Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / сопровождение / мотивация / мониторинг / успеваемость / эффективность / educational process / support / motivation / monitoring / academic performance / efficiency

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Станислав Викторович, Иванов Виктор Михайлович, Трущелёва Анна Васильевна

Статья посвящена изучению эффективности педагогического сопровождения современного образовательного процесса. Цель настоящего исследования изучить эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Проанализированы факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при его сопровождении. Статья отражает результаты проведённого среди учащихся десятых и одиннадцатых классов МБОУ лицея № 35 г. Ставрополя исследования. В ходе исследования произведена оценка и анализ мотивации учащихся на процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности. Приведены данные об успеваемости по данному предмету. Исследование раскрывает результаты исследования уровня сформированности у учащихся традиционных ценностей, лежащих в основе овладения знаниями в области безопасности жизнедеятельности. В статье раскрывается содержание психолого-педагогического сопровождения, повышающего эффективность усвоения учащимися знаний по основам безопасного поведения. Уделено внимание мотивации современного учебного процесса, практико-ориентированному обучению, использованию современных инновационных технологий. Акцентируется внимание на патриотическом воспитании учащихся и формировании активной гражданской позиции в процессе изучения предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Станислав Викторович, Иванов Виктор Михайлович, Трущелёва Анна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process. The purpose of this study is to study the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process in the process of studying the basics of life safety. The factors influencing the effectiveness of the educational process in its support are analyzed. The article reflects the results of the Lyceum No. 35 conducted among students of the tenth and eleventh grades of MBOU. Stavropol research. In the course of the study, the assessment and analysis of students' motivation for the process of learning the basics of life safety was carried out. The data on academic performance in this subject are given. The study reveals the results of the study of the level of formation of students' traditional values underlying the acquisition of knowledge in the field of life safety. The article reveals the content of psychological and pedagogical support, which increases the effectiveness of students' assimilation of knowledge on the basics of safe behavior. Attention is paid to the motivation of the modern educational process, practice-oriented learning, the use of modern innovative technologies. Attention is focused on the patriotic education of students and the formation of an active civic position in the process of studying the subject.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который обладает, в первую очередь, набором некогнитивных компетенций, и традиционно называемый «гибким специалистом». Рынок труда в России достаточно высоко оценивает человеческий капитал и специалистов с высшим образованием.

Одним из основных структурных компонентов преподавания технических дисциплин бакалавриата, является диагностический блок, раскрываемый через систему контроля. Оценка и учет достижений студентов на курсе осуществляется на определении достижения промежуточных и конечных целей обучения.

Сегодня, благодаря внедрению цифровых технологий, в вузах ведется формирование новой образовательной среды, для подготовки специалистов нового поколения. Образовательная среда - эта «точка кипения», в создании прогресса, инвестиционного ресурса - человеческого капитала.

Дальнейшая подготовка студентов и их исследования в развитии человеческого капитала уже не возможна без использования цифровых технологий, это относится и ко всем уровням образования - от начальной школы до непрерывного образования. Поэтому представленные нами методы, являются одним из инструментов исследования развития человеческого капитала с использованием цифровых технологий. Необходимо создать благоприятные условия для роста собственных инноваций, используя лучшие мировые теории и практики.

Выводы. Использование возможностей и применение цифровых технологий в развитии человеческого капитала, при подготовке педагогов профессионального обучения, переход к цифровой трансформации образовательного процесса, способствует формированию у студентов профессиональных и личностных компетенций в условиях непрерывного образования. Проведя исследование, на примере освоения «образовательной программы 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) Профессиональное обучение технологии транспортно-логистических процессов» [4], мы выявили, что возможности интеграции цифровых технологий в образовательный процесс - применение дистанционного обучение при освоении элективных курсов, не повлияло на качество обучения, а наоборот повысило человеческий капитала студентов. Также нами была отмечена высокая заинтересованность студентов, как в участии в проведении образовательного исследования, так и к компьютерному тестированию на программе для ЭВМ.

Литература:

1. Берджесс, С. Человеческий капитал и образование: современное состояние экономики образования / С. Берджесс // IZA DP.- 2016. -№9885.

2. Пелинеску, Э. Влияние человеческого капитала на экономический рост / Э. Пелинеску // 2-я Международная конференция «Экономические научные исследования - теоретические, эмпирические и практические подходы» ESPERA. 13-14 ноября 2014 г. - Бухарест. Румыния. - http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/4.0/). - doi: 10.1016/S2212-5671(15)00258-0 (дата обращения: 31.10.2023)

3. Прохоров, А. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт / А. Прохоров, Л. Коник. - М.: ООО «АльянсПринт», 2019. -368 с.

4. Образовательные программы ЮФУ. - URL: https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N13813/D (дата обращения: 31.10.2023)

Педагогика

УДК 37.042

кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Станислав Викторович

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); доктор сельскохозяйственных наук, профессор Иванов Виктор Михайлович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Трущелёва Анна Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Аннотация. Статья посвящена изучению эффективности педагогического сопровождения современного образовательного процесса. Цель настоящего исследования - изучить эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Проанализированы факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при его сопровождении. Статья отражает результаты проведённого среди учащихся десятых и одиннадцатых классов МБОУ лицея № 35 г. Ставрополя исследования. В ходе исследования произведена оценка и анализ мотивации учащихся на процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности. Приведены данные об успеваемости по данному предмету. Исследование раскрывает результаты исследования уровня сформиованности у учащихся традиционных ценностей, лежащих в основе овладения знаниями в области безопасности жизнедеятельности. В статье раскрывается содержание психолого-педагогического сопровождения, повышающего эффективность усвоения учащимися знаний по основам безопасного поведения. Уделено внимание мотивации современного учебного процесса, практико-ориентированному обучению, использованию современных инновационных технологий. Акцентируется внимание на патриотическом воспитании учащихся и формировании активной гражданской позиции в процессе изучения предмета.

Ключевые слова: образовательный процесс; сопровождение; мотивация; мониторинг; успеваемость; эффективность.

Annotation. The article is devoted to the study of the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process. The purpose of this study is to study the effectiveness of pedagogical support of the modern educational process in the process of studying the basics of life safety. The factors influencing the effectiveness of the educational process in its support are analyzed. The article reflects the results of the Lyceum No. 35 conducted among students of the tenth and eleventh grades of MBOU. Stavropol research. In the course of the study, the assessment and analysis of students' motivation for the process of learning the basics of life safety was carried out. The data on academic performance in this subject are given. The study reveals the results of the study of the level of formation of students' traditional values underlying the acquisition of knowledge in the field of life safety. The article reveals the content of psychological and pedagogical support, which increases the effectiveness of students' assimilation of knowledge on the basics of safe behavior. Attention is paid to the motivation of the modern educational process, practice-oriented learning, the use of

modern innovative technologies. Attention is focused on the patriotic education of students and the formation of an active civic position in the process of studying the subject.

Key words: educational process; support; motivation; monitoring; academic performance; efficiency.

Введение. Содержание образовательных программ, как и непосредственно сам процесс обучения, на современном этапе развития образования оказывается под влиянием информационной среды. В данных условиях актуальность приобретают вопросы повышения эффективности усвоения школьниками потока научной информации и знаний, адаптации детского организма к увеличивающимся учебным нагрузкам и сохранения их психосоматического здоровья.

Изложение основного материала статьи. Составляющая социальную среду школа зачастую является причиной возникновения для учащихся ряда психологических трудностей, которые укладываются в один из четырёх комплексов [6, С. 41-44].

Первый из них обусловлен переходом на новую ступень образования, с необходимостью отойти от привычной игровой деятельности к совершенно иной и ещё не очень привлекательной деятельности - учению, с изменением жизненного уклада, связанного с переходом от семьи к коллективу, от относительно свободной активности к жёстко регламентированной деятельности. При этом степень трудностей приспособления ребёнка к школе определяется тем, насколько полноценно подготовили ребёнка к учебной деятельности [3, С. 252-286].

Во-вторых, школьнику приходится адаптироваться к требованиям учебного процесса. В последние два десятилетия давление со стороны родителей, педагогов и одноклассников становится более интенсивным, что связано с более глубоким осознанием необходимости образования [5, С. 425-428].

В-третьих, цифровизация современного общества в определённой степени способствует росту трудностей освоения школьных знаний. Когнитивная неэффективность обучения в условиях цифровизации связана с низким уровнем сохранения учебных знаний в долговременной памяти и низким фокусом учебного внимания.

В-четвёртых, наличие в современном образовательном процессе соревновательного момента среди учащихся, связанного со стремлением получения высоких оценок, приводит к появлению негативного отношения к отстающим ученикам. Вследствие чего у таких детей недостатки формирования образа «Я»: они примеряют на себя роль неудачников. Это ставит ограничения на пути их дальнейшего саморазвития, а также усиливает вероятность возникновения психосоматических нарушений [4, С. 45-50].

Качество образовательного процесса оказывается зависимым и от других факторов, связанных с материально-техническим оснащением образовательной организации, наполняемостью вариативной части учебного плана, содержанием рабочих учебных программ, учебников, качеством преподавания учебного материала и управления учебным процессом, уровнем квалификации и компетентности педагогов, их личностной характеристикой, с мониторингом образовательного процесса [9, С. 174-177].

Повышение мотивации учащихся к учению, а также эффективность организации учебного процесса в целом, будет определяться полнотой оснащения материально-технической базы школы: насыщенностью предметно-пространственной среды, технической наполняемостью учебным оборудованием, обеспеченностью современными учебниками и учебно-методическими пособиями и др. [2, С. 200-205].

Содержание основных образовательных программ, учебная нагрузка обучающихся, а также необходимый уровень их подготовки отражены в учебном плане образовательной организации.

Еще одним локальным нормативным документом, в котором отражено содержание необходимых для освоения учащимися компетенций, знаний, умений и навыков по конкретному учебному предмету, становится рабочая программа. Она определяет научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета. Именно в ней прописываются дидактические единицы и общее количество часов, отводимое на их изучение. Успешность и действенность процесса обучения зависит от того насколько полно учащиеся овладели программным материалом данного предмета.

Учитель, его компетентность, профессионализм и определённые личностные качества оказывают непосредственное влияние на качество учебного процесса [8, С. 109].

Эффективность учебного процесса определяется также качеством проводимого в системе образования мониторинга. Объектом обследования при этом является собственно сам образовательный процесс. А информация, полученная в ходе мониторинговых исследований, призвана обеспечить педагогический состав необходимыми данными для выбора адекватной модели обучения и воспитания обучающихся, а также способствует эффективному прогнозированию и управлению образовательным процессом. [7, С. 203-204].

Реализация мониторинга в образовании должна учитывать специфику детско-подросткового возраста, который является периодом наиболее лёгкого и естественного обучения подрастающего поколения основным стратегиям поведения, приводящим в дальнейшем к результативной самореализации, более полному раскрытию интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Одним из первоочередных шагов в данном направлении, является организация комфортной, и вместе с тем психологически безопасной образовательной среды для детей и подростков через создание определённых социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением всего учебно-воспитательного процесса [1, С. 28; 10].

Процесс сопровождения в образовательном пространстве школы предполагает создание обучающимся благоприятных социальных и психологических условий, необходимых как для их успешного обучения, так и для их социально-психологического развития в целом.

Учитывая этот факт, целью настоящего исследования является изучение эффективности педагогического сопровождения процесса обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

- изучить мотивацию учащихся к процессу обучения основам безопасности жизнедеятельности;

- оценить воспитание учащихся на уроках ОБЖ на основе практических ценностей при психолого-педагогическом сопровождении;

- оценить успеваемость учащихся по практико-ориентированному обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности;

- изучить кейс-метод и модульную технологию как эффективный инструмент в структуре современного образовательного процесса;

- проанализировать эффективность патриотического воспитания учащихся с психолого-педагогическим сопровождением.

Настоящее исследование представляется актуальным, что обусловлено решением вопросов повышения эффективности усвоения знаний учащимися, а также адаптации детского организма к учебным нагрузкам и сохранения психосоматического здоровья детей.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что впервые была изучена эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса на примере МБОУ лицей № 35 г. Ставрополя.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут широко использоваться в современном образовательном процессе для повышения его эффективности и сохранения здоровья детей.

Теоретическая значимость работы заключается в создании системы педагогических критериев, необходимых для повышения эффективности современного образовательного процесса.

Изучение эффективности педагогического сопровождения образовательного процесса по ОБЖ проводились в 10 и 11 классах МБОУ лицей № 35 г. Ставрополя. Старшеклассники указанных классов учились в двух параллельных классах - «А» и «Б», по 22-25 человек в каждом классе. В «Б» классах учебная деятельность проходила с психолого-педагогическим сопровождением. В «А» классах учебная работа строилась по общепринятой методике. На основании проведенных исследований, анализа результатов успеваемости учащихся делались выводы об эффективности педагогического сопровождения современного образовательного процесса.

Для достижения целей и решения поставленных задач в работе применялись теоретические и эмпирические методы исследований, анкетирование, методы математической статистической обработки результатов исследований, анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса включало изучение влияния мотивации учащихся на процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности.

В ходе проведенных исследований нами были выявлены и оценены четыре основных мотива, которые побуждают школьников учиться и становиться профессиональной личностью.

Первый мотив связан с познавательным интересом к предмету. У школьников 10 класса данный мотив составляет 17%, у одиннадцатиклассников - 19%. Наши исследования показали незначительное увеличение показателя вышеуказанного мотива с возрастом учеников и совершенствованием системы их знаний.

Второй мотив, который мы считаем основным, и по нашим наблюдениям, являющимся побуждающим школьников учиться - это проведение профориентационной работы. Он не изменяется с возрастом и составляет 46-47% у учащихся 10 и 11 классов.

Третий показатель - сознательность ученика. Анализ динамики данного мотива показал, что сознательность учеников одиннадцатых классов увеличивается по сравнению с десятиклассниками и составляет 26% и 30% соответственно.

И последний показатель - принуждение, динамично уменьшающийся с ростом возраста учащихся 10 и 11 классов - 9% и 5% соответственно.

Анализ успеваемости учащихся в классах с психолого-педагогическим сопровождением показал, что хороших и отличных оценок по основам безопасности жизнедеятельности школьники 10-х и 11-х классов получили на 3-4 % больше, чем в обычных классах, в которых ОБЖ изучали по общепринятой методике.

Проведенный нами анализ позволил предложить следующие перспективные мероприятия, ориентированные на формирование учебной мотивации:

- создание научно-методических основ формирования мотивации безопасной жизнедеятельности;

- разработка программы развития духовно-нравственного воспитания школьников в области безопасности жизнедеятельности;

- развитие психолого-педагогических технологий формирования качеств личности безопасного типа;

- разработка воспитательных и просветительских программ формирования среди учащихся стереотипа здорового образа жизни.

Исследования по формированию у учащихся традиционных ценностей (духовно-нравственных, культурных, интеллектуальных) показали следующие результаты: ученики опытной группы (где применялась методика сопровождения), превосходили учащихся контрольной группы по таким показателям, как:

- стремление приобрести хорошую профессию (рост составил 6%);

- стремление стать образованным (в экспериментальной группе на 8% выше, чем в контрольной);

- готовность к самостоятельной жизни на 8% выше в экспериментальный группе, но учащиеся экспериментальной группы уступали учащиеся контрольной группы по желанию стать богатым, быть не хуже других и утвердиться среди близких людей.

Учащиеся экспериментальной группы, в которой реализуется психолого-педагогическое сопровождение, показывали лучшие знания по русской культуре, истории, ориентировались в жизни на идеалы. Они меньше совершали безнравственных поступков, имели более высокие показатели по учебным дисциплинам, были более культурными и воспитанными как в стенах школы, так и вне образовательного учреждения.

Таким образом, методика воспитания учащихся, основанная на психолого-педагогическом сопровождении с учетом традиционных ценностей способствует формированию у учащихся патриотических, нравственных принципов, способствует стимулированию повышения качества подготовки выпускников школ и повышает их культурный уровень.

Анализ успеваемости учащихся по практико-ориентированному обучению на уроках основ безопасности жизнедеятельности показал следующее:

- отличных знаний при использовании психолого-педагогического сопровождения на занятиях добились 29% десятиклассников и 31% учеников 11 класса (по сравнению с контрольными группами -24% и 25% соответственно);

- хорошие знания получили 42% десятиклассников и 41% учеников Пкласса, а у учащихся контрольных групп соответственно - 32% и 35%.

Таким образом, практико-ориентированное обучение с психолого-педагогическим сопровождением повышает уровень успеваемости учащихся и способствует приобретению ими необходимых знаний.

Практико-ориентированное обучение с психолого-педагогическим сопровождением педагоги может опираться на использование кейс-метода, который становится достаточно действенным средством, позволяющим переложить теоретические знания на решение практических задач. Применение кейс-метода оказывает влияние на формирование у обучающихся самостоятельности критического мышления, развитие умений слышать и принимать противоположную позицию, обоснованно высказать свое мнение. С помощью этого метода учащиеся получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы, т.е. компетенции, которые особенно необходимы при овладении предметом «Безопасность жизнедеятельности».

Использование кейс-метода способствовало тому, что учащиеся 10 и 11 классов, в которых реализовывалось психолого-педагогическое сопровождение, на 2-3% больше получили отличных оценок и на 3-5% хороших по сравнению с учащимися, которые занимались по обычной методике без использований кейс-метода.

Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод обеспечил обучающимся лучшее освоение теоретических положений и помог овладеть практическими приёмами освоения учебного материала.

Кроме кейс-метода в экспериментальных классах нами была использована модульная технология, которая является эффективным инструментом в структуре современного образовательного процесса.

Модульная технология, относящаяся к интерактивным технологиям обучения, предполагает особую организацию совместной работы педагога и обучающегося. Обучающийся при этом самостоятельно последовательно осваивает отдельные модули индивидуальной программы, в состав которых входит план действий, блок информации и методическое руководство по достижению цели проводимого обучения основам безопасности жизнедеятельности. Используя модульную систему обучения, необходимо помнить о том, что она должна отвечать требованиям государственного образовательного стандарта.

Применение модульной технологии способствовало повышению успеваемости у учащихся экспериментальных групп учащихся 10 и 11 классов, в которых осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение по сравнению с контрольными группами (3-5%).

В ходе реализации воспитательной работы в общеобразовательных организациях в настоящее время необходимо акцентировать внимание на воспитание патриотических чувств у учащихся.

Воспитание патриотических чувств учащихся - это одна из ведущих задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому и родной улице.

Проведенные нами исследования показали, что эффективность освоения материала по патриотическому воспитанию у учащихся экспериментальных групп, в которых ведется психолого-педагогическое сопровождение на 5-8% выше, чем у учащихся контрольных групп (10и 11 классы).

В настоящее время одной из главных задач воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, которая способна не только воспользоваться своими правами, но и может взять на себя всю полноту ответственности за собственные действия.

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с действительностью.

Проведенные нами исследования контрольных и экспериментальных групп учащихся 10 и 11 классов позволили нам получить данные по следующим показателям:

- патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье): экспериментальная группа - 66%, а в контрольной группе данный показатель составил 50%;

- гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране): экспериментальная группа показала 58% и 45% - контрольная группа;

- активная жизненная позиция: в экспериментальной группе - 46% и в контрольной группе - 40%;

- нравственность в экспериментальной группе составила 39%, а в контрольной - 35%;

- творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение) в экспериментальной группе составило 25% и в контрольной группе - 20%.

Выводы. Проведённое исследование позволяет сделать выводы, что эффективность педагогического сопровождения современного образовательного процесса через мотивацию учебного процесса, воспитание учащихся на основе традиционных ценностей, практико-ориентированное обучение, использование кейс-метода и модульной технологии, патриотическое воспитание учащихся, формирование активной гражданской позиции положительно влияет на результаты обучения и повышает эффективность усвоения знаний в области безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, поставленная цель по изучению и оценки эффективности педагогического сопровождения современного образовательного процесса была выполнена. Результаты исследования могут содействовать повышению эффективности усвоения учащимися знаний через его сопровождение, адаптацию детского организма к учебным нагрузкам и сохранение психосоматического здоровья детей, что, несомненно, составляет не только практическую, но и теоретическую ценность подобных исследований.

Литература:

1. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. -Москва: НИИ школьных технологий, 2010. - 335 с.

2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников / И.А. Баева // Экопсихологические исследования: сборник материалов 5-й Всероссийской конференции по экологической психологии (Москва, 26-27 ноября 2008 г.) / Под ред. В.И. Панова. - Москва: ПИ РАО, 2009. - 352 с.

3. Гилемханова, E.H. Комплексная модель оценки риска социокультурной образовательной среды школы / E.H. Гилемханова, Р.И. Баянов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Tetters): электронный научный журнал. -2020. -№7 (июль). ART 2861,-URL: http://emissia.org/offline/2020/2861.htm. (дата обращения: 18.03.2023)

4. Иванченко, И.В. Методика диагностики рисков образовательной среды / И.В. Иванченко, И.В. Пилюгина, Е.В. Шелпова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. -2018,- №3. - С. 45-50

5. Корлякова, С.Г. Психологическое здоровье педагогов в условиях профессиональных рисков современной образовательной среды / С.Г. Корлякова, E.H. Францева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 68. - С. 425-428

6. Куликова, Т.Н. Риски и угрозы психологической безопасности студентов в поликультурной образовательной среде / Т.П. Куликова, К.Н. Шалагинова // Научный потенциал. - 2020. - №28. - С. 41-44

7. Лактионова, Е.Б. Психологические риски в образовательной среде: типология, классификация, факторы формирования / под ред. В.И. Панова. - Москва: ПИ РАО, 2009. - С. 203-204

8. Лялюк, A.B. Уровни рисков психолого-педагогической безопасности образовательной среды и личности обучающегося / A.B. Лялюк // Вестник ТвГУ. - 2019. - Выпуск 3(48). - С. 108-117

9. Малышенко, A.B. Социально-психологические риски в образовательной среде / A.B. Малышенко // Вестник науки. - 2020. - №12 (33). - С. 174-177

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». - URL: https://ugatu.su/media/eduInfo/psih-ped_soprovojdenie_obuchayushihsya.pdf (дата обращения: 19.03.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.