Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болбат О.Б., Хекало О.Ю.

В работе рассматриваются особенности развития дистанционного обучения в вузе. Формулируются положительные и отрицательные стороны этого явления и демонстрируется опыт по созданию интерактивных обучающих элементов для самостоятельного и дистанционного изучения материала студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper discusses the features of the development of distance learning in higher education. The positive and negative sides of this phenomenon are formulated. The article presents the experience of the Siberian State University of Railways in creating interactive learning elements for independent and remote study of the material by students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

К ВОПРОСУ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Болбат Ольга Борисовна, к.п.н., доцент

(e-mail: olgab2203@gmail.com) Хекало Ольга Юрьевна, к.т.н., доцент (e-mail: new_holga@mail.ru) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г.Новосибирск, Россия

В работе рассматриваются особенности развития дистанционного обучения в вузе. Формулируются положительные и отрицательные стороны этого явления и демонстрируется опыт по созданию интерактивных обучающих элементов для самостоятельного и дистанционного изучения материала студентами.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, образовательная среда, цифровые коммуникации.

Основная задача федерального проекта "Цифровая образовательная среда", это создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [1]. Поэтому дистанционное обучение является весьма актуальным направлением этого проекта, которое развивается и трансформируется, приобретая массовый характер киберсоциализации современного человека.

Современный рынок труда быстро меняется по всем направлениям [2], поэтому требования к работникам постоянно растут. Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов и бакалавров в условиях информатизации образования [3], это дистанционное обучение.

В Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) для профессорско-преподавательского состава регулярно проводятся курсы повышения квалификации по созданию и совершенствованию учебного курса в электронной образовательной среде. Эти знания помогли преподавателям быстро перестроить практические занятия и лекции в дистанционный режим в период пандемии.

Кафедра «Графика» успешно участвовала в разработке и защите гранта СГУПС «Разработка дидактического модуля «Мультимедийный учебный курс по графическим дисциплинам»» [4]. В ходе этой работы вышло 12 зарегистрированных электронных учебных пособий. На сегодняшний день преподавателями кафедры сформирована электронная библиотека различных учебных разработок из 148 единиц.

Для проведения занятий преподавателями были разработаны мультимедийные лекции и практические занятия (включая видеоматериал), где да-

ется подробное пояснение для выполнения практических заданий и рас-четно-графических работ [5].

Например, для студентов 1 курса обучающихся по направлению «Реклама и связь с общественностью» для освоения дисциплины «Формирование отчетов и создание презентаций» созданы видео уроки по наиболее сложным темам и для самостоятельной работы (см. рис. 1, 2).

Видеоуроки для выполнения работ в MS Publisher

Визитка, резюме, буклет

Видеоурок по созданию визитной карточки (2).wttiv Видеоурок по созданию резюме (25 (IJ.wnw Видеоурок создание буклета (-4).uatw

Инструкция к выполнению визитки, резюме и буклета (2}_docx

СКАЧАТЬ ПАПКУ

Рисунок 1

Задание и материалы к выполнению пре

2

-И U

Видео урок 1 Умные таблицылмтпу

Видео урок 2: Сл а рклай ны лчшv

Видео урок 3-. Выигрыш! nponrpibiuu^wmv

Видео урок-4. Вставка графиков и диаграил-wmv

Вставка печатной подложки (Занятие 3j p-df

Подсветка дат и сроков Разделительные линии (Занятие 2J.pdf Презентация 3 Работа с oin-яетами в MS Excel (Занятие 1 Vp-df

ПКЛНАТЬ I 1Л1 IIÍV

Рисунок 2

При проведении дистанционных занятий ослабевает контакт преподавателя и студента в связи, с чем возникает проблема контроля освоения студентами материала, поэтому преподавателями нашей кафедры созданы обширные массивы тестовых заданий [6, 7 ] на образовательной платформе, разработаны новые и переработаны имеющиеся фонды оценочных средств по всем преподаваемым дисциплинам.

Исходя из этого возможно проведение онлайн-тестирования, онлайн-проверки и закрепления полученных знаний.

Например, для первокурсников, которые изучают дисциплину «Визуальные коммуникации» созданы тесты по каждой изучаемой теме, итоговые тесты и экзаменационные тесты (см. рис. 3).

Тесты

Тест 1 КС Тест 2 КС ^ Тест 3 КС

Итого вый тест Тест Экзамен

Скрыто от студентов

В

ЭЛ1

¡Э

По;

Рисунок 3

Основные положительные стороны дистанционного формата обучения сформулированы ниже:

- доступность получения информации в любое время и в любом месте;

- индивидуальность в темпе и длительности прохождения учебного материала;

- доступность получения информации населению с физическими патологиями.

Основные отрицательные стороны дистанционного формата обучения сформулированы ниже:

- затруднения установления личности студента по монитору во время промежуточного или итогового контроля;

- затруднения установления присутствия иных лиц в помещении, в котором находится экзаменуемый;

- затруднения контроля дисциплины студентов;

- отсутствие дорогостоящей аппаратуры для проведения дистанционного обучения;

- недостаточная квалификация преподавателей для дистанционной формы обучения;

Развитие дистанционного формата обучения подразумевает глобальную компьютеризацию, выход на новый уровень технического обеспечения. Интенсивный рост и внедрение информационных технологий в большинство сфер [8] общественной жизни наряду с готовностью человечества к переменам и постоянно растущими потребностями общества в образовании предполагают, что в ближайшее будущее будут наблюдаться высокие темпы роста спроса на дистанционное обеспечение.

В результате изучения данного вопроса, можно говорить о том, что в современном обществе растет спрос на дистанционное обучение. Поэтому необходимо совершенствовать интерактивные технологии, визуальные и

цифровые коммуникации [9], а также повышать мультимедийность в образовательном процессе [10]. Благодаря этому повышается конкурентоспособность высших учебных заведений страны. Список литературы

1. Официальный сайт Минпросвещения России [Электронный ресурс] https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (Дата обращения: 26.04.2023).

2. Хекало, О. Ю. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России / О. Ю. Хекало, С. Е. Осипкова // Проблемы развития предприятий: теория и практика : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 11-12 апреля 2019 года. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. - С. 237-241. - ББК VJZMJY.

3. Междисциплинарные связи как важный принцип интеграции обучения / О. Б. Болбат, Е. С. Закирова, М. В. Самардак, О. Ю. Хекало // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - № 12. - С. 2533. - Б01 10.37882/2223-2982.2022.12.02. - ББК YTGAVU.

4. Петухова, А. В. Мультимедиа курс "Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика": опыт разработки и внедрения / А. В. Петухова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4(20). - С. 66-79. - Б01 10.15293/2226-3365.1404.06. - ББК SJQXFD.

5. Болбат, О. Б. Разработка депозитария учебных заданий по дисциплине "Использование программ демонстрационной графики" / О. Б. Болбат, Т. В. Андрюшина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 10-2(61). - С. 3537. - D0I 10.24412/2500-1000-2021-10-2-35-37. - EDN ГОММЯА.

6. Сергеева, И. А. Компьютерное тестирование - за и против / И. А. Сергеева // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы : сборник трудов Международной научно-практической конференции, Брест, 20 апреля 2016 года. - Брест: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2016. - С. 132-135. - EDN VYMYHL.

7. Щербакова, О. В. Особенности преподавания графических дисциплин в условиях модернизации высшего образования / О. В. Щербакова, И. А. Сергеева // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного высшего образования в контексте национальных традиций : Материалы XXX Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 30 января 2019 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2019. - С. 266-269. - EDN VASGUE.

8. Дегтярева, О. С. Трудовые ресурсы как бизнес-элемент компании: подходы к анализу и оценке / О. С. Дегтярева, А. И. Семененко // Проблемы антикризисного управления и экономики регионов (ПАУЭР-2020) : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 28 января 2021 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2021. - С. 41-44. - EDN YB0MBP.

9. Болбат, О. Б. Цифровые методы в формировании компетенции визуальной коммуникации / О. Б. Болбат, О. Ю. Хекало // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 8-3(71). - С. 45-47. - D0I 10.24412/2500-1000-2022-8-345-47. - EDN ШБКАК

10. Андрюшина, Т. В. Видеоуроки по графике / Т. В. Андрюшина, Н. К. Шабалина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 332. - EDN TYSLIT.

11. Методология преподавания визуального программирования в техническом вузе на базе решения задач машиностроения/ Тюльпинова Н.В., Бойцов А. А. // Образование и проблемы развития общества. 2023, № 1 (22). стр. 108-113

12. Интерактивные методы обучения и их значение в современном образовании/ Садуллаева Г. // Образование и проблемы развития общества. 2022, № 4 (21). стр. 43-46

13. Методы оценивания и контроля знаний студентов/ Ярматов Ш.Р. // Образование и проблемы развития общества. 2022, № 4 (21). стр. 62-65

Bolbat Olga Borisovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor (e-mail: olgab2203@gmail.com)

Khekalo Olga Yuryevna, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (e-mail: new_holga@mail.ru )

Siberian State University of Railway Transport, Novosibirsk, Russia

ON THE ISSUE OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS IN HIGHER

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Abstract. The paper discusses the features of the development of distance learning in higher education. The positive and negative sides of this phenomenon are formulated. The article presents the experience of the Siberian State University of Railways in creating interactive learning elements for independent and remote study of the material by students. Keywords: distance learning, information technology, educational environment, digital communications.

ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Болбат Ольга Борисовна, к.п.н., доцент

(e-mail: olgab2203@gmail.com) Хекало Ольга Юрьевна, к.т.н., доцент (e-mail: new_holga@mail.ru) Сибирский государственный университет путей сообщения,

г.Новосибирск, Россия

Данная статья посвящена цифровым методам обучения студентов. Использование информационных и компьютерных технологий положительно влияет на образовательный процесс и мотивацию студентов. Основная проблема, связанная с использованием цифровых методов - недостаток знаний в области использования, обработки и внедрения современных цифровых инструментов в процесс обучения. В работе выделены факторы, которые затрудняют цифровизацию в образовательном процессе и сформулированы предложения по их устранению.

Ключевые слова: цифровые методы, качество образования, программные комплексы, компьютерные технологии

Развитие цифровых технологий и широкое их использование в образовательном процессе изменило мышление и обработку информации студентами. Обучение традиционными методами затрудняет их уровень восприятия и освоения учебной информации.

В настоящее время нашей стране необходимо новое поколение бизнесменов, специалистов и госслужащих, которые способны планировать и организовывать проекты модернизации отечественной экономики; которые владеют современными компьютерными и информационными техноло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.