Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2796
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЭОР / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодрова Екатерина Григорьевна, Дегтеренко Людмила Николаевна

Актуализируется проблема применения в образовательной деятельности педагогами электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Рассматривается понятие электронных образовательных ресурсов. Приведены их классификации по различным основаниям. Указывается, что разновидностью ЭОР являются цифровые инструменты и сервисы. Представлены классификации и примеры последних. Определены причины, по которым преподавателю важно уметь использовать цифровые инструменты и сервисы в своей профессиональной деятельности. Сформулированы задачи педагога для внедрения цифровых инструментов и сервисов в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TOOLS AND SERVICES IN THE PROFESSIONAL REALM OF MODERN TEACHER

The problem of using electronic educational resources (EER) in teaching is updated. The concept of electronic educational resource is discussed. Their classifications for different criteria are presented. It is noted that digital tools and services are a subset of EER. Classifications and examples of the latter are presented. The reasons important for the teachers to use digital tools and services in their professional activities are defined. Tasks for the teacher t o introduce digital tools and services to teaching are formulated

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-2-48-56

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Е.Г. Бодрова, Л.Н. Дегтеренко (Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)

ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СЕРВИСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Актуализируется проблема применения в образовательной деятельности педагогами электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Рассматривается понятие электронных образовательных ресурсов. Приведены их классификации по различным основаниям. Указывается, что разновидностью ЭОР являются цифровые инструменты и сервисы. Представлены классификации и примеры последних. Определены причины, по которым преподавателю важно уметь использовать цифровые инструменты и сервисы в своей профессиональной деятельности. Сформулированы задачи педагога для внедрения цифровых инструментов и сервисов в учебный процесс.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, классификация ЭОР, цифровые инструменты и сервисы, образовательный процесс, цифровые технологии, онлайн-обучение.

E.G. Bodrova, L.N. Degterenko (International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)

DIGITAL TOOLS AND SERVICES IN THE PROFESSIONAL REALM OF MODERN TEACHER

The problem of using electronic educational resources (EER) in teaching is updated. The concept of electronic educational resource is discussed. Their classifications for different criteria are presented. It is noted that digital tools and services are a subset of EER. Classifications and examples of the latter are presented. The reasons important for the teachers to use digital tools and services in their professional activities are defined. Tasks for the teacher t o introduce digital tools and services to teaching are formulated.

Keywords: electronic educational resources, EER classification, digital tools and services, educational process, digital technologies, on-line education.

Система образования претерпевает серьезные изменения, связанные с проникновением и распространением новых средств обучения. В новых условиях меняется роль преподавателя, требования к его цифровым компетенциям.

Современный мир серьезно отличается наличием разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий. Эти средства активно используют студенты и обучающиеся всех направлений подготовки, включая среднее профессиональное образование.

Цифровые технологии уже стали неотъемлемой частью всех уровней образования - от начальной школы до дополнительного образования взрослых. До сих пор их проникновение в школы и вузы шло естественным путем, параллельно с общей цифрови-зацией нашей жизни, пусть и получившей значительное ускорение из-за вынужденного массового перехода на дистанционный формат обучения. Новые технологии формируют новый образовательный опыт. На повестке дня - цифровизация образования.

В настоящее время проблема применения цифровых образовательных ресурсов, равно как и вопросы их классификации, на уровне академических кругов не имеет однозначной трактовки.

В рамках данного исследования понятия цифровых образовательных ресурсов и электронных образовательных ресурсов мы будем употреблять как синонимичные (далее - ЦОР, ЭОР).

Согласно ГОСТ Р 52653-2006, ЭОР представляет собой образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. При этом указывается, что ЭОР может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения [4].

Вопросами классификации ЦОР занимались и занимаются как отечественные, так и зарубежные исследователи (А.И. Галкина, Е.А. Бурнашева, И.А. Гришан, Э.А. Кадырова [3], М.В. Лежнина [7], И.В. Морозова [9], Л.В. Попова [11], В.В. Синельников, С.Г. Косарецкий, А.Г. Милякина, Н А. Чеботарь [12], B.C. Bruce, J.A. Levin [13; 14], и др.). Отдельный пласт современных исследований составляют работы, направленные на возможности массовых открытых онлайн-платформ, систем дистанционного образования (Н.Г. Валеева, М.А. Руднева [1], А.Б. Классов, О.В. Клас-сова [6]). Наконец, понятие, специфику и классификации цифровых инструментов (как набор ИТ-сервисов, который способствует оптимизации профессиональной деятельности педагога) рассматривают С.В. Панюкова [10], О.В. Калимуллина, И.В. Троценко [5], О.И. Волков [2] и др.

В настоящее время все существующие ЭОР можно классифицировать по ряду оснований.

Таблица 1 - Классификация ЭОР [4]

Основание классификации Виды ЭОР

По цели создания - педагогические, то есть разработанные специально для целей учебного процесса; - культурные, то есть существующие независимо от учебного процесса.

По природе основной информации - текстовые; - звуковые; - программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;

га 1_ о i_ го

4

ф

с

о

0

1

I

ф

5 ф

ш

о о

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

_0 го

I

о

S

о

о ф

-& о

_0

о

S

ш

ф

о

ф

_0 ш

о

Основание классификации Виды ЭОР

- мультимедийные ресурсы, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач; - изобразительные ресурсы, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольную обработку.

По наличию печатного эквивалента - ресурсы, являющиеся электронными аналогами печатного ресурса; - самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств.

По технологии распространения - локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях; - сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети; - комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых.

По характеру взаимодействия - детерминированными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем; - интерактивными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком.

По функции в учебном процессе - предъявление учебной информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов; - информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; - моделирование объектов, явлений и процессов; - расширение самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения; - ресурсы-тренажеры навыков и умений различного характера в решении учебных задач; - ресурсы, направленные на проведение контроля и оценки знаний обучающихся и др.

ф

Ь Современные ЭОР, которые может видов и форм контроля, аудио-, видео- и

4 использовать педагог в учебном про- анимационных роликов, создания гра-

^ цессе, преследуют реализацию различ- фических изображений, демонстрации

2 ных целей. Например, это могут быть и/или разработки музыкальных включе-

^ инструменты и сервисы для подготовки ний, инфографики, моделирующего про-

ш ярких наглядных учебно-методических граммного обеспечения, инструменты

^ материалов, создания тестов для разных для ведения веб-портфолио, организа-

ции совместной онлайн-работы над проектами или веб-квестами. В нашем понимании цифровые инструменты и сервисы являются разновидностями ЭОР.

Приведем классификации современных цифровых инструментов и сервисов, используемых нами в образовательном процессе.

Таблица 2 - Современные цифровые инструменты и сервисы, используемые в профессиональной деятельности педагога

Основание для классификации Цифровые инструменты и сервисы

Программы подготовки электронных презентаций Prezi ClearSlide TopHat VoiceThread

Инструменты для создания графики и инфографики Canva PosterMyWall Piktochart DesignCap Visme Storybird

Инструменты для редактирования и обработки видео, создания видеозаданий Movavi Camtasia oCam Screen Recorder iMovie Flipgrid Thinglink Сервис H5P Animoto Vialogues Helloeko Vizia

Системы для создания тестов Google формы Online Test Pad Webanketa Simpoll БанкТестов РУ Mentimeter.com

Сервисы для создания интерактивных упражнений, игр,кроссвордов и викторин Quizizz «Фабрика кроссвордов» CROSS Crosswordus Flippity

Сервисы для создания ментальных карт Mindmeister IBrainstorm Coggle Xmind

Онлайн-доски Padlet Popplet

го

ч

ф

I

ф

s ф а. ш о о

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

_0 го

I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

о

о ф

■©■

о Ü.

.0

о

S

ш

а. ф

о

Ü.

ф

.0 ш

о

Ü. ■

0

1

ф

а. ф

t

ф

Ч I

го ш о а. ч о LD

Основание для классификации Цифровые инструменты

и сервисы

FlockDraw

Rizzoma

Twiddla

Scrumlr

Miro

Интерактивные карты и временные оси TimeMapper

TimelineJS

Preceden

Timetoast

Инструменты и порталы для создания портфолио www.uchmet.ru, www.prosh-

kolu.ru, nsportal.ru

netfolio.ru

portfolios.ru

4portfolio.ru

Открытые образовательные ресурсы «Единая коллекция ЦОР»

Федеральный центр инфор-

мационно- образовательных

ресурсов (ФЦИОР)

Информационная система

«Единое окно доступа к об-

разовательным ресурсам»

Федеральный портал «Рос-

сийское образование»

Российского общеобразова-

тельного портала

Федеральный центр инфор-

мационных образовательных

ресурсов

портал информационной

поддержки единого государ-

ственного экзамена

УРОК.РФ

Единыйурок.рф

ФИПИ

1сентября.рф

«Русскоязычные электронные

ресурсы в образовании»

«Открытое образование»

Постнаука

Интуит

Фоксфорд.ру Лекториум

Stepik

ИДПО

«4портфолио»

Coursera

edX

Udacity

Основание для классификации Цифровые инструменты

и сервисы

TED-ed

Khanacedemy

Open Culture

Harward Open Courses

GCF LearnFree

My Education Key

Образовательные платформы, порталы и сайты Яндекс. Учебник

Учи.Ру

VAcademia

Learningsapps

Google Classroom

Edmodo

Kahoot!

ReadWriteThink

Nearpod

CoSpacesEDU

ClassDojo

Glogster

Trello

Оболочки для создания электронных учебников, яв- ePublisher 3000

ляющиеся программными продуктами ToolBook Instructor 2004

Наставник-М

Document Suite 2008

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I—

о

I—

го

4

ф

с

о

0

1

I

ф

5 ф

Ш

О О

О

0

1

_0 ^

ф

н

к ф

ч

_0 го

I

о

S

о

о ф

-& о

.0

о

S

ш

ф

О

Причины, по которым преподавателю важно уметь использовать цифровые инструменты и сервисы в своей

ОСВОЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

знание основ теории и практики современного электронного обучения, создания

диета нционных учебных курсов и использования дистанционно образовательных технологий способность разработать электронньй обраэовательньй ресурс и/или дистанционный учебный курс, организовать дистанционное обучение

профессиональной деятельности, представлены на рис. 1.

ВЛАДЕНИЕ ПРИЕМАМИ СОВМЕСТНОЙ (ГРУППОВОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

• организация ондайн-взаимо действия на

базе веб-технологий ■ умение по использованию современных средств разработки электронных образовательных ресурсов и онлайн- курсов с помощью новых цифровых инструментов и сервисов

ЛИЧНОСТНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

П.1

способность фиксировать в онлайн портфолио профессиональное развитие, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру использовать ресурсы цифровой

информационно-образовательной среды в учебном процессе, для профессионального роста и развития

ЗНАНИЕ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА

умение подготавливать учебно-

методические материалы для конвертации в различные форматы

организация работы с использованием педагогических технологий дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.)

Рис. 1. Использование цифровых инструментов и сервисов в профессиональной деятельности

ф _0 ш о

I

<u <u t <u 4

I ^

(0 m о ü

о

LQ

Ш

На основании этих требований перед преподавателем формируются следующие задачи:

1) приобретение знаний в области теории и практики использования цифровых инструментов и сервисов в учебном процессе, а также для профессионального развития;

2) изучение уникальных дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий;

3) изучение современных электронных образовательных ресурсов и инструментов для их создания, разработка методики использования в учебном процессе;

4) овладение приемами организации дистанционного обучения и работы в виртуальной команде;

5) освоение приемов совершенствования образовательных технологий в условиях цифровой информационно-образовательной среды.

В настоящее время компьютерные технологии достаточно прочно поникли в нашу профессиональную и повседневную жизнь.

Современных обучающихся, по мнению О.В. Калимуллиной, И.В. Троценко [5] отличают следующие качества:

- стремление к мобильности;

- целеустремленность и повышенная результатоориентированность;

- сниженная фокусировка внимания при одном информационном потоке - стремление получать несколько потоков информации одновременно;

- желание получать информацию в интерактивном, игровом формате;

- сильная зависимость от виртуальных социальных сетей, желание чувствовать себя в комьюнити;

- стремление к нематериальным, «постматериальным» ценностям;

- ориентация на гибкую профессиональную мобильность.

В заключение отметим, что современные тенденции в образовании тесно связаны с развитием компьютерных

технологий. В связи с этим именно цифровые инструменты становятся в обучении все более важными. Традиционные методы обучения уже претерпевают трансформацию, чтобы приспособиться к потребностям студентов XXI века и оптимизировать профессиональную практику педагогов. Искусственный интеллект, вошедший в нашу жизнь, за последние несколько лет приобрел большее значение, однако он не может полностью заменить преподавателя и способен выступать в лишь роли помощника. Библиографический список:

1. Валеева Н.Г., Руднева М.А. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении студентов экологического факультета английскому языку для профессиональной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2016. -№ 3. С. 99-105.

2. Волков О.И. Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 4. С. 12.

3. Галкина А.И., Бурнашева Е.А., Гри-шан И.А., Кадырова Э.А. Видовая классификация электронных образовательных ресурсов: опыт разработки в объединенном фонде электронных ресурсов «Наука и образование» // Образовательные технологии и общество. - 2018. - Т. 21. - № 2. С. 494-499.

4. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - Режим досту па: http s://docs.cntd.ru/document/ 1200053103?marker=7D20K3.

5. Калимуллина О.В., Троценко И.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и тенденций // От-

крытое образование. - 2018. - Т. 22. -№ 3. - С. 61-73.

6. Классов А.Б., Классова О.В. Использование системы дистанционного обучения в учебном процессе // Научный альманах. - 2016. - № 3-2. С. 165-169.

7. Лежнина М.В. Электронные образовательные ресурсы, виды, классификации // Наука сегодня: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Вологда, 24 октября 2014 года / Научный центр «Диспут». - Вологда: ООО «Издательский дом Вологжанин», 2014. - С. 52-53.

8. Манукян Л.А. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ - 2018. С. 212-216.

9. Морозова И.В. Классификация информационных электронных образовательных ресурсов // Вестник Марийского государственного университета. - 2012. - № 9. С. 46-47.

10. Панюкова С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

11. Попова Л.В. Использование интернет-ресурсов в высшей школе // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образова-

тельной повестки : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия, Нижний Новгород, 10 ноября 2015 года. - Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2015. - С. 373-378.

12. Синельников В.В., Косарецкий С.Г., Милякина А.Г., Чеботарь Н.А. Он-лайн-ресурсы для самообразования российских школьников. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 29 с.

13. Bruce B.C., Levin J.A. Educational g technology: Media for inquiry, <| communication, construction, and

о

expression // Journal of Educational о Computing Research, 1997. - 17(1). S P. 79-102. !

CO

14. Levin J.A. Taxonomies of Educational 8 Technology Uses: Dewey, Chip & Me // ^ E-Learning and Digital Media. - 2014. - § 11(5). P. 439-442. <s

Поступила 18.05.2021 ®

X _0

ro

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

о s о о <u

о

С

m

2 о s m

<u о

x

<u

s ^

Ь

X

s <u _o m о

Об авторах:

Бодрова Екатерина Григорьевна, доцент кафедры экономики и управления Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат экономических наук, доцент, bodrova@midis.ru

Дегтеренко Людмила Николаевна, проректор по научной работе Частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (Россия, г. Челябинск), кандидат исторических наук, degterenko.l.n@midis.ru

Для цитирования: Бодрова Е.Г., Дегтеренко Л.Н. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2. С. 48-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-48-56

References:

1. Valeeva N.G., Rudneva M.A. Mass open online courses in teaching students of the Faculty of Echology English for professional communication // Vestnik Rossiiskogo Universiteta Druzhby Narodov. Series: Ecology and Life Safety. - 2016. - № 3. p. 99-105. [in Russian]

2. Volkov O.I. Selection of software to create electronic editions in the scientific environment of humanitarian higher schools // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. - 2009. - № 4. p. 12. [in Russian]

3. Galkina A.I., Burnasheva E.A., Grishan I.A, Kadyrova E.A. Kind classification of electronic educational resources: experience od development in the united fund of electronic resources "Science and Education" // Obrazovatelnye tekhnologii i obshchestvo. - 2018. - Vol. 21. - № 2. P. 494-499. [in Russian]

4. GOST R 52653-2006. Information communication technologies in education. Terms and definitions [Electronic resource] // Elektroonyi fond pravovykh I normativno-tekhnicheskikh dokumentov. - Available at: https://docs.cntd.ru/document/1200053103?ma rker=7D20K3. [in Russian]

5. Kalimullina O.V., Trotsenko I.V. Modern digital educational tools and digital competenc: analysis of the existing problems and tendencies // Otkrytoe obrazovanie. - 2018. -Vol. 22. - № 3. P. 61-73. [in Russian]

6. Klassov A.B., Klasosva o.V. Using distance education system in educational process // Nauchnyi almanakh. - 2016. - № 3-2. P. 165-169. [in Russian]

7. Lezhnina M.V. Electronic educational resources, kinds, classifications // Nauka segodnya. Conference proceedings. - Vologda, Izdatelski dom Vologzhanin, 2014. P. 52-53. [in Russian]

8. Manukyan L.A. Comparative analusis of platforms foe distance education // Uchenue zapiski Tambovskogo otdelenia RoSMU. - 2018. P. 212-216. [in Russian]

9. Morozova I.V. Classification of information electronic educational resources // Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 9. P. 46-47. [in Russian]

10. Panyukova S.V. Digital tools and services in teacher's work. - M.: Pro-Press, 2020. -33 c. [in Russian]

11. Popova L.V. Using internet resources in highert school // Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste globalnoi obrazovatelnoi povestki. Conference procedings. - Nizhni Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015. - C. 373-378. [in Russian]

12. Sinelnikov V.V., Kosaretsky S.G., Milyakina A.G., Chebotar N.A. Online resources for self education of Russian school students. - M.: NIU VShE, 2016. - 29 p. [in Russian]

13. Bruce B.C., Levin J.A. Educational technology: Media for inquiry, communication, construction, and expression // Journal of Educational Computing Research. - 1997. -17(1). P. 79-102.

14. Levin J.A. Taxonomies of Educational Technology Uses: Dewey, Chip & Me // E-Learning and Digital Media. - 2014. - 11(5). P. 439-442.

0

X

<u <u t <u 4

1 ^

(0 m о ü Ч о

About the authors:

Bodrova Ekaterina Grigorievna, Associate Professor, Department of Economics and Management, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Economics, Academic title of Associate Professor, bodrova@midis.ru

Degterenko Lyudmila Nikolaevna, Pro-Rector for Science and Research, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Candidate of History, degterenko.l.n@midis.ru

For citation: Bodrova E.G., Degterenko L.N. Digital tools and services in the professional realm of modern teacher // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 2. P. 48-56. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-48-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.