Научная статья на тему 'К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения'

К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / цифровые образовательные ресурсы / социально-педагогические сообщества. / information technologies / digital educational resources / social and pedagogical communities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворона-Сливинская Л. Г.

В статье рассматривается использование некоторых цифровых технологий в гуманитарной сфере (электронные образовательные ресурсы). Современные информационные инструменты. Сетевые социально-педагогические сообщества. Основные требования к созданию электронно-образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворона-Сливинская Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article considers the use of some digital technologies in the humanitarian sphere (electronic educational resources). Modern information tools. Network social and pedagogical communities. The main requirements for the creation of electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения»

SOCIAL COMMUNICATION

УДК 37

Ворона-Сливинская Л.Г. доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10739 К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Vorona-Slivinskaya L. G.

Ph.D. in economics, Professor Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

ON THE USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация

В статье рассматривается использование некоторых цифровых технологий в гуманитарной сфере (электронные образовательные ресурсы). Современные информационные инструменты. Сетевые социально-педагогические сообщества. Основные требования к созданию электронно-образовательныхресур-сов.

Abstract

The article considers the use of some digital technologies in the humanitarian sphere (electronic educational resources). Modern information tools. Network social and pedagogical communities. The main requirements for the creation of electronic educational resources.

Ключевые слова: информационные технологии; цифровые образовательные ресурсы; социально-педагогические сообщества.

Key words: information technologies; digital educational resources; social and pedagogical communities.

К 2021 году доля населения, обладающего цифровыми навыками, должна составить не менее 40%, говорится в плане направления «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика РФ» [1]. По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций, (РАЭК), уровень проникновения онлайн-технологий в российском образовании в целом составляет лишь 1,1%. Глобально на долю е-1еагт^ приходится около 3% всего объема рынка образовательных услуг, по оценкам образовательного ресурса EduMarket [6].

В федеральном государственном стандарте начального общего образования Приказ Минобрна-уки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» указывается необходимость активного использования в информационных технологий образовательном процессе. Это в свою очередь возможно только при наличии соответствующих технических средств информационных технологий (компьютеры, принтеры, проекторы, интерактивные доски, датчики и т.д.); кроме того, необходимо создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, а также электронных учебно-методических материалов [2].

Согласно ГОСТ Р 52653 - 2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» электронный образовательный ресурс (ЭОР) - это образовательный ресурс, представленный в электронной цифровой

форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. Однако на практике понятие ЭОР определяется достаточно широко, оно может трактоваться как:

- элементарный информационный объект: различные фотографии и картинки; видеоролики; звукозаписи; текстовый документы; анимация; интерактивная модели;

- комбинация элементарных информационных объектов;

- электронный учебник, включающий в себя последовательное изложение учебного материала, соответствующий государственному стандарту и образовательной программе.

Прежде всего, среди ЭОР можно выделить информационные источники и информационные инструменты.

Также выделяют и комплексные информационные источники, которые содержат в себе простые информационные источники, связанные гиперссылками (например, мультимедиа энциклопедии).

Под информационным инструментом учебной деятельности понимают программное средство, которое позволяет ученику или учителю совершать активные действия над информационным объектами, создавать их, изменять их, связывать, передавать и т.д. Современные стандарты образования, которые представлены в ФГОС, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов. Среди информационных инструментов особое

«C@yL@qyiym-J®yrMaL»#22i46),2©19 / SOCIAL COMMUNICATION

место занимают цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, которые созданы и функционируют на базе цифровых технологий [3].

Если давать более развернутое определение, то цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Таким образом, правильное использование возможностей ЦОР позволит вывести процесс обучения на более высокий уровень. В настоящее время имеется большее количество сайтов, на которых собраны коллекции цифровых образовательных ресурсов различной направленности.

Одним из более популярных образовательных порталов является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/. В коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) имеются разработки циклов занятий практически по всем предметам.

Портал ФЦИОР является одним из часто посещаемых образовательных ресурсов, интерес к представленной здесь коллекции материалов отражается в статистике скачиваний и просмотров учебных модулей [4].

Данный образовательный сайт создавался с целью решения следующих предметных задач:

- воспитание гражданственности и национальной идентичности на базе данного учебного предмета;

- развитие междисциплинарных и предметных знаний и навыков, способности иметь индивидуальную позицию по отношению к окружающей действительности;

- создание целостного знания о сути, основных чертах и особенностях изучаемой предметной области;

- изучение навыков поиска, систематизации и комплексного подхода к анализу учебной информации;

- развитие способности рассматривать события с исторической точки зрения, сравнивать разнообразные версии и оценки явлений и событий, формировать собственное отношение к обсуждаемым проблемам прошлого и современности.

Кроме обозначенных методических задач, электронные образовательные ресурсы (модули) позволяют решить следующие задачи, которые связаны с увеличением эффективности процесса образования:

• эмоционально насыщенная познавательная деятельность, создаваемая на базе мультимедиа технологий, способствует решению вопроса о качественной активизации познавательной деятельности учащихся;

103

• подход к обучению с учетом личных особенностей и уровня образования учащихся предоставляет возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям;

• проблема наглядности, возникающая при изучении каждого конкретного предмета, практически решается за счет возможности использования разнообразных материалов;

• возможность предоставления самостоятельно определять свой уровень подготовки по предмету способствует развитию самодисциплины.

На данный момент очень популярно создание социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Такие группы объединяют в себе учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей. Как правило создание социально-педагогического сообщества направлено на решение следующего ряда задач:

- активное участие в процессе перехода школ к компьютерному образованию;

- профессиональная подготовка учителей в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- распространение среди школ электронных образовательных ресурсов, ведение новых методик;

- переход к новой системе методического обеспечения школ.

Одним из наиболее успешных и постоянно развивающимся социально-педагогическим сообществом является сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network). Группа была создана для поддержки учителей, которые используют в своей преподавательской деятельности компьютерные и информационные технологии. На портале находятся ресурсы, способствующие развитию педагогов с точки зрения использования ими электронные ресурсы.

Большая часть аудитории ресурса - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты. Для того, чтобы найти на портале качественный образовательный ресурс, стоит ориентироваться на материалы, отмеченные знаком «Логотип портала». Очень удобно, что на сайте имеется открытая проверка индивидуальных материалов участников проекта. После успешного прохождения экспертизы, образовательный ресурс подлежит регистрации и ему присваивается логотип. Поскольку данная проверка осуществляется при поддержке Института научной информации и мониторинга РАН, то этим обеспечивается высокое качество представленных работ.

Кроме полноценных образовательных порталов, где вы можете найти комплексную информацию по интересующей вас тематике, существует и огромное количество ресурсов для обучения, в которых представлены разрозненные материалы. Так, например, с легкостью можно найти методические разработки педагогов, как правило, такая информация может находиться на сайте образовательного учреждения или на личных сайтах учителей [5].

Развитие информационных и компьютерных технологий не стоит на месте, в связи с этим, для современного образовательного процесса становятся доступны многие функции, не использовавшиеся раньше. С другой стороны, при создании образовательных ресурсов с использованием компьютера необходимо ориентироваться на ряд требований, выполнение которых обеспечит высокое качество при их использовании. Выделим основные критерии:

- материалы, используемые в образовательном ресурсе должны удовлетворять примерным образовательным программам по данному предмету;

- учебный курс должен строиться последовательно, в зависимости от образовательной методики;

- материалы должны соответствовать принципам педагогической эргономики визуальных пособий;

- ЭОР необходимо создавать, принимая во внимание целесообразность, мотивационную составляющую, функциональность;

- использование различных элементов наглядности с целью обеспечения вариативности содержания;

- использование учебных модулей, позволяющих проводить небольшие эксперименты;

- использование модулей для контроля знаний.

Как показывает практика, на настоящий момент, подавляющей организационной формой образовательного процесса является фронтальная работа во время урока. Однако с развитием компьютерных технологий, и внедрением их в школы

появляются и другие средства обучения. Использование ЭОР возможно не только непосредственно на уроке, но для самостоятельной работы учащихся.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. -URL: http ://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=319701&fld=13 4&dst.

2. К вопросу о правовом обеспечении трансформации цифровой экономики. Ворона-Сливин-ская Л.Г., Воскресенская Е.В. Ленинградский юридический журнал. 2019. №1 (55). С. 144-152.

3. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. С. 58.

4. Теоретико-правовое исследование цифровой технологии. Воскресенская Е.В., Ворона-Сли-винская Л.Г., Лойко А.Н. Colloquium-journal. 2019. №3-4 (27). С. 28-30.

5. Тренинговая форма обучения в структуре внеурочной деятельности. Ворона-Сливинская Л.Г. Colloquium-journal. 2019. №17-4 (41). С. 18-21.

6. Цифровая трансформация управления, экономики и социальной сферы: реальность и перспективы. Ачба Л.В., Ворона-Сливинская Л.Г., Воскресенская Е.В. Экономика и управление. 2019. №6 (164). С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.