Научная статья на тему 'Модель интегрированного учебного заведения'

Модель интегрированного учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРЕДПРИЯТИЯМИ / МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / INTEGRATION / INTEGRATED MODEL OF TRAINING / THE UNIFIED EDUCATIONAL SPACE / AN INTEGRATED CURRICULUM / REGIONALIZATION / COOPERATION WITH ENTERPRISES / MULTI-LEVEL MODEL OF LEARNING / INTEGRATED SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадырова Х. Р.

Создание интегрированной модели подготовки востребованных специалистов для предприятий региона один из путей решения проблемы подготовки кадров. Структура интегрированного учебного заведения предопределяет многоуровневость профессионального образования. Предлагаемый вариант интеграции образовательного процесса обеспечивает одновременно значительную экономию средств путем оптимизации образовательной траектории и повышения качества подготовки выпускников всех уровней. Она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTEGRATED SCHOOL

Creation of an integrated model of training requires specialists for companies in the region. The structure of an integrated multi-level educational institution determines the vocational education. The proposed option of integrating of the educational process at the same time provides significant cost savings by optimizing the educational trajectory and improving the quality of graduates at all levels. It guarantees the training of workers, technicians and engineers in a single educational space and allows the employer to formulate requirements for the quality of training.

Текст научной работы на тему «Модель интегрированного учебного заведения»

УДК 378:37.01.

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ © Х. Р. Кадырова

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КГТУ им.А. Н. Туполева

Россия, Республика Татарстан, 422551 г. Зеленодольск, ул. Столичная, 17а.

Тел.: +7 (84371) 3 26 98.

Е-шаИ: [email protected]

Создание интегрированной модели подготовки востребованных специалистов для предприятий региона - один из путей решения проблемы подготовки кадров. Структура интегрированного учебного заведения предопределяет многоуровневость профессионального образования. Предлагаемый вариант интеграции образовательного процесса обеспечивает одновременно значительную экономию средств путем оптимизации образовательной траектории и повышения качества подготовки выпускников всех уровней. Она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов.

Ключевые слова: интеграция, интегрированная модель подготовки, единое образовательное пространство, интегрированные учебные планы, регионализация, сотрудничество с предприятиями, многоуровневая модель обучения, интегрированное учебное заведение.

Потребности кадрового потенциала республиканских предприятий обеспечиваются системой профессиональных образовательных учреждений, в структуре которой произошли некоторые изменения, связанные с:

■ появлением филиалов вузов на территории малых городов республики;

■ переходом к двухуровневой подготовке специалистов в высшей школе;

■ интеграцией учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования в структуру высшей школы.

Система высшего образования малого города ориентируется на региональную политику, направленную на развитие и формирование личности, удовлетворение социально-экономических, культурных и образовательных потребностей региона, создает условия для функционирования и развития региональных образовательных систем [1].

Создание интегрированной модели подготовки востребованных специалистов для предприятий региона - один из путей решения проблемы подготовки кадров. Актуальность построения такой модели исходит из требований государства, интересов производства и самих образовательных учреждений, качество деятельности которых измеряется уровнем конкурентоспособности и востребованностью их выпускников.

Интегрированная модель подготовки востребованных специалистов для предприятий отрасли позволит:

- дать возможность выбора обучающихся траектории профессиональной подготовки, отвечающей их возможностям;

- мотивировать молодежь в профильных образовательных школах на получение рабочей профессии;

- заключить договор между системой профессионального образования и предприятиями-заказчиками, обеспечить социальную защищенность выпускников;

- обеспечить единство требований к оценке качества знаний обучающихся;

- повысить профессиональную составляющую у выпускников всех уровней профессиональной подготовки;

- сократить сроки и себестоимость подготовки специалистов;

- обеспечить квалифицированными рабочими предприятия, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;

- повысить эффективность использования кадрового потенциала, в том числе кадров высшей квалификации;

- оптимизировать использование научнопроизводственной и учебно-лабораторной базы и их соответствия требованиям современных технологий производства [2-3].

Экспериментальная апробация модели много -уровневой интегрированной подготовки специалистов НПО, СПО, ВПО машиностроительной отрасли осуществляется на территории Зеленодольского муниципального района, где размещаются профессиональные образовательные учреждения: Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева; судостроительный колледж, профессиональный лицей №25 присоединены к филиалу, на базе которых осуществляется подготовка специалистов для предприятий машиностроения (судостроения) всех уровней профессионального образования.

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2

1073

За годы своего существования филиал превратился в крупнейшее интегрированное высшее учебное заведение города Зеленодольска с многоуровневой структурой обучения: отделение начального профессионального образования предоставляет возможность обучающимся освоить рабочие профессии (судостроитель-судоремонтник, газосварщик, токарь-универсал, автомеханик); отделение среднего профессионального образования дает возможность получить такие специальности, как технология машиностроения, судостроение, литейное производство черных и цветных металлов, монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов; отделение высшего профессионального образования готовит высококвалифицированных специалистов по самым востребованным направлениям: конструкторско-технологическое

обеспечение машиностроительных производств, кораблестроение и океанотехника, информатика и вычислительная техника, экономика, менеджмент.

Структура интегрированного учебного заведения предопределяет многоуровневость профессионального образования. В зависимости от успехов и способностей обучающегося возможны следующие траектории обучения:

- I курс реализуется в отделении начального профессионального образования. (Обучение на I курсе предоставляет возможность освоения рабочих профессий студентам СПО и ВПО в соответствии с избранным профилем обучения). После I года обучения все обучаемые в интегрированном учебном заведении получают соответствующую рабочую квалификацию и могут быть трудоустроены. Прошедшие аттестацию, продолжают обучаться на II курсе для получения образования, соответствующего уровню СПО или ВПО;

- II курс реализуется в основном на базе учреждения СПО или ВПО. Прошедшие аттестацию могут продолжить обучение на III курсе СПО или ВПО (или двухлетнее обучение в вузе на базе полного среднего в филиале с последующим переводом для обучения в головном вузе и других высших учебных заведениях). Движение по рабочим должностям завершается сдачей экзамена на соответствующий разряд;

- III курс реализуется на базе СПО. На предприятии осваивается должность техника с обязательной аттестацией (они получают документ о среднем техническом образовании) или переходят на IV курс университета;

- IV курс реализуется на базе ВПО с получением диплома бакалавра;

- V-VI курсы завершаются защитой магистерской диссертации.

Магистры получают возможность заняться научной или научно-педагогической деятельностью либо поступить для дальнейшего обучения в аспирантуру.

Обучение в интегрированном учебном заведении проводится по интегрированным учебным планам, которые обеспечивают профессиональную

подготовку учащихся и студентов на уровне государственных образовательных стандартов.

Интегрированные учебные планы формировались на основе учебных планов ВПО. Одним из требований к интегрированным учебным планам является сокращение сроков подготовки специалистов при сохранении качества образования. Не менее важным требованием интеграции, стимулирующей данный процесс, становится требование повышения уровня практической подготовки специалистов [3]. Таким образом, благодаря разработке интегрированных планов стало возможным формирование индивидуальных траекторий обучения.

В рамках сетевого взаимодействия школа -вуз институт сотрудничает с профильными классами общеобразовательных школ города и района. Целью довузовской подготовки является проведе -ние целенаправленной работы по формированию и образованию профессионально ориентированного на машиностроительный комплекс контингента абитуриентов.

Интегрированное учебное заведение предполагает не только получение профессии и специальности, но и повышение квалификации специалистов.

С интеграцией заметно обогатилась материальная база учебного процесса. Значительно увеличилось количество ППС. В вузе 94 преподавателя (из них - 13 доктора наук, 52 - кандидаты наук, 8 -аспиранты, 2 - докторанты, 3 - соискатели. За текущий период 4 преподавателя защитили кандидатские диссертации, получили звание доцента - 7 преподавателей, 4 выпускника поступили в аспирантуру. Библиотечный фонд составляет 85 тыс. экземпляров, в электронной библиотеке института насчитывается 36 тыс. 600 учебников.

Одним из приоритетных направлений нашей работы является сотрудничество с предприятиями города. На базе компании ПОЗИС проводятся практические занятия в лабораториях метрологического обеспечения машиностроительного производства, резания и металлорежущих станков и инструмента, лаборатории автоматических линий и разработки управляющих программ для станков с ЧПУ, технологии машиностроения [4].

На базе ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» проводятся практикумы в совместных лабораториях по технологической оснастке, технологии сборки и испытаниям, лаборатории линейных и угловых измерений. На предприятии ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» началась совместная работа по созданию системного управления скоростной платформы «Акваплан». Предприятие «ЭРА» и ОАО филиал «КМПО» - Зеленодольский машиностроительный завод и вышеназванные предприятии организуют стажировки профессорско-преподавательского состава: привлекают ведущих специалистов в научнопедагогической деятельности, разрабатывают

предложения по темам реальных курсовых и ди-

1074

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

пломных проектов для студентов, ориентированных на дальнейшую работу на предприятии, содействуют укреплению материально-технической базы и поддержке кадрового потенциала института, организуют все виды практик в структурных подразделениях. Здесь студенты получают первый опыт, воплощают полученные знания в продукт. Также во время производственной практики проверяется профессиональная готовность будущих специалистов к самостоятельной трудовой деятельности. Они получают первый производственный опыт, опыт работы в коллективе и продолжают развивать профессиональное мышление. Как правило, большинство выпускников трудоустраивается на тех предприятиях, в тех организациях, где проходила производственная и преддипломная практика [5].

В рамках этого сотрудничества, в целях формирования профессиональной компетентности выпускников стали традиционными комплексные защиты дипломных проектов для ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького», ФГУП «ПО «Завод имени Серго», ОАО КМПО - «Зеленодольский машиностроительный завод». Результаты проектов заслуживают высокой оценки членов государственной аттестационной комиссии, специалистов предприятий и рекомендуются для реального внедрения в производство.

В целях активизации научно-исследовательской работы создан научно-технический центр на ФГУП «ПО «Завод имени Серго»: ведущие кафедры нашего университета ведут совместную работу с по использованию оборудования с ЧПУ и Cad/Cam систем, с ОАО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» по модернизации оборудования и производства для нефтегазодобывающей промышленности, на его базе планируется создание филиала кафедры судостроения; с ЗПКБ в области использования информационных технологий, с ОАО КМПО «Зеленодольский машиностроительный завод» по испытанию газотурбинных установок. Наращиваются объемы хоздоговорных работ. Все это дает нам возможность не только усилить взаимосвязь предприятия с учебным заведением, но и реализовать интеллектуальный потенциал, а также заработать денежные средства: заключение с промышленными предприятиями и научными учреждениями договоров о сотрудничестве и совместной деятельности в выполнении НИР и ОКР в целях увеличения доли внебюджетного финансирования научной деятельности института.

Научно-исследовательская и творческая работа в институте представлена участием профессорско-преподавательского состава и студентов в международных, всероссийских, республиканских, го-

родских научно-практических конференциях,

олимпиадах, в конкурсах профессионального мастерства, проводимых на различных уровнях.

В институте ведется комплексная воспитательная работа, включающая в себя работу студенческого совета, студенческую службу безопасности ФОРПОСТ, спортивных секций, культурномассовую и военно-патриотическую работу, СТО «Альтаир» [6].

Не менее важный для нас вопрос - проблема трудоустройства выпускников. Мы отслеживаем судьбу молодых специалистов, помогаем им находить работу, проводя ярмарки вакансий с участием работодателей. В институте работает агентство по трудоустройству, которое решает проблемы трудоустройства выпускников.

Интеграция образования и бизнеса выгодна всем. Она гарантирует подготовку рабочих, техников, инженеров в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки специалистов, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований. Предлагаемый вариант интеграции образовательного процесса обеспечивает одновременно значительную экономию средств путем оптимизации образовательной траектории и повышение качества подготовки выпускников всех уровней и в первую очередь выпускников вузов - бакалавров - за счет развития инст-рументальности и профессиональной компетенции. Идеи, заложенные в них применительно к машино -строительной отрасли, перспективны и для других высокотехнологичных отраслей, которые обеспечат успешное развитие отечественной экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горюнов Н. В. Интеграционные процессы в системе профессионального образования // Интеграция региональных систем образования.Ч. 3. Практика интеграции в региональном учебном округе. Саранск: изд-во Мордов. Унив,

2003. 172 с.

2. Данилов Д. А. Социально-педагогические основы многоуровневого интегрированного учебного заведения // Современные наукоемкие технологии. РАЕ. 2008. .№10. ИКЬ: //www.rae.ru/.

3. Дегтярев Г. Л. Организационно-правовые формы взаимодействия работодателей и учебных заведений профессионального образования в составе образовательных кластеров в авиастроительной отрасли. Казань: изд-во Казан. гос.техн. ун-та, 2008. 52 с.

4. Программа «Комплексная система управления персоналом» / ФГУП « ПО «Завод имени Серго», г. Зеленодольск,

2004. 19 с.

5. Одегов Ю. Г. Формирование рынка труда в Республике Татарстан: теория и практика. Казань: изд-во «Познание» Института экономики управления и права, 2006. 180 с.

6. Кадырова Х. Р. Воспитательный потенциал социального партнерства (учебно-методическое пособие). Казань: РИЦ «Школа», 2010. С. 83.

Поступила в редакцию 20.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.