Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНТРОЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрюшина Т.В., Болбат О.Б.

В данной статье описано понятие «компетентностный подход» в обучении, приведен перечень и наименование компетенций, которые должны быть сформированы в результате освоения образовательной программы высшего образования, во время изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» у студентов, обучающихся по направлению 23.05.01 «Наземные транспортно - технологические средства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY APPROACH TO TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES

This article describes the concept of "competence approach" in training, provides a list and name of competencies that should be formed as a result of mastering the educational program of higher education, while studying the educational discipline "Descriptive geometry and engineering graphics" among students studying in the direction of the 23.05.01 "Ground transport and technological means."

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

Образование

УДК 378.146

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИМ

ДИСЦИПЛИНАМ Андрюшина Татьяна Васильевна, к.п.н., доцент (e-mail atw@stu.ru) Болбат Ольга Борисовна, к.п.н., доцент (e-mail olgab2203@gmail.com) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г.Новосибирск, Россия

В данной статье описано понятие «компетентностный подход» в обучении, приведен перечень и наименование компетенций, которые должны быть сформированы в результате освоения образовательной программы высшего образования, во время изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» у студентов, обучающихся по направлению 23.05.01 «Наземные транспортно - технологические средства».

Ключевые слова: вуз, начертательная геометрия и инженерная графика, компетентностный подход, компетенция, контроль графических компетенций

Тема формирования графической подготовки актуальна в настоящее время. Начертательная геометрия и инженерная графика являются базовыми графическими дисциплинами, изучаемыми студентами на 1-2 курсах технических университетов. Графические дисциплины являются основой инженерного образования, т.к. при их изучении у студентов формируются пространственное воображение и образное мышление. На учебных занятиях по данным дисциплинам будущие специалисты осваивают методы конструирования различных объектов и способы получения их чертежей.

Идеологией Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++) является компетентностный подход при проектировании и реализации инновационных образовательных программ, в том числе по графическим дисциплинам [1]. Компетентностный подход ориентирован на результат образования, т.е. на способность выпускника вуза решать производственные задачи.

Понятие «компетентность» появилось в 60-70 гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе. В те же годы зародилось новое направление в педагогике - компетентностный подход к образованию, изучающее возможности компетентностного подхода в педагогической деятельности.

В настоящее время компетенция является нормой качества образования, которая оценивает способность выпускника вуза применять знания, умения и навыки в будущей трудовой деятельности [2, 3].

Если уровень знаний, умений и навыков можно проверить тестированием учебных достижений, то уровень освоения компетенций проверяется тестированием квалификации человека.

Существуют различные виды компетенций. Так, например, в результате освоения образовательной программы высшего образования, во время изучения учебной дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика» у студентов направления 23.05.01 «Наземные транспортно - технологические средства» специальностей «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование» и «Автомобильная техника в транспортных технологиях» должны быть сформированы общепрофессиональные компетенции ОПК-2 и ОПК-5. Перечень и наименования этих компетенций приведены в таблице 1.

Таблица

Код Компетенции Наименование компетенции

ОПК-2 Способен решать профессиональные задачи с использованием методов, способов и средств получения, хранения и переработки информации; использовать информационные и цифровые технологии в профессиональной деятельности

ОПК-5 Способен применять инструментарий формализации инженерных, научно-технических задач, использовать прикладное программное обеспечение при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов

Для успешного освоения данных компетенций сформулированы индикаторы достижения компетенций, а для проверки их уровня - фонды оценочных средств. Результаты обучения по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» определяются оценочными средствами, к которым относятся: расчетно-графические работы, зачет, экзамен и тесты.

К средствам видов контроля преподавателями кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения используются входной, текущий, итоговый по дисциплине и контроль остаточных знаний студентов. Входной контроль определяет уровень школьных знаний студентов-первокурсников по черчению. Текущий контроль проводится по трем контрольным срокам в течение семестра в виде тестов, также может быть в виде устного опроса и контрольной (самостоятельной) работы. Итоговый контроль проводится по завершению изучения учебной дисциплины в конце семестра (зачет, экзамен).

В СГУПС также ежегодно проводится контроль остаточных знаний студентов, как правило, через год-два-три после изучения учебной дисциплины.

Тема тестового контроля знаний студентов широко обсуждается педагогами-практиками, ей посвящены работы преподавателей кафедры «Графика» СГУПС [4-8].

Говоря о формировании знаний, умений, навыков и компетенций у студентов технических вузов при изучении дисциплин графического цикла, нельзя не отметить проблемы графической подготовки. К ним можно отнести:

- отсутствие необходимой графической подготовки в средней школе (проведенное анкетирование показало низкий процент первокурсников, которые изучали в школе черчение);

- традиционно начертательная геометрия и инженерная графика сложно воспринимаются первокурсниками из-за специфики графических дисциплин;

- преподавателями отмечен низкий уровень развития у студентов первого курса пространственного воображения;

- необходимо знать требования государственных стандартов и уметь их применять при выполнении графических заданий (необходим большой объем специальных знаний, формируемых в рамках графической подготовки);

- большой объем самостоятельной графической работы студентов (как правило, на всех технических специальностях, студенты выполняют рас-четно-графические работы по индивидуальным вариантам).

Считается, что студент готов к проектно-конструкторской деятельности, когда он: способен разрабатывать графическую техническую документацию; владеет теоретическими основами геометрического моделирования и способен анализировать графическую информацию; может построить трехмерную модель по двумерному чертежу; знает и умеет применять требования ГОСТов ЕСКД; умеет оформлять проектную и конструкторскую документацию и владеет компьютерными технологиями (графическими программами) для трехмерного моделирования и выполнения про-ектно-конструкторской документации.

Организация образовательного процесса в последние годы в корне изменилась от традиционной формы обучения (мел-доска) к использованию компьютерных технологий и средств мультимедиа на всех этапах освоения дисциплины. С помощью компьютерных и информационных технологий студенты пользуются модулем электронного образовательного портала eor.stu.ru, содержащим всю информацию учебного назначения, структурированную по кафедрам и преподавателям вуза. С помощью компьютерных технологий и средств мультимедиа преподаватель объясняет новый учебный материал во время лекционных или практических занятий, студенты могут пользоваться электронными справочниками, мультимедийными

учебными разработками преподавателей кафедры, электронными пособиями и практикумами, предназначенными для самостоятельной работы студента, а также в течение освоения дисциплины проходить тестовый контроль знаний студента.

Преподаватели кафедры «Графика» Сибирского государственного университета путей сообщения стараются идти в ногу со временем. Они постоянно повышают свою квалификацию и своевременно внедряют новейшие технологии в создании проектно-конструкторской документации, разрабатывают и внедряют в образовательный процесс новые методики и учебно-методические материалы для облегчения усвоения дисциплин графического цикла, что позволяет повысить качество графической подготовки студентов [9, 10].

Список литературы

1. Свичкарева, Г.Н. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода / Г.Н. Свичкарева, Т.В. Андрюшина, В.А. Ковалев // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1, № 1. - С. 77-79. - EDN RDFXVF.

2. Рудаченко, С.В. К вопросу о формировании графических компетенций студентов технических специальностей / С.В. Рудаченко, Т.В. Рудаченко // Балтийский морской форум: материалы VIII Международного Балтийского морского форума: в 6 т., Калининград, 05-10 октября 2020 года. Том 6. - Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2020. - С. 133-138. - EDN GXOOFE.

3. Попова, И.И. Формирование профессиональных компетенций у студентов педагогического направления посредством проектной деятельности в формате электронного обучения / И.И. Попова, Е.Н. Удина, О.Ю. Червинская // . - 2020. - Т. 6, № 2. - С. 47-53. - EDN BDHLFA.

4. Болбат, О. Б. Роль тестов при изучении начертательной геометрии / О. Б. Болбат, Т. В. Андрюшина // Заметки ученого. - 2023. - № 2. - С. 55-59. - EDN GWJHZH.

5. Петухова, А.В. Электронные тесты по начертательной геометрии: особенности разработки и применения в учебном процессе / А.В. Петухова // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia 2022): материалы VI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20-21 апреля 2022 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 287-292. - EDN DOCLMY.

6. Болбат, О. Б. Контроль знаний студентов при изучении начертательной геометрии и инженерной графики / О.Б. Болбат // Заметки ученого. - 2020. - № 10. - С. 160-164. -EDN OUSEIW.

7. Сергеева, И.А. Цифровой фонд оценочных средств при обучении графике / И.А. Сергеева // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: Сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 26 апреля 2022 года / Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН); Брестский государственный технический университет. - Новосибирск, Брест: Учреждение образования "Брестский государственный технический университет", 2022. - С. 176-179. - EDN DXCGVQ.

8. Болбат О.Б., Сергеева И.А. О работе и ресурсах кафедры графического обучения студентов технического вуза// В сборнике: Актуальные проблемы модернизации высшей школы: Воспитание как часть образовательного процесса. Материалы XXXIII Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 2022. С. 70-76.

9. Сергеева, И.А. Инженерно-графическая подготовка студентов в условиях компьютеризации обучения / И.А. Сергеева, А.В. Петухова // . - 2014. - № 3(22). - С. 152. -EDN STRKFP.

10. Андрюшина, Т.В. Электронные учебные пособия по графическим дисциплинам в образовательном процессе кафедры / Т.В. Андрюшина // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Брест, 20 апреля 2016 года. - Брест: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2016. - С. 6-9. -EDN VYMXNV.

Bolbat O.B. (e-mail olgab2203@gmail.com) Andryushina T.V. (e-mailatw@stu.ru) Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia

COMPETENCY APPROACH TO TEACHING GRAPHIC DISCIPLINES

Abstract: This article describes the concept of "competence approach" in training, provides a list and name of competencies that should be formed as a result of mastering the educational program of higher education, while studying the educational discipline "Descriptive geometry and engineering graphics" among students studying in the direction of the 23.05.01 "Ground transport and technological means."

Keywords: university, descriptive geometry and engineering graphics, competence approach, competence, control of graphic competencies

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА Анищенко Алина Андреевна, студент (e-mail: anishenkoalya@mai.ru) Панченко Полина Камилевна, к.т.н., доцент (e-mail: beautifullomen@yandex.ru) Тольяттинский государственный университет, г.Тольятти, Россия

В современном Российском обществе остро стоит вопрос развития массового спорта. Качественных характеристики народонаселения Российской Федерации катастрофически ухудшаются, снижается рождаемость, повышается смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркомании, алкоголизма, снижается общий уровень духовности и нравственности молодежи, ухудшаются показатели физического развития, физической и интеллектуальной работоспособности. Все эти факторы косвенно влияют на национальную безопасность и надежность условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, и как следствие на экономический прогресс, политическую стабильность и рост международного авторитета Российской Федерации.

Популяризация здорового образа жизни и занятий физической культурой должно стать одним из направлений государственной политики, стать одной из приоритетных государственных задач.

Условием физического совершенствования подрастающих поколений, накопления человеческого капитала, расширения потенциала населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.