Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1430
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакальская Е.В., Ахметшина А.И., Михайлова Д.Г.

В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности как основы обеспечения всей системы национальной безопасности государства. Проанализировав существующие определения понятия «экономическая безопасность», автор пришел к выводу, что реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики невозможна без учета внешних и внутренних угроз экономической безопасности, обусловленных последствиями интеграции страны в мировую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY

The article considers the issues of economic security as the basis for ensuring the entire system of national security of the state. Having analyzed the existing definitions of the concept of «economic security», the author came to the conclusion that the implementation of Russia's national interests and priorities in the economic sphere is impossible without taking into account external and internal threats to economic security caused by the consequences of the country's integration into the wo rld economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

4. Телволл, M. Information-Centred Research for large-scale analysis of new information sources / M. Телволл, П. Воутерс, Дж. Фрай // Журнал Американского общества информационных наук и технологий. - 2008. - № 59 (9). - С. 1523-1527.

5. Демина, Н. Российский индекс научного цитирования: успехи и проблемы / Н. Демина. - 26 января 2009, 08:15 // ПОЛИТ.РУ. - URL: http://www.polit.ru/article/2009/01/26/rints/ (дата обращения 15.02.2019). - Текст: электронный.

6. Тастанкулов, Е. Трансформация в вузовскую библиотеку 4.0 Опыт библиотеки аль-Фараби / Е. Тастанкулов // Ютап&мтапхана = Книга & библиотека = Book&library. - 2018. - № 3 (7). - С. 26-31.

7. Государственная Программа «Цифровой Казахстан». Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2017 года. - № 827.

8. Туенбаева, К. Т. Тeртiншieнерк8сiптiк революция жаедайында эл-Фарабик тапхан асыдамуыньщ жа^а мYмкiндiктерi / К. Т. Туенбаева // ^аз¥Ухабаршысы. Тарих сер. - 2018. - № 3 (90). - С. 166-176.

УДК 338.246.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ECONOMIC SECURITY

Бакальская Е. В., канд. экон. наук, доцент Ахметшина А. И., студент Михайлова Д. Г., студент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск adiadelya@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы экономической безопасности как основы обеспечения всей системы национальной безопасности государства. Проанализировав существующие определения понятия «экономическая безопасность», автор пришел к выводу, что реализация национальных интересов и приоритетов России в сфере экономики невозможна без учета внешних и внутренних угроз экономической безопасности, обусловленных последствиями интеграции страны в мировую экономику.

Ключевые слова: экономическая безопасность; национальная безопасность; угрозы экономической безопасности.

Abstract. The article considers the issues of economic security as the basis for ensuring the entire system of national security of the state. Having analyzed the existing definitions of the concept of «economic security», the author came to the conclusion that the implementation of Russia's national interests and priorities in the economic sphere is impossible without taking into account external and internal threats to economic security caused by the consequences of the country's integration into the world economy.

Key words: economic security; national security; threats to economic security.

Современный период в Российской Федерации характеризуется активным поиском направлений устойчивого развития, способных совместить социальную направленность экономической системы с эффективностью ее функционирования и формированием потенциала роста.

При этом национальная экономика вынуждена решать две разнонаправленных (но при этом не взаимоисключаемых) задачи: интеграция в общемировое экономическое пространство при смещении акцентов с сырьевой направленности на продукцию высокого передела, с одной стороны, и сохранение протекционистских элементов в экономической политике государства для достижения максимального уровня самодостаточности экономической системы - с другой.

Отсутствие единства во взглядах на экономическую безопасность государства приводит к существенным различиям в формировании приоритетов экономической политики регионов. С одной стороны, это объективная необходимость, поскольку при единстве правового и экономического пространства регионы имеют ярко выраженную специфику, в равной степени обусловленную природно-климатическими, географическими, социально-экономическими, инфраструктурными и экологическими факторами. Но в отличие от государства регион является открытой социально-экономической системой, постоянно взаимодействующей с другими подсистемами, как по горизонтали, так и по вертикали и являющейся частью единого экономического пространства. [1, c. 101-102].

Следовательно, принципиально важно сформировать единую систему критериев, показателей и методов оценки, которые позволят объективно оценить уровень экономической безопасности субъектов и ее влияние на экономическую безопасность государства в целом. Именно единство подходов способно обеспечить достоверность и сопоставимость результатов, что объективно необходимо как на региональном уровне (для формирования приоритетов социально-экономической политики), так на федеральном уровне, поскольку достоверная оценка региональных угроз является основой для раз-

работки целевых программ и построения эффективных механизмов взаимодействия центра с регионами.

Состояние экономической безопасности является принципиально важным для любой социально экономической системы, будь то личность, организация, регион или государство. Оно обеспечивает возможность максимально эффективного использования доступных ресурсов, достижение стратегических и тактических целей, формирование предпосылок долговременного устойчивого развития, реализацию производственно-технологического, инновационно-инвестиционного, трудового, демографического и социального потенциала территории. Но одна и из проблем заключается в том, что фактически оно представляет собой скорее желаемую цель, чем фактическое экономическое состояние объекта, как в силу разнообразия требований и критериев оценки, так и по причине нестабильности экономических систем и разнонаправленного влияния внешних и внутренних факторов.

Статичность экономического состояния принципиально невозможна для субъекта любого уровня, а, следовательно, уровень экономической безопасности можно только фиксировать в определенные периоды и выявлять тенденции в изменении, что предполагает формирование единой системы мониторинга как минимум в рамках национальной социально-экономической системы. При этом следует отметить отсутствие в современной экономической науке единого подхода к трактовке самого понятия «экономическая безопасность». При внешней однозначности понимания данного термина выявлено существенное разнообразие в принципиальных подходах к его определению.

Одна из первых классификаций принадлежит С. Афонцеву, объединившему подходы к определению понятия «экономическая безопасность» в группы основе трех ключевых понятий: «интересы», «устойчивость», «независимость» [2, с. 41]. Существенная доработка данной группировки проведена Е. Д. Комишкиным [3, с. 39].

По его мнению, авторы первой группы (Л. Абалкин, С. Глазьев, В. Медведьев) определяют экономическую безопасность прежде всего как совокупность условий и факторов, защищающих национальную экономику от внешних и внутренних угроз и формирующих предпосылки для устойчивого развития экономики. Вторая группа авторов (Г. Гутман, А. Проховский, В. Сенчагов, Н. Татаркин и др.) определяют экономическую безопасность как состояние, обеспечивающее условия для реализации жизненно важных экономических интересов объекта. Авторы, входящие в третью группу (А. Архипов, А. Городецкий, А. Илларионов, Б. Михайлов и др.), трактуют категорию как следствие эффективной деятельности государства, то есть сам процесс развития экономики должен происходить в тех направлениях, которые способны обеспечивать ее безопасность.

Принципиально отличается позиция М.Я. Корнилова [4, с. 19]. Он выделяет два подхода к оценке экономической безопасности. Различие заключается в том, что первый подход предполагает основной целью развития экономики собственно состояние безопасности, а второй - рассматривает экономическую безопасность как условие устойчивого развития социально-экономической системы. С нашей точки зрения, приоритетен именно второй подход, поскольку устойчивое развитие системы (государства, региона, организации) априори способно обеспечить и повышение уровня ее экономической безопасности.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности Российской Федерации в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются: сохранение экспортно-сырьевой модели функционирования национальной экономики, потеря контроля над национальными ресурсами, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, неравномерное развитие регионов.

Опасность представляет и высокая степень зависимости от поставок отдельных видов продукции из группы стран или какой-либо одной страны. Данная ситуация дает возможность этим странам использовать эту зависимость для навязывания своей экономической политики и условий осуществления внешнеэкономических сделок.

В настоящее время развитие российской экономики напрямую зависит от внешних факторов. Экономическое развитие страны ставится в зависимость от мировых цен на энергоносители, которая объясняется преимущественной ориентацией топливно-энергетического комплекса на внешний рынок.

Таким образом, категория экономической безопасности на национальном уровне связана с эффективностью функционирования и конкурентоспособностью экономики страны, которая, в свою очередь, определяется состоянием и уровнем социально-экономического развития входящих в нее регионов. Это особенно актуально для такого государства, как Российская Федерация, в силу протяженности территорий и сохраняющегося неравенства их социально-экономического развития.

Библиографический список:

1. Валькова, В. А. Экономическая безопасность в системе устойчивого функционирования предприятия / В. А. Валькова, Е. В. Бакальская // Научный форум: тенденции развития науки и общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2019. - С 101-102.

2. Афонцев, С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности / С. Афонцева // Россия XXI века. - 2001. - № 2. - С. 41.

3. Кормишкин, Е. Д. Методологические основы исследования экономической безопасности региона специальность 08.00.01(1) - Общая экономическая теория 08.00.05(11) - Экономическая безопасность : диссертация на соискание ученой степени доктора эконмических наук / Евгений Данилович Кормишкин ; Мордовский государственный унйверситет имени Н. П. Огарева. - Москва, 2003. - С. 39-40.

4. Корнилов, М. Я. Экономическая безопасность России: основы теории и методологии исследования : учебное пособие / М. Я. Корнилов ; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - 2-е изд., стереотип. - Москва : РАГС, 2011. - С. 19.

УДК 372

ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС «ЯКЛАСС» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCE «YAKLASS» AS A MEANS OF DEVELOPING INFORMATION CULTURE OF STUDENTS

Разумова О. В., канд. пед. наук, доцент Садыкова Е. Р., канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Россия, Республика Татарстан, г. Казань miraolga@rambler.ru, sadikova_er@mail.ru Кукушкина А. В., учитель математики Лицей № 146 «Ресурс» Россия, Республика Татарстан, г. Казань anna_93-93@bk.ru

Аннотация. В статье раскрыты возможности цифрового образовательного ресурса «Якласс» в контексте формирования и развития информационной культуры учащихся на уроках математики. Представлены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровой образовательный ресурс, Якласс, информационная культура.

Abstract. The article reveals the possibilities of the digital educational resource «Yaklass» in the context of the formation and development of students' information culture of in mathematics lessons. Some results of experimental work in secondary schools are presented.

^ywords: the digitalization of education, digital educational resource, Yaklass, information culture.

Современный этап развития общества характеризуется активной информатизацией всех сфер социальной действительности. Использование различных форм и способов представления информации способствует активизации познавательного интереса субъектов образования, способности к анализу и синтезу информации, логического мышления, развитию метапредметных умений [1; 2].

Вместе с тем, столь глубокая информатизация современного общества имеет и оборотную сторону, сущность которой состоит в несформированности у большинства его субъектов информационной культуры, представляющей сегодня существенный компонент общей культуры личности [3]. В связи с этим, в настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является задача формирования у учащихся основных элементов информационной культуры, которые позволят будущему выпускнику успешно продолжать свое обучение в системе профессионального образования, быть эффективным в ходе трудовой деятельности и ориентироваться в современном мире, наполненном информацией. Решение этой задачи соответствует социальному запросу современного общества и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта [4].

В качестве цифрового образовательного ресурса (ЦОР), используемого в процессе экспериментальной работы на уроках математики, с целью повышения уровня развития информационной культуры учащихся, нами выбран ЦОР «Якласс», предоставляющий возможности проведения дистанционной работы с учащимися. «Якласс» представляет собой образовательный интернет-ресурс, материалами которого могут воспользоваться как педагоги и учащиеся, так и родители школьников. Особенностью использования ресурса является то, что им можно воспользоваться не только с помощью компьютера, но и с мобильных устройств, что не только особенно привлекательно для современных учащихся, но и делает процесс использования материалов «Якласс» более удобным для всех участников образовательного процесса.

Для диагностики уровня сформированности информационной культуры учащихся нами использовались модифицированные тесты И. Гендиной, Н. И. Колковой, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубовой [5]. Тестовые задания объединены в разделы: информационные ресурсы и информационная культура общества; основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в библиотеках и органах информации; информационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.