УДК 372.881.111.1, ББК 74.268.1, © Т. В. Милюшенко Б01: 10.24411/2225-8264-2020-10042
Т. В. Милюшенко
СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ ЬМ8 СРЕДСТВАМИ
ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена решению проблемы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения за счет создания альтернативной электронной интерактивной образовательной среды средствами базового конструктора систем управления обучения с использованием сторонних облачных сервисов.
В рамках проведенного исследования была рассмотрена специфика использования современных информационных технологий и особенности реализации образовательных программ с точки зрения предписаний документов нормативно-правовой базы РФ.
Анализ структуры электронной интерактивной образовательной среды позволил выявить наиболее важный модуль, представленный системой управления обучением, позволяющей создавать условия для всестороннего и полного информационного и коммуникационного обеспечения всех субъектов учебно-воспитательного процесса и достигать поставленные образовательные и воспитательные цели.
Выделенный модуль профессиональной системы управления обучением представлен тремя основными субмодулями: учебно-методическим, административно-организационным и контролирующим. Однако для точной имитации архитектуры профессиональных систем управления обучением базовый конструктор, собранный из сочетания облачных сервисов и технологий, необходимо дополнить еще одним коммуникативным субмодулем, делающим возможным взаимодействие и общение участников учебного процесса и позволяющим имитировать работу в режиме онлайн в профессиональных платформах дистанционного обучения.
Сопоставительный анализ функциональных возможностей предлагаемых облачных сервисов и инструментов позволил адаптировать их к субмодулям системы и предложить комбинацию для сборки базового конструктора системы управления обучением с сохранением функционала полноценных готовых профессиональных ЬЫБ-платформ.
Подробно описано наполнение выделенных категорий субмодулей системы средствами облачных сервисов и инструментов. Полученные результаты работы обобщены и структурированы в виде сводной таблицы.
Ключевые слова: система управления обучением, ЬМЕ, облачные сервисы, электронная образовательная среда, дистанционное обучение.
связи с активным внедрением
В информационно -коммуникационных технологий в образовательную политику, переходом к инновационным формам организации учебного процесса, определенных федеральными
государственными образовательными стандартами, увеличением технического оснащения
образовательных учреждений растет
востребованность электронного обучения, коренным образом меняющего подход к образовательному процессу, что, в свою очередь, требует внесения изменений в существующую образовательную парадигму. Стремительное развитие инновационных информационных технологий позволяет успешно интегрировать информационные,
телекоммуникационные и педагогические технологии в рамках электронного и дистанционного обучения.
«Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011г. №2227-р, разработанная на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяет необходимость структурной и технологической модернизации образования [1].
В паспорте федерального проекта «Цифровая образовательная среда», являющегося приложением №3 к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. в пункте 1.3 прописана необходимость создания «условий для активного применения цифровых сервисов и образовательного контента всеми участниками образовательного процесса для создания к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования» [4].
На данный момент многие высшие учебные заведения приняли участие в реализации проекта и перешли на использование различных платформ дистанционного обучения, позволяющих
сформировать интерактивную электронную образовательную среду и организовать учебный процесс средствами готовых профессиональных программных продуктов. Наиболее приемлемым и востребованным вариантом представилась модель смешанного обучения, объединяющая как традиционную, так и электронную форму организации обучения, и позволяющая интегрировать дистанционные форматы проведения занятий в очный образовательный процесс.
Однако, в связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в
регионах и стране в целом, увеличенная нагрузка на платформы дистанционного обучения с открытым кодом доступа показали нестабильность в работе при переходе на постоянное онлайн обучение. Возникшие технические сбои и сложности организации бесперебойной работы системы ДО и платформами показали, что требуется альтернативное решение возникшей проблемы за счет использования сторонних облачных сервисов создания электронной интерактивной образовательной среды.
В рамках данного исследования необходимо определить элементы, способные создать альтернативную рабочую электронную
образовательную среду, которые будут использованы как основа для формирования базового конструктора инструментальных модулей системы обучения с сохранением функционала полноценных готовых профессиональных LMS-платформ.
Достижение поставленной цели возможно при решении задач, включающих анализ структуры готовых LMS платформ и их функциональных возможностей, а также подбор облачных сервисов, способных конструктивно повторить модульную архитектуру профессиональных платформ дистанционного обучения с сохранением образовательного потенциала.
Специфика использования современных информационных технологий в учебном процессе, реализация образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регулируется рядом нормативных документов, таких как Федеральный закон №273 ст.16 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ "Об образовании" в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» № 11-ФЗ от 28.02.2012 [2, 3].
В данных документах под электронным обучением подразумевается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [2].
Дистанционное обучение определяется как «процесс проведения систематических занятий преподавателя с обучаемым посредством методически грамотного использования
разработанного контента, средств образовательных
ресурсов сети Интернет с последующей технической поддержкой» [7, с. 5].
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) описывается как «совокупность электронных информационных ресурсов,
электронных образовательных ресурсов,
информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от их места нахождения». Таким образом, ЭИОС можно рассматривать как совокупность аппаратного и программного обеспечения с использованием электронных информационных ресурсов [9, с. 117].
ЭИОС состоит из нескольких элементов, представленных административно-организационным, нормативным, учебно-методическим,
технологическим и информационным блоками [5, с. 64].
ЭИОС представляет собой комбинацию шести основных модулей: базовой платформы, информационной системы, базы данных, портфолио студента, электронной библиотеки и непосредственно самого модуля электронного обучения [5, с. 64].
В качестве базовой платформы, как правило, используется официальный сайт вуза, информационная система представлена
корпоративной электронной почтой (сервисом) и технической поддержкой платформы, электронные библиотеки обеспечивают доступ к сторонним информационным системам. Важную часть представляет административный блок, в который входят базы данных для работы со студентами (информационные базы, портфолио и т.д.), а также сам модуль электронного обучения, представленный платформой дистанционного обучения с открытым или коммерческим исходным кодом доступа. Система управления обучением LMS (learning management system) создает условия для всестороннего и полного информационного и коммуникационного
обеспечения всех субъектов учебно-воспитательного процесса и позволяет достигнуть поставленные образовательные и воспитательные цели с реализацией функций документооборота [10, с. 122]
Наиболее важным компонентом формирования ЭИОС и ключевым инструментом системы является именно модуль LMS, позволяющий решать следующие задачи: создавать информационно-образовательный портал, в рамках которого будет организован учебный процесс студентов вуза, разрабатывать комплекс интерактивных заданий, организовывать взаимодействие между участниками учебного процесса с последующим проведением мониторинга [8, с. 80].
Различные серверные LMS платформы, требующие установки на сервер компании, имеют отличительные особенности, главным образом касающиеся функциональных возможностей, однако необходимо отметить, что любая система детализируется и базируется на трех основных структурных субмодулях: учебно-методическом, административно-организационном и
контролирующем. Однако для точной имитации архитектуры профессиональных LMS платформ дистанционного обучения базовый конструктор, собранный из сочетания облачных сервисов и технологий, необходимо дополнить еще одним коммуникативным субмодулем, делающим возможным взаимодействие и общение участников учебного процесса и позволяющим имитировать работу в режиме онлайн в профессиональных платформах ДО.
Одним из условий эффективной работы предлагаемого базового конструктора системы управления обучением является наполнение выделенных четырех субмодулей соответствующими облачными сервисами, позволяющими создать альтернативную рабочую электронную
образовательную среду. Для этого необходимо сопоставить функциональные возможности выбранных облачных сервисов и их инструментов, а также при необходимости адаптировать под предлагаемые субмодули конструктора и представить в виде таблицы (Таблица 1).
Учебно-методический субмодуль содержит электронный учебный контент, отвечающий требованиям к содержанию образования по конкретной дисциплине и разбитый на четыре основные категории:
• источники информации, представленные различными базами данных, содержащих учебную информацию в различных форматах (текст, изображение, аудио, видео);
• геоинформационные ресурсы, являющиеся специальными приложениями, работающими на базе бесплатных картографических сервисов;
• интерактивные тренажеры, представляющие собой специализированные сервисы, предназначенные для автоматизации определенных навыков и развития умений;
• интегрированные творческие среды, позволяющие осуществлять асинхронную коммуникацию участников образовательного процесса при выполнении проектной работы учащихся [6, с. 73].
В качестве источников информации можно рассматривать сервисы Google и Yandex, предлагающие пользователям работу с личным облачным диском, обеспечивающим хранение информации в виде различных файлов на серверах компаний, синхронизацию данных между различными устройствами, а также совместный доступ к имеющимся на диске файлам и документам. Компании Google и Yandex также работают с приложениями, построенными на базе бесплатного картографического сервиса и предоставляющим возможность использования интерактивных трехмерных карт.
Качественно новую подачу графической информации обеспечивают сервисы, использующие
инфографику различных типов: аналитическую или цифровую, обрабатывающую и представляющую статистические данные, новостную, наглядно отражающую хронологию и ключевые моменты истории, конструкционную, демонстрирующую устройство объекта и механизм его работы, рекламную для продвижения продукта, а также сравнительную, для анализа характеристик различных объектов.
Особое внимание заслуживают интерактивные рабочие цифровые листы, представляющие собой дидактическое средство организации учебной деятельности учащихся в облачных сервисах и веб-инструментах, созданное преподавателем для автономной работы учащегося, а также интерактивные тренажеры, способствующие формированию специальных навыков и дающие возможность совершенствовать различные виды умений и компетенций.
Облачные сервисы помогают создавать интегрированную творческую среду с помощью виртуальных презентаций, в основе которых лежит принцип масштабирования информационных блоков на одном рабочем поле (веб-сервис Prezi), ресурсов для создания общей ментальной карты, а также работы в облачных сервисах Google в документах общего доступа различного формата.
Особое значение в предлагаемом конструкторе имеет коммуникативный субмодуль, позволяющий осуществлять взаимодействие преподавателя с учащимися как в синхронном режиме (непосредственного контакта в сети Интернет), так и в асинхронном режиме средствами почтовых сервисов, учебных блогов и мобильных приложений. На данный момент существует большое множество различных бесплатных или условно бесплатных облачных сервисов, помогающих решить проблему контактного личного общения в условиях дистанционного обучения.
Использование готовых облачных продуктов Google, таких как Google Classroom, объединяющего в себе сервисы Google Drive, Google Docs, Sheets and Slides, Gmail и автоматически интегрированного Календаря, помогают организовать четкую работу административно-организационного субмодуля. Платформа, имея широкий функционал, позволяет преподавателю создавать курсы и классы, добавлять учебные материалы, создавать, редактировать и удалять информацию, работать с различными блоками: новости, лекции, практические занятия, лабораторные работы, проекты, тесты. Также предоставлена возможность контролировать процесс обучения, комментировать и оценивать качество выполненных работ учащимися.
Работа с облачными интерактивными онлайн сервисами и сервисами автоматизированного тестирования и опроса в контролирующем субмодуле позволяет проводить мониторинг динамики учебного процесса и индивидуальных достижений учащихся.
Таблица 1
Базовый конструктор LMS на основе облачных сервисов, имитирующий архитектуру профессиональных _платформ_
Субмодули Категории Облачные сервисы Облачные инструменты
Учебно -методический источники информации Google Docs, Disc, Slides, Classroom, Blogger
Yandex Disc
OneNote Class Notebook
Интерактивные плакаты, инфографика Genial.ly, Easel.ly, Canva, Piktochart, Venngage, Creately
Временные ленты StoryMap JS, Tiki-Toki, Sutori, Preceden, SmartDraw, Timeglider, MyHisto
Образовательные скринкасты Screencast-O-Matic, CamStudio, Bandicam
геоинформационные ресурсы Google Yandex Maps
интерактивные тренажеры Электронные интерактивные цифровые рабочие листы Wiser.me
Интерактивные видеофрагменты EdPuzzle Playposit Hapyak
Интерактивные тренажеры Е-треники, LearningApps, H5P, Memrize.com, Quizlet, Triventy
интегрированные творческие среды Интерактивные презентации Prezi
Ментальные карты MindMeister, XMind
Google Power Point, Excel, Word
Коммуникативный Синхронная коммуникация Видеоконференции Google YouTube (streaming), Hangouts Meet,
Видеоконференции Zoom, Discord, Skype, Clickmeeting, ooVoo, Videomost, Truecof
Асинхронная коммуникация Почтовые сервисы Mail.ru, Gmail.com, Yandex.com
Приложения мгновенного обмена текстовыми сообщениями WhatsApp Viber
Социальные сети ВКонтакте
Блог-платформы Blogger (Blogspot), LiveJournal, Medium, Tumblr, Textpattern, SilverStripe, Weebly, Postach.io, Jekyll, WordPress.org
Административно-организационный Административные ресурсы Google Google Excel, Google Calendar, Classroom, Google Docs
Организационные ресурсы Yandex Yandex Calendar
Онлайн календари открытого доступа Zoho Calendar, Teamup, Trello, Basecamp
Мобильные приложения Any.do, Todoist, Wunderlist, Microsoft To-Do, GTasks, Trello, Evernote, OneNote, Notion, Google Keep
Контролирующий Тесты Google Google формы
Сервисы автоматизированного тестирования Classmarker, Let's test, Quizlet, Proprofs, Online Test Pad, Easy Test Maker
Интерактивные онлайн сервисы Kahoot!
Опросы Сервисы автоматизированного опроса IQ Polls, Answer Garden, Mentimeter, Socrative Teacher, Webanketa, Votum, MimioVote, Simpoll, Oprosso, Testograf, Responster
Интерактивные онлайн сервисы Plickers
Предлагаемый базовый конструктор LMS, состоящий из четырех ключевых субмодулей, представляет собой альтернативное решение проблемы организации дистанционного обучения и создания интерактивной электронной образовательной среды средствами облачных сервисов, а также позволяет комбинировать предлагаемые элементы с сохранением функционала полноценных готовых профессиональных LMS-платформ.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 года № 2227-р / Российская Федерация. Законы. — Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 1. — Ст. 216.
2. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Закон Российской Федерации Об образовании в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : Федеральный закон от 28.02.2012 года № 11-ФЗ / Российская Федерация. Законы. — Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 10. — Ст. 1159.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ / Российская Федерация. Законы. — Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — № 53. — Ст. 7598.
4. Российская Федерация. Законы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204 / Российская Федерация. Законы. — Текст : непосредственный // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2018. — № 20. — Ст. 2817.
5. Войтович, И. Административный компонент электронной образовательной среды вуза / И. Войтович. — Текст : непосредственный // Гуманизация образования. — 2016. — №3. — С. 64-71.
6. Крутов, В. Интерактивный электронный учебный контент современной школы / В. Крутов — Текст : непосредственный // Журнал руководителя управления образованием. — 2013. — №6. — С. 73-77.
7. Никуличева, Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации / Н.В. Никуличева ; — Москва : Федеральный институт развития образования, 2016. — 640 с. — Текст : непосредственный
8. Орехова, Е. LMS как инструмент организации и поддержки электронного образования / Е. Орехова — Текст : непосредственный // Интерактивная наука. — 2017. — №21. — С. 79-82.
9. Потанина, М., Инюшин, В. Анализ эффективности применения систем электронного обучения в вузе / М. Потанина — Текст : непосредственный // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. — 2019. — №5(71). — С. 117-128.
10. Сардак, Л., Старкова, Л. Построение модульной системы управления обучением в высшей школе средствами облачных сервисов / Л.В. Сардак — Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2014. — №8. — С. 120-127.
References
1. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (rasporyazhenie PraviteVstva RF ot 8 dekabrya 2011g. №2227-r [Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period until 2020 (approved by the order of the Government of the Russian Federation dated December 8, 2011 No. 2227-r]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2011, №1, pp.424—494.
2. FederaVny^j zakon «O vnesenii izmenenij v Zakon Rossijskoj Federacii Ob obrazovanii v chasti primeneniya elektronnogo obucheniya, distancionny'x obrazovateVny\ texnologij» ot 28.02.2012 g. № 11-FZ [Federal Law "On Amendments to the Law of the Russian Federation On Education in terms of the use of e-learning, distance learning technologies" dated 28.02.2012 No. 11-FZ]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2012, №10, pp.3160— 3161.
3. FederaVny^j zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.08.2020) ot 29.12.2012 g. №273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force on 01.08.2020) of December 29, 2012, No. 273-FZ]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2012, №53, pp.17807—17934.
4. O nacionaVny^x celyax i strategicheskix zadachax razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 dekabrya 2018 g. [On national goals and strategic objectives for the development of the Russian Federation for the period up to 2024: Decree of the President of the Russian Federation dated December 7, 2018]. Collection of legislation of the Russian Federation, 2018, №20, pp. 10171—10181.
5. Vojtovich, I.K. Administrativny'j komponent e^lektronnoj obrazovateVnoj sredy" vuza [The administrative component of the electronic educational environment of the university] / I.K. Vojtovich // Gumanizaciya obrazovaniya, 2016, №3, pp. 64—71.
6. Krutov, V.V. Interaktivny^j elektronnyj uchebny^j kontent sovremennoj shkoly" [Interactive electronic educational content of the modern school] / V.V. Krutov // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem, 2013, №6, pp. 73—77.
7. Nikulicheva, N.V. Vnedrenie distancionnogo obucheniya v uchebny^j process obrazovateVnoj organizacii [The introduction of distance learning into the educational process of an educational organization] / N.V. Nikulicheva, Moscow, Federal Institute for Education Development, 2016, 640 p.
8. Orexova, E.V. LMS kak instrument organizacii i podderzhki elektronnogo obrazovaniya [LMS as a tool for organizing and supporting e-educaiton] / E.V. Orexova // Interaktivnaya nauka, 2017, №21, pp. 79—82.
9. Potanina, M.V. Analiz effektivnosti primeneniya sistem e^lektronnogo obucheniya v vuze [Analysis of the effectiveness of the use of e-learning systems in the university] / M.V. Potanina, V.I. Inyushin // Ucheny'e zapiski Kry'mskogo federaTnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. E'konomika i upravlenie, 2019, №5(71), pp. 117—128.
10. Sardak, L.V. Postroenie moduVnoj sistemy" upravleniya obucheniem v vy^sshej shkole sredstvami oblachnysx servisov [Construction of the modular learning management system for higher school by means of cloud services] / L.V. Sardak, L.N. Starkova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, №8, pp. 120—127.
SPECIFIC DESIGN OF THE LEARNING MANAGEMENT SYSTEM BY MEANS OF CLOUD
SERVICES AND TECHNOLOGIES
Tatiana V. Milyushenko,
associate Professor, Omsk State Pedagogical University
Abstract. This paper solves the problem of organizing the educational process in the context of distance learning by creating an alternative electronic interactive educational environment by means of a basic designer of learning management systems using various cloud services.
According to the research, the specificity of the modern information technologies and the features of the implementation of educational programs were analyzed according to the requirements of the official documents of the Russian Federation.
The analysis of the structure of the electronic interactive educational environment made it possible to identify the most important module represented by the learning management system (LMS), which allows to create conditions for comprehensive and complete information and communication support for all participants of the educational process and to achieve the educational goals.
The specific module of the professional learning management system is represented by three main submodules: educational and methodical, administrative and organizational and controlling. However, in order to copy the architecture of professional learning management systems in a proper way, the basic constructor assembled from a combination of cloud services and technologies must be supplemented with one more communication submodule that makes it possible for the participants in the educational process to interact and communicate and allows them to work online than imitates the functions of professional distance learning platforms.
A comparative analysis of the functionality of the proposed cloud services and tools allowed us to adapt them to the submodules and propose a combination for assembling a basic learning management system constructor while maintaining the functionality of full-fledged professional LMS platforms.
The specific combination of different cloud services and tools for the submodules is described in detail. The results are summarized and structured in the form of a pivot table.
Keywords: learning management system, LMS, cloud services, electronic educational environment, distance learning.
Сведения об авторе:
Милюшенко Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка Омского государственного педагогического университета (644043, Российская федерация, г. Омск, ул. Интернациональная, д.6, e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 28.08.2020 г.