Научная статья на тему 'ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС "ЯКЛАСС" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ'

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС "ЯКЛАСС" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЯКЛАСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова О.В., Садыкова Е.Р., Кукушкина А.В.

В статье раскрыты возможности цифрового образовательного ресурса «Якласс» в контексте формирования и развития информационной культуры учащихся на уроках математики. Представлены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE "YAKLASS" AS A MEANS OF DEVELOPING INFORMATION CULTURE OF STUDENTS

The article reveals the possibilities of the digital educational resource «Yaklass» in the context of the formation and development of students' information culture of in mathematics lessons. Some results of experimental work in secondary schools are presented.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС "ЯКЛАСС" КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ»

3. Кормишкин, Е. Д. Методологические основы исследования экономической безопасности региона специальность 08.00.01(1) - Общая экономическая теория 08.00.05(11) - Экономическая безопасность : диссертация на соискание ученой степени доктора эконмических наук / Евгений Данилович Кормишкин ; Мордовский государственный унйверситет имени Н. П. Огарева. - Москва, 2003. - С. 39-40.

4. Корнилов, М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования : учебное пособие / М. Я. Корнилов ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2-е изд., стереотип. - Москва : РАГС, 2011. - С. 19.

УДК 372

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «ЯКЛАСС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE «YAKLASS» AS A MEANS OF DEVELOPING INFORMATION CULTURE OF STUDENTS

Разумова О. В., канд. пед. наук, доцент Садыкова Е. Р., канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Россия, Республика Татарстан, г. Казань miraolga@rambler.ru, sadikova_er@mail.ru Кукушкина А. В., учитель математики Лицей № 146 «Ресурс» Россия, Республика Татарстан, г. Казань anna_93-93@bk.ru

Аннотация. В статье раскрыты возможности цифрового образовательного ресурса «Якласс» в контексте формирования и развития информационной культуры учащихся на уроках математики. Представлены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровой образовательный ресурс, Якласс, информационная культура.

Abstract. The article reveals the possibilities of the digital educational resource «Yaklass» in the context of the formation and development of students' information culture of in mathematics lessons. Some results of experimental work in secondary schools are presented.

^ywords: the digitalization of education, digital educational resource, Yaklass, information culture.

Современный этап развития общества характеризуется активной информатизацией всех сфер социальной действительности. Использование различных форм и способов представления информации способствует активизации познавательного интереса субъектов образования, способности к анализу и синтезу информации, логического мышления, развитию метапредметных умений [1; 2].

Вместе с тем, столь глубокая информатизация современного общества имеет и оборотную сторону, сущность которой состоит в несформированности у большинства его субъектов информационной культуры, представляющей сегодня существенный компонент общей культуры личности [3]. В связи с этим, в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является задача формирования у учащихся основных элементов информационной культуры, которые позволят будущему выпускнику успешно продолжать свое обучение в системе профессионального образования, быть эффективным в ходе трудовой деятельности и ориентироваться в современном мире, наполненном информацией. Решение этой задачи соответствует социальному запросу современного общества и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта [4].

В качестве цифрового образовательного ресурса (ЦОР), используемого в процессе экспериментальной работы на уроках математики, с целью повышения уровня развития информационной культуры учащихся, нами выбран ЦОР «Якласс», предоставляющий возможности проведения дистанционной работы с учащимися. «Якласс» представляет собой образовательный интернет-ресурс, материалами которого могут воспользоваться как педагоги и учащиеся, так и родители школьников. Особенностью использования ресурса является то, что им можно воспользоваться не только с помощью компьютера, но и с мобильных устройств, что не только особенно привлекательно для современных учащихся, но и делает процесс использования материалов «Якласс» более удобным для всех участников образовательного процесса.

Для диагностики уровня сформированности информационной культуры учащихся нами использовались модифицированные тесты И. Гендиной, Н. И. Колковой, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубовой [5]. Тестовые задания объединены в разделы: информационные ресурсы и информационная культура общества; основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и органах информации; информационные технологии.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами было организовано диагностическое исследование. Результаты проведенного диагностического тестирования показали, что высокий уровень сформированности информационной культуры имеют 5% учащихся в экспериментальной группе и 10% девятиклассников в контрольной группе. Эти испытуемые имеют высокий уровень навыков практического использования современных информационных технологий, владеют соответствующим терминологическим аппаратом, а также умеют осуществлять поиск информации с использованием различных средств, в том числе цифровых образовательных ресурсов. Средний уровень сформированности информационной культуры характерен для 50% испытуемых в экспериментальной группе и 35% - в контрольной группе. Эти учащиеся в целом довольно неплохо ориентируются в области соответствующей терминологии, однако допускают множество ошибок при ответах на вопросы второго раздела, связанных с поиском информации без использования современных информационных технологий. Наконец, низкий уровень исследуемого показателя выявлен у 45% учащихся из экспериментальной группы и у 55% девятиклассников из контрольной группы. Эти учащиеся, несмотря на владение ими навыками работы за компьютером и в Интернет-пространстве, не владеют соответствующей терминологией и не умеют вдумчиво пользоваться возможностями цифровых образовательных ресурсов.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы нами был разработан и реализован план учебных занятий по формированию информационной культуры учащихся на уроках математики средствами цифрового образовательного ресурса ЯКласс. В работе принимали участие учащиеся экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент был условно разделен на несколько этапов. На первом этапе основное внимание было сосредоточено на формировании терминологического аппарата в сфере информационной грамотности. Такая работа осуществлялась с использованием на уроках математики различных каталогов, справочников, обращением к цифровым энциклопедическим изданиям, а также к блоку «Теория» по алгебре цифрового образовательного ресурса ЯКласс. Например, на одном из уроков в 9 классе по теме «Функция. Область определения и область значений функции» учащиеся с использованием доступных словарей и справочников самостоятельно отыскивали определение понятия «функция», выделяли сущностные характеристики данного термина и предпринимали попытки на их основе сформулировать определение понятия. На уроках, посвященных изучению функций, также, при помощи разного рода справочных и энциклопедических изданий, происходило ознакомление учащихся с такими учеными, как: Ф. Виет, Р. Декарт, П. Ферма, И. Ньютон и др. Ребята осуществляли самостоятельный поиск информации о великих ученых непосредственно и на школьных уроках, и дома (совершалась подготовка докладов на общую тему: «Исторические сюжеты о функциях»). В результате проведенной работы учащиеся одновременно имели возможность получить представление об основных принципах поиска информации при помощи разного рода образовательных ресурсов, в том числе цифрового образовательного ресурса ЯКласс.

На втором этапе формирующего эксперимента акцентировалось внимание на развитии информационной компетентности: поиска, изучения, анализа информации, применения информации, выбора формы ее представления, обмена деятельностью и информацией с использованием современных информационных технологий. Здесь обучающимся предлагались учебные задания, направленные на отработку перечисленных умений и навыков. Например, на одном из уроков ребятам была предложена работа по подгруппам в форме учебной дискуссии по теме «Подбор обучающих материалов в ЦОР «Якласс». Основной задачей проведения дискуссии стало формирование у учащихся умений самостоятельно осуществлять поиск учебно-познавательной информации по математики для дальнейшего ее использования при подготовке к урокам и в ходе выполнения домашних заданий. В ходе проведения дискуссии был выведен базовый алгоритм осуществления такого поиска, который может быть представлен следующим образом: 1) выбрав предмет и тему, необходимо перейти к разделу «Навигация в подтеме», внутри которого размещены ссылки на теоретический материал и упражнения; 2) выбрав необходимый подраздел, можно перейти непосредственно к поиску заданий. Кроме того, учащимися был предложен и алгоритм поиска необходимой информации посредством использования раздела «Поиск по сайту», где в поисковой строке необходимо ввести название интересующей их темы, либо ключевые слова по теме.

Дискуссия показала, что учащиеся неплохо ориентируются в поиске информации в ЦОР «Якласс». Большинство из них самостоятельно смогли вывести алгоритм осуществления такого поиска. Это, в частности, позволяет говорить о том, что деятельностный компонент информационной культуры развит у них на достаточно высоком уровне - даже там, где учащиеся не владеют теоретическими знаниями, практическое взаимодействие с информационными системами осуществляется ими относительно легко.

На третьем этапе формирующего эксперимента ключевой задачей стало формирование у учащихся навыков целенаправленного применения элементов информационной культуры в ходе учебной деятельности. Решение этой задачи достигалось благодаря использованию на уроках математики заданий на систематизацию информации по заданным признакам, извлечение данных и представ-

ление их в табличной, графической или текстовой форме, составление плана информационного сообщения, выбор формы его изложения, видоизменение формы, знаковой системы, носителя информации, установление практических связей между информационными сообщениями.

В целом следует отметить, что каждый из трех этапов работы предполагал использование различных приемов и методов.

1. Использование проектного метода позволило: стимулировать рефлексивное восприятие материала учащимися; сформировать у них умения: грамотно ставить перед собой учебную проблему, анализировать, сравнивать и выбирать оптимальную информацию для решения проблемы; сформировать метапредметные компетенции. При подготовке учащимися продуктов проектной деятельности (информационных сообщений, мультимедийных презентаций, докладов, рефератов и др.) происходила отработка навыков поиска, переработки и представления информации, навыков использования возможностей современных средств ИКТ (редактирования текста и изображений, оформление таблиц, построение графиков, работа с приложениями для создания мультимедийных презентаций). Кроме того, при подготовке подобных работ учащиеся учились правильно оформлять ссылки на литературу и источники, грамотно цитировать материал. Это одновременно позволило им ознакомиться с принципами авторского права, научиться ценить информацию, сформировать морально-этическое отношение к ней.

2. Использование самостоятельного поиска учащимися информации, как учебного приема, позволило отчасти разрешить характерное для современной системы образования противоречие, сущность которого состоит в необходимости включения новых научных знаний в контекст базового образования и невозможностью расширения учебных программ из-за значительной перегрузки учащихся.

3. Прием создания ситуации альтернативного выбора использовался при решении учебных задач, предполагающих возможность использования различных методов и способов их решения. Выбор способа решения при этом оставался за самим учащимся, но при этом он должен был обосновать свои действия.

4. Учащимся предлагалась работа с различными формами представления учебных заданий: провести анализ текста задачи, перевести условие из одной формы представления в другую, выполнить решение различными способами (табличным, графическим, аналитическим). Учащиеся на уроках математики составляли опорные логические конспекты, схемы, таблицы, устанавливая взаимосвязи между различными элементами. Такого рода работа позволила сформировать у учащихся основные компоненты информационной культуры, освоить практические аспекты взаимодействия с ИКТ, углубить имеющиеся у них знания в сфере поиска и последующей обработки информации.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности информационной культуры девятиклассников экспериментальной и контрольной групп. В частности, высокий уровень сформированности информационной культуры наблюдается у 20% учащихся экспериментальной группы (на 15% девятиклассников больше, чем в начале исследования), в то время как в контрольной группе такой уровень по-прежнему характерен только для 15% испытуемых (на 5% больше, чем ранее). Средний уровень сформированности информационной культуры характерен для 60% испытуемых в экспериментальной группе, то есть на 10% учащихся больше, чем на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. В контрольной же группе средний уровень данного показателя характерен для 40% девятиклассников (на 5% больше), принимавших участие в диагностике. Наконец, низкий уровень исследуемого показателя выявлен только у 20% учащихся из экспериментальной группы, что на 25% меньше, чем в начале исследования, и, как и ранее, у 45% девятиклассников из контрольной группы (на 10% меньше).

Таким образом, контрольная диагностика демонстрирует, что среди учащихся, с которыми на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, проводились уроки математики, направленные на формирование информационной культуры средствами цифрового образовательного ресурса Якласс, произошло существенное повышение уровня сформированности исследуемого показателя, в то время как в контрольной группе изменения незначительны. В экспериментальной группе в четыре раза увеличилось количество девятиклассников, характеризующихся высоким уровнем информационной культуры, а число учащихся с низким уровнем сформированности данного показателя уменьшилось более чем в два раза. В целом, можно сделать вывод о том, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа способствовала достоверному повышению уровня сформирован-ности информационной культуры учащихся.

Библиографический список:

1. Гизутдинова, Д. Р. Компьютерные обучающие игры на уроках математики / Д. Р. Гизутдинова, О. В. Разумова // Математическое образование в школе и вузе: инновации в информационном пространстве (MATHEDU'2018). Материалы VIII Международной научно-практической конференции / ответственный редактор Л. Р. Шакирова. - Казань : КФУ, 2018. - С. 64-68.

2. Разумова, О. В. Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникационных технологий / О. В. Разумова, К. Б. Шакирова, Е. Р. Садыкова // Информатика и образование. - 2011. - № 9 (227). - С. 79-82.

3. Разумова, О. В. Об образовательных возможностях универсальных инструментальных программных комплексов моделирования в рамках преподавания дисциплин математического цикла / О. В. Разумова // Международная научно-практическая конференция «ИТОН-2017»: материалы семинара, школы и конференции / под общей редакцией Ю.Г. Игнатьева. - Казань, КФУ, 2017. - С. 217-221.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). - URL: https:// fgos.ru (дата обращения: 28.04.2020). - Текст: электронный.

5. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - Москва : Школьная библиотека, 2003. - 311 с.

УДК 377.352

БЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ПО ИНФОРМАТИКЕ BLOG IN EDUCATION: EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROJECT IN COMPUTER SCIENCE

Мурылева Г. А., преподаватель ГБПОУ ВО «Муромский индустриальный колледж» Россия, Владимирская обл., г. Муром gcyc1@list.ru

Аннотация. В статье описывается опыт по организации проекта-блога.

Ключевые слова: блог, проект.

Abstract. This article describes the experience of organizing a blog project.

Key words: в^, project.

В настоящее время Интернет пространство является одной из лидирующих площадок, используемых для организации образовательной деятельности. Все чаще педагоги используют средства сети Интернет в различных аспектах процесса обучения: представление теоретического материала, проведение практических занятий, контроль знаний, организация проектной работы обучающихся и т.д. Инструменты взаимодействия педагог-обучающийся весьма разнообразны, сюда можно отнести социальные сети, образовательные сайты, облачные сервисы, предназначенные для коллективной работы над презентациями, таблицами и т.д, блоги. Рассмотрим блог.

Блог - это веб-сайт, основное содержимое, которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа [1]. Блог в образовательной деятельности может быть представлен в формате: конспекта, дневника, портфолио, проекта и т.д. Использование блога в образовательном взаимодействии способствует формированию у обучающихся навыков работы в информационном обществе.

Остановимся подробнее на блоге-проекте. Проект должен включить в себя такие виды деятельности обучающихся как постановка проблемной ситуации, целеполагание, планирование деятельности, самоанализ, поиск и критическое осмысление информации, освоение методов исследования, самопрезентация [2]. Говоря о блоге-проекте ко всему вышеперечисленному следует добавить наличие элементов сетевого взаимодействия, таких как онлайн путеводитель по этапам проекта в режиме реального времени, формы ведения сетевого диалога участниками проекта.

В рамках дисциплины «Информатика» при изучении темы «Создание веб-сайта» нами был использован формат блока-проекта. Рассмотрим подробнее.

Предварительное сервисе для ведения блогов https://www.blogger.com, педагогсоздает сайт https://proektsite.blogspot.com, являющийся путеводителем по этапам проекта (см. рисунок 1).

Перед обучающимися ставится задача: используя сервис www.wix.comсоздать сайт по заданной тематике (у каждого обучающегося тема сайта индивидуальная). В ходе работы над созданием сайта обучающимся предстоитпобывать в роли разработчика сайта и эксперта, и решить ряд задач:

- в роли разработчика подобрать дизайн, соответствующий теме сайта;

- организовать навигационное меню сайта;

- подобрать контент (тексты, фото, видеоматериалы) в полной мере раскрывающие представленную тему;

- разместить ссылки на созданный интернет-ресурс в соответствующем разделе сайта блога-проекта преподавателя (см. рисунок 2);

- в роли эксперта провести перекрестное оценивание проектов своих одногруппников, отметив достоинства выполненной работы и советы по исправлению или корректировке ошибок на сайте, разместив результаты оценивания на странице блога-проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.