УДК 37.02 ББК 74.266.89 © Е. Ю. Голубь
Е. Ю. Голубь
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дается теоретико-методологическое обоснование модели учебно-исследовательской деятельности учащихся средних классов, направленной на формирование умений анализировать и обобщать материал, вникать в суть проблемы, используя полученные знания на практике, а также на развитие познавательного интереса учащихся к предмету основ безопасности жизнедеятельности. Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе школьного образования особое значение приобретает проблема развития учебно-исследовательской деятельности обучающихся, которая, в соответствии с новыми образовательными стандартами нуждается в новых психолого-педагогических подходах к ее содержанию в рамках учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности. Методологическую основу научного исследования составляют личностно - деятельностный и компетентностный подходы. Цель исследования - разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка дидактической модели учебно-исследовательской деятельности школьников средних классов в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, направленной на развитие познавательного интереса. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: определить содержание компонентов модели учебно-исследовательской деятельности: целевого, мотивационного (личностного), содержательно-процессуального и оценочного (результативного); проверить эффективность предложенной модели, используя показатели оценочно-результативного блока в ходе педагогического эксперимента. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты существенно дополнят теорию и методику обучения безопасности жизнедеятельности сведениями о содержании компонентов модели учебно-исследовательской деятельности, критериях ее оценки. Практическая значимость работы сводится к практике диагностирования познавательного интереса школьников в рамках предметного обучения, а также при внедрении в образовательный процесс элективного курса «Исследовательская деятельность обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности» в рамках внеклассной работы.
Ключевые слова: модель учебно-исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, средние классы, безопасность жизнедеятельности.
роизошедшие за последние годы изме-
П нения в практике российского образования свидетельствуют о новом качестве образования, ориентация которого направлена на формирование новой системы универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности обучающихся. Это подтверждается и нормами Федеральных государственных образовательных стандартов для всех типов образовательных организаций, в которых определено, что формирование большинства компетенций, связано с умением обучающихся самостоятельно добывать знания, анализировать и обобщать их, оценивать информацию, изучать явления, факты, процессы [2, с.3]. И.А. Букреева отмечает, что учебно-исследовательская деятельность способствует не только непосредственному развитию аналитического и творческого мышления, самостоятельному освоению новых знаний, но и развитию познавательного интереса посредством обучения [3, с.310].
В общеобразовательных учреждениях важность этой задачи сложно переоценить, ведь к учащимся средних классов предъявляются достаточно высокие требования со стороны школы и общества, от подростка ждут постоянного повышения результатов учебной деятельности, высокой успеваемости. Поэтому система образования нуждается в новых психолого-педагогических подходах по формированию знаний, умений, приобретению разностороннего опыта познавательной деятельности.
По мнению А.С. Обухова этого можно достичь
при включении в процесс обучения учебно-исследовательской деятельности «...развитая исследовательская деятельность, позволяет человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения, а также с субъективной реальностью» [4, с. 20]. Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет решать и еще одну немаловажную задачу, поставленную федеральным стандартом перед образованием - формирование универсальных учебных действий.
Сфера «Безопасность жизнедеятельности» и ее специфические черты (межпредметный и интеграционный характер, практическая направленность курса) определяют необходимость всестороннего рассмотрения учебно-исследовательской деятельности в аспекте развития познавательного интереса школьников средних классов. Данную задачу, возможно решить, если в образовательный процесс будет включаться учебно-исследовательская деятельность, позволяющая наиболее полно, а главное, своевременно обеспечивать становление отдельных механизмов обучающихся: операционно-деятельностного, рефлексивного и интеллектуального.
На уроках основ безопасности жизнедеятельности это особенно важно, ведь вся учебная программа предмета неразрывно связана с жизнью и способностью грамотно, творчески и логически мыслить в нестандартных, опасных и чрезвычайных ситуациях, что будет способствовать сохранению жизни и здоровья обучающегося и его окружения. Включение
школьников в исследовательскую деятельность может способствовать как формированию технологии анализа ситуаций, осуществлению выбора эффективных решений, правильному выстраиванию границ мышления, скрытых возможностей, так и формированию нестандартных идей, и развитию познавательных способностей [4, с. 24]
Обзор психо лого-педагогической литературы, анализируемой нами, свидетельствует, что учебно -исследовательская деятельность учащихся средней ступени, в настоящий момент, не является объектом научного изыскания в рамках образовательного процесса по ОБЖ. Представленные в научно -методической литературе подходы, а также приемы и механизмы реализации исследовательской деятельности в ходе учебного процесса направлены, в основном, на характеристику и теоретическое описание учебно-исследовательской работы [5, с.32], классификацию исследовательской деятельности [1, с.14]. Сфера «Безопасность жизнедеятельности» и ее специфические черты (межпредметный и интеграционный характер, практическая направленность курса) определяют необходимость всестороннего рассмотрения учебно-исследовательской деятельности в аспекте развития познавательного интереса школьников средних классов.
Вышеизложенное позволяет выявить существующее противоречие, которое заключается в потенциальных возможностях школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для реализации эффективной учебной работы школьников и недостаточно разработанных способов актуализации и реализации учебно-исследовательского вида деятельности, в том числе, направленного на повышение познавательного интереса обучающихся.
Проблема исследования, заключается в системном и целенаправленном осуществлении учебно-исследовательской деятельности в курсе основ безопасности жизнедеятельности, направленной на самостоятельное добывание новых знаний, их анализ и на повышение познавательного интереса к исследовательской деятельности и предмету в целом.
Мы предположили, что учебно -исследовательская деятельность обучающихся на уроках ОБЖ будет осуществляться более эффективно и способствовать развитию познавательного интереса, если: первое, разработать и внедрить в образовательный процесс основ безопасности жизнедеятельности модель учебно-исследовательской деятельности; второе, внедрить комплекс условий организационного и педагогического характера, который будет основываться на создании такого образовательного пространства, направленного не только на использование дидактического синтеза естественно - научных методов деятельности, но и на включении в деятельность таких знаний, которые приобретались бы в ходе реализации исследовательского метода; третье, использовать формы обучения, обеспечивающие эффективное взаимодействие между субъектами учения (учителем и учеником), основанные на субъект-субъектных связях.
Так как любая модель — это абстрактная проекция сути исследуемого явления, проектируемая нами модель учебно-исследовательской деятельности школьников средней ступени в рамках обучения ОБЖ, включает следующие компоненты (блоки): целевой, мотивационный (или личностный), содержательно-процессуальный и оценочный (или результативный), каждый из которых связан между собой как структурно, так и функционально. Характеристика структурной модели учебно-познавательной деятельности в рамках обучения основам безопасности жизнедеятельности представлена нами на рисунке 1.
Первый, целевой блок, служит, основным системообразующим компонентом, опираясь на который мы определяли содержание и направления работы учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе ОБЖ. Этот блок включает такие элементы как «социальный заказ», «цель», «подходы и дидактические функции» учебно-исследовательской деятельности.
Второй, мотивационный компонент включает показатели направленности на исследовательскую деятельность, показатели, характеризующие познавательную способность, опыт исследовательской деятельности и показатели их формирования, обеспечивающие успешность исследовательской деятельности школьников.
Третий, содержательно-процессуальный компонент позволяет интегрировать в процесс формирования исследовательской деятельности школьников знаний отдельные темы по химии, биологии, виды познавательной деятельности: опытной, аналитической, интегрировать отдельные компоненты содержания образования.
Четвертый, оценочный компонент, представлен системой критериев и показателей, определяющими результативность процесса обучения. Такими критериями в соответствии с выделенными в нашей модели структурными элементами являются: мотива-ционный критерий представлен показателями направленности личности (например, коэффициентом); показателями развития познавательного отношения школьников к учебно-исследовательской деятельности; рефлексивный критерий, характеризуется показателями самооценки, которые можно представить через полноту знаний, уровень осознанности, объема выполнения; интеллектуальный критерий, представлен такими показатели как тип и стадии мышления обучающихся, характеризуемые развитие научно-исследовательской работы.
На первой стадии (выполнение небольшого учебного исследования, чаще, фрагментарного характера) осуществлялась организация индивидуальной работы, по двум аспектам: организация совместной работы над отдельными заданиями (например, подготовка единичных докладов или сообщений, подбор или изготовление наглядных тематических пособий, редакция при оформлении работы); организация совместной со школьниками работы по разработке темы научного исследования и оказание им консультационной помощи.
Учебно-исследовательская деятельность
Целевой компонент
Ж
ж
и-N
Г
Цель -Социальный заказ
(обучающийся, владеющий способами познавательной деятельности ) -
Подходы:
интегративный,
личностный, деятельностный, компетентностный
Дидактические функции:
развивающая, интегративная, систематизирующая
Мотивационный компонент
Ж
Формирование познавательных способностей; исследовательской направленности; опыта исследовательской деятельности, познавательного
Ж
Формирование интегративных форм субъект-субъектных
/I-N
-¥
Содержательно-процессуальный
Ж
Интеграция предметных знаний: биологии, физики, химии.
Ж
Интеграция видов учебно-познавательной деятельности: опытной,
Интеграция компонентов содержания образования: базовые предметы, профильные курсы
Оценочный компонент
ж
ж
мотивационныи критерий -коэффициент исследовательской направленности
личности; коэффициенты познавательного отношения учащихся к своей деятельности
деятельностно-рефлексивный критерий -характеризующий развитие рефлексии (полнота усвоения знаний, осознанность
Рис. 1. Модель учебно-исследовательской деятельности школьников средней ступени при обучении ОБЖ
На второй стадии (овладение обобщенной опытно-экспериментальной работой при использовании естественнонаучных методов познания, через групповые формы обучения) преобладала групповая деятельность. Она включала в себя совместную работу по исследовательским проектами, где нередко необходимо было интегрировать сведения из межпредметных областей с курсом «Безопасность жизнедеятельности».
На третьей стадии (становление учебно-исследовательской деятельности) предусматривало проведение массовой работы. В ходе нее организовывались аналитические встречи с представителями ГО и ЧС, спасательных формирований Поисково-спасательного Цента по Омской области; осуществлялась подготовка и проведение предметных недель, школьных олимпиад и научно-практических конференций.
Внедрение модели учебно-исследовательской деятельности школьников в практику образовательного процесса осуществлялось в ходе проведения педагогического эксперимента, задачей которого была проверка эффективности предложенной нами модели исследовательской деятельности, направленной на развитие познавательного интереса школьников при создании ряда условий организационного и педагогического характера. Педагогический эксперимент проводился в рамках обучения основам безопасности жизнедеятельности на средней ступени (9 классы) и включал в себя: а) подготовительный этап; б) иссле-
довательский этап, в) развивающий этап.
Исследовательская работа при изучении предметного курса ОБЖ проводилась нами в несколько этапов.
Первое дидактическое условие в ходе педагогического эксперимента реализовывалось нами на подготовительном этапе. Это условие предполагало применение комплекса способов познавательной деятельности: применение средств, обеспечивающих целостное восприятие опытно-экспериментальной работы; применение исследовательских приемов и методов по измерению и оценке опытной деятельности; использование фронтальных методов при изучении объектов природы и техники; использование учебных конференций и написание рефератов при постановке проблем в рамках естественнонаучного познания.
Второе условие осуществлялось на исследовательском этапе. Данное организационно -педагогическое условие включало формирование у обучающихся целостной структуры исследовательской деятельности. Для этой цели наиболее эффективным является метод анализа конкретных ситуаций. Эту деятельность рекомендуется организовывать в исследовательских лабораториях, привлекая педагогов, владеющих методологией научного исследования.
Третье условие реализовывалось на развивающем этапе педагогического эксперимента. Данное организационно-педагогическое условие включало
использование форм обучения, обеспечивающих взаимодействие между учителем и учащимся, основанное на субъект-субъектных отношениях. Данный этап предусматривал: посещение учащимися аналитических центров по развитию и предотвращению ЧС; взаимодействие с сотрудниками, консультации ведущих специалистов по проблемам поиска решений; представление докладов.
В рамках обучающего эксперимента мы сформировали 3 экспериментальные (эг-1 -численностью 28 человек; эг-2 - численностью 29 человек; эг-3 -численностью 30 человек) и 3 контрольные группы (кг-1 - численностью 29 человек, кг-2 - численностью 30 человек, кг-3- численностью 29 человек) по количеству проверяемых нами организационно-
педагогических условий. В экспериментальных группах осуществлялась проверка организационно-педагогических условий: в первой (эг -1) группе -первого и второго условия; во второй (эг-2) группе -третьего условия, а в третьей (эг-3) группе - весь комплекс разработанных условий. В контрольных группах учебный процесс строился без включения исследовательских и научных форм анализа и синтеза знаний.
В выделенных экспериментальных и контрольных классах мы исследовали познавательный интерес, характер которого позволил нам дифференцировать обучающихся по стадиям познавательного интереса на группы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Обобщенные результаты развития познавательного интереса в ходе исследовательской деятельности в
рамках педагогического эксперимента
Группы Этапы пед-го эксперимента Стадии развития познавательного интереса Ср Кэф Х2наб
1 2 3
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
кг-1 до 17 58,6 7 24,1 5 17,2 1,56 - -
после 15 51,7 8 27,5 6 20,6 1,70 - -
кг-2 до 18 60,0 6 20,0 6 20,0 1,54 - -
после 16 53,3 8 26,6 6 20,0 1,74 - -
кг-3 до 16 55,1 8 26,6 5 17,2 1,74 - -
после 12 41,3 10 34,5 7 24,1 1,87 - -
эг-1 до 17 60,7 6 21,3 5 17,8 1,61 1,02 0,19
после 9 32,1 8 28,5 11 39,9 1,92 1,12 4,01
эг-2 до 14 50,0 8 28,5 7 25 1,93 1,15 4,71
после 7 24,2 10 34,5 12 41,4 2,16 1,20 11,7
эг-3 до 8 26,5 8 36,7 14 46,6 2,18 1,24 12,93
после - - 14 46,6 16 53,4 2,56 1,33 13,82
Процент школьников, познавательная потребность которых характеризуется как низкая (1 стадия) составил до педагогического воздействия в контрольных группах 57,9% (51 человек), в экспериментальных группах -45,7% (39 человек). В этой стадии мотивация не устойчива, в типе познания преобладает отрицательное отношение к учебно-исследовательской деятельности. У обучающихся наблюдаются единичные представления о задачах, видах, способах исследовательской деятельности. Низкие навыки овладения умениями проведения наблюдений о явлениях и процессах, связаны с недостаточным уровнем осуществления учебных исследований в рамках предмета ОБЖ. Навыки работы с источниками информации минимальны. Умения проведения измерений и оценки анализируемых явлений незначительны.
Процент школьников, познавательная потребность которых характеризуется как средняя (2 стадия)
Т крит.= 3,84
составил до педагогического воздействия в контрольных группах 23,5% (21 человек), в экспериментальных группах - 28,9% (22 человека). Данная стадия характеризуется преобладанием у школьников положительно окрашенного эмоционального отношения к исследовательской деятельности; стойким познавательным интересом, к опытно-экспериментальной работе при преобладании естественнонаучных методов познания, наличием умения излагать полученные результаты; преобладание теоретического мышления (формирование мыслительных способов соединения знаний между интегрированными разделами предметов, формирование умения устанавливать причинно -следственную связь).
Процент школьников, познавательная потребность которых характеризуется как высокая (3 стадия) составил до педагогического воздействия в контрольных группах 54,4% (16 человек), в экспериментальных группах соответственно 29,9% и 26 человек.
Для третьей стадии характерна устойчивая мотивация и направленность. Преобладает положительное отношение к учебно-исследовательской деятельности. Формируется устойчивое умение выполнять работу в условиях индивидуальной образовательной траектории. Преобладает не групповая, а индивидуальная учебно-исследовательская работа. Сформировано умение участия в дискуссиях по результатам проведенной работы. Высокий уровень сформированности навыков обобщения и систематизации знаний. Способы деятельности выстроены в соответствие со структурой собственного исследования, логически выверены.
После педагогического воздействия отмечено, что школьники средней ступени в выделенных нами
экспериментальных группах обнаруживают достоверно изменившиеся результаты. Критерием эффективности предложенной нами модели был коэффициент абсолютного прироста познавательного интереса, который менялся от стадии к стадии. В рамках педагогического воздействия в экспериментальных группах на 16,2% увеличилось школьников третьей стадии по развитию навыков и умений познавательной деятельности. Тогда как в контрольных группах этот показатель вырос лишь 4,9 %. В экспериментальных группах уменьшилось количество школьников (на 18,2 %), познавательный интерес, которых характеризовался как низкий. В контрольных группах этот показатель вырос незначительно, на 9,7 % (табл.2), достоверных изменений не выявлено.
Таблица 2
Динамика развития познавательного интереса обучающихся в педагогическом эксперименте контрольных и
экспериментальных групп
Группа Абсолютный прирост
Прирост G в зависимости от этапов G по Ср G по Кэфф
1 этап 2 этап 3 этап
кг-1 - 6,73 + 1,24 + 5,6 + 0,11
кг-2 - 9,01 + 2,60 + 6,4 + 0,14
кг-3 - 13,38 + 10,44 + 2,95 +0,15
% по контрольным группам - 9, 72 + 4,76 + 4,94 + 0,13
эг-1 - 17,21 + 2,74 + 14,43 + 0,35 + 0,11
эг-2 - 14,26 + 2,37 + 11,95 + 0,26 + 0,04
эг-3 - 22,71 - 3,39 + 25,03 + 0,58 + 0,12
% по экспериментальным группам - 18,08 + 0,58 + 17,14 + 0,39 + 0,06
Внутри экспериментальных групп наблюдается существенная динамика по стадиям развития познавательного интереса: в первой экспериментальной группе показатель абсолютного прироста ^ Ср) составил + 2,74 уже на второй стадии развития познавательного интереса; и + 14,43 на третьей; во второй экспериментальной группе показатель прироста равняется +2,37 (на второй стадии) и + 11,95 (на третьей стадии); в третьей группе прирост выявлен только на третьей стадии развития интереса ^ Ср + 25,03). Обобщенные данные эксперимента (табл.1,2), свидетельствуют о том, что развитие познавательного интереса в ходе учебной деятельности школьников средней ступени возможно лишь при внедрении всех организационно-педагогических условий. Переход от более низкой стадии к более высокой (связанной с навыком формирования самостоятельной познавательной деятельности) характеризуется, прежде всего, развитием эмпирического типа мышления. Такой
тип, в свою очередь, позволяет эффективно оценивать ситуации выбора при действиях в ЧС, применяя способы и приемы познания естественнонаучной картины.
Проведение опытно-экспериментальной работы подтвердило результативность предложенной нами структурной модели научно-исследовательской деятельности, определило наличие прогрессивной динамики познавательного интереса, выявило заинтересованное положительное отношение школьников к занятиям по безопасности жизнедеятельности.
Результаты нашего исследования могут найти отражение в практике диагностирования познавательного интереса школьников в рамках предметного обучения, при внедрении в образовательный процесс элективного курса «Исследовательская деятельность обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности» в рамках внеклассной работы.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образо-
вания. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №143 [Текст] // Российская газета. — 2012. — 21 июня
2. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетентностей [Текст] / И.А. Букреева // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 309 — 312.
3. Валеева, О.А. Технологическое обеспечение организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся: дисс. ...канд. пед. наук [Текст] /О.А. Валеева — Саратов, 2017. — 167 с.
4. Кларин, М.В. Характерные черты исследовательской деятельности [Текст] / М.В. Кларин // Школьные технологии — 2004. — № 1. — С.11—24
5. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст] /А.С. Обухов — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 80 с.
Сведения об авторе:
Голубь Елена Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (644042, Российская Федерация, г.Омск, ул. Иртышская набережная 13-79), е-mail: alena. golub@mail.ru
Статья поступила в редакцию 20.11.2019 г.