задания, предрасположенность студентов к изучению различных аспектов растровой графики, а также оценку применимости данных знаний в остальном образовательном процессе, и, в соответствии с этим - провести корректировку программы, выстроить темы в порядке наращивания сложности. Анализ результатов доказал выдвинутую гипотезу о необходимости введения курса компьютерной графики в обучение студентов на художественно-графических направлениях.
Литература:
1. Коробаное А.8., Пучкова О.С. Реализация ФГОС среднего (полного) общего образования по формированию опыта творческой деятельности школьников средствами современного мультимедийного оборудований с представлением предметной области и предметным погружением // Вестник Московского государственного областного университета, серия "Педагогика". - 2012, -№2. - С 56-64.
2. Позднякова Т. Ю. Педагогические условия эффективной подготовки студентов-дизайнеров в области компьютерной графики // Методика пре подШанид. Омский научный вестник. - 2011. ■ №5 (101), -С. 206-209.
3. Сакулина Ю.В., Рожина И.В, Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций И Педагогическое образование в России, - 2012. - №6, - С. 76-80.
4.ХворостовД.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий (для направления подготовки "Искусство интерьера" и "Дизайн среды") !дис. „.док. пед. наук. - Орел, 2013.- 389с. Б.Хроменков П,А. Профессионально-педагогичес кая подготовка студентов вуза к художественному образованию школьников в условиях межнз учной коммуникации // Проблемы теории и методологии предметного образования. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Дизайн: сборник факультета ИЗО и НР МГОУ. - №., 2016. - №2. - С. 3-7.
METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT Kotov Sergey Vladlmlrovlch, D$c of Political science, Professor Btokhin Aleksandr Leonidovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Southern Federal University, Rostov-on-Don
The article describes the methods of development of human capital of students and studies of its effectiveness in the educational environment. The concepts of human capital, the educational environment are considered. The role of the educational environment as a form of development of the student's human capital is studied. The conditions for organizing and conducting events for students with the aim of the effective development of human capital are described.
Keywords: human capital; educational environment; development methods. DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.55
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В статье описываются методы развития человеческого капитала учащихся и исследования его эффективности в образовательной среде. Рассматриваются понятия человеческий капитал, образовательная среда. Изучается роль образовательной среды как формы развития человеческого капитала студента. Описываются условия организации и проведения мероприятий для учащихся с целью эффективного развития человеческого капитала. Ключевые слова: человеческий капитал; образовательная среда; методы развития.
В 2019 коллектив World Economic Forum провел исследования The Human Capital Index, в котором были показаны результаты развития человеческого капитала различными государствами мира. Фунд а ментальная идея исследования состояла в том, чтобы показать, что основным ресурсом человеческого капитала являются знания и навыки людей, которые позволяют создавать экономические ценности.
В глобальном мире развитие человеческого капитала учащегося является стратегическим фактором, который определяет долгосрочные перспективы и конкурентоспособность каждой страны.
УДК 378.1 ВАК РФ 13.00.01
& Котов СВ., 2020 О БлошнАЛ, 2020
КОТОВ Сергей Владимирович, доктор политических наук, профессор
БЛОХИН Александр Леонидович, кандидат педагогических наук, доцент
Южный федеральный
университет,
Рос тов -на -Дону
LU
s ^
о
LU
< ct
LU
# * *
264
В России на создание системы и условий для развития человеческого капитала учащегося в образовательной среде, постоянно совершенствующегося, конкурентоспособного, неравнодушного, направленно Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р "06 утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Учащейся должен обладать прочным нравственным стержнем, при этом способный адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивый к новым созидательным идеям [1].
Если сейчас эту систему и условия не создавать: "в итоге - полный отрыв образования от жизни, выражающийся массовой неспособностью молодёжи после получения образования сходу включаться в производство ..^деградация человеческого капитала в стране, непрерывная стагнация экономики" [2].
Для лучшего изучения нашей темы рассмотрим более подробно термин "человеческий капитал" во взаимосвязи с образовательной средой. Человеческий капитал всегда рассматривался как определенный ресурс, представляющий собой совокупный потенциал народа, который представляет собой форму богатства, и может быть направлен на достижение целей нации или государства.
Термин "человеческий капитал" имеет далекие исторические корни, но получил широкое распространение благодаря научным трудам ученого Чикагского университета Т. Шульца и его последователя Г. Беккера.
Позже большой вклад в развитие человеческого капитала внесли такие мировые ученые, как М, блауг, Й. Бен-Порат, Дж. Кендрик, Э. Денисон и др.
Вопросам образовательной среды в контексте человеческого капитала, и определению "человеческий капитал" уделяет большое внимание Р. Уолш, но в контексте экономического значения, как одному из основных факторов повышения качества человеческого капитала. Изучая инвестиции в образовательную среду как инвестиции с целью получения прибыли, он видел в высшем и послевузовском образовании основу для долгосрочной успешной экономической реализации индивида в рамках экономического пространства современного общества.
Как одним из дополнительных эффективных методов к основному образовательному процессу по развитию человеческого капитала нами рассматривается профессиональное соревнование учащихся различного уровня по
стандартам WoridSkiiis, цель которого - развитие профессиональных навыков. Именно подготовка к WorldSkiNs помогает сосредоточить внимание педагога на развитии не только умственных способностей учащегося, но и его духовной личности с раскрытием скрытых талантов. Чемпионаты WorldSkilis являются действенным инструментом для развития и перехода человеческого потенциала в человеческий капитал.
Само понятие "человеческий капитал" в педагогическом контексте можно понимать как накопление в результате формального и неформального обучения знаний, умений и профессиональных навыков, которые могут использоваться в профессиональной деятельности [3].
6 2019 году Академия психологии и педагогики ЮФУ (АПП ЮФУ) провела III Открытый отборочный Чемпионат ЮФУ по стандартам WoddSkills Russia по компетенции R5 "Преподавание технологии" Участие будущих учителей предмета "Технология" в чемпионате дало им возможность получить реальную оценку своих навыков в соответствии с профессиональными стандартами международного уровня, а именно:
- разработка сценария урока и проведение его фрагмента;
- разработка и проведение внеурочного мероприятия;
- самообразование и профессиональная рефлексия;
-методическоеобеспечение преподавания технологии;
- организация проектной работы.
Одной из важнейших функций WorldSkilis
Russia является влияние на образовательную среду национальной системы компетенций. Понимая это, коллектив АПП ЮФУ работает над интеграцией ценностей движения WorldSkills Russia в реальный учебный процесс подготовки учителей технологии.
Конкурсные задания WorldSkills Russia по компетенции "Преподавание технологии" во многом определяют специфику методической и практической подготовки учащихся, как в рамках основной подготовки по специальности {"STEAM - технологии в образовании", "Основы робототехники", "Инженерное 3D моделирование и прототипирование в школе"), так и по программам дополнительного образования, ориентированным на ознакомление школьников с компетенциями профессий будущего для участия в региональных, всероссийских и международных чемпионатах и фести-
валях,таких как STEAMS, JuniorSkills,WovldSkills, Робофест, токарные и фрезерные работы на станках с ЧПУ, электроника, мобильная робототехника, инженерная графика и др.
В связи с этим, в рамках реализации проекта School Skills рабочей группой АПП ЮФУ налажено сотрудничество с Лабораторией интеллектуальных технологий (ЛИНТЕХ), являющаяся резидентом инновационного центра СКОЛКОВО по внедрению комплексных решений для школ по обучению компетенциям новых профессий в технических и инженерных сферах, выбор профессии.
Данный проект предлагает решение задачи ранней профессиональной ориентации и профессиональной подготовки на базе уроков технологии или в форме дополнительного образования на основе инженерныхтренажеров и конструкторов, таких как:
- умный дом - программирование и конструирование систем "Интернет-вещей";
- сити-фермерство;
- мобильная робототехника;
- мехатроника и др.
Также для развития человеческого капитала на базе АПП ЮФУ проводится ежегодный региональный этап "Всероссийская олимпиада школьников по технологии" в номинациях 'Техника и техническое творчество", "Культура дома и декоративно-прикладное творчество"
Основной целью проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии является обеспечение справедливых соревновательных испытаний среди сильнейших учащихся регионов России в предметной области "Технология" направленных на демонстрацию предметных, мета предметных, личностных результатов учащихся, сформировавшихся в процессе обучения [4].
Олимпиада по технологии является прак-тико-ориентированным соревнованием и направлена на развитие творчески одарённых детей в области непрерывного технологического образования, на развитие способности школьников к научной деятельности, научному исследованию в области преобразующей деятельности, способности создавать новейшие конкурентоспособные продукты,технологии, значимые для технологического и экономического развития страны [5].
Данная олимпиада, "согласно требованиям к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в номинациях "Техника и техническое творчество", направлена:
1) на повышение уровня технологического образования школьников на основе практического освоения традиционных и новейших технологий современного производства; на содержательное и методическое сближение материальных и информационных технологий в образовании;
2) на повышение роли метода проектов в обучении как основного средства раскрытия творческого и исследовательского потенциала детей;
3) на привлечение школьников к выполнению конкретных и практически важных социально значимых проектов, направленных на развитие технического и художественного творчества; на выявление и поощрение наиболее способных и талантливых учащихся, способных защищать честь страны на международном уровне соревнований" [6].
Для активного развития человеческого капитала в образовательной среде нами разработаны программы педагогических практик, реализуемых на базе образовательных органи-заций-партнеров, ориентированных на распространение перспективных направлений в образовательной области технологии с целью распространения опыта в сфере формирования цифровых навыков и компетенций XXI века.
Разработаны программы внеурочной деятельности школьников по следующим современным направлениям, формирующим цифровую грамотность учащихся: "Робототехника", "ЗР моделирование" "Графический дизайн", реализуемые в рамках партнёрских соглашений с Областным центром технического творчества учащихся г, Ростова-на-Дону. Подготовлены программы дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки учителей по таким направлениям, как "Педагог дополнительного образования", предусматривающая формирование профессиональных компетенций учителей в области робототехники, современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе компьютерное моделирование и графический дизайн; "Технология и изобразительное искусство", направленная на формирование специальных компетенций учителя в сфере перспективных направлений и технологий, предусмотренных концепцией развития технологического образования и Стратегией развития информационного общества в РФ. Прописаны методические рекомендации по применению в учебном процессе различных типов электронных образовательных ресур-
сов, таких как электронные учебники, компьютерные тестирующие системы, интерактивные учебные задания и другие.
Концепция развития человеческого кали-тала в образовательной среде АПП ЮФУ разработана сучетом стратегии научно-техничес-кого развития и программы "Цифровая экономика Российской федерации" утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 года [1]. Целью концепции являлось создание условий для формирования проектно-технологическо-го мышления, технологической грамотности и цифровой компетентности учащихся. Для инновационной экономики важны как высокий уровень владения современными технологиями, так и способность вырабатывать несуществующие сегодня технологии.
Задачи концепции развития человеческого капитала в образовательной среде:
1. Изменение статуса предметной области "Технология" в соответствии с ее ключевой ролью в обеспечении связи фундаментального знания с преобразующей деятельностью человека.
2. Модернизация содержания и методик преподавания предметной области "Технология", включающая формирование информационной, проектной и исследовательской культуры.
3. Широкое участие и успешный опыт включения в международное движение \Л/ог!с1$к(1к является основой для оценки качества образования и трансляции практики ло модернизации содержания профессионального обучения. Особенно это актуально по направлениям перспективных профессий и профессий цифровой экономики. Проведение олимпиад, направленных на развитие человеческого капитала:
- региональный этап всероссийской олимпиады школьников по "Технологии";
- учет достижений учащихся в системе "Паспорт компетенций".
4. Разработка и внедрение в учебный процесс школы электронных учебных изданий, разработанных на базе научно-исследовательской опытно-экспериментальной лаборатории профессионально-информационной педагогики.
Образовательная среда - истинный капитал, а развитие человеческого капитала в образовательной среде есть самое важное средство инвестирования. Поэтому наиболее важной функцией образовательной среды
является развитие общего человеческого капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны [7].
Реализация развития человеческого капитала на примере мероприятий, связанных с предметной областью "Технология" на базе АПП ЮФУ, показывает их значимость. Достигается непрерывность образования и формирование положительного капитала на следующих этапах:
- школа - поддержка талантливой молодежи;
- бакалавриат - повышение профессионального мастерства, выбор траектории развития;
- магистратура - профессиональное развитие и самосовершенствование, профессиональное самоопределение.
Образовательная среда как форма развития человеческого капитала студента - это комплекс педагогических условий, мероприятий, технологий, обеспечивающих диагностику, закрепление и развитие человеческого потенциала в соответствии с современными образовательными потребностями обучающихся в конкретной предметной области.
Для анализа развития человеческого капитала учащихся нами проводилось следующее исследование: в процессе подготовки к олимпиаде школьников в номинации "Техника и техническое творчество" нами определилась контрольная и экспериментальная группы. Каждая группа индивидуально тестировалась программой для ЭВМ "Определение параметров человеческого капитала индивидуума" [8] с занесением результатов тестирования в "Базу данных-Индивидуальный человеческий капитал студента" [9].
6 данной программе учащиеся тестируются по следующим критериям (наиболее значимые с точки зрения развития человеческого капитала}:
1. Капитал здоровья. В капитал здоровья мы включили такие модули, как "здоровый образ жизни", "состояние здоровья" и "ценность здоровья"
2. Капитал образованности - это привитие ценностей к знаниям, умение их накапливать. В капитал образованности мы включили модули "учебные достижения", "отношение к учебной деятельности", "мотивы обучения"
3. Культурно-нравственный капитал (общая культура, поведение, нравственные ценности и принципы)-
4. Трудовой капитал (профессиональные пробы и дополнительное образование, профессиональная направленность, ценность профессиональной деятельности).
5. Интеллектуальный капитал (креативность, интерес и способность к инновациям, мотивы изменений}.
6. Организационно-предпринимательский капитал (лидерские качества, предприимчивость, мотивы предпринимательской деятельности),
7. Социальный капитал (коммуникативные качества, социальная активность и адаптивность, социальные мотивы и ценности)[10].
По результатам тестирования экспериментальная группа, готовящаяся дополнительно к олимпиаде, показала результаты "человеческий капитал индивидуума" выше в среднем по всем критериям на 10-15 % в отличие от контрольной группы учащихся.
По данному исследованию можно сделать вывод, что дополнительные мероприятия, проводимые в образовательной среде, эффективно способствуют развитию человеческого капитала по всем значимым критериям. Развитый в образовательной среде человеческий капитал дает его обладателю в дальнейшем не только финансовую выгоду, но и влияет на качество жизни этого человека.
Литература:
1.КонсультантПлюс и Я Ь Щ р:/Лм тм. со паи ltant.ru/ с^оситеп1/соп5_с^ос . ,1_А\А/_171835/ (дата обраще Н №28.03.2020).
2. Куши up A.M., Вифлеемский А.Б. Концептуальный очерк образовательной стратегии на основе теории человеческого капитала и проблема правовой регламентации производственного (трудового) воспитания // Народное образование
- 2018. - Na5. - С. 10.
3. Глоссарий статистических терминов. Полученные от http://stats.oecd.org (дата обращения 26.032020).
4. Институт развития образования Кировской области URL: http://www.kirovipk.ru/metodika/ koncepciya-prepodavaniya-predmetnoy-oblasti-tehnofogiya-v-obrazovatelnyh-organizaciyah (дата обращения 26.03. 2020).
5. Преобразование https://www.preobra.ru/ improject-1590 (дата обращения 27.03.2020).
6. Требования к проведению регионального этапа всероссийской олимпиады школьников потех-нологии в номинациях "Техника и техническое творчество" http://vserosolynip.rudn.ru/mm/mpp/ files/tri 9/23.12.18!!!Технология%20с%20испр^( (дата обращения 29.03,2020).
7. Кармазина Ю.А. Образование как инвестиции в , человеческий капитал//Молодой ученый. -2014, "
- №7,- С. 349-351.
8. Котов C.B., Блохин А.Л. Определение параметра человеческого капитала индивидуума. Программа для ЭВМ. Свидетельство о государственной регистрации №2019619604. 2019.
9. Котов C.B., Блохин А.Л., Харченко Л,И, Программа выявления интегрального показателя индивидуального человеческого капитала студента (ИПЙЧКС) / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. Регистрацией ный номер N0 2018619205. 2018 г.
10. Котов C.B., Блохин А.Л., Шостак F;.B. Развитие человеческого капитала на вузовском этапе профессиогенеза // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: Всероссийская науч но-практическая конференция. - 2018. - N- 6. -С. 297-300.
О си О OJ
Â
LD
m
OJ
ел 2
S
267
THE SYSTEM OF ELECTIVE COURSES IN THE ANGLO-SAXON EDUCATIONAL TRADITION
Log ¡nova Marina Pavlovna, Visiting Lecturer, Bates College, Lewis ton, Maine, USA; Postgraduate student, Omsk Pedagogic University, Omsk
The article deals with one of the key characteristics of the American education, the elective system of courses that was a reply for the community demands. Also, it became the outcome of relationship of educational institutions with various social groups whose support was crucial for the survival and well-being of American colleges and universities. For the American educational system, the abovementioned characteristics was the result of its historic process of the national educational system development. The author argues that this feature, sometimes aggressively imposed in Russia, might become destructive and bring to the deterioration and even destroy the unique educational system built in absolutely opposite principles than the educational system of the USA. The article analyzes the given characteristic of the US educational system and shows the critique of the American educators and experts, which gives an opportunity to ponder in depth and make a responsible decision in terms of copying the feature into the Russian educational system.
Keywords; educational system of the USA; educational system of Russia; liberal arts education; elective courses; Anglo-Saxon traditions; higher education.
DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.56