Научная статья на тему 'ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА'

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ ПО ГРАФИКЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕСТЫ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбат О.Б., Сергеева И.А.

Контроль освоения заявленных в образовательных программах компетенций является важной частью процесса обучения. Контролирующие мероприятия должны быть разнообразными по форме и обеспечивать объективную оценку знаний, умений и навыков обучающихся. В системе образования широкое распространение получило компьютерное тестирование. Анализ различных тестовых заданий показал, что не все тесты обеспечивают должный контроль освоения компетенций. Авторами предпринята попытка создания тестовых заданий, отвечающих современным требованиям. Специфика дисциплин графического цикла внесла коррективы в содержание тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEST TASKS IN GRAPHIC DISCIPLINES FOR TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Control over the development of the computers declared in educational programs is an important part of the training process. Controlling activities should be diverse in form and provide an objective assessment of the knowledge, skills and skills of students. In the education system, computer testing has become widespread. The analysis of various test tasks showed that not all tests provide proper control over the development of competencies. The authors attempted to create test tasks that meet modern requirements. The specifics of the disciplines of the graphic cycle made adjustments to the content of test tasks.

Текст научной работы на тему «ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА»

УДК 378.146

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГРАФИЧЕСКОГО ЦИКЛА Болбат Ольга Борисовна, к.п.н., доцент (olgab2203@gmail.com) Сергеева Ирина Александровна, ст. преподаватель (sergeevairina@ngs. т) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г.Новосибирск, Россия

Контроль освоения заявленных в образовательных программах компетенций является важной частью процесса обучения. Контролирующие мероприятия должны быть разнообразными по форме и обеспечивать объективную оценку знаний, умений и навыков обучающихся. В системе образования широкое распространение получило компьютерное тестирование. Анализ различных тестовых заданий показал, что не все тесты обеспечивают должный контроль освоения компетенций. Авторами предпринята попытка создания тестовых заданий, отвечающих современным требованиям. Специфика дисциплин графического цикла внесла коррективы в содержание тестовых заданий.

Ключевые слова: контроль графических компетенций, содержание вопросов по графике, электронные тесты, тестовые задания

Качественное обучение невозможно без организации обратной связи с обучающимися. На протяжении всего процесса обучения дисциплине необходимо осуществлять контроль освоения компетенций. Рассмотрим процесс организации контроля на кафедре «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), в частности - контроль в тестовой форме. Начертательная геометрия это наука, которая рассматривает вопросы изображения трехмерных объектов, а также способы решения пространственных задач на плоскости. Изучение инженерной графики обеспечивает приобретение навыков работы с проектно-конструкторской документацией. Данные дисциплины являются неотъемлемой составляющей образовательной программы в техническом вузе. Отметим, что графические дисциплины имеют свою специфику. Во-первых, сложность восприятия и понимания («чтения») плоских изображений объемных объектов. Во-вторых, внедрение компьютерных технологий в области конструкторского и проектного дела повлекло появление блока по компьютерной графике в классическом курсе графических дисциплин. Данный блок направлен на освоение программных продуктов, и он имеет практическую направленность. В-третьих, для освоения графических компетенций необходимо не только научиться выполнять чертежи, но и знать требования всех стандартов для их оформления.

Дисциплины графического цикла изучаются студентами на 1-2 курсах, т.е. совпадают с процессом адаптации обучающегося к обучению в высшей школе. Своевременный и грамотно организованный контроль помогает осуществлять учебную деятельность в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Выделяют входной, текущий, рубежный и итоговый контроль полученных знаний, умений и навыков по дисциплине (рис. 1).

Рис. 1 - Виды текущего контроля знаний

Сроки проведения текущего контроля установлены рабочей программой учебной дисциплины и планом-графиком. Входной контроль знаний первокурсников, как правило, проводится на первом занятии по графическим дисциплинам и помогает оценить геометро-графическую подготовку вчерашнего школьника.

Текущий контроль показывает готовность студента к занятию, выявляет наличие самостоятельной работы в течение семестра. Формами текущего контроля могут быть: контрольная или самостоятельная работы, тестирование, устный опрос, защита заданий расчетно-графической работы и т.д.).

Рубежный или промежуточный контроль - это оценивание успехов студента на контрольный срок, которых в семестре три. Информация о текущем контроле передается в деканаты, он является суммой всех видов учебной деятельности студента за определенный временной период. Рубежный контроль способствует своевременной ликвидации задолженностей.

Наконец, итоговый контроль - это результат освоения учебной дисциплины. Он проходит в форме экзамена или зачета. Таким, образом, первые два вида контроля являются закрытыми, т. е. результаты интерпретируются преподавателем. Он же вносит коррективы в процесс обучения. Результаты рубежного и итогового контроля открыты для руководства факультета и вуза.

В качестве рубежного и частично итогового контроля на кафедре «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) используется компьютерное тестирование.

Преподавателями кафедры «Графика» проведена большая работа и накоплен большой опыт в создании банка тестовых заданий и в организации данной формы контроля. Для обеспечения качественной организации тес-

тирования нами были изучены работы ученых-тестологов [1-5]. На кафедре в течение почти 20 лет формируются, апробируются, внедряются в учебный процесс тестовые задания. Специфика преподаваемых дисциплин повлияла на форму и содержание тестовых заданий. В отличие от дисциплин гуманитарного цикла большая часть вопросов по графике имеет практический характер. Естественно, что в банке тестовых заданий есть вопросы теоретического плана, например, формулировка основных понятий, законов и теорем. Однако, значительный объем банка содержит вопросы, которые предполагают не только выявления знания студентом теоретических основ отдельной темы дисциплины, но и освоения практических навыков работы с проекционным чертежом (эпюром). Например, на рисунке 2 показан тестовый вопрос на тему «Теорема о проекциях угла в 90о». Для правильного ответа испытуемому необходимо не только вспомнить формулировку теоремы, но и проанализировать изображения (проекции) угла в 90О; выявить, на каком рисунке одна из двух прямых параллельная какой-либо плоскости проекций.

Аналогичная ситуация на рисунке 3. Тестируемому необходимо знать теоретический аспект принадлежности точки поверхности. В случае с поверхностью вращения, быть знакомым с понятиями «параллель», «экватор», «меридиан». Затем сопоставить изображенные проекции одной точки, учитывая заданную видимость и решить вопрос о её принадлежности данной поверхности.

г

х

О

щ о-

п,

Рис. 2. Тестовое задание по теме «Две прямые»

в А А, Щ

[ Д

\ /и. У

( в Г'" \

Рис. 3. Примеры тестовых заданий по теме «Точка и линия на поверхности»

При тестировании по инженерной графике помимо знаний стандартов на оформление и выполнение машиностроительных и строительных чертежей осуществляется контроль навыков работы со справочной литературой. Например, при изучении темы «Резьбовые соединения» студенты знакомятся с различными видами резьбы, их изображением и обозначением на чертеже, учатся подбирать по справочнику конструктивные элементы резьбы -фаски и проточки, а также размеры шестигранников. Эти навыки также можно проконтролировать с помощью компьютерного тестирования. Примеры заданий показаны на рисунке 4.

Фаска подобрана 6ерно:

245'

2MS'

IMS'

Рис. 4. Тестовые задание по теме «Резьба»

При внедрении в учебные планы по графическим дисциплинам компьютерного блока возникла необходимость проконтролировать и оценить приобретенные компетенции в данной области. Были созданы вопросы, требующие выполнения ряда построений (см. рисунок 5). Испытуемые выполняют чертеж или моделируют деталь, а в качестве отчета на задание вводят контрольную цифру (размер, площадь построенной фигуры, объем тела).

Выполнить построения, 6 отйете записать площадь полученной 29 Поствоть подо, по данниыдеуи «идам. Киков объем полученной модели?

а)

Пострить маЭель детали, 5 отбете записать обьем (панель задание на моделирование.

"Диагностика" - МЦХ МОЙе/lu) Каков объём полученной модели? (миллиметры кубические, точность до целых)

б)

Рис. 5. Тестовое задание по компьютерной графике; а) плоский чертеж, б) трехмерное моделирование

Преподаватели стараются исключить возможность угадывания правильных ответов и механического набирания баллов за тест. Это достигается следующими мероприятиями;

- заявленное в тесте ограниченное количество попыток сдерживает испытуемых, они более осознанно подходят к контролю;

- задержка по времени между попытками указывает на необходимость более тщательной подготовки к испытанию;

- исключение возможности угадывания правильного ответа путем выбора всех предложенных вариантов;

- назначение штрафных баллов за каждую попытку.

Помимо вопросов с выбором предложенных ответов, верного/неверного утверждения, ответа в виде числа (контрольного размера), в работе мы используем вопросы-эссе. В основном, при защите заданий, входящих в рас-четно-графическую работу. Студент решает задачу и прикрепляет файл к ответу. Преподаватель поверяет выполненную работу и оценивает ее. Удобство данного вида вопроса заключается в обеспечении сохранности ответа обучающегося в электронной образовательной системе.

Тестовые задания прочно внедрились в систему образования. Система тестирования прошла путь от бумажных бланков и однотипных вопросов к компьютерному тестированию с разнообразными по форме заданиями, с вопросами с вложенными файлами в виде рисунков, чертежей, видео. На кафедре «Графика» преподаватели постоянно работают над поиском новых форм тестового контроля, совершенствуют и наполняют банк заданий. Очередной темой госбюджетного исследования нашей кафедры, над которой мы в данное время активно работаем, стала «Разработка цифрового фонда оценочных средств по графическим дисциплинам» по теме; создание базы данных тестовых заданий по начертательной геометрии. Результаты работы сотрудников кафедры по разработке тестовых заданий опубликованы в виде научных статей, а также докладывались на конференциях различного уровня [6-11]. На практике применяется арсенал вопросов различного типа, что также помогает во всестороннем исследовании полученных знаний и умений.

Однако компьютерное тестирование имеет и ряд недостатков. Наиболее существенным является факт не задействования речевого канала. Мы обучаем студентов первого курса, которые заканчивали обучение в школе в дистанционной форме или имели смешанное обучение. В последние годы отмечается малый словарный запас, трудность в формулировании своей мысли, отстаивании своей точки зрения. Также преподавателями отмечается снижение качества долговременной памяти. Поэтому в обучении, как и контроле необходимо задействовать все каналы; визуальный, слуховой и речевой. Вследствие этого преподаватели помимо тестового контроля проводят опросы и беседы.

Список литературы

1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов педвузов. М.: Ассоциация инженеров-педагогов г. Москвы, 1996. - 191 С.

2. Аванесов В. С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме (Пособие для профессорско-преподавательского состава), М.: Изд-во Моск. Текстильного института, 1995. -96 с.

3. Бутенков С. А., Сальников В. А., Бутенков Д.С. Методика и средства индивидуального тестирования в ВУЗе, Таганрог, 2005 - 21с.

4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). - М., 2000. -352 С.

5. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. -М.: Логос, 2002. - 432 с.

6. Петухова, А.В. Электронные тесты по начертательной геометрии: особенности разработки и применения в учебном процессе / А.В. Петухова // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia 2022): материалы VI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20-21 апреля 2022 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 287-292. - EDN DOCLMY.

7. Сергеева, И. А. Цифровой фонд оценочных средств при обучении графике / И. А. Сергеева // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 26 апреля 2022 года / Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН); Брестский государственный технический университет. - Новосибирск, Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2022. - С. 176-179. - EDN DXCGVQ.

8. Болбат, О.Б. Контроль знаний студентов при изучении начертательной геометрии и инженерной графики / О.Б. Болбат // Заметки ученого. - 2020. - № 10. - С. 160164. - EDN OUSEIW.

9. Петухова, А.В. Развитие цифрового фонда оценочных средств по графическим дисциплинам / А.В. Петухова // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 26 апреля 2022 года / новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН); Брестский государственный технический университет. - Новосибирск, Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2022. - С. 155-159. - EDN SMQEOI.

10. Сергеева, И. А. Содержание тестовых заданий по начертательной геометрии и инженерной графике / И. А. Сергеева // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Брест, 21 апреля 2017 года / Министерство образования и науки РФ; Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин); Министерство образования республики Беларусь; Брестский государственный технический университет. - Брест: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2017. - С. 202-206. - EDN YSFGDD.

11. Болбат, О.Б. Тестирование как метод педагогического контроля / О.Б. Болбат, Т.В. Андрюшина // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 26 апреля 2022 года / Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН); Брестский государственный технический университет. - Новосибирск, Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2022. - С. 27-32. - EDN NSEDAT.

Bolbat O.B. (olgab2203@gmail.com) Sergeeva I.A. (sergeevairina@ngs.ru) Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

TEST TASKS IN GRAPHIC DISCIPLINES FOR TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Abstract: Control over the development of the computers declared in educational programs is an important part of the training process. Controlling activities should be diverse in form and provide an objective assessment of the knowledge, skills and skills of students. In the education system, computer testing has become widespread. The analysis of various test tasks showed that not all tests provide proper control over the development of competencies. The authors attempted to create test tasks that meet modern requirements. The specifics of the disciplines of the graphic cycle made adjustments to the content of test tasks. Keywords: control of graphic competencies, content of questions on gra-fika, electronic tests, test tasks

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ КИМ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2022 ГОДУ Гореленков Андрей Иванович, к.т.н., доцент (e-mail: an.gorelenkov@yandex.ru) Брянский государственный технический университет, г.Брянск, Россия

В данной статье приведен содержательный анализ выполнения заданий КИМ по учебному предмету «Математика» (базовый уровень) в Брянской области в 2022 году.

Ключевые слова: ЕГЭ, задания КИМ, математика (базовый уровень).

В 2022 году по сравнению с 2021 годом в КИМ по учебному предмету «Математика» (базовый уровень) были внесены следующие изменения:

1. Исключено задание 2, проверяющее умение выполнять вычисления и преобразования (данное требование внесено в позицию задачи 7 в новой нумерации).

2. Добавлены задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.

3. Количество заданий увеличилось с 20 до 21, максимальный балл за выполнение всей работы стал равным 21.

В соответствии с этими изменениями структура варианта КИМ по математике базового уровня стала следующей: 21 задание с кратким ответом в виде в виде целого числа, или конечной десятичной дроби, или последовательности цифр. Оценивание правильности выполнения заданий осуществлялось с использованием специальных аппаратно-программных средств [1].

Все задания, представленные в вариантах КИМ, соответствуют прототипам заданий, содержащихся в открытом банке заданий, разработанных специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.