Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3488
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайхутдинова Л.М.

В статье речь идет о цифровых инструментах педагога для организации дистанционного обучения. Представлена разработанная авторами классификация цифровых инструментов, в которой выделены следующие группы: инструменты организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков. А также описано содержание авторского методического пособия и приведено описание дистанционного курса, а также результаты апробации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS OF THE TEACHER FOR THE ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING

The article deals with the digital tools of the teacher for the organization of distance learning. The classification of digital tools developed by the authors is presented, which identifies the following groups: tools for organizing joint activities, providing feedback, creating a digital educational environment, and organizing online lessons. It also describes the content of the author's methodological manual and provides a description of the distance course, as well as the results of testing.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения Digital tools of the teacher for the organization of distance learning

Шайхутдинова Л.М.

отделение математики и естественных наук, 5 курс

Студент,

Елабужский институт Казанского Федерального Университета

Россия, Елабуга maratovna_1003@mail.ru

Shaykhutdinova L.M.

Department of Mathematics and Natural Sciences, 5th year

Student,

Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Yelabuga maratovna_1003@mail.ru

Научный руководитель Галимуллина Э.З.,

ст. преподаватель кафедры математики и прикладной информатики Елабужский институт Казанского Федерального Университета

Россия, Елабуга galimullina. elvira@mail.ru

Scientific supervisor E. Z. Galimullina,

Senior lecturer of the Department of Mathematics and Applied Informatics

Yelabuga Institute of Kazan Federal University

Russia, Yelabuga galimullina. elvira@mail.ru

Аннотация.

В статье речь идет о цифровых инструментах педагога для организации дистанционного обучения. Представлена разработанная авторами классификация цифровых инструментов, в которой выделены следующие группы: инструменты организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков. А также описано содержание авторского методического пособия и приведено описание дистанционного курса, а также результаты апробации.

Annotation.

The article deals with the digital tools of the teacher for the organization of distance learning. The classification of digital tools developed by the authors is presented, which identifies the following groups: tools for organizing joint activities, providing feedback, creating a digital educational environment, and organizing online lessons. It also describes the content of the author's methodological manual and provides a description of the distance course, as well as the results of testing.

Ключевые слова: цифровые инструменты, дистанционное обучение, образовательный процесс, цифровые образовательные инструменты, дистанционный курс.

Key words: digital tools, distance learning, educational process, digital educational tools, distance learning

course.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу во многих странах мира, включая Россию. Получили широкое распространение новые формы обучения, одно из которых - дистанционное.

Дистанционное обучение - совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала. [2]

Целью дистанционного обучения является предоставление ученикам элементов универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности ученика.

Главной особенностью является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством Интернета. Организация дистанционного обучения в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, цифровых инструментов, предусматривающих активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими участниками.

Участники учебного процесса должны иметь возможность самостоятельно и совместно с другими приобретать новые знания, уметь ставить осмысленные цели, выстраивать траекторию самообразования и саморазвития, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем. Практически у каждого педагога возникает необходимость дистанционного взаимодействия с обучающимися. Использование цифровых инструментов в образовательном процессе дает возможность педагогу организовывать совместную работу учащихся в дистанционном формате и получать мгновенную обратную связь.

Цифровые инструменты в образовании — это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении: электронные учебные системы, социальные сети, видеосервисы, сервисы для работы с графикой и создания игровых учебных материалов [1]. Эти ресурсы созданы для того, чтобы упростить отслеживание учебных результатов и прогресса, повысить интерес и вовлеченность детей за счет многообразия форм получения, репродукции, анализа и применения знаний, сделать образование более открытым и доступным. Основная цель использования цифровых инструментов в образовании — делать его более качественным.

Цифровой образовательный инструмент - цифровой ресурс, используемый учащимся и учителем в качестве инструмента (орудия) деятельности, например, виртуальная физическая лаборатория, учебная геоинформационная система, редактор текста, пакет для построения графиков и т.д [6].

Цифровые инструменты могут использоваться для обогащения преподавания и увеличения его методического разнообразия, тем самым предоставляя учащимся предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных образовательных инструментов в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

В настоящее время существует много различных цифровых инструментов, в том числе и для педагога. В связи с этим возникает необходимость их классификации по определенному признаку. Именно поэтому нами был произведен анализ цифровых инструментов педагога и разработана их классификация для решения различных учебных задач.

В статье «Цифровые инструменты в образовательной деятельности» Носков Н.Г. выделяет следующие группы цифровых инструментов:

1. Цифровые инструменты для контроля знаний учащихся: Kahoot, Quizшяя, Simpoll, Plickers.

2. Облачные технологии: Skype, Алиса, Siri, онлайн доска (Miro.com, Bitpapor.io, Witeboard.io).

3. Цифровые инструменты для внеурочной деятельности: Fotor, Flora Incognita,

4. Цифровые инструменты для организации и проведения дистанционных курсов: Google Classroom, Moodle [4].

В статье «Цифровые инструменты и сервисы для учителя» С.Ю. Князева, Д.М. Капелюшник, Е.Н. Пушкарева выделяют следующие группы цифровых инструментов и сервисов:

1. Графические редакторы для создания и редактирования изображений: Canva, Paint.Net, Pinta, Google Презентации, Mentimeter и др.

2. Программы для подготовки презентаций, визуализации данных и записи скринкастов: Visme, Camtasia

и др.

3. Сервисы для обработки и редактирования видео: Freemake Video Converter, H5P, Thinglink и др.

4. Инструменты для создания анимационных роликов: Blender, Synfig Studio и др.

5. Сервисы для создания веб-квестов, интерактивных упражнений, игр, кроссвордов и викторин: Фабрика кроссвордов, Quizizz, Kahoot!, Learnis и др.

6. Сервисы для создания интерактивных временных осей: TimelineJS, Timetoast и др.

7. Системы для создания тестов: Google Формы, Mentimeter, Webanketa и др.

8. Онлайн-сервисы для коллективного обучения: Miro, Padlet, Scrumlr и др [5].

На основе выше рассмотренных классификаций приведем разработанную нами авторскую классификацию:

1. Инструменты для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter.

2. Инструменты для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz.

3. Инструменты для создания цифровой образовательной среды: Google Classroom, Learning Apps.

4. Инструменты для организации онлайн-уроков: Microsoft Teams, Zoom, Skype.

Для успешного использования цифровых инструментов в организации образовательного процесса педагог должен:

- понимать сущность технологии цифровых образовательных инструментов как инструментов организации образовательного процесса;

- уметь анализировать и отбирать цифровые инструменты для организации образовательного процесса;

- грамотно и эффективно применять цифровые образовательные инструменты на практике.

Поэтому возникает необходимость в разработке методического пособия, которое направлено на изучение цифровых образовательных инструментов, приобретение практических навыков использования цифровых образовательных инструментов в образовательном процессе.

Разработанное методическое пособие «Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения» ориентировано на учителя. Пособие состоит из введения, 4 разделов, таких как: инструменты для организации совместной деятельности, инструменты для осуществления обратной связи, инструменты для создания цифровой образовательной среды и инструменты для организации онлайн-уроков.

Каждый раздел состоит из теоретической и практической части, а также заданий для самостоятельного выполнения. В теоретической части рассматриваются преимущества и недостатки цифровых инструментов, а в практической - возможности применения цифровых инструментов педагогом в организации учебного процесса. Каждый раздел состоит из тем, которые посвящены определенным цифровым инструментам, относящихся данному разделу. Каждая тема направлена на освоение возможностей цифровых инструментов и закрепление умений и навыков приобретенных знаний.

Используя возможности инструмента Google Класс, а также других инструментов Google, нами был разработан авторский онлайн-курс «Цифровые инструменты педагога для организации дистанционного обучения».

Google Класс - современная площадка для реализации педагогических целей учебного процесса, которая имеет универсальное применение и может использоваться горизонтально для создания виртуальной учительской или виртуальных классных часов, где непосредственно будет находится вся информация для педагогов или же информация для родителей и учащихся класса или группы. Google Класс также может использоваться вертикально, то есть педагог - учащийся, для предоставления информации по какой-либо дисциплине, выполнения домашних, лабораторных работ, для создания информационно-образовательного пространства [3].

В Google Класс доступны четыре основные вкладки: лента, задания, пользователи и оценки. В ленте собирается вся информация по курсу: учебные материалы, задания, объявления, комментарии. Все происходящее в курсе отображается в той последовательности, в которой преподаватель добавляет информацию. Вкладка задания позволяет добавлять различные учебные материалы (задание, задание с тестом, вопрос, материал и т.д.) и распределять материалы в нужной последовательности или же по темам. При нажатии на задание преподавателю отображается количество выполненных или назначенных работ, он также может поставить оценку, прокомментировать работы. В разделе пользователи отображается список участников, присоединившихся к данному курсу. В оценках можно просмотреть и оценивать работу участников курса.

Структура разработанного курса создана по вертикальной форме. Дистанционный курс содержит входную анкету, позволяющую определить уровень знакомства слушателей с цифровыми инструментами; эссе-рефлексию, необходимую для определения уровня освоения программы курса; учебные материалы; контрольно -оценочные элементы и др. Дистанционный курс состоит из семи содержательных блоков, поддерживающих структуру авторского методического пособия.

Для организации доступа к курсу, разработанного с помощью Google Класс, и просмотра методического пособия авторами был разработан информационный web-ресурс с помощью конструктора сайтов Wix. Конструктор Wix - это бесплатная и удобная платформа для создания и размещения сайтов, не требующая специальных знаний программирования. Структура разработанного web-ресурса состоит из нескольких содержательных блоков, раскрывающих особенности цифровых инструментов педагога для организации дистанционного обучения и содержащую авторскую классификацию, блок с описанием пособия и возможностью скачивания, также описание дистанционного курса и возможность записи на курс. При нажатии на кнопку «Записаться», пользователи переходят на Google Класс и могут самостоятельно записаться на курс.

Методическое пособие и дистанционный курс были апробированы на занятиях курсов повышения квалификации учителей различных предметов образовательных учреждений республики Татарстан. Всего по разработанному курсу прошло обучение 147 человек в период с октября 2020 года по апрель 2021 года. В ходе апробации дистанционного курса слушателям было проведено анкетирование на входе в формирующий эксперимент и на выходе из него.

Анализ входной анкеты, которая предлагалась слушателям перед началом обучения в дистанционном курсе, показал, что из всех опрошенных только 13% знакомы с возможностями web-сервисов, 65% частично и 22% не знакомы вовсе. У 42% опрошенных есть опыт работы с web-сервисами. У 51% опрошенных имеется опыт работы с документами в режиме онлайн и 48% не используют возможности цифровых инструментов при организации учебного процесса. Отметим, что только 10% из всех опрошенных знают о возможностях различных web-сервисов и используют цифровые инструменты в своей профессиональной деятельности. Таким образом, можем сделать вывод о том, что лишь малая часть опрошенных используют возможности цифровых инструментов в своей работе.

По результатам анкетирования можно сказать, что одной из основных причин низкого уровня применения цифровых инструментов учителями на практике является отсутствие качественных учебно-

методических материалов, в которых описываются функциональные и педагогические возможности цифровых инструментов для организации учебного процесса. Большая часть опрошенных учителей подчеркивают, что у них отсутствует понимание в правильном выборе инструмента для решения той или иной педагогической задачи. В связи с этим возникает необходимость провести качественный обзор и анализ цифровых инструментов и разработать авторскую классификацию цифровых инструментов педагога по назначению, что и было выполнено в рамках данной работы.

После обучения по дистанционному курсу слушателям предлагалось пройти анкетирование с целью получения обратной связи, ответы на которые позволили выявить уровень информированности разработанных нами ресурсов.

Анализ ответов обратной связи, проведенной в конце обучения, показал, что после прохождения курса 87% опрошенных готовы применять цифровые инструменты в образовательном процессе; 12% слушателей отметили, что представленный учебный материал сложный; материал данного курса изложен понятно - это отметили 94% опрошенных; также слушатели поделились своими примерами использования цифровых инструментов (LeamingApps для выполнения домашней работы, Kahoot! для актуализации знаний и проверки усвоенного материала, использование виртуальной доски на уроке) и высказали свои мнения и пожелания по дополнению курса.

Таким образом, применение методических материалов, в частности методическое пособие и дистанционный курс, будет полезным для изучения педагогом возможностей использования цифровых инструментов при организации учебного процесса.

Список используемой литературы:

1. Как подружиться с цифровыми инструментами в образовании // Мел URL: https://mel.fm/blog/sveta-shchelokova/35198-kak-podruzhitsya-s-tsifrovymi-instrumentami-v-obrazovanii (дата обращения: 02.04.2021).

2. Пантелеева Т.В., Затонский А.В. Система дистанционного обучения как элемент информационной системы вуза // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 12-2. - С. 231-234; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4120 (дата обращения: 09.03.2021).

3. Тулина Е. Введение в Google Classroom [Электронный ресурс] // Newtonew URL: https://newtonew.com/web/vvedenie-v-google-classroom (дата обращения 08.03.2021)

4. Цифровые инструменты в образовательной деятельности // Study Life URL: https://www.stdlife.ru/ped/publication/public00033 (дата обращения: 12.04.2021).

5. Цифровые инструменты и сервисы для учителя // URL: http://pcs.bsu.by/2020_3/1ru.pdf (дата обращения: 12.04.2021).

6. ЭОР и ЦОР. В чем разница? // Самоучительская URL: http://stromanta2014.blogspot.com/2017/11/blog-post_14.html (дата обращения: 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.