Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала'

Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАПИТАЛ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMAN CAPITAL / CAPITAL INVESTMENT / ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н. И.

В статье рассмотрены проблемы инвестирования в человеческий капитал. Одной из важных направления инвестирования в человеческий капитал выступает инвестирование в дополнительное образование на базе высших образовательных организациях. Инвестиции в программы ДПО на базе высших учебных организациях позволят повысить качественный состав человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problems of investing in human capital. One of the important directions of investing in human capital is investing in additional education on the basis of higher educational organizations. Investments in the programs of additional vocational education on the basis of higher educational institutions will improve the qualitative composition of human capital.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование в вузе как основа формирования человеческого капитала»

Кузьменко Н.И.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

КАПИТАЛА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: человеческий капитал, капитал, инвестирование, программы дополнительного образования.

Аннотация: в статье рассмотрены проблемы инвестирования в человеческий капитал. Одной из важных направления инвестирования в человеческий капитал выступает инвестирование в дополнительное образование на базе высших образовательных организациях. Инвестиции в программы ДПО на базе высших учебных организациях позволят повысить качественный состав человеческого капитала.

Keywords: human capital, capital investment, additional education programs.

Abstract: The article deals with the problems of investing in human capital. One of the important directions of investing in human capital is investing in additional education on the basis of higher educational organizations. Investments in the programs of additional vocational education on the basis of higher educational institutions will improve the qualitative composition of human capital.

Человеческий капитал в настоящее время является неотъемлемой частью программ развития, как регионов Российской Федерации, так и всей страны в целом. От его содержания во многом зависит экономическое развитие российского общества. Понятие «капитал» по мере развития экономической науки и практики реализуется все более расширенно и универсально. Наряду с традиционно употребляемыми понятиями, такими как физический капитал, денежный капитал и другие, его функционирование в масштабах общества все чаще связывают с развитостью человеческого и социального капитала. Вместе с тем понимание экономической сущности капитала сохраняется: в любом виде его развитие связано с инвестированием.

В настоящее время в научном дискурсе представлено достаточно много подходов к сущностной характеристике понятия «человеческий капитал». Так, в самом общем виде под данных понятием понимается совокупность знаний, умений, навыков, интересов, мотиваций. которыми пользуется человек для осуществления своей жизнедеятельности. Однако в современных условиях все большую

поддержку находит позиция, согласно которой ЧК является более ценным ресурсом экономики, а не заводы, оборудование, производственные запасы.

В экономической науке идея человеческого капитала обнаруживается давно. Многие зарубежные авторы представили свои труды по определению сущности капитала, например, А. Смит, Г. Беккер, Т. Шульц и другие. Несмотря на имеющиеся различия в определении человеческого капитала, его сущность может быть выражена как сочетание, с одной стороны, принципиальных признаков капитала, с другой - в специфике применительно к «человеческой» форме. Особенностью человеческого капитала является, его возможность приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования. Исходя из этого, необходимо учитывать качественные характеристики человеческого капитала. Согласно позициям Г. Беккера существует различие между общими и специальными инвестициями в человеческий капитал. Общие инвестиции отражают формирование ЧК в формальном образовании, позволяют приобретать работнику знания, умения, навыки, пригодные для использования на любом предприятии, согласно полученному направлению подготовки. Специальная подготовка производится на каждом рабочем месте и состоит в получении представляющих интерес для конкретной фирмы профессиональных знаний, навыков и умений. Отсюда понятно, что специальные инвестиции осуществляются в большей степени фирмами «доводящими» работника для себя, частично - работниками, поскольку на период получения специальных знаний они соглашаются на более низкую заработную плату.

Формирование человеческого капитала в российской экономике имеет свою специфику, прежде всего связанную с особенностями переходной экономики. В период системной трансформации российской экономики общая и специфическая часть человеческого капитала подвергались существенным изменениям. Во-первых, массовое обесценивание человеческого капитала в условиях резкого изменения структуры экономики и спроса на рабочую силу, обнаружившееся расхождения между имеющимися и вновь требующимися профессиональными навыками обусловили необходимость массового переобучения работников [1; 5].

Во-вторых, произошло изменение образовательной структуры численности занятых в экономике. Произошло сокращение удельного веса, не имеющих профессионального образования, а напротив увеличилась численность имеющих таковое образование. Данное

обстоятельство привело к диспропорциям специалистов на рынке труда по различным направлениям, а так же изменилась составляющая инвестирования в человеческий капитал, в структуре, как общих, так и специфических инвестиций.

Одним из направлений изменения инвестирования в человеческий капитал явилось дополнительное профессиональное образование, которое предоставляют в России высшие учебные заведения. До недавнего времени программы дополнительного образования в вузах, да и сами вузы по предоставлению услуг дополнительного образования ориентировались на обучение школьников, подготовку специалистов среднего профессионального и высшего профессионального образования [2; 6]. На данные программы в большинстве случаев инвестором выступало государство. В настоящее время в рамках трансформационных процессов, происходящих в российском экономическом пространстве, изменяются требования к специалистам на рынке труда. Если раньше специалистам достаточно было «освежать» свои профессиональные навыки в течение 5 - 10 лет, то в настоящее время этот срок сократился в несколько раз.

Жесткая конкуренция на рынке товаров и услуг, меняющиеся условия функционирования предприятий, корректировки в условиях функционирования бизнес-структур, привели к тому, что на данный момент востребованы лишь те специалисты, которые владеют специальными знаниями и постоянно совершенствуют свой образовательный и профессиональный ценз. В данных условиях особая роль отводится в организации качественного дополнительного образования и осуществления инвестирования в данную сферу, а соответственно в человеческий капитал, формируемый указанным направлением, причем как со стороны государства, так и со стороны обучаемых. Основное отличие дополнительного профессионального образования от основного - работа на платной основе. Следовательно, необходимо рассматривать образовательные услуги дополнительного профессионального образования с точки зрения продвижения рыночного продукта, применять законы бизнеса, маркетинга и инвестировать средства обучаемых [3]. Успешная деятельность на этом рынке в конечном итоге является основой для инновационного развития всей системы ВО, а как следствие качественных услуг специалистов по выполнению своих профессиональных качеств. В настоящее время помимо государства и частных лиц, которые могут инвестировать средства в получение ДПО, новыми инвесторами выступают предприятия, которым необходимы определенные специалисты, соответствующие их новым требованиям [4]. В

современных условиях именно данные заказчики определяют чему именно, в каком объеме и чему бы он хотел обучиться. Важнейшей задачей ДПО является разработка новых образовательных программ, востребованных современных бизнес-сообществом, как основным потребителем и инвестором услуг дополнительного профессионального образования. Таким образом, в настоящее время дополнительное профессиональное образование является одним из важных источников инвестирования для многих субъектов экономики. Услуги ДОП позволяют оперативно реагировать на запросы работодателей, также улучшать качественные характеристики образовательных центов самих обучаемых. Дополнительное профессиональное образование является одним из важнейших составляющих человеческого капитала, что приводит к реализации как внутреннего эффекта капитала, т.е. увеличение благосостояния отдельных граждан, так и внешнего эффекта - увеличение макроэкономических показателя развития российской экономики.

Список литературы

1. Батова Н.С., Шуварин М.В. Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг // Вестник НГИЭИ. 2015. № 9 (52). С. 11-18.

2. Кузьменко Н.И. Общемировые перспективы развития экономического образования // Материалы XIX Отчетной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава под редакцией С.Л. Иголкина. - 2016. - С. 36.

3. Кузьменко Н.И. Формирование образовательных программ повышения квалификации в деятельности современных предприятий // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 20-2. С. 27.

4. Тихомирова О.Б., Кобелева Е.М. Организация национально ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как средство поликультурного образования // Синергия. 2016. № 4. С. 14-18.

5. Чекалдин А.М. Анализ подготовки и повышения квалификации персонала организации // Вестник НГИЭИ. 2015. № 11 (54). С. 92-99.

6. Шаповалова В.С. Нормативно-правовое обеспечение специального и инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Синергия. 2016. № 5. С. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.