УДК 378.1
А. Л. Блохин
Роль учебной практики в формировании человеческого капитала
В статье описываются исследования на предмет выяснения роли учебной практики на процесс формирования человеческого капитала. Рассматриваются условия организации и проведения учебной практики как составной части программы высшего образования и формы учебного процесса для студентов третьего курса вуза. Изучаются деловые черты характера студентов в сопоставлении с формируемыми компетенциями. Рассматривается роль руководителя практики как специалиста, дающего основы человеческого капитала.
Основной идеей автора является утверждение, что, проходя учебную практику, учащийся должен быть максимально подготовлен к решению бедующих профессиональных задач, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и карьерного роста. На учебной практике, проходящей под руководством преподавателя, закладываются основы человеческого капитала, необходимые для дальнейшего формирования будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества зависит адаптация индивида к социуму.
Ключевые слова: высшее образование, студент, человеческий капитал, учебная практика, руководитель практики, профессиональные навыки.
A. L. Blokhin
The Role of Practical Training in Human Capital Formation
This article describes a research to determine the role of practical training in the process of human capital formation. It discusses conditions of organization and realisation of practical training as an integral part of higher education programmes and forms of the educational process for students of the third course of the University. It examines students' business traits in comparison with the formed competencies. It examines the role of the supervisor as a specialist serving as a basis of human capital.
The main idea of the author is the claim that during the practical training the student should be prepared to deal with future professional tasks, to design a further educational path and career growth. During practical training, under the guidance of a teacher, the foundations of human capital needed for further development of the future expert are formed, so the adaptation of the individual to society depends on its content and quality.
Keywords: higher education, human capital, practical training, head of practice, professional skills.
Высшее образование является двигателем экономического роста и ключом к развитию социального общества. Для того чтобы внести существенный вклад в экономический рост и развитие страны, требуется высокое качество обучения и новые формы образования.
Л. Н. Харченко отмечает, что в российском научно-педагогическом и образовательном дискурсе недостаточно внимания уделяется новым для отечественной системы формам образования, что является фактором, сдерживающим общемировые интеграционные процессы [4].
Приоритет в XXI в. в России неизменно смещается в сторону качественного образования. Ориентация на высшее образование как капитал - это вектор концепции человеческого капитала, при этом подчеркивается, что развитие навыков и компетенций фактором качественного образования, которое важнее структуры образовательной системы.
Значимость высшего образования в концепции человеческого капитала обозначена в исследованиях зарубежных и российских ученых Т. Шульца,
Г. Беккера, Г. Курчеевой, Н. Кадыковой, Э. Долана и Дж. Линдсей, Р. Капелюшникова, С. Дятлова и др.
Понятие «человеческий капитал» можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека... Новые идеи, научные разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям, их предложившим и воплотившим, - таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала [3].
Человеческим капиталом является совокупность ресурсов (знания, таланты, навыки, способности, опыт, интеллект, обучение) с возможностью обладать ими индивидуально и коллективно. Эти ресурсы являются силой страны, которая должна быть направлена для достижение целей общества и государства.
В Таблице 1 нами представлена модель человеческого капитала (ЧК) в высшем образовании, где практика вынесена в отдельную часть «пирамиды», так как она является, по нашему мнению, узловой составляющей в формировании человеческого капитала.
© Блохин А. Л., 2017
Таблица 1
Модель ЧК в высшем образовании
Человеческий капитал
знания | умения навыки | практики компетенции
Качественное образование
Методы, прие- Образовательные Средства обуче-
мы и подходы к обучению программы ния и образовательные технологии
Преподаватели кафедры технологии и профессионально-педагогического образования Академии психологии и педагогики Южного федерального университета и сотрудники Областного центра технического творчества учащихся разработали совместный проект «Интегрированная модель взаимодействия высшего дополнительного образования по техническому моделированию». В данном проекте реализовалась исследовательская деятельность по сопровождению студентов, проходящих учебную практику на базе областного центра технического творчества учащихся.
Данный проект имеет несколько положительных сторон как для школьников, так и для студентов. Например, занятость школьников сокращает пространство для девиации и, самое главное, помогает им сделать осознанный выбор дальнейшей профессии. Для студентов является отличной площадкой прохождения практики и формирования профессиональных компетенций. Все эти факторы обеспечивают непрерывное образование и эффективно формируют человеческий капитал индивида.
Учебная практика предусмотрена для формирования практических навыков и компетенций будущей профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе. Задача исследования заключается в выяснении роли учебной практики в процессе формирования человеческого капитала. Является ли она одной из составляющих успешности личности студента в обучении, будет ли способствовать росту будущего благосостояния?
Целью исследования является определение эффективности учебной практики студентов в становлении человеческого капитала. В качестве материала исследования использовались результаты учебной практики студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки «Технология и изобразительное искусство» Академии психологии и педагогики Южного федерального университета АПП ЮФУ.
Учебная практика - это неотъемлемая часть учебного процесса, когда студенты самостоятельно выполняют определенные учебной программой задачи в условиях образовательного учреждения, преследующая цель приобретения студентами навыков профессиональной работы по направлению, необходимых для получения квалификации «бакалавр».
Наличие практики в учебном плане еще не свидетельствует о ее эффективности для получения студентами навыков, значимых для будущей специальности. В этом вопросе важную роль играет процесс ее проведения и то, как он подготовлен. Поэтому, рассматривая этот вопрос с педагогических позиций, целесообразно говорить об определенных этапах организации практики, среди которых можно выделить этап подготовки к практике, этап собственно проведения практики и заключительный этап [2].
Среди всех видов практики студентов, обучающихся по специальностям, относящимся к направлению подготовки бакалавров «Технология и изобразительное искусство», особое место занимают практики на базе областного центра технического творчества учащихся, при прохождении которых студенты имеют возможность в полной мере погрузиться в свою будущую профессию.
В учебной программе по этому направлению подготовки содержание лекций по соответствующим дисциплинам обязательно включает вопросы формирования человеческого капитала в образовательной среде. Теоретические знания, которые студенты получают на этих лекциях и углубляют во время выполнения практических работ, в последующем планомерно должны закрепляться в процессе учебных практик согласно государственным образовательным стандартам [1].
С этой целью в учебном плане предусмотрена учебная практика длительностью две недели. Группа студентов, обучающихся по направлению подготовки «Технология и изобразительное искусство», после третьего курса направляется в Ростовский областной центр технического творчества учащихся, деятельность которого непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика нацелена на подготовку к профессиональной деятельности, формирование у будущих преподавателей системного подхода к проектированию образовательного процесса, анализу и конструированию учебных занятий, формированию наиболее важных элементов культуры педагогического труда, человеческого капитала.
В результате прохождения учебной практики студент должен быть подготовлен к решению профессиональных задач, таких как использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования, осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
В рамках учебно-методической работы во время практики студенты проводят практические и теоретические занятия с целью ознакомления с методи-
кой проведения разных видов занятий, используя традиционные и нетрадиционные технологии обучения, изучают систему работы в целом.
Наше исследование проходило в виде анкетирования и научного наблюдения. Цель исследования -определение уровня (качества) знаний и навыков, сформированности профессиональных компетенций при прохождении учебной практики.
Анкета была направлена на проверку знания различных педагогических терминов, которые относятся к учебной практике, на выявление практических навыков работы с детьми. Все студенты (30 человек), участвующие в анкетировании, являются учащимися кафедры технологии и профессионально-педагогического образования АПП ЮФУ.
Определение уровня квалификации и профессиональных знаний студентов рассматривалось нами как неотъемлемая часть человеческого капитала, для этого в анкету были введены дополнительно соответствующие вопросы.
Для обработки результатов анкеты был применен один из статистических методов сравнительной комплексной оценки - это метод суммирования значений всех показателей. В данном случае применение его оправдано одинаковой направленностью показателей и их общей сопоставимостью. Лучшим студентом по данному методу считается тот, кто обладает максимальной суммой показателей, то есть чем больше баллов набрал студент, тем выше его знания, по сравнению с однокурсниками.
В анкете вопросы, характеризующие знания студентов, располагались под определенными номерами и предусматривали только один правильный ответ, за который респонденту присваивался 1 балл; если ответа не было или он был неверный, респондент получал 0 баллов. Максимальное количество баллов набрали 19 студентов. Таким образом, 63 % студентов исследуемой группы имеют знания выше среднего уровня. Это говорит о высокой подготовке студентов, тем ни менее, анкетирование выявило ряд проблем:
— Учащиеся не имеют полного представления о концепции человеческого капитала в высшем образовании, не полностью используют свои интеллектуальные ресурсы.
— Учащиеся расплывчато представляют жизненные планы по окончанию вуза, тем более на неотдаленное будущее (5-10 лет).
Это еще раз доказывает, что теория человеческого капитала плохо представлена в вузе.
Также было проведено исследование индивидуальных способностей опрашиваемой группы, так как способность выступает важнейшей частью человеческого капитала.
Для определения способностей студентов в анкету были введены дополнительные вопросы с выявлением мотивации, возможности будущей самозанятости, индивидуальных достижений, которые
Р =
помогли им поступить и учиться в АПП ЮФУ и, соответственно, помогают использовать и реализо-вывать имеющийся у них человеческий потенциал.
По итоговому результату группа владеет высоким уровнем способностей и, судя по количеству набранных баллов за ответы, студенты являются разносторонними личностями, так как ответы были довольно-таки разными.
Также была определена связь уровня знаний и способностей студентов. Для этого мы использовали формулу рангового коэффициента корреляции Спирмена (1):
6 хУ а2
1--Г2-т>, ю
П X \П — 1
где п - количество ранжируемых признаков (испытуемых); D - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого.
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена составил:
6 х 248
Р = 1--7—2-* = 0,45.
30 х(302 -1)
По полученному коэффициенту корреляции можно утверждать, что показатели способностей студентов и их итоговая оценка за прохождение учебной практики связаны положительной корреляционной зависимостью - иначе говоря, чем выше показатель способностей студентов, тем лучше они учатся.
Развитие способностей ведет к увеличению знаний, и наоборот, увеличение знаний ведет к развитию способностей.
Также в процессе прохождения учебной практики методом научного наблюдения были изучены деловые черты характера студентов - активность, исполнительность, культура речи. Впоследствии мы сопоставили деловые черты характера студентов с компетенциями, формируемыми в результате прохождения данной практики согласно рабочей программы практики «Учебная практика»:
— владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
— способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
— готов ко взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ПК-7);
— способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9).
Значимая роль в организации, проведении и подведении итогов принадлежит руководителю практики, поэтому он должен обладать профессиональными и личностными характеристиками. К профессиональным характеристикам, безусловно, должны относиться профессиональная компетент-
ность, наличие опыта работы со студентами, знание самого предмета практики. На учебной практике, проходящей под руководством преподавателей, закладываются основы человеческого капитала, необходимые для дальнейшего формирования будущего специалиста, поэтому от ее содержания и качества зависит подготовка индивида к жизни в социуме. Учебная практика занимает важное место в реализации образовательной программы согласно стандарту по направлению подготовки «Технология и изобразительное искусство».
Таким образом, исследование, проведенное в период прохождения студентами учебной практики, дало нам представление о ее роли в процессе формирования человеческого потенциала и доказывает, что она является одним из важных компонентов при его формировании.
Библиографический список
1. Вельш, А. В., Ростовцева, В. М. Система работы с молодыми учеными в национальных исследовательских университетах России [Текст] / А. В. Вельш, В. М. Ростовцева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. -№ 2 (5). - С. 1128-1133.
2. Качалов, Н. А., Бородин, А. А., Вельш, А. В. Организация и проведение учебной практики студентов технического вуза [Электронный ресурс] / Н. А. Качалов, А. А. Бородин, А. В. Вельш // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 6. - икЪ: ШрБУ/Баепсе-educatюnш/ш/artide/view?id=16453 (дата обращения: 12.11.2017).
3. Нестеров, А. К. Человеческий капитал [Электронный ресурс] / А. К. Нестеров // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html - (Дата обращения: 13.11.2017).
4. Харченко, Л. Н. Проектирование интегрированных программ обучения. Технологические аспекты [Текст] : монография / Л. Н. Харченко. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 193 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Vel'sh, A. V, Rostovceva, V M. Sistema raboty s molodymi uchenymi v nacional'nyh issledovatel'skih universitetah Rossii [Tekst] / A. V. Vel'sh, V. M. Rostovceva // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2012. - T. 14. - № 2 (5). - C. 1128-1133.
2. Kachalov, N. A., Borodin, A. A., Vel'sh, A. V. Organizacija i provedenie uchebnoj praktiki studentov tehnicheskogo vuza [Jelektronnyj resurs] / N. A. Kachalov, A. A. Borodin, A. V. Vel'sh // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2014. -№ 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16453 (data obrashhenija: 12.11.2017).
3. Nesterov, A. K. Chelovecheskij kapital [Jelektronnyj resurs] / A. K. Nesterov // Obrazovatel'naja jenciklopedija ODiplom.ru - Rezhim dostupa: http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html - (Data obrashhenija: 13.11.2017).
4. Harchenko, L. N. Proektirovanie integrirovannyh programm obuchenija. Tehnologicheskie aspekty [Tekst] : monografija / L. N. Harchenko. - M. ; Berlin : DirektMedia, 2017. - 193 s.
Reference List
1. Velsh A. V., Rostovtseva V. M. System of work with young scientists at the national research universities of Russia // News of Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2012. - V 14. - № 2 (5). -P. 1128-1133.
2. Kachalov N. A., Borodin A. A., Velsh A. V. Organization and carrying out educational practice of technical college students [An electronic resource] / N. A. Kachalov, A. A. Borodin, A. V. Velsh // Modern problems of science and education. - 2014. - № 6. -URL: https ://science-education. ru/ru/article/view? id=16453 (date of the address: 12.11.2017).
3. Nesterov A. K. The human capital [An electronic resource] / A. K. Nesterov // the Educational encyclopedia ODiplom.ru - Access mode: http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html - (Date of the address: 13.11.2017).
4. Kharchenko L. N. Design of the integrated programmes of training. Technological aspects: monograph / L. N. Kharchenko. - M. ; Berlin : Direkt-media, 2017. -193 p.