Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА'

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1154
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронный образовательный ресурс / структура электронного образовательного ресурса / компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса / электронная образовательная среда / образовательный процесс / electronic educational resource / structure of electronic educational resource / components (blocks) of electronic educational resource / electronic educational environment / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш.Р. Мусаев

В данной статье обосновывается актуальность внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в рамках учебно-воспитательного процесса для расширения возможностей по изучению и освоению учебного материала. Применение ЭОР в образовательном процессе открывает новые возможности для организации предметного образования в рамках различных рабочих учебных программ. Представлены результаты теоретического анализа нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме использования ЭОР в образовательном процессе, на основе которых определена структура современных электронных образовательных ресурсов. Выявлены ключевые компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса, взаимодействие которых обеспечивает эффективность его применения в рамках электронной образовательной среды, дано описание ее компонентов и установлены взаимосвязи между ними в функционировании их в различных организационных формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE

The article supports the idea of implemention of electronic educational resources (EER) as part of the educational process to expand opportunities for the study and development of educational material. The use of EER reveals new opportunities for teaching and training students in various academic programmes. The article presents the results of a theoretical analysis of scientific research and regulatory documents on the problem of research, on the basis of which the structure of modern electronic educational resources is determined. The key components (blocks) of the electronic educational resource are identified, the interaction of which ensures the effectiveness of its use within the electronic educational environment, a description of its components is given, and the relationships between them are established with respect to their functioning in various organizational forms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА»

В новостных сюжетах телевизионных каналов Татарстана тема бизнеса и экономики поднимается в соответствии с информационной повесткой дня и событийной картиной происходящего в республике.

Основной жанр таких выпусков - информационный сюжет, а также отчет. Как видим, тематика бизнеса и предпринимательства не получает столь же масштабного и полноценного освещения на телеканалах региона, как это происходит в пространстве Интернета, сегмент которого был исследован нами ранее. Бизнес-тематика находит отражение в единицах программ и сюжетах аналитических и новостных выпусков.

Важной особенностью информационных новостных сюжетов деловой направленности является их тематическая связь с деятельностью органов государственной власти. Зачастую о предпринимателях рассказывается на фоне тех или иных инициатив госорганов.

Можно выделить следующие наиболее частые тематические схемы «взаимодействия» бизнеса и власти в сюжетах:

• диалог бизнеса и власти о состоянии бизнес-климата в регионе;

• нарушения прав предпринимателей;

• отчеты госорганов о состоянии бизнес-среды в республике.

Специфической особенностью освещения телевидением Татарстана деловой и экономической информационной повестки является наличие следующих элементов [7]:

• освещение деловой повестки в рамках региона;

Библиографический список

• использование в большей степени информационных жанров журналистики при освещении тематики бизнеса;

• освещение бизнес-тематики в связке с освещением деятельности региональных органов государственной власти;

Анализ освещения бизнес-тематики на крупных телеканалах Татарстана позволяет сделать следующие выводы.

• Телевизионные каналы Татарстана уделяют меньшее, по сравнению с интернет-СМИ, внимание освещению тематики бизнеса.

• Освещение деловой повестки ограничивается рамками региона;

• Телеканалы сообщают как о деятельности крупного бизнеса, в том числе предприятий с государственным участием, так и о малом и среднем бизнесе.

• Специфической особенностью освещения телевидением Татарстана деловой и экономической информационной повестки является использование, в большей степени информационных жанров журналистики при освещении тематики бизнеса.

• На телеканалах региона заметно отсутствие программ с непосредственным участием предпринимателей в создании контента.

• Специализированные программы об особенностях создания и ведения бизнеса с практическими советами и сообщениями об актуальных проблемах бизнеса на телевидении региона на данный момент не представлены.

• Освещение бизнес-тематики на телевидении Татарстана происходит в связке с освещением деятельности региональных органов государственной власти.

1. Татарстан вошел в десятку регионов, формирующих более половины ВРП страны. Бизнес-онлайн. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/395788

2. Каримова К.Р. Специфика анализа экономической информации в деловых онлайн-изданиях Татарстана. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019; № 4 (192): 60 - 68.

3. Медиапредпочтения Татарстана: ТРК «Новый век» снова лидирует. Эксперт-Татарстан. Available at: https://expertrt.ru/society/18184-mediapredpochteniya-tatarstana-trk-novyij-vek-snova-lidiruet.html

4. Российский медиаландшафт-2020. Левада-центр. Available at: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/05/Medialandshaft-2020-fin.pdf

5. Анализ республиканского телесмотрения IPTV «Таттелеком»: ТНВ в лидерах. Реальное время. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/183378-tnv-stal-liderom-sredi-telekanalov-tatarstana

6. Татарстан: рейтинг СМИ за 2019 год. Медиалогия: ТОП-20 самых цитируемых СМИ Татарстана - 2019 год. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7185/

7. Каримова К.Р Бизнес-тематика на телевидении Татарстана на современном этапе. Теория и технологии ТТТ-2019. Телевидение в Татарстане: вехи становления и эпоха развития-2019: материалы Международной научно-технической конференции. Казань: КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева, 2019: 52 - 53.

References

1. Tatarstan voshel v desyatku regionov, formiruyuschih bolee poloviny VRP strany. Biznes-onlajn. Available at: https://www.business-gazeta.ru/news/395788

2. Karimova K.R. Specifika analiza 'ekonomicheskoj informacii v delovyh onlajn-izdaniyah Tatarstana. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019; № 4 (192): 60 - 68.

3. Mediapredpochteniya Tatarstana: TRK «Novyj vek» snova lidiruet. 'Ekspert-Tatarstan. Available at: https://expertrt.ru/society/18184-mediapredpochteniya-tatarstana-trk-novyij-vek-snova-lidiruet.html

4. Rossijskij medialandshaft-2020. Levada-centr. Available at: https://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2020/05/Medialandshaft-2020-fin.pdf

5. Analiz respublikanskogo telesmotreniya IPTV «Tattelekom»: TNV v liderah. Real'noe vremya. Available at: https://realnoevremya.ru/articles/183378-tnv-stal-liderom-sredi-telekanalov-tatarstana

6. Tatarstan: rejting SMI za 2019 god. Medialogiya: TOP-20 samyh citiruemyh SMI Tatarstana - 2019 god. Available at: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7185/

7. Karimova K.R. Biznes-tematika na televidenii Tatarstana na sovremennom 'etape. Teoriya itehnologii TTT-2019. Televidenie v Tatarstane: vehistanovleniya i 'epoharazvitiya-2019: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Kazan': KNITU-KAI imeni A.N. Tupoleva, 2019: 52 - 53.

Статья поступила в редакцию 02.10.20

УДК 378.147

Musaev Sh.R., postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia)

TO THE QUESTION OF THE STRUCTURE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE. The article supports the idea of implemention of electronic educational resources (EER) as part of the educational process to expand opportunities for the study and development of educational material. The use of EER reveals new opportunities for teaching and training students in various academic programmes. The article presents the results of a theoretical analysis of scientific research and regulatory documents on the problem of research, on the basis of which the structure of modern electronic educational resources is determined. The key components (blocks) of the electronic educational resource are identified, the interaction of which ensures the effectiveness of its use within the electronic educational environment, a description of its components is given, and the relationships between them are established with respect to their functioning in various organizational forms.

Key words: electronic educational resource, structure of electronic educational resource, components (blocks) of electronic educational resource, electronic educational environment, educational process.

Ш.Р. Мусаее, аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ

ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА

В данной статье обосновывается актуальность внедрения электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в рамках учебно-воспитательного процесса для расширения возможностей по изучению и освоению учебного материала. Применение ЭОР в образовательном процессе открывает новые возможности для организации предметного образования в рамках различных рабочих учебных программ. Представлены результаты теоретического анализа нормативно-правовых документов и научных исследований по проблеме использования ЭОР в образовательном процессе, на основе которых определена структура современных электронных образовательных ресурсов. Выявлены ключевые компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса, взаимодействие которых обеспечивает эффективность его применения в рамках электронной образовательной среды, дано описание ее компонентов и установлены взаимосвязи между ними в функционировании их в различных организационных формах.

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, структура электронного образовательного ресурса, компоненты (блоки) электронного образовательного ресурса, электронная образовательная среда, образовательный процесс.

Становление и развитие современного высшего образования в последние годы неразрывно связывается с применением цифровых и информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества осуществления учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования и техноло-гизации его инструментария. Внедрение в образовательный процесс различных программно-технических, информационных, электронных, вычислительных ресурсов расширяет возможности по изучению и освоению учебного материала, а также повышает разнообразие форм, методов и средств его представления как для педагогов, так и для обучающихся.

Теоретический анализ научных исследований В.В. Лаптева, Т.Н. Носковой, Т.Б. Павловой, А.Ю. Соболева, П.В. Станкевича и других, а также нормативно-правовых документов в области образования, таких как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития образования Российской Федерации до 2020 года, государственных программ «Информационное общество», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологическогскомплексаРоссиина 2014 -2020 годы» и пр. показал, что разработка и внедрение электронных образовательных ресассав ЗЭОР) яаляеоня онким ии бюче-ых назенваени-еазвития и совершенствования отечественного образования.

ЭлчкюровнынчЧаазоветнлюные еесузарнбвнеччвают аоздчнклаовоееан-ной инфраструктуры в образовательных учреждениях, необходимой для повышения уровня знаний.оменио, навычoк2кoозeтепаой - абечающиэся. Приэтям ЭОР способствуют повышению доступности информационно-образовательного контента для обучающихся, а также развитию педагогического инструментария педагога.ытсклзвосяет сояднтзию6 разивательюых уч.еыдекияхэлеит рончус образовательную среду, которая включает электронные образовательные ресурсы и инфвсма-нвенв-каммузиканизнны-сеанилагич,котореюезнеделяют вектор развития цифровой педагогики и открытого образовательного пространства в

РоссийскоЗФедорэцни[1о 4].

Современный тренд трансформации образования по пути его цифровиза-ции неипаыжвдовэзан с к^чс^т^^ензымнинмезепиреи обвазотатюизой снееы. Так, в рассматриваемой системе цифрового образования условно можно выделить два направления ее функционирования: непосредственно информационную (информзциониыс ре^рсвВиоэленомм^нксцсонн^ю сясназляющуо -суедстна доставки учебной информации и осуществления образовательной коммуникации). Соятиезстяеюнеыонжна ао—атяи стаскт-рнвя псреот-оуза оОразввлтаоь-ной среды, к которой необходимо менять существующий и разрабатывать новый дидакти-ескойинстууэезтарчй.Юяанезк позчциЗ рабоею юных стннзтура и содержание современного цифрового образовательного процесса, в котором ведущеемеотаяанионюталеатнонкын ррсоосы°еаазоесталинуй здзтзвееэзд-сти (электронные образовательные ресурсы). Именно в современных условиях возросшей скорости образовательной коммуникации происходит быстрый рост количества разнообрамнодуяеазозычрcриюяaиeвтке такой информации не соответствует целям образовательного процесса ввиду низкой из°ивяcабвeктивзoитииечиeaзтаaльвoсти.

В этой связи процессы трансформации образовательного процесса необходимо обосновепаессоэхреназолзезтесеи квчеатчееуым образовательным контентом.

Исаоыя 1^клтога,ес^ю^сз с^^о чывоя.это элнктро знею образовательные ресурсы являются неотъемлемым компонентом современного учебно-воспитательного процесса предметного обучения. Их применение открывает новые воз-

можности для подготовки обучающихся по учебным программам, в том числе в области основ безопасности жизнедеятельности.

При этом стоит отметить, что понятие «электронный образовательный ресурс» является сравнительно новым для системы образования, что требует конкретизации его существенных признаков. Так, согласно ГОСТ Р 52653-2006 ЭОР - это «... образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру предметное содержание и метаданные о них, . может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения» [5]. В исследованиях ГА. Краснова и ГВ. Можаева ЭОР он пределяется как «... разнообразный цифровой контент, включая полные учебные курсы, модули, учебники, видео, тесты, компьютерные программы и любые другие средства передачи знаний» [6, с. 12]. По мнению Н.Р. Шевко и Е.Э Турутиной, электронный образовательный ресурс представляет собой «. учебную, методическую, справочную, организационную и другую информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса, представленную в цифровом виде» [7].

Представленные дефинициизонятий демонстрируют,что электронные образовательные ресурсы имеют не только объемное содержание и широкие фееиоталфнте нотможноста, нтиРнлишое количосиво соетдвтыхкомзонен-тов, систематизация и оптимизация которых позволит повысить качество образо-ветельнвгтерфцекср.орал изуемого на основе применения ЭОР В связи с этим в настоящее время является актуальным вопрос построения логически выверен-роНииеэаехичеркортоояДосерннй снруктрры электфкнттгс тбфаиоиательного ресурса, в рамках которой будут представлены все его компоненты.

Анализ научных исследований (С.В. Абрамовой, Е.Н. Боярова, В.П. Со-ломина,1"1.В. Станкквока)зо вопрису псскрнения изримееение экектронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе показал, что в несротщеевфеои единый тоотоф к тостроднив.коливезтнонееме и качрствен-ному составу ЭОР отсутствует. Одним из приоритетных направлений построения нлекрртрн ого незйЗФвегееь вмгopeзyтэaнщlнeтснмoдpлнвея скреккурн, кодорая характеризует ЭОР как самостоятельный элемент электронной образовательной треды, состоящвй из отдаленье, не ыаходящихся воезнимксвязи и враимодей-ствии компонентов, имеющих свои характеристики и функции [8; 9; 10].

Являясь структурным компонентом образовательной системы как метаси-сетммзо отнош енкюд икфо^а^ онеон еб^зеветел ьн о.^р^т^^, ЭОмнозо сред-ственно участвует в коммуникационном процессе между всеми субъектами об-идокат^г^кзофзщ^^геа иннфoтмaниннвымйбензовктeяьиымl<oктавтзм. Так, именно посредством ЭОР обучающимся, с другой стороны, ЭОР сам представ-мяот сибей w^KPU^p^f^p^^^^t^e, oэктынтe сдедствз обестеззнкя ьного

процесса.

Паедстаилыя POP кнк мкдяльиyюканадрукцию, следует отметить, что такая структура характеризуется множеством содержательных компонентов, взаимоувязанных прямыми и обратными связями, а также компонентами, обеспечива-ищико^ильйостн иубъектов оДщазовательпогозроцетснкак сесттрзны обучающегося (получение образовательного контента, обеспечение запоминания ^■^о^^ |^дотнзщз^г^незщия темзкзнтрзля за зионеcсoмзелычзнииззaдий и др.), так и со стороны педагога (обеспечение актуализации контента, контролирующая фвнкэис,зeкyФKKеван ие .

Таким образом, компоненты ЭОР, входящие в состав модульной конструкции и образуя единое целое, обладают рядом возможностей в условиях учебно-воспитательного процесса, таких как постоянная обратная связь педагога с обучающимися; информативность и доступность учебного материала, доводи-

Рис. 1. Структура электронного образовательного ресурса

мого до обучающихся; наглядность учебной информации, предлагаемой для обучающихся; выбор обучающимися индивидуального графика освоения учебного материала; доведения до педагога в реальном времени освоенного материала обучающимися с помощью средств современных информационно-коммуникативных технологий; самодиагностика и самоконтроль учебных достижений обучающихся.

В ходе проведенного исследования нами были выявлены пять ключевых компонентов (блоков) электронного образовательного ресурса, взаимодействие которых обеспечивает эффективность его применения в рамках электронной образовательной среды (рис. 1).

Согласно материалам рис. 1 электронный образовательный ресурс включает в себя содержательный блок; функциональный блок; оперативный блок; блок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); методический блок.

Основой содержательного блока является непосредственно учебный материал, дополнительная информация, предоставляемая обучающимся в образовательном процессе. Представляемый учебный контент включает в себя статические и динамические, графические изображения и иллюстрации, фактографические и полнотекстовые базы данных, результаты экспериментальных исследований и т.д., составляющих основу формируемых у обучающихся предметных знаний, универсальных учебных действий, компетенций.

Функциональный блок представлен следующими основными элементами:

- интерактивностью, которая создается на основе организации взаимодействия обучающихся с программно-техническими средствами;

- коммуникативностью, возникающей на основе обмена информацией непосредственно между педагогом и обучающимися, а также обучающимися через электронные устройства;

- мультимедийностью, которая обеспечивается за счет представления учебного материала и другой дополнительной информации с помощью графики, фото, видео, анимации и аудиозаписей;

- эффективностью, обеспечивающейся за счет технологизации различных операций при осуществлении предметного образовательного процесса.

Операционный блок обеспечивает создание и работоспособность интерфейса, различных ссылок и программ электронного образовательного ресурса за счет автоматизации программных процессов и операций на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

В свою очередь, блок информационно-коммуникационных технологий состоит из технических и программных средств, обеспечивающих производительность электронного образовательного ресурса. К их числу относятся: компьютеры и персональные мобильные устройства, проектор, системы дополненной реальности и VR-технологии, Интернет, мультимедийные и интерактивные программные продукты и пр.

Библиографический список

В виду того, что применение электронного образовательного ресурса направлено первую очередь на формирование предметных знаний у обучающихся, нами также был выявлен методический блок ЭОР Его основой являются методы и формы обучения, которые реализуются педагогом в процессе использования электронных образовательных ресурсов в рамках учебно-воспитательного процесса. Нами было установлено, что к числу наиболее эффективных методов обучения относятся интерактивные методы взаимодействия с обучающими, а основной формой применения ЭОР в образовательном процессе являются традиционное, электронное, дистанционное или смешанное обучение. Кроме того, с точки зрения методического обеспечения содержание методического блока должно отвечать определенным требованиям, которые предполагают учет специфики конкретного учебного предмета, на содержание которого нацелены разработка и применение ЭОР:

- предъявление учебного материала должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления обучаемых;

- ЭОР должны обеспечить отражение системы научных понятий в изучаемой предметной области в виде многоуровневой иерархической структуры;

- ЭОР должны предоставлять обучающимся возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения уровня абстракции знаний в процессе их усвоения.

Соответственно, это требует постоянной корректировки содержания методического блока в соответствии с постоянно увеличивающимися потребностями в учебной информации субъектов образовательного процесса.

Выявленные компоненты позволяют представить электронный образовательный ресурс как единое целое, самостоятельный элемент электронной образовательной среды, компоненты которого на основе взаимодействия и взаимосвязи обеспечивают эффективность его применения при осуществлении образовательного процесса, в рамках которого цифровая составляющая позволяет (содержательная, технологическая) обучающимся наиболее оптимально выразить свои образовательные возможности и потребности или выстраивать свою образовательную траекторию.

Таким образом, можно сделать вывод, что электронный образовательный ресурс представляет собой совокупность программных, технических, операционных и методических средств, позволяющих сочетать и реализовывать теоретические и практические аспекты образовательного процесса. При этом необходимо отметить, что представленная структура имеет четкую иерархию, демонстрирующую порядок формирования и функционирования ЭОР. Внедрение электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс обеспечивает его эффективность за счет индивидуализации, цифровизации и практико-ориентированно-сти.

1. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества. Педагогика. 2016; № 10: 3 - 13.

2. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Взаимодействие с цифровыми ресурсами: продуктивность образовательной деятельности. Человек и образование. 2019; № 3 (60): 44 - 50.

3. Соболев А.Ю. Методические условия формирования знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера при изучении учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (8 класс). Гуманитарные науки и образование. 2018; Т. 9, № 3 (35): 120 - 124.

4. Станкевич П.В. Инновации в подготовке магистра естественнонаучного образования. Наука и школа. 2008; № 2: 5 - 7.

5. ГОСТР 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения (утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2006 № 419-ст). Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006

6. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019.

7. Шевко Н.Р, Турутина Е.Э. Электронные образовательные ресурсы как инструмент формирования образовательного пространства. Ученые записки КГАВМ имени Н.Э. Баумана. 2014; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-kak-instrument-formirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva

8. Абрамова С.В., Станкевич П.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013; № 3 (14): 246 - 250.

9. Бояров Е.Н. Сущность и содержание безопасной информационно-средовой деятельности бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. Науковедение. Интернет-журнал. 2015;Т. 7, № 5 (30): 176.

10. Соломин В.П., Станкевич П.В. Стратегия высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии: сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. Москва: 2011: 4 - 6.

References

1. Laptev V.V., Noskova T.N. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v elektronnoj srede: perspektivy novogo kachestva. Pedagogika. 2016; № 10: 3 - 13.

2. Noskova T.N., Pavlova T.B. Vzaimodejstvie s cifrovymi resursami: produktivnost' obrazovatel'noj deyatel'nosti. Chelovek i obrazovanie. 2019; № 3 (60): 44 - 50.

3. Sobolev A.Yu. Metodicheskie usloviya formirovaniya znanij o chrezvychajnyh situaciyah tehnogennogo haraktera pri izuchenii uchebnogo predmeta «Osnovy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti» (8 klass). Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2018; T. 9, № 3 (35): 120 - 124.

4. Stankevich P.V. Innovacii v podgotovke magistra estestvennonauchnogo obrazovaniya. Nauka ishkola. 2008; № 2: 5 - 7.

5. GOST R 52653-2006. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Terminy i opredeleniya (utverzhden Prikazom Federal'nogo agentstva po tehnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 27.12.2006 № 419-st). Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006

6. Krasnova G.A., Mozhaeva G.V. 'Elektronnoe obrazovanie v 'epohu cifrovoj transformacii. Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019.

7. Shevko N.R., Turutina E.'E. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak instrument formirovaniya obrazovatel'nogo prostranstva. Uchenye zapiskiKGAVM imeni N.'E. Baumana. 2014; № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-kak-instrument-formirovaniya-obrazovatelnogo-prostranstva

8. Abramova S.V., Stankevich P.V., Boyarov E.N. Prepodavanie discipliny «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» dlya studentov na osnove modul'nogo podhoda. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2013; № 3 (14): 246 - 250.

9. Boyarov E.N. Suschnost' i soderzhanie bezopasnoj informacionno-sredovoj deyatel'nosti bakalavra obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015;T. 7, № 5 (30): 176.

10. Solomin V.P., Stankevich P.V. Strategiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. Sovremennye problemy bezopasnosti: napravleniya, podhody i tehnologii: sbornik materialov XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: 2011: 4 - 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.09.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.