Научная статья на тему 'Финансовый механизм обеспечения региональных программно-целевых мероприятий развития физической культуры и спорта в контексте доминанты человеческого капитала постиндустриальной экономики'

Финансовый механизм обеспечения региональных программно-целевых мероприятий развития физической культуры и спорта в контексте доминанты человеческого капитала постиндустриальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчаев П.А., Нижегородов Т.Г.

В статье с точки зрения актуальности развития человеческого капитала в постиндустриальной экономике рассматривается практика успешного функционирования финансового механизма обеспечения развития спорта высоких достижений и здорового образа жизни в регионе. Исследуются структура, устройство и компоненты действующего финансового механизма: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Рассматривается актуальность проблемы инвестирования в нематериальные активы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм обеспечения региональных программно-целевых мероприятий развития физической культуры и спорта в контексте доминанты человеческого капитала постиндустриальной экономики»

35 (515) - 2012

Финансы регионов

Удк 336.581:796

финансовый механизм обеспечения региональных программно-целевых мероприятий развития физической культуры и спорта в контексте доминанты человеческого капитала постиндустриальной экономики

В статье с точки зрения актуальности развития человеческого капитала в постиндустриальной экономике рассматривается практика успешного функционирования финансового механизма обеспечения развития спорта высоких достижений и здорового образа жизни в регионе. Исследуются структура, устройство и компоненты действующего финансового механизма: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Рассматривается актуальность проблемы инвестирования в нематериальные активы.

Ключевые слова: финансирование, финансовый механизм, нематериальные активы, целевая программа, инвестирование.

В настоящее время в Российской Федерации необходимым фактором развития инновационной

П. А. ЛЕВЧАЕВ, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: levchaevpa@yandex. ru

Т. Г. НИЖЕГОРОДОВ, студент-магистрант экономического факультета E-mail: tatjana_n@mail. ru Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск

экономики является инвестирование в нематериальные активы, в частности в развитие человеческого капитала. Развитие общества на основе человеческих знаний и умений, а также накопленного в нем потенциала является главенствующим фактором эволюции последних десятилетий, характерным для наиболее развитых стран. Такие изменения обеспечили построение в этих странах экономики знаний, в которой основополагающим элементом является ставка на уникальные знания и умения, а также на предоставление соответствующего вида услуг [5]. В 1980-е гг. обозначилась тенденция создания и накопления нематериальных активов (гудвил, торговые марки, бренды, «ноу-хау»), посредством которой был создан задел на интеллектуальное превосходство в мировом разделении

труда. Успешные страны, помимо технологического лидерства, стремятся также предоставлять услуги нематериального характера, повышая капитализацию своих национальных бизнесов и продвигаясь на высшие строчки всевозможных рейтингов, начиная от рейтинга национальной конкурентоспособности и до уровня благосостояния и комфорта жизни. И, если в научно-технической сфере ставка делается на разработку так называемых развивающих технологий, то в сфере образования - это транслирование и тиражирование концепций, технологий управления и соответствующего образа мышления, а в сфере спорта - позиционирование привлекательности здорового, успешного, активного стиля жизни. Чем примечательнее показатели каждой страны по указанным позициям, тем выше признание страны на международной арене. Так, например, в коммерческой сфере создания материальных благ и предоставления нематериальных услуг речь идет о брендах с мировой известностью, в сфере науки -об определяющих развитие концепциях и научных направлениях, в сфере образования - о принятии единых стандартов обучения и приобщении к Болон-скому процессу, в спорте - о культивировании соответствующих спортивных школ и об активизации направлений развития Олимпийских видов спорта. В стратегическом плане подобная постановка вопроса означает передачу странам-пользователям отдельных фрагментов наиболее успешной практики конкурентоспособного поведения, а также создание иллюзии приобщенности к такой элите. При этом в существующем международном разделении труда особая роль отводится формированию и финансовому обеспечению соответствующего механизма реализации требуемого стиля и качества жизни.

Экономика знаний представляет собой наивысший этап развития постиндустриальной инновационной экономики. Являясь характерной для высокоразвитых стран мира, где основным источником экономического роста выступает производство знаний и высоких технологий, такая экономика предполагает определяющим фактором развития человеческий капитал [4].

Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, используемых для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества. Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду, а именно образование и профессиональные

навыки. В последующем понятие «человеческий капитал» значительно расширилось и в настоящее время при расчете показателя человеческого капитала экспертами Всемирного банка рекомендуется включать также и различные потребительские расходы (затраты семей на питание, одежду, жилище, образование, здравоохранение, спорт, культуру), а также государственные расходы на эти цели. Характерно, что, чем выше уровень развития общества, тем более многообразна структура человеческого капитала. Очевидно также, что, чем выше уровень человеческого капитала общества, тем выше потенциальные возможности государства в построении сильной постиндустриальной экономики.

В современной трактовке человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор экономического и социального развития общества, включающий наиболее образованную часть трудовых ресурсов, сформированные знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, инфраструктуру среды обитания и трудовой деятельности человека, комплексно обеспечивающие эффективное и наиболее рациональное функционирование человеческого общества.

Основополагающей задачей государственной политики России в настоящее время является создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной национальной стабильности [1]. Этому в значительной степени способствует создание основы для сохранения и улучшения физического здоровья граждан. Определяющим показателем в отношении состояния здоровья населения является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Однако в настоящее время на федеральном и региональном уровнях имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, которые требуют скорейшего решения. В числе первоочередных необходимо выделить следующие:

- несоответствие уровня материальной базы, инфраструктуры, финансирования физической культуры и спорта современным задачам развития массового спорта в стране;

- неадекватное финансовое обеспечение мероприятий по разработке и внедрению новых современных оздоровительных технологий;

- утрата традиций российского спорта высших достижений, а также отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической

культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;

- недостаточное количество гостиничной инфраструктуры, что препятствует увеличению числа проводимых спортивных мероприятий федерального и международного уровня.

В целях дальнейшего эффективного социально-экономического развития страны, стимулирования высоких темпов развития национальной экономики и повышения благосостояния общества государство активно использует совокупность мероприятий по целенаправленному использованию финансов, т. е. финансовую политику, для реализации которой служит финансовый механизм, представляющий собой совокупность видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения [3].

Структура финансового механизма в связи с огромным разнообразием видов и форм организации современных финансовых отношений чрезвычайно сложна и предполагает отлаженное взаимодействие элементов. Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Именно изменение параметров функционирования элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределение между сферами и звеньями финансовой системы государства. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют использовать их в качестве стимулов развития субъектов хозяйствования и экономики в целом. Это могут быть снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных ор-

ганизационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Элементами финансового механизма являются финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Финансовые методы представляют собой способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирования и использования денежных фондов. Так, в Республике Мордовия ежегодно в рамках подготовки прогноза социально-экономического развития территории минэкономразвития республики рассматривает подробные перспективы развития физической культуры и спорта, а министерство спорта, физической культуры и туризма разрабатывает целевые программы поддержки этой сферы. К некоторым спортивным учреждениям применяются налоговые льготы в качестве инструмента косвенного стимулирования развития данной сферы и, как следствие - качественного воздействия финансового механизма на эти учреждения и на социальную сферу в целом.

Правовое обеспечение финансового механизма составляет действующее законодательство в социально-экономической и финансовой сферах. Сложность и многообразие взаимоотношений в сфере государственных финансов вызывают необходимость их государственного регулирования. Одной из важнейших составляющих частей правового обеспечения финансового механизма, используемого в целях развития человеческого капитала в субъектах РФ, является разработка, принятие и реализация в сфере здравоохранения, спорта федеральных и региональных целевых программ. Федеральные целевые программы и Федеральные адресные инвестиционные программы являются в настоящее время основным и, по существу, единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в РФ. Основными достоинствами этого инструмента являются:

1) направленность на решение комплексных задач, стоящих перед РФ как государством и как социально-экономической системой;

2) длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать получаемые среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

3) системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

4) высокая степень прозрачности по сравнению с другими методами государственного финансирования и порядком формирования программ;

5) обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

6) наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, а также возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

7) возможность комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики в рамках программ. Опыт экономически развитых стран, в которых

отдельные социальные и экономические проблемы решаются посредством государственных программ, свидетельствует о перспективности программно-целевого метода и его преимуществах по сравнению со сметным финансированием при решении ряда долгосрочных социально-экономических задач. Следует отметить, что широкое применение программно-целевых методов позволяет облегчить формирование бюджета, обеспечить преемственность бюджетной и экономической политики в среднесрочной перспективе.

Целевые программы являются гибким инструментом реализации долгосрочной экономической политики государства и активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которых необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и соответствующее ресурсное обеспечение.

В настоящий момент целевые программы являются наиболее прозрачным инструментом проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета. Федеральные целевые программы, их необходимость, цели, задачи, набор мероприятий, время реализации и объемы их финансирования разрабатываются на заседаниях Правительства РФ, в Государственной Думе Федерального Собрания

РФ, размещаются в режиме прямого доступа на сайтах Правительства РФ, Минэкономразвития России, государственных заказчиков, публикуются как официальные документы, в виде приложений к постановлениям Правительства РФ.

В 2002 г. в Республике Мордовия начала действовать республиканская целевая программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и формирование здорового образа жизни населения Республики Мордовия на 2002-2006 гг.» Реализация данной программы обеспечила получение высоких результатов в спорте высоких достижений, а также развитие массового физкультурного движения. Успешное развитие данной сферы продолжили республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Мордовия на 2007-2010 гг.», федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.».

Существенным финансовым рычагом при государственном финансировании развития физической культуры и спорта является объем бюджетных средств, направляемых на эти цели. В рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Мордовия на 2007-2010 гг.» регионом было израсходовано почти 1,5 млрд руб. на строительство спортивных сооружений, соответствующих требованиям проведения соревнований высокого уровня, на организацию различных массовых спортивных мероприятий, на подготовку к проведению крупных международных соревнований, на развитие спортивной инфраструктуры региона. На протяжении всего периода действия программы объемы ежегодного финансирования составляли порядка 300 млн руб. [2]. Увеличение финансирования развития физической культуры и спорта произошло в регионе в 2010 г. (до 530 млн руб.), что связано с большим объемом осуществляемых работ по строительству и реконструкции спортивных объектов, подготовке к проведению соревнований всероссийского и мирового уровня. Начиная с 2002 г. были построены и оснащены современным инвентарем физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения, клубы и секции. В регионе интенсивно поддерживаются методические и научные разработки в области спорта высших достижений, укрепляется материально-техническая база, создаются благоприятные условия для подготовки спортсменов олимпийского резерва страны. Свидетельством высокого уровня

развития спортивной сферы в республике является проведение всевозможных спортивных соревнований всероссийского и международного ранга. Столица Мордовии Саранск дважды принимала финалы Гран-При Кубка мира IAAF по спортивной ходьбе, Чемпионаты России по шорт-треку, фигурному катанию, спортивной ходьбе, легкой атлетике. В 2012 г. Саранск принимал Кубок мира IAAF по спортивной ходьбе и Кубок мира по греко-римской борьбе. Республика Мордовия определена базовым центром для развития 7 летних и 3 зимних «опорных» олимпийских видов спорта: легкая атлетика, тяжелая атлетика, греко-римская борьба, велоспорт-ВМХ, дзюдо, спортивная гимнастика, волейбол, лыжные гонки, биатлон и шорт-трек. Отлаженные механизмы финансирования и подготовки спортсменов в республике привели к соответствующим результатам: за последние годы подготовлены 6 чемпионов и призеров Олимпийских Игр, 30 чемпионов мира, 20 чемпионов Европы, 21 обладатель кубков мира и Европы, 19 победителей первенств Европы и мира и более 200 чемпионов России. Весь состав сборной команды страны по спортивной ходьбе на ХХХ Олимпийских играх будет представлен исключительно воспитанниками Центра олимпийской подготовки им. В. М. Чегина. На территории Республики Мордовия осуществляют свою деятельность всемирно известные школы греко-римской борьбы и спортивной ходьбы. В рамках реализации целевых программ было осуществлено множество реконструкций спортивных залов, возведен Центр олимпийской подготовки, не имеющий аналогов в Европе.

Говоря о характере финансирования, отметим, что в 2007 г. преобладало финансирование развития физической культуры и спорта из федерального бюджета, а доля средств республиканского бюджета составляла лишь 28 %. Однако в последние годы преобладающим является принцип паритетного финансирования. Особенностью сложившегося механизма финансирования является фактическое отсутствие использования средств местных бюджетов и внебюджетных источников (около 1 %).

Строительство спортивных объектов, осуществляемое государством на долевой основе, является важным стимулом для развития объектов социальной инфраструктуры. Большую долю в финансировании строительства спортивных объектов занимают средства, выделяемые из федерального бюджета в рамках реализации различных феде-

ральных целевых программ развития физической культуры и спорта в стране. В 2007 г. из федерального бюджета было выделено свыше 500 млн руб. на строительство новых объектов [2].

Одним из основных показателей, составляющих нормативное обеспечение функционирования механизма финансирования спорта, является доля населения, регулярно занимающегося физической культурой. Активно внедряется в образовательный процесс эффективная система физического воспитания детей и подростков, появляются новые детско-юношеские спортивные школы, открываются отделения по различным видам спорта. За время реализации целевых программ показатель доли населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, в республике увеличился в 3 раза и в настоящее время составляет более 30 %. По России этот показатель составляет 16 %. Таким образом, наряду с культивированием спорта высших достижений проводятся мероприятия, направленные на популяризацию массового спорта.

Реализация федеральных и региональных целевых программ, а также соглашения о сотрудничестве между Республикой Мордовия и Федеральным агентством по физической культуре и спорту позволяет ежегодно вводить в эксплуатацию новые спортивные объекты. За 2007-2010 гг. было введено в эксплуатацию более 40 спортивных сооружений (ледовый дворец, крытые каток и велодром, лыжная база, водный стадион, многофункциональные залы, стадионы), удовлетворяющих требованиям международных соревнований. Очевидно, что выход Республики Мордовия по развитию спорта на общероссийский уровень, а в ряде случаев на европейский и мировой уровни стал возможным благодаря продуманной, обоснованной политике и адекватному использованию финансового механизма региона.

Спорт становится и одним из источников интенсивного развития различных смежных социально-экономических сфер региона. Подготовка к проведению отборочных матчей в рамках Чемпионата мира по футболу 2018 г. в Саранске является катализатором для преобразований, а запланированные мероприятия позволят развивать инфраструктуру региона на десятилетия вперед. Например, при строительстве стадиона «Юбилейный» и нового микрорайона, прилегающего к нему, дорог, транспортных развязок используются инновационные технологии: энергосберегающие

строительные материалы и конструкции, информационные технологии.

Позитивные изменения, соответственно, происходят и в сфере здравоохранения. Применение стандартов медицинского обслуживания, требуемые ФИФА, в качестве базовых для всех медицинских учреждений на территории Республики Мордовия позволит перевести медицинское обслуживание на качественно новый уровень. Эти требования также станут определяющими для сферы питания, торговли, гостиничного хозяйства и других сфер.

Отдельно стоит сказать и о туризме, который получит мощный импульс для развития. Оценка туристической привлекательности республики, проведение экспертизы этнологических, рекреационных, культурных объектов определят разработку туристических маршрутов, которые будут использоваться и после Чемпионата мира по футболу. Выведение санаториев и баз отдыха на соответствующий уровень, внедрение современных технологий оздоровления, развитие эксклюзивных видов лечения и отдыха привлекут большое число туристов во время проведения международных соревнований, а в последующем все это станет достоянием жителей республики.

Таким образом, качественно реализуемая система финансового сопровождения развития профессионального спорта в регионах способствует росту результатов и признанию российских спортсменов на международном уровне. Следствием этого является

не только престиж и авторитет страны на мировой арене, но и повышение интереса граждан к физической культуре, улучшение здоровья нации и как итог - эффективное позиционирование успешного здорового образа жизни россиян. Разработанный и эффективно функционирующий финансовый механизм обеспечения развития физической культуры и спорта означает долгосрочные инвестиции в здоровье граждан, что значительно повышает престиж государства, ибо в настоящий момент спорт выступает важнейшей идеологией и одной из главных национальных идей успешных стран.

Список литературы

1. Левчаев П. А. Перспективы инновационно-модернизационной модели развития экономики России // Финансы и кредит. 2011. № 23 С. 2-7.

2. Официальный сайт Министерства спорта, физической культуры и туризма Республики Мордовия. URL: http://www. mordovia-sport. ru.

3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика. 2004. 1168 с.

4. Чалдаева Л. А. Инновационное развитие российской экономики: стимулы и факторы роста // Финансы и кредит. 2010. № 45. С. 2-6.

5. Чалдаева Л. А. Модернизация экономики: обоснование и экономическая эффективность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 25. С. 24-29.

18-19 октября 2012 г. в Будапеште Банковская ассоциация для Центральной и Восточной Европы (BACEE) проводит семинар на тему «Работа с иностранными банками-партнерами и международными финансовыми институтами. Привлечение фондирования, синдицированные займы, двухсторонние займы, еврооблигации».

Тренер - генеральный секретарь BACEE Иштван Лендьел.

BACEE оказывает информационные и аналитические услуги по страховым и банковским рискам в странах Центральной и Восточной Европы и банках этого региона, по анализу возможностей зарубежного банковского рынка.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам +361 356 8581, +361 212 6210 либо E-mail: istvan.lengyel@bacee.hu, а также

на сайт www.bacee.hu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.