УДК 330.14: 374.3 (470.345)
Филиппова Раиса Анатольевна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»,
г. Саранск
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования человеческого капитала как ключевого фактора развития современной экономики, раскрывается роль образовательного учреждения в формировании человеческого капитала на примере деятельности ГБНОУ РМ «Республиканский лицей для одарённых детей».
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, здоровье, воспитание, лицей.
Abstract. The article deals with development of human capital as a key factor in the development of the modern economy, the role of educational institutions in the formation of human capital on the example of activity of HBNO RM «Republican Lyceum for gifted children»
Keywords: human capital, education, health, education, Lyceum
Развитие человеческого капитала является одним из ключевых направлений обеспечения инновационного развития экономики, обуславливающего устойчивость социально-экономического развития экономической системы как национального, так и регионального уровня [2, с. 31].
Данной проблеме посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, таких как: Б. Р. Кларк, М. Шатток, С.А. Белякова, В.А. Горин, Л.М. Гохберг, А.О. Грудзинский, Н.В. Казакова, Р. И. Капелюшников, Э.М. Коротков А.В., Л.А. Кормишкина, И. Н. Краковская и др. Однако появляются новые аспекты, которые порождают настоятельную необходимость соответствующих научных исследований.
Попытки осмысления и определения категории «человеческий капитал» предпринимались еще учеными прошлых столетий. Однако в ее современном понимании концепция человеческого капитала зародилась и получила развитие в рамках неоклассической экономической теории во второй половине ХХ века. Авторами данной концепции являются лауреаты Нобелевской премии по экономике Теодор Шульц и Гарри Беккер. В настоящее время теория человеческого капитала претерпевает значительные изменения в трудах ученых, принадлежащих к различным направлениям экономической науки, а также рассматривается в рамках междисциплинарных исследований. Как отмечает Р.И. Капе-люшников, «теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое» [1]. Обзор основных определений категории «человеческий капитал» приведен в табл.1.
Таблица 1 - Обзор авторских определений категории «человеческий капитал»
Автор Содержание определения
Адам Смит Знания, навыки и способности есть капитал, находящийся в собственности работника [7, с. 326].
Карл Маркс Развитие человеческих способностей «можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек» [6, с.221].
Г. Беккер Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека: на общее и профессиональное образование, расходы на воспитание детей, здравоохранение, поиск информации, смену работы, миграцию и другие вложения, так или иначе способствующие развитию производительной силы человека, содействующие ее культурному и интеллектуальному росту [10, р. 18-19].
Т. Шульц Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций [11, р. 5].
А.И. Добрынин, Л.А. Кормишкина Человеческий капитал - это имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков) [9, с. 366; 4, с. 8].
И.Н. Краковская Человеческий капитал - это комплекс физических, интеллектуальных и социальных качеств человека (группы людей), являющийся частью человеческого (в том числе трудового) потенциала и интеллектуального капитала организаций в современном постиндустриальном обществе, реализующийся в хозяйственной деятельности и обеспечивающий доход владельцам этих качеств и обществу в целом [5, с. 6].
Проведенный анализ показал, что в определениях, содержащихся в научных работах как отечественных, так и зарубежных исследователей, посвященных данной проблематике, можно увидеть узкую и расширительную трактовку человеческого капитала.
Первый подход сфокусирован на образовательном компоненте, т.е. знаниях, навыках и компетенциях, приобретенных в системе образования и непосредственно используемых в целях получения дохода в сфере оплачиваемой занятости.
На наш взгляд, к современной экономике знаний более подходит расширительная трактовка человеческого капитала, в которой присутствуют здоровье, мотивация, способности, культурные аспекты и пр., т.е. вся совокупность личностных факторов, влияющих на производственную деятельность индивида. Расширительную трактовку человеческого капитала следует проиллюстрировать структурой видов человеческого капитала, предложенную И.Н. Краковской [5, с.6-7]. Она выделяет такие виды (составляющие) человеческого капитала, как:
- физический человеческий капитал (капитал здоровья);
- интеллектуальный капитал (включающий капитал образования, в том числе общие и специальные знания, профессиональные навыки и компетенции, опыт, творческий потенциал и способности, в том числе способность к инновациям, предпринимательству);
- социальный капитал (общий уровень культуры персонала, его навыки общения, мотивации, нравственные качества, приверженность организации и ее организационной культуре, мобильность).
Отдельной научной проблемой, связанной с неоднозначностью трактовки данной категории является сложность измерения человеческого капитала. В современных условиях основным стратегическим инструментом концепции человеческого капитала является Индекс человеческого развития, который был разработан в 1990 году пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком [8].
Индекс человеческого развития — это совокупный показатель уровня
развития человека в той или иной стране, он измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых оцениваются свои индексы:
1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). [4]
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя. Рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала в 2013 году представлен на рис. 1.
Рисунок 1- Рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала в 2013 году[6]
Российская Федерация в рейтинге 2013 года, включающем 186 государств и территорий, занимает 55 место с ИЧР 0.788 и находится в середине списка высокоразвитых, по оценке ПРООН, государств. Хотя ее место в рейтинге стран по ИЧР повысилось с 67 в 2005 году до 53 в 2013 году, но остались проблемы в формировании человеческого потенциала. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 69,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 11,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 14 461 в год. В целом, на показатели России негативно влияют социальное неравенство, экологические проблемы, а также низкая продолжительность жизни, свойственная скорее неблагополучным странам. Например, по этому показателю Россию уже обогнали такие государства как Ирак и Бангладеш [3,с.7; 8].
Особую значимость человеческий капитал приобретает в современных условиях для организаций образования, так как образовательные центры служат одновременно и центрами формирования человеческого капитала. Отсюда следует актуальность и важность рассматриваемых в статье вопросов.
В качестве примера формирования человеческого капитала была выбрана инновационная школа в Мордовии - Республиканский лицей для одаренных детей. Это нетиповое образовательное учреждение с принципиально новой концепцией, рассчитанное на учащихся 8-11 классов. Приоритетными выбраны три профильных направления подготовки: физико-математическое, химико-биологическое и информационно-технологическое. В лицее для одаренных детей решается триединая задача, конечная цель которой - формирование кадрового потенциала в сфере высоких технологий, команды высококлассных инженерных специалистов, способных продвигать «умную» экономику.
Существует множество способов выявления всех недостатков и достоинств организаций. Для Республиканского лицея для одарённых детей был выбран метод анкетного опроса. Опрос проводился непосредственно в самом лицее. Для опроса ученикам была предоставлена анкета с 14 вопросами и несколькими вариантами ответов. Всего было опрошено 223 человека, из них 109
юношей и 114 девушек. Нами был сделан анализ ответов респондентов, который позволил выявить основные характеристики исследуемой проблемы.
Анализируя ответы на вопрос: «Где жили и учились до поступления в лицей?» можно сделать вывод, что преобладают учащиеся, проживающие в сельской местности (40%), но не с большим отрывом от жителей Саранска (38%). Это говорит о том, что ученики из сельских школ осведомлены о существовании лицея не меньше чем городские, поэтому можно сделать вывод, что лицей популярен и за пределами Саранска.
На вопрос о том, из каких источников Вы узнали о лицее, ответы распределились следующим образом: 67% - от друзей и знакомых; 20% - от учителей лицея; 7,5% - из СМИ; 5,5%- из интернета. При анализе данного пункта анкеты положительным является то, что учащиеся и выпускники лицея активно распространяют информацию о нем, об интересных предметах, о насыщенной внеклассной жизни, что заинтересовывает их друзей и знакомых. Но отрицательным моментом является незначительный удельный вес других, более надежных источников информации о лицее (рекламы в СМИ, интернете).
Получить новые знания (76%) - основной ответ на вопрос «Чем было вызвано желание поступить в лицей?» Следовательно, намерения у учеников, поступивших в лицей серьезные, они осознают, что без хороших знаний невозможно поступить в престижный ВУЗ. Немаловажным является также желание попасть в культурно-образованную среду (12%), так как только в такой среде возможно благоприятное становление и развитие личности.
По результатам ответов на вопрос: «Как Вы готовились к вступительным экзаменам в «РЛОД»? видно, что у учащихся при поступлении в ГБНОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей» не возникло проблем с экзаменами, ведь основная масса школьников самостоятельно готовилась к вступительным экзаменам(43%), а у другой половины учащихся была довольно сильная база знаний.
Судя по ответам на вопрос «У каждого из Вас при поступлении в лицей были определенные ожидания. Из предложенного списка выберите то, чего Вы
не увидели в учебном процессе», очень многие затруднялись в ответе (61%), значит, учебный процесс включает в себя много положительных черт, и ученикам трудно было выявить негативные черты. Что касается отсутствия участия в культурных мероприятиях (10%) - это нехватка времени, в связи с плотным графиком занятий. Ответы отсутствие доброжелательной обстановки (17%) тоже объяснимы, ведь каждый ученик по-разному адаптируется в коллективе, складываются разные отношения с преподавателями, работниками лицея.
По результатам ответов на вопрос « Довольны ли вы качеством получаемых знаний?» видны только положительные стороны. Ученики вполне довольны качеством знаний, получаемых ими в процессе обучения (98%).
На вопрос о том, как бы вы оценили взаимоотношения в учебном коллективе? ответы распределились следующим образом: коллектив хороший, доброжелательный - 52%; обычный коллектив, у меня нет проблем - 37%; нейтрально - 6%; люди не моего круга, я не чувствую себя комфортно (5%). Можно утверждать, что почти каждый ученик доволен коллективом, и обстановкой, окружающей его. Опять же за исключением тех, кто еще не привык к новой обстановке, ведь среди опрошенных были восьмиклассники, в числе которых есть дети, проживающие в пришкольном интернате. Не всем же было легко сразу привыкнуть к новой атмосфере вдали от дома.
На вопрос « Считаете ли Вы престижным обучение в «РЛОДе»? положительно ответили 98% учащихся. Престиж обучения в лицее обуславливается такими факторами, как получение учениками качественных знаний по основным школьным предметам, а также по факультативным и профильным предметам. В связи с жестким отбором при поступлении, в лицей попадают ученики с обширной базой знаний, имеющие более высокий уровень развития, из более высокой культурной и духовной среды, это является дополнительным фактором престижа лицея, стимулирующим учеников, поступать именно сюда.
Из ответов на вопрос: « Заинтересованы ли Вы в дальнейшем росте престижа лицея?» видно, что большинство учеников (83%) проявили заинтересованность в дальнейшем росте престижа лицея.
На вопрос « Сказалось ли обучение в лицее на вашем здоровье?» положительно ответили 60 % респондентов. Пожалуй, это самая основная слабая сторона Республиканского лицея для одарённых детей. Лицеисты, не привыкшие к нагрузкам, часто жалуются на головную боль, усталость, что вполне естественно. Все стрессы и переживания ученикам, проживающим в пришкольном интернате, приходится преодолевать самостоятельно - это тоже играет немаловажную роль. В случае даже легкого недомогания лицеистам будет немедленно оказана медицинская помощь: в пришкольном интернате каждый день до 21 часа работает медсестра, в здании лицея, также до конца учебного дня дежурят медсестра и врач.
Формирование человеческого капитала предполагает инвестирование в здоровье молодого поколения. Далеко не последнее место в жизни лицея занимает спорт, 38% опрошенных респондентов принимали участие в спортивных мероприятиях. Лицеисты достойно представляют свой лицей, занимая призовые места в городских и республиканских соревнованиях. В спортивных соревнованиях принимали участие команды девушек и юношей по волейболу, футболу, баскетболу, настольному теннису, а также по шашкам и шахматам.
Из ответов на вопрос: «Хватает ли Вам времени для прогулок?» видно, что у большинства учеников (77%) времени не хватает. Это еще одна слабая сторона лицея. И здесь необходима помощь воспитателей в разъяснении распределения времени лицеистов.
Для того чтобы выявить конкурентные преимущества или недостатки лицея, был проведен анкетированный опрос среди выпускников лицея, в котором приняли участие 60 человек. Выпускникам была предложена анкета с 12 вопросами и вариантами ответов на них.
В результате проведенного опроса были получены следующие данные: 100% учеников довольны качеством образования в лицее, 98% считают обучение в лицее престижным, 98,3% выпускников посоветовали бы своим знакомым поступать именно в этот лицей, 67% оценили отношения в коллективе лицея как доброжелательные.
Проведенный анализ формирования человеческого капитала в лицее показал, что лицей для одаренных детей стал настоящим образовательным инкубатором для юных «пытливых умов». Способных школьников привлекают не только из Мордовии, но и из других регионов, прежде всего - с компактным проживанием мордвы. Здесь собран педагогический цвет - опытные наставники, в том числе привлекаемые и из других регионов. В учебном заведении формируется четкая система научной преемственности - ведется тесное сотрудничество с Мордовским национально-исследовательским университетом и лучшими техническими вузами страны, разрабатываются совместные программы.
Таким образом, в деле выявления и государственной поддержки талантливой молодежи был совершен настоящий прорыв. С момента основания лицея (2010 г.) подготовлены: 64 победителя и 280 призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников; 8 победителей и 44 призёра заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников; 11 золотых, 21 серебряных и 17 бронзовых медалистов Международных предметных олимпиад и турниров (^0-2013-2014, IYNT-2013, Tuymaada-2013-2014, IEPhO-2013-2014, RMPh-2014); 3 золотых, 1 серебряный и 1 бронзовый медалисты Международных (Мировых) предметных олимпиад школьников (1А0-2013, IJSO-2013, ЮЛЛ-2013, ЮЛЛ-2014, 1Л0-2014) [12].
На основе проведённого анализа была построена матрица SWOT-анализа по факторам, влияющим на конкурентные преимущества лицея:
Таблица 2 - SWOT-анализ факторов, влияющих на конкурентные преимущества лицея
Сильные стороны Возможности
- Качественное обучение - Профильное образование - Наличие общежития для учащихся из районов РМ - Высококультурная среда - Расположение здания в центре города - Положительный имидж лицея - Возможность получения хорошего образования и обширной базы знаний для поступления в ВУЗ - Возможность введения новых дисциплин - Возможность доступного обучения и проживания учеников из сёл и районов республики
Слабые стороны Угрозы
- Ветхое здание лицея (бывшая школа №15) - Износ более 50% по многим объектам ОС (рабочее место учеников и учителей, компьютеры) - Устаревшие основные фонды снижает эффективность их использования - Значительное уменьшение целевой аудитории из-за отсутствия рекламы, информационная недостаточность.
Руководству стоит обратить внимание на слабые стороны деятельности лицея и на вытекающие из них угрозы, так как эти факторы в будущем могут оказать отрицательное влияние на эффективность деятельности лицея, и, следовательно, уменьшат его возможности по формированию человеческого капитала.
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие рекомендации:
- в срочном порядке заняться строительством нового здания лицея, обновлением основных средств;
- продумать комплексные маркетинговые мероприятия, которые стимулировали бы приток учеников в лицей, способствовали узнаванию РЛОД (реклама в СМИ, в сети Интернет, налаживание более тесного сотрудничества с ВУЗами);
- постоянно поддерживать и совершенствовать качество образования в лицее (мониторинг востребованности профессий и на основании этого введение необходимых предметов, новых интересных факультативов, уделить более пристального внимания изучению учениками иностранных языков, новых компьютерных программ);
- помогать развиваться ученикам не только в учебном процессе, но и заниматься организацией их досуга (проведение внеклассных и внешкольных мероприятий, различные командные игры, тренинги на сплочение коллектива, на развитие лидерства, занятия по учету времени и финансов, посещение выставок, музеев, концертов, организация собственных культурных мероприятий).
Таким образом, мы видим, что, несмотря на имеющиеся недостатки и недоработки в формировании человеческого капитала, лицей является одним из лидеров среди учебных заведений по профильной подготовке учеников, по качеству знаний, является сильной, конкурентоспособной и быстроразвивающей-ся организацией.
Библиографические ссылки
1. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала [Электронный ресурс] URL: http://www.libertarium.ru/10624.
2. Кормишкина Л.А. Конкурентоспособный тип воспроизводства в национальной экономике: объективная необходимость и методология исследования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 32 (125). С. 2531.
3. Кормишкина Л.А., Горин В.А. Качество экономического развития регионов: необходимость, проблемы и условия обеспечения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 35 (176). С. 2-10.
4. Кормишкина Л.А., Горин В.А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект) / Л.А. Кормишкина, В.А. Горин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 68 с.
5. Краковская И.Н. Управление инвестициями в человеческий капитал в российских вузах: монография / И.Н. Краковская; науч. Ред. Н.Д. Гуськова. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 236 с.
6. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). Ч.1// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46, ч.2. 496 с.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т1. Кн. 1-3 / Отв. Ред Л.И. Абалкин. М.: Наука.- 1993.- 572 с.
8. Список стран по индексу развития человеческого потенциала // [Электронный ресурс] URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=10162
9. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина., Л.С. Тарасевича. 3-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ; Питер,2002.- 544 с.
10. Becker G. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1964, 268 p.
11. Schultz T. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities // Human Resources, Fiftieth Anniversary Colloquium VI. - 1975. - P. 3-10.
12. Сайт республиканского лицея - центра для одаренных детей: http://rlc.edurm.ru/