Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2517
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / САЙТ / ШКОЛЬНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ "ИСТОРИЯ" / РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА / ЯКЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куцева Елена Александровна

В статье проанализированы цифровые образовательные ресурсы на примере основных образовательных платформ - Российская электронная школа (РЭШ) и ЯКласс. Рассматриваются причины и история создания Российской электронной школы как государственной образовательной платформы, выделяются главные цели и задачи ресурса. Дается характеристика РЭШ: структура, содержание занятий по предмету «История», методическое сопровождение, приводятся типы заданий по предмету «История», описаны дополнительные разделы сайта (театральные постановки, музеи и фильмотека). На примере образовательного ресурса «Якласс» описаны разделы сайта, рассматривается содержание уроков и заданий по предмету «История», дается анализ достоинств и недостатков данной образовательной платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куцева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN SCHOOL HISTORICAL EDUCATION

The article analyzes digital educational resources using the example of the main educational platforms - the Russian electronic school (RES) and YaKlass. The reasons and history of the creation of the Russian electronic school as a state educational platform are considered, the main goals and objectives of the resource are highlighted. The characteristics of RES are given: the structure, content of lessons on the subject "History", methodological support, the types of assignments on the subject "History" are given, additional sections of the site are described (theater performances, museums and a film library). Analysing the educational resource “YaKlass”, the author shows the sections of the site, examines the content of lessons and assignments on the subject "History", shows the advantages and disadvantages of this educational platform.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 373.51

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ШКОЛЬНОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN SCHOOL HISTORICAL EDUCATION

© 2020

Е.А. Куцева E.A. Koutseva

В статье проанализированы цифровые образовательные ресурсы на примере основных образовательных платформ - Российская электронная школа (РЭШ) и ЯКласс. Рассматриваются причины и история создания Российской электронной школы как государственной образовательной платформы, выделяются главные цели и задачи ресурса. Дается характеристика РЭШ: структура, содержание занятий по предмету «История», методическое сопровождение, приводятся типы заданий по предмету «История», описаны дополнительные разделы сайта (театральные постановки, музеи и фильмотека). На примере образовательного ресурса «Якласс» описаны разделы сайта, рассматривается содержание уроков и заданий по предмету «История», дается анализ достоинств и недостатков данной образовательной платформы.

Ключевые слова: цифровизация образования; цифровой образовательный ресурс; электронный образовательный ресурс; образовательная платформа; сайт; школьное историческое образование; предмет «История»; Российская электронная школа; ЯКласс.

The article analyzes digital educational resources using the example of the main educational platforms - the Russian electronic school (RES) and YaKlass. The reasons and history of the creation of the Russian electronic school as a state educational platform are considered, the main goals and objectives of the resource are highlighted. The characteristics of RES are given: the structure, content of lessons on the subject "History", methodological support, the types of assignments on the subject "History" are given, additional sections of the site are described (theater performances, museums and a film library). Analysing the educational resource "YaKlass", the author shows the sections of the site, examines the content of lessons and assignments on the subject "History", shows the advantages and disadvantages of this educational platform.

Keywords: digitalization of education; digital educational resource; electronic educational resource; educational platform; website; school historical education; subject "History"; Russian electronic school; YaKlass.

Современный образовательный процесс невозможно представить без применения информационных технологий. ФГОС требует активного применения ИКТ в образовательном процессе [1]. Применение цифровых образовательных ресурсов возможно как в ходе школьных уроков, так и при дистанционном обучении.

Статья посвящена анализу двух основных ресурсов онлайн-образования в Российской Федерации: Российская электронная школа (РЭШ) и ЯКласс по школьному предмету «История», у каждой образовательной платформы есть свои сильные и слабые стороны, которые обусловливают особенности работы с ними. Ставится задача показать возможности для учителей и учащихся использовать данный инструмент по предмету «История» в процессе обучения.

Для уточнения понятий следует определить терминологию. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [2].

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) - это учебные образовательные материалы, имеющие цифровую форму: фотографии, карты, видеофрагменты, текстовые документ и др. К цифровому образовательному ресурсу относят и образовательные сайты, материалы которых можно использовать как на уроках, так и самостоятельно. Электронный образовательный ресурс является более широким понятием, часто в него включают и понятие «цифровой образовательный ресурс». В последнее время для уточнения употребляют термин «циф-

ровой образовательный ресурс». Основным отличием ЦОР от ЭОР в целом является наличие интерактивности, взаимодействия со всеми участниками процесса обучения.

На сегодняшний день не существует монографических исследований по теме «Цифровизация образования в России». Дистанционному образованию в последнее время уделяют большое внимание, однако цифровое образование позволяет использовать цифровые ресурсы как инструменты, облегчающие и улучшающие процесс обучения как в школе, так и при дистанционном обучении. Исследователи рассматривают разные аспекты цифровизации российского образования. Ряд работ посвящены общим подходам к цифровизации образования, в других анализируются частные аспекты этого процесса. Под общими вопросами как правило понимается следующее: плюсы и минусы цифровизации образования [3 ; 4], перспективы развития и роль учителя в этом процессе [5], особенности «цифрового» поколения школьников [6]. Среди частных вопросов - национальный проект «Образование» [7], формирование информационной компетентности [8]. Существуют исследования по цифровой среде и цифровым образовательным ресурсам на примере школьного исторического образования. Так, Н.В. Димова рассматривает применение электронных образовательных ресурсов на уроках истории [9], В.И. Токарева дает общую характеристику цифровым образовательным ресурсам [10], М.М. Рябова приводит примеры использования цифровых образовательных ресурсов по предмету «История» [11], О.Н. Байчура рассматривает организацию работы с цифровыми образовательными ресурсами с электронными маршрутными картами на уроках истории [12].

Онлайн-образование и цифровизация школ являются значимыми тенденциями развития как мирового, так и отечественного образования. В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» (2005-2012 гг.) одной из задач ставилась интернетизация российского школьно-

го образования [13]. Школы по всей стране получали доступ в Интернет. С этого времени процесс внедрения цифровых технологий в образование вышел на качественно новый уровень. Актуальным стал вопрос создания образовательных ресурсов, которые содержали систематизированный образовательный контент (видеоуроки, презентации к урокам, интерактивные задания).

Майскими указами В.В. Путина в 2018 году обозначены стратегические цели для страны в области образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и др. [14]. Согласно проекту «Образование», к концу 2024 г. школьникам 5-11 классов предоставят возможность освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения [15]. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений [16 ; 17]. Сегодня большинство школ России работают с электронными журналами, у учащихся есть электронные дневники, учителя используют онлайн-платформы и ведут личные сайты.

Одним из направлений цифровизации образования является создание возможности онлайн-обучения. В российском сегменте Интернета есть 2 ресурса, которые развивают идею цифрового образования в виде онлайн-уроков для школы - это Российская электронная школа и ЯКласс.

Создание образовательной платформы «Российская электронная школа» начинается с реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и ее

структурного элемента - ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы. Ставилась задача разработки дидактических и методических материалов для цифрового школьного образования. Итогом этой работы и стал запуск электронной образовательной платформы «Российская электронная школа» (РЭШ) в 2016 году [18].

Декларируемым преимуществом РЭШ является использование образовательных ресурсов всеми участниками образовательных отношений: ученики, родители, учителя, школы. Это и обусловило практически аналогичные названия главных разделов сайта.

Российская электронная школа - это государственный образовательный ресурс, включающий методические разработки по всем школьным предметам. Платформа постоянно обновляется и развивается, материалы сайта находятся в открытом доступе. Основной целью РЭШ является создание завершенного курса интерактивных уроков по всем школьным предметам в соответ-

ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и примерными основными образовательными программами, построенного на основе передового опыта лучших учителей России и размещенного в открытом доступе в интересах всех обучающихся [19].

На главной странице РЭШ раскрывается, что такое российская электронная школа, представлена удобная иконография, позволяющая быстро перемещаться по сайту, заходить в его разделы и подразделы.

В строке, расположенной вверху главной страницы, есть разделы «Предметы», «Классы», «Ученику», «Учителю», «Родителю», «Школе». При выборе первого раздела показываются учебные предметы по классам обучения с перечнем тем уроков. При выборе предмета «История» открывается страница с содержанием предмета с 5-го по 11 класс, включающим разделы курса от введения, первобытности, Древнего мира (Восток и Античность), Средневековой истории и Нового времени к XX-му и XXI векам - всего 52 раздела за все годы обучения (рис. 1).

Рис. 1. Страница «История»

При выборе предмета «История» -класс открывается программа с темами уроков за весь год. При выборе темы урока открывается новая страница, содержащая структуру учебного занятия, она включает подразделы: «Начнем урок», «Основная часть», «Тренировочные задания», «Контрольные задания В1», «Контрольные задания В2» (рис. 2). В первом подразделе формулируется тема занятия и даются задания на повторение пройденного материала. Далее следует подраздел «Основная часть»,

образовательного портала РЭШ

содержащий видеоролик, кратко отражающий основное содержание урока (средняя продолжительность ролика 4-5 минут). Видеоролики сделаны качественно и в доступной форме объясняют тему урока. В роликах по предмету «История» используются анимация, карты, портреты исторических деятелей, документы, кадры хроники. В РЭШ нет жесткой привязки к конкретному УМК, но в дополнительных материалах могут даваться ссылки на учебник.

Рис. 2. Страница образовательного портала

Подразделы «Тренировочные задания» и «Контрольные задания В1 (В2)» содержат задания по предмету «История» разных типов: задания с выбором ответа, на сопоставление, на определение хронологической последовательности, задания определить и вписать термин, найти лишнее. В конце урока предлагается два варианта контрольных вопросов. Выполнив любой из вариантов без ошибок, пользователь получает сообщение о том, что урок успешно пройден. Тренировочные и контрольные задания отличаются по постановке вопросов и выбору вариантов. Вопросы для самопроверки не подразумевают оценивания, а служат для тренировки навыка; контрольные вопросы фиксируют результат и показывают уровень знания, на их основе формируется статистика успеваемости ученика.

У учителя есть возможность добавить к уроку свои задания, разместив их на сайте. Можно скачать конспект занятия и дополнительные материалы. Могут даваться ссылки на источники, учебную литературу. Например, по теме за 7 класс «Великие географические открытия и их последствия» предлагается взять информацию о западноевропейской колонизации «новых» земель в учебнике «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. 7 класс» (с. 22); по теме «Революция цен» - на странице 25 данного учебника, по теме «Оценка деятельности Эрнандо Кортеса» - на страницах 23-24 [20]. Дополнительные материалы к урокам предоставлены партнёрами РЭШ и доступны только зарегистрированным

РЭШ, содержащая структуру занятия

пользователям. Однако конспект и дополнительные материалы есть не для всех уроков.

В разделе «Классы» размещен перечень учебных предметов по годам обучения - с 1 -го по 11 класс - это удобно ученику (можно видеть, какой набор учебных предметов есть в каждом классе по годам обучения). Алгоритм работы повторяет алгоритм раздела «Предметы». Раздел «Ученику» доносит основную идею электронной школы, указывает на возможности, которые дает пользование электронным ресурсом, и предлагает зарегистрироваться на сайте для получения дополнительных возможностей: доступ к фильмам или посещение виртуального музея, общение с одноклассниками, живущими в России и за рубежом, и др. В разделе «Учителю» также обозначены возможности, даваемые ресурсом, предлагается установить обратную связь, использовать материалы сайта на уроке и вне него, даются методические материалы, раскрывающие структуру учебного занятия, прикреплены учебные тематические планы, рабочие программы по учебным предметам, по предмету «История» прикреплены рабочие программы с 5-го по 11 класс. Можно завести личный кабинет и заполнить анкету участника [21]. Раздел для родителей раскрывает потенциал электронного ресурса для повышения качества знаний, в том числе при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по предмету «История», рассказывает о возможности самостоятельного изучения тем и проверки своего уровня знаний. В разделе «Школа» декларируется, что в РЭШ загружен полный комплект учебно-

методических документов для организации образовательной деятельности по всем учебным предметам с 1 -го по 11 класс, а содержание всех предлагаемых материалов полностью соответствует ФГОС и ПООП начального общего, основного общего, среднего общего образования, что подтверждается результатами независимой экспертизы. Сообщается, что в открытом доступе будут размещаться и ежегодно обновляться контрольные измерительные материалы и тестовые задания по всем учебным предметам. РЭШ может помочь мало-

комплектным школам временно, а при необходимости и полностью восполнить отсутствие учителя по какому-либо учебному предмету [22].

На главной странице сайта дополнительно представлены другие разделы: «Участвуй и побеждай» (перечень федеральных и региональных мероприятий), «Образовательные проекты», «Театральные постановки», «Каталог музеев», «Фильмотека», «Музыка и концерты», «Новости проекта» (рис. 3).

Рис. 3. Российская электронная

В разделе «Театральные постановки» содержатся ссылки на видеозаписи спектаклей, отправляющие на сайт «Культура РФ». Так, можно посмотреть трейлер или спектакль целиком [23]. На момент написания статьи было размещено 684 спектакля. Подобраны записи спектаклей ведущих театров от советского периода до современности. Примеры: «Борис Годунов» (1978), «Антоний и Клеопатра» (1980), «Ричард III» (1982), «Опасные связи» (2017).

В разделе «Фильмотека» доступно 1435 фильмов разной тематики. При изучении истории можно использовать такие фильмы, как «Петр I» (1937), «Александр Невский» (1938), «Адмирал Нахимов» (1946), «Тарас Бульба» (2009), «Унесенные ветром» (1939), «Фильмы братьев Люмьер» (1895)и др.

Каталог музеев позволяет найти интересующий музей, который можно выбрать по региону, городу или виду. При этом зарегистрированным пользователям

школа. Главная страница

автоматически представляется перечень музеев их города. Для самарских пользователей открыты 26 музеев, например виртуальный музей Самарского областного художественного музея [24].

Российская электронная школа - это государственная бесплатная образовательная платформа, имеющая удобную структуру сайта, на котором собран методический материал по предмету «История», размещены рабочие программы на все годы обучения в помощь учителю. Для ученика имеется возможность самостоятельно получить знания по предмету «История» и, выполнив проверочные и контрольные задания, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Платформа развивается, иногда случаются сбои в работе сайта при большом наплыве посетителей, бывают неточности в тестах, но существует обратная связь, и при обращении вопросы решаются. Данный образовательный ресурс позволяет учителю использовать материал при подготовке к уроку,

демонстрации видеоролика, рекомендовать дополнительные материалы на уроке и для выполнения самостоятельных заданий учащимся.

Другой цифровой образовательный ресурс, который также развивает идею электронного образования в школе, это -ЯКласс [25]. Он был создан в 2013 году. Об истории создания сайта рассказал руководитель проекта «ЯКласс» Валерий Никитин в интервью: «В 2011 году был создан редактор, с помощью которого мы заводим задачи и заполняем базу данных. Эта база лежит в основе публичного сайта "ЯКласс", где школьники и все желающие могут тренироваться в решении задач» [26]. Изначально сайт создавался для решения задач и упражнений по алгебре, геометрии и физике, затем добавились русский и английский языки. Впоследствии в «ЯКласс» вошли все общеобразовательные предметы, включая и

историю. Сайт имеет практическую направленность, учащимся дается возможность тренироваться в выполнении домашних заданий, решая упражнения, тесты и другие задания. На платформе есть теоретический контент (видеоролики), где в доступной и сжатой форме излагается материал по теме. Данный сервис, по мнению В. Никитина, позволяет работать как на уроке, так и дома. На сайте есть вариант домашней работы в электронной форме: учитель выбирает понравившиеся ему примеры, высылает школьникам и получает отчёт со всеми результатами. Каждый школьник получает индивидуальный тест [26].

Платформа «ЯКласс» состоит из разделов (см. рис. 4). Первый раздел называется «Начало», здесь отображаются личные уведомления, активные проверочные работы, результаты учеников, новости сайта и статистика.

Рис. 4. Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс». Начальная страница

Далее идет «Справочный раздел», раскрывающий механизм работы на сайте, предлагается поэтапная инструкция работы на платформе. На ресурсе можно выбрать предмет, класс и задание. «Поиск по сайту» облегчает работу на платформе.

В разделе «Мои классы» показываются прикрепленные к профилю учителя ученики и классы. Учитель может подключить подписку «ЯКласс», добавлять учеников и создавать целые классы, может загружать свои задания. Во вкладке «ТОПы» отражается, какой рейтинг в системе «ЯКласс» занимает ученик в классе, класс в школе,

а школа среди других учебных заведений. При выполнении заданий каждому ученику начисляются баллы, баллы суммируются в классе, а затем и на уровне школы, создавая рейтинг учеников, классов и учебных заведений. При запросе г. Самара в поисковой строке раздела «ТОПы» было найдено несколько школ. При выборе школы показывается количество зарегистрированных пользователей, как учителей, так и учеников, классов и какой рейтинг баллов у учебного заведения. Как пример, школа № 175 (см. рис. 5 ).

МБОУ Школа № 175

443031, Самарская обл., г. Самара, ул. Солнечная, 63

Заработано баллов:

О 49432

0€>QQ0

Профиль школы Зарегистрированные преподаватели Статистика школы

Зарегистрированные пользователи

^ЙЯ^ Учащихся ^Élb Учителей ^^Н ф 1379 ^ 32 ^ Классов/групп 56

Рис. 5. ЯКласс: в разделе «Учебные заведения»

В разделе «Учебные заведения» доступна информация про свою школу (при регистрации как учитель, так и ученик обозначают свое учебное заведение, это может быть любое учебное общеобразовательное, среднеспециальное или вузовское

учреждение, но на сайте оно условно обозначается «Моя школа») и сведения о других учебных заведениях. Автор статьи зарегистрировалась на платформе, отметив свое место работы, на сайте обозначился рейтинг нашего вуза (см. рис. 6).

Рис. 6. ЯКласс : в разделе

Во вкладке «Предметы» можно выбрать предмет из школьной программы. На сайте «ЯКласс» размещена коллекция видеоуроков образовательного портала InternetUrok.ru. По предмету «История» доступны видеоуроки по всеобщей истории и истории России - это небольшие видеоролики, в которых раскрывается тема урока, ставятся цели и задачи, объясняются термины, делаются выводы по теме [25]. Недостатком является отсутствие прикрепленных конспектов уроков, что позволило бы учащемуся не только просмотреть видеоролик, но и прочитать конспект. В «ЯКласс» обязательна регистрация учителей и учащихся с последующим под-

«Учебные заведения»

тверждением статуса. Учитель на сайте может выбрать предмет из списка общеобразовательных дисциплин, а если предмета нет (например, региональный, школьный компонент, или дисциплина среднеспеци-ального и высшего учебного учреждения), можно на своем профиле создать дисциплину, выложить учебные материалы и задания. Учителю при регистрации на сайте дается для ознакомления месяц бесплатной подписки. Дополнительно и платно можно получить доступ к заданиям от 1С. По предмету «История» - это работа с интерактивными картами по выбранной теме [27]. К сожалению, других заданий по

предмету «История» нет, они находятся в статусе разработки.

В разделе «Проверочные работы» доступен набор заданий по предмету «История», учитель может выбрать задание на сайте или создать свое и разослать своим ученикам в «ЯКлассе», проверка заданий осуществляется автоматически. При открытии вкладки «Проверочные работы» учитель может видеть результаты работ учащихся. Раздел «Обновления» позволяет отслеживать новый материал, появившийся на сайте. В разделе «Управление» можно видеть всех зарегистрированных пользователей своего учебного учреждения, их статус, рейтинг и электронный адрес. На сайте есть раздел «Новости», где представлена актуальная информация. Раздел «Перемена» позволяет учащимся отдохнуть, пройдя занимательные задачи и тесты. На платформе существует обратная связь, позволяющая получить интересующую информацию онлайн.

На «ЯКласс» есть подразделы по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. ЯКласс предлагает пройти вебинары для учителей, например онлайн-марафон «Фестиваль учебных предметов ЯКласс», «Современные формы представления педагогического

опыта» [28]. Преимуществом сайта «ЯКласс» является выбор учителем заданий из предложенного на сайте, возможность создание своей дисциплины, прикрепление заданий, а также проверки работ учащихся, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по предмету «История», вебинары для учителей.

Цифровизация российского образования сегодня выходят на новый уровень. Совершенствуются технические возможности, появляются новые инструменты, формируются новые цифровые образовательные ресурсы. На данный момент активно развиваются образовательные платформы «Российская электронная школа» и «ЯКласс». Цифровизация затрагивает все школьные предметы. Цифровые технологии позволяют реализовывать принципы наглядности в обучении истории на более высоком уровне (можно работать в классе и самостоятельно с интерактивной картой, виртуальным музеем, картинной галереей, оцифрованными историческими источниками), выполнять различные виды заданий самостоятельно или по заданию учителя, готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, ВПР по предмету «История», осуществлять индивидуальный подход в обучении и проводить мониторинг образовательного процесса.

* * *

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего и основного общего образования. URL: https:// https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 10.12.2020).

2. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id= 176616 (дата обращения: 10.12.2019).

3. Эксперты рассказали о плюсах и минусах проекта электронной школы // Известия. 12.09.2018. URL: https://iz.ru/788030/2018-09-12/eksperty-rasskazali-o-pliusakh-i-minusakh-proekta-elektronnoi-shkoly (дата обращения: 10.12.2019).

4. Четверикова О. Цифровизация - финальный этап ликвидации российской школы. URL: https://regnum.ru/news/2639995.html (дата обращения: дата обращения: 10.12.2019).

5. Погодина О.А. Могут ли цифровые технологии заменить учителя в школе? // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : сборник науч. статей и материалов междунар. конференции / под общ. ред. Р.В. Ершовой. Коломна : ГСГУ, 2016. С. 338-341.

6. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в вузах и школах российского региона: настоящее и будущее // Стратегические приоритеты. 2018. № 4(20). С. 136-145.

7. Леонидова Г. В., Головчин М.А. Национальный проект «Образование» и возможность его влияния на развитие человеческого капитала // Проблемы развития территории. 2019. № 4(102). С. 7-25.

8. Балагуров А.А Подходы к формированию и развитию цифровой грамотности и информационной компетентности обучающихся в рамках уроков истории // Научный альманах (Тамбов). 2018. 10-1(48). С. 99-102.

9. Димова Н.В. Электронные образовательные ресурсы в практике учителя истории и обществоведения // Цифровая трансформация образования : сборник тезисов докладов 1-й науч.-практ. конференции. Минск : Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, 2018. С. 78-81.

10. Токарева В. И. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках // Педагогическое образование на Алтае. 2012. № 1. С. 261-263.

11. Рябова М.М.Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты : сборник материалов XI учеб.-метод. конференции. Орехово-Зуево : ГГТУ, 2018. С. 97-101.

12. Байчура О. Н.Организация работы с цифровыми образовательными ресурсами в электронных маршрутных картах на уроках истории // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования : сборник науч. статей и докладов. Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2017. С. 12-15.

13. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: http://www.minobr.orb.ru/nazproekt/nazproekt.php (дата обращения: 10.12.2019).

14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/news/57425 (дата обращения: 10.12.2019).

15. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России : официальный интернет-ресурс. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 10.12.2019).

16. О проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» // Министерство образования и науки Российской Федерации : сайт. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 11.12.2019).

17. Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 11.12.2019).

18. Ведомственная целевая программа «Российская электронная школа» на 2016-2018 гг. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256465/0ceab0c56a3098376dd6459218f25ef9 d37793d0/ (дата обращения: 12.12.2019).

19. Российская электронная школа : государственная образовательная платформа. URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).

20. История. 7 класс. Урок 2. Великие географические открытия и их последствия // Российская электронная школа: государственная образовательная платформа. URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3043/additional/ (дата обращения: 10.12.2019).

21. Учителям // Российская электронная школа : государственная образовательная платформа. URL: https://resh.edu.ru/for-teacher (дата обращения: 10.12.2019).

22. Школе // Российская электронная школа : государственная образовательная платформа. URL: https://resh.edu.ru/for-school (дата обращения: дата обращения: 10.12.2019).

23. Сайт Министерства культуры РФ. URL: https://culture.gov.ru/ (дата обращения: 11.12.2019).

24. Самарский областной художественный музей // Культура.РФ : портал. URL: https://www.culture.ru/institutes/11974/samarskii-oblastnoi-khudozhestvennyi-muzei# (дата обращения: 10.12.2019).

25. ЯКласс : цифровой образовательный ресурс для школ. URL: www.yaklass.ru (дата обращения: 11.12.2019).

26. Никитин В. «Никто не стоит за спиной и не говорит им, что они неудачники». О полезном списывании, бесконечных вариантах и анонимности. URL: http://www.edutainme.ru/post/nikto-ne-stoit-za-spinoy-i-ne-govorit-im-chto-oni-neudachniki/ (дата обращения: 11.12.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Интерактивные карты по предмету история. URL: https://www.yaklass.ru/p/istoriya/ interaktivnye-karty (дата обращения: 11.12.2019).

28. Современные формы представления педагогического опыта : вебинары на ЯКлассе. URL: https: //www .yaklass.ru/webinars/old/ sovremennye -formy (дата обращения: 11.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.