Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ'

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КОМПОНЕНТЫ / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна, Кузина Юлия Алексеевна

Приводятся критерии классификации онлайн-сообществ. Построена структурная модель методики применения цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах учащихся школ, состоящая из целевого, содержательного, мотивационного, организационно-технологического и контрольно-регулировочного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Юлия Сергеевна, Кузина Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL MODEL OF THE METHODOLOGY OF THE USE OF THE DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN THE ONLINE COMMUNITIES OF SCHOOL STUDENTS

The article deals with the criteria of the classification of the online communities. There is built the structural model of the methodology of the use of the digital educational resources in the online communities of the school students, containing the target component, the content component, the motivation component, the organization and technology component and the control and regulation component.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВАХ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ»

известия вгпу

9. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Individual'nye ob-razovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo ob-razovaniya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.

2014. №. 3. S. 74-82.

10. Kovalyova T.M., Kobyshcha E.I., Popova (Smolik) S.Yu., Terov A.A., Cheredilina M.Yu. Pro-fessiya «t'yutor». M.; Tver', 2012.

11. Neumoeva-Kolchedanceva E.V. Opyt i pers-pektivy individualizacii sovremennogo pedagogi-cheskogo obrazovaniya v kontekste praktiki // Obra-zovatel'nye tekhnologii. 2019. № 4. S. 36-48.

12. O prakticheskoj podgotovke obuchayush-chihsya: prikaz Ministerstva nauki i vysshego ob-razovaniya Rossijskoj Federacii, Ministerstva prosve-shcheniya Rossijskoj Federacii ot 5 avg. 2020 g. № 885/390 (zaregistrirovan 11.09.2020 № 59778). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202009110053 (data obrashcheniya: 25.03.2021).

13. Petrov A.Yu. Kompetentnostnyj podhod v nepreryvnoj professional'noj podgotovke inzhener-no-pedagogicheskih kadrov: dis. ... d-ra ped. nauk. Kirov, 2005.

14. Sedova E.A., Kaparova R.M. Ispol'zovanie professional'nyh zadanij pri obuchenii matemati-cheskomu analizu v pedagogicheskih vuzah // Peda-gogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2018. № 4(77). S. 56-63.

15. Shaposhnikova N.Yu. Individual'naya obra-zovatel'naya traektoriya studenta: analiz traktovok ponyatiya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.

2015. №. 5. S. 39-44.

Individual educational trajectories of practical training of students - future teachers as the means of the development of the professional and pedagogical competence

The article deals with the possible variants of the choice of the individual educational trajectory in the practical training of the students - future teachers for the development of the universal general professional and professional competencies. There is substantiated and presented the experience of the use of the method of the group expert assessments for the content, the choice of the competence-oriented means of the assessment and the diagnostic procedure of the learning results in the context of the individual educational trajectories.

Key words: individual educational trajectory, Federal Educational Standard of Higher Education, individual curriculum, practical training, teacher of preschool education, professional and pedagogical competence.

(Статья поступила в редакцию 21.02.2022)

Ю.С. ПОНОМАРЕВА, Ю.А. КУЗИНА (Волгоград)

структурная модель методики применения цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах учащихся школ*

Приведены критерии классификации онлайн-сообществ. Построена структурная модель методики применения цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах учащихся школ, состоящая из целевого, содержательного, мотивационного, организационно-технологического и контрольно-регулировочного компонентов.

Ключевые слова: методика, компоненты, он-лайн-сообщество, цифровые образовательные ресурсы, физика.

Современный облик интернет-пространства во многом определяется его пользователями - людьми, вовлеченными в виртуальную сферу вместе со своими интересами и потребностями. Объединение таких пользователей позволяет говорить об онлайн-сообществах.

Изучению понятия онлайн-сообществ посвящены работы С.В. Бондаренко, Д.Е. Вы-шегорцева, Е.В. Закаблуковского, Р.В. Конча-ковского, С.В. Курушкина, М.В. Сафроновой, В.А. Сергодеева, Н.К. Тальнишних, Д.А. Хар-ченко и др. Основываясь на результатах этих и других работ, под онлайн-сообществом будем понимать группу людей, вовлеченных в совместную деятельность для приобретения новых знаний посредством сети Интернет.

В настоящее время онлайн-сообщества являются весьма распространенным интернет-феноменом. Онлайн-сообщества возникают на основе сетевого взаимодействия, общих целей, ценностей и интересов сетевой деятельности, что связано с совместным созданием, обработкой и обменом информации.

Опираясь на исследования Ю.Ю. Эстри-ной [9], классификацию онлайн-сообществ можно провести по следующим признакам:

- особенности участников сообщества (возраст, национальность, местоположение);

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14064.

О Пономарева Ю.С., Кузина Ю.А., 2022

педагогические науки

- цели и интересы сообщества;

- географический признак сообщества;

- способы взаимодействия участников;

- типы и тематика контента сообщества;

- тип функционирования и управление ресурсами.

Актуальным вопросом для современных педагогических исследований является проблема использования онлайн-сообществ в образовательных целях. Использование онлайн-сообществ в образовании отражено в научных работах О.Л. Балашова, М.В. Моглан, А.Н. Сергеева, Е.Д. Патаракина, В.А. Поляковой, М.В. Плахтий и т. д.

Под образовательным онлайн-сообщест-вом будем понимать объединение учащихся и педагогов, организованное для достижения педагогических задач при помощи использования новых форм общения, основанных на применении информационно-телекоммуникационных технологий.

В настоящее время образовательные он-лайн-сообщества представлены довольно широко и могут быть созданы на различных платформах. К таким платформам, в частности, относятся социальные сети. Самыми распространенными образовательными онлайн-со-обществами в социальных сетях являются сетевые сообщества одной образовательной организации, где учитель взаимодействует с учащимися одного класса при изучении учебного предмета. Предметом исследования в данной работе является применение цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах по физике для учащихся 8-го класса.

Участие школьников в таких сообществах вполне может сопровождать и дополнять очное обучение физике, максимально возможно делая процесс обучения непрерывным. При этом в таких сообществах должны быть реализованы инструменты и ресурсы, которые, с одной стороны, отражают специфику физики как школьной дисциплины, а с другой - позволяют организовать учебную коммуникацию участников между собой, а не только с контентом или с администратором сообщества. Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [4].

Анализ школьного курса физики показал, что наиболее востребованными цифровыми образовательными ресурсами являются демонстрации известных природных явлений, модели современных технических устройств,

интерактивные компьютерные модели невыполнимых в школьных условиях физических экспериментов и опытов [6]. Цифровые образовательные ресурсы позволяют: организовать интерактивное взаимодействие учащихся с виртуальными учебными объектами; проводить демонстрацию реальных процессов и событий с возможностью по ходу работы добавлять анимационные эффекты, графическую и аудиовизуальную информацию; создавать различные модели сложных для понимания объектов, процессов, явлений; интегрировать в одно интерактивное средство сетевые учебные материалы, наглядные материалы, тренажеры и проверочные задания к ним [2]. Однако вопрос об эффективной организации взаимодействия учащихся в электронной образовательной среде на основе использования цифровых образовательных ресурсов до сих пор исследован недостаточно, ограничен круг необходимых для этого технологий. Следовательно, востребовано создание новых методик и технологий обучения, обеспечивающих эффективную реализацию образовательного процесса в онлайн-сообществах учащихся школ.

На основе результатов, полученных в исследованиях О.Н. Истратовой, Н.Ю. Лызь, Ю.С. Пономаревой, А.Н. Сергеева и др., целесообразно выделить следующие компоненты модели методики применения ЦОР в он-лайн-сообществах учащихся школ по физике: целевой, содержательный, мотивационный, организационно-технологический и контрольно-регулировочный. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Целевой компонент предполагает постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета). целью создаваемого онлайн-сообщества в рамках изучения курса физики является мотивация учебно-познавательной деятельности и повышение ответственности учащихся за коллективную учебную работу. для достижения данной цели необходимо создать условия в онлайн-сообществе для формирования у учащихся познавательной активности, умений работать с различными источниками информации, проверять их достоверность и отбирать главное.

Следующим является содержательный компонент построенной модели, который предусматривает разработку контента (ресурсов и материалов) а также использование готовых типов цоР в онлайн-сообществе с учетом специфики предмета физики, а также выбранной площадки для его размещения. В качестве

известия вгпу

платформы может быть выбрана, например, социальная сеть «ВКонтакте».

Учебные материалы и задания должны быть направлены на достижение образовательных результатов по предметной области «Физика», согласно ФГОС основного общего образования, ориентированы на закрепление основных понятий, законов, физических теорий, формул, а также способствовать формированию и развитию умений объяснять явления, читать графики и применять эти знания в повседневной жизни [5]. При этом, планируя задания, важно обеспечить возможность учащихся высказывать свою точку зрения, поддерживать, корректировать или вовсе опровергать мнение другого. Анализ содержания курса физики в 8-м классе показал, что наиболее подходящими для размещения ЦОР в онлайн-со-обществе являются следующие темы: тепловые явления, изменение агрегатных состояний вещества, электрические явления, электромагнитные явления, световые явления.

Приведем примеры таких заданий (представлены на рис. 1 и 2). Представленные задания могут размещаться заранее для повторения темы перед предстоящим уроком или же после - для ее закрепления.

Мотивационный компонент заключается в поддержании интереса и мотивов к учебно-познавательной деятельности учащихся. С помощью используемых цоР для мотивации учебно-познавательной деятельности и повышения ответственности за коллективную учеб-

29 ик>н & 1

Задание Пишем номер вопроса по очереди и отвечаем в комментариях друг за другом Каждому учащемуся нужно ответить на один вопрос. 1- Какое механическое устройство изображено не рисунке?

2. Как называется такой механизм?

3. Что такое рычаг?

4. Что имеет рычаг?

5. Расставить силы и плечи на рисунке.

6. В каком случае рычаг находится в равновесии?

7. Как звучит правило моментов7 В чам физический смысл? В. Придумать задачу на правило равновесия рычага

О С) Л> •81

Рис. 1. Задание по теме «Повторение»

ную работу учащихся средней школы возможно активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти, мобилизовать внимание обучаемого, а также представлять обучаемому информацию в различной форме (текст, аудио, видео, анимация, презентация). Для повышения мотивации задания должны быть представлены в интересной и увлекательной форме и отличаться своеобразностью ситуации, чтобы учащийся имел возможность проявить самостоятельность в поиске ответа, формируя при этом сообразительность и нешаблонность решения ситуации.

Мотивационный компонент предусматривает развитие у учащихся мотива к работе с цоР в онлайн-сообществах, к освоению работы с компьютером и методов работы с информацией, возможность при самостоятельном применении средств ИКТ улучшить свои знания в теоретической и практической областях не только изучаемого предмета, но и в области информатизации [3].

Организационно-технологический компонент предполагает организацию пространства для размещения контента, его загрузки и работы с обратной связью [6]. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования путем применения цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах должна быть направлена на установление субъект-субъектных педагогических взаимоотношений. они могут быть достигнуты использованием инструмен-

£еШ. 1 Познавательная физика

22 сен в 20:24

Определение цены деления измерительного прибора 8 класс. Необходимо определить цену деления прибора и разместить любую другую картинку( прибор со шкалой) для последующих участников, для определения цены деления прибора. Если участник, который отвечает на вопрос другого участника, не согласен с его ответом, пишет правильный ответ и поясняет почему именно такой ответ.

Хостинги, с которых можно брать изображения. https://pixabay.com/ru/ https ://pxh ere. со m/ https://www.faticon.com/

Q (P «>83

Рис. 2. Задание по теме «Повторение»

тов платформы для организации обратной связи (обсуждение, беседа, участие в опросах, ре-посты и лайки к постам).

Размещение и выполнение заданий могут быть реализованы с помощью следующих инструментов:

1) обсуждения (правила группы (учителю необходимо четко обозначить правила поведения участников в группе), вопросы (участники группы могут задать свои вопросы учителю физики), отзывы, предложения, пожелания);

2) ссылки (примерами могут служить ссылки на страницы администрации школы, библиотек, музеев, домов культур и т. п., ссылки на полезные источники по предмету, книг, олимпиад, проектов);

3) документы (в этом разделе можно разместить справочники, электронные версии учебников и других учебных материалов);

4) видео (кроме видеороликов по проведению лабораторных работ, можно размещать мастер-классы по выполнению домашних опытов, научные открытия и разбор задач по физике);

5) стена группы (чтобы группой заинтересовались подписчики, крайне важно размещать посты регулярно; посты могут носить информационный, мотивационный или организационный характер).

Познавательная деятельность может быть, например, организована в ходе просмотра размещенного контента, разработанного на основе УМК А.В. Перышкина [5]: видеоматериалов (лекции, выполнение практических работ или опытов, объяснение явлений), фотоматериалов (фотоприродного явления, опыта и т. д.). Контент также может быть создан и сторонними приложениями, и интернет-сервисами.

Взаимодействие участников сообщества организуется следующим образом: преподаватель задает вопрос к опубликованному контенту, а учащийся должен оставить ответ в комментариях; преподаватель задает свой вопрос к видео или изображению, а участник сообщества отвечает на заданный вопрос и формулирует свой; участникам необходимо задать свои вопросы к видео или фотографии.

При вступлении в сообщество необходимо получить подтверждение, чтобы получить доступ к заданиям и материалам сообщества и пользоваться ими в любой момент. Учащиеся имеют свои личные страницы, где указана личная информация. Отметим, что при создании онлайн-сообщества для обучения физике полезно и целесообразно дополнительно обращать внимание учеников на информацию,

кие науки -

публикуемую ими на своих страницах с точки зрения правил информационной безопасности. Общаться участники группы могут с помощью личных сообщений, голосовых и видеозвонков, обратной связи (кнопка «Мне нравится»), заметок, а также новостей.

Для организации взаимодействия участников образовательного сообщества, а также для получения обратной связи эффективными зарекомендовали себя следующие инструменты, доступные в онлайн-сообществах социальных сетей [7]:

1) опросы, которые позволяют организовать голосование с возможностью выбора ответа;

2) возможность отправки сообщения (как личного, так и всей группе одновременно);

3) возможность поставить лайк, которая помогает быстро определить, кто посмотрел запись или, например, кто проголосовал за тот или иной пост;

4) возможность сделать репост, что позволяет поделиться интересным или важным контентом как на своей странице, так и в личном сообщении;

5) возможность оставить комментарий, которая позволяет выявить активных участников, а также получить обратную связь;

6) возможность обсуждения, что позволяет повысить активность в группе и обсудить важный вопрос.

В качестве сторонних цифровых образовательных ресурсов в онлайн-сообществах учащихся школ может быть использовано следующее:

- цифровые коллекции учебных объектов (например, «Единая коллекция ЦОР»*);

- электронные формы учебников;

- виртуальные среды обучения (например, «ЯКласс»**);

- инструменты для создания и публикации контента и учебных объектов: конструкторов интерактивных заданий и тестов, интерактивных рабочих листов;

- инструменты для коммуникации и обратной связи: электронные почты, сайт учителя, блог, школьная информационная система типа «Дневник.ру»;

- инструменты для сотрудничества: сервисы совместного редактирования документов; сервисы управления проектами; облачные хранилища; онлайн-доски; сервисы для

* URL: http://school-collection.edu.ru.

** URL: https://www.yaklass.ru.

известия вгпу

совместного творчества; совместного хранения закладок, фото, видео и др. [1].

Обратная связь при проверке правильности выполнения заданий преподавателем может обеспечиваться кнопкой «Мне нравится», удалением (при необходимости) комментария с последующим пояснением в личном сообщении. В случае возникновения каких-либо вопросов о выполнении заданий учащиеся могут задать его также личным сообщением.

Контрольно-регулировочный компонент направлен на выявление сформированности мотивации учебно-познавательной деятельности и повышение ответственности за коллективную учебную работу учащихся средней школы. Контроль осуществляется в ходе проверки преподавателем выполнения работ учащимися за некоторое отведенное количество времени. О результатах проверки учащимся может быть сообщено или с помощью комментария к записи с выполненным заданием, или личным сообщением.

Таким образом, онлайн-сообщества являются современной эффективной формой интернет-коммуникации. Модель методики применения ЦОР в онлайн-сообществах учащихся школ складывается из следующих компонентов: целевого, содержательного, мотивацион-ного, организационно-технологического и контрольно-регулировочного. Эффективность предлагаемой методики определяется уровнем готовности и учащихся, и педагога к коммуникации в виртуальный сфере; содержательными особенностями предмета изучения в сообществе; ориентацией выбранных материалов и ресурсов на интерактивность и взаимодействие участников сообщества друг с другом; оперативным управлением контентом со стороны преподавателя-администратора сообщества. При соблюдении этих условий онлайн-сообщество способно дополнять очное обучение, способствуя его непрерывности и эффективности в целом.

список литературы

1. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р., Кади-ленко Н.С. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-1. С. 179-182.

2. Куликова Н.Ю., Пономарева Ю.С. Возможности интерактивных сетевых средств при обучении информатике и ИКТ в школе // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2020. № 2(18). С. 96-106.

3. Кушнерова Д.П. Методика применения информационно-коммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4(83). С. 48-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 526532006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»: утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 дек. 2006 г. № 419-ст [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103 (дата обращения: 15.01.2022).

5. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 14-е изд., стереотип. М., 2011.

6. Пономарева Ю.С., Размачева Ю.А. Интерактивные инструменты реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах научно-технической направленности по физике // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы V Междунар. науч. конф.: в 2 ч. / под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск, 2021. С. 416-419.

7. Пономарева Ю.С., Сергеев А.Н. Структурная модель образовательной деятельности в онлайн-со-обществах учащихся научно-технической направленности // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 9. С. 46-50.

8. Размачева Ю.А. Инструменты социальных сетей для создания и продвижения сетевых образовательных сообществ // СтРИЖ. 2021. № 4(39). С. 99-103.

9. Эстрина Ю.Ю. Типологические характеристики онлайн-сообществ в исследовании интегра-тивной динамики развития групп социальных сетей «ВКонтакте» и Facebook // Вестн. Удмурт. унта. Социология. политология. Международные отношения. 2021. Т. 5. Вып. 1. С. 40-47.

* * *

1. Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Kadilen-ko N.S. IKT-instrumenty dlya realizacii smeshannogo obucheniya v usloviyah predmetnoj cifrovoj sredy // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazo-vaniya. 2019. № 64-1. S. 179-182.

2. Kulikova N.Yu., Ponomareva Yu.S. Vozmozh-nosti interaktivnyh setevyh sredstv pri obuchenii in-formatike i IKT v shkole // Continuum. Matematika. Informatika. Obrazovanie. 2020. № 2(18). S. 96-106.

3. Kushnerova D.P. Metodika primeneniya in-formacionno-kommunikacionnyh tekhnologij kak sredstva aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. № 4(83). S. 48-51.

4. Nacional'nyj standart RF GOST R 526532006 «Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii

педагогические науки

v obrazovanii. Terminy i opredeleniya»: utv. prika-zom Federal'nogo agentstva po tekhnicheskomu re-gulirovaniyu i metrologii ot 27 dek.2006 g. № 419-st [Elektronnyj resurs]. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/1200053103 (data obrashcheniya: 15.01.2022).

5. Pyoryshkin A.V. Fizika. 8 klass: uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. 14-e izd., stereotip. M., 2011.

6. Ponomareva Yu.S., Razmacheva Yu.A. Inter-aktivnye instrumenty realizacii obrazovatel'noj deya-tel'nosti v onlajn-soobshchestvah nauchno-tekhniche-skoj napravlennosti po fizike // Informatizaciya obra-zovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: cifrovye tekhnologii v obrazovanii: materialy V Mezhdunar. nauch. konf.: v 2 ch. / pod obshch. red. M.V. Noskova. Krasnoyarsk, 2021. S. 416-419.

7. Ponomareva Yu.S., Sergeev A.N. Strukturnaya model' obrazovatel'noj deyatel'nosti v onlajn-soobsh-chestvah uchashchihsya nauchno-tekhnicheskoj napravlennosti // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 9. S. 46-50.

8. Razmacheva Yu.A. Instrumenty social'nyh se-tej dlya sozdaniya i prodvizheniya setevyh obrazo-vatel'nyh soobshchestv // StRIZH. 2021. № 4(39). S. 99-103.

9. Estrina Yu.Yu. Tipologicheskie harakteristiki onlajn-soobshchestv v issledovanii integrativnoj di-namiki razvitiya grupp social'nyh setej «VKontakte» i Facebook // Vestn. Udmurt. un-ta. Sociologiya. po-litologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2021. T. 5. Vyp. 1. S. 40-47.

м.а. тихомирова

(санкт-Петербург)

л.А. МЕлКАя

(Архангельск)

Возможности смешанных образовательных технологий в профессионально-личностном развитии студентов*,**

Рассматривается потенциал смешанных образовательных технологий в профессионально-личностном развитии студентов. Отмечены свойства смешанной образовательной технологии - интегративность, вариативность, эмерджентность. Выделены четыре группы условий реализации смешанного обучения - требования к студентам, педагогам, учебному процессу, образовательной среде вуза. Возможности профессионально-личностного развития студентов показаны на примере смешанной образовательной технологии «перевернутый класс».

Ключевые слова: профессионально-личностное развитие студента, профессионально значимые качества, смешанная образовательная технология, смешанное обучение, технология «перевернутый класс».

The structural model of the methodology of the use of the digital educational resources in the online communities of school students

The article deals with the criteria of the classification of the online communities. There is built the structural model of the methodology of the use of the digital educational resources in the online communities of the school students, containing the target component, the content component, the motivation component, the organization and technology component and the control and regulation component.

Key words: teaching methods, components, online community, digital educational resources, Physics.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2022)

О Тихомирова М.А., Мелкая Л.А., 2022

Профессиональное развитие представляет собой «процесс целостного развития личности как активного участника профессиональной деятельности (в том числе активного на этапе профессионального выбора и подготовки), обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью и творческими возможностями самого индивида» [1, с. 31]. Профессионально-личностное развитие студентов является инте-гративным процессом, включающим два взаимосвязанных подпроцесса - профессиональное и личностное развитие. Профессиональное развитие совмещает в себе потребность индивида в профессиональной деятельности и ориентацию личности на профессиональный рост. Личностное развитие отражает динамику изменения личностных новообразований у чело-

* Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда (проект 22-28-00013).

** Публикуется в рамках XII Всероссийского семинара памяти профессора В.С. Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.