Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбат О.Б., Хекало О.Ю.

Данная статья посвящена цифровым методам обучения студентов. Использование информационных и компьютерных технологий положительно влияет на образовательный процесс и мотивацию студентов. Основная проблема, связанная с использованием цифровых методов - недостаток знаний в области использования, обработки и внедрения современных цифровых инструментов в процесс обучения. В работе выделены факторы, которые затрудняют цифровизацию в образовательном процессе и сформулированы предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENT

This article is devoted to digital methods of teaching students. The use of information and computer technologies has a positive effect on the educational process and motivation of students. The main problem associated with the use of digital methods is the lack of knowledge in the use, processing and implementation of modern digital tools in the learning process. The paper highlights the factors that make digitalization difficult in the educational process and formulates proposals to eliminate them.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

12. Интерактивные методы обучения и их значение в современном образовании/ Садуллаева Г. // Образование и проблемы развития общества. 2022, № 4 (21). стр. 43-46

13. Методы оценивания и контроля знаний студентов/ Ярматов Ш.Р. // Образование и проблемы развития общества. 2022, № 4 (21). стр. 62-65

Bolbat Olga Borisovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (e-mail: olgab2203@gmail.com)

Khekalo Olga Yuryevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (e-mail: new_holga@mail.ru )

Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk, Russia

ON THE ISSUE OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract. The paper discusses the features of the development of distance learning in higher education. The positive and negative sides of this phenomenon are formulated. The article presents the experience of the Siberian State University of Railways in creating interactive learning elements for independent and remote study of the material by students. Keywords: distance learning, information technology, educational environment, digital communications.

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Болбат Ольга Борисовна, к.п.н., доцент

(e-mail: olgab2203@gmail.com) Хекало Ольга Юрьевна, к.т.н., доцент (e-mail: new_holga@mail.ru) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г.Новосибирск, Россия

Данная статья посвящена цифровым методам обучения студентов. Использование информационных и компьютерных технологий положительно влияет на образовательный процесс и мотивацию студентов. Основная проблема, связанная с использованием цифровых методов - недостаток знаний в области использования, обработки и внедрения современных цифровых инструментов в процесс обучения. В работе выделены факторы, которые затрудняют цифровизацию в образовательном процессе и сформулированы предложения по их устранению.

Ключевые слова: цифровые методы, качество образования, программные комплексы, компьютерные технологии

Развитие цифровых технологий и широкое их использование в образовательном процессе изменило мышление и обработку информации студентами. Обучение традиционными методами затрудняет их уровень восприятия и освоения учебной информации.

В настоящее время нашей стране необходимо новое поколение бизнесменов, специалистов и госслужащих, которые способны планировать и организовывать проекты модернизации отечественной экономики; которые владеют современными компьютерными и информационными техноло-

гиями, обладают лидерскими качествами и способны адаптироваться к быстро изменяющимся потребностям общества. Для подготовки специалистов такого уровня отечественные вузы должны обеспечивать высокий уровень конкурентоспособных выпускников, которые смогут на практике применять полученные в университете знания, умения, навыки и сформированные компетенции в будущей профессиональной деятельности.

Цифровые технологии широко используются в вузах при создании образовательного пространства вуза или отдельной дисциплины [1], при формировании фондов оценочных средств [2, 3], а компьютерные технологии - при разработке учебно-методического материала [4] как составляющей электронного сопровождения учебной дисциплины

Качество университетского образования зависит от различных факторов, один из которых - низкий уровень подготовки абитуриентов. Преподаватели кафедры «Графика» СГУПС ежегодно проводят входной контроль знаний первокурсников технических специальностей по школьному курсу черчения и геометрии, т.к. на первом курсе «камнем преткновения» является учебная дисциплина «Начертательная геометрия и инженерная графика». Анализ школьного уровня подготовки студентов первого курса, демонстрирует его ежегодное снижение. Конечно, сказался период пандемии коронавирусной инфекции, выпавший на обучение в старших классах, когда обучение велось дистанционно. Школьникам (да и учителям средних школ) было сложно перестроиться на новую форму обучения. В итоге сегодня в отечественные вузе поступают абитуриенты с низкими баллами ЕГЭ. Восполнить данные пробелы пытаются преподаватели нашего вуза за счет организации дополнительных консультаций и занятий для студентов, которые обучаются по целевому направлению [5]. Как правило, они приезжают учиться из отдаленных населенных пунктов и имеют слабую школьную подготовку.

Для преподаваемых на нашей кафедре дисциплин «Использование программ демонстрационной графики», «Деловая графика», «Цифровые методы представления статистических данных» и «Визуальные коммуникации», необходимы базовые школьные знания по информатике (работа с программами из стандартного пакета Microsoft Office - Word, PowerPoint, Excel, Publisher). Полученные в университете знания студенты используют при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ, а также при подготовке публичных выступлений по научно-исследовательской работе [6], на конференциях и семинарах, в профессиональной деятельности при представлении отчетов и проектов.

Так же факторами, от которых напрямую зависит качество образования, является квалификация педагогического состава университета [7] и университетская материальная база. Сегодня вузам нашей страны необходим высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, идущий в ногу со временем, постоянно повышающий свою квалификацию, активно занимающийся научно-исследовательской, учебно-методической

работой и публикационной деятельностью. Такие преподаватели обеспечивают престиж университета. В Сибирском государственном университете путей сообщения, как и во всех вузах РФ, преподаватели проходят курсы повышения квалификации по профилю преподаваемых дисциплин один раз в три года.

Преподаватели нашей кафедры ведут учебные занятия на всех lO факультетах нашего университета. Аудиторный фонд кафедры «Графика» СГУПС включает: три компьютерных класса; один класс с мультимедийным оборудованием; одну лекционную аудиторию, оснащенную мультимедиа.

Политические события в стане и мире спровоцировали переход на отечественное программное обеспечение. Так, в СГУПС при изучении дисциплины «Современные программные комплексы в строительном проектировании» на факультетах СЖД, МТ и ПГС вместо программных комплексов Autodesk Revit и AutoCAD Civil используются отечественные BIM-системы для проектирования - NanoCAD и Renga. В связи с этим преподавателям необходимо освоить новое программное обеспечение, разработать электронное и методическое сопровождение учебной дисциплины за короткий срок. Так, использование компьютерных и информационных технологий, а также мультимедийных средств в обучении позволяет внести в подготовку специалистов новые направления [8]. На лекционных занятиях, сопровождающихся компьютерными презентациями, у студентов работает несколько видов памяти. Поэтому преподавателями кафедры «Графика» СГУПС разработаны и внедрены в учебный процесс мультимедийные и электронные учебные пособия, практикумы, тренажеры и пр. по преподаваемым дисциплинам графического цикла. Современные преподаватели должны быть ориентированы на повышение своей квалификации до уровня преподавателя-разработчика, чтобы уметь работать с MS Word, Excel, PowerPoint, мультимедийными средствами коммуникационного взаимодействия со студентами и Internet-ресурсами. К сожалению, преподаватели не всегда готовы использовать даже презентации в учебном процессе, т.к. не хватает элементарных навыков в их создании. На протяжении многих лет для решения этой проблемы в СГУПС с помощью ведущих преподавателей кафедры «Графика» разрабатывались и велись курсы повышения квалификации по созданию электронных учебных пособий для преподавателей вуза. Но уже несколько лет такие курсы повышения квалификации не проводятся.

В заключении можно сказать, что многолетний преподавательский опыт доказывает, что использование компьютерных технологий в образовательном процессе положительно влияет на качество преподавания дисциплин и мотивацию студентов [9, 10]. Поэтому вузу необходимо:

- активнее внедрять в учебные планы дисциплины, связанные с получением навыков использования программного обеспечения стандартного пакета Microsoft Office для работы с обширными базами статистических дан-

ных [11], для создания различных текстовых документов, электронных таблиц и пр.;

- разрабатывать электронную базу по дисциплинам графического цикла для самостоятельного освоения студентами учебного материала;

- изыскать возможность за счет увеличения нагрузки ведущим преподавателям для проведения дополнительных учебных занятий с отстающими студентами;

- возобновить проведение курсов повышения квалификации по деловой презентационной графике для преподавателей вуза.

Считаем, что подобная практика должна заслуживать поддержку и одобрение руководства [12].

Список литературы

1. Сергеева И. А., Щербакова О.В. Цифровое образовательное пространство на примере обучения графическим дисциплинам студентов железнодорожного вуза/ Современная школа России. Вопросы модернизации. 2022. № 5-1 (42). С. 98-99.

2. Астахова, Т.А. Цифровизация в вопросах контроля графических дисциплин: проблемы и особенности [Электронный ресурс] / Т. А. Астахова // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции 26 апреля 2022 года Брест, Республика Беларусь Новосибирск, Российская Федерация / отв. ред. О.А. Акулова. - Брест: БрГТУ, 2022. - С 18-21. - ISBN 978-985-493-556-0

3. Петухова, А.В. Развитие цифрового фонда оценочных средств по графическим дисциплинам / А.В. Петухова // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 26 апреля 2022 года / НГАСУ (СИБСТРИН); БГТУ. -Новосибирск, Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2022. - С. 155-159. - EDN SMQEOI.

4. Болбат, О.Б. Роль электронных образовательных ресурсов в преподавании графических дисциплин / О.Б. Болбат, Т.В. Андрюшина // Электронные образовательные технологии: решения, проблемы, перспективы: Материалы III Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 23-24 апреля 2019 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. - С. 62-68. - EDN WMPMVE.

5. Болбат, О.Б. Опыт организации курсов повышения квалификации для студентов-целевиков / О.Б. Болбат // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 4-1(55). - С. 127-130. - DOI 10.24412/2500-1000-2021-4-1-127-130. - EDN SRPFZN.

6. Аверкова, Е.В. Численность населения России. Варианты демографического развития страны и мира / Е.В. Аверкова, О.Ю. Хекало // Мы продолжаем традиции Российской статистики: Сборник докладов I Открытого российского статистического конгресса, Новосибирск, 20-22 октября 2015 года / Российская ассоциация статистиков; Федеральная служба государственной статистики РФ; Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ". Том 1. - Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2016. - С. 475-479. -EDN XHIGJB.

7. Новоселов, А.А. Эволюция квалификационных требований к педагогическому составу в России / А.А. Новоселов, А.Р. Гербер // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: резервы отечественной высшей школы в совершенствовании профессиональной подготовки специалистов: Материалы ХХХ! Всероссийской научно-

методической конференции с международным участием, Новосибирск, 29 января 2020 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2020. - С. 215-219. - EDN JJAOYC.

8. Абрамов, А.Д. Талантливая молодежь Сибири - транспорту будущего / А.Д. Абрамов, А.Л. Манаков, Н.А. Маслов // Путь и путевое хозяйство. - 2022. - № 4. - С. 3637. - EDN DWYNJB.

9. Болбат, О.Б. Цифровые методы в формировании компетенции визуальной коммуникации / О. Б. Болбат, О. Ю. Хекало // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 8-3 (71). - С. 45-47.- EDN: ILFKAN.

10. Петухова, А.В. Образовательное пространство кафедры графического цикла в условиях глобальной цифровизации образования / А.В. Петухова // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - Т. 9, № 2. - С. 2786-2794. - DOI 10.15372/PEMW20190215. - EDN WLWUMN.

11. Дегтярева, О.С. Повышение качества информационной базы для управления производительностью труда в организациях холдинга ОАО "РЖД" / О.С. Дегтярева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 2-1(72). - С. 66-68. - DOI 10.24412/2411-0450-2021-2-1-66-68. - EDN UKYLIY.

12. Междисциплинарные связи как важный принцип интеграции обучения / О. Б. Болбат, Е.С. Закирова, М.В. Самардак, О.Ю. Хекало // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 12. - С. 25-33. -DOI 10.37882/2223-2982.2022.12.02. - EDN YTGAVU.

Bolbat Olga Borisovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (e-mail: olgab2203@gmail.com)

Khekalo Olga Yuryevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (e-mail: new_holga@mail.ru )

Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk, Russia DIGITAL METHODS IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENT Abstract. This article is devoted to digital methods of teaching students. The use of information and computer technologies has a positive effect on the educational process and motivation of students. The main problem associated with the use of digital methods is the lack of knowledge in the use, processing and implementation of modern digital tools in the learning process. The paper highlights the factors that make digitalization difficult in the educational process and formulates proposals to eliminate them.

Keywords: digital methods, quality of education, software complexes, computer technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.