Научная статья на тему 'Хранилища и каталоги государственных электронных образовательных ресурсов'

Хранилища и каталоги государственных электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ / RUSSIAN PUBLIC EDUCATIONAL PORTALS / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / OPEN EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосов Д.Э.

Рассмотрены основные российские государственные Интернет-порталы электронных образовательных ресурсов, приведены их особенности и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET STORAGES AND CATALOGUES OF PUBLIC E-EDUCATIONAL RESOURCES

Is considered basic Russian public Internet-portals of electronic educational resources, their features and characteristics

Текст научной работы на тему «Хранилища и каталоги государственных электронных образовательных ресурсов»

УДК 372.8; 004.735

ХРАНИЛИЩА И КАТАЛОГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Колосов Д.Э., к.т.н., Институт управления образованием РАО, Москва, Россия E-mail:kolosov@informika.ru

Аннотация. Рассмотрены основные российские государственные Интернет-порталы электронных образовательных ресурсов, приведены их особенности и характеристики. Ключевые слова: российские государственные образовательные порталы, открытые образовательные ресурсы.

INTERNET STORAGES AND CATALOGUES OF PUBLIC E-EDUCATIONAL

RESOURCES

Kolosov Dmitry, PhD, Institute of management in education of RAE, Moskow, Russia Email: kolosov@informika.ru

Abstract. Is considered basic Russian public Internet-portals of electronic educational resources, their features and characteristics

Keywords: Russian public educational portals, open educational resources.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к качественным образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности; реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, внедрение ИКТ в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Существенная роль в развитии инфраструктуры информатизации, внедрении информационных технологий в деятельность органов государственной власти, региональных и муниципальных органов управления принадлежит Федеральной

целевой программе «Электронная Россия» (http://www.e-rus.ru). Исследования, проводимые в рамках этой программы, затрагивают и сферу образования.

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» (ФЦП РЕОИС) в 2001-2005 годах проведено оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой и программным обеспечением; в ряде регионов реализованы проекты по созданию образовательных телекоммуникационных сетей; выполнена разработка новых электронных образовательных ресурсов; десятки тысяч педагогов прошли обучение эффективному использованию средств информатизации в своей профессиональной деятельности. Немаловажным результатом выполнения указанной программы стало создание системы федеральных образовательных порталов (http://www.edu.ru).

В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования» (проект ИСО), реализуемый Национальным фондом подготовки кадров (НФПК, http://www.ntf.ru) - некоммерческой организацией, созданной по решению Правительства Российской Федерации для реализации проектов в сфере образования.

Цель проекта - создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Данный проект рассчитан на пять лет и осуществляется по трем основным направлениям - «Учебные материалы нового поколения», «Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования» и «Создание системы межшкольных методических центров».

Вопросам информатизации образования уделяется первостепенное внимание и в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы (ФЦПРО, http://www.fcpro.ru). В ее рамках выполняется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего (полного) общего образования. Бесплатный удаленный доступ к этим ресурсам, размещенным в сети Интернет, предоставляется Федеральным центром информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru).

Существенной проблемой стала интеграция интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов

сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал Приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru). В рамках этого проекта решена задача подключения к сети Интернет более 50 тысяч учреждений общего и среднего профессионального образования во всех регионах России.

Динамика и перспективы развития образовательных интернет-ресурсов

Роль и значение образовательных информационных ресурсов, размещенных в сети Интернет, постоянно возрастает. Это объясняется, с одной стороны, существенным ростом общего числа пользователей российского сегмента сети, достигшего по отдельным экспертным оценкам 15-17 млн. человек, с другой -повышением доли учебно-образовательного контента, который формируется в рамках профессиональной образовательной деятельности. По некоторым оценкам, образовательная информация интересует около 25 процентов пользователей Рунета. В то же время, информационные образовательные интернет хранилища еще далеки от насыщения качественным структурированным контентом и сопутствующими разнообразными информационными сервисами. Среди объективных причин достаточно медленного развития образовательных интернет-ресурсов можно выделить:

• большое разнообразие содержания и форм представления;

• большие объемы и высокая степень обновления;

• большая территориально-отраслевая рассредоточенность ресурсов и потребителей;

• большое количество и разнообразие групп пользователей.

Недостаточная обеспеченность пользователей качественными образовательными

интернет-ресурсами косвенно подтверждается данными, полученными путем анализа содержания каталога Яндекса. Так, если доля учащихся и студентов в общем числе пользователей Рунета в настоящее время достигла 30 процентов, то на образовательные ресурсы приходится только 11 процентов всех интернет-ресурсов, зарегистрированных в каталоге Яндекса. Среди них доля ресурсов для высшей школы составляет 31 процент против 16 процентов для средней школы.

Системообразующую роль в дальнейшем развитии образовательных интернет-ресурсов играют образовательные порталы. Они по праву рассматриваются в качестве информационной основы единой образовательной среды, являясь одновременно:

• средством систематизации, структуризации и гармонизации информационных ресурсов, накопленных в Интернете;

• способом формирования, поддержки и развития информационных ресурсов в интересах различных групп пользователей или отдельных личностей;

• организационно-технологической формой предоставления разнообразных информационных услуг.

Важным достоинством образовательных порталов является их способность предоставлять оперативный доступ к справочной, образовательной, учебно-методической, научной и научно-технической информации, включая технические стороны исследований (такие, как детальные результаты экспериментов и расчетов) и учебного процесса.

Одновременно порталы обеспечивают полную свободу в представлении результатов работы и исследований любых групп и отдельных исследователей и педагогов, не ограниченную жесткими рамками печатных изданий или традиционных конференций с сохранением авторских прав, предоставляют возможность непосредственного обмена информацией между всеми заинтересованными лицами (от специалиста и педагога до ученика и студента).

Среди перспективных направлений дальнейшего развития образовательных порталов следует выделить:

• совершенствование доступа к образовательным интернет-ресурсам посредством специализированных поисковых машин глобального и локального поиска, а также специализированных каталогов и рубрикаторов;

• организация и поддержка коллективной и индивидуальной коммуникации с помощью форумов, систем передачи сообщений, досок объявлений, поддержки каталогов электронных почтовых адресов, листов электронной рассылки по персоналиям, тематическим областям и организациям;

• развитие средств персонализации (кастомизации) доступа.

Федеральные образовательные порталы

Сеть федеральных образовательных порталов выступает основным источниками информации для пользователей, интересующихся образованием. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся,

информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Базовые федеральные образовательные порталы:

• Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru;

• Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru;

• Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru;

• Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru;

• Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru;

• Федеральный портал «Инженерное образование» http://www.techno.edu.ru;

• Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru;

• Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru;

• Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru;

• Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru;

• Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru;

• Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru;

• Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru;

• Федеральный специализированный информационный портал «Сравнительная образовательная политика» http://comparative.edu.ru.

Одной из важных задач развития образовательных порталов является организация профессионального сетевого взаимодействия как направления формирования единой инфраструктуры информатизации образования. Уже сейчас региональные педагогические коллективы (образовательные сообщества) рассматривают необходимость такого взаимодействия как непременное условие качественных сдвигов в освоении новых педагогических технологий, основанных на методах и средствах информатизации учебного процесса и сетевого накопления и обмена новыми учебно-методическими ресурсами.

Звенья такой системы должны создаваться централизованно и поддерживаться на разных иерархических уровнях, обеспечивая эффективную информационно-технологическую, учебно-методическую и организационно-правовую поддержку процессов разработки, формирования, накопления и обмена информационными образовательными ресурсами.

Сеть региональных ресурсных интернет-центров

Ресурсные центры (РЦ) создаются с 2002 года на основе открытых конкурсов в рамках ФЦП РЕОИС при поддержке администраций субъектов Федерации на базе ведущих вузов и организаций отрасли. В настоящее время сеть РЦ представлена 33 региональными ресурсными центрами и 4 специализированными, последние осуществляют централизованное обеспечение региональных центров, органов управления и учреждений образования по отдельным направлениям развития единой образовательной информационной среды (ЕОИС).

Сеть ресурсных центров сферы образования ориентирована на обеспечение комплексного сопровождения результатов, полученных в ходе выполнения федеральных и региональных образовательных программ, осуществляя объединение отдельных направлений создания ЕОИС регионов, как части единого информационного пространства России.

Эффективная модель территориально распределенного РЦ на первом этапе развития сети центров строится при наличии базового центра, как правило, находящегося в вузе-победителе открытого конкурса, и сети подцентров, создаваемых партнерами - вузами, организациями, заинтересованными в создании ЕОИС региона, с учетом функциональной специализации по всей зоне ответственности ресурсного центра.

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://fcior.edu.ru) обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования России. ФЦИОР реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающего хранение 6 типов ЭОР:

1. Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС);

2. Электронные учебные модули Виртуальных Коллективных Сред (ВКС);

3. ЭОР на локальных носителях;

4. Текстографические сетевые ЭОР;

5. ЭОР на базе 1^^технологий;

6. ЭОР на базе java-технологий.

Несмотря на различные характеристики, все ЭОР описываются с помощью единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM. Единая модель описания ЭОР позволяет использовать единые механизмы для организации их хранения и доступа к ним. Доступ к ЭОР организуется через каталог ЭОР и средства поиска.

Приведем статистику обращений к хранилищу ФЦИОР за февраль 2009 года:

• среднее количество посещений портала - 590 в день;

• среднее количество скачанных файлов - 3500 в день;

• количество скачанных файлов за месяц: февраль - 98024;

• средний объем скачанных ресурсов (ЭОРов) с портала 9.63 Гб - в день, 67.41 Гб - в неделю;

• статистика по скачанному объему ресурсов за месяц: Февраль - 269.64 Гб.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов в составе «Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru) предназначена только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Ресурсы могут устанавливаться на компьютерах, используемых для целей образования, включая домашние компьютеры учащихся и преподавателей.

Единая Коллекция была создана в ходе проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время пополнение и развитие Коллекции осуществляется в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к

использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества.

Единая Коллекция постоянно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами. Ее формирование осуществляется на основе комплексной оценки качества предлагаемых к размещению материалов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, Примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту. Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» обеспечило доступность ресурсов коллекции для всех образовательных учреждений.

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования (http://ndce.edu.ru) разработан в рамках ФЦПРО по заказу Рособразования в 2007 году. Каталог создан ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» на основе известного с 2000 года Электронного каталога учебных изданий, в 2007 году он был значительно модернизирован и расширен: переведен на новую платформу и представляет теперь не только учебную литературу, но и другую продукцию учебного назначения.

Аналогов Каталогу нет: существуют разрозненные каталоги на сайтах издательств, разработчиков, производителей и поставщиков продукции учебного назначения, но единого специализированного информационного ресурса, представляющего хорошо структурированную и достаточно подробную информацию обо всех видах учебной продукции для общеобразовательных учреждений, до появления Каталога не существовало. В настоящее время это крупнейший в российском Интернете каталог, содержащий подробное описание продукции общеобразовательного назначения.

В настоящее время в Каталоге представлено более 23 тыс. ресурсов. Большинство из них традиционно относится к книжной продукции, но достаточно активно развиваются и новые разделы Каталога, представляющие технические средства обучения, особенно востребованные в образовательных учреждениях, реализующих инновационные образовательные программы.

Основные разделы Каталога:

• раздел «Книги» содержит метаданные учебной, развивающей, методической и справочной литературы для общего образования, в т.ч. составляющей УМК с учебниками, включенными Минобрнауки России в федеральные перечни последних лет (более 20 тыс. ресурсов);

• раздел «CD/DVD» содержит метаданные электронных учебных изданий, развивающих игр и образовательных комплексов на CD/DVD (более 1700 ресурсов);

• раздел «Аудио/VHS» содержит метаданные аудио- и видеоизданий на пленочных носителях образовательного характера (более 400 ресурсов);

• раздел «Оборудование» содержит метаданные учебного лабораторного и компьютерного оборудования, наглядных пособий, школьной мебели других видов оборудования, соответствующих «Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», согласованному Минобрнауки России (более 450 ресурсов);

• раздел «Программы» содержит метаданные лицензионного программного обеспечения для использования в учебном процессе и поддержки функционирования учреждений общего образования (бухгалтерия, учет успеваемости, составление расписаний, школьный сайт, локальная сеть, выход в Интернет и т.п.) - более 250 ресурсов;

• раздел «Новости» представляет 14 новостных лент, предназначенных для пользователей, интересующихся вопросами учебного книгоиздания, а также разработкой, производством и распространением новых программных продуктов, наглядных пособий, лабораторного и компьютерного оборудования для общего образования (обновляется ежедневно).

Отбор образовательных ресурсов для Единого каталога

Представляемая в Каталоге продукция должна соответствовать требованиям нормативных документов Министерства образования и науки РФ, государственным образовательным стандартам, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Проблема в том, что на сегодняшний день условия допуска к использованию в образовательном процессе нормативно установлены только для учебников и учебных пособий. Поэтому большое внимание уделяется выбору поставщиков - добросовестных изготовителей качественной продукции учебного назначения, обеспечивающей потребности системы образования. Это издательства, выпускающие учебники, допущенные или рекомендованные к использованию в образовательных учреждениях; поставщики проприетарного и свободного программного обеспечения для организации учебного процесса; компании, предлагающие комплексное оснащение учебных кабинетов, соответствующее современным требованиям к ресурсному обеспечению реализации образовательных программ.

В приоритетном порядке в Каталог вносится информация о сертифицированной продукции, соответствующей:

федеральному «Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», с учетом новаций, предложенных в «Примерном перечне учебного оборудования для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;

• действующим «Требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов»;

• требованиям разрабатываемых ФГОС, в частности, «Требованиям к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных общеобразовательных программ».

Так, в Каталоге представлена информация:

• об изданиях, включенных в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год;

• об учебном оборудовании, входящем в комплекты, поставляемые в образовательные учреждения в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

• о программных продуктах, вошедших в стандартный базовый пакет программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях РФ (СБИЛО «Первая ПОмощь 1.0»); в пакет свободного программного обеспечения (ПСПО); в пакет специализированных коммерческих программных продуктов (ПСКПП).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При отборе изготовителей продукции учебного назначения, рекомендуемой к включению в Каталог, учитывается не только экспертное мнение специалистов (результаты специализированных экспертиз продукции, госзакупок, федеральных и региональных конкурсов и т.п.), но и мнение непосредственных пользователей продукции (оценки пользователями ресурсов Каталога, их комментарии к этим ресурсам, отзывы в специализированных блогах и на форумах).

Редакция Каталога проводит постоянный мониторинг специализированных средств массовой коммуникации, а также профильных выставок и конференций - для выявления как новых изготовителей и поставщиков продукции учебного назначения, так и новых видов продукции. Такая работа способствует дальнейшему расширению ассортимента представленной в Каталоге продукции и его актуализации, а регулярные

сообщения о новинках на сайте Каталога повышают информированность пользователей и их интерес к новым образовательным технологиям и ресурсам.

Проект направлен на информационную поддержку образовательных учреждений в части предоставления возможности использования в учебном процессе продукции учебного назначения, а значит, рассчитан на достаточно широкую аудиторию пользователей:

• учителя, методисты, школьные библиотекари, учащиеся, родители - для них становится доступна подробная актуальная информация о продукции, включающая техническое и методическое описание ресурса, его изображение, аннотацию, оценки экспертов и пользователей, информацию о приобретении и т.п.;

• руководители образовательных учреждений и органы управления образованием - им становится доступна оперативная информация о состоянии рынка учебной продукции, о потребностях системы образования, о новых продуктах для обеспечения деятельности образовательных учреждений - для принятия обоснованных решений, нацеленных на инновационное развитие отрасли;

• производители и поставщики продукции учебного назначения - для них становится доступна информация о потребностях рынка, об обеспеченности школ средствами обучения, о новых проектах конкурентов и партнеров - для планирования своей деятельности.

Развитие и поддержка Каталога особенно важны в условиях вариативности образования, когда школа вынуждена ориентироваться во всё возрастающем потоке новых разработок - учебных программ и инструментов их реализации - для создания оптимального комплекса ресурсов, обеспечивающих функционирование современных образовательных учреждений в условиях быстрой смены технологий.

Интеграция ресурсов Каталога в федеральную систему информационно-образовательных ресурсов позволит повысить эффективность их поиска, а создаваемый сервис заказа продукции учебного назначения будет способствовать удовлетворению потребностей системы образования в этой продукции. Новые сервисы позволят значительно увеличить количество ресурсов Каталога, обеспечить интересы более широкого круга пользователей, в том числе в регионах, расширить возможности региональных изготовителей и распространителей учебной продукции по её продвижению.

В результате разрозненная информация обо всех видах продукции учебного назначения аккумулируется на общедоступном интернет-сайте http://ndce.edu.ru, где данные о каждом ресурсе систематизированы и представлены в удобной форме

электронного каталога, интегрированного в федеральную систему информационно-образовательных ресурсов.

Таким образом, в течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров и лицензионного программного обеспечения для городских и сельских школ. Реализован ряд проектов, направленных на развитие телекоммуникационной среды сферы образования. Во многих регионах страны существенно расширен круг образовательных учреждений, обладающих полноценным доступом в Интернет.

Работа подготовлена по материалам Интернет-ресурсов www.edu.ru, http://fcior.edu.ru .

Список литературы

1. Колосов, Д.Э., Обеспечение доступа к качественным электронным обучающим ресурсам в рамках российских образовательных программ //«Образовательная политика», 2009 г., № 12 - С. 44-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.