Научная статья на тему 'Роль студенческого спорта в формировании человеческого капитала в Республике Мордовия'

Роль студенческого спорта в формировании человеческого капитала в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
HUMAN CAPITAL / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENT SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Раиса Анатольевна, Захаров Алексей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы формирования человеческого капитала как ключевого фактора развития современной экономики, раскрывается роль студенческого спорта в формировании человеческого капитала на примере деятельности спортивных структур Мордовского государственного университета им Н.П. Огарёва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Раиса Анатольевна, Захаров Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль студенческого спорта в формировании человеческого капитала в Республике Мордовия»

УДК 331.101.262:796-057.875

Филиппова Раиса Анатольевна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории Захаров Алексей Владимирович, студент 5 курса историко-социологического

института, специальности «Регионоведение» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»,

г. Саранск

РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования человеческого капитала как ключевого фактора развития современной экономики, раскрывается роль студенческого спорта в формировании человеческого капитала на примере деятельности спортивных структур Мордовского государственного университета им Н.П. Огарёва

Annotation. The article deals with the questions in the formation of human capital as main factor of development modern economy, reveals the role of student sport in the formation of human capital based on the example of sports structures of Mordovia N.P. Ogarev State University

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, здоровье, здоровый образ жизни, студенческий спорт

Keywords: human capital, health, healthy lifestyle, student sport

В любой национальной экономике человеческий капитал - ведущий фактор производства, поддерживающий и увеличивающий ее конкурентоспособность. Развитие человеческого капитала является одним из ключевых направлений обеспечения инновационного развития экономики, обуславливающего устойчивость социально-экономического развития экономической системы как национального, так и регионального уровня. Особую значимость человече-

ский капитал приобретает в современных условиях для организаций образования, так как образовательные центры, университеты служат одновременно и центрами формирования человеческого капитала. Отсюда следует актуальность и важность рассматриваемых в статье вопросов.

Данной проблеме посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных авторов, таких как: Б. Р. Кларк, М. Шатток, С.А. Белякова, В.А. Горин, Л.М. Гохберг, А.О. Грудзинский, Н.В. Казакова, Р. И. Капелюшников, Э.М. Коротков А.В., Л.А. Кормишкина, И. Н. Краковская и др. Однако появляются новые аспекты, которые порождают настоятельную необходимость соответствующих научных исследований.

Под человеческим капиталом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций. Его формирование, подобно накоплению физического или финансового капитала, требует отвлечения средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем [5, с.8].

И.Н. Краковская [6, с. 6-7] выделяет такие виды (составляющие) человеческого капитала, как:

- физический человеческий капитал (капитал здоровья);

- интеллектуальный капитал (включающий капитал образования, в том числе общие и специальные знания, профессиональные навыки и компетенции, опыт, творческий потенциал и способности, в т.ч. способность к инновациям, предпринимательству);

- социальный капитал (общий уровень культуры персонала, его навыки общения, мотивации, нравственные качества, приверженность организации и ее организационной культуре, мобильность).

В Европе для оценки человеческого капитала используют индекс развития человеческого потенциала, разработанный в рамках Программы развития ООН. Рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала в 2013 году представлен на рис. 1.

Рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала в 2013 году

1,2 1

Норвегия США Германия Япония Израиль Россия Грузия Украина

Рисунок 1- Рейтинг стран по индексу развития человеческого потенциала в 2013 году [8].

Российская Федерация в рейтинге 2013 года, включающем 186 государств и территорий, занимает 55 место с ИЧР 0.788 и находится в середине списка высокоразвитых, по оценке ПРООН, государств. Хотя ее место в рейтинге стран по ИЧР повысилось с 67 в 2005 году до 53 в 2013 году, но остались проблемы в формировании человеческого потенциала. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 69,1 лет; средняя продолжительность получения образования — 11,7 лет; валовой национальный доход на душу населения — $ 14 461 в год. В целом, на показатели России негативно влияют социальное неравенство, экологические проблемы, а также низкая продолжительность жизни, свойственная скорее неблагополучным странам. Например, по этому показателю Россию уже обогнали такие государства как Ирак и Бангладеш [8].

Таким образом, основная проблема России в этой области - формирование капитала здоровья. Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Инвестиции в здоровье продлевает

качественное функционирование человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретенной в результате затрат самого человека и общества. Приобретенный капитал образуется, если человек развивает и укрепляет свое здоровье. Таким образом, на здоровье человека оказывают влияние как внутренние - наследственность, биологические особенности организма, так и внешние факторы. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс [2].

Важным слагаемым здорового поколения нации является состояние здоровья молодежи, поэтому сохранение и развитие здоровья студентов и формирование у них здорового образа жизни сегодня имеет приоритетное значение [3].

В последнее время повышается роль Высшей школы как социального института, формирующего не только компетентного специалиста, но и полноценную, здоровую личность с такими сформированными качествами и свойствами как социальная активность, ориентация на здоровый образ жизни, эстетические идеалы и этические нормы жизни. Целью физического воспитания и образования в вузе является сохранение и укрепление здоровья молодежи, формирование у студентов сознательного и активного отношения к физической культуре.

12 декабря 2012 года президент России В.В. Путин в послании Федеральному Собранию высказался о готовности, поддержать идею создания Ассоциации студенческих спортивных клубов. Также, глава государства согласился возглавить попечительский совет Ассоциации [7]. Основная задача Ассоциации - развитие массового студенческого спорта. Ассоциация будет объединять в себе студенческие спортивные клубы вузов. Данное событие придало новый виток развитию студенческого спорта в России.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 02.07.2013) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" определяет студенческий спорт как «часть спорта, направленную на физическое воспитание и

физическую подготовку студентов через организацию физкультурно-спортивной работы и участие в спортивных мероприятиях» [1].

Студенческий спорт представляет собой обобщённую категорию деятельности студентов в форме соревнования и подготовки к ним с целью достижения результатов в избранной спортивной специализации. Практика показала, что именно студенческий спорт с его богатым опытом прошлых лет и ценностным потенциалом, оказывает непосредственное влияние на общую культуру общества [4]. Посредством социализации осуществляется личность студента. Духовное и физическое совершенствование личности молодого человека, его активная жизнь, здоровый стиль жизни, здоровье, спортивный дух, уважения к сопернику и сопереживания - вот те человеческие ценности, которые заложены в основе физкультурного образования и студенческого спорта.

Развитие студенческого спорта характеризуется появлением новых задач духовного и физического воспитания студента в высшей школе, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни, реализацию задач по профилактике социально-негативных явлений среди молодежи. Опыт показывает, что специалист, который реально может добиться успеха в жизни, должен быть уважаемым не только сидя за партой, но и активно заниматься студенческим спортом и реализовывать свой потенциал в стенах родного ВУЗа, это доказывает, что у молодого человека есть сила воля, характер, стремление к победам [3]. Все это приводит к формированию полноценного человеческого капитала.

В зарубежных странах различными видами спорта начинают заниматься в возрасте 17-18 лет потому что, организм уже достаточно окреп, и сформировано сознание. Благодаря университетам сделали карьеру немало спортивных звезд. На соревнованиях американских колледжей по баскетболу в зале яблоку негде упасть. То же самое относится к плаванию, гимнастике и

соревнованиям легкоатлетов, на которых нередко можно встретить селекционеров и даже тренеров сборных.

Модель российского спорта представлена так, что шанс быть замеченным есть только у того, кто начинает заниматься спортом в юношеском возрасте. Эксперты утверждают: что 18-19 лет — это время массового ухода из спорта. Причина в том что: выпускникам школ, которые занимаются спортом, не могут похвастать высокими достижениями, и им просто негде тренироваться. Все это, конечно же, не способствует продолжению спортивной карьеры и в вузах [2].

Большое внимание формированию здорового образа жизни уделяется и в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева». 12 октября 2013 года в Республике Мордовия открылся первый среди ВУЗов Приволжского Федерального Округа и один из первых в России студенческий спортивный клуб «Огарёвец». Членами и руководителями клуба являются исключительно обучающиеся высшего учебного заведения (студенты, аспиранты, магистранты). Задача клуба - пропаганда здорового образа жизни, привлечение обучающихся к занятиям спортом (проведение спортивных соревнований, секционная работа).

Количество студентов МГУ им. Н.П.Огарева, принимающих участие в спортивных мероприятиях

■ 2005

■ 2010 ■ 2013

Рисунок 2 - Количество студентов, принимающих участие в спортивных мероприятиях

В университете с 2005 по 2013 годы наблюдается положительная тенденция в развитии студенческого массового спорта, это касается и новых видов спорта и соревнования по ним, создание новых секций, а также новых сборных команд по различным видам спорта, что видно из рис. 2.

В 2005 году в университете имелись 4 спортивных зала, 1 спортивный комплекс, 1 физкультурно-оздоровительный корпус, 3 лыжные базы. В 2013 году в университете уже функционировали три спортивно-оздоровительных комплекса, три лыжных базы, три универсальных зала, тренажерные залы в трех общежитиях, а так же в учебном корпусе, студенческий бассейн.

За этот же период времени выросло количество спортивных секций в нашем университете, что видно из рис. 3. Если в 2005 году было всего 12 спортивных секций, то в 2013 году в наличии было уже 28 спортивных секций, таких, как мини-футбол (ж), биатлон, дзюдо (борьба), бадминтон, бокс, армспорт, черлидинг, плавание.

Количество спортивных секции МГУ им. Н. П. Огарева в период с 2005 по 2013 гг.

30

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 3 - Количество спортивных секций, функционирующих в Мордовском госуниверситете

В 2005 году прошла Универсиада «Здоровье», в которой приняли участие 15 подразделений университета. Универсиада проводилась по одному виду спорта, в 2013 году универсиада проводилась 12 видам спорта для 17 подразделений ВУЗа, за это время соревнования прошли небольшую модернизацию, и сейчас проводятся на более высоком уровне. В структуре студенческого совета действует спортивный сектор, деятельность которого направлена на пропаганду массовой физической культуры и спорта, проведение профилактических мероприятий в студенческом сообществе, академических лекций и формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни. Всего было проведено за 2013 год 12 соревнований/мероприятий.

В структуре профсоюзного комитета студентов и аспирантов МГУ им. Н.П. Огарёва действует спортивно-оздоровительная комиссия, которая регулярно проводит малые олимпийские игры среди студентов и аспирантов, дни здоровья для студенчества, а также содействует в проведении оздоровительной работы для студентов, которые находятся в санатории-профилактории.

За 2012 - 2013 год реализовано несколько программ, поддерживающих спортивное движение в университете, среди которых:

1.Формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни среди студентов, преподавателей и сотрудников МГУ им. Н.П.Огарева;

2. Создание условий для занятия физической культурой для студентов с ограниченными возможностями здоровья;

3. Функционирование оздоровительных клубов при общежитиях (фит-нес, аэробика, йога, танцетерапия).

Структура занятости студентов различными видами спорта представлена на рис. 4, из которого видно, что наиболее востребованными видами для студентов являются футбол, легкая атлетика и баскетбол.

Рисунок 4 - Структура занятости студентов различными видами спорта в 2013 году

Между спортивным клубом университета, студенческим спортивным клубом «Огарёвец», спортивным сектором студенческого совета и спортивно-оздоровительной комиссией профкома особенно в последние несколько лет выстраивается тесное взаимодействие по проведению массовых спортивных мероприятий, что придает большую силу в развитие и пропаганде физической культуре и спорта среди студентов университета.

За счет работы Студенческого спортивного клуба «Огарёвец» не только удается привлечь еще больше студентов к участию в соревнованиях, но и так же создать новые секции по востребованным и доступным видам спорта, чтобы привлечь ребят в спортивные залы. Положительной стороной данного клуба является то, что руководителями и членами могут быть только студенты, магистранты, аспиранты, это позволяет лучше наладить общение в среде студентов и привлечь их к спортивно-массовой работе.

Чтобы узнать, как студенческий спорт влияет на духовные, эмоциональные, социальные, поведенческие показатели молодых людей, было проведено анкетирование среди студентов первого курса экономического факультета МГУ имени Н.П. Огарева. В данном исследовании приняли участие 150 студентов.

Анализ данных показал: респонденты осознают, что занятия спортом способствуют развитию их самостоятельности, саморазвитию, укрепляются их «оптимизм» и «жизненные позиции», способности побеждать. С его помощью приобретаются уникальные навыки коллективного, группового, спортивного взаимодействия: сотрудничество не только с преподавателем физической культуры, но и с членами команды, готовность оказывать помощь не только в игровой ситуации на соревнованиях, но и за его пределами. В тоже время видно, что некоторые молодые люди (38%) пока не ощущают своего лидерского потенциала, другим стало труднее учиться (30%), некоторые ещё пока не готовы отказаться от своих вредных привычек (25%).

Проведенное исследование показало существование объективных проблем, не позволяющих в настоящий момент студенческому спортивному движению в Республике Мордовия стать фундаментом в формировании здорового образа жизни молодежи. К числу таких проблем относятся:

- небольшой удельный вес студентов, занимающихся спортом. В нашем ВУЗе обучается примерно 12 000 студентов очной формы обучения, из них всего 3000 включены в спортивную работу. Это те студенты, которые участвуют в соревнованиях. Свыше 700 студентов постоянно занимаются в секциях и выступают в сборных ВУЗа;

- недостаточная мотивация потенциальных абитуриентов в том, что являться членом студенческого спортивного клуба это почетно, и что занятия спортом в будущем положительно отразится на их трудоустройстве (отличный пример Американский студенческий спорт, где почти у каждого политика за плечами великолепная студенческая спортивная карьера, будь то спортсмена или организатора);

- несерьёзное отношение администрации факультетов и институтов к организаторам-студентам массовых спортивных мероприятий, выражающееся в том, что студенты должны заниматься только учебной деятельностью, но в действительности студенты могут организовывать и проводить различные мероприятия,

и из таких студентов и будет строиться будущее России, это подрастающие поколение которое нужно поддержать.

Для решения этих проблем предлагаются следующие меры:

- усиление мотивации молодежи на занятия спортом, формирование моды на спорт;

- развитие новые видов спорта, которыми хочет сейчас заниматься молодежь (лазертаг, картинг, скалолазание, пейнтбол, регби, паркур, фрисби, маунтинбайк) или забытых старых (хоккей, лапта, городки и др.);

- для развития новых видов спорта или возрождения старых, нужно искать студентов, которые могут развивать новые виды, а как показывает практика в ВУЗе действительно много заинтересованных студентов, руководству просто нужно дать возможность для проявления инициатив;

- освещение студенческого спорта в СМИ;

- повышение заинтересованности и ответственности региональных спортивных федераций по развитию студенческого спорта;

- включение в приложении к диплому участие в спортивно-массовой работе и организации спортивных соревнованиях.

Реализация предложенных мероприятий позволит улучшить положение со студенческим спортом в Мордовском госуниверситете, а, следовательно, и с важнейшим направлением формирования человеческого капитала в университете.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 149065/

2. Антипова, Е.П. Формирование физической культуры студентов аудиовизуальными средствами// Теория и практика физической культуры. - 2010.-№3.

- С.48 - 50.

3. Вуз нездорового образа жизни // [Электронный ресурс] URL: http://expert.ru/russian reporter/2012/20/vuz-nezdorovogo-obraza-zhizni/

4. Грицак Н.И. Студенческий спорт и его связь с общей культурой общества // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 1. - С. 89 - 90.

5. Кормишкина Л.А., Горин В.А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект) / Л.А. Кормишкина, В.А. Горин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 68 с.

6. Краковская И.Н. Управление инвестициями в человеческий капитал в российских вузах: монография / И.Н. Краковская; науч. Ред. Н.Д. Гуськова. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. - 236 с.

7. Путин В.В. Студенческий спорт в РФ должен возродиться// [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/sport/20130124/919585657.html#ixzz2mRhrvlCk/

8. Список стран по индексу развития человеческого потенциала // [Электронный ресурс] URL: http://interaffairs.ru/read.php?item=10162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.