Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Человеческий капитал / высшее образование / студент / цифровые технологии / Human capital / higher education / student / digital technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блохин Александр Леонидович

В статье проводится анализ цифровых методов повышения компетенций студентов, а также развитию его человеческого капитала. Проводится анализ технологий и определение эффективности данных технологий в образовательной среде на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Концепция теории человеческого капитала это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных цифровых технологий, составляющих основу развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes digital methods of improving students' competencies, as well as the development of their human capital. The analysis of technologies and the determination of the effectiveness of these technologies in the educational environment is carried out on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The concept of the theory of human capital is a comprehensive approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. The relevance of the article lies in the consideration of educational digital technologies that form the basis of human capital development.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Блохин Александр Леонидович

Южный федеральный университет (г. Ростов-на-Дону)

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Аннотация. В статье проводится анализ цифровых методов повышения компетенций студентов, а также развитию его человеческого капитала. Проводится анализ технологий и определение эффективности данных технологий в образовательной среде на примере образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Концепция теории человеческого капитала - это комплексный подход к анализу широкого спектра человеческой деятельности в свете определенного мировоззрения. Актуальность статьи заключается в рассмотрении образовательных цифровых технологий, составляющих основу развития человеческого капитала.

Ключевые слова: Человеческий капитал, высшее образование, студент, цифровые технологии.

Annotation. The article analyzes digital methods of improving students' competencies, as well as the development of their human capital. The analysis of technologies and the determination of the effectiveness of these technologies in the educational environment is carried out on the example of the educational program 44.03.04 Vocational training (by industry). The concept of the theory of human capital is a comprehensive approach to the analysis of a wide range of human activities in the light of a certain worldview. The relevance of the article lies in the consideration of educational digital technologies that form the basis of human capital development.

Key words: Human capital, higher education, student, digital technologies.

Введение. Цифровые технологии стимулируют экономическое развитие и вносят существенный вклад в образование. Быстрый рост экономики дает людям четкое представление о том, что данные технологии играют важную роль в продвижении высшего образования в экономическом развитии. Однако экономика может полагаться только на технический прогресс для достижения устойчивого развития, и образование может способствовать лучшему и более быстрому развитию

- соответственно, технологии, образование и экономический рост взаимосвязаны.

Цифровые технологии могут положительно влиять на качество образования и развитие экономики, если они адаптированы и эффективно внедряются.

Доказано, что доход на душу населения может стимулировать цифровизация и качественное образование, в котором цифровые технологии занимают важную роль в качественном образовании.

Активным внедрением по введению цифровых технологий в образовательный процесс является Южный федеральный университет. Для это вуз предлагает справедливые и доступные образовательные возможности для всех будущих студентов. В ЮФУ для этого применено повышение минимального проходного балла для каждого предмета по каждому направлению подготовки и специальности. Для поступления средний балл по одному экзамену ЕГЭ составляет примерно 75 баллов. Повышение среднего балла помогает отобрать перспективных выпускников еще на этапе поступления. Данные правила приема дают абитуриентам глубокое понимание важности качества образования еще на этапе обучения в средней школе и возможных будущих перспектив обучения по различным программам подготовки в университете.

Высшая школы экономики проводила исследование, результаты которого показывают сильное отставание уровня развития базовых цифровых навыков российского населения по сравнению с подобными значениями в других странах.

«По мнению А. Прохорова и Л. Коника, суть цифровой трансформации образования - движение к индивидуализации образовательного процесса и достижение необходимых образовательных результатов на основе использования цифровых технологий.» [3].

В списке востребованных цифровых компетенций особое место занимает умение работать с информацией, следовательно, система образования призвана уже со школы призвана формировать у обучающихся критическое мышление

- способности к анализу и оценке получаемой информации - уже начиная со школы.

Цель данной статьи - показать эффективность цифровых технологий, роль образования в развитии человеческого капитала.

Изложение основного материала статьи. Применение цифровых материалов в образовательном процессе помогает в выполнении целей и задач, обоснованными современными вызовами. Развитие цифровых технологий дает возможность на развитие потенциала, преобразить образовательный процесс и т.п.

Также одним из существенных этапов учебного процесса с использованием цифровых технологий, является контрольная процедура, результаты которой показывают качество обучения и позволяют своевременно вносить коррективы в учебную работу на любом этапе. Чтобы произвести опрос большого количества студентов в течение короткого времени и объективно оценить уровень их знаний, в последние годы применяется компьютерное тестирование. Очень важна работа по составлению тестов для контроля знаний, использование их без компьютерного контроля на первом этапе, а также составление на их базе контрольнообучающих программ на втором этапе - для работы на персональном компьютере. Например, нами разработаны специальные компьютерные тесты для контроля знаний по дисциплине «Компьютерная диагностика автомобиля». Работа по индивидуальному заданию. В качестве такого задания возможно решение на компьютере билетов тестового контроля без указания кода ответов. В процессе работы над этим билетом студенты свободно пользуются электронным учебником, при необходимости консультируются с преподавателем, конспектируют вопросы и ответы билета и отмечают правильный ответ. После завершения работы над одним билетом можно перераспределить билеты. Закрепление пройденного материала. За 10-15 минут до звонка, преподаватель выключает электронные учебники, конспекты, билеты без кодов и раздает билеты по этой теме, но уже с цифровыми кодами ответов. По мере завершения работы каждым студентом преподаватель быстро проверяет коды ответов, при необходимости требует устные ответы, уточняет и комментирует ответы. Такое использование электронного учебника и билетов тестового контроля дает возможность студенту сознательно включаться в творческую работу и на достаточно высоком уровне овладеть содержанием учебного материала. Попрактиковавшись под руководством преподавателя в работе с электронным учебником, студент легко переходит к эффективной самостоятельной работе. Повышается их заинтересованность, улучшается посещаемость. Уменьшается время общей подготовки к каждому занятию, так как часть информации передает студенту электронный учебник. Еще одно из достоинств работы с билетами тестового контроля - достижение прочности усвоения путем закрепления материала.

Самостоятельная работа студентов. Обычно, когда преподаватель выдает студентам задание для самостоятельной работы, он в конце каждого занятия указывает параграфы или страницы учебника. Однако такой прием эффективен лишь в том случае, когда даются отдельные задачи, упражнения (конспектирование учебника не дает желаемого результата, а

проверка ответов требует дополнительных затрат времени преподавателя). По курсу дисциплины «Компьютерная диагностика автомобиля» таких заданий в бумажных учебниках нет.

О необходимости внедрения цифровых технологий и инноваций для эффективного развития человеческого капитала говорят многие ученые: «... без, знаний или ценностей людей, известных как человеческий капитал, без хорошей системы образования и обучения, широкого распространения знаний в сфере производственных услуг, индустрии не достичь роста в различных сферахэкономики» [1].

«Цифровые технологии - технологии сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде. К ним относятся компьютерный инжиниринг, Интернет вещей, промышленные роботы, автоматизированные линии, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии искусственного интеллекта (машинного обучения) и т.д.» [2].

Применение цифровых технологий в развитии человеческого капитала при реализации образовательной программе эффективно и при сетевой форме организации образовательного процесса (Рис. 1).

Инновация в освоении образовательной программы [4] заключается в возможности выбора студентами дополнительных дисциплин в дистанционном обучение в виде элективных курсов для повышения своей компетенции.

Перед изучением элективных курсов студент проходит тестирование на «программе для ЭВМ Определение параметра человеческого капитала индивидуума» с дальнейшим занесением результатов в базу данных «Динамика изменения показателя человеческого капитала». Курсы индивидуальные, внимание сосредотачивается на формировании человеческого капитала отдельных студентов - благодаря объективной количественной оценке важнейших критериев человеческого капитала. Для каждого курса в учебном плане нами проставлены курсы на выбор, направленные на развитие конкретных компетенций.

Освоив выбранные курсы, обучающийся повторно тестируется на программе для ЭВМ. Повторное тестирование показало, выше предыдущего показатели развития человеческого капитала студентов по различным критериям на 5-7%. Это доказывает эффективность нашей методики по развитию человеческого капитала студентов с использованием цифровых технологий.

Одним из наиболее важных на наш взгляд вопросов, содержащемся в эксперименте, является оценка элективности обучения. Мы уточнили содержание данного термина как «предоставление возможности выбора параметров обучения». Результат: более 75% респондентов высказали позитивное отношение к элективному обучению.

По нашему мнению, это обусловлено стремлением обучающегося к достижению конкретной жизненной цели, что и позволило им высказаться в пользу индивидуализации обучения. Данный вывод находит свое косвенное подтверждение при ответе обучающимися на вопрос об использовании ими жизненного опыта в процессе обучения. Так, почти половина респондентов (49,2%) отметили, что часто опираются на имеющийся жизненный опыт в ходе обучения. Опыт жизни каждого человека сугубо индивидуален, жизненные цели, задачи и устремления так же субъективны, отсюда возникает предпочтение студента обучаться по индивидуальной программе с учетом всех личных особенностей и потребностей. В ходе исследования определено, что важнейшим фактором повышения уровня мотивации обучающегося является учет в академической среде дифференцированных потребностей людей в получении образования, предоставление им свободы выбора в системе обучения, т.е. максимально полную реализацию принципа элективности.

В процессе проведения эмпирических исследований материально-техническое обеспечение образовательного процесса является важным условием для реализации поставленных задач обучения. В связи с тем, что материально-техническое обеспечение - это оснащенность образовательной организации средствами обучения: учебные пособия, техническое оборудование, экранно-звуковые пособия и другое, необходимое для эффективного достижения дидактических целей. В процессе дистанционного обучения у студентов формируется профессиональный навык реализации работ в следующих цифровых инструментах: AnyLogic, Google, Google Формы. С помощью перечисленных ресурсов обучающиеся осуществляют поиск необходимых для работы материалов, создают компьютерную логистическую модель, проходят итоговое анкетирование. В связи с этим образовательные организации должны быть обеспечены необходимой материально-технической базой: наличием компьютерного класса, оборудованного техническими средствами обучения - компьютерами, программным обеспечением, способствующим качественной подготовки специалистов и конечно же Интернет.

Для формирования и контроля компетенций использовались следующие методы:

- общенаучный метод теоретического исследования (сравнительный анализ);

- эмпирический метод (изучение передового опыта ведущих стран в вопросе подготовки бакалавров).

Этапы исследования рассматривались на примере преподавания технических дисциплин: складская логистика, компьютерная диагностика автомобиля, с последующим формированием профессиональных компетенций. На современном

(внутрисетевая мобильность студента)'

Рисунок 1. Пример сетевой формы организации образовательного процесса

рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который обладает, в первую очередь, набором некогнитивных компетенций, и традиционно называемый «гибким специалистом». Рынок труда в России достаточно высоко оценивает человеческий капитал и специалистов с высшим образованием.

Одним из основных структурных компонентов преподавания технических дисциплин бакалавриата, является диагностический блок, раскрываемый через систему контроля. Оценка и учет достижений студентов на курсе осуществляется на определении достижения промежуточных и конечных целей обучения.

Сегодня, благодаря внедрению цифровых технологий, в вузах ведется формирование новой образовательной среды, для подготовки специалистов нового поколения. Образовательная среда - эта «точка кипения», в создании прогресса, инвестиционного ресурса - человеческого капитала.

Дальнейшая подготовка студентов и их исследования в развитии человеческого капитала уже не возможна без использования цифровых технологий, это относится и ко всем уровням образования - от начальной школы до непрерывного образования. Поэтому представленные нами методы, являются одним из инструментов исследования развития человеческого капитала с использованием цифровых технологий. Необходимо создать благоприятные условия для роста собственных инноваций, используя лучшие мировые теории и практики.

Выводы. Использование возможностей и применение цифровых технологий в развитии человеческого капитала, при подготовке педагогов профессионального обучения, переход к цифровой трансформации образовательного процесса, способствует формированию у студентов профессиональных и личностных компетенций в условиях непрерывного образования. Проведя исследование, на примере освоения «образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профессиональное обучение технологии транспортно-логистических процессов» [4], мы выявили, что возможности интеграции цифровых технологий в образовательный процесс - применение дистанционного обучение при освоении элективных курсов, не повлияло на качество обучения, а наоборот повысило человеческий капитала студентов. Также нами была отмечена высокая заинтересованность студентов, как в участии в проведении образовательного исследования, так и к компьютерному тестированию на программе для ЭВМ.

Литература:

1. Берджесс, С. Человеческий капитал и образование: современное состояние экономики образования / С. Берджесс // IZA DP.- 2016. -№9885.

2. Пелинеску, Э. Влияние человеческого капитала на экономический рост / Э. Пелинеску // 2-я Международная конференция «Экономические научные исследования - теоретические, эмпирические и практические подходы» ESPERA. 13-14 ноября 2014 г. - Бухарест. Румыния. - http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/). - doi: 10.1016/S2212-5671(15)00258-0 (дата обращения: 31.10.2023)

3. Прохоров, А. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, Л. Коник. - М.: ООО «АльянсПринт», 2019. -368 с.

4. Образовательные программы ЮФУ. - URL: https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N13813/D (дата обращения: 31.10.2023)

Педагогика

УДК 37.042

кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Станислав Викторович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); доктор сельскохозяйственных наук, профессор Иванов Виктор Михайлович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья посвящена изучению эффективности педагогического сопровождения современного образовательного процесса. Цель настоящего исследования - изучить эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Проанализированы факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при его сопровождении. Статья отражает результаты проведённого среди учащихся десятых и одиннадцатых классов МБОУ лицея № 35 г. Ставрополя исследования. В ходе исследования произведена оценка и анализ мотивации учащихся на процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности. Приведены данные об успеваемости по данному предмету. Исследование раскрывает результаты исследования уровня сформиованности у учащихся традиционных ценностей, лежащих в основе овладения знаниями в области безопасности жизнедеятельности. В статье раскрывается содержание психолого-педагогического сопровождения, повышающего эффективность усвоения учащимися знаний по основам безопасного поведения. Уделено внимание мотивации современного учебного процесса, практико-ориентированному обучению, использованию современных инновационных технологий. Акцентируется внимание на патриотическом воспитании учащихся и формировании активной гражданской позиции в процессе изучения предмета.

Ключевые слова: образовательный процесс; сопровождение; мотивация; мониторинг; успеваемость; эффективность.

Annotation. The article is devoted to the study of the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process. The purpose of this study is to study the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process in the process of studying the basics of life safety. The factors influencing the effectiveness of the educational process in its support are analyzed. The article reflects the results of the Lyceum No. 35 conducted among students of the tenth and eleventh grades of MBOU. Stavropol research. In the course of the study, the assessment and analysis of students' motivation for the process of learning the basics of life safety was carried out. The data on academic performance in this subject are given. The study reveals the results of the study of the level of formation of students' traditional values underlying the acquisition of knowledge in the field of life safety. The article reveals the content of psychological and pedagogical support, which increases the effectiveness of students' assimilation of knowledge on the basics of safe behavior. Attention is paid to the motivation of the modern educational process, practice-oriented learning, the use of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.