А. Технологии искусственного интеллекта в образовании (на примере персонализированного обучения). Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023; № 7: 94-98.

6. Ваганова О.И., Ядров К.П., Ершов В.Ю. Персонализированные технологии обучения студентов. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 77-4: 72-75.

7. Spector J.M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation: from artificial intelligence back to human intelligence. Smart Learning Environments. 2019; № 6 (1): 1-11.

8. Токтарова В.И., Попова О.Г., Сагдуллина И.И., Белянин В.А. Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования. Вестник Марийского государственного университета. 2023; № 17 (2 (50)): 210-220.

References

1. Lyah Yu.A. Model' organizacii personalizirovannogo obucheniya shkol'nikov. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2019; № 3: 16-20.

2. Sherajzina R.M., Savinova N.A. Pedagogicheskij potencial personalizirovannogo obucheniya uchaschihsya sovremennoj shkoly. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 4 (65): 29-35.

3. Shobonov N.A., Bulaeva M.N., Zinov'eva S.A. Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023; № 79-4: 288-290.

4. Doroshev D.V. Iskusstvennyj intellekt v personalizirovannom obuchenii. Mirovaya nauka. 2023; № 11 (80): 36-39.

5. Starostenko I.N., Hromyh A.A. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii (na primere personalizirovannogo obucheniya). Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2023; № 7: 94-98.

6. Vaganova O.I., Yadrov K.P., Ershov V.Yu. Personalizirovannye tehnologii obucheniya studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 77-4: 72-75.

7. Spector J.M., Ma S. Inquiry and critical thinking skills for the next generation: from artificial intelligence back to human intelligence. Smart Learning Environments. 2019; № 6 (1): 1-11.

8. Toktarova V.I., Popova O.G., Sagdullina I.I., Belyanin V.A. Tehnologii iskusstvennogo intellekta v praktike sovremennogo vysshego obrazovaniya. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2023; № 17 (2 (50)): 210-220.

Статья поступила в редакцию 24.06.24

УДК 372.47

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ivaya@mail.ru

Popova O.V., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: olgaa.ppv@mail.ru

FORMATION OF CRITICAL THINKING THROUGH QUEST TECHNOLOGY USING AN ETHNOCULTURAL COMPONENT IN MATHEMATICS LESSONS. The

article raises a problem of developing critical thinking of younger schoolchildren in mathematics lessons. In today's world, where there is more and more information, the ability to think critically is a vital key skill. Critical thinking needs to be actively developed at primary school age, since this age is the most favorable in the development of this skill. Primary school teachers should purposefully incorporate techniques for developing students' critical thinking using various modern techniques in the process of teaching subject areas. Quest technology with the use of an ethnocultural component in mathematics lessons has great potential. The introduction of an ethnocultural component requires the need to develop "tasks from life," which contributes not only to the development of critical thinking, but also ensures the strengthening of the educational function of the subject of mathematics, forms mathematical literacy.

Key words: junior high school student, skills of 21st century, critical thinking, quest technology, ethnocultural component, mathematics, primary education

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: ivaya@mail.ru

О.В. Попова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: olgaa.ppv@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья посвящена проблеме развития критического мышления младших школьников на уроках математики. В современном мире, где информации становится все больше, умение мыслить критически - жизненно необходимый ключевой навык. Критическое мышление необходимо развивать активно в младшем школьном возрасте, так как данный возраст является наиболее благоприятным в формировании данного навыка. Учителя начальных классов должны целенаправленно в процессе осуществления обучения предметным областям вкраплять приемы развития критического мышления у обучающихся с помощью различных современных методик. Большим потенциалом обладает квест-технология с использованием этнокультурного компонента на уроках математики. Внедрение этнокультурного компонента требует необходимости разрабатывать «задания из жизни», что не только способствует развитию критического мышления, но и обеспечивает усиление воспитывающей функции предмета «Математика», формирует математическую грамотность.

Цель статьи: обосновать эффективность использования квест-технологии с использованием этнокультурного компонента на уроках математики в развитии критического мышления учащихся начальной школы.

Ключевые слова: младший школьник, навыки XXI века, критическое мышление, квест-технология, этнокультурный компонент, математика, начальное образование

Актуальность исследования нашла отражение в исследовании Р^А-2021, где основным направлением стала математическая грамотность, и в Концепцию направления «Математическая грамотность» добавлено критическое мышление среди восьми навыков XXI века. Изучение математики дает широкие возможности для формирования критического мышления, так как позволяет учащимся анализировать информацию, контролировать правильность решения задач, состав-

лять тексты задач, менять подход к решению, выполнять проверку обратными задачами. Но современный образовательный процесс требует новых подходов, которые не только будут развивать критическое мышление, но и повысят познавательный интерес к предмету. Использование квест-технологии очень органиче-но для младшего школьного возраста, так как это игровая технология. Д. Халперн определяет данный навык как «систему суждений, которая используется для ана-

лиза вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам» [1]. И.В. Муштавинская отмечает, что «критическое мышление зарождается еще в дошкольном возрасте, но условий для полного развития недостаточно, так как познавательные процессы не достигли необходимого уровня развития. Однако к младшему школьному возрасту все познавательные процессы (восприятия, память, внимание, мышление, речь) достаточно развиты для формирования критического мышления» [2].

Цель данного исследования состоит в подтверждении эффективности квест-технологии как средства развития критического мышления обучающихся начальной школы.

Основной задачей исследования является раскрытие возможности квест-технологии с заданиями этнокультурного компонента на уроках математики для обучающихся 3 класса.

Новизна исследования видится в том, что в статье разработаны и апробированы квест-технологии с использованием этнокультурного компонента на уроках математики по развитию критического мышления в начальной школе.

Теоретическая ценность исследования состоит в обобщении и систематизации теоретического материала по проблеме формирования критического мышления у младших школьников на уроках математики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в своей практике предложенную систему занятий, направленную на формирование критического мышления младших школьников на уроках математики посредством квест-технологии.

Работа проводилась на базе начальной школы Муниципального автономного нетипового образовательного учреждения «Дворец детского творчества имени Ф.И. Авдеевой» городского округа «город Якутск». В опытно-экспериментальной работе участвовали 20 обучающихся (8 девочек, 12 мальчиков).

Включение квест-игр в образовательный процесс требует определенной профессиональной подготовки самого педагога к его организации и проведению, что и делает его создание долгим и трудным для учителей. Многие учителя считают, что этот метод требует больших затрат (атрибуты, много времени на подготовку). Из-за этого не каждый учитель применяет этот метод на уроках, хотя метод имеет большой потенциал и открывает новые возможности для обучения, позволяет привлечь внимание учеников с помощью интерактивных заданий и игровых элементов. М.Н. Кичерова и Г.З. Ефимова определяют квест следующим образом : «квест(от английского quest - поиск, игра-загадка) - специфическая форма игровой деятельности, которая требует от участников поиска решения по-ставленоых задач»[3].Вобраковател ьнбопртце-се.птмнгною исследовател ей ТзякС.А, ОахаписнП -:В., «квипт- отссп-осельоымейссзом оргиспновннный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осдще савлйюопоисасйфоойтципп о уссааннымтдпе сат (в геольяо сти), нкгюср-ющиси севскскибтдсесоз иле кнсюоВппюсо, вюдей, заднкий ипр.п[4].

С опорой на теоретические сведения для экспериментальной апробации с помощью образовательных платформ Joyteka, Квестодел, Genially нами были разработаны квест-игры для 3 классов для уроков математики в дополнение к учебно-методическому комплексу «Школа России. Математика. 3 класс, Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.». Выбор данных платформ обоснован простотой в использовании, легкостью и удобством при создании математических квестов, в связи с чем они и подходят для развития навыков критического мышления. На платформах ученикам предстоит решать логические и разнообразные задачи, способствующие развитию их критического мышления.

Основная цель игры состоит в том, что учащиеся должны выйти из виртуальной комнаты, дверь комнаты заперта. Для создания квеста учителю необходимо выбрать виртуальную, тематическую комнату на сайте (предлагается множество тематических комнат); придумать и внести задания (есть разные варианты внесения ответов); загрузить задания.

Платформу Joyteka можно использовать на практических этапах урока. Его можно применить как средство изучения нового материала; закрепления усвоенных знаний; контроля и оценки.

0lпемапзоданий квест-игры в Joyteka представлен на рис. 1 представлен пример виртуальной комнаты.

Квестодел может генерировать различные ребусы, кроссворды и т. п. с разным уровнем сложности. Плюс данного сайта в том, что разработанные задания можносрззу распечатать, также сайт может сам автоматически сгенерировать квест-игру с различными головоломками. Благодаря заданиям, созданным на Квестоделе, можно развивать у учащихся наблюдательность, внимательность, логику и гибкость мышления. Приведем пример одного из квестов, созданных в Квестоделе (табл. 1).

Таблица 1

Примерные задания квест-игры, созданные на "Квестоделе"

1. Тип задания: угадай слово по з-жам. Разноиает у детей внимательность и логику

2. Тип: найди лишнее. Найди ошибки в выражениях. Составь слово с ответами правильных выражений

Д. 372: ребус. Отгадай ребус.

Содержание заданий квест-игры

¡82-33=48 159■*■ 39 = 971131 к 1 = ДГ « + 51 = 96 : 49 + 32 = 81 32 + 10 = 42][20:4 = 5

Я Ж ф р к у Т 100:5=18} 61-45=1? 41t14 = 5) 25 * 6 = 31 29 x 3 = 88 : 83 - 48 = 31 1*89 = 89

э й ф и п е я

44 х 2 - 86

Р

до

Следующий сайт, который был выбран нами, - это Genially. Кроме различного вида презентаций и видеоуроков, на сайте Genially можно создать квест по типу Mission, где ученику предлагается пройти несколько миссий. Пример задания можете посмотреть на рис. 2.

ЧЮ 1 О®)

Рис.1.Виртуальнаякомнатаквест-игрьиоу1ека

Рис 2. Пример заданий, взятых на сайте Genially

Комбинируя данные сайты, мы провели несколько квест-игр на уроках математики для 3 «А» класса как онлайн так и офлайн. После анализа нескольких работ в задания квест-игры по математике нами было решено добавить различные виды задач: провоцирующие и олимпиадные задачи, ребусы, кроссворды и т. д. Для большего удобства при составлении квест-игры мы разбили задания на три категории: учись рассуждать: вошли задачи ловушки, провоцирующие задачи ;тренируй внимание: вошли задачинайдиошибку.обнаружитьразличия, решить математический лабиринт, задаиуянаразватиевеимчтельности;мате-метвчвшу заничи.

Чрсблемами эт-опидчгозизиции матиаатичевкого ибрауоиания народа саха заиималесь такаекетнги ги оученае; какА.В, Ивзноаа [5], С.В . Стручиеви [6], а.П. Аммосова [7],А.П. Бугтива[8- На ктждчм занятии Чыои иазнаботаны этьокулвту-комс крыпонеттркорирыК балет пенятен младшии школ ьаи-кам.искoочковудиcьмаоематичкибьт светеиия, кипеттфаиные для давного рена-вни и обожающие oчoЧeннocтнДeвпрслики Ссха [5аккК|"|[[зч). Koйкpeтныймчевpиaл кхжизнз окр^ающей и^одьтфодово0 дтятеитнпств июнт^ иьт0Ч0K0иветь-турного кьрлeдия,ттчмиьи5 иомычвев ну»6ди ирндстаичтет асс^ю цеснистс вдчнтом вомрасуи. Деиб рчаеcяпьрeвадмвь конфетную сттуациюв б^фаит-тую матенатниескую соделл, иапола^ютэмпиричестис иредставзения своего на|КОда. п^водяк нрактичecкисдетcтсая: кaтнюдгйис,иймнр^ни^.построение, вычитаеиие, етчсже очиььножтым явлчотся тез, нккчекеи тчд-з^>яание мате-миеичаскогo Ааткриаки сбуччющиаиц дрпoбщуютсяккyльтyре ивкего народа, уcсхрнкOккyмьквpнемy ирнродиорееаграфииecкьмy coАнaльнo-экчкoмическому уссхaоляющнм, танижою^г^гг зе-^^^тис иО,кутита,

Таблица 2

Задание 3. Тренируй внимание. Найди название животных.

Матыиетыческиеквест-игрыуа тему «Я изРсувии»

№ зв9ЯТИя Разделы. Твма Тем- кемси-игиы Фермат праведыния

и Тесла и чесычины ОСинаиные Яуияии в использованием сайта иоуйка

2. Б«ифмитияетыие деасявия «СеоррЬкусмиы> Домашнее задание с иупооыюаа ня^иеи Joyteka » ИйЁИ

3. Таяаио вые задачи <еСиягал|И191 садаачалар» сайта Joyteka „Ш

4. Иролеанственные 0ТН0199НИЯ и П9«т гсе9«иса!с^иве фия-ры «ЖЗВЬЩе» сайта Joyteka

5. Маииуттиияс к^и инфуим «яия «Б^гас ейгеск|еудах» сайта «иоу!ека»

«И^^с^—^б^лв'^ыи Саха» Р «спотЗЗОтаоиом срйитОеЗеПт

Нами были разработаны квест-игры по нескольким темампроЯкутиио Многие задачи были адаптированы под якутский контекст, также они были взяттиз сборников математических задач. Все задания включали этнорегио нал ьнмйком-понент, благодаря чему учащиеся не только развивали свои навыки критического мышления: логику, гибкость мышления, внимательность и т. д., но и смогли улучшить коммуникативные навыки, повысить познавательный интерес и командный дух. Также мы заметили, что при решении задач на якутском языке учащиеся более заинтересованы в их выполнении.

В качестве примера прилагаем разборку нескольких заданий квест-игр с этнорегиональными компонентами на уроках математики.

Урок 1

Тема квест-игры: «Животные Якутии»

Цель: развитие навыков критического мышления.

На данном уроке математики ученикам предстоит выйти виртуальной комнаты, для этого понадобится их знания математики, смекалка, гибкость ума, внимательность и наблюдательность и умение работать в команде.

Квест был создан с помощью образовательного сайта Joyteka. В виртуальной комнате спрятаны 3 задания. Учащиеся делятся на три команды и начинают делать задания из квеста. Задания спрятаны по виртуальной комнате. Толькопри введении правильных ответов дверь комнаты будет открыта.

Обзор заданий первой команды:

Задание 1

1. На территории Якутии обитает около 320 видов птиц, 100 видов рыб, 4 вида земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 74 вида млекопитающих. Используя информацию, заполни таблицу. Расставляй количество видов животного мира в порядке возрастания.

Задание 2

1. Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая?

2. В якутской тайге довольно часто встречается заяц-беляк. Беляк за год может принести потомство три раза. У зайца в среднем рождаются по 7 детёнышей. Сколько зайчиков появится у 5 зайцев за год?

Выполни задание «Найди слова»

Список слов

1) РЫСЬ 2) ПЕСЕЦ 3) БЕЛКА 4) ЗАЯЦ

5) МЕДВЕДЬ й) РОСОМАХА 7) БУРУНДУК 8) ЛОСЬ 9) СОБОЛ Ь 10) Р Ы Б А

Квест 2

Тема: «Искусство Якутии»

При составлетии заданий дмк кттст-итры на теме "Иууутскуу Ткттия" Кыли затронтл паозле«Усик сауттыск дитыелтз, ртМввы хтиотынтлов и селттуиотов зссаи сесос0ливи.

Т. Уосди тылпееия выделений, и ыы утсаешт, нвехымие тывльпоси, рыкоо-ложензыы с Яеутмт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П00

«Петептник Мтуит», ртую-сжсн ир бввосгу тусрт Сдесдоы НД-0+40

тттттт

Ссииы-птуоа «И«тории кд-еоищее ыр")и'и^б^с1ы^, пастя-цётшыЯ Карали Чтоттуерсе, ]зго(с:[^о^си^(гн мсака ^0000™ "Я"д"уык Н00Я"0Я0

300

«<Кpмудтткд ртсос-ожсл лн броспи оси Лмлс 10)0)0- »0)PЛT

Р. иоор и^одачрмуз^<^1Йчрон-^г^1^сал какое произведение написал автор.

Мкя из мтих ррторов написнт прюиз^одинтю "РорбониоД" проМудчанвы, если Ивнанфеамсеев-дрмоо-автрм с"нзи "Срдэромпнр Рпре^н^", вр Софрон Данилов не автор сказки "^ерэгэй", а Тимофей Сметанин не автор сказки "Чэрэс уонна Черес" и не автор произведения "Торбостор"?

3. Найди значения выржений, и ты узнаешь авторов картин.

"Ырыахкп^здниклета", 1980 г. "Слушают мир", 1965 г.

"Атпрх бп>п>тур", 2гп8 г.

"Мечта", 1997 г.

д

г

Также нами были проведены квест-игры в очном формате, где учащимся предстояло найти спрятанные конверты с заданиями в классе. Учащиеся также разделились на четыре команды. Всего было 5 станций с заданиями, направленными на развитие критического мышления учащихся. Сценарий одного из квестов приведен ниже.

В квесте использовались сайты Квестодел и Genually.

Квест 3

Тема: «Республика Саха (Якутия)»

Цель: отработка вычислительных навыков, активизация познавательного интереса к изучению истории родного края, формирование уважения к прошлому и настоящему своего края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карта, раздаточный материал, ножницы, цветные карандаши.

Предварительная подготовка к игре: подготовить класс - спрятать конверты заранее.

Этапы игры:

1. Станция «Полезные ископаемые Якутии»

2. Станция «Животный мир»

3. Станция «Якутский танец»

4. Станция «Ысыах»

5. Станция «Красивые места Якутии»

Ход игры

Ниже представлены задания 1 команды:

1. Станция «Полезные ископаемые Якутии»

Задача: В городах Нерюнгри, Мирный, Алдан добывают алмазы, каменный уголь и золото. Каким полезным ископаемым богат каждый город, если в Мирном добывают не золото, а в Нерюнгри не золото и не алмазы?

2. Станция «Животный мир»

Задание: На территории Якутии обитает около 320 видов птиц, 100 видов рыб, 4 вида земноводных, 2 вида пресмыкающихся, 74 вида млекопитающих. Используя информацию, заполни таблицу Расставляй количество видов животного мира в порядке возрастания.

3. Станция «Якутский танец»

Физкультминутка. Все учащиеся танцуют танец под музыку «Якутяночка».

4. Станция «Ысыах»

Задача: Для украшения тусулгэ развешивают салама. Для приготовления салама взяли разноцветные куски материи: жёлтую, зелёную, белую, голубую. Какого цвета будет двадцать первый кусочек материи, если закономерность сохранится?

5. Станция «Красивые места Якутии»

Математическая раскраска. Реши примеры и раскрась фрагменты картинки в соответствующие цвета.

Таблица 3

Диагностические методики эксперимента по исследованию сформированности компонентов критического мышления

Критерий Диагностическая методика

Логичность мыслительных действий и операций Тест Липпмана «Логические закономерности»

Caмосторpeлинпогъмышpe ных о^г^ргрaмлcтоттeльнocтэ ршшления . А.

Гибкость мышления Методика «Простые аналогии», адаптиро-в.н. бaлюeннл

Осознанность мышления Методика измерения самооценки. Представляет собой вариант известной методики Дем-бо-Рубинштейн, модифицированной Прихожан M^,^^l(эоpиантдлямлaдшиp шкяыькнкон)

По итогам проведенных методик мсжно констатировать общую тенденцию положительной динамики уровня развития критического мышления учащихся скспериментадьннето клеста после завершениж нГармирующего этапа эксперимента.

Таблица 4

Сраенмаельная тадхица развитианавыковермаеческого нышления млад ших школьниковпо сле фо рмирующего этап а исследован ия

Класс Уровни развития критического мышления учащихся

Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

3 «А» (ЭГ) 25% 40% 35% 35% 45% 20%

3 «Б» (КГ) 32% 45% 23% 32% 50% 18%

Работа на данно м этапе детейоченьзаинтересовала, дети действовали сообща, ам дот бало лета пройти нобщесу реенсию. На этапе рефлексии детиоценивади вилае саждоговобщую работу орупы.Квестыможно давтть и аначвстввдомешнеоо згдания. Так, нами Сыл дазрсботсн кгмплеко квест-нот дляудащихся 3 «А»кмассо,ватдрЫд онисделилн ео вдемявнсен-н ихвтникдл.

ДлппдогеденияпедагаончосгооонксверометоападоОтат и адоптивован комптткпщтагносеииесктх мдтэдок бта&1. 3).

Рис. 3. Диагностика развития критического мышления маадшихшкольмекнг

После проведения контрольного этапа в экспериментальной группе (3 «А» класс) были отмечены значительные изменения. Число учеников с высоким уровнем рвхоитит кринсамжкнгомышлинвя увихачмхнси дн Ч еаеииек, что га 10% хоташе, нншна нсдпжд этапы исслодызваииа. Использнмчние кихст-техно-еогим епосебнтветалонеелтчшннюуровне фитическаго мыелматш, еаэвнхш ло-гичешхехнешнленте.гк^остьшышненинпладшех Lерпвьмкеoм.рfшмeтоro,шeти иаучились pеHoжхнкяaмхжтoятжпмкo, оказыв-оъ помпщь друх дитгдcнaлнбoлee книматепьнеllни ньеалюыятелвныдо. Скед^тхамеспь,чтвх ним кнвысз^щ^сяин-нерес в юморне, прaдoднымобмеlгтамнлсeйpатвтелкки.Paлэисиофятичевнж^о нышленоя кбьтат кaкиппoвышакне ронecтвaьПжчeккя мeтмпимикп, так и понве-вaнeлькoгеиртeдepa к пжхьюeтв.

Критическое мышление является основным, необходимым навыком чело-вне )К1 ^^ка, рпвтoмаpaзиэтаe огсянлтетсялдoДрoпимкlmрpпЛсэаиням топри-менной школы. Но в то же время выявляются противоречия между требованиями трандоата ФООСИОО в ^зиэянн квьтинбсжooаеышленинитнм,ито ыноь шиолдие в дтлжпойсгепрни с^с^н^И^^т^итев фор^^йдо^^мз кргтического мышле-нгямледшит ш^ериингс^е; кслнлеоис нхлтплeклл-д деадeакнлcгаео матеднгита о Ф^т^нжшошл^ы^^^лии нер^<^ьаточнц^1^ддезт^(^отаи^(^^т^нформ, методов, пннемив. ссзданиВуслсвбйбазвитня ф^нчснкого мывгения /^лн^^ ормирова-ния в начальной школе. Для развития критического мышления на уроках матема-тики,как прзaиaныеaшг исотедонанве, неи.олпе эффекттввыми в математиче-cшкдтж,oетгыеeнгых эинотуьеу.лым кемппнйнтоlнкaтдсуaй математики, тишютня глерующве типы лостандадтные зтдвчифе^сы, головолом-

ки и кроссворды, а также провоцирующие задачи, задачи-ловушки, «обманные» задачи. Проведенное исследование не исчерпывает, разумеется, всех проблем теоретического и практического исследования развития критического мышления младших школьников. Возникает необходимость разработки методических ма-

Библиографический список

териалов и педагогического сопровождения развития критического мышления в разных предметных областях начальной школы, а также требуется разработать педагогические условия обеспечения преемственности развития данного навыка, начиная с детского сада.

1. Крутецкий В.А. Психология. Москва: Просвещение, 1980.

2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. Москва: Просвещение, 2004.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества. Москва: Наука, 1976.

4. Осяк С.А., Суптанбекова С.С., Захарова Т.В. и др. Образовательный квест - современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 1 (2). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20247

5. Иванова А.В., Иванова А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). Якутск: Министерство образования РС(Я), 2003.

6. Стручкова С.В. Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5-9 классов якутской школы: на примере этнопедагогического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Якутск, 2004.

7. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994.

8. Иванова А.П. (Бугаева) Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования. Начальная школа. 2007; № 7: 26-30.

References

1. Kruteckij V.A. Psihologiya. Moskva: Prosveschenie, 1980.

2. Zair-Bek S.I. Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. Moskva: Prosveschenie, 2004.

3. Ponomarev Ya.A. Psihologiya tvorchestva. Moskva: Nauka, 1976.

4. Osyak S.A., Sultanbekova S.S., Zaharova T.V. i dr. Obrazovatel'nyj kvest - sovremennaya interaktivnaya tehnologiya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 1 (2). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=20247

5. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Pedagogicheskie osnovy regionalizacii obschego obrazovaniya (na primere matematicheskogo obrazovaniya). Yakutsk: Ministerstvo obrazovaniya RS(Ya), 2003.

6. Struchkova S.V. Razvitie vospityvayuschego potenciala matematiki v processe obucheniya uchaschihsya 5-9 klassov yakutskoj shkoly: na primere 'etnopedagogicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2004.

7. Ammosova T.P. Matematicheskie znaniya ipredstavleniya yakutov. Yakutsk: Bichik, 1994.

8. Ivanova A.P. (Bugaeva) Formirovanie nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov sredstvami regionalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 26-30.

Статья поступила в редакцию 27.05.24

УДК 378

Bugreeva A.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL SYSTEM AS A TOOL FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMPREHENSIVE SKILLS IN HIGHER EDUCATION. At the present stage of economic and social development, access to reliable, up-to-date and accurate information is becoming an essential requirement for ensuring the effectiveness and efficiency of the learning process in educational institutions of all levels. Informational and educational systems play a pivotal role in informing, planning, organizing and implementing academic and management activities within educational organizations. Implementation of informational and educational systems is aimed at providing knowledgeable insights which allow all participants in the educational process to make informed decisions, minimizing the amount of false information. Information and communication technologies leveraged in the creation and maintenance of informational and educational systems should ensure reliable and secure storage, protection and transfer of learning data, promote the development of collaborative cooperation and group work. Meeting the needs of the contemporary generation of students, such systems stimulate exchange of knowledge, serve to form and expand professional competencies, motivate students and teachers for sustainable professional growth and lifelong learning.

Key words: informational and educational systems, higher education, learning development

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

На современном этапе экономического и социального развития доступ к достоверной, актуальной и точной информации становится неотъемлемым требованием к обеспечению учебного процесса в учреждениях всех ступеней образования. Информационно-образовательные системы играют приоритетную роль в информировании, планировании, организации и реализации учебной деятельности. Информационно-образовательные системы, реализуемые в учебных организациях, нацелены на предоставление информации, позволяющей всем участникам учебного процесса принимать обоснованные решения, минимизируя количество ложной информации. Информационно-коммуникационные технологии, применяемые в создании и поддержании функционирования информационно-образовательных систем, должны обеспечивать хранение, защиту и передачу знаний, способствовать развитию коллаборативного сотрудничества и групповой работы. Данные системы, отвечающие запросам современного поколения учащихся, стимулируют обмен знаниями, служат формированию и расширению профессиональных компетенций, мотивируя учащихся и преподавателей к устойчивому профессиональному росту и обучению на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: информационно-образовательные системы, высшее профессиональное образование, академические достижения

Федеральными образовательными стандартам высшего образования (ФГОС ВО) 3++ по направлению подготовки бакалавриата определяются необходимые компетенции, приобретаемые обучающимися, а также уровень их сформированности. Целью образовательных программ учреждений высшего профессионального образования является формирование у обучающихся не только профессиональных компетенций, но и развитие универсальных [1]. В систему универсальных компетенций включены «системное и критическое мышление, коммуникация, межкультурное взаимодействие» и другие. Овладение универсальными и профессиональными компетенциями в совокупности должно обеспечить выпускнику конкурентоспособность на рынке труда, позволяя «осу-

ществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности». Актуальность представленной темы определяется тем, что информационно-образовательные системы, реализуемые у организаций, предоставляющих образовательные услуги, «обеспечивают выполнение требований федеральных образовательных стандартов, способствуют формированию профессиональных и универсальных компетенций посредством предоставления информации и материалов, необходимых для получения знаний и освоения компетенций» [1]. Цель и объект данного исследования состоят в изучении и оценке функциональности и эффективности информационно-образовательной системы организации высшего профессионального образования, ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.