Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические технологии / метод проектов / познавательная активность / проблемная ситуация / проектный метод обучения / проектирование / учебно-воспитательный процесс / теоретические знания основ безопасности жизнедеятельности. / pedagogical technologies / project method / cognitive activity / problem situation / project method of teaching / design / educational process / theoretical knowledge of fundamentals of life safety

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руслан Ахмедович Ахтаов, Нина Владимировна Карягина, Юлия Александровна Иоакимиди

Рассматриваются проблемные вопросы применения проектных технологий в школьном образовании. Современная школа не в полной мере реализует психолого-педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения. Сегодня технология учебных проектов вызывает большой интерес у педагогов, преподающих школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Проведенное анкетирование показало, что многие из них испытывают затруднения в организации проектной деятельности, ссылаясь на отсутствие и недостаточную разработанность учебно-методического материала по проектному методу обучения. В статье подробно раскрываются методические основы организации проектной деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности старшеклассников». Разработанная и предложенная тематика проектов для изучения программного материала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на повышение уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов. В работе раскрыты методические приемы тесного сотрудничества учителя и учащихся на уроке в процессе обсуждения и поиска правильных ответов и вариантов решения проблемных ситуаций, связанных с безопасностью в повседневной жизни. В статье представлены материалы проведенного исследования, анализируются показатели уровня знаний основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов на различных этапах педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность использования методики организации проектной деятельности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, что способствовало повышению уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руслан Ахмедович Ахтаов, Нина Владимировна Карягина, Юлия Александровна Иоакимиди

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BASES FOR ORGANIZING PROJECT ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING THE FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY

Problematic issues of application of design technologies in school education are considered. The modern school does not fully realize the psychological and pedagogical potential of the project method as a personality-oriented learning technology. Today, the technology of educational projects is of great interest to teachers teaching the school course of «Fundamentals of Life Safety». The survey showed that many of them experience difficulties in organizing project activities, referring to the lack and insufficient development of educational and methodological material on the project method of teaching. The article reveals in detail the methodological foundations of the organization of project activity at the lessons of «Fundamentals of life safety of high school students.» The developed and proposed topics of projects for studying the program material of the course of «Fundamentals of Life Safety» are aimed at increasing the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety of 11th grade students. The paper reveals methodological techniques for close cooperation between the teacher and students in the classroom in the process of discussing and searching for the right answers and options for solving problem situations related to safety in everyday life. The article presents the materials of the study, analyzes the indicators of the level of knowledge of the fundamentals of life safety of 11th grade students at various stages of pedagogical experiment. The pedagogical experiment confirmed the effectiveness of using the method of organizing project activity in the process of teaching the fundamentals of life safety, which contributed to the increase of the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety among high school students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ТЕОРИЯ И

И

Научная статья УДК 371.016:614.8 ББК 74.266.89 А 95

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-59-66

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Руслан Ахмедович Ахтаов1, Нина Владимировна Карягина2, Юлия Александровна Иоакимиди3Н

1,2,3 ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия

1Rus-akhtaov@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-2096-0648 2Nin.silkina2012@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-7565-863X 3шIoakimidi-julija@ramЫer.ru, https://orcid.org/0009-0006-5291-9651

Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы применения проектных технологий в школьном образовании. Современная школа не в полной мере реализует психолого-педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения. Сегодня технология учебных проектов вызывает большой интерес у педагогов, преподающих школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Проведенное анкетирование показало, что многие из них испытывают затруднения в организации проектной деятельности, ссылаясь на отсутствие и недостаточную разработанность учебно-методического материала по проектному методу обучения. В статье подробно раскрываются методические основы организации проектной деятельности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности старшеклассников». Разработанная и предложенная тематика проектов для изучения программного материала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на повышение уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов. В работе раскрыты методические приемы тесного сотрудничества учителя и учащихся на уроке в процессе обсуждения и поиска правильных ответов и вариантов решения проблемных ситуаций, связанных с безопасностью в повседневной жизни. В статье представлены материалы проведенного исследования, анализируются показатели уровня знаний основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов на различных этапах педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность использования методики организации проектной деятельности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, что способствовало повышению уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности у старшеклассников.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: педагогические технологии, метод проектов, познавательная активность, проблемная ситуация, проектный метод обучения, проектирование, учебно-воспитательный процесс, теоретические знания основ безопасности жизнедеятельности.

Для цитирования: Ахтаов Р.А., Карягина Н.В., Иоакимиди Ю.А. Методические основы организации проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 4 (288). С.59-66. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-59-66.

Original Research Paper

METHODOLOGICAL BASES FOR ORGANIZING PROJECT ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING THE FUNDAMENTALS OF LIFE SAFETY

Ruslan A. Akhtaov1, Nina V. Karyagina2, Yuliya A. Ioakimidi3H

1,2,3Adyghe State University, Maykop, Russia

1Rus-akhtaov@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-2096-0648

2Nin.silkina2012@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0004-7565-863X

3MIoakimidi-julija@rambler.ru, https://orcid.org/0009-0006-5291-9651

Abstract. Problematic issues of application of design technologies in school education are considered. The modern school does not fully realize the psychological and pedagogical potential of the project method as a personality-oriented learning technology. Today, the technology of educational projects is of great interest to teachers teaching the school course of «Fundamentals of Life Safety». The survey showed that many of them experience difficulties in organizing project activities, referring to the lack and insufficient development of educational and methodological material on the project method of teaching. The article reveals in detail the methodological foundations of the organization of project activity at the lessons of «Fundamentals of life safety of high school students.» The developed and proposed topics of projects for studying the program material of the course of «Fundamentals of Life Safety» are aimed at increasing the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety of 11th grade students. The paper reveals methodological techniques for close cooperation between the teacher and students in the classroom in the process of discussing and searching for the right answers and options for solving problem situations related to safety in everyday life. The article presents the materials of the study, analyzes the indicators of the level of knowledge of the fundamentals of life safety of 11th grade students at various stages of pedagogical experiment. The pedagogical experiment confirmed the effectiveness of using the method of organizing project activity in the process of teaching the fundamentals of life safety, which contributed to the increase of the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety among high school students.

Key words: pedagogical technologies, project method, cognitive activity, problem situation, project method of teaching, design, educational process, theoretical knowledge of fundamentals of life safety.

For citation: Akhtaov R.A., Karyagina N.V., Ioakimidi Yu.A. Methodological bases for organizing project activity of high school students in the process of teaching the fundamentals of life safety // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2021. Iss. 4 (288). P.59-66. DOI: 10.53598/24103004-2023-2-318 - 59-66.

Актуальность. В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) в приоритете решаемых задач выделяется личностное развитие старшеклассников через овладение ими реальными практическими видами деятельности. Данная задача наиболее эффективно решается методом проектов, в связи с чем от школьников требуется овладение технологией разработки проекта, понимание его структуры и содержания [1]. Особо важное место отводится проектной работе учащихся 10-11 классов как компоненту системы самостоятельной работы, ориентированной на целенаправленное развитие проектных компетенций.

Содержание и реализация проектной технологии заключается в том, что в процессе обучения школьники сами определяют интересующую их практическую цель, составляют (проектируют) план действий по ее достижению, самостоятельно реализуют его, а затем представляют полученные результаты [1-2].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления [3]. Педагогическая ценность ученического проекта определяется возможностью использования исследовательских, поисковых, проблемных методов в обучении и интегрирование знаний, умений из различных научных направлений, что очень актуально для образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» [2-4].

На уроках ОБЖ учителю необходимо создать такую учебную среду, которая бы способствовала самостоятельному поиску учащимися необходимой информации, дальнейшей ее обработке и обмену в информационном пространстве. В данном аспекте именно проектная деятельность

обладает особенно высоким педагогическим потенциалом, поскольку ученик не просто получает знания, а проявляет высокую познавательную активность.

Рассматривая проектирование как творческую деятельность, следует отметить, что, изучая специфику чрезвычайных ситуаций, учащиеся разрабатывают план поведения, решают ситуационные задачи с определением точного алгоритма действия в конкретной ситуации. Каждый разработанный проект предстоящих действий может рассматриваться как результат творческой деятельности каждого учащегося. Однако в реальном образовательном процессе современные школьники испытывают трудности при организации проектной деятельности на уроках.

Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что современная образовательная школа не в полной мере реализует психолого-педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения [3-5]. Возникает научное противоречие между психолого-педагогическими возможностями метода проектов и методическими трудностями, возникающими при его использовании в педагогической практике учителями ОБЖ, что определяет актуальность и своевременность исследования.

Следует отметить, что процесс организации проектной деятельности старшеклассников в рамках обучения ОБЖ до настоящего времени не раскрыт. Неразработанность теоретико-методических основ данного процесса затрудняет его практическую организацию, препятствует накоплению учителями собственного опыта применения метода проектов на уроках. Цель исследования состояла в разработке средств, методов и приемов организации проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.

Методы и этапы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической статистики и обработки экспериментальных данных.

Педагогический эксперимент проводился в период с 2021 года по 2022 годы в МБОУ «Майкопская гимназия №22», в котором приняли участие учащиеся 11-х классов в количестве 40 человек, распределенные на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 20 человек в каждой.

Для выявления отношения педагогов к организации проектной деятельности школьников было проведено анкетирование среди учителей, работающих в десяти общеобразовательных организациях различного типа г. Майкопа. Для этого была разработана анкета, состоящая из 6 вопросов. По результатам анкетного опроса было выявлено, что: - многие из педагогов (54%) не имеют четкого представления об организации проектной деятельности учащихся; около 25 % успешно применяют проектные технологии во внеурочной деятельности; лишь 21% учителей реализует проектную деятельность

в урочной деятельности; около 96% из них испытывают затруднения с внедрением проектных технологий в учебный процесс, ссылаясь на отсутствие или недостаточную разработанность учебно-методического материала по проектному методу обучения.

На этапе констатирующего эксперимента посредством тестирования определялись показатели теоретических знаний по основам безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов. Предложенные тестовые задания позволили оценить уровень знаний обучающихся по тематическим разделам «Опасные и чрезвычайные ситуации в жизнедеятельности человека», «Основы медицинских знаний».

Учащиеся отвечали на вопросы разработанного теста, включающего 30 вопросов, при ответе на которые выбирается один правильный из 3 вариантов ответов. Результат количества правильных ответов каждого испытуемого оценивался следующим образом: высокий уровень знаний - 30-25 правильных ответов, 24-21- средний и 22-17 - низкий. Сопоставление показателей экспериментальной и контрольной групп осуществлялось по общему количеству набранных правильных ответов. Анализ количества правильных ответов позволил выявить исходные показатели сформированности знаний по ОБЖ у учащихся 11-х классов (таблица 1).

Таблица 1. Показатели уровня сформированности знаний ОБЖ учащихся 11-х классов

на начальном этапе эксперимента Table 1. Indicators of the level of formation of knowledge about the life of 11th grade students at the initial stage of the experiment

Уровень сформированности ЭГ (n = 20) КГ (n = 20) Достоверность различий,Р

Высокий 5% 5% Р>0,05

Средний 45% 50% Р>0,05

Низкий 50% 45% Р>0,05

В результате проведенного исследования установлено, что теоретические знания старшеклассников по предмету «ОБЖ» находятся на низком уровне: в контрольной группе - у 45% опрошенных, в экспериментальной группе - у 50% испытуемых. Достаточно много опрошенных со средним уровнем сформированности теоретических знаний у старшеклассников по ОБЖ (ЭГ-45% и КГ-50), а с высоким уровнем отмечается очень незначительное количество испытуемых (5%), что указывает на имеющиеся пробелы и отсутствие системности в знаниях школьников. Математико-статистический анализ указывает на отсутствие достоверных различий между результатами экспериментальной и контрольной групп до эксперимента (Р>0,05).

На этапе формирующего эксперимента в учебный процесс экспериментальной группы была внедрена методика организации проектной деятельности, направленная на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Проектный метод обучения применялся в урочной деятельности в соответствии с рабочей программой преподавателя-организатора курса ОБЖ с целью расширения, систематизации знаний школьников по изучаемым темам.

Проектная деятельность старшеклассников на уроках ОБЖ осуществлялась на основе содержания учебной программы для учащихся 11-х классов, которая предусматривает формирование универсальных способов деятельности и готовность к безопасному поведению в жизни. Анализ программы показал, что изучение учебного материала осуществляется совместно с юношами и девушками. Вместе с тем темы «Учебные сборы» и «Особенности военной службы» (11 класс) являются необязательными для девушек. В это время с девушками организуются занятия по специальной

программе «Основы медицинских знаний».

По каждому разделу и соответствующей теме была разработана тематика проектов для их применения на уроках ОБЖ учащихся 11-х классов (таблица 2).

Согласно предложенной тематике проектов, каждый учащийся в процессе проектирования своей деятельности должен был спрогнозировать, смоделировать и представить полученные знания в виде какого-либо конечного продукта.

При подготовке к уроку тщательно продумывалось его построение, основанное на добровольном и заинтересованном включении учащихся в проектную деятельность. Предлагаемая проблемная ситуация обсуждалась для дальнейшего принятия правильных практических действий. Ключевым приемом при организации проектной деятельности являлся вопрос учителя и выстраивание диалога с учащимися, который продолжался в течение всего процесса подготовки проекта. При этом обращалось внимание на самостоятельность мнения каждого ученика при формулировании ответа на поставленный вопрос. Из традиционных методов на уроке широко использовались: рассказ, убеждение, пример, демонстрация, упражнение, поощрение и др. В ходе проектной деятельности чаще всего проводились беседы, дискуссии, создавались проблемные ситуации. Для выполнения проектов старшеклассникам предлагался вспомогательный материал (учебник, раздаточные схемы, информационные листы).

Внедрение на уроках ОБЖ проектной технологии позволило осуществить индивидуальную и групповую организацию самостоятельной деятельности учащихся, сделать занятия намного интереснее и результативнее.

На уроке учащиеся были распределены на группы для совместного выполнения задания, например:

Таблица 2. Тематика проектов для учащихся 11-х классов по предмету «ОБЖ» Table 2. Topics of projects for 11th grade students on the subject of «Housing and communal services»

Раздел Тема урока ОБЖ Темы проектной деятельности

Комплексная безопасность личности, общества, государства 1. Безопасность жизнедеятельности человека в современной среде обитания. 2. Взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Проект «Что включает в себя культура безопасности жизнедеятельности?», «Раскройте события применительно к проблеме безопасности жизнедеятельности», «Типы безопасности жизнедеятельности», «Информирование населения об опасности», «Основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современном обществе».

Военная безопасность государства 1. Защита государства от военных угроз. 2. Военная служба в современной российской армии. «Основы обороны государства», «Угрозы национальной безопасности», «Современные средства поражения и их поражающие факторы», «Дисциплинарные отношения военнослужащих», «Альтернативная военная служба».

Основы медицинских знаний 1. Основы здорового образа жизни. 2. Оказание первой доврачебной помощи. «Как стать долгожителем?», «Факторы, способствующие укреплению здоровья», «Первая помощь при травме груди», «Первая помощь при черепно-мозговых травмах».

рассмотреть, какие опасные события и ситуации могут произойти с ними в обычной жизни. При групповой организации занятий учащиеся не только приобретали новые знания и опыт исследовательской работы в области ОБЖ, но и налаживали контакты с одноклассниками, учились сотрудничать с учителем. В ходе наблюдения за совместной работой учащихся над предложенной темой проекта было выявлено, что многие из них учились преодолевать свою застенчивость, повышать самооценку и статус в группе сверстников.

При подготовке проекта учащимся было предложено найти решение конкретной (реальной) проблемы и зафиксировать решение в разработанном продукте. То есть проектный

продукт должен представлять собой воплощение найденного учащимся способа решения проблемы проекта оптимальным способом. Например, при изучении темы «Защита государства от военных угроз» предлагалось создать проект «Угрозы национальной безопасности», в рамках которого учащиеся должны были самостоятельно ознакомиться с основными задачами, которые стоят перед ВС России по обеспечению национальной безопасности, с угрозами национальной безопасности. Согласно изученному материалу, учащиеся должны были самостоятельно разработать схему военной безопасности и ее виды, а также механизм обеспечения военной безопасности государства.

При организации индивидуальной работы над проектом учитывались не только возрастные возможности учащегося, но и его субъективные особенности, личностные потребности и интересы. В этом и состоит преимущество индивидуальных проектов. Например, при изучении темы «Особенности военной службы в современной Российской армии» учащимся предлагалось создать проект «Дисциплинарные отношения военнослужащих». В данном проекте обучающийся должен был ознакомиться с Уставом Вооруженных сил РФ, административной и дисциплинарной ответственностью, правами и обязанностями военнослужащих. В рамках поставленной задачи старшеклассники должны были самостоятельно разработать схему с описанием видов ответственности военнослужащих в

зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения.

При изучении раздела «Основы медицинских знаний» представленная тематика проектов позволила восполнить пробелы в медицинских знаниях школьников в рамках составления мини-проектов.

Уроки ОБЖ в контрольной группе проводились по программе курса с применением традиционной методики.

Результаты исследования. В результате проведенного эксперимента отмечаются достоверные различия по большинству показателей уровня сформированности знаний по основам безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов (таблица 3).

На заключительном этапе эксперимента выявлены достоверные

Таблица 3. Показатели теоретического тестирования учащихся 11-х классов на заключительном этапе эксперимента Table 3. Indicators of theoretical testing of 11th grade students at the final

stage of the experiment

Уровень сформированности ЭГ (n = 20) КГ (n = 20) Достоверность различий, Р

Высокий 30% 15% Р<0,05

Средний 55% 50% Р>0,05

Низкий 15% 35% Р<0,05

различия в уровнях сформирован-ности теоретических знаний между экспериментальной и контрольной группами учащихся 11-х классов. В экспериментальной группе, в отличие от контрольной группы (Р<0,05), к концу эксперимента достоверно увеличилось количество учащихся с высоким уровнем теоретической подготовленности (30%), а также достоверно уменьшилось - с низким уровнем сформирован-ности знаний по ОБЖ (15%). На среднем уровне сформированности данного показателя теоретической подготовленности старшеклассников мы не наблюдаем достоверных

различий между контрольной и экспериментальной группами (Р > 0,05). Однако в экспериментальной группе наблюдается небольшой прирост (+10%), а в контрольной остается на прежнем уровне, как и до эксперимента (50%). Следовательно, проанализировав полученные данные, можно утверждать, что использование проектного метода на уроках ОБЖ в экспериментальной группе позволило старшеклассникам приобрести прочные знания и умения в области основ безопасности жизнедеятельности.

Заключение. Проведенное экспериментальное исследование

показало, что применение методики организации проектной деятельности в процессе обучения основам безопасности

жизнедеятельности способствует повышению уровня знаний, умений и навыков самообучения старшеклассников.

Примечания:

1. Царанников С.В. Проектная деятельность в аспекте реализации требований ФГОС // Актуальные тренды в современном образовании: сб. науч. тр. Саратов, 2022. С. 231-235.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

3. Кондрахина В.Н., Тазова Г.В., Макарова Н.Н. Проектная деятельность как средство саморазвития и самоорганизации деятельности школьников // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2, № 3(4). С. 126-129.

4. Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно-познавательной деятельности учащихся // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 178-180.

5. Бгуашев А.Б., Иоакимиди Ю.А., Карягина Н.В. Метод проектов как направление в совершенствовании физического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 234-236.

References:

1. Tsarannikov S.V. Project activity in the aspect of implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard // Actual trends in modern education: coll. of proceedings. Saratov, 2022. P. 231-235.

2. Polivanova K.N. Project activities of schoolchildren. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 191 p.

3. Kondrakhina V.N., Tazova G.V., Makarova N.N. Project activity as a means of self-development and self-organization of schoolchildren's activity // Bulletin of Kaluga University. Ser. 1: Psychological sciences. Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 2, No. 3(4). P. 126-129.

4. Terekhova N.N. Project activity as a way of scientific and cognitive activity of students // Psychological and pedagogical view on professionally oriented education: coll. of articles of International scient. and pract. conf. Ufa, 2020. P. 178-180.

5. Bguashev A.B., Ioakimidi Yu.A., Karyagina N.V. The project method as a direction in improving the physical education of schoolchildren // World of science, culture and education. 2021. No. 3(88). P. 234-236.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 24.05.2023; принята к публикации 07.06.2023. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 24.05.2023; accepted for publication 07.06.2023.

© Ахтаов Р.А., Карягина Н.В., Иоакимиди Ю.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.