Для организации такой подготовки, прежде всего, необходимо провести отбор сюжетов, которые в дальнейшем будут положены в основу задач. Далее следует выделить те классы и виды задач, которые отражают структуру и содержание изучаемого курса физики. За основу классификации сюжетных экспериментальных задач целесообразно взять обобщённые планы описания различных видов научного знания. Для перевода конструируемых задач на экспериментальную платформу можно создать относительно несложную элементную базу, построенную по типу технических конструкторов и позволяющую оперативно собирать большое число различных экспериментальных установок. При решении экспериментальных задач ориентироваться надо на использование современных средств сбора и обработки данных.
Ниже приведено несколько элементарных примеров сюжетов, на основе которых может быть построено множество различных задач.
1. Клеммы от источника тока с известными ЭДС и внутренним сопротивлением подключены к электродам, опущенным в электролит. Через электролит протекает электрический ток. На одном из электродов выделяется металл. Имеется возможность изменять параметры источника тока и электролита.
2. Конденсатор заряжается от источника постоянного тока, после чего подсоединяется к резистору. Происходит разряд конденсатора.
3. Конденсатор заряжается от источника постоянного тока, после чего подсоединяется к катушке индуктивности. В образовавшемся колебательном контуре возникают затухающие электромагнитные колебания.
Каждый из сюжетов описывается уравнениями, в которые входят величины. Эти величины можно соотнести с видами экспериментальных задач по изучению физических явлений, введению производной физической величины, определению численного значения физической величины, определению численного значения физической постоянной, исследованию зависимостей между физическими величинами, изготовлению или изучению прибора, механизма. Соотнося величины с видами научного знания можно получить конкретные формулировки экспериментальных задач.
Приведём простейший пример. Суть сюжета: металлический проводник подключён к источнику тока. Уравнениями, описывающими данный сюжет, являются законы Ома для полной цепи и участка цепи, формула зависимости сопротивления от параметров проводника, формулы для расчёта количества теплоты, выделяющегося при нагревании проводника, формула для расчёта индукции магнитного поля, создаваемого проводником с током. В эти уравнения входит вполне определённое количество физических величин. Описание сюжета будет выступать в качестве условия конструируемых задач. Вопросы же к задачам могут быть, например, такими: «Протекает ли по проводнику электрический ток?», «Чему равно сопротивление проводника?», «Как изменятся показания амперметра и
Библиографический список
вольтметра, если последовательно с источником тока включить еще один такой же источник?», «Как изготовить прибор для измерения сопротивления проводника?».
Рассмотрим более подробно процесс решения экспериментальной задачи.
Пусть дана катушка индуктивности известной величины и конденсатор неизвестной ёмкости. Необходимо определить электроёмкость конденсатора.
Для решения задачи можно собрать колебательный контур: зарядить конденсатор и подключить к катушке. Измерив период электромагнитных колебаний, величину электроёмкости можно найти из формулы Томсона. Для проверки правильности полученного ответа можно зарядить конденсатор от источника постоянного тока, измерить напряжение на его обкладках, после чего подсоединить к конденсатору резистор с известным сопротивлением. Если в предыдущей задаче получен верный результат, то можно найти время, через которое напряжение на обкладках конденсатора уменьшится до наперед заданной величины, или в определённое число раз.
Все измерения быстро проводятся и наглядно отображаются в табличной, графической и аналитической формах при использовании датчика напряжения и какой-либо микролаборатории, например, «Архимед», «Эйнштейн», «Pasco»,«LabQuest». Наш опыт показывает, что наилучшие результаты получаются, если использовать датчикиУегтег и обрабатывать результаты измерений в программе LoggerPRO.
При решении экспериментальных задач можно применять и компьютерное моделирование. Приведём пример задачи о согласовании нагрузки и источника тока.
К источнику тока подключена нагрузка. Каким должно быть сопротивление нагрузки, чтобы мощность, выделяемая во внешней цепи, была максимальной? Чему равна максимальная мощность, и какой ток в этом случае протекает через нагрузку?
Задача ставится и решается как экспериментальная. Натурному же эксперименту может предшествовать, но не заменять его, компьютерное моделирование процесса.
Такое моделирование удобно проводить в среде LabView, имеющей почти неограниченные для решения экспериментальных задач возможности и понятный интерфейс. В рассматриваемом случае можно провести предварительные исследования, подключая к виртуальному источнику тока виртуальные нагрузки с различными сопротивлениями. Результаты будут отображаться в аналитической и графической формах. После этого можно проводить эксперимент натурный и проверять справедливость сделанных предсказаний.
Представленный подход к обучению студентов конструированию и решению экспериментальных задач по физике реализован авторами данной статьи в Алтайском государственном педагогическом университете в рамках курса «Педагогическое конструирование» и подробно описан в учебных пособиях [3 - 5], поддерживающих этот курс.
1. Старовиков М.И. Введение в экспериментальную физику. Санкт-Петербург: Лань, 2008.
2. Сквайрс Дж. Практическая физика: Перевод с английского. Москва. 1971.
3. Шаповалов А.А., Таныгин С.В. Педагогическое конструирование системы лабораторного физического эксперимента. Барнаул: АлтГПУ, 2011.
4. Шаповалов А.А., Таныгин С.В. Учебно-исследовательские работы по механике. Барнаул: АлтГПУ, 2015.
5. Шаповалов А.А. Педагогическое конструирование экспериментальных задач с использованием датчиков физических величин. Барнаул: АлтГПУ, 2017.
References
1. Starovikov M.I. Vvedenie v 'eksperimental'nuyu fiziku. Sankt-Peterburg: Lan', 2008.
2. Skvajrs Dzh. Prakticheskaya fizika: Perevod s anglijskogo. Moskva. 1971.
3. Shapovalov A.A., Tanygin S.V. Pedagogicheskoe konstruirovanie sistemy laboratornogo fizicheskogo 'eksperimenta. Barnaul: AltGPU, 2011.
4. Shapovalov A.A., Tanygin S.V. Uchebno-issledovatel'skie raboty po mehanike. Barnaul: AltGPU, 2015.
5. Shapovalov A.A. Pedagogicheskoe konstruirovanie 'eksperimental'nyh zadach s ispol'zovaniem datchikov fizicheskih velichin. Barnaul: AltGPU, 2017.
Статья поступила в редакцию 09.07.18
УДК 374.31
Omarov M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF INTEREST FOR LEARNING ECOLOGICAL SAFETY OF EIGHTH-GRADERS AT LESSONS OF "SAFETY LIFE MANAGEMENT". The article studies the theoretical substantiation and presents an analysis of factors influencing cognitive activity and development of learning interest of pupils to ecological safety in school. On the basis of Gymnasium № 7 and School
№ 2 of Kaspiysk, the author fulfills the study, using such methods as diagnosis, questioning, observation the activity at lessons, final testing. The conducted experiment has shown that inclusion of pupils in purposeful, systematic, cognitive, emotionally saturated, interactive educational activity is one of the main conditions of development of cognitive interest to ecological safety at pupils at studying of the course "Safety Life Management".
Key words: ecological safety, education, personality, pedagogical activity, educational process, diagnostics, educational environment, high school students, school, need, research.
М.М. Омаров, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на познавательную активность и развитие познавательного интереса учащихся к экологической безопасности. С этой целью на базе гимназии № 7 и школы № 2 г. Каспийска проводилось исследование, включающее в себя диагностику, анкетирование, наблюдение, разработку и проведение уроков, итоговое тестирование. Проведенный эксперимент показал, что включение учащихся в целенаправленную, систематическую, познавательную, эмоционально насыщенную, интерактивную учебную деятельность является одним из главных условий развития познавательного интереса к экологической безопасности у учащихся при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ключевые слова: экологическая безопасность, образование, личность, педагогическая деятельности, образовательный процессе, диагностика, образовательная среда, старшеклассники, школа, потребность, исследование.
В «Концепции модернизации российского образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования подчёркивается необходимость формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»). В связи с этим проблема формирования познавательного интереса у учащихся является одной из основных в процессе обучения. Предметом познавательного интереса является отличительное свойство человека: познавать окружающую среду не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к окружающей природной среде - в стремлении познать его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Интересы, и особенно познавательные интересы, ученые изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает интерес как часть общей проблемы воспитания и развития [1].
Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую природу интереса (И.В. Дубровина), другие рассматривают познавательный интерес как мотив или как отношение личности (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова), как целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций (Л.С. Выготский, В.А. Крутецкий); форму познавательной (интеллектуальной) потребности (С.Л. Рубинштейн, В.И. Сло-бодчиков, П.Г. Сирбиладзе); избирательное отношение (А.Г. Ковалев, О.Н. Михайлова, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина); эмоционально-волевые процессы, повышающие активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон); выразитель ценностных ориентаций личности (С. Рахмонов); особое состояние психики (Н.К. Постникова). Эта же сторона познавательного интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных проблеме активизации обучения [2; 3; 4; 5; 6].
В экологической сфере такие педагоги-исследователи, как З.Н. Малафей, Я.Н. Чержевский и др., обращают внимание на то, что эмоциональное воспитание является важным компонентом образования и позволяет каждому учащемуся эмоционально включаться в мир природы. Отношение к окружающей природной среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Формирование экологической культуры и познавательного инте-
реса к ней невозможно без развития чувственно-эмоциональной сферы личности в совместной деятельности учителей и учащихся. Общение школьников с природной средой может осуществляться в ходе познавательной, организационно-практической, просветительской, учебно-игровой и других видов деятельности. Необходимо отметить, что в настоящее время целью экологического образования является не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры. Поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности и развития познавательного интереса к экологической безопасности. Для развития у школьников устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ, и в частности, к экологическим аспектам, перед учителем стоит задача сделать урок интересным, занимательным [7].
Образование на современном этапе характеризуется не только стремительным увеличением объема информации, но и необходимостью формирования и развития активной творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному познанию нового и подготовленной к осознанному и обоснованному выбору своего дальнейшего жизненного пути в различных видах личностно и общественно значимой деятельности. С целью изучения современного состояния общей познавательной активности, а также интереса к школьному курсу ОБЖ и экологической безопасности в течение нескольких лет на базе гимназии № 7 и школы № 2 г. Каспийска проводилось исследование, включающее в себя диагностику, анкетирование, наблюдение, разработку и проведение уроков, итоговое тестирование. Исследование включало следующие этапы: подготовительный, основной, итоговый. На подготовительном этапе в 8-х классах были проведены тесты, опросы и беседы с учащимися, направленные на выявление уровня познавательного интереса у детей к школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», обучению в школе в целом, а также на определение уровня знаний по экологической безопасности. Для определения уровня познавательной активности учащихся мы воспользовались опросником, разработанным лабораторией психологического обеспечения образования [8]. Опросник состоял из 52 вопросов, из которых 42 вопроса были направлены на изучение познавательной активности, а 10 - на исследование искренности или социальной желательности ответов. Вопросы для опросника подбирались таким образом, чтобы они отражали такие аспекты познавательной активности, как: познавательный интерес, психическая активность и волевое усилие. Результаты опроса свидетельствуют о том, что всего 7% учащихся в 2017 г. имели высокий уровень познавательной активности, 50% - средний и 43% - низкий. В 2018 г. эти показатели немного изменились: 9% - высокий уровень, 64% - средний и 27% - низкий. Также был проведен опрос по выявлению интереса к школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и
его значению в жизни школьников. Этот опрос и в 2017, и в 2018 годах показал, что дети считают школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» занимательным и интересным, но большинство опрошенных ответило, что урок нравится из-за личной симпатии к преподавателю. Далее был проведен опрос на определение уровня знаний учащихся по экологии, который показал, что 57% имеют средний уровень, 24% - низкий, и лишь 19% - высокий уровень знаний в данной области, а сущность экологической безопасности понятна только 12% из класса.
На основном этапе эксперимента были проведены уроки с использованием методов и форм обучения, повышающих уровень познавательного интереса у школьников (уроки с применением активных, интерактивных методов обучения, уроки в форме игры, уроки с использование мультимедийных средств, экскурсии).
На заключительном этапе мы вновь проверили уровень познавательного интереса школьников, повторный опрос дал нам следующие результаты.
Таблица 1
Уровень познавательного интереса школьников
В 2017 г. В 2018 г.
9% - высокий уровень 11% - высокий уровень
51% - средний уровень 65% - средний уровень
40% - низкий уровень 24% - низкий уровень
Из результатов опроса было видно, что уровень познавательной активности учащихся фактически не изменился. На наш взгляд, это связано с нехваткой времени, отведенного на проведение эксперимента. Также мы отметили повышение интереса учащихся к урокам основ безопасности жизнедеятельности, что связано с корректировкой методики обучения, которая направлена на повышение познавательного интереса к современным проблемам безопасности, в том числе к экологической безопасности. Анализ результатов проведённого исследования показал, что применение в процессе обучения различных педагогических методов может успешно использоваться для усвоения и реализации программы по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе, повышения уровня познавательного интереса к современным экологическим проблемам, развития навыков безопасного поведения в быту и школе, формирования экологической культуры поведения, закрепления знаний по экологической безопасности.
Таким образом, мы считаем, что включение учащихся в целенаправленную, систематическую, познавательную, эмоционально-насыщенную, интерактивную учебную деятельность является одним из главных условий развития познавательного интереса к экологической безопасности у учащихся при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Также для его развития необходимы отбор содержания учебного материала и организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы, направленной на углубление и закрепление познавательного интереса к экологической безопасности.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 2008.
2. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. Воспитание школьников. 2002; 2: 29 - 34.
3. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. Москва, 2009.
4. Денисова В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательного интереса учащихся. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1987.
5. Захлебный А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников. Биология в школе. 2007; 3.
6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1979.
7. Щукина Г.И., Липник В.Н., Роботова А.С. и др. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Под редакцией Г.И. Щукиной. Москва: Просвещение, 1984.
8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва: Педагогика, 1971.
References
1. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 2008.
2. Ganichev Yu. Intellektual'nye igry: voprosy ih klassifikacii i razrabotki. Vospitanie shkol'nikov. 2002; 2: 29 - 34.
3. Girusov 'E.V., Shirokova I.Yu. 'Ekologiya ikul'tura. Moskva, 2009.
4. Denisova V.G. Sistema didakticheskih igr kak sredstvo formirovaniya poznavatel'nogo interesa uchaschihsya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1987.
5. Zahlebnyj A.N. O formah organizacii 'ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya shkol'nikov. Biologiya vshkole. 2007; 3.
6. Schukina G.I. Aktivizaciya poznavatel'noJ deyatel'nosti uchaschihsya v uchebnom processe. Moskva: Prosveschenie, 1979.
7. Schukina G.I., Lipnik V.N., Robotova A.S. i dr. Aktual'nye voprosy formirovaniya interesa v obuchenii. Pod redakciej G.I. Schukinoj. Moskva: Prosveschenie, 1984.
8. Schukina G.I. Problema poznavatel'nogo interesa vpedagogike. Moskva: Pedagogika, 1971.
Статья поступила в редакцию 26.07.18
УДК 371.38Ваганова:793.3:378.1(470+571)
Papashvili G.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
ABOUT SAVING PEDAGOGICAL LEGACY IN CLASSICAL DANCE. The article considers A.Ya. Vaganova's theory in the aspect of axiology. The work defines its role as a traditional base of establishment and development of modern choreography school. Deciphering the concept of school the author emphasizes its dualism, gives argument for incapability to percept the main point of Russian style without understanding close interaction of school and theatre. The author fulfills a comparative analysis of soviet ballet theatre - the golden age of Russian school - and modern theatre, in which interpretation of national identity is revised. The research states a value status of the basic Vaganova's doctrine achievements as a national property, which defines value key points of mental society development. The conclusion of the research concerns the eternity of Russian system potential in its self-development and self-reproduction. Taking into consideration the cyclicity of school development, as a strategy of its perspective development is putting forward the idea of returning to the postulates of the old school, their deep reconsidering based on scientific approach as a condition of modern and at the same time Russian school innovative development.
Key words: Russian pedagogical system, Russian tradition, problems of performing arts, saving of pedagogical legacy, ways of development of ballet school.
Г.А. Папашвили, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
О СОХРАНЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ
В статье рассматривается метод А.Я. Вагановой в аспекте аксиологии. Определяется его роль как традиционной основы становления и развития современной хореографической школы. В расшифровке понятия «школа» автор подчёркивает его дуалистичность, приводит довод о невозможности постижения сущности русского стиля без понимания тесного взаимодей-