Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ НАВЫК / ПРАВИЛЬНОСТЬ / ОСОЗНАННОСТЬ / ОБОБЩЕННОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / АВТОМАТИЗМ / ПРОЧНОСТЬ / ОНЛАЙН-СЕРВИС / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Наталья Алексеевна, Поморцева Светлана Владимировна

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем методики начального математического образования - формирование вычислительных умений младших школьников. Раскрыто содержание понятий «вычислительный прием», «вычислительное умение», «вычислительный навык». Указаны необходимые характеристики вычислительного навыка. Проанализирован современный подход к проблеме формирования вычислительных умений младших школьников. Подчеркивается наличие затруднений вычислительного характера у обучающихся. Определено понятие «онлайн-сервис». Выделены виды онлайн-сервисов, преимущества их использования в обучении. Представлен перечень образовательных онлайн-сервисов, содержащих математический контент, адресованный младшим школьникам. Показано, что эффективная реализация процесса формирования вычислительных умений возможна с задействованием онлайн-сервисов. В работе приведены примеры интерактивных упражнений на базе доступных онлайн-сервисов, которые помогут формированию вычислительных умений учащихся начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF ONLINE SERVICES IN DEVELOPING CALCULATIVE ABILITIES OF YOUNG LEARNERS

The paper studies the development of calculative abilities of young learners. The authors reveal the definition of the terms "calculation method", "calculative abilities", "calculative skill". The characteristics of the calculative skill are indicated. The article summarizes material on the topic under study. The calculative difficulties among young learners are emphasized. The concept of "online service" is defined. The paper refers to different types of online services, the advantages of their use in training. The article presents a list of educational online services containing mathematical content addressed to younger students. The authors show the effectiveness of using online services for developing calculative abilities. The paper provides examples of interactive exercises based on available online services that will help to develop calculative abilities of young learners.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Коробейникова Наталья Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат педагогических наук, доцент Поморцева Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ВОЗМОЖНОСТИ ОНЛАЙН-СЕРВИСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена одна из актуальных проблем методики начального математического образования -формирование вычислительных умений младших школьников. Раскрыто содержание понятий «вычислительный прием», «вычислительное умение», «вычислительный навык». Указаны необходимые характеристики вычислительного навыка. Проанализирован современный подход к проблеме формирования вычислительных умений младших школьников. Подчеркивается наличие затруднений вычислительного характера у обучающихся. Определено понятие «онлайн-сервис». Выделены виды онлайн-сервисов, преимущества их использования в обучении. Представлен перечень образовательных онлайн-сервисов, содержащих математический контент, адресованный младшим школьникам. Показано, что эффективная реализация процесса формирования вычислительных умений возможна с задействованием онлайн-сервисов. В работе приведены примеры интерактивных упражнений на базе доступных онлайн-сервисов, которые помогут формированию вычислительных умений учащихся начальной школы.

Ключевые слова: вычислительный прием, вычислительное умение, вычислительный навык, правильность, осознанность, обобщенность, рациональность, автоматизм, прочность, онлайн-сервис, интерактивные упражнения.

Annotation. The paper studies the development of calculative abilities of young learners. The authors reveal the definition of the terms "calculation method", "calculative abilities", "calculative skill". The characteristics of the calculative skill are indicated. The article summarizes material on the topic under study. The calculative difficulties among young learners are emphasized. The concept of "online service" is defined. The paper refers to different types of online services, the advantages of their use in training. The article presents a list of educational online services containing mathematical content addressed to younger students. The authors show the effectiveness of using online services for developing calculative abilities. The paper provides examples of interactive exercises based on available online services that will help to develop calculative abilities of young learners.

Key words: calculation method, calculative skill, calculative ability, correctness, awareness, generalization, rationality, automatism, strength, online service, interactive exercises.

Введение. В настоящее время проблема формирования вычислительных умений и навыков младших школьников, на первый взгляд, является достаточно исследованной. Весомый вклад в ее решение внесла известный методист М.А. Бантова, еще в конце прошлого века в своих публикациях, ставших классикой методики преподавания математики в начальной школе, определившая понятие вычислительного навыка как высокой степени освоения вычислительного приема - «ряда последовательных операций, выполнение которых позволит найти результат выполнения арифметического действия» [1, C. 381.

Наличие таких характеристик как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность, по ее мнению, позволяет сделать вывод о полноценности вычислительного навыка [1, С. 391. Под вычислительным умением исследователь понимает «развёрнутое осуществление приема, в котором каждая операция осознаётся и конкретизируется» [1, C. 381.

Действующий ФГОС начального общего образования делает акцент на освоение обучающимися предметных и метапредметных умений. Поэтому сейчас отсутствуют требования по формированию вычислительных навыков младших школьников. Подчеркивается необходимость формирования у них вычислительных умений [5, C. 461.

По нашему мнению, хотя планируемые результаты обучения и формулируются посредством термина «умение», это понятие в широком смысле является преемником понятия «навык», так как вывод о сформированности вычислительных умений невозможен без констатации наличия у них всех характеристик, присущих полноценному вычислительному навыку.

Сейчас ни для кого не секрет, что нынешние школьники, доверясь современным гаджетам, стали заметно хуже вычислять. Вычислительную деятельность «вручную» практически всегда, когда возможно, заменяет калькулятор. Поэтому сегодня особенно остро встает проблема выбора таких средств освоения вычислительной деятельности, которые учитывали бы особенности современных обучающихся.

По мнению известных ученых-педагогов в области информационных технологий И.Г. Захаровой [21, С.В. Панюковой [41, Э.К. Хеннера [61 и многих других, повысить эффективность учебного процесса позволяют современные средства обучения. В частности, использование электронных образовательных ресурсов. В последнее время все большую популярность получают онлайн-сервисы. Это программы, которые выполняют определенные действия по запросам пользователей через Интернет. Причем их скачивание и установка на локальный компьютер не требуются.

В настоящее время онлайн-сервисы стали настолько популярны, что без многих их них сложно уже представить повседневную жизнь: информационно-поисковые, социальные, банковские, дорожные, сервисы покупок.

В период пандемии мы впервые столкнулись с реальной необходимостью организации дистанционного обучения, в связи с чем большую популярность получили онлайн-сервисы, способные предоставлять образовательный контент. Особо отметим, сервисы для организации видеоконференций, онлайн доски, конструкторы тестовых заданий и интерактивных упражнений, сервисы для создания дидактических материалов, сервисы организации формирующего оценивания.

Онлайн-сервисы позволяют создавать и реализовывать интерактивные дидактические материалы. Однако, возможности использования онлайн-сервисов в обучении младших школьников, том числе как средства формирования у них вычислительных умений в настоящее время недостаточно исследованы.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим возможности задействования онлайн-сервисов в процессе формирования необходимых качеств вычислительных умений младших школьников.

Правильность вычислительного умения, проявляющуюся в правильном выборе и выполнении операций, составляющих прием, в способности отыскивать верный результат вычислений, проверяет учитель или учащийся самостоятельно, сверяя свой ответ с верным. Проверка часто отсрочена во времени. Возможности онлайн-сервисов позволяют ученикам получать обратную связь мгновенно, что является неоспоримым преимуществом в процессе формирования вычислительных умений.

В большинстве онлайн-сервисов можно создавать упражнения с автоматической проверкой результатов. Например, в онлайн-сервисе LearningApps.org (https://learningapps.org/) учащиеся могут видеть результат выполнения каждого вычислительного задания в отдельности, или всего интерактивного упражнения.

В сервисе Wordwall (https://wordwall.net/) результативность вычислительного задания - это не только правильность арифметической операции, но и время, затраченное на его выполнение. Результат представляется в таблице лидеров сразу после завершения упражнения [3]. Вычислительные задания, разработанные в сервисах Quizizz (https://quizizz.com/), Wizer (https://app.wizer.me/), Socrative (https://www.socrative.com/), предлагаются в формате мобильных викторин.

Отдельно выделим математические тренажеры, представляющие собой веб-страницу или приложение для смартфона. Так, математические тренажеры Matematika.club (https://matematika.club/), Новатика (https://novatika.org/ru/), Онлайн тренажеры по математике (https://math-skills.ru/) генерируют большое число вычислительных заданий с мгновенной обратной связью. Например, в сервисе «Онлайн тренажеры по математике» на сложение и вычитание двухзначных чисел созданы два тренажера «Сложение и вычитание в пределах 20» и «Сложение и вычитание в пределах 100».

Формирование отдельного вычислительного умения возможно с использованием онлайн-сервиса Новатика (https://novatika.org/ru/). Например, в этом сервисе созданы математические тренажеры, охватывающие все случаи сложения и вычитания двузначных чисел: в пределах 20, «круглых» чисел, без перехода и с переходом через десяток. Отдельно предлагается тренажер «Устный счет, учимся складывать и вычитать числа». Правильность вычислительного умения невозможна без способности обосновывать выбор операций и порядка их выполнения - осознанности. В достижении этой характеристики особую роль могут сыграть электронные образовательные платформы, предоставляющие контент для реализации электронного обучения.

Например, осознанность умения складывать и вычитать двузначные числа платформе Учи.ру (https://uchi.ru/) формируется за счет взаимодействия обучающихся с визуальными моделями. Переставляя кубики и соединяя их в бруски по десять, а потом в плиты по сто кубиков, учащиеся иллюстрируют разрядный состав числа, понимая сущность десятка и необходимость перехода через него, лежащую в основе множества приемов.

Преимущество данной платформы заключается в возможности поэтапного выполнения заданий. Для каждой операции, входящей в вычислительный прием, на платформе Учи.ру разработано интерактивное упражнение, правильное выполнение которого позволяет детям осознать сущность вычислений, а программе помогает дифференцировать учащихся по мере усвоения материала: либо разбивать прием на более частные операции (при неверном выполнении упражнений) и предлагать дополнительные упражнения; либо укрупнять число операций (при правильном решении), пропуская некоторые разъяснения.

Таким образом, гибкий подбор количества заданий, работа по исправлению ошибок путем совместного выполнения заданий, вызывающих сложности, формируют индивидуальную образовательную траекторию в процессе организации вычислительной деятельности учащихся, добиваясь осознанности вычислительного умения.

Для формирования рациональности (умения выбрать операции, наиболее «удобные» с точки зрения сложности и быстроты вычислений) и обобщенности (способности переносить прием на новые случаи вычислений) вычислительного умения необходимо использовать достаточное число разнообразных упражнений на применение вычислительных приемов, характеризующихся вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, задействованием различных видов моделей.

Вычислительные задания, отвечающие вышеописанным требованиям, можно создавать с помощью многих онлайн-сервисов. Например, в сервисе LearningApps.org (https://learningapps.org/) для этих целей доступно использование следующих шаблонов: «Найди пару», «Классификация», «Простой порядок», «Ввод текста», «Сортировка картинок», «Таблица соответствий». В сервисе Wordwall (https://wordwall.net/ru) добавляются шаблоны «Групповая сортировка», «Случайное колесо», «Случайная карта», «Сопоставить», «Правда или ложь». Задания, созданные в данных сервисах, разнообразят вычисления младших школьников, что способствует формированию осознанного вычислительного умения.

Одной из необходимых характеристик сформированного вычислительного умения является его автоматизм или свернутость - способность ученика выполнять операции быстро и в свернутом виде.

Автоматизм проявляется при использовании вычислительного умения в реальных практических ситуациях, которые возможно смоделировать с помощью симуляторов и аркадных игр, чей обучающий характер связан, прежде всего, с их мотивирующим аспектом. Игровые элементы (значки, звезды, аватары), а также механизмы вознаграждения, используемые в аркадных играх, гарантируют, что учащиеся получат более интересный, увлекательный и мотивирующий опыт по сравнению с традиционным обучением.

В процессе аркадной игры учащиеся за короткий промежуток времени погружаются в интенсивный игровой процесс. Быстро и правильно выполнить игровое задание возможно только при условии предельного свертывания вычислительных операций учащимися. Очевидно, что победителями в игре будут школьники со сформированным вычислительным умением.

Рассмотрим онлайн-сервисы, которые, с одной стороны, просты в плане разработки обучающих игр, а с другой стороны, наиболее приближены к жанру аркады, следовательно, будут интересны учащимся.

Онлайн-сервис GamiLab (https://gamilab.com/) предлагает на основе аркадных игр, популярных в игровых сообществах, создавать универсальные шаблоны образовательных игр, причем возможно использование учебного материала различных предметных областей, в том числе и математики. Наличие редактора формул позволяет правильно оформить математические выражения.

Рассмотрим наиболее простые в разработке прототипы игр «Король гор» и «Велогонка». Данные прототипы используют знакомые элементы из игрового мира и содержат уже определенное количество игровых узлов (или уровней), что значительно облегчает процесс создания тренажера, так как учителю остается только добавить свой блок вопросов. Приведем примеры организации вычислительной деятельности младших школьников с помощью аркадных игр, разработанных в сервисе GamiLab авторами статьи.

Режим покорения гор (https://gamilab.com/play/6e4c9f62-8e6e-41f2-bcd5-146c3e7f6709) более спокойный, учащийся может сфокусировать свое внимание больше на вычислительной операции, чем на выполнении игрового задания, в отличие от велогонки (https://gamilab.com/play/bb4d4062-adda-45b8-b52b-fd7leac2fa32), которая требует от игрока не только быстрого и правильного выполнения вычислительных операций, но и управление перемещением велосипеда по проезжей части, контролирование скоростного режима для достижения лучшего результата.

В отличие от сервиса GamiLab (https://gamilab.com/), многие шаблоны онлайн-сервиса Wordwall (https://wordwall.net/) можно переключать между собой. Сформировав комплекс заданий, например, на нахождение суммы двузначных чисел без перехода через разряд, учитель заполняет один из шаблонов жанра аркада («Самолет», «Сбить воздушный шар», «Ударь крота») и получает сразу несколько аркадных игр, направленных на формирование одного вычислительного приема. Таким образом, учащиеся могут выбрать для себя более интересную игровую ситуацию.

Далее представлен пример, когда учащимся кроме управления самолетом (шаблон «Самолет») необходимо быстро и правильно применить вычислительные приемы (https://wordwall.net/ru/resource/33061389).

Способность обучающегося сохранять сформированные вычислительные умения на длительное время говорит об их прочности. Проблема организации отложенной во времени вычислительной деятельности может быть решена с помощью онлайн-сервисов. Рассмотрим несколько вариантов их использования в указанном аспекте.

Во-первых, если учитель использует только один онлайн-сервис на протяжении длительного времени, то рекомендуется зарегистрировать в нем учащихся. В большинстве онлайн-сервисов возможности личного кабинета схожи. Здесь представлены:

- коллекции доступных интерактивных упражнений, сгруппированных в соответствии с формируемым вычислительным приемом;

- результаты выполнения обучающимися интерактивных упражнений;

- таблицы лидеров для оценки учащимся своей позиции в рейтинге.

Преимущества данного варианта состоят в том, что дети привыкают к определенному сервису и его интерфейсу, у них не возникает вопросов при поиске определенного упражнения или результата его выполнения. Логин и пароль от личного кабинета чаще всего сохранен в диспетчере паролей. Таблицы лидеров мотивируют учащихся выполнять упражнения несколько раз, добиваясь улучшения позиции в рейтинге, таким образом формируя прочность вычислительного умения.

Учителю доступен анализ статистики выполнения упражнений, результаты которого выявляют сформированность вычислительного умения. Единая коллекция упражнений (как общедоступных, так и частных) сервиса позволяет предлагать учащимся упражнения на ранее сформированные умения, добиваясь их прочности.

Во-вторых, упражнения, разработанные в онлайн-сервисе, педагог может сделать общедоступными, предоставив соответствующую ссылку по электронной почте, в социальных сетях или с помощью других средств. Выполнение упражнений учащимися в данном варианте возможно без регистрации.

В-третьих, если учитель имеет свой собственный блог или ведет страницу в социальных сетях, то упражнения можно встроить с помощью фрагмента HTML-кода на веб-сайт. В этом случае учащиеся выполняют вычисления в привычной для себя среде: блог учителя, страница в социальных сетях или цифровая образовательная среда школы.

Выводы. Онлайн-сервисы позволяют активизировать и интенсифицировать процесс формирования полноценных вычислительных умений за счет обеспечения возможности:

- полноценного осознания школьниками содержания вычислительного приема посредством визуального моделирования составляющих его арифметических операций;

- оперативного контроля правильности вычислений;

- быстрого генерирования большого числа вычислительных упражнений, охватывающих все возможные случаи вычислений;

- вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность при выполнении интерактивных вычислительных упражнений;

- усиления мотивации вычислительной деятельности задействованием игровых ситуаций, элементов соревнования;

- выбора учащимся индивидуальной траектории освоения вычислительного умения;

- организации дистанционного обучения.

Литература:

1. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. - 1993. - №11. - С. 38-43

2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Г. Захарова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 208 с.

3. Коробейникова, Н.А. Использование сервиса Wordwall при обучении младших школьников / Н.А. Коробейникова, Н.А. Курганова // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему: Материалы III Всероссийской научной конференции, Омск, 11 ноября 2021 года. - Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2021. - С. 89-92

4. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / Реестр примерных основных образовательных программ // Министерство просвещения Российской Федерации: [сайт]. - 2015. - 339 с. - URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/378432e63fc983b0b474460483478fd9.pdf (дата обращения 22.10.2022 г.).

6. Хеннер, Е.К. Информационные технологии в образовании: учебное пособие / Е.К. Хеннер; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Пермь, 2022. - 110 с. - URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnieposobiya/informacionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.pdf (дата обращения 22.10.2022 г.).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства Кот Тамара Алексеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимодействия школы и семьи, которая на сегодня рассматривается как важный источник развития личности обучающегося начальной школы. Основная цель педагогического взаимодействия -вовлечение семьи в единое образовательное пространство, где родители с помощью учителя станут ведущим субъектом в процессе образования и воспитания младшего школьника. В исследовании обозначены типы педагогического взаимодействия учителей и родителей, цели, направления, принципы и варианты взаимодействия школы и семьи, указываются факторы, препятствующие сотрудничеству как со стороны учителей, так и со стороны родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.