Научная статья на тему 'ОТБОР ОНЛАЙН-ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОСНОВАМ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ'

ОТБОР ОНЛАЙН-ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОСНОВАМ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ / УЧИТЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахманкулова А. А., Любимова Е. М.

В работе рассматривается актуальная проблема отбора цифровых инструментов для организации обучения учителей практике их применения, приводится классификация цифровых инструментов и обосновывается отбор для освоения учителями во время прохождения курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахманкулова А. А., Любимова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF ONLINE TOOLS FOR TEACHING TEACHERS THE BASICS OF DIGITAL RESOURCE DEVELOPMENT

The paper deals with the actual problem of selecting digital tools for organizing teacher training in the practice of their use, provides a classification of digital tools and justifies the selection for teachers to master during advanced training courses.

Текст научной работы на тему «ОТБОР ОНЛАЙН-ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ОСНОВАМ РАЗРАБОТКИ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ»

Отбор онлайн-инструментов для обучения педагогов основам разработки цифровых

ресурсов

Selection of online tools for teaching teachers the basics of digital resource development

Рахманкулова А.А.

Студент 5 курса, отделение математики и естественных наук, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Университет,

РФ, г. Елабуга e-mail: [email protected]

Rakhmankulova A.

5th year student, department of mathematics and natural sciences Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) University

Russia, Yelabuga e-mail: [email protected]

Любимова Е. М.

научный руководитель, Старший преподаватель, кафедра математики и прикладной информатики, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Университет,

РФ, г. Елабуга e-mail:[email protected]

Ljubimova E.

research supervisor, senior lecturer,

department of mathematics and applied computer science, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) University

Russia, Yelabuga e-mail:[email protected]

Аннотация.

В работе рассматривается актуальная проблема отбора цифровых инструментов для организации обучения учителей практике их применения, приводится классификация цифровых инструментов и обосновывается отбор для освоения учителями во время прохождения курсов повышения квалификации.

Annotation.

The paper deals with the actual problem of selecting digital tools for organizing teacher training in the practice of their use, provides a classification of digital tools and justifies the selection for teachers to master during advanced training courses.

Ключевые слова цифровые инструменты, классификация цифровых инструментов, учитель, цифровая образовательная среда.

Key words: digital tools, classification of digital tools, teacher, digital educational environment.

Современное общество стоит на пороге активной цифровизации, которое коснулось практически всех сфер жизни человека. Процесс цифровизации общества не обошел стороной и сферу образования. С каждым днем появляется все больше цифровых ресурсов, но современному учителю мало уметь пользоваться готовыми ресурсами. Сейчас остро стоит вопрос овладения учителем цифровыми образовательными инструментами, которые позволят им создавать свои собственные авторские образовательные ресурсы. Проблема заключается в том, что большинство высших учебных заведений, подготавливающих будущих учителей в лучшем случае знакомят их с цифровыми образовательными инструментами лишь на базовом уровне, а в худшем случае не происходит даже этого ознакомительного этапа. Решением данной проблемы будет внедрение в учебные

дисциплины подготовки учителей углубленное изучение цифровых образовательных инструментов, имеющее практическую направленность.

В данной ситуации повышение компетентности учителей к осуществлению педагогической деятельности в цифровой образовательной среде (ЦОС) становится приоритетной задачей формирования содержания и способов организации повышения их квалификации. Для эффективной работы в цифровой образовательной среде, тем более для её проектирования педагогу необходимо уметь разрабатывать фрагменты цифровой образовательной среды, используя новые инструменты деятельности. Главным помощником любого учителя в соответствии с Профессиональным стандартом педагога являются цифровые образовательные инструменты. Учитель должен уметь пользоваться ими и создавать ресурсы, которые будут дополнять и расширять возможностей ЦОС, созданной на основе готовых цифровых ресурсов и платформ: электронных форм учебников, образовательных сервисов, таких как Я.Класс[1], Учи.т[2], LECTA[3], LearningApps[4] и др. Для того, чтобы производить отбор тех онлайн-сервисов, которым нужно обучать педагогов, нужно провести их классификацию.

Рассматривая классификацию цифровых инструментов сложно выделить какую-то единую схему, так как различные инструменты несут в себе разные возможности и могут применяться для решения различных педагогических задач.. То есть, цифровые инструменты, которые можно применять в образовательной среде, можно разделить несколькими способами. Все цифровые инструменты, используемые учителями на практике, можно разделить на две категории по их назначению. Одни из них специально созданы для разработки образовательных ресурсов, другие, не являясь специализированными, имеют такие возможности, которые позволяют успешно их использовать для создания образовательного контента, средств тренажа, самоконтроля, контроля и других видов деятельности обучающихся. К первой группе относятся специализированные инструменты. Такие инструменты специально созданы для решения создания авторских цифровых образовательных ресурсов. Примером являются электронные учебные системы, которые позволяют дистанционно давать и проверять задания, делиться материалами, комментировать работы учеников. Самые популярные LMS (Learning Management System): Google Classroom, Canvas, Moodle — системы управления обучением для школ и университетов. Стоит выделить сервисы для создания викторин, тестов и опросов, обсуждений и задач, позволяющие во время занятия организовать мгновенную обратную связь с обучающимися. К таким цифровым инструментам относятся Kahoot! [7], LearningApps.org, Quizizz[8], Plickers[9] и др. Ко второй группе относятся сервисы, которые не создавались специально для учителей и преподавателей, но имеют достаточный потенциал для использования в учебном процессе. К ним можно отнести веб-инструменты, которые были бы полезны в образовательном процессе. Например, это могут быть сервисы для чтения, интерактивные периодические таблицы, карты, инструменты для общения и создания портфолио, виртуальные музеи, фотогалереи, социальные сети и мессенджеры.

Важно провести классификацию цифровых инструментов по виду представления информации в полученных автором цифровых ресурсах:

• текстовые редакторы могут помочь учителям при подготовке раздаточных материалов на уроке, будь то материал для запоминания или карточки самостоятельной работы;

• редакторы презентаций дают возможность учителям внести интерактив в свои выступления, что всегда привлекает внимание учащихся;

• видеохостинги позволяют учителю подготовить для учеников видео-демонстрации, уроки, выполнить простые действия по их редактированию и загрузить на портал, установив доступ для обучающихся.

С целью эффективного практического применения цифровых инструментов важно провести их классификацию по видам деятельности учащихся. Здесь предметом рассмотрения должны стать игры, тесты, упражнения, видео, аудио пр. Инструменты, в которых можно создавать ресурсы, удовлетворяющие данным видам очень важны, так как ученикам зачастую становится неинтересно выполнять однотипные задания. Благодаря инструментам, при помощи которых можно создавать различные интерактивные задания для учащихся, можно значительно повысить мотивацию к обучению.

Таким образом, благодаря представленным классификациям любой из цифровых инструментов можно отнести к одной из групп: редакторы и сервисы создания определенных видов информации (текст, графика, видео, презентации и др.); программы и сервисы создания образовательных ресурсов для решения вопросов организации локальных видов деятельности обучающихся; системы управления обучением для комплексного подхода к организации цифровой образовательной среды.

Необходимо отметить, что в основе применения всех цифровых образовательных инструментов лежат технологии работы в стандартных программах, которыми должен уметь пользоваться каждый человек, работающий с компьютером.

Отдельное место в ряду инструментов педагога занимают специальные инструменты, имеющие образовательное назначение и направленные на решение комплекса педагогических задач. Такие среды служат для наполнения авторским контентом и обеспечивают все виды деятельности обучающихся. К ним можно отнести системы управления обучением. LMS - это программные приложения для администрирования учебных курсов, то есть - это целые системы цифровых инструментов, внутри которых, соответственно, предполагается выполнение всех необходимых действий различного характера. Основными преимуществами данных систем цифровых инструментов являются:

• свобода доступа: учащийся может заниматься в любом месте из своего устройства;

• гибкость обучения: процесс обучения можно корректировать под потребности обучающихся;

• возможность идти в ногу со временем: и ученики, обучающиеся с использованием таких ресурсов и учителя их создающие постоянно развивают свои навыки в соответствии с новейшими технологиями и стандартами.

Одной из основных особенностей Федерального государственного стандарта общего образования является деятельностная образовательная парадигма, которая связана в свою очередь с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего образовательный стандарт. Среди требований, предъявляемых к выпускнику, обращают на себя внимание следующие: «Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение[10]». Стоит отметить, что в настоящее время инструменты совместной деятельности обучающихся являются безусловным трендом в организации процесса обучения.

Исходя из приведенных выше классификаций, можно сделать вывод о том, обучение будущих учителей основам разработки цифровых ресурсов должно включать в себя практику работы со всеми видам инструментов. Из приведенных в описании инструментов были отобраны наиболее востребованные, соответствующие современным требованиям к программам и сервисам такого рода. В рамках данной работы такими инструментам стали Quizlet [11], StoryVisualizer и Padlet[12]. Указанные инструменты обладают целым комплексом возможностей и имеют низкий «порог входа».

Выбранные ресурсы были включены в содержание курса "Практика применения цифровых инструментов в работе учителя" Рассмотрим структуру модулей курса на примере модуля, посвященного цифровому образовательному инструменту Quizlet.

Каждый Модуль включает в себя 7 пунктов, среди которых есть как теоретический материал, так и задания направленное на отработку теоретических знаний на практике. Первым шагом педагога в модуле является изучение вводного видео, демонстрирующего основные возможности и функции изучаемого сервиса. Такая работа поможет обучающимся погрузиться в процесс изучения инструмента. После просмотра видео предлагается обсудить возможности сервиса Quizlet, а также поделиться первыми впечатлениями.

В разделе "Теоретический материал" приводится описание возможностей изучаемого сервиса, описываются плюсы и минусы, а также приводятся примеры того, как и в каких темах можно использовать ресурсы разработанные при помощи данного инструмента.

В разделе "Инструкция по освоению" подробно описывается технология работы с каждым из инструментов осваиваемого сервиса. Преимущество данного подхода заключается в том, что у учителей перед глазами всегда остается описание каждого действия. Если спустя время в памяти нужно будет освежить какую то информацию они тут же могут обратиться к материалу.

В разделе "Практическое задание" учителям нужно выполнить практическое задание для того, чтобы закрепить полученные знания при решении конкретной задачи, составленной в ориентиром на применение результатов её решения в педагогической деятельности. Обучающимся предлагается организовать совместную работу. Преимущество такого вида деятельности заключается в том, что обучающиеся смогут обменяться знаниями, а также обсудить возможности изучаемого инструмента и способы применения его на практике.

Для того, что бы у учителей был готовый запас ресурсов на курсе создана "Копилка ресурсов". После выполнения каждого задания участники курса должны напротив своей фамилии разместить ссылку на созданный ими ресурс. Тогда каждый участник курса сможет черпать вдохновение для своих работ у коллег.

В задании "Презентация созданных ресурсов" участникам курса нужно не только составить собственный модуль по выбранной ими теме при помощи изучаемого ресурса, но и выступить с презентацией своей работы. Для того, чтобы оценивание работ было максимально прозрачным в задании приводятся критерии для выставления баллов. Ресурс, аналогично всем работам, прикрепляется в копилку ресурсов.

В конце каждого модуля в одноименном разделе курса проводится обсуждение в разных формах. Цель обсуждения заключается в том, чтобы у участников курса сложилось окончательное мнение об изучаемом цифровом образовательном инструменте, а также, для того, чтобы систематизировать полученные знания и навыки. Работа в других модулях построена аналогично представленной логике.

После изучения всех цифровых образовательных ресурсов, участникам курса нужно выполнить итоговую работу. Она заключается в том, что учителям, прошедшим данный электронный курс нужно разработать цифровой материал к уроку по преподаваемой ими дисциплине. В данном задании участники могут использовать любой из изученных ими ранее цифровых образовательных инструментов.

Последним заданием является итоговое обсуждение, которое проводится в форме пресс-конференции. Такой формат итоговой беседы выбран для того, чтобы те слушатели курса, у которых остались вопросы могли их задать, а также с целью обмена мнениями по поводу того, как изученные инструменты можно внедрить в преподавание того или иного предмета и в совместную деятельность с коллегами.

Стоит отметить, что после освоения данного курса у студентов, планирующих в будущем связать свою жизнь с педагогической деятельностью, будут не только теоретические знания о цифровых образовательных

инструментах, но и практические навыки как данные знания можно внедрить в свою педагогическую деятельность.

Список используемой литературы:

1. Я.Класс// https://www.yaklass.ru/ URL: https://www.vaklass.ru/ (дата обращения: 12.04.20).

2. Учи.ги // https://uchi.ru URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 12.04.20).

3. LECTA // https://lecta.rosuchebnik.ru/ URL: https://lecta.rosuchebnik.ru/ (дата обращения: 12.04.20).

4. LearningApps // https://learningapps.org/ URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 12.04.20).

5. Kahoot! // https://kahoot.com/ URL: https://kahoot.com/ (дата обращения: 12.04.20).

6. Quizizz // https://quizizz.com/ URL: https://quizizz. com/ (дата обращения: 12.04.20)

7. Plickers // https://get.plickers.com/ URL: https://get.plickers.com/ (дата обращения: 12.04.20)

8. Акт министерств и ведомств "Федеральный государственный образовательный стандарт" от от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Министерство образования РФ. с изм. и допол. в ред. от Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644

9. Quizlet // https://quizlet.com/ URL: https://quizlet.com/ (дата обращения: 28.02.20).

10. Padlet // https://ru.padlet.com// URL: https://ru.padlet.com/ (дата обращения: 28.02.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.