Научная статья на тему 'Непрерывное и интегрированное профессиональное образование в развитии человеческого капитала'

Непрерывное и интегрированное профессиональное образование в развитии человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS EDUCATION / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTEGRATED TYPE OF EDUCATION / НЕПРЕРЫВНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CONTINUOUS INTEGRATED PROFESSIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубик Елена Андреевна

В работе рассмотрены вопросы интегрированного и непрерывного профессионального образования. Приведена новая непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система подготовки специалиста (школа-Вуз-промышленное предприятие) и ее особенности. Система позволит в течение всей жизни человека осуществлять развитие профессиональных навыков и научных знаний человеческого каптала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубик Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS AND INTEGRATED PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

In the article problems of integrated and continuous professional education are considered. A new continuous integrated professional educational specialist training programme (school higher school industrial enterprise) and its specifics are discussed. The system makes possible for the human capital to develop its professional skills and scientific knowledge on a life long term.

Текст научной работы на тему «Непрерывное и интегрированное профессиональное образование в развитии человеческого капитала»

НЕПРЕРЫВНОЕ И ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

УДК 37.03

Елена Андреевна Дубик,

к.э.н., ассистент кафедры Экономика и предпринимательство Нижегородского государственного технического университета им. РЕ. Алексеева (НГТУ им. РЕ. Алексеева) Тел.: (831) 419-07-96 Эл. почта: DubikAndrey@mail.ru

В работе рассмотрены вопросы интегрированного и непрерывного профессионального образования. Приведена новая непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система подготовки специалиста (школа-Вуз-промышленное предприятие) и ее особенности. Система позволит в течение всей жизни человека осуществлять развитие профессиональных навыков и научных знаний человеческого каптала

Ключевые слова: образование, инновационное развитие, непрерывное образование, интегрированное образование, непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система.

Elena A. Dubik,

PhD in Economics, Teaching Assistant, the Department of Economics and entrepreneur-ship, Nizhniy Novgorod State Technical University named after R. E. Alekseev (NNTU named after R.E.Alekseev) Тел.: (831) 419-07-96 E-mail: DubikAndrey@mail.ru

CONTINUOUS AND INTEGRATED PROFESSIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

In the article problems of integrated and continuous professional education are considered. A new continuous integrated professional educational specialist training programme (school - higher school - industrial enterprise) and its specifics are discussed. The system makes possible for the human capital to develop its professional skills and scientific knowledge on a life long term.

Keywords: education, innovative development, continuous education, integrated type of education, continuous integrated professional educational system.

1. Введение

Для реализации стратегии инновационного развития России необходимым является фактор роста человеческого капитала. Решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию. «В наше время преимущества в конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь все решает уровень образования и объем накопленных обществом знаний» [2, с. 6].

Что же такое образование? Трактовка этого понятия встречается в преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием ... понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающихся констатацией достижения гражданам (обучающимися) определенных государством образовательных уровней» [2].

В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение образования: «... результат усвоения систематизированных знаний. Умений и навыков; необходимые условия подготовки человека к жизни и труду». При этом подчеркивается, что «основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях» [9, с. 960]. К образовательным учебным заведениям относят школы, колледжи, университеты и другие институты, где целенаправленно передается культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому (между поколениями).

Обеспечение исторической преемственности поколений, воспитание патриотов России и граждан правового демократического государства, организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, непрерывности образования в течение всей жизни человека и др. являются главными целями и задачами образования в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025».

Тенденция к увеличению разнообразия образовательных задач вызывает необходимость превентивного и постоянного повышения степени разнообразия системы образования. С позиции системного подхода повышение степени разнообразия может быть достигнуто на основе вовлечения в состав системы экономических подсистем с конфигурацией управления ими. Интеграция школа-Вуз-промышленное предприятие в единое образовательное пространство формирует системный образовательный комплекс.

2. Интегрированное и непрерывное образование

Интеграция - это «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а так же процесс ведущих к такому состоянию» [9, с. 494]. Н. Кельчевской и М. Срогович провозгласили, что взаимосвязь вуза и предприятия - объективная необходимость XXI века [3].

Одним из целевых ориентиров развития системы образования России в долгосрочной перспективе до 2020 г. - «развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности» [4].

Н. Хохлова отметила, что интегрированная система обучения не имеет альтернативы в подготовке специалистов. «Диверсификация ее форм и содержания практически явились основой развития современных форм экономической и интеллектуальной взаимосвязи фундаментальной науки, университетского образования и производства. Их общая предпринимательская и корпоративная идеология предполагает непрерывный творческий процесс подготовки будущих специалистов на основе социального партнерства» [1, с. 68]. Интегрированная система способствует развитию непрерывного образования.

«Обучение в течение всей жизни и профессиональная подготовка для всех -это мост в будущее» [6, с. 23] отмечено в рабочем документе Второго международного конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию (Сеул, апрель 1999 г.).

Проблема непрерывного образования отражена в российских стратегических документах об образовании. Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. идет речь о формировании условий для непрерывного профессионального роста кадров, об отработке различных моделей интеграции уровней профессионального образования, в том числе высшего и среднего профессионального образования. В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечено, что формирование системы непрерывного образования позволит предельно эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни [4].

3. Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система

В масштабах новой экономики России формирование непрерывной и интегрированной подготовки высококвалифицированных кадров для промышленных предприятий и страны в целом является целесообразным.

Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система [7] - новая перспективная образовательная система развития промышленных экономических систем (рис.). Подготовка инженерных кадров ведется на основе интеграции образования, науки и производства: школа-Вуз-предприятие. Образовательные программы системы обеспечивают органичное сочетание знаний, навыков и умений на всем образовательном жизненном пути человека: школьник-студент-специалист.

Непрерывное образование в предложенной системе - это всесторонняя учебная, практическая и научная деятельность, осуществляемая на постоянно-последовательной основе с целью улучшения образования и профессиональной компетенции специалиста на протяжении всей его трудовой жизни. Стержнем непрерывности в системе является трехуровневая образовательная деятельность:

1) начально-научная и профильная подготовка школьников в рамках дополнительного образования;

2) подготовка специалистов с высшим образованием на основе и с учетом имеющегося среднего общего с дополнительным научно-профильным или среднего (начального) профессионального образования;

3) дополнительное образование и профессиональная переподготовка специалистов.

Важностью развития непрерывного образования в ВУЗе является, как непосредственное продолжение общего образования по различным интегрированным формам обучения.

Интегрированное образование (ИО) в НИПОС - это сочетание теоретического обучения в школе и вузе с производственной деятельностью на предприятии, соответствующего профиля и уровня подготовки обучаемых. ИО в системе необходимо для интенсивного формирования высококвалифицированного специалиста. Основой ИО является участие промышленных предприятий и школ в организуемой вузом совместной образовательной деятельности. Высшее учебное заведение в НИПОС является ядром интеграционных процессов в

Рис. Непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система

сфере образования длиною в жизнь и осуществляет:

• довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку специалистов;

• кадровое обеспечение образовательных программ;

• учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

• руководство и управление;

• программно-информационное обеспечение учебного и организационно-управленческого процесса;

• организационно-экономическое обеспечение деятельности системы.

4. Особенности непрерывной интегрированной профессиональной образовательной системы

Новая образовательная система имеет следующие особенности (в каждом конкретном случае - свой набор из них) от ранее других:

1. Доступность в трансферте знаний и навыков;

2. Минимизация времени адаптационного периода в процессе обучения специалиста;

3. Отражение направленности работы промышленного предприятия в содержании спецкурсов, в курсовых и дипломных работ (проектов), в заданиях на научно-исследовательскую работу школьников и студентов, в программах практик.

4. Выполнение требований заказчика относительно расписания и места проведения практических занятий и организации учебного процесса в целом.

5. Трудоустройство (во время очного обучения - частичного, по окончании - полного) на рабочих местах предприятия.

6. Особый набор абитуриентов для обучения, из числа лиц, имеющих как среднее (полное) общее с дополнительно-профессиональным образованием и средним профессиональным образованием. Он качественно отличает подготовку новых студентов, от вчерашних студентов.

7. «Мелкосерийное» и «единичное» производство специалистов по индивидуальным (индивидуально-групповым) образовательным программам, по заказам промышленных предприятий.

8. Проблемно-ориентированная направленность образовательных программ, что требует применение технологии «обучения действием».

Экономика, Статистика и Информатика

35

№6, 2013

9. Обучение не только (и не сколько) по «моноспециальностям» образовательных программ, но и по междисциплинарным («стыковым») образовательным проектам.

10. Специфика контингента Вуза. Будущее студенты или слушатели уже владеют некоторыми необходимыми теоретическими и практическими знаниями, что дает им и руководителям предприятий направляющих на обучение основание для весьма критичного отношения к содержанию образовательных программ, а так же к организации и формам учебных занятий, методам изложения учебного материала, к компетенции и эрудиции преподавателя.

5. Заключение

Предложенная непрерывная интегрированная профессиональная образовательная система позволит в течение всей жизни человека осуществлять развитие профессиональных навыков и научных знаний человеческого каптала, что является адекватным ответом на запросы инновационного общества.

Литература

1. Ильященко Д.П., Тищенкова А.В., Ефременков А.Б. Производственная практика студентов - важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров / Машиностроение и инженерное образование, 2010. - № 3. - С. 68-74.

2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1.

3. Кельчевская Н., Срогович М. Разработка механизма взаимосвязи

вуза и предприятия - объективная необходимость XXI века. Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2002. -112 с.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

6. Материалы Второго Международного Конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию «Образование и подготовка на протяжении всей жизни: мост в будущее», г. Сеул, Республика Корея, 26-30 апреля 1999 г. - Астана: Министерство здравоохранения, образования и спорта Республики Казахстан, 1999. - 88 с.

7. Митякова О.И., Дубик Е.А. Трансфер экономических знаний в промышленно малые регионы России: ключ к инновационному развитию страны// Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2013. -№4. - С. 86-89.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http:// sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения: 03.04.2013).

9. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е издание. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 1600 с.

References

1. Iljashhenko D.P., Tischenkova A.V., Efremenkov A.B. Work practice of students - the most important link

of preparation of a highly qualified engineering personnel // Mashinostroenie i inzhenernoe obrazovanie, 2010. -№ 3. - S. 68-74.

2. The Law of the Russian Federation on Education 10.07.1992 N 3266-1.

3. Kelchevskaja N., Srogovich M. Development of the interrelation mechanism between higher education institution and the enterprise - objective need of the XXI century. Ekaterinburg: GOU UGTU-UPI, 2002. -112 s.

4. Long-term socio-economic development concept of the Russian Federation for the period until 2020.

5. Russian education modernization concept for the period until 2010.

6. Matters of the Second International Congress of UNESCO on Technical and Vocational education «Education and Training through life: a bridge to the future», Seul, Korea Republic, April 26-30 1999 - Astana: Ministerstvo zdravoohranenija, obra-zovanija i sporta Respubliki Kazah-stan, 1999. - 88 s.

7. Mitjakova O.I., Dubik E.A. Transfer of economic knowledge to industrially small regions: a key to country's innovative development.//Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO, 2013. - №4. -S. 86-89.

8. National educational doctrine of the Russian Federation. [elektronnyj resurs]. - URL: http://sinncom.ru/con-tent/reforma/index5.htm (data obrash-henija: 03.04.2013).

9. Soviet encyclopedic dictionary / executive editor - A.M. Prohorov. 2-e izdanie. M.: Sov. enciklopedija, 1983. -1600 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.