ТРАНСФЕР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОМЫШЛЕННО МАЛЫЕ РЕГИОНЫ РОССИИ: КЛЮЧ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ СТРАНЫ
УДК 334.7
Ольга Игоревна Митякова,
д.э.н., проф. каф. Управление инновационной деятельностью, Нижегородский государственный технический университет Тел.: (831) 436-73-74 Эл. почта: [email protected]
Елена Андреевна Дубик,
к.э.н., ассистент кафедры Экономика и предпринимательство, Нижегородский государственный технический университет Тел. (831) 419-07-96 Эл. почта: [email protected]
В работе предложена непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система подготовки специалиста для промышленных предприятий малых регионов России: школа - вуз - предприятие. Система способствует развитию человеческого капитала и производства, объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов, механизму закрепления молодых специалистов на предприятии с качественными знаниями, доступности образовательных ресурсов, сокращению дифференциации экономического развития в регионах.
Ключевые слова: регион, малые и средние города, экономика знаний, целевая подготовка специалистов, непрерывная интегрированная образовательная система.
Olga I. Mityakova,
Doctorate of Economics, Professor, the Department of Innovation Management, Nizhniy Novgorod State Technical University Tel.: (831) 436-73-74 E-mail: [email protected]
Elena A. Dubik,
PhD in Economics, Teaching Assistant, the Department of Economic and Entrepreneurship, Nizhniy Novgorod State Technical University Tel.: (831) 419-07-96 E-mail: [email protected]
SPREADING THE ECONOMIC KNOWLEDGE INTO SMALL INDUSTRIAL REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION IS A WAY OF INNOVATION DEVELOPMENT
The article deals with a continuous integrated system of the professional training of specialists for industrial enterprises in small regions of Russia: school - higher school -enterprise. The system contributes to the development of human capital and production, integration and coordination of intellectual, scientific, technical and technological capacities, anchoring of well - educated young specialist at the enterprise, availability of educational resources, shortening the difference in the economic development of the regions. Keywords: region, town and city, economical knowledge, specialists training on a contract base, continuous integrated educational system.
1. Введение
Согласно Стратегии и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обеспечение сбалансированного инновационного развития регионов России, является одним из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации. Руководство страны планирует в ближайшие годы перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации. Равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и диверсификации экономики территорий [1].
В современных экономических условиях продолжает нарастать дифференциация социально-экономического развития регионов России. Многие исследования, проведенные в последнее время, выявляют значительное увеличение регионального неравенства в социально-экономическом развитии. Так например, валовый региональный продукт различается в 383 раза, размеры консолидированного бюджета - в 122 раза, денежные доходы на душу населения - в 5,6 раз.
Одной из причин диспропорции социально-экономического развития является качество человеческого потенциала: образовательный уровень и уровень доходов населения, развитость инфраструктуры, новизна выпускаемой продукции и технологий, жилищные условия, инвестиционная обеспеченность, демографическая ситуация, социальная среда и условия жизни людей. Низкое качество человеческого капитала считается важнейшим ограничителем развития экономики районов, препятствием для притока квалифицированных кадров и развития современных промышленных предприятий.
В процессе перехода к постиндустриальному обществу для исправления социально-экономической ситуации необходима передача и эффективное использование знаний в промышленно-экономические районы страны. Наука, образование и инновации являются движущей силой экономики и ключевым фактором конкурентоспособности регионов. Страны и города, достигшие высокого уровня образования, профессиональной подготовки, компетенций работников, оказываются в более выигрышном положении в сравнении с другими государствами, не имеющими таких результатов [2]. Россия - один из мировых лидеров по охвату населения профессиональным образованием [6]. Образование продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности [3].
2. Целевая подготовка специалистов для промышленных предприятий регионов России
В Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева с 1997-2008 гг. велась подготовка специалистов по целевому социальному заказу предприятий и администраций районов Нижегородской области (рис. 1). Заказ составлялся в количественном и качественном выражении. В первом из них фиксировался в потребности кадрах всех сфер хозяйственной деятельности района и количество абитуриентов, готовых приступить к обучению в определен-
Рис. 1. Целевая подготовка по технологии «Предприятие - Вуз»
ном периоде времени. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Вся совокупность требований заказа - является основой формирования профиля и формы обучения (содержание образовательных программ, сроки и методы обучения). Обучение студентов проводилось на учебно-материальной базе представительств вуза по востребованным специальностям, перечень которых изменялся в соответствии с ежегодными заявками.
Представительства являются обособленными структурными подразделениями вуза, оперативно реагирующими на запросы промышленности и населения по подготовке и переподготовке кадров. С согласия органа управления образованием субъекта РФ и органов местного самоуправления, на территории которых действуют представительства, силами штатных научно-педагогических работников университета и привлекаемых ведущих специалистов предприятий и организаций осуществляются консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов и слушателей заочной формы обучения.
В НГТУ им. Р.Е. Алексеева по целевому заказу обучилось более 1200 студентов. Обучение производилось по заочной форме на базе НГТУ и на представительствах функционировавших в разное время в 13 районных центрах Нижегородской области (Богородск, Варнавино, Вача, Выкса, Воротынец, Лысково, Навашино, Павлово, Пильна, Сергач, Сокольское, Шатки, Шахунья).
В соответствии с изменением нормативных актов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [5], уменьшением заказов и потери былой эффективности организация учебного процесса на представительствах была прекращена.
В настоящее время одной из «болевых точек» предприятий средних и малых городов является нехватки специалистов активного трудоспособного возраста. Молодые люди уезжают из сельской местности в «большой город» учиться в высших учебных заведениях, повышать свой статус путем «внедрения» в городскую жизнь, делать карьеру. По данным Минэкономразвития [4] в ближайшие 20 лет из малых и средних городов может высвобождаться и мигрировать
в крупные города до 15-20 млн. человек. Вопрос о привлечении молодых специалистов с качественным образованием на работу является одной из важнейших задач для любого района. Следовательно, необходимо все меры направлять не столько на поиск рабочей силы, сколько на реализацию обучения, повышения квалификации, развитию персонала предприятия по корпоративным программам, разработанным совместно предприятием и учебными заведениями.
Кардинальные изменения в экономике требуют модернизации системы образования [3], являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны на всей ее территории. Города-мегаполисы - это ещё не вся Россия. Необходимо внедрение непрерывной, доступной, мобильной, с практической ориентацией и качественной системой образования для детей из разных регионов России соответствующей требованиям инновационного развития экономики.
3. Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система
В условиях социального развития, формировании институциональной среды, создании национальной инновационной системы, активизации высокотехнологичных секторов экономики и базовых отраслей промышленности необходима интеграция научной, производственной и образовательной составляющих в инновационной системе. Таким образом, можно создать непрерывную интегрированную профессиональную образовательную систему: школа - вуз - предприятие. Подготовка научно-технического или профессионального специалиста ведется на основных этапах жизненного цикла человека: школьник - студент - специалист (рис. 2). В России сегодня массовый спрос на высшее образование: «в первую очередь, это
«исторические» причины, связанные с особенностями развития страны в последние два десятилетия, и во вторую -текущая экономическая ситуация [6]». Предлагаемая авторами непрерывная интегрированная образовательная система (НИПОС) способствует развитию человеческого капитала и производства, объединению и координации интеллектуального, научно-технического и технологического потенциалов, что является инфраструктурой экономики знаний.
Цель НИПОС является обучение специалиста: передача и распределение экономических знаний, навыков, умений, овладение компетенцией и воспитания члена общества. Передача и распределение профессиональных знаний структурировано по времени и информации. При этом интегрированная подготовка - комплексная. Сочетание теоретического обучение и профессиональной деятельности обеспечивает опережающий характер подготовки специалистов по остро необходимым направлениям и более высокий «коэффициент полезного действия» механизма закрепления молодых специалистов на предприятии с качественными знаниями. Для развития неординарности, индивидуальности, самостоятельности личности человека, умеющего работать в коллективе, быть мобильным в динамичной внешней среде необходимы воспитательные процессы.
4. Задачи непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы
К основным задачам системы следует отнести:
• поддержка раннего развития детей;
• профессиональная ориентация школьников. Характерно как для периода обучения собственно в школе, так и особенно на этапе завершения обучения в школе, когда перед выпускником встает задача выбора дальнейшего жизненного пути;
Образовательная среда
Предприятие Школа Вуз Школа Вуз Предприятие Предприятие Вуз Школа
Школьник Школа Студент Вуз Специалист Предприятие
Основные этапы жизненного цикла человека
Рис. 2. Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная среда
Экономика, Статистика и Информатика
87
№4, 2013
• формирование осознанной индивидуальной учебной траектории обучения в школе. Неосознанность личностных качеств затрудняют развитие школьника, в том числе его родителям, что, безусловно, может быть причиной некомфортности в процессе обучения, следствием чего, может быть потеря интереса к процессу обучения и низкий уровень освоения образовательной программы;
• изучение промышленности родного края, формирование интереса школьника к предприятию;
• повышения уровня подготовки поступающих в вузы;
• привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности;
• ускорению адаптации выпускников вуза к условиям предприятия и решению научно-практических задач по его профилю;
• вовлечение студентов в научную деятельность по тематике предприятия;
• социальную адаптацию и интеграцию студентов как личностей в корпоративную культуру и производственную среду, и на этой основе - закрепление выпускников вуза на предприятии;
• вовлечение преподавателей в решение научно-технических проблем предприятий, в формировании прак-тико-ориентированных тем научных работ;
• вовлечение специалистов предприятий в научную деятельность по востребованным на предприятии темам под руководством ведущих ученых вуза и в педагогическую деятельность и развитие их профессиональных качеств;
• реализация междисциплинарных учебных программ дополнительного профессионального образования;
• организация маркетинговой деятельности. Система диагностики кадровых проблем промышленных предприятий;
• последипломное образование специалистов и руководителей организации, что способствует непрерывно поддерживать на современном уровне компетентность специалиста, а так же формировать ее в новой сфере профессиональной деятельности в соответствии с прежними или новыми квалификационными требованиями. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации составляет суть последипломного образования специалиста.
5. Апробация первого этапа непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы
В 2012 г. университет НГТУ им. Р.Е. Алексеева открыл экспериментальную площадку первого этапа (школа) НИПОС в р.п. Вача Нижегородской области.
Ранняя ознакомительная, научно-исследовательская работа и проектная деятельность, проводимая с учащимися средних общеобразовательных школ, позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей, подготовить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей, уметь прогнозировать вариативность результатов.
Исследовательские занятия школьников основываются на следующих формах работы:
• выступление с докладами, творческими отчетами на заседании кафедры Вуза и методического объединения учителей района;
• подготовка и оформление научных работ и их публикация в сборниках научно-практических конференций;
• участие в региональных и международных олимпиадах;
• встречи с учеными Вуза, сотрудниками промышленных предприятий;
• оформление материалов, подготовленных в процессе исследования;
• участие в конкурсах, например: Всероссийский смотр-конкурс научно-технического творчества студентов вузов «ЭВРИКА», Всероссийский ежегодный открытый дистанционный конкурс «Ученик года».
Непосредственное руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся осуществляется преподавателем университета, а также квалифицированными педагогами школы и специалистами промышленных предприятий: ОАО «Труд», ЗАО «СМИ» и ООО «Рамень».
6. Заключение
Предлагаемая непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система позволит создание эффективного механизма осуществления инновационного развития человеческого капитала, через
трансфер знаний в средние и малые города России.
Литература
1. Выступление В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февраля 2008 г., г. Москва, Кремль. [Электронный ресурс]. - URL: http://president.kremlin. ru (дата обращения: 03.01.2013).
2. Колядин А.П. Фиктивный компонент человеческого капитала как системный феномен экономики знаний: Автореф. дис. док. эк. наук. - Саратов, 2012. - 37 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
4. Набиуллина: в России не выживут некоторые средние и малые города [Электронный ресурс]. - URL: http:// news. mail. ru/po litics/7545396/ (дата обращения: 10.12.2012).
5. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».
6. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика.
References
1. V.V Putin's speech at the enlarged session of the State Council «Russian development strategy untill 2020», 8 February 2008, Moscow, Kremlin [internet]. URL: http://president.kremlin.ru (reference date: 03.01.2013).
2. A.P. Kolyadin, Fictitious component of human capital as a system phenomenon of knowledge economy: author's abstract od scientific paper, PhD of economics. - Saratov, 2012. - 37 p.
3. A concept of long term social and economic development of Russian Federation until 2020.
4. Nabibullina: Some of small and medium size towns will not survive in Russia [internet]. - URL:http://news. mail.ru/politics/7545396/ (reference date: 10.12.2012).
5. Russian Federation Governmental regulation of 14 February 2008 № 71 «About confirmation of a standard clause of an educational institution of higher professional education (higher educational institution)».
6. Strategy-2020: A new model of development - a new social policy.