УДК 378:37.01 ББК 74.480.8
Кадырова Хания Расыховна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал)
«Казанский национальный исследовательский технический университет
им.А.Н.Туполева-КАИ»
Зеленодольск
Kadyrova Khaniya Rasykhovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor
Chair of Natural Sciences and Humanities of Zelenodolsk Institute of Machine Building and Information Technologies (Branch)
Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev-KAI Кластерный подход в организации профессионального образования Cluster Approach in Professional Education Organization
Формирование кластеров связано с необходимостью снизить несогласованность на рынке труда и рынке образовательных услуг, с проблемой дефицита рабочих кадров, необходимостью сокращения сроков подготовки рабочих и привлечением для этой цели средств предприятий. Кластерный подход в организации профессионального образования предполагает не только получение профессии и специальности, но и в повышении квалификации специалистов. Интегрированная многоступенчатая система непрерывного образования, благодаря своей гибкой структуре и быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре спроса на рынке труда, создает благоприятные условия для реализации целевой индивидуальной подготовки специалистов различных квалификационных уровней.
Clusters formation is connected with the need to reduce the mismatch in the labour and education markets, with shortage of the workforce, the need to reduce workers’ training time and engaging enterprise facilities for this purpose. Cluster approach in professional education organizing involves not only getting a profession and specialty, but also specialists’ advance training. Integrated multi-level system of continuous education thanks to its flexible structure and quick adaptation to changing conjuncture of demand in the labour market creates good conditions for realization of the specialists’ targeted individual training in various qualification levels.
Ключевые слова: подготовка кадров, машиностроительная отрасль, образовательный машиностроительный кластер, интегрированная многоступенчатая система непрерывного образования.
Key words: personnel training, engineering industry, educational engineering cluster, integrated multi-level system of continuous education.
В современной России наблюдается дальнейшее развитие системы профессионального образования, «осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального образования в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных ус-луг»[1].
Активно осуществляется реструктуризация системы профессионального образования, стимулирующей основой которой становится поиск государственных механизмов развития системы профессионального образования и активность самих образовательных учебных заведений. Важной задачей преобразований, связанных с реконструированием профессионального образования, становится:
- расширение образовательного пространства за счет интеграции профессионального образования и научно-исследовательской деятельности;
- интеграция образовательных учреждений, реализующих разные образовательные программы;
- повышение статуса учебного заведения.
Новообразования в системе профессионального образования и результаты преобразовательной деятельности, достигнутые благодаря формированию единого образовательного пространства подготовки специалистов разных профилей, становятся темами диссертационных исследований [2],[3]. Цели и задачи диссертационных исследований, обращенных к проблемам формирования непрерывного профессионального образования, направлены на разработку моделей непрерывной подготовки (инженера, педагога, работника правоохранительных органов и т.п.)), определение методологической основы функционирования и развития непрерывного образования в условиях современной России.
Одним из новообразований, активно разрабатываемым в первое десятилетие 21 века, становится образовательный кластер. Создание отраслевых образовательных кластеров отражает изменения на рынке труда, когда «предприятия и организации всех видов экономической деятельности» испытывают острую потребность в рабочих кадрах. [4]
Формирование кластеров связано с необходимостью снизить несогласованность на рынке труда и рынке образовательных услуг, с проблемой дефицита рабочих кадров, необходимостью сокращения сроков подготовки рабочих и привлечением для этой цели средств предприятий. Однако в основе их создания лежит не только потребность отечественной промышленности в специалистах базового профессионального образования (начальное и среднее профессиональное образование), но и необходимость построения системы образования, проходящей через все этапы профессиональной жизни.
В целях регулирования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в рамках реализации Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.1999 г. № 887 «О формировании объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе профессионального образования Республики Татарстан» органами службы занятости была проведена работа по сбору и обобщению сведений от работодателей о потребности подготовки кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на период до 2013 года. Потребность в кадрах изучалась на предприятиях, численность работающих на которых составила более 71% от общего числа занятых на крупных и средних предприятиях республики. Анализ результатов исследований Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан дает следующие данные, которые необходимо учесть при подготовке профессиональных кадров.
Потребность в подготовке кадров на 2009-2013 гг. составляет 157,7 тыс.чел. по 1513 профессиям рабочих и специалистов (для сравнения по данным 2007 г. потребность в кадрах на 2008-2012 г. составила 144 тыс.чел.). Потребность в подготовке кадров с начальным профессиональным образованием составляет 123,6 тыс.чел. (или 78,4 % от общего количества потребности в кадрах) по 790 профессиям; со средним профессиональным образованием - 10,5 тыс.чел. (или 6,6 %) по 239 профессиям; с высшим профессиональным образованием - 23,6 тыс.чел. (или 15 %) по 484 профессиям.
В таблице 1. отражены потребности РТ по подготовке кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на ближайшие годы и конкретные данные по потребностям в области машиностроения в таблице 2.
Таблица 1.
Потребность РТ по подготовке кадров с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на 2009-2013 гг.
Уровень профессионального образования Потребность в подготовке кадров
Всего (2009- 2013) В том числе по годам
2009 2010 2011 2012 2013
Начальное профессиональное образование 123646 27219 25340 26252 23420 21415
Среднее профессиональное образование 10453 2429 2125 2025 1952 1922
Высшее профессиональное образование 23584 5836 4772 4635 4180 4161
Всего по уровням образования 157683 35484 32237 32912 29552 27498
Таблица 2
Потребность РТ в подготовке кадров по направлению машиностроения с начальным, средним и высшим профессиональным образованием на 2009-2013 гг.
Уровень профес- Потребность в подготовке кадров
сионального образо- Всего В том числе по годам
вания (2009- 2013) 2009 2010 2011 2012 2013
Начальное профессиональное образование 23412 4865 4840 5272 4491 3944
Среднее профессиональное образование 1151 236 261 224 213 217
Высшее профессиональное образование 6226 1421 1317 1293 1104 1091
Всего по уровням образования 30789 6522 6418 6789 5808 5252
Значительные потенциальные возможности регулирования кадровой проблемы промышленных предприятий региона и повышения качества подготовки специалистов для регионального машиностроительного комплекса заложены в кластерном подходе к модернизации профессионального образования.
Его реализацию обеспечивает образовательный отраслевой кластер, который предлагает:
-создание единого образовательного пространства;
-обеспечение мотивации молодежи в профильных образовательных школах на получение рабочей профессии;
-возможность выбора обучающихся траектории профессиональной подготовки, отвечающей их возможностям;
-интеграцию профессионального образования с предприятиями отрасли, с заключением договоров между системой профессионального образования и предприятиями-заказчиками, обеспечение социальной защищенности выпускников;
-обеспечение единства требований к оценке качества знаний обучающихся;
-повышение профессиональной составляющей у выпускников всех уровней профессиональной подготовки;
-сокращение сроков и себестоимости подготовки специалистов;
-обеспечение квалифицированными рабочими, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;
-повышение эффективности использования кадрового потенциала, в том числе кадров высшей квалификации;
-оптимизацию использования научно-производственной и учебнолабораторной базы и их соответствия требованиям современных технологий производства.
Структура образовательного машиностроительного кластера предопределяет многоуровневость профессионального образования. В зависимости от успехов и способностей обучающегося возможны следующие траектории обучения:
I курс реализуется в отделении начального профессионального образования. После I года обучения все обучаемые в интегрированном учебном заведении получают соответствующую рабочую квалификацию и могут быть трудоустроены. Прошедшие аттестацию, продолжают обучаться на II курсе для получения образования, соответствующего уровню СПО или ВПО;
- II курс реализуется в основном на базе учреждения СПО или ВПО. Прошедшие аттестацию могут продолжить обучение на III курсе СПО или ВПО (двухлетнее обучение в вузе на базе полного среднего в филиале с последующим переводом для обучения в головном вузе);
- III курс реализуется на базе СПО (они получают документ о среднем техническом образовании) или переходят на IV курс университета;
- IV курс реализуется на базе ВПО с получением диплома бакалавра;
- V-VI курсы завершаются защитой магистерской диссертацией.
Магистры получают возможность заняться научной или научнопедагогической деятельностью либо поступить для дальнейшего обучения в аспирантуру.
Экспериментальная апробация модели многоуровневой интегрированной подготовки специалистов НПО, СПО, ВПО машиностроительной отрасли осу-
ществляется на территории Зеленодольского муниципального района, где размещаются профессиональные образовательные учреждения: Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева; судостроительный колледж, профессиональный лицей № 25 присоединены к филиалу, на базе которых осуществляется подготовка специалистов для предприятий машиностроения.
В структуру образовательного кластера входят не только учреждения профессионального образования различного уровня, но и профильные школы. Целью довузовской подготовки в кластере является проведение целенаправленной работы по формированию и образованию профессионально ориентированного на машиностроительный комплекс контингента абитуриентов.
Обучение в интегрированном учебном заведении проводится по интегрированным учебным планам, которые обеспечивают профессиональную подготовку учащихся и студентов на уровне государственных образовательных стандартов.
Организация многоуровневого профессионального образования по интегрированным учебным планам осуществлялась на базе института по направлению 151900 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Интегрированные учебные планы формировались на основе учебных планов ВПО.
Одним из требований к интегрированным учебным планам является сокращение сроков подготовки специалистов при сохранении качества образования. Не менее важным требованием интеграции, стимулирующей данный процесс, становится требование повышения уровня практической подготовки специалистов.
Таким образом, благодаря разработке интегрированных планов, стало возможным формирование индивидуальных траекторий обучения.
Востребованность выпускников филиала определяется тем, что город Зе-ленодольск, на территории которого располагается учебное заведение, обладает
значительным потенциалом машиностроительной промышленности: ОАО «ПО «Завод имени Серго»», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», филиал ОАО «КМПО» - Зеленодольский машиностроительный завод, ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», ООО «Регион-Пронтех», ОАО «Зеленодольское предприятие ЭРА».
Кластерный подход в организации профессионального образования предполагает не только получение профессии и специальности, но и в повышении квалификации специалистов.
Анализ перспектив подготовки востребованных в регионе специалистов позволит продолжить обучающимся индивидуальные образовательные маршруты.
Результатом анализа рынка труда будет являться оценка соответствия профиля потребностям рынка труда, специализаций - потребностям работодателей и требований, предъявляемых к личностным и компетентностным качествам обучаемых.
Интегрированная многоступенчатая система непрерывного образования, благодаря своей гибкой структуре и быстрой адаптации к изменяющейся конъюнктуре спроса на рынке труда, создает благоприятные условия для реализации целевой индивидуальной подготовки специалистов различных квалификационных уровней. В условиях рыночных отношений это весьма важно не только для выпускников в плане последующего трудоустройства, но и для предприятий и учреждений, нуждающихся в кадрах с инновационной подготовкой.
Именно в рамках многопрофильного технического университета могут быть успешно реализованы сложные образовательные маршруты, стимулирующие последующую подготовку высшей квалификации по наиболее дефицитным специальностям.
Библиографический список
1. Бекренев, А.Н., Мехелькевич, В.Н. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования // Высшее образование в России, 1996 г, №3.
- С. 37-50.
2. Бобриков, В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования : диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 Кемерово, 2003, 458 с.
а. http: //www.lib.ua-ru. net/diss/cont/105073. html
3. Журавлева, М.В. Опыт функционирования образовательного нефтехимического кластера. Сб. научных статей. Проблемы многоуровневой подготовки специалистов для региональной экономики - Казань: РИЦ «Школа, 2009 - С. 25-30.
4. Одегов Ю.Г. Формирование рынка труда в республике Татарстан: теория и практика /. Ю.Г. Одегов, Т.А. Шарифуллина, А.В. Тимирясева и др. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики управления и права, 2006.180с.
5. Образование в Российской Федерации: 2007. Статистический ежегодник. -М.: ГУ-ВШЭ, 2007, раздел 9, С. 455-460.
6. Санжиева, Я.Б., Профессиональное развитие педагогов в условиях последипломного образования: На материале Иркутской области: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08 Москва, 2002, 328 с.
7. http://www.disserr.ru/contents/206802.html.
8. Федеральная целевая программа развития на 2006-2010 гг. Официальные документы в образовании. - 2006. - №3. - С. 3-59.
Bibliography
1. Bekrenev, A.N., Mekhelkevich, V.N. Multi-Stage Structure of Integrated Educational Systems // Higher Education in Russia. - 1996. - № 3.- P. 37-50.
2. Bobrikov, V.N. The System of Engineers’ Training in the Conditions of Conti-
nuous Technical Professional Education: Diss. ... Doctor of Ped. - 13.00.08. -Kemerovo, 2003. - 458 p. - Access Mode: http://www.lib.ua-
ru.net/diss/cont/105073. html.
3. Education in the Russian Federation: 2007. Statistical Yearbook. - Moscow: Higher School of Economics, 2007. Part 9. - P. 455-460.
5. Federal Development Program for 2006-2010. Official Documents in Education.
- 2006. - № 3. - P. 3-59.
б. Odegov, Yu.G. Labour Market Formation in the Republic of Tatarstan: Theory and Practice / Yu.G. Odegov, T. A. Sharifullina, A.B. Timiryaseva, et al. - Kazan: "Knowledge" Publishing House of the Institute of Economics, Management and Law, 2006. - 180 p.
7. Sanzhieva, Ya.B. Teachers’ Professional Development in Post-Graduate Educa-
tion: By the Material of the Irkutsk Region: Diss. ... Doctor of Ped. - 13.00.08. -Moscow, 2002. - 328 p. - Access Mode:
http://www.disserr.ru/contents/206802.html.
8. Zhuravleva, M.V. Experience of Educational Petrochemical Cluster Functioning: Coll. Scientific Articles. Problems of Experts’ Multi-Level Training for Regional Economics. - Kazan: RIC "The School”, 2009. - P. 25-30.